Программа развития особого ребенка с

Государственное образовательное учреждение

Дополнительного образования детей

ОБЛАСТНАЯ СТАНЦИЯ ЮНЫХ НАТУРАЛИСТОВ

Программа

Особый ребенок

                                                                                   Кузнецова Елена Ивановна

Программа рассмотрена и одобрена

на заседании педагогического совета

Ульяновск,2013г.

Введение

        В настоящее время общество значительно переосмыслило свое отношение к детям-инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья. В начале 90-х годов по мере развития гласности, роста демократических настроений, расцвета общественных движений и личной инициативы отношение государства и общества принципиально изменилось в сторону усиления внимания к проблемам таких детей. Сегодня можно с уверенностью говорить о формировании государственной политики в этом направлении.  В  соответствии  с  Программой  социально-экономического  развития Российской Федерации на период до 2020 года к приоритетным направлениям государственной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации относятся:

   •  охрана и укрепление здоровья детей и подростков;

   •  проведение профилактической работы с семьями для предупреждения их социального неблагополучия;

   •  повышение эффективности государственной системы поддержки детей, находящихся в особо сложных обстоятельствах, в том числе детей инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

   •  создание  условий для  активного включения  детей в социально экономическую и культурную жизнь общества.

   В сети учреждений социального обслуживания семьи и детей важное место занимают специальные (коррекционные) общеобразовательные школы интернаты, детские дома. За последние годы накоплен достаточно большой инновационный опыт реабилитации детей с особенностями  развития, опирающийся на новую стратегию отношения к детям-инвалидам. Суть этой стратегии заключается в следующем. Любой ребенок,  умственно отсталый или с нервно-психическими расстройствами, с комплексными нарушениями, не должен быть социальным инвалидом и потенциальным балластом для окружающих, своей семьи, государства в  целом — он должен стать оптимально развитой личностью, способной к адекватному вхождению в общественную среду на каждом этапе возрастного становления. Реализация данной стратегии становится возможной лишь при условии создания специального реабилитационного пространства, включающего в себя наличие комплексной инфраструктуры учреждения, квалифицированных кадров, владеющих специальными методиками и технологиями коррекционного обучения и воспитания.

   Модернизация всей системы  образования, а дополнительного образования особенно, предполагает обеспечение эффективности процессов социализации личности. Заложенные в дополнительном образовании детей возможности социализации реализуются не спонтанно, а благодаря целенаправленному педагогическому сопровождению. Это и создание образовательных программ нового поколения, и внедрение новых педагогических технологий, разработка индивидуальных образовательных траекторий, реализация целевых творческих программ, адресных программ, которые позволят осуществлять сопровождение процессов социализации детей с максимальным эффектом.

  1. Пояснительная записка

     Согласно Конвенции по правам ребенка все дети имеют одинаковые права на равную ценность, любой ребенок с физическими или психическими недостатками имеет право на полноценную и достойную жизнь, обеспечивающую активное участие в жизни общества. Это значит, что всемерное содействие реализации внутреннего потенциала каждого ребенка, в том числе с ограниченными возможностями здоровья или имеющего отклонение  в

развитии – важнейшая задача гуманного общества. Любой ребёнок должен иметь возможность не только получить доступное ему образование, но и  развить присущие ему способности, найти способы самореализации, стать полноценным членом общества.

     Интеграция ребёнка с ограниченными  возможностями здоровья и здоровых детей в  единое образовательное пространство ГОУ ДОД ОСЮН способствует ускорению развития адаптационных механизмов.

