Программа развития по коррекции в домах ребенка

Индивидуальная программа коррекционно-развивающего обучения ребёнка

1 г. 9мес – 2г.

Социальное развитие

Продолжать устанавливать более прочные эмоциональные контакты с близкими взрослыми: вызвать эмоции радости, удовольствия, удовлетворения и поддержания состояние психологического комфорта, укрепление положительных эмоциональных связей. Формировать различные формы общения с взрослыми: здороваться , благодарить, выражать просьбу словом (облегченным для ребёнка);

Продолжать учить показывать свои части тела и лица: «Где голова? Где глазки?», «Где ручки?», «Где Ножки?» и.д.

Учить воспринимать себя в зеркале «Кто там?», «Я, Маша» учить называть себя по имени и т.д.

Развитие активной речи

Продолжать расширять активный словарь. Закреплять знания детей о цвете предметов (красный, синий, желтый, зеленый), размере (большой, маленький), о форме (кубик, кирпичик, крыша-призма), состоянии (чистый, гряз­ный), а также место нахождения предмета (здесь, там); временных (сейчас) и количественных (один и много) отношениях (к концу года). Продолжать формировать обобщенные представления о предметах и действи­ях. Учить узнавать и показывать знакомые предметы независимо от их размера и цвета (мяч большой и маленький, красный и синий и т.п.); соотносить одно и то же действие с несколькими предметами (кор­мить можно куклу, мишку, слоника и т.п.).

Содействовать пониманию сюжетов небольших инсценировок с игрушками, спектаклей кукольного театра о событиях, знакомых ре­бенку по личному опыту.

Развитие понимания речи

Расширять запас понимаемых слов. Продолжать развивать понимание обращенной речи: учить показывать некоторые действия. Поощрять замену звукоподражательных слов общеупотребитель­ными (вместо ав-ав – собака и т.п.).

Побуждать произносить по подражанию новые слова, предложения из двух-трех слов; отвечать короткой фразой на понятные вопросы взрослых.

Продолжать расширять активный словарь: называть предметы, их назначение, состояние людей; использовать существительные, прила­гательные, глаголы. Приучать правильно пользоваться местоимениями (я, ты, мне и др., наречиями (там, туда), предлогами (в, на, за).

Формировать умение называть предметы ближайшего окружения в естественной среде, на картинках; узнавать и называть на картинках людей различного пола и возраста.

Способствовать развитию потребности детей в общении посредством речи. Подсказывать им поводы для обращения к взрослым и свер­стникам {попроси, поблагодари, предложи, посмотри, кто пришел, и нам скажи и т.д.).

Развитие сенсорных способностей.

Совершенствовать разнообразные действия с предметами (откры­вать-закрывать, нанизывать-снимать, прокатывать, втыкать, шнуро­вать, накладывать), ориентируясь на их величину (большой, малень­кий), цвет (красный, синий), базовую плоскостную фигуру (круг, квад­рат, треугольник).

Учить различать четыре цвета (красный, синий, желтый, зеле­ный); по предложению взрослого отбирать предметы определенно­го цвета. Использовать специальные дидактические пособия: помогать детям соотносить цвет и форму грибочков и втулочек с цветовым полем и фигурными отверстиями коробок и столиков.

Занятия со строительным материалом (настольным, напольным). Знакомить детей с некоторыми формами (кубик, кирпичик, призма, цилиндр), “опредмечивая” их (цилиндр – столбик, труба, призма – крыша). Учить способам конструирования – прикладыванию, накладыва­нию. Совместно с взрослым обыгрывать постройки, использовать для игр сюжетные игрушки. Формировать умение пользоваться знакомыми формами строи­тельного материала и элементами пластмассовых конструкторов при сооружении собственных разнообразных построек.

Физическое развитие. Общая и мелкая моторика рук.

Развивать движения рук и совершенствовать ручную и мелкую моторику:

Совершенствовать умение проталкивать предметы в соответствующие отверстия; учить закрывать отверстия разной формы (круглой, квадратной, треугольной).

