Программа развития особого ребенка с
Государственное образовательное учреждение
Дополнительного образования детей
ОБЛАСТНАЯ СТАНЦИЯ ЮНЫХ НАТУРАЛИСТОВ
Программа
Особый ребенок
Кузнецова Елена Ивановна
Программа рассмотрена и одобрена
на заседании педагогического совета
Ульяновск,2013г.
Введение
В настоящее время общество значительно переосмыслило свое отношение к детям-инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья. В начале 90-х годов по мере развития гласности, роста демократических настроений, расцвета общественных движений и личной инициативы отношение государства и общества принципиально изменилось в сторону усиления внимания к проблемам таких детей. Сегодня можно с уверенностью говорить о формировании государственной политики в этом направлении. В соответствии с Программой социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года к приоритетным направлениям государственной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации относятся:
• охрана и укрепление здоровья детей и подростков;
• проведение профилактической работы с семьями для предупреждения их социального неблагополучия;
• повышение эффективности государственной системы поддержки детей, находящихся в особо сложных обстоятельствах, в том числе детей инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
• создание условий для активного включения детей в социально экономическую и культурную жизнь общества.
В сети учреждений социального обслуживания семьи и детей важное место занимают специальные (коррекционные) общеобразовательные школы интернаты, детские дома. За последние годы накоплен достаточно большой инновационный опыт реабилитации детей с особенностями развития, опирающийся на новую стратегию отношения к детям-инвалидам. Суть этой стратегии заключается в следующем. Любой ребенок, умственно отсталый или с нервно-психическими расстройствами, с комплексными нарушениями, не должен быть социальным инвалидом и потенциальным балластом для окружающих, своей семьи, государства в целом — он должен стать оптимально развитой личностью, способной к адекватному вхождению в общественную среду на каждом этапе возрастного становления. Реализация данной стратегии становится возможной лишь при условии создания специального реабилитационного пространства, включающего в себя наличие комплексной инфраструктуры учреждения, квалифицированных кадров, владеющих специальными методиками и технологиями коррекционного обучения и воспитания.
Модернизация всей системы образования, а дополнительного образования особенно, предполагает обеспечение эффективности процессов социализации личности. Заложенные в дополнительном образовании детей возможности социализации реализуются не спонтанно, а благодаря целенаправленному педагогическому сопровождению. Это и создание образовательных программ нового поколения, и внедрение новых педагогических технологий, разработка индивидуальных образовательных траекторий, реализация целевых творческих программ, адресных программ, которые позволят осуществлять сопровождение процессов социализации детей с максимальным эффектом.
- Пояснительная записка
Согласно Конвенции по правам ребенка все дети имеют одинаковые права на равную ценность, любой ребенок с физическими или психическими недостатками имеет право на полноценную и достойную жизнь, обеспечивающую активное участие в жизни общества. Это значит, что всемерное содействие реализации внутреннего потенциала каждого ребенка, в том числе с ограниченными возможностями здоровья или имеющего отклонение в
развитии – важнейшая задача гуманного общества. Любой ребёнок должен иметь возможность не только получить доступное ему образование, но и развить присущие ему способности, найти способы самореализации, стать полноценным членом общества.
Интеграция ребёнка с ограниченными возможностями здоровья и здоровых детей в единое образовательное пространство ГОУ ДОД ОСЮН способствует ускорению развития адаптационных механизмов.
Специалисты определяют следующие основные подходы реабилитации средствами образования:
• на уровне содержания образования – адаптация образовательных про грамм дополнительного образования детей для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья;
• на уровне методов обучения – построение “обходных путей” обучения, использование специфических средств обучения;
• на уровне организации – более дифференцированное, развернутое по этапам, “пошаговое” обучение это особые формы организации образовательной среды;
• на уровне границ образовательного пространства – максимальное расширение образовательного пространства, необходимость постоянного целенаправленного обучения ребенка за пределами образовательного учреждения;
• на уровне продолжительности образования – это пролонгированность процесса обучения;
2.1 Актуальность
Всем хорошо известно, что аномального ребенка не может быть в принципе. Возможно лишь аномальное развитие, неадекватное функционирование какой-то системы органов, отдельного органа. Другими словами, ребенок остается ребенком, а отклонение в работе какой-то системы его организма есть особенность ее развития, которая и определяет состояние ребенка. Вот взрослым и надо создать адекватные условия для развития ребенка с учетом этой особенности.