     Специалисты определяют следующие основные подходы реабилитации средствами образования:

   • на уровне содержания образования –  адаптация образовательных про грамм дополнительного образования детей для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья;

   • на уровне методов обучения – построение “обходных путей” обучения, использование специфических средств обучения;

   • на уровне организации – более дифференцированное, развернутое по этапам, “пошаговое” обучение это особые формы организации образовательной среды;

   • на уровне границ образовательного пространства – максимальное расширение образовательного пространства, необходимость постоянного целенаправленного обучения ребенка  за пределами образовательного учреждения;

   •  на уровне продолжительности образования – это пролонгированность процесса обучения;

2.1 Актуальность

     Всем хорошо известно, что аномального ребенка не может быть в принципе. Возможно лишь аномальное развитие, неадекватное функционирование какой-то системы органов, отдельного органа. Другими словами,  ребенок остается ребенком, а отклонение в работе какой-то системы его организма есть особенность ее развития, которая и определяет состояние ребенка. Вот взрослым и надо создать адекватные условия  для  развития ребенка с учетом этой особенности.

   Программа «Особый ребенок» определяет основные направления работы учреждения по социализации и оздоровлению детей и подростков с особенностями развития, обеспечению становления личности выпускника с ориентиром на успешную реализацию своих личностных планов в продолжении образования, профессиональном самоопределении, развитии способности к созидательной деятельности и сотрудничеству, формированию здорового образа жизни. Программа позволит реализовать стратегию управления, нацеленного на организацию работы учреждения как саморазвивающегося организма – культурного пространства, обеспечивающего успешное становление здоровой и развитой личности.

2.2 Цель

Создание условий для полноценной жизни детей с ограниченными возможностями здоровья, их интеграции с обществом средствами дополнительного эколого-биологического образования.

2.3 Задачи

   1. Формирование системы взаимодействия с реабилитационными образовательными учреждениями.

   2. Создание условий для реализации внутреннего потенциала каждого ребёнка, выявление и  поддержка  одарённости детей с ограниченными возможностями здоровья.

   3. Развитие коммуникативных свойств детей с ограниченными возможностями здоровья

   4. Содействие социализации обучающихся коррекционных групп.

   5. Внедрение современных технологий и форм реабилитации детей – инвалидов на базе специализированных учреждений для детей – инвалидов.

   6. Информационно-методическое обеспечение коррекционной работы педагогов.

     На ГОУ ДОД ОСЮН разработаны  и реализуются образовательные программы дополнительного образования детей эколого-биологической направленности, ориентированные на детей с ограниченными возможностями здоровья: «В волшебном мире природы» Абдрахмановой Ш.М., «Юные друзья природы» Киселёвой Е.С.

     Педагоги средствами дополнительного образования активно включаются в реабилитационную работу, тесно взаимодействуя со специалистами этих коррекционных образовательных учреждений.

     Можно выделить следующие направления коррекционно-развивающей работы, осуществляемой педагогами ГОУ ДОД ОСЮН:

     1.   Оздоровительное  направление. Полноценное развитие  ребенка возможно лишь при условии физического благополучия. Это сказывается на темпах психического развития, снижает познавательную активность ребенка.

В связи с этим одной из  основных  задач, стоящих перед педагогами ГОУ ДОД ОСЮН, работающих с группами детей, нуждающихся в особом подходе, является создание оптимального  двигательного и психо-эмоционального режима.

     2.   Развитие сенсорной и моторной сферы. Особенно важно это направление при  работе с детьми, имеющими сенсорные дефекты и нарушения опорно-двигательного  аппарата.  Стимуляция сенсорного  развития очень важна и в целях умственного развития и формирования творческих способностей детей. Педагоги станции включают в  программу занятия по декоративно-прикладному творчеству, активно используют логопедические игры,

задания, развивающие мелкую моторику рук.

     3.   Развитие познавательной деятельности. Система психологического и педагогического содействия  полноценному развитию, коррекции и компенсации нарушений развития всех психических процессов (внимания, памяти, восприятия, мышления, речи) является наиболее разработанной и широко используется в практике психологов и педагогов. Расширяя  круг области познания средствами дополнительного образования, педагоги  станции содействуют развитию познавательной сферы детей, нуждающихся в особом

подходе.