Учить выполнять по просьбе взрослого соотносящие действия: собирать пирамидку, раскладывать шарики в зависимости от величины коробочек, и подбирать им крышки. учить собирать и разбирать вкладыши состоящие из 6-8 шт. ;

Учить выполнять по просьбе взрослого орудийные действия с предметами: ударять молоточком по коробочке, забивать деревянные гвоздики;

Учить перекладывать ложкой, сочком мелкие игрушки в коробочку или ведёрко и т.д.

Учить способам конструирования – прикладыванию, накладыванию. Совместно со взрослым обыгрывать постройки, используя для игр сюжетные игрушки.

Формировать умение пользоваться знакомыми формами строительного материала и элементами пластмассовых конструкторов при сооружении новых построек.

Формирование предметной деятельности. Обучение игре.

Учить выполнять предметно игровые действия: прокатывать шарики по желобку через ворота, катать матрёшку, зайку в тележке; возить в машине кубики, кирпичики, шарики; катать куклу в коляске; играть с воздушными шарами, махать ленточкой, ловить шарик, отдавать его взрослому, брать за ленточку; учить кормить куклу (зайку, мишку и т.д.), используя совместные действия взрослого с ребенком или подражать действиям взрослого.

Учить играть в прятки – накрывать его головку платком и говорить: «Где ты?», «Где тётя?», «Ку-ку» т.д. Предложить игры с другими детьми «Спрятался Вася», «Спряталась Лена». И т.д. Учить воспроизводить часто наблюдаемые действия с игрушками: «Уложи мишку спать», «Накорми мишку», «Искупаем Катю», «Покачай Нину», «Оденем Мишку на прогулку» и т.д. Учить воспроизводить простые постройки.

Автор: Евгения Владимировна Лепёшкина

Источник

Список программ, рекомендованных для использования в ДОУ специалистами психологической службы

Название программы

Тематика

Автор

Источник

1

«Азбука общения»

Развитие личности ребёнка, навыков общения со сверстниками и взрослыми

Л.М. Шипицына, О.В. Зарицкая, А.П. Воронова, Т.А. Нилова

Азбука общения Развитие личности ребёнка, навыков общения со сверстниками и взрослыми (для детей от 3 до 6 лет), Методическое пособие, Детство-пресс, С-Петербург

2

«Готовность к школе: развивающие программы» 

Повышение уровня готовности к школьному обучению 

Под ред. И.В. Дубровной 

Готовность к школе: развивающие программы/ Екатеринбург: Деловая книга 

3

«Психогимнастика в детском саду» 

Снятие эмоционального напряжения, обучение ауторелаксации, формирование моральных представлений. 

Е.А. Алябьева. 

«Психогимнастика в детском саду» Москва, «Сфера» 

4

«Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста» 

Читайте также:  Детский сад познавательно речевое направление центр развития ребенка

Развитие эмпатии, коммуникативных навыков, психокоррекция агрессивного и конфликтного поведения 

Е.А. Алябьева 

«Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста» Москва, «Сфера» 

5

«Развиваем пространственные представления у детей с особенностями психофизического развития» 

Развитие пространственного представления 

И.К. Боровская, И.В. Ковалец 

«Развиваем пространственные представления у детей с особенностями психофизического развития» «Владос», Москва 

6

«Учимся по сказке» 

Развитие мышления с помощью мнемотехники 

Ю.Б. Галанов 

«Иматон» Комплексное обеспечение психологической практики 

7

«Волшебная страна внутри нас» 

Программа эмоционально-волевого развития для детей и подростков 

Г. Грабенко, Т. Зинкевич-Евстигнеева, Д. Фролов 

Тренинг по сказкотерапии. – СПб 

8

«Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми» 

Формирование положительной самооценки и эмоциональной устойчивости у детей 5-7 лет 

И.В. Ганичева 

Телесно-ориентированные подходы психокоррекционной и развивающей работы с детьми. Федеральная целевая программа! Культура России». М.: «Книголюб» 

