Программа развития одаренный ребенок венгера
Программа ‘Одаренный ребенок’ предназначена для работы с одаренными детьми 6-7 лет (в течение двух лет).
Разработанная как уровневый вариант программы «Развитие» тем же авторским коллективом, программа построена на общих теоретических позициях.
Авторы: Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Е.Л. Агаева и др. Под редакцией О.М. Дьяченко.
Цели программы ‘Одаренный ребенок’ – развивать умственные и художественные способности детей, совершенствовать творческие способности.
Программа состоит из объяснительной записки характеристики цели содержания, средств работы, материалов и деятельности детей. К ней прилагаются планы всех занятий по каждому разделу. Основное отличие предлагаемой программы от использовавшихся ранее программ обучения в детском саду состоит в переносе основного внимания с содержания обучения на его средства. В программе широко используются наглядные модели, в которых выделены и представлены в обобщенном и схематизированном виде основные отношения их компонентов.
Основное место занимают занятия, направленные на овладение детьми различными формами наглядного моделирования и символизации. Программа состоит из 10 разделов, включающих задания на развитие умственных способностей.
- Ознакомление с пространственными отношениями.
- Развитие элементов логического мышления.
- Развитие речи и ознакомление с художественной литературой.
- Развитие элементарных математических представлений.
- Подготовка к обучению грамоте.
- Конструирование.
- Подготовка к сюжетно-ролевой игре.
- Ознакомление с природой.
- Ознакомление с элементарными физическими явлениями.
- Изобразительное искусство.
В каждом разделе программы даются основные задачи занятий, указываются те формы образовательной работы, которые не требуют специальных средств обучения и могут быть спланированы самим воспитателем.
Содержание экологического образования отражено в разделах «Ознакомление с природой» и «Ознакомление с элементарными физическими явлениями».
Структурно-содержательная характеристика
В программе представлено содержание работы в старшей и подготовительной к школе группах. Так, в старшей группе при ознакомлении детей с природой учитывается, что одаренные дети имеют больший багаж знаний о природе различных регионов Земли, поэтому в программе предусматривается знакомство с биогеоценозом, его особенностями в каждой природной зоне земного шара. Задания построены таким образом, что для выполнения необходимо рассматривать объекты природы во все новых и постоянно меняющихся связях и отношениях, что ведет к совершенствованию операций анализа и синтеза. В качестве таких средств рекомендуется использовать условные обозначения и модели, отражающие взаимозависимость живой и неживой природы.
Программа включает в себя три раздела, первый из которых посвящен ознакомлению с живой и неживой природой. Дети учатся вычленять факторы, оказывающие влияние на живое, выделять отличительные признаки живой природы, растений и животных, классифицируют объекты, определяют их родовые признаки.
Во втором разделе дети знакомятся со строением растений и учатся определять зависимость видоизменений частей растения от факторов внешней среды, выполняемых функций. Дети самостоятельно придумывают условные обозначения, наглядно иллюстрирующие возможные видоизменения частей растения, соотносят функции, выполняемые каждой частью растения, с факторами внешней среды.
Третий раздел направлен на ознакомление с природными поясами Земли, их климатом, растительным и животным миром. Дети определяют, как животные приспосабливаются к условиям внешней среды, в том числе к растительному миру, что происходит при изменении этих условий, где основным средством обучения являются модели, отображающие связь животных с факторами внешней среды.
Второй и третий разделы заканчиваются контрольными занятиями, в ходе которых дети должны творчески применить усвоенные на занятиях средства в новых ситуациях (придумывают несуществующие миры по заданным природным условиям).
В подготовительной к школе группе основным принципом работы остается выявление взаимосвязи живой и неживой природы. Для этого используется содержание из биологии, систематики, эволюционного учения. Это позволяет не только увидеть приспособленность растений и животных к современным условиям обитания, но и выявить общее и различия между ними, понять их происхождение. Такой подход раскрывает перед детьми взаимосвязь и единство всего живого на Земле, в том числе и человека как части природы. Средства обучения усложняются от условных обозначений к моделям (типа и логического древа и пространственно-временной модели), используются такие модели, как карта, глобус, логическое древо и т.д.