     4.   Развитие эмоциональной  сферы. Развитие эмоциональности  детей, коррекция невротических проявлений (страхов, капризности и т.п.) традиционное направление работы психологов и психотерапевтов. Повышение эмоциональной компетентности, предполагающее умение понимать эмоции другого человека, адекватно проявлять и контролировать свои эмоции и чувства, важно для всех категорий детей. Участие в творческих конкурсах    (конкурсах рисунков, поделок из природного материала и др.), проводимых педагогами,  способствует формированию чувственного  восприятия окру-

жающего  мира.

     5.    Содействие  личностному росту. Работа  в  этом направлении предполагает воздействие на формирование системы мотивов ребенка или подростка, формирование адекватной самооценки, исправление недостатков характера, мешающих адаптации ребенка (например, застенчивости) и т.п.

     6.    Формирование  видов  деятельности,  свойственных тому  или иному возрастному этапу: игровой, продуктивных видов (рисование, конструирование), учебной, общения, подготовки к трудовой деятельности. Особенно следует выделить специальную работу по формированию учебной деятельности у  детей, испытывающих  трудности при обучении. На  занятиях формируются навыки  работы с простейшими  орудиями  труда, основные принципы работы с растениями, животными и др.

     Коррекционно-развивающая работа с детьми и подростками – это очень важная область деятельности не только для психологов, но и для педагогов, социальных педагогов, педагогов дополнительного образования.

     Коррекционно-развивающая работа средствами дополнительного образования – это деятельность, способствующая более эффективному развитию ребенка, раскрытию и реализации его способностей в различных сферах.

2.4. Механизмы реализации

         1 .Разработка основных направлений реализации программы.

         2.Формирование банка  методических пособий, ориентированных  на работу с  детьми с ограниченными возможностями здоровья, способствующих формированию здорового образа жизни.

         3.Освещение проблемы на методических семинарах, методических  и педагогических  советах  учреждения, знакомство с инновационным  опытом такой работы в различных учреждениях дополнительного образования детей Ульяновской области и других регионах Российской Федерации.

     4. Стимулирование педагогов, активно участвующих в реализации программы.

     5. Организация и проведение мероприятий в рамках программы.

3. Оценка результативности программы

3.1 Критерии оценки эффективности программы (количественные, качественные показатели)

   Количественные показатели:

     •  Наличие призёров и победителей  региональных и всероссийских конкурсов, конференций, олимпиад и др.

     •  Охват детей,  нуждающихся в особом подходе, принявших участие в различных мероприятиях станции.

     •  Число детей, принявших участие в работе летних профильных  лагерей ГОУ ДОД ОСЮН.

     •  Рост числа подростков, занятых различными формами трудовой деятельности.

     •  Процент  выпускников среди старшеклассников, выбравших  дальнейшее обучение в области экологии и биологии.

     Качественные показатели:

     •  Совершенствование образовательных программ дополнительного образования детей, ориентированных на работу с детьми, нуждающимися в особом подходе.

     •  Развитие учебно-методического комплекса.

     •  Результаты диагностических исследований (обученности, воспитанности, развития).

     •  Совершенствование педагогических  технологий  образовательной деятельности педагогов станции.

4. Предполагаемые результаты

     Реализация программы позволит систематизировать работу с различной детской аудиторией, выстроить концепцию работы с одарёнными детьми и детьми с ограниченными возможностями здоровья, обеспечить информационно-методическое сопровождение педагогической деятельности, усилить диагностическую составляющую образовательного процесса.

5. План мероприятий на 2013 год.

Программа «Особый ребенок»

1

Реализация

образовательных

программ

дополнительного

образования детей

«В волшебном мире

природы»

В течение

года

Абдрахманова

Ш.М.

Организация

дополнительного

образования детей с

ограниченными

возможностями здоровья

2

Разработка и реализация

проекта по работе с

воспитанниками детских

домов «зелёная дружина»

В течение

года

Кузнецова Е.И.