9

Интеллектуально развивающие занятия со старшими дошкольниками 

Подготовка к школе 

М.Р. Григорьева 

Интеллектуально развивающие занятия со старшими дошкольниками, «Учитель» 

10

«В мире детских эмоций» 

Развитие эмоциональной сферы дошкольников 

Т.А. Данилина, В.Е. Зедгенидзе, М.М. Степина 

«В мире детских эмоций», М., Айрис-пресс 

11

«Дети с задержкой психического развития: подготовка к школе» 

Подготовка к школе 

О.И. Журбина 

«Дети с задержкой психического развития: подготовка к школе», «Феникс», Ростов-на-Дону 

12

«Примерная коррекционная программа»

Коррекция агрессивного поведения детей 

М.Н. Заостровцева, Н.В. Перешеина 

«Агрессивное поведение, коррекция поведения дошкольников», Изд. ТЦ «Сфера», М 

13

«Развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста» 

Формирование осознанного восприятия эмоций. Умение адекватно выражать эмоциональные состояния и т.д. 

И. Залесская, С. Антонова, С. Орехова, В. Ганжа 

«Дошкольный психолог» – №1. 

14

“Агрессивное поведение”

Коррекция поведения дошкольников

Заостровцева, Н.В. Перешеина

Агрессивное поведение, М.: «Сфера» 

15

«Театр настроений» 

Коррекция и развитие эмоционально-нравственной сферы дошкольников 

Г.П. Иванова 

Театр настроений. М.: ООО «Скрипторий» 

16

«Знакомство с моральными качествами» Программа нравственного воспитания для старших дошкольников 

Формирование негативного отношения к проявлению негативных качеств 

Р. Калинина 

«Школьный психолог» . – №3 

17

«Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе» 

Развитие познавательных процессов и эмоционально-личностной сферы старших дошкольников 

Л.И. Катаева 

Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе. Методическое пособие, «Книголюб», М 

18

«Учим детей общению. Характер, коммуникабельность» 

Методы мышечного расслабления 

Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина 

Учим детей общению. Характер, коммуникабельность, Ярославль, Академия развития 

19

«Подарки фей» 

Формирование нравственной сферы 

А.Ю. Капская. Т.Л. Мирончик 

«Подарки фей, развивающая сказкотерапия для детей», Изд. «Речь», С-Петербург 

20

«Программы коррекции тревожности методом директивной игротерапии» 

Коррекция тревожности 

Л.М. Костина 

«Игровая терапия с тревожными детьми», Изд. «Речь», С-Петербург 

21

«Программа психологических занятий» 

Развитие познавательных и психических процессов, коммуникативных умений 

Н.Ю. Куражева, Н.В. Вараева 

«Цветик-семицветик». Программа психологических занятий с дошкольниками, Изд. «Речь», С-Петербург 

22

«Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» 

Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста 

С.В. Крюкова, Н.П. Слободняк 

«Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь», Изд. «Генезис», М 

23

«В мире друзей» 

Эмоционально-личностное развитие детей 

Е.В. Котова

« В мире друзей», Изд. «Сфера» 

24

«Давайте жить дружно» 

Адаптация детей 4-6 лет к ДОУ 

С.В. Крюкова 

«Давайте жить дружно», Изд. «Генезис», М 

25

«Профилактика агрессивного поведения у детей раннего возраста» 

Оптимизация детско-родительских отношений, преодоление упрямства и негативизма в период кризиса 3-х лет, обучение детей социально-приемлемым формам выражения эмоций 

И.В. Ковалёва 

«Профилактика агрессивного поведения у детей раннего возраста», Изд. «Айрис Пресс», М 

26

«Учим детей общению. Характер, коммуникабельность» 

Методы мышечного расслабления 

Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина 

Учим детей общению. Характер, коммуникабельность, Ярославль, Академия развития 

27

«Познаю себя» 

Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста 

М.В. Корепанова, Е.В. Харламова 

Познаю себя. Методические рекомендации к программе социально-личностного развития детей дошкольного возраста. Образовательная система «Школа – 2100», «Детский сад 2100», М.: «Баласс» 

28

«Тренинг эффективного взаимодействия с детьми» 

Комплексная программа работы с агрессивными, гиперактивными, тревожными и аутичными детьми 

Е.К. Лютова, Г.Б. Монина 

Тренинг эффективного взаимодействия с детьми (комплексная программа работы с агрессивными, гиперактивными, тревожными и аутичными детьми), Изд. СПб «Речь», 

29

«Занятия с детьми младшего дошкольного возраста» 

Игры на развитие воображения, игры для детей 2-х, 3-х лет 

М.М. Миронова 

«Занятия с детьми младшего дошкольного возраста» ИТД Корифей, Волгоград 

30

«Скоро в школу» 

Подготовка к школе 

Т.В. Модестова 

«Скоро в школу». Санкт-Петербург, «Литера» 

31

Модестова«Скоро в школу». Санкт-Петербург, «Литера»«Программа развития и коррекции внимания» 

Развитие свойств внимания 

А.А. Осипова, Л.И. Малашинская 

Диагностика и коррекция внимания. Программа для детей 5-9 лет, М.: ТЦ «Сфера» 

32

«Программа помощи детям с нарушением структуры самосознания» 

Коррекция и развитие различных структур самосознания 

Р.В. Овчарова 

Практическая психология в начальной школе, М.: ТЦ «Сфера» 

33

«Мультимодальная» программа развития детей 

Коррекция синдрома дефицита внимания и гиперактивности 

О.И. Политика 

«Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности», Изд. «Речь», С-Петербург 

34

« Погружение в сказку» 

Коррекционно-развивающая программа для детей имеющих проблемы с речью и эмоциональной стабильностью. 

Н. Погосова 

Тренинг по сказкотерапии. – СПб, 

35

«Школа внимания» 

Развитие и коррекция внимания, произвольности, способности планировать и контролировать свои действия 

Н.М. Пылаева, Т.В. Ахутина 

Школа внимания. Методика развития и коррекции внимания у детей 5-7 лет. М.: ИНТОР. 

36

«Игротерапия общения с детьми» 

Коррекция и развитие эмоционально-личностной сферы дошкольника 

Читайте также:  Индивидуальная карта развития ребенка с нарушением слуха

М.А. Панфилова 

Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей, М.: Изд. «Гном и Д» 

37

«Игровая терапия с родителями» 

Гармонизация отношений детей и взрослых 

М.А. Панфилова 

Игротерапия общения: тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей, М.: Изд. «Гном и Д» 

38

Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации 

Успешная адаптация к ДОУ 

А.С. Роньжина 

Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации. Книголюб 

39

«Дружная семейка» 

Адаптация детей к ДОУ 

Е.О. Севастьянова

«Дружная семейка», Изд. ТЦ «Сфера», М. 

40

«Программа нейропсихологического развития и коррекции детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности» 

А.Л. Сиротюк 

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. М.: ТЦ «Сфера» 

41

«Времена года» 

Коррекционно-развивающая программа для дошкольников с проблемами в интеллектуальном и речевом развитии. 

О. Смирнов 

Тренинг по сказкотерапии. – СПб, 

42

«Маленький лидер» Коррекционно-развивающая программа для детей 5-7 лет 

Социальное развитие и социальная адаптация детей. 

С. Стебленко 

«Дошкольный психолог» – №4 

43

Программа психокоррекционных игр для детей старших групп детского сада и младших школьников 

Развитие психических процессов: мышления. Памяти, внимания; развитие произвольных движений и самоконтроля: развитие эмоциональной сферы детей. 