Как и в старшей группе, программа состоит из трех разделов. В первом разделе продолжается знакомство с картой и глобусом, условными обозначениями на них. Дети узнают о различных оболочках Земли (гидро-, лито-, атмосфере), их условных обозначениях, разбирают заселенность каждой из них, выясняют причины неравномерности распространения жизни в них. Этот раздел связан с уже имеющимися знаниями детей о пространственных моделях (плане, карте и т.д.).
Следующий раздел включает в себя продолжение материала о многообразии живой природы и ее зависимости от факторов внешней среды, но растения и животные рассматриваются в них с точки зрения классификации, выделения существенных признаков в строении и объединении в классы по этим признакам.
В третьем разделе дети узнают историю происхождения многообразия живой природы, рассматривая эволюцию жизни на Земле с точки зрения дарвинизма. Они учатся переводить временную последовательность изменения видов в пространственную модель эволюционного древа. Основная задача работы — выделение усложнения в строении растений и животных, что позволяет им становиться более приспособленными к условиям жизни, установление закономерностей изменения низко и высоко организованных живых организмов. Заключительные занятия показывают связь человека с животным миром, единство происхождения человеческих рас, их приспособленность к различным условиям жизни. В подготовительной к школе группе осуществляются два типа работы: эксперимент и наблюдение.
Раздел «Ознакомление с элементарными физическими явлениями» в старшей группе предполагает рассмотрение физических явлений по разделам: «Динамика», «Статика», «Магнетизм».
Цель программы: развивать познавательные способности ребенка на основе применения предметных и графических моделей при рассмотрении физических явлений разного типа, а также прогнозирование на основе модели возможного результата того или иного явления.
В связи с этим предполагается развитие у детей представлений, связанных с такими понятиями, как «сила», «движение и покой», «инертная масса», «равновесие», с точки зрения взаимодействия тел или их частей; с принципом действия рычага и блока и простейшими приемами их использования; магнитными явлениями. В деятельности детей предусматриваются как «работа в уме», так и опытная проверка на простейших физических приборах.
В подготовительной к школе группе продолжается ознакомление детей с физическими явлениями, играющими существенную роль в жизни человека и окружающем его мире, такими как «агрегатные состояния вещества, их основные свойства и изменения», «звук». Работа с детьми строится, как и при обучении детей старшей группы, на использовании моделирования физических понятий и явлений.
Обучение предполагает расширение сферы рассматриваемых явлений, требует от ребенка более широкого круга применения моделей, умения логически связывать абстрактную модель с реальными явлениями. Как и в старшей группе, предельно ограниченно вводится научная терминология, проводятся опыты с простым оборудованием (часто встречающиеся в быту «приборы» — зеркальце и фонарик как источник света, термометр, пробирка или пузырек от лекарства, натянутая струна и суровая нитка, а также такие материалы исследования, как вода, снег, лед, сыпучие и вязкие продукты, бумага, ткани, деревянные и металлические предметы).
При ознакомлении детей с источниками тепла (спички, свеча, горелка) рекомендуется не заострять на них внимание ребенка и по возможности обходиться без них (к примеру, нагреть что-либо иногда можно просто в руках, на батарее парового отопления или на солнце), чтобы наблюдение не сводилось к единственной цели — зажечь. Представления детей об элементарных физических явлениях обобщаются и фиксируются в виде условных обозначений и наглядных моделей.
Предметно-развивающая среда
Для ознакомления с природой требуется включение в развивающую среду большого количества иллюстраций, природного материала. На занятиях желательно иметь наборы открыток, гербарии, микроскоп, слайды и диафильмы с изображениями древних и современных растений и животных, глобус, карту Земли и звездного неба, изображения или фотографии Земли из космоса.
Важно организовать в детском саду небольшой живой уголок с такими животными, как хомяки, птицы, черепахи, аквариум с водорослями, моллюсками и рыбами. Необходимо, чтобы дети ухаживали за своими питомцами, наблюдали за ними во время кормления, уборки и т.д. При подборе материала для занятий рекомендуется давать детям задание на лето: собрать гербарий, наблюдать за растениями и животными в лесу, на лугу, в пруду или на речке. Важно включить в развивающую среду дидактические игры, в ходе которых закрепляются особенности строения, животных и растений, их зависимость от условий обитания.