Программа «Особый ребенок» определяет основные направления работы учреждения по социализации и оздоровлению детей и подростков с особенностями развития, обеспечению становления личности выпускника с ориентиром на успешную реализацию своих личностных планов в продолжении образования, профессиональном самоопределении, развитии способности к созидательной деятельности и сотрудничеству, формированию здорового образа жизни. Программа позволит реализовать стратегию управления, нацеленного на организацию работы учреждения как саморазвивающегося организма – культурного пространства, обеспечивающего успешное становление здоровой и развитой личности.
2.2 Цель
Создание условий для полноценной жизни детей с ограниченными возможностями здоровья, их интеграции с обществом средствами дополнительного эколого-биологического образования.
2.3 Задачи
1. Формирование системы взаимодействия с реабилитационными образовательными учреждениями.
2. Создание условий для реализации внутреннего потенциала каждого ребёнка, выявление и поддержка одарённости детей с ограниченными возможностями здоровья.
3. Развитие коммуникативных свойств детей с ограниченными возможностями здоровья
4. Содействие социализации обучающихся коррекционных групп.
5. Внедрение современных технологий и форм реабилитации детей – инвалидов на базе специализированных учреждений для детей – инвалидов.
6. Информационно-методическое обеспечение коррекционной работы педагогов.
На ГОУ ДОД ОСЮН разработаны и реализуются образовательные программы дополнительного образования детей эколого-биологической направленности, ориентированные на детей с ограниченными возможностями здоровья: «В волшебном мире природы» Абдрахмановой Ш.М., «Юные друзья природы» Киселёвой Е.С.
Педагоги средствами дополнительного образования активно включаются в реабилитационную работу, тесно взаимодействуя со специалистами этих коррекционных образовательных учреждений.
Можно выделить следующие направления коррекционно-развивающей работы, осуществляемой педагогами ГОУ ДОД ОСЮН:
1. Оздоровительное направление. Полноценное развитие ребенка возможно лишь при условии физического благополучия. Это сказывается на темпах психического развития, снижает познавательную активность ребенка.
В связи с этим одной из основных задач, стоящих перед педагогами ГОУ ДОД ОСЮН, работающих с группами детей, нуждающихся в особом подходе, является создание оптимального двигательного и психо-эмоционального режима.
2. Развитие сенсорной и моторной сферы. Особенно важно это направление при работе с детьми, имеющими сенсорные дефекты и нарушения опорно-двигательного аппарата. Стимуляция сенсорного развития очень важна и в целях умственного развития и формирования творческих способностей детей. Педагоги станции включают в программу занятия по декоративно-прикладному творчеству, активно используют логопедические игры,
задания, развивающие мелкую моторику рук.
3. Развитие познавательной деятельности. Система психологического и педагогического содействия полноценному развитию, коррекции и компенсации нарушений развития всех психических процессов (внимания, памяти, восприятия, мышления, речи) является наиболее разработанной и широко используется в практике психологов и педагогов. Расширяя круг области познания средствами дополнительного образования, педагоги станции содействуют развитию познавательной сферы детей, нуждающихся в особом
подходе.
4. Развитие эмоциональной сферы. Развитие эмоциональности детей, коррекция невротических проявлений (страхов, капризности и т.п.) традиционное направление работы психологов и психотерапевтов. Повышение эмоциональной компетентности, предполагающее умение понимать эмоции другого человека, адекватно проявлять и контролировать свои эмоции и чувства, важно для всех категорий детей. Участие в творческих конкурсах (конкурсах рисунков, поделок из природного материала и др.), проводимых педагогами, способствует формированию чувственного восприятия окру-
жающего мира.
5. Содействие личностному росту. Работа в этом направлении предполагает воздействие на формирование системы мотивов ребенка или подростка, формирование адекватной самооценки, исправление недостатков характера, мешающих адаптации ребенка (например, застенчивости) и т.п.
6. Формирование видов деятельности, свойственных тому или иному возрастному этапу: игровой, продуктивных видов (рисование, конструирование), учебной, общения, подготовки к трудовой деятельности. Особенно следует выделить специальную работу по формированию учебной деятельности у детей, испытывающих трудности при обучении. На занятиях формируются навыки работы с простейшими орудиями труда, основные принципы работы с растениями, животными и др.
Коррекционно-развивающая работа с детьми и подростками – это очень важная область деятельности не только для психологов, но и для педагогов, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования.
Коррекционно-развивающая работа средствами дополнительного образования – это деятельность, способствующая более эффективному развитию ребенка, раскрытию и реализации его способностей в различных сферах.