Н.В. Самоукина 

Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. – М.М Новая школа 

44

«Я учусь владеть собой» 

Формирование эмоциональной стабильности и положительной самооценки у детей дошкольного возраста 

Н.П. Слободяник 

Я учусь владеть собой, М.: «Генезис» 

45

«Хочу всё знать» 

Индивидуальные занятия для развития интеллекта детей 5-7 лет 

Е. О. Севастьянова 

Хочу всё знать, М.: «Сфера» 

46

«Проблемные дети, основы психодиагностической и коррекционной работы психолога 

Н.Я. Семаго, М.М. Семаго 

«Проблемные дети, основы психодиагностической и коррекционной. М., «Аркти» 

47

«Формирование мышления у детей с отклонением в развитии» 

Формирование мышления у детей 

Е.А. Стеблева 

«Формирование мышления у детей с отклонением в развитии». ГИЦ, «Владос», Москва 

48

«Программа групповых занятий с дошкольников» 

Развитие и сохранение психологического здоровья дошкольников 

Развитие и сохранение психологического здоровья дошкольников 

«Тропинка к своему Я», Изд. «Генезис», М. 

49

«Лесенка радости» 

Коррекция негативных личностных отклонений в дошкольном и младшем школьном возрасте (блоки: эмоциональный, когнитивный, поведенческий) 

О.В. Хухлаева 

Изд. «Совершенство», М. 

50

«Маленькие игры в большое счастье» 

Индивидуальная коррекционная работа с детьми для сохранения психологического здоровья 

О.В. Хухлаева, О.Е. Хухлаев, И.М. Первушина 

Маленькие игры в большое счастье. – М.: Апрель-Пресс, ЭКСМО – Пресс 

51

«Программа развития творческого мышления детей» 

Развитие беглости, гибкости, оригинальности мышления 

З.В. Шашкова 

«Программа развития творческого мышления детей», Изд. «Глобус», М 

52

«Программа коррекции и развития социально-эмоциональной сферы детей» 

Коррекция негативных тенденций социально-эмоционального развития детей, развитие социально-эмоционального благополучия ребёнка через формирование внутренней устойчивости, автономности 

Г.А. Широкова

Справочник дошкольного психолога. Р-на/Д, 

53

«Разгадай тайну песочной страны» Коррекционно-развивающая программа для дошкольников с использованием дидактических игр на песке 

Развитие сенсорно-перцептивной сферы и т.д. 

Ю. Шиманович 

«Школьный психолог» – №5 

54

«Страхи – это серьёзно. Как помочь ребёнку избавиться от страхов» 

Игры и задания на развитие и коррекцию эмоциональной сферы дошкольников 

Т.Л. Шишова 

Страхи – это серьёзно. Как помочь ребёнку избавиться от страхов. М.: «Искатель» 

55

«Коррекционно-развивающие занятия в младшей группе, в средней группе, в старшей группе» 

Развитие познавательных процессов 

В.Л. Шарохина 

Коррекционно-развивающие занятия в младшей группе, в средней группе, в старшей группе. М.: Книголюб (Психологическая служба) 

56

«Программа социально-психологической коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста» 

Профилактика и коррекция негативных личностных нарушений и развитие коммуникативных навыков 

И. Ярушина

««Школьный психолог» » – №4 

57

58

59

60

61

62

63

Источник

Программа

 коррекционно-развивающей помощи ребенку с РДА
(ранний детский аутизм)

Что такое «аутизм»?

Термин аутизм происходит от латинского слова autos – «сам» и означает отрыв от реальности, отгороженности от мира.

 Наиболее существенные симптомы РДА:

  • одиночество ребенка, отсутствие стремления к общению, потребности в контактах с окружающими;
  • отгороженность от внешнего мира;
  • сопротивление любым переменам обстановки;
  • склонность к стереотипиям;
  • однообразие интересов и пристрастий;
  • слабость эмоционального реагирования по отношению к близким, даже к матери, вплоть до полного безразличия к ним (аффективная блокада);
  • неспособность дифференцировать людей и неодушевленные предметы;
  • речевые нарушения;
  • повышенная тревожность;
  • недостаточная реакция на зрительные и слуховые раздражители;
  • наличие ритуалов;
  • наличие сверхпривязанности к некоторым предметам.