Для ознакомления с элементарными физическими явлениями в группе предполагается наличие следующего лабораторного оборудования, шт.:
- два набора грузов (по 100 г);
- рычаг — 2;
- неподвижный блок с креплением — 2;
- металлический желоб, шарики разной массы или небольшие мячи — 2—4;
- пружинные динамометры с условной (без цифровых делений) шкалой — 3—4;
- полосовые магниты и магнитные стрелки на подставках (простейшие компасы) — по количеству детей в подгруппе.
Кроме этого, на занятиях широко используются в виде раздаточного материала картинки — «ситуации», изображающие какие-либо взаимодействия (например, плывущий кораблик, тянущий санки мальчик, подъем груза с помощью блока и т.д.), и картинки — «парадоксы»: «Может ли такое быть?» (например, санки, сами поднимающиеся в гору; мышонок, перевесивший слоненка на качелях, и т.п.), а также картинки-модели.
Особенности организации работы специалистов ДОУ
От воспитателя не требуется никаких специальных знаний и навыков, кроме умения после ознакомления с программой «другими глазами» взглянуть на все известные процессы. Что именно нужно выделить в них — это укажет программа, но и сам воспитатель может дополнить ее собственным жизненным опытом и своим видением мира.
Зебзеева В.А. Развитие элементарных естественно-научных представлений и экологической культуры детей: Обзор программ дошкольного образования. – М.: Сфера, 2009.
Источник
Формирование интеллектуально-творческих способностей дошкольников в условиях реализации программы Леонида Абрамовича Венгера”Одаренный ребенок”.
Суть инициативы:
Одаренные дети – ценная, но хрупкая часть нашего общества. Они представляют собой его культурный и научный потенциал, от них зависит, как будут развиваться наука, техника и культура Росси.
Сегодня в обществе проявился новый всплеск заинтересованности в исследовании одаренности. Это связано, прежде всего, с запросом общества на индивидуальных неповторимых личностей. Только человек, наделенный непохожестью, способностями, одаренностью сможет уловить современный жизненный ритм, не потеряться и принести обществу свой вклад, еще раз доказывая, что машина не может заменить человека. Решающая роль в развитии детской одаренности принадлежит сфере образования. Исследованиями установлено, что наиболее благоприятного периода для развития способностей, чем дошкольное детство, трудно представить. Развитие одаренного ребенка происходит с необычайной скоростью, чаще всего с опережением, поэтому важно, чтобы оно правильно стимулировалось на каждой ступени.
Центр развития ребенка Л.А. Венгера, который занимается проблемами развития одаренных детей, предлагает для реализации в дошкольных учреждениях, программу “Одаренный ребенок”
Программа, предназначенная для работы с детьми от 5 до 7 лет с высоким уровнем умственного развития, она основана на результатах научных исследований по изучению умственных и художественных способностей детей дошкольного возраста.
Основная цель программы – способствовать развитию умственных и художественно – творческих способностей ребенка, а также развитие специфических дошкольных видов деятельности, в том числе игры.
Основная задача образовательной программы «Одаренный ребенок», как раз и состоит в том, чтобы обеспечить совершенствование творческих способностей. Оптимизация образовательного процесса достигается не за счет увеличения объема знаний и количества занятий, а за счет переноса внимания с содержания обучения на его средства: интегрирование разных видов деятельности, использование таких методов и технологий, как моделирование ситуаций, детское экспериментирование, проектная и исследовательская деятельность, индивидуально-личностное общение с ребенком.
Цель проекта: обеспечение максимально благоприятных условий для раскрытия интеллектуально – творческого потенциала детей дошкольного возраста через использование инновационных технологий и интеграцию программы “Одаренный ребенок” Л.А. Венгера в образовательный процесс ДОУ.