Вовлечение

воспитанников детских

домов в активную

природоохранную

деятельность

3

Активное привлечение

детей с ограниченными

возможностями здоровья

к участию в

мероприятиях  ГБОУ ДОД

осюн

В течение

года

ПДО

Социализация детей с

ограниченными

возможностями здоровья,

формирование

толерантности у детей и

подростков

4

Патриотическая деятельность  «Край  в котором мы живем»

январь

Абдрахманова

Ш.М.

Выставка творческих работ детей ,посвященная Дню рождения Ульяновской области Экскурсии по музеям города      

5

Акция «Добрые дела» по

изготовлению кормушек

ноябрь

Кузнецова Е.И.  и  ПДО  

Развитие познавательной

активности детей с

ограниченными

возможностями здоровья

6

Организация совместных

мероприятий  с

коррекционными

образовательными

учреждениями в рамках

декады инвалидов

Декабрь

ПДО

Социализация детей с

ограниченными

возможностями здоровья

7

Акция по подкормке птиц

зимой «Добрые дела»

декабрь

ПДО

Развитие познавательной

активности детей с

ограниченными

возможностями здоровья

8

Выставка творчества

детей-инвалидов в рамках

областной декады

инвалидов «В мире

красоты» (спец. корр.

школа-интернат 2 вида,

дошкольное отделение

декабрь

Абдрахманова

Ш.М.

Развитие творческой

активности детей с

ограниченными

возможностями здоровья

9

Декада инвалидов. Экскурсии. Мастер-классы, выставки творческих работ.

декабрь

Абдрахманова

Ш.М.

Развитие познавательной

активности детей с

ограниченными

возможностями здоровья

Источник

Программа  «Школы родителя особого ребенка»

МБУ «Методический центр» Отдел коррекции и реабилитации

Педагог-психолог Фокина Татьяна Викторовна

Пояснительная записка

Семья является той естественной средой, которая обеспечивает гармоничное развитие и социальную адаптацию ребенка.

Семьи, в которых воспитываются дети с расстройством аутистического спектра, сталкиваются со специфическими проблемами, и испытывают значительные затруднения в их разрешении: некомпетентность по вопросам воспитания и развития «особого» ребенка,  незнание элементарных психолого-педагогических знаний для коррекционного обучения и воспитания ребенка в домашних условиях в доступном для него формате; искажение контактов с окружающим социумом и, как следствие, отсутствие поддержки со стороны социума и т.д.

Современные исследования (Т. Н. Высотина (2011),   В.А. Карташов (2016), Н. О. Керре (2011) и др.) указывают на изменения в эмоциональной сфере, в психическом и соматическом состоянии родителей детей с РАС.

Первой, исторически сложившейся, формой работы специалистов (врачей, педагогов и психологов) с родителями «особых» детей  является образовательно-просветительское направление. Долгое время при работе с такой семьей внимание концентрировалось на самом ребенке, но не на функционировании семьи, не на её членах, оказавшихся в ситуации психологической травмы, семейного стресса и кризиса.

 Исследование  семей, воспитывающих ребенка с РАС, показало, что такие родители, при высокой готовности посвятить себя решению проблем ребенка, недопонимают (недооценивают) прямую взаимосвязь между состоянием ребенка и всей семьи с личностным состоянием родителя, значимость работы с личностными проблемами.

 То есть, многоаспектность проблем «особого» ребенка вынуждает родителей ощутить недостаточную родительскую компетентность в вопросах психолого-педагогического воздействия на ребенка, чем впоследствии, и определяется содержание их запросов к специалистам.

Программа  клуба «Школа родителя особого ребенка»  составлена   на основе авторской программы Ткачевой В.В. «Гармонизация отношений между матерью и ее ребенком» (Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии). (Ткачева В. В. Технология психологической помощи семьям детей с отклонениями в развитии. М: АСТ; 2007).