2.4. Механизмы реализации
1 .Разработка основных направлений реализации программы.
2.Формирование банка методических пособий, ориентированных на работу с детьми с ограниченными возможностями здоровья, способствующих формированию здорового образа жизни.
3.Освещение проблемы на методических семинарах, методических и педагогических советах учреждения, знакомство с инновационным опытом такой работы в различных учреждениях дополнительного образования детей Ульяновской области и других регионах Российской Федерации.
4. Стимулирование педагогов, активно участвующих в реализации программы.
5. Организация и проведение мероприятий в рамках программы.
3. Оценка результативности программы
3.1 Критерии оценки эффективности программы (количественные, качественные показатели)
Количественные показатели:
• Наличие призёров и победителей региональных и всероссийских конкурсов, конференций, олимпиад и др.
• Охват детей, нуждающихся в особом подходе, принявших участие в различных мероприятиях станции.
• Число детей, принявших участие в работе летних профильных лагерей ГОУ ДОД ОСЮН.
• Рост числа подростков, занятых различными формами трудовой деятельности.
• Процент выпускников среди старшеклассников, выбравших дальнейшее обучение в области экологии и биологии.
Качественные показатели:
• Совершенствование образовательных программ дополнительного образования детей, ориентированных на работу с детьми, нуждающимися в особом подходе.
• Развитие учебно-методического комплекса.
• Результаты диагностических исследований (обученности, воспитанности, развития).
• Совершенствование педагогических технологий образовательной деятельности педагогов станции.
4. Предполагаемые результаты
Реализация программы позволит систематизировать работу с различной детской аудиторией, выстроить концепцию работы с одарёнными детьми и детьми с ограниченными возможностями здоровья, обеспечить информационно-методическое сопровождение педагогической деятельности, усилить диагностическую составляющую образовательного процесса.
5. План мероприятий на 2013 год.
Программа «Особый ребенок» | ||||
1 | Реализация образовательных программ дополнительного образования детей «В волшебном мире природы» | В течение года | Абдрахманова Ш.М. | Организация дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья |
2 | Разработка и реализация проекта по работе с воспитанниками детских домов «зелёная дружина» | В течение года | Кузнецова Е.И. | Вовлечение воспитанников детских домов в активную природоохранную деятельность |
3 | Активное привлечение детей с ограниченными возможностями здоровья к участию в мероприятиях ГБОУ ДОД осюн | В течение года | ПДО | Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, формирование толерантности у детей и подростков |
4 | Патриотическая деятельность «Край в котором мы живем» | январь | Абдрахманова Ш.М. | Выставка творческих работ детей ,посвященная Дню рождения Ульяновской области Экскурсии по музеям города |
5 | Акция «Добрые дела» по изготовлению кормушек | ноябрь | Кузнецова Е.И. и ПДО | Развитие познавательной активности детей с ограниченными возможностями здоровья |
6 | Организация совместных мероприятий с коррекционными образовательными учреждениями в рамках декады инвалидов | Декабрь | ПДО | Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья |
7 | Акция по подкормке птиц зимой «Добрые дела» | декабрь | ПДО | Развитие познавательной активности детей с ограниченными возможностями здоровья |
8 | Выставка творчества детей-инвалидов в рамках областной декады инвалидов «В мире красоты» (спец. корр. школа-интернат 2 вида, дошкольное отделение | декабрь | Абдрахманова Ш.М. | Развитие творческой активности детей с ограниченными возможностями здоровья |
9 | Декада инвалидов. Экскурсии. Мастер-классы, выставки творческих работ. | декабрь | Абдрахманова Ш.М. | Развитие познавательной активности детей с ограниченными возможностями здоровья |
Источник
Программа «Школы родителя особого ребенка»
МБУ «Методический центр» Отдел коррекции и реабилитации
Педагог-психолог Фокина Татьяна Викторовна
Пояснительная записка
Семья является той естественной средой, которая обеспечивает гармоничное развитие и социальную адаптацию ребенка.
Семьи, в которых воспитываются дети с расстройством аутистического спектра, сталкиваются со специфическими проблемами, и испытывают значительные затруднения в их разрешении: некомпетентность по вопросам воспитания и развития «особого» ребенка, незнание элементарных психолого-педагогических знаний для коррекционного обучения и воспитания ребенка в домашних условиях в доступном для него формате; искажение контактов с окружающим социумом и, как следствие, отсутствие поддержки со стороны социума и т.д.