На данное время проект находится на третьем заключительном этапе развития: на данный момент разработана система реализации программы “Одаренный ребенок” по трем основным направлениям:
Работа с детьми
С родителями
С кадрами
Третий год в нашем ДОУ функционирует группа «Умники и умницы» куда включены дети имеющие ярко выраженные интеллектуально-творческие способности, которые выявлены в результате наблюдений и на основе тестирования, с этой группой работает педагог- психолог и другие специалисты. Для работы этой группы подготовлена предметно-развивающая среда, пополнены атрибутами и логическими играми кабинет психолога с соответствии с данной программой, приобретено много познавательной литературы, пособий для работы с детьми на занятиях и в свободное время. Разработано перспективное планирование по всем разделам программы со значительным усложнением в соответствии с возрастными психическими особенностями развития. Разработан пакет документов по оказанию консультативной поддержки педагогам ДОУ по организации работы с детьми с ярко выраженными способностями; Созданы видеозаписи занятий, совместной и самостоятельной деятельности; Разработаны игры и упражнений, дидактические пособия для развития интеллектуально-творческого потенциала детей. Ценным в наших разработках является то, что, разрабатывая занятия, мы стремились к развитию у детей творческого воображения, фантазии, возможности полноценно переживать и выражать свое эмоциональное состояние. Мы всячески старались поддерживать инициативу ребят и всегда были готовы изменить ход занятия в соответствии с ней. Хотелось бы отметить, что используемая форма организации занятия, когда дети проживают какую-либо ситуацию, выполняя при этом разного рода задания, параллельно требует решение задачи по освоению детьми игрового стиля общения и развитию способности к перевоплощению. Мы также заметили, что для детей с высоким уровнем умственного развития характерно стремление к интеллектуальным видам деятельности.
Для раскрытия творческого потенциала детей которые входят в эту группу, раскрытие их индивидуальных способностей была налажена взаимосвязь со специалистами дополнительного образования., которые предусмотрели в своих планах работу с этими детьми направленную на развития творческих способностей, т.к. это прогрессивная альтернатива, способствующая развитию ребенка как целостной личности. Обучение строится по специально разработанным индивидуальным траекториям развития в кружках и студиях.
Специалистами ДОУ созданы маршруты развития и сопровождение детей имеющих интеллектуально-творческие способности.
При оценке уровня творческого мышления по методике П.Торренса и методик Венгера оригинальность мышления детей группы «Умники и умницы» превысила возрастную планку 7-8 лет. После цикла занятий по развитию творческого продуктивного мышления по данной программе в группе “Умники и Умницы” у большинства детей повысился уровень творческой активности, любознательности, ярко выраженное стремление к самосовершенствованию в конкретном виде деятельности. Выводы подтверждаются вторичной диагностикой по той же методике. Результаты педагогической диагностики показали рост высокого уровня в течение трех лет по таким направлениям программы, как логика, познавательное развитие, конструирование, развитие речи.
При непосредственном участии творческой группы педагогов-экспериментаторов на данном этапе эксперимента были проведены такие значимые мероприятия, как:
Теоретический семинар “Одаренные дети – приоритетное направление современного дошкольного образования-с учетом ведения ФГОС и нового закона об образовании”
Круглый стол “Совместное обсуждение и определение генеральных линий развития в направлении работы по введению в практику программы “Одаренный ребенок” Л.А. Венгера.
Заседание творческих и проблемных групп по разработке отдельных аспектов совершенствования педагогического процесса.
“Копилка” педагогического мастерства “Методика организации работы со способными детьми в условиях ДОУ”
С целью повышения профессионального мастерства педагогов ДОУ в области работы с одаренными детьми, методическим советом ДОУ № 71 была разработана программа формирования кадрового потенциала, включающая в себя следующие мероприятия:
Педагогическое проектирование
Активно – игровые методы
Практикумы и тренинги
Лекции (проблемные, лекции-диалоги)
Интернет-поиск под определенное задание
Педагогическим коллективом использовались активные формы работы с родителями с целью ознакомления их с инновационной и деятельностью:
Традиционное заседание клуба «Я и моймалыш» на тему “Программа “Одаренный ребенок” как современная педагогическая технология обучения и воспитания, направленная на развитие способностей дошкольников”.