Данная программа, оставляя в приоритете вопросы педагогического просвещения, включает в себя и задачи развития психологической компетентности родителей в самопознании и познании ребенка, в умении оказать себе помощь в стрессовой ситуации.

Цель программы 

Повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания, развития и социальной адаптации детей с  расстройствами аутистического спектра посредством психолого-педагогического просвещения; привлечение родителей к сотрудничеству в плане единых подходов к воспитанию и обучению ребенка.

Задачи

  • формирование  у родителей позитивное восприятие личности ребенка с

 РАС;

  • расширение видения родителями своих воспитательных функций в

отношении «особого» ребенка;

  • знакомство родителей со специальными коррекционными и

методическими приемами, необходимыми для проведения занятий с «особым» ребенком в домашних условиях;

  • знакомство   родителей с эффективными методами детско-родительского взаимодействия, воспитательными приемами, необходимыми для коррекции личности ребенка с РАС;
  • формирование у родителей мотивации к взаимодействию со

специалистами учреждения, участию в создании единого воспитательного пространства “школа – семья”;  

  • мотивация родителей на обращение за психологической помощью

лично для себя, на участие в психологических тренингах;

  • способствование расширению контактов с социумом, обеспечение

возможностей общения родителей, воспитывающих детей со схожими проблемами.

Программа рассчитана на родителей, дети которых посещают занятия специалистов Отдела коррекции и реабилитации  МБУ «МЦ». Также приветствуется участие в родительских встречах  других членов семьи (бабушек, дедушек, и др.), учитывая, что они, как члены семьи, оказывают влияние на ребенка и участвуют в его воспитании.

Срок реализации программы – 9 недель (затем, по необходимости, она может быть продолжена).

Занятия родительского клуба проводятся 1 раз в неделю.

Продолжительность и время проведения одного занятия 1,5 – 2 часа:

14.00-16.00

        Состав группы: 8 – 10 человек. Предполагается, что основной состав группы будет постоянным, что позволит родителям лучше осознать предлагаемый материал, а также  замотивировать их на практическое использование знаний в обучении и воспитании детей в домашних условиях.

Содержание и условия подачи информации имеют большое значение для формирования у родителей желания общаться со специалистами и вступать с ними в сотрудничество ради своего ребенка. Ниже представлен перечень приемов, которые в разном сочетании можно использовать в структуре занятия.

Содержание темы занятия может раскрываться с помощью разных приемов:

  • Мини-лекция – вводит в тематику занятия, сосредотачивает внимание на обсуждаемом вопросе, знакомит с новой информацией по проблеме. 
  • Притча – может быть эпиграфом или, наоборот, обобщением к теме; стимулом к возникновению дискуссии.
  • Дискуссия – обсуждение актуального вопроса; как правило, родители делятся личным опытом в решении проблем или обращаются за советом к группе.
  • Просмотр видеосюжета с целью подчеркивания значимости обсуждаемой темы.
  • Просмотр видеозаписей о детях с РАС, об использовании педагогических приемов в  работе с такими детьми, о  возможностях и достижениях  детей при грамотно организованном коррекционном процессе.
  • Психологическое упражнение, тренинговая игра – включаются в любой части занятия с определенной целью. Начало: для снятия напряжения, сближения участников группы, включения в тему разговора. По ходу занятия: для понимания обсуждаемой темы через осознание своих состояний, ощущений, эмоций; овладение приемами снятия стресса и гармонизации эмоционального состояния. В конце: обобщение темы или завершение занятия (например, ритуал прощания).
  • Практическое занятие  (практикум) – овладение практическими умениями, знакомство с коррекционными методами и приемами работы с детьми с РАС.
  • Детско-родительские практикумы – совместная продуктивная деятельность, позволяющая осознать  родителю свои позиции, способы взаимодействия и сотрудничества с ребенком, свое реагирование на ситуацию, когда ребенок не соответствует ожиданиям; практика поиска  методов и приемов привлечения ребенка к деятельности и пр.
  • Выставка учебных пособий – демонстрация учебного материала, доступного для использования в домашних условиях.
  • Фотовыставки по занятиям – информация о содержании прошедших  встреч, оживление опыта участия в клубных занятиях, в том числе, в детско-родительских; активизация положительных эмоций.
  • «Обратная связь» в начале занятия – рассказ о влиянии предыдущей встречи на изменения в знаниях, в системе убеждений и т.д.; своего рода, «самоотчет» об использовании знаний, полученных на предыдущем занятии, в практике общения со своим ребенком.
  • «Обратная связь» в конце занятия – возможность осмыслить, осознать и проговорить о значимости для себя обсуждаемой темы, готовности использовать информацию в общении с ребенком в домашних условиях
  • Опросники обратной связи – письменный вариант обратной связи; фиксация своей готовности взять на себя ответственность за применение на практике полученных знаний
  • Раздаточный материал (памятка, методическое пособие, и пр.) для домашней методической копилки – для закрепления материала, поддержания интереса к занятиям.

