Программа развития ответственности у ребенка

Программа развития ответственности у ребенка thumbnail
Елена Петрусенко — психолог, специалист по работе с подростками.

Что такое ответственность

Согласно толковому словарю Ожегова, ответственность — это необходимость отдавать отчёт в своих действиях. Психология трактует данное понятие немного шире.  

Ответственность — это способность исполнять обязательства и следовать принятым в обществе правилам, а также осознавать последствия своего влияния на мир.  

Ответственность глазами подростка

В подростковом возрасте человеку нормально быть инфантильным. Кому-то в большей, кому-то в меньшей степени, но в любом случае, для подсознания нормальны паттерны, согласно которым за всё отвечают родители.

Картина мира подростка неполна, а опыт скуден, он не может в полной мере осознать глубину слова «ответственность». Ему бывает сложно проследить причинно-следственную связь между поступком или событием и последствиями.

Хорошая новость: ответственность не является частью характера. Это ценностный ориентир, который подросток может приобрести с помощью взрослых.

Советы по воспитанию ответственности

С помощью этих рекомендаций можно помочь ребёнку преодолеть подростковый инфантилизм и стать более зрелым.

1. Не навязывайте ребёнку свои цели  

«Вот исполнится тебе 18-ть, будешь сам решать, а пока я за тебя отвечаю!» — такую фразу можно часто услышать от отцов и матерей. И это нормально в ситуации угрозы жизни или здоровью ребёнка. Но родители зачастую применяют этот аргумент слишком часто.

Чтобы воспитать ответственного ребёнка, который будет сам отвечать за свою жизнь, необходимо узнать, каковы его цели. Быть может, он вовсе не хочет поступать в тот вуз, который вы для него выбрали?  

Спрашивайте у подростка, чего он хочет! Возможно, его цель покажется вам глупой. Но ни в коем случае не высмеивайте и не воспринимайте её в штыки.

Любую цель можно мягко скорректировать. Для начала обозначьте задачи, которые придётся реализовать для достижения выбранной цели. Например, если подросток грезит стать звездой Голливуда, то он должен понимать, что ему как минимум нужен великолепный английский. Готов ли он работать над этим?  

Зачастую подростки с жаром берутся за реализацию каких-то задач, а в процессе понимают, что их первичная цель ложна, и на самом деле они хотят совершенно другого.  

2. Не путайте ответственность с послушанием

Если подросток под чутким руководством взрослого выполняет определённые вещи, это ещё не ответственность. Это исполнительность.

Послушный ребёнок прекрасно, с большим таким энтузиазмом и чувством собственного достоинства может сделать домашнее задание. А ответственный разработает план, который поможет ему всегда всё сдавать вовремя. Один — выполняет инструкции, другой — думает о последствиях.

Как ни парадоксально, именно исполнительные школьники чаще всего списывают. Им важно отчитаться перед мамой с папой: «Смотрите, у меня “пятёрка”!». Ответственные дети стремятся получать реальные знания и готовы отвечать как за хорошие, так и за плохие оценки.

3. Не сравнивайте ни с кем подростка

Сравнения — это несправедливый упрёк. Разве можно что-то требовать от индивида, не имеющего релевантного опыта? Сравнения причиняют боль.

У каждого ребёнка уникальное ядро психики. Оно формируется примерно до трёх лет под влиянием условий содержания, воспитания и взаимоотношений со взрослыми. И если «сын вашей подруги» уже в первом классе самостоятельно добирался до школы и делал уроки, то вовсе не обязательно, что ваш ребёнок тоже к этому готов.

Не стоит сравнивать подростка и с собой в прошлом: «Вот я в твои годы!». Это всё равно, что чемпиону по прыжкам с парашютом успокаивать того, кто впервые поднялся в небо. У вас есть опыт разрешения той или иной ситуации, а у подростка — нет.

4. Поощряйте самостоятельность

Чувства ответственности не может быть без чувства самостоятельности. Если родители постоянно напоминают подростку расписание уроков, моют за него чашку и не позволяют одному передвигаться по городу, то ответственность не развивается.

Необходимо усмирить страх за своё чадо и позволить ребёнку получать собственный опыт. Чем раньше, тем лучше.  