На сайте детского сада размещена информация о работе группы «Умники и умницы»
Лекторий для родителей “Роль семьи в развитии творческих способностей ребенка”
Родительское собрание, на котором были показаны результаты усвоения программы детьми за учебный год и предложены основные положения программы Л.А. Венгера “Одаренный ребенок” и значение ее в будущей адаптации ребенка в социуме;
Коллективная творческая деятельность “Построение развивающей среды в семье”
Видеозаписи и компьютерные презентации из жизни детского сада
подготовлены папки-передвижки, консультации, перспективный план, рекомендации для родителей по воспитанию и развитию детей;
разработана система работы с родителями по внедрению программы «Одаренный ребенок».
Мы и сегодня, продолжаем наблюдать за нашими выпускниками . Они успешно адаптировались к новым социальным условиям в школе, продолжают осваивать новые знания и умения на высоком уровне, стали активными участниками во всех мероприятиях, стали лидерами в своем классе. На данный момент все дети занимаются в кружках и студиях.
– На данном этапе эксперимента, в январе на базе детского сада было проведено: заседание ресурсного центра «Детский сад будущего» где представлен творческий отчет о работе педагогического коллектива по внедрению программа «Одаренный ребенок « Л.А. Венгера в образовательный процесс ДОУ, на заседании было показано занятие с детьми «Умники и умницы». Представлена выставка методических рекомендаций по сопровождению одаренного ребенка.
– Выступление педагога-психолога Шахуровой А.С. на городском методическом объединение педагогов психологов о сопровождение одаренных детей в ДОУ
– Отправлена статья «Развитие одаренности детей старшего возраста как важное условие социализации личности ребенка» на участие во Всероссийском конкурсе «Современный руководитель»
– Отправлена статья «Формирование интеллектуально-творческих способностей дошкольников в условиях реализации программы Леонид Абрамович Венгера”Одаренный ребенок”в научно-практический журнал «Одаренный ребенок» Москва.
– Участие двоих детей в Всероссийском интернет конкурсе детских рисунков «Осень по земле шагает» получены дипломы третьей и второй степени.
– Участие детей в Всероссийском интернет конкурсе «Фейерверк идей»
В марте планируется заседание городского методического объединения «Одаренный ребенок» на базе МБДОУ «Детский сад №71»
В феврале планируется литературная викторина с участием первоклассников юколы №31,планируется математическая олимпиада с первоклассниками.
Факторы, тормозящие работу опытно экспериментальной площадки:
– отсутствиенаучного руководителя. данного проекта
– небольшой приток молодых специалистов желающих работать в данном направление
– необходимость квалифицированной психолого-педагогической деятельности, по отношению к одаренным детям и отсутствие предназначенного модуля в программе профессиональной подготовки студентов, а так же отсутствие ориентировочных на это программ повышения квалификации педагогов, обучающих семинаров по этой проблеме.
Выводы
Представляемая программа способствует созданию условий для построения воспитательно-образовательного процесса, направленного на продуктивное психическое, интеллектуальное, и творческое развитие одаренных детей, на реализацию и совершенствование их способностей.
Определены основные этапы создания условий для целенаправленной и системной работы с детьми со способностями.
Программа доступна к использованию в любом дошкольном учреждении. Она позволяет скоординировать и интегрировать деятельность специалистов в направлении работы с детьми, имеющими предпосылки одаренности.
Методические рекомендации по развитию продуктивного творческого мышления одаренных детей позволяют активизировать творческое мышление применимо к различным содержательным областям, традиционно изучаемым в дошкольном учреждении.
Подбор диагностических методик предусматривает принцип минимальной достаточности содержания для наиболее эффективного и адекватного отслеживания развития внутреннего потенциала личности воспитанников, что позволяет определить приоритетную сферу их интересов, а также уровень развития творческого мышления.
Предлагаемый комплект методик, дает возможность педагогу самостоятельно выявлять и регулярно отслеживать развитие интеллектуальных и творческих способностей воспитанников.
Использование такой практики, несомненно, позволяет осуществлять сопровождение детей с предпосылками одаренности в педагогическом процессе, способствуя развитию их способностей и творческого потенциала.
Г.Чита
Источник