Современные исследования (Т. Н. Высотина (2011), В.А. Карташов (2016), Н. О. Керре (2011) и др.) указывают на изменения в эмоциональной сфере, в психическом и соматическом состоянии родителей детей с РАС.
Первой, исторически сложившейся, формой работы специалистов (врачей, педагогов и психологов) с родителями «особых» детей является образовательно-просветительское направление. Долгое время при работе с такой семьей внимание концентрировалось на самом ребенке, но не на функционировании семьи, не на её членах, оказавшихся в ситуации психологической травмы, семейного стресса и кризиса.
Исследование семей, воспитывающих ребенка с РАС, показало, что такие родители, при высокой готовности посвятить себя решению проблем ребенка, недопонимают (недооценивают) прямую взаимосвязь между состоянием ребенка и всей семьи с личностным состоянием родителя, значимость работы с личностными проблемами.
То есть, многоаспектность проблем «особого» ребенка вынуждает родителей ощутить недостаточную родительскую компетентность в вопросах психолого-педагогического воздействия на ребенка, чем впоследствии, и определяется содержание их запросов к специалистам.
Программа клуба «Школа родителя особого ребенка» составлена на основе авторской программы Ткачевой В.В. «Гармонизация отношений между матерью и ее ребенком» (Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии). (Ткачева В. В. Технология психологической помощи семьям детей с отклонениями в развитии. М: АСТ; 2007).
Данная программа, оставляя в приоритете вопросы педагогического просвещения, включает в себя и задачи развития психологической компетентности родителей в самопознании и познании ребенка, в умении оказать себе помощь в стрессовой ситуации.
Цель программы
Повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания, развития и социальной адаптации детей с расстройствами аутистического спектра посредством психолого-педагогического просвещения; привлечение родителей к сотрудничеству в плане единых подходов к воспитанию и обучению ребенка.
Задачи
- формирование у родителей позитивное восприятие личности ребенка с
РАС;
- расширение видения родителями своих воспитательных функций в
отношении «особого» ребенка;
- знакомство родителей со специальными коррекционными и
методическими приемами, необходимыми для проведения занятий с «особым» ребенком в домашних условиях;
- знакомство родителей с эффективными методами детско-родительского взаимодействия, воспитательными приемами, необходимыми для коррекции личности ребенка с РАС;
- формирование у родителей мотивации к взаимодействию со
специалистами учреждения, участию в создании единого воспитательного пространства “школа – семья”;
- мотивация родителей на обращение за психологической помощью
лично для себя, на участие в психологических тренингах;
- способствование расширению контактов с социумом, обеспечение
возможностей общения родителей, воспитывающих детей со схожими проблемами.
Программа рассчитана на родителей, дети которых посещают занятия специалистов Отдела коррекции и реабилитации МБУ «МЦ». Также приветствуется участие в родительских встречах других членов семьи (бабушек, дедушек, и др.), учитывая, что они, как члены семьи, оказывают влияние на ребенка и участвуют в его воспитании.
Срок реализации программы – 9 недель (затем, по необходимости, она может быть продолжена).
Занятия родительского клуба проводятся 1 раз в неделю.
Продолжительность и время проведения одного занятия 1,5 – 2 часа:
14.00-16.00
Состав группы: 8 – 10 человек. Предполагается, что основной состав группы будет постоянным, что позволит родителям лучше осознать предлагаемый материал, а также замотивировать их на практическое использование знаний в обучении и воспитании детей в домашних условиях.
Содержание и условия подачи информации имеют большое значение для формирования у родителей желания общаться со специалистами и вступать с ними в сотрудничество ради своего ребенка. Ниже представлен перечень приемов, которые в разном сочетании можно использовать в структуре занятия.
Содержание темы занятия может раскрываться с помощью разных приемов:
- Мини-лекция – вводит в тематику занятия, сосредотачивает внимание на обсуждаемом вопросе, знакомит с новой информацией по проблеме.
- Притча – может быть эпиграфом или, наоборот, обобщением к теме; стимулом к возникновению дискуссии.
- Дискуссия – обсуждение актуального вопроса; как правило, родители делятся личным опытом в решении проблем или обращаются за советом к группе.
- Просмотр видеосюжета с целью подчеркивания значимости обсуждаемой темы.
- Просмотр видеозаписей о детях с РАС, об использовании педагогических приемов в работе с такими детьми, о возможностях и достижениях детей при грамотно организованном коррекционном процессе.