Давайте подросткам посильные задания. Прекрасно ориентируется в Сети? Пусть найдёт для семьи выгодные авиабилеты к отпуску. Отправляйте его в магазин не с конкретным списком, а просьбой купить продукты для ужина. Пусть возьмёт то, что посчитает нужным, и увидит, можно ли из этого что-то приготовить.

И не забывайте хвалить ребёнка за любое проявление самостоятельности! В психологии это называется положительным подкреплением. Обязательно отмечайте, когда ребёнок сам сделал уроки, вынес мусор или проявил другую инициативу. Так он поймёт, как здорово быть самостоятельным! Мама с папой довольны, можно заняться с ними чем-то интересным, а сам подросток удовлетворён, так как получил новый опыт.

Внимание — не путайте положительное подкрепление с банальным подкупом. «Сделаешь уроки сам — получишь сто рублей». Это не только не способствует формированию ответственности в ребёнке, но и демонстрирует, как взрослый спихивает с себя неприятные задачи.

5. Подкрепляйте права обязанностями

С подростками отлично работает конструкция «Если…, то…». Пример: если ты возьмёшь на себя ответственность за чистоту посуду после еды, то я разрешу тебе гулять до десяти.

6. Разграничивайте зоны ответственности

Возьмите листок бумаги и выпишите всё, что вас раздражает, беспокоит или пугает в собственном ребёнке. Это может быть что угодно. Например, не моет за собой посуду, занудствует, не убирается, излишне открыт или наоборот замкнут. У кого-то перечень будет состоять из одного, а у кого-то из множества пунктов.

Взгляните на получившийся список и подумайте, что из этого касается лично вас. Вряд ли разбросанные тетради можно назвать вашей проблемой. Это зона ответственности подростка. Даже если это ужасно бесит.

Пункты, которые влияют на вас и других домочадцев, необходимо обсудить с подростком. Спокойно, без крика и ультиматумов объясните, как невыполнение обязательств может негативно сказаться на окружающих и к каким последствиям привести.

Например, из-за беспорядка в комнате могут завестись тараканы, которые расползутся по всему дому. Если подросток несамостоятелен в этом вопросе, вам мне придётся заходить в его комнату и наводить порядок. При этом он, вероятно, будет злиться из-за нарушения его личного пространства.

7. Готовьте подростка к трудностям

Оградить ребёнка от всех невзгод и проблем — естественный родительский инстинкт. Но из-за гиперопеки дети вступают во взрослую жизнь неподготовленными.

Подросток должен понимать, что вокруг него довольно сложный мир, где у каждого свои задачи и обязательства. Так, вполне нормально поделиться с сыном или дочкой тем, что вам не нравится ваша работа, но вы не можете её сменить, так как нужно оплачивать коммунальные услуги. Эта информация даст тинейджеру представление о семейной ответственности и он вполне в силах её «переварить». Но не стоит излишне перегружать подростка подробностями. Пусть он поймёт всю неидеальность мира чуть позже.

8. Демонстрируйте путь решения проблемы

Чаще всего дети не видят путь от запроса (я хочу есть) до результата (котлета на тарелке). Взрослым проще решить проблему, чем объяснять, как это делается. И это ещё одна из причин, почему не формируется ответственность.

Обязательно демонстрируйте подростку, как протекают те или иные процессы. Позволяйте ему самому что-то делать: готовить еду, чинить велосипед, заполнять документы. Не кричите, если у него не получается. Лучше спросите: «Как ты думаешь, ты справился? Могу я тебе помочь?».

9. Вводите санкции за безответственное поведение

В юриспруденции ответственность предполагает меры принуждения к нарушителям. И с этой гранью ответственности подросток тоже должен быть знаком.

Рассмотрим пример. Родители дали школьнику сто рублей и попросили по пути домой купить хлеб, а он прогулял эти деньги с друзьями. Если родители просто отругают его, то велика вероятность, что ситуация повторится.

Должны последовать санкции. Не наказание, а именно санкции! Подросток должен знать, что безответственность разрушает договорённости. Если родители потеряют доверие, та самая конструкция «Если…, то…», сломается. Станет меньше обязанностей, но и права тоже убавятся.   

10. Будьте примером

Дети считывают мир через ощущения и постоянно наблюдает за родителями. Они тонко подмечают, как общаетесь и выполняете обещания именно вы. И если уж призывать подростка к ответственности, то нужно и самому её демонстрировать.