Предполагаемый ожидаемый результат

Возникновение у родителей интереса к процессу развития ребенка, желание и умение видеть маленькие, но важные для ребенка, достижения.

Участие родителей в коррекционно-образовательном процессе ребенка с пониманием значимости этого для их ребенка; развитие чувства удовлетворенности от успешного применения своих знаний в воспитании и развитии ребенка.

Повышение активности родителей в вопросах сотрудничества со специалистами учреждения; желание участвовать в психолого-педагогических мероприятиях (клубные занятия, психологические тренинги, консультации  т.д.).

Расширение круга общения среди родителей учреждения.

Программа представлена в виде перечня тематики клубных встреч родителей, с кратким описанием структуры занятия, перечнем методов и приемов для реализации тематики занятий, примерным планом содержания каждого занятия. В методических рекомендациях по реализации программы представлен практический материал: «Примерное содержание занятий» по всем темам, «Притчи», содержание и правила психологической игры «Дельфин»,  лекторий для родителей, примерные варианты анкет «Обратная связь».

Программа может корректироваться в зависимости от запросов и потребностей участников клубных встреч.

Список используемой литературы и используемых источников

  1. Высотина Т. Н. Личностные особенности родителей, воспитывающих детей со сложными нарушениями психического развития //Вестник СПБГУ/ Выпуск 1/ Сер. 12. 2011 г.
  2. Граматкина И. Р. Включение детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) в образовательное пространство //Справочно — информационные материалы/ Городской ресурсный центр ИПИО МГППУ  
  3. Гилберг К., Питерс К. Аутизм: медицинские и психологические аспекты//https://zvetka.ru
  4.  Злобина А. С. Проблема психосоциальной помощи детям с ранним детским аутизмом //Общественные науки № 2 (6), 2006 г.
  5. Керре Н. О. Проблемы внеучебного функционирования аутичного ребенка в семье//Аутизм и нарушения развития № 2 (37) 2012 г.        
  6. Керре Н. О. О специфике семей, имеющих детей с аутизмом//Аутизм и нарушения развития № 2 (33) 2011 г.        
  7.  Керре Н. О. Особенности социального окружения детей с аутизмом//Аутизм и нарушения развития № 4 (31) 2010 г.
  8. Куташов В. А., Квасова В. В. Родительско-детские отношения в семьях с детьми с расстройствами аутистического спектра // Молодой ученый. — 2016. — №3.
  9. Ткачева В. В. Технология психологической помощи семьям детей с отклонениями в развитии. М: АСТ; 2007 
  10. Хабарова Т.Ю. Применение арт-терапии в лечении депрессивных и

зависимых пациентов // Молодой ученый. — 2015. — № 4

Источник