Актуальность проблемы

Проблема раннего детского аутизма обусловлена не только высокой частотой данной патологии развития, но и большим процентом детской инвалидности. Все более очевидной становится целесообразность разработки психологической помощи, в полной мере удовлетворяющей нужды и потребности как ребенка с РДА, так и его семьи.

Выделяется четыре группы РДА.
 В настоящее время распространена классификация, выделенная О.С. Никольской, Е.Р. Баенской, М.М. Либлинг.

       I ГРУППА – наиболее тяжелая форма аутизма.

       Характерные признаки:

  • эмоциональный контакт со взрослыми отсутствует;
  • реакция на внешние раздражители слабы;
  • типична мимическая маска глубокого покоя;
  • характерно полевое поведение (бесцельное перемещение по комнате);
  • избегание сильных стимулов, вызывающих страх (шум, яркий свет, прикосновение и т.д.).

II ГРУППА.

Характерные признаки:

присутствует реакция на неприятные физические ощущения (боль, холод, голод);

Читайте также:  Процесс развития ребенка в утробе матери картинки

в речи преобладают однотипные штампы-команды;

возможно выполнение просьб матери;

чремерная привязанность к матери;

сочетание эмоциональной холодности к окружающим с повышенной чувствительностью к состоянию матери;

стереотипные действия, направленные на стимуляцию органов чувств (шуршание бумагой, вращение предметов перед глазами и т.д.);

стимулирование вестибулярного аппарата раскачиванием, подпрыгиванием и т.д.;

ритуализация повседневной жизни.

      III ГРУППА.

      Характерные признаки:

  • наличие речи в виде эмоционально насыщенного монолога;
  • способность выразить свои потребности посредством речи;
  • конфликтность;
  • поглощенность одним и тем же занятием;
  • большой словарный запас “книжного характера”;
  • парадоксальное сочетание тревожности и пугливости с потребностью в повторном переживании травмирующих впечатлений.

      IV ГРУППА – наиболее благоприятная в плане коррекции.

       Характерные признаки:

  • способность к общению;
  • интеллектуальные функции сохранны;
  • чрезмерная потребность к защите и эмоциональной поддержке со стороны матери;
  • присутствие ритуальных форм поведения;
  • круг общения ограничен близкими взрослыми;
  • трудности в усвоении двигательных навыков.

Комплексная программа коррекционно-развивающей помощи ребенку с РДА.

Направления помощи

Этапы

МЕДИКОМЕТОЗНАЯ

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ

РАБОТА С СЕМЬЕЙ

I Диагностический

Медицинская диагностика, характеристика состояния ребенка, определение прогноза

диагностика проявлений психического дизонтогенеза ребенка

проведение педагогической диагностики, педагогического обследования ребенка

определение особенностей речевого развития ребенка

установление взаимопонимания и тесного контакта с родителями

II Адаптационный

психотерапия родителей. привлечение к процессу медикаментозного лечения

установление контакта со взрослым: смягчение общего фона сенсорного и эмоционального дискомфорта, тревоги, страхов

адаптация к новым условиям; формирование навыков самообслуживания

взаимодействие ребенка и взрослого; тренировка мускулатуры артикуляционного аппарата

ознакомление родителей с рядом психических особенностей ребенка

III Активирующий

купирование болезненных симптомов и стимулирование психической активности ребенка

стимуляция психической активности направленной на взаимодействие со взрослыми и сверстниками

пропедевтика обучения (коррекция специфического недоразвития восприятия, моторики, внимания, речи)

активация речи с помощью жестов, песен, стихов, в ходе тонизирующей игры, просмотр фильмов

составление индивидуального плана, программы обучения аутичного ребенка в домашних условиях

IV Формирующий

медикаментозное лечение гибко корригируется, то тонизируя активность ребенка, то купируя