Источник

Все мамы и папы хотят, чтобы их ребенок вырос сознательным человеком, способным планировать свои действия и отвечать за их последствия, – словом, человеком, на которого можно положиться. Воспитание у детей чувства ответственности – прерогатива родителей. Как правильно это сделать, расскажем в нашей статье.

С какого возраста у детей можно воспитывать ответственность 

Из чего вообще складывается это качество? Можно выделить такие компоненты:

  • способность принимать решения; 
  • готовность отвечать за их последствия;
  • выполнять данные кому-либо (и самому себе) обещания;
  • анализировать уже имеющийся опыт и не повторять прежних ошибок;
  • умение прогнозировать развитие ситуации.

Это качество не является врожденным, его вполне можно развить. С какого же возраста имеет смысл развивать его у малыша? Давайте посмотрим.

  • дети до 3 лет в силу возраста не способны быть ответственными – просто потому, что не в состоянии предугадать последствия своих поступков. Забавно было бы ожидать от них другого поведения. Да тут еще и кризис трех лет – это тоже радости не добавляет;
  • период с 3 до 5 лет – в этом возрасте уже появляются зачатки ответственного поведения, основанного на степени детской самостоятельности: чем больше вы доверяете малышу обязанностей (в соответствии с возрастом, конечно), тем более ответственным он растет: убрать игрушки, полить цветы, помочь маме разгрузить сумки с покупками и т. д.;
  • с 5 до 7 лет – поведение становится все более сознательным, для развития ответственности оптимально будет расширять список дел, которые вы целиком передаете ребенку на откуп;
  • у младших школьников для развития ответственности следует в первую очередь поощрять самостоятельность и инициативность. 

То есть настоящее становление этого качества у детей начинается лет с четырех, но не позже 5–6 лет. 

Воспитание ответственности у детей: советы

Становление этого качества невозможно без развития самостоятельности. Но одно понятие не подменяет собой другое. Простой пример: в среднестатистическом классе в начальной школе все дети самостоятельные (ну они же умеют одеваться, собирать портфель и делать покупки в магазине, верно?), но при этом ответственных среди них (тех, кто делает все это хорошо и без напоминаний), увы, единицы. Согласитесь, есть разница.

Как же развить у ребенка это качество? Все зависит от возраста вашего сына или дочери. 

Воспитание ответственности у детей дошкольного возраста

Для развития этого качества важно предоставлять дошколенку возможность выбора хотя бы в некоторых ситуациях: «Тебе рыбу на ужин запечь или потушить?», «Какую сказку почитаем на ночь?» и т. д. Это не значит, что нужно советоваться с малышом по каждому поводу. Скажем, если вы пока не уверены, что он сможет правильно подобрать одежду по сезону или в соответствии с ситуацией, можно на первых порах доверить ему что-то несущественное: определиться с цветом колготок или рубашки (при этом вы предлагаете ему выбор из двух-трех подходящих к комплекту, естественно).

Если ваш малыш ходит в детский сад, там он выполняет первые трудовые обязанности:  

  • во время дежурства накрывает на столы перед едой и собирает посуду после трапезы;
  • убирает игрушки на место;
  • заправляет кровать после тихого часа;
  • участвует в осенних и весенних субботниках на территории детского сада.

Эти же самые дела он в состоянии выполнять и дома. Бывает, что взрослые чересчур опекают домашнего малыша, и в итоге мама или бабушка до пяти лет его одевают-раздевают и не дают ему даже элементарных домашних поручений (полить цветы, вымыть сапожки после осенней прогулки по грязи). 

Дети в таком возрасте очень хотят быть взрослыми, поэтому за любое порученное им «взрослое» дело берутся с энтузиазмом. Побочным эффектом такого рвения может стать внеплановая мамина уборка. В любом случае помните, что ребенок очень старался и не виноват в том, что с первого раза что-то не получилось. Похвалите его если не за результат, то хотя бы за желание помочь. Если вы четко видите, что вам придется за него что-то переделывать, выполняйте это не при малыше. Иначе его уверенность в себе и мотивация участвовать в семейных делах дадут трещину, и в следующий раз будет сложно добиться от него помощи по дому. И уж, конечно, не стоит жестко критиковать ребенка либо сравнивать его с кем-то еще (друзьями, детьми своих знакомых или с собой в детстве), если сравнение явно не в его пользу. 