- Психологическое упражнение, тренинговая игра – включаются в любой части занятия с определенной целью. Начало: для снятия напряжения, сближения участников группы, включения в тему разговора. По ходу занятия: для понимания обсуждаемой темы через осознание своих состояний, ощущений, эмоций; овладение приемами снятия стресса и гармонизации эмоционального состояния. В конце: обобщение темы или завершение занятия (например, ритуал прощания).
- Практическое занятие (практикум) – овладение практическими умениями, знакомство с коррекционными методами и приемами работы с детьми с РАС.
- Детско-родительские практикумы – совместная продуктивная деятельность, позволяющая осознать родителю свои позиции, способы взаимодействия и сотрудничества с ребенком, свое реагирование на ситуацию, когда ребенок не соответствует ожиданиям; практика поиска методов и приемов привлечения ребенка к деятельности и пр.
- Выставка учебных пособий – демонстрация учебного материала, доступного для использования в домашних условиях.
- Фотовыставки по занятиям – информация о содержании прошедших встреч, оживление опыта участия в клубных занятиях, в том числе, в детско-родительских; активизация положительных эмоций.
- «Обратная связь» в начале занятия – рассказ о влиянии предыдущей встречи на изменения в знаниях, в системе убеждений и т.д.; своего рода, «самоотчет» об использовании знаний, полученных на предыдущем занятии, в практике общения со своим ребенком.
- «Обратная связь» в конце занятия – возможность осмыслить, осознать и проговорить о значимости для себя обсуждаемой темы, готовности использовать информацию в общении с ребенком в домашних условиях
- Опросники обратной связи – письменный вариант обратной связи; фиксация своей готовности взять на себя ответственность за применение на практике полученных знаний
- Раздаточный материал (памятка, методическое пособие, и пр.) для домашней методической копилки – для закрепления материала, поддержания интереса к занятиям.
Предполагаемый ожидаемый результат
Возникновение у родителей интереса к процессу развития ребенка, желание и умение видеть маленькие, но важные для ребенка, достижения.
Участие родителей в коррекционно-образовательном процессе ребенка с пониманием значимости этого для их ребенка; развитие чувства удовлетворенности от успешного применения своих знаний в воспитании и развитии ребенка.
Повышение активности родителей в вопросах сотрудничества со специалистами учреждения; желание участвовать в психолого-педагогических мероприятиях (клубные занятия, психологические тренинги, консультации т.д.).
Расширение круга общения среди родителей учреждения.
Программа представлена в виде перечня тематики клубных встреч родителей, с кратким описанием структуры занятия, перечнем методов и приемов для реализации тематики занятий, примерным планом содержания каждого занятия. В методических рекомендациях по реализации программы представлен практический материал: «Примерное содержание занятий» по всем темам, «Притчи», содержание и правила психологической игры «Дельфин», лекторий для родителей, примерные варианты анкет «Обратная связь».
Программа может корректироваться в зависимости от запросов и потребностей участников клубных встреч.
Список используемой литературы и используемых источников
- Высотина Т. Н. Личностные особенности родителей, воспитывающих детей со сложными нарушениями психического развития //Вестник СПБГУ/ Выпуск 1/ Сер. 12. 2011 г.
- Граматкина И. Р. Включение детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) в образовательное пространство //Справочно — информационные материалы/ Городской ресурсный центр ИПИО МГППУ
- Гилберг К., Питерс К. Аутизм: медицинские и психологические аспекты//https://zvetka.ru
- Злобина А. С. Проблема психосоциальной помощи детям с ранним детским аутизмом //Общественные науки № 2 (6), 2006 г.
- Керре Н. О. Проблемы внеучебного функционирования аутичного ребенка в семье//Аутизм и нарушения развития № 2 (37) 2012 г.
- Керре Н. О. О специфике семей, имеющих детей с аутизмом//Аутизм и нарушения развития № 2 (33) 2011 г.
- Керре Н. О. Особенности социального окружения детей с аутизмом//Аутизм и нарушения развития № 4 (31) 2010 г.
- Куташов В. А., Квасова В. В. Родительско-детские отношения в семьях с детьми с расстройствами аутистического спектра // Молодой ученый. — 2016. — №3.
- Ткачева В. В. Технология психологической помощи семьям детей с отклонениями в развитии. М: АСТ; 2007
- Хабарова Т.Ю. Применение арт-терапии в лечении депрессивных и
зависимых пациентов // Молодой ученый. — 2015. — № 4
Источник