формирование у ребенка целенаправленного поведения

обучение чтению, письму; формирование навыков изобразительной деятельности, навыков игры со сверстниками

работа по формированию диалогической речи, обучение спонтанно воспроизводить слова, штампы

обучение родителей методикам воспитания аутичного ребенка: организация его режима, привитие навыков самооблуживания

VI Коррегирующий

поддерживающая психофармакологическая и общеукрепляющая терапия; массаж

преодоление отрицательных форм поведения: агрессии, негативизма, расторможенности влечений

реализация коррекционно-развивающих задач; коммуникация и социализация ребенка в обществе, расширение представлений об окружающем мире

обучение спонтанной речи; постепенное расширение словарного запаса слов; все действия комментируются речью; коррекция речевых нарушений

обучение холп    подготовка к школе

Программно-методическое содержание

 индивидуального сопровождения аутичных детей

    Коррекционно- развивающая работа должна проводиться комплексно, группой специалистов различного профиля, включая детских психиатров, невропатологов, логопедов, педагогов-воспитателей, музыкального работника, а также родителей.

    Работа коррекционного назначения осуществляется специальным педагогом и воспитателем при условии, если ребенок принят в дошкольное образовательное учреждение. Коррекционно-образовательная работа направлена на социализацию детей, на преодоление имеющихся у них нарушений и предупреждение вторичных изменений в физическом и психическом развитии.

     Приоритетным для детей с проявлениями аутизма являются следующие направления:

  •  – коррекция эмоциональной сферы
  • – формирование поведения
  • – социально-бытовая адаптация

    Воспитатель осуществляет коррекционно-развивающую работу с учетом индивидуальных образовательных потребностей ребенка в процессе режимных моментов, на занятиях со всей группой и по подгруппам.

Таблица 1. Формирование поведения.

Формирование поведения

Программное содержание

Методические рекомендации

Пути их реализации

– поведение, приносящее вред самому себе (кусание)

– агрессивное поведение (оплевывание)

– прекращение деятельности

– взятие в рот несъедобных предметов

– эхолалическое задавание вопросов

– дефицит поведения (нежелание физического контакта)

  • преодоление нежелательных реакций ребенка,
  • предупреждение вспышек агрессии

– предупреждение нарастания негативизма

– преодоление коммуникативного барьера

– формирование целенаправленного поведения

– организация положительного взаимодействия ребенка и взрослого

– развитие коммуникативного поведения

– использование недирективной гибкой тактики управления

– исключение настойчивых просьб, уговоров

– предупреждение психической истощаемости

– предварение негативных действий ребенка

– пассивное выполнение задания

– ослабление фиксации внимания ребенка на моменте общения, как средство преодоления коммуникативного барьера

– использование противоречивых, взаимоисключающих инструкций для ослабления фиксации внимания ребенка на общении

– организация приемов, в котором ребенок становится в положении регулятора поведения взрослого

– снятие возбуждения

– смена видов деятельности

– необходимо учитывать интересы и влечения детей

– предлагать ребенку отдохнуть

– использование игрушек, как отвлекающий маневр

– взрослый отвлекает ученика от игры в мяч чтением стихов в слух

– применение игры «Пинай! Не пинай»

– рекомендуется применять игру «Лошадка» .

– для снятия возбуждения используется игра типа «Узнай предмет», «Эхо» .

Таблица 2. Коррекция эмоциональной сферы.

Эмоциональное воспитание

Программное содержание

Методические рекомендации

Пути их реализации

– гнев, протекающий в форме аффекта

– отвращение (протекающее совместно с гневом)

– страх, проявляющийся при реальной или воображаемой ребенком опасности

– установление положительного эмоционального контакта с ребенком

– преодоление негативных реакций на окружающую среду

– коррекция аффективных проявлений, использование их и стереотипных действий ребенка для коммуникативного взаимодействия в игре

– обучение ребенка «языку чувств» (т.е. формирование эмоций)

– развитие творческих способностей

– работа с родителями

– применение мет