Воспитание ответственности у детей младшего школьного возраста

В этом возрасте нужно расширять список дел, за которые ребенок отвечает персонально. Помимо уроков, это могут быть кормление и выгуливание вашего домашнего питомца или, например, контроль за наличием хлеба и при необходимости его покупка и т. д. Важно, чтобы сын или дочь научились делать это без напоминаний. Младшие школьники не настолько ответственны, чтобы полностью себя контролировать, поэтому определенная помощь в первое время им необходима. Но заключается она не в том, чтобы сделать за отпрыска то, что он в состоянии выполнить сам, а в том, чтобы вовремя напомнить ему о возложенных на него обязанностях. То есть делать с ним уроки не нужно, но стоит поинтересоваться, все ли дела он сделал, прежде чем погрузиться в игру. Есть смысл повесить на холодильник или на магнитную доску в комнате ребенка список его обязанностей, где каждое слово написано крупно и ярко. 

Младшие школьники уже умеют читать. Тем не менее все они любят, когда вслух читают родители. Этот вариант семейного досуга по-настоящему сближает детей и взрослых. Полезно будет познакомить ребенка с книгами, где герои не боятся взять на себя ответственность, в том числе и за других:

  • А. М. Волков «Волшебник Изумрудного города»;
  • А. П. Гайдар «Тимур и его команда»;
  • А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»;
  • В. П. Крапивин «Мальчик со шпагой»;
  • В. А. Осеева «Динка»;
  • Л. Пантелеев «Честное слово»;
  • А. Я. Бруштейн «Дорога уходит в даль…»;
  • В. П. Астафьев «Конь с розовой гривой».

Этот список можно продолжить – ориентируйтесь на возраст ребенка.

Воспитание социальной ответственности у подростков

Когда дело касается подростков, то в этом случае речь идет о привитии уже не только самостоятельности, но и надежности, и обязательности. Все эти качества влияют на дальнейшую жизнь ребенка и его взаимоотношения с социумом – это то, что выходит за рамки одной семьи. Поэтому воспитать сына или дочь ответственным человеком – социальный долг родителей, скажем так. 

Увы, подростки тоже бывают инфантильными, и довольно часто. Но исправить ситуацию можно. И хотя выше мы говорили о том, что воспитание ответственности начинается уже у детей дошкольного возраста, это не значит, что родителям тинейджеров нужно рвать на себе волосы с криком «Шеф, усе пропало!». 

Да, это непросто, но реально. Вот основные правила:

  • Делитесь с подростком своими взрослыми правами и обязанностями по принципу «больше обязанностей – больше прав». В Великобритании провели исследование, доказывающее, что выполнение ежедневных домашних поручений развивает у детей ответственность, самостоятельность, эмпатию и укрепляет семейные отношения. 
  • Покажите ему варианты решения проблемы. Часто подросток прячется от ответственности просто потому, что понятия не имеет, с какой стороны подступиться к возникшей вдруг задаче. Не нужно изолировать тинейджера от семейных трудностей: гиперопека сделает его неподготовленным к самостоятельной жизни. Обсуждайте его собственные планы и то, как он планирует достичь цели. Ненавязчиво предлагайте свою помощь там, где один он явно не справится.
  • Максимально понятно объясните отпрыску последствия тех или иных решений, научите его грамотно расставлять приоритеты: если сразу после школы он сядет играть на компьютере, то потом просидит полночи с уроками. Как результат – не выспится и может опоздать в школу. 
  • Разрешите подростку прочувствовать на собственном опыте последствия безалаберности. Если отныне он сам собирает портфель, то не нужно проверять, взял ли он с собой тетрадь по физике и не забыл ли пенал. Если после школы он попал под дождь и потом не поставил мокрую обувь сушиться, то вечером ему не в чем будет идти гулять. Да, на первых порах приучения к ответственности дискомфорт неизбежен – и для ребенка, и для родителей. Но результат стоит того, чтобы немного потерпеть. 
  • Будьте образцом для подражания. Все мы давно в курсе, что наибольший воспитательный эффект имеют не бесконечные нотации и душеспасительные беседы, а наши поступки, реальные действия. И политика двойных стандартов здесь не работает. Согласитесь, странная ситуация: мама требует от сына всегда приходить вовремя, но сама постоянно опаздывает, когда забирает его после уроков или с тренировки. Вряд ли мальчик вырастет пунктуальным и ответственным. 

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал.

Источник

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 22 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей Кировского района Санкт-Петербурга

Статья разработка

Тема: «Развитие ответственности у дошкольников»

 Составила и провела:

воспитатель

высшей квалификационной категории

Гамзатова Фаина Алиметовна

г. Санкт-Петербург

2018 год

Развитие ответственности у дошкольников

Социальный заказ государства в образовании направлен на воспитание человека современно образованного, нравственного, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, обладающего ответственностью, что находит отражение в основных нормативных документах Российской Федерации.

 Дошкольное образование считается первой важной ступенью всей образовательной системы, поскольку в период дошкольного детства происходит становление личности ребенка, формирование предпосылок ее дальнейшего развития. Главная цель воспитания и развития детей в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) заключается в формировании у них умений активно взаимодействовать с обществом, анализировать свое поведение, самостоятельно и ответственно осуществлять собственную деятельность.

Процесс формирования личности ребенка сложен и многообразен. Развитие ответственности – одна из сторон этого процесса. Однако в массовой практике дошкольного образования из-за недостаточной теоретической разработки данного вопроса наблюдается ряд существенных трудностей: – в дошкольной педагогике сложилась и упрочилась тенденция сведения ответственности детей в основном к обязанности что-либо делать, что привело к неправильному пониманию процессов формирования личности ребенка дошкольного возраста;

– в развитии ответственности (в том числе и ответственного поведения) в ДОУ отсутствует целенаправленность; – педагогическая работа не охватывает всего содержания вопроса, ограничена преимущественно воспитанием некоторых навыков, которые не получают должного развития; – планирование работы носит случайный характер, не отражает весь педагогический процесс в ДОУ; – в методике отсутствует система, не используются разнообразные методы; воспитатели часто ограничиваются указаниями, советами, напоминаниями, не заботятся о накоплении опыта. Совершенно очевидно, что перечисленные недостатки в  развитии ответственности детей старшего дошкольного возраста говорят о необходимости решения данного вопроса.

На сегодняшний день  ДОУ реализует образовательные программы нового поколения. В них особое внимание уделяется развитию воображения, образного мышления, творческого начала, инициативности, активности, сопереживания. Все они предусматривают разные подходы к организации педагогического процесса, однако не во всех современных программах реализуется принцип гармоничного развития ребенка.. Педагог должен создавать условия для формирования у старшего дошкольника опыта нравственной деятельности. Опираясь на основные положения  программ,  предлагается трактовать ответственность дошкольников как форму проявления социального опыта и считать  необходимым в ее формировании использовать естественно возникающие и специально созданные ситуации, чтобы понять эмоциональное состояние людей, их нравственные ценности, деловые и личностные качества, возможности в различных видах деятельности (игровой, трудовой, учебной). Несмотря на социальный заказ государства, отраженный в нормативных документах, и осознание необходимости формирования ответственности подрастающего поколения, в настоящее время в практике дошкольного образования этот процесс осуществляется в основном стихийно. Поэтому механизм формирования гуманных отношений старших дошкольников остается во многом скрытым для « ДЕТИ, В ШКОЛУ СОБИРАЙТЕСЬ!» позитивное взаимодействие, самоконтроль, осознание результата действий); сведения о правах человека и границах ответственности (допустимость в пределах нравственности). Далее важно, чтобы у ребенка возникли мотивы для приобретения нравственного качества; появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства.

Чувства придают процессу формирования личностно значимую окраску и потому влияют на прочность складывающегося качества. В этом блоке выражается эмоциональное отношение ребенка к тем или иным явлениям окружающей действительности, людям и самому себе как члену общества. Это раскрывается исследователями через следующие характеристики: способность положительно относиться к другим людям и обстоятельствам, умение принять их такими, какие они есть (Б.З. Вульфов); способность к идентификации, эмпатии, признание за другим права на отличие, справедливость (М.А. Перепилицина); расположенность к другим людям, терпение, отзывчивость, чувство собственного достоинства, умение в ситуации выбора учитывать интересы других, чувство солидарности и единства (С.А. Герасимов); выработка личного отношения к существующим нормам, умение анализировать поступки людей, формирование самооценки, умение брать на себя ответственность за результат (Л.С. Славина, М.В. Матюхина). Знания и чувства, в свою очередь, порождают потребность в их практической реализации – в поступках, поведении. Поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества. В составе данного блока представлена сущность ответственности детей дошкольного возраста: оценка ситуации, выбор, реализация собственной линии поведения, стремление к согласованию эффективного контроля, своевременной коррекции как со стороны педагогов, так и воспитанников. Прочность, устойчивость ответственности детей старшего дошкольного возраста как качества личности зависит от того, как это качество формировалось, какой механизм был положен в основу педагогического воздействия. Развитие ответственности детей старшего дошкольного возраста должно происходить осознанно. Следовательно, нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности ответственности, необходимости этого качества и преимуществах овладения им. Этот блок включает социальные и культурно ценностные ориентации; их развитие формирует характер деятельности и поведение личности. А.В. Запорожец в своих исследованиях выделял две формы социальной ориентации у дошкольников: непосредственное восприятие и представление актуальной ситуации. В своем исследовании мы опираемся на определение социальной ориентации Л.В. Пименовой, по мнению которой это сложное образование, включающее познавательные и эмоциональные компоненты для выделения значимого для ребенка содержания. Сюда входят знания о явлениях общественной жизни, направленное внимание ребенка на содержание социальной ситуации, представления о социальной значимости существующих в обществе норм. Культурно-ценностная ориентация включает знания об образцах, нормах и правилах поведения и связанные с ними этические представления и моральные суждения (Т.И. Бабаева, Т.И. Ерофеева, Л.П. Князева, Т.А. Маркова и др.). Эти знания должны не только содержать прагматическую, технологическую информацию, но и создавать целостность восприятия и понимания мира, интериоризацию идей о ценности ответственности как качества личности, стремление к конструктивной деятельности и интенсивное участие в ней, социальная ответственность, способность оставаться самим собой (О.Б. Скрябина); желание и нежелание действовать в данной ситуации (В.Н. Гуров); тип действий, с помощью которых ребенок осуществляет контакт с другими (Л.В. Пименова); развитие умений планировать и организовывать свою деятельность (Л.С. Славина); формирование умения предвидеть результат своих действий. Таким образом складывается механизм формирования нравственного качества. Главная особенность этого механизма, как доказывает С.А. Козлова, заключается в отсутствии принципа взаимозаменяемости. Это означает, что каждый его компонент важен и не может быть ни исключен, ни заменен другим. Ведь мы не можем формировать у детей ответственность как нравственное качество личности, воспитывая у ребенка лишь представления о том, что такое ответственность, не вызывая положительное отношение к этому качеству.

Проанализировав нормативные документы по дошкольному образованию, психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования ответственности, изучив годовые планы дошкольных образовательных учреждений, календарные планы воспитателей, проанализировав сетку занятий, мы пришли к следующим выводам:

 1) процесс формирования ответственности детей старшего дошкольного возраста очень сложен, предполагает сознательное и гибкое применение педагогом богатого арсенала различных методов;

2) необходима «подвижность» средств воспитания, их постоянная корректировка;

3) нужно как можно раньше определить уровень нравственной воспитанности детей, выявить у каждого ребенка присущие ему особенности поступков, интересов, отношений с окружающими, трудности в освоении норм и правил конкретного общества.

 Все это служит основой для оценки динамики развития ребенка и корректировки дальнейшего процесса формирования ответственности у детей дошкольного возраста.

Список литературы:

1. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологическое исследование. – М.: Просвещение, 1968.

2. Ерофеева Т.И. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений: Уч. пос. для студ. высших и средних пед. уч. заведений. – М., 2000.

3. Климова К.А. О формировании ответственности у детей 6–7 лет. – М., 1968.

 4. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Уч. пос. для студ. сред. пед. уч. заведений. – М.: Изд. центр «Академия», 1998.

5. Коломийченко Л.В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста. – Пермь, 2002.

6. Минкина Н.А. Воспитание ответственностью. – М., 1990.

7. Подходы к характеристике содержания и результатов работы ДОУ по подготовке воспитанников к обучению в школе: Метод. пос./Под ред. С.Ф. Багаутдиновой.– Магнитогорск: Из-во МаГУ, 2006.

8. Соломенникова О.А. Основные и дополнительные программы дошкольных образовательных учреждений: Метод. пос. – М.: Айриспресс, 2006.

Источник