Программа развития одаренный ребенок в детском саду
Пояснительная записка
Концепция программы
Одарённость детей является одной из важных проблем общества в настоящее время. Значимость данного вопроса заключается не столько в передаче знаний, сколько в создании условий для того, чтобы дети могли углублять эти знания и разрабатывать на их основе новые, необходимые для жизни общества.
Наибольший успех в обучении и развитии любого ребенка может быть достигнут тогда, когда учебная программа соответствует его потребностям и возможностям. В связи с тем, что потребности и возможности одаренных дошкольников, отличаются от таковых у их сверстников, возникает необходимость дифференцированного обучения одаренных детей по специально разработанным программам. Многогранность и сложность феномена одаренности определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одаренными детьми.
Отличительные особенности одаренных детей
1. Имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие возможности и проявления.
2. Имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность.
3. Испытывают радость от умственного труда.
Категории одаренных детей
1. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях.
2. Дети с признаками специальной умственной одаренности — одаренности в определенной области науки, искусства.
3. Воспитанники, не достигающие по каким — либо причинам успехов в обучении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами.
Принципы работы с одаренными детьми
1. Принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей.
2. Принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки, клубы по интересам.
Цели и задачи работы с одаренными детьми.
1. Выявление одарённых детей.
2. Создание условий для оптимального развития одаренных детей.
Задачи:
– знакомство воспитателя с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики;
– проведение различных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих воспитанникам проявить свои возможности;
– предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, воспитателем, через самостоятельную работу.
Стратегия работы с одаренными детьми
Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией воспитанников в детском саду.
При выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой- либо деятельности: образовательной, художественной, физической и др.
Дети охотно осваивают навыковое содержание учения под руководством взрослого и самостоятельно.
Воспитательная и образовательная работа должна организовываться воспитателем таким образом, чтобы воспитанник мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Это важно как источник приобретения новых знаний и нового опыта, и должно служить основой для трансформации этих знаний в другие сферы деятельности.
Условия успешной работы с одаренными воспитанниками.
Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
Создание и постоянное совершенство методической системы работы с одаренными детьми.
Воспитатель должен быть:
– увлечен своим делом;
– способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
– профессионально грамотным;
– интеллектуальным, нравственным и эрудированным;
– проводником передовых педагогических технологий;
– психологом, воспитателем и умелым организатором образовательно — воспитательного процесса;
– знатоком во всех областях человеческой жизни.
Формы работы с одаренными воспитанниками.
– творческие мастерские;
– групповые занятия ;
– кружки по интересам;
– конкурсы;
– работа по индивидуальным планам;
– исследовательские проекты.
Работа с одарёнными детьми.
План работы с одарённым ребёнком (примерный).
1. Индивидуальная работа
2. Занятия в кружке
3. Участие в конкурсе
4. Проектная деятельность
5. Вовлечение в коллективную деятельность
6. Работа с родителями.
Направления работы с одарёнными детьми и их родителями (примерные)
- Планирование и организация работы.
- Корректировка банка данных одаренных детей и детей с высокой и достаточной мотивацией к познанию мира
- Мониторинг состояния здоровья одаренных детей
- Оказание методической помощи родителям об организации работы по развитию интеллектуальных способностей детей
- Подбор литературы по выбранным темам проектно-исследовательской деятельности воспитанникам
- Создание картотеки материалов периодической печати по научно-исследовательской деятельности
Источник
Индивидуальная программа развития одарённого ребёнка
Выполнила: Кузнецова С.Д.
Музыкальный руководитель МАДОУ
Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка старшего дошкольного возраста с признаками одаренности
2017 г.
Ф.И. ребенка: Вика К.
Возраст: 6 лет
Вид одаренности: интеллектуальная, творческая.
Формы работы: индивидуальные и подгрупповые занятия с педагогом – психологом, театрализованная деятельность.
Участники сопровождения: педагоги и специалисты МДОУ, родители ребенка.
Характеристика на ребенка:
В ходе экспертной оценки ребенка воспитателями, у девочки отмечен высокий уровень развития интеллектуальных и творческих способностей (музыкальных, изобразительных), а также хорошо развитые физические качества.
На занятиях девочка, часто отвлекается, может заниматься посторонними делами, но при этом хорошо ориентируется в происходящем и отвечает на заданные вопросы. Ребенок активно участвует в мероприятиях детского сада: конкурсах, фестивалях, играет главные роли в театрализованных постановках, солирует при исполнении музыкальных произведений.
Вне образовательной деятельности девочка очень активная, подвижная, часто создает конфликтные ситуации, общаясь со сверстниками, спорит с воспитателями. При этом быстро устает от шумной обстановки и коллектива и ищет место для уединения.
По итогам углубленной психологической диагностики, можно говорить о высоком уровне интеллектуального развития, особенно о его вербальной составляющей. У девочки хороший словарный запас, высокий уровень осведомленности, понятливости, хорошо выстраивает причинно-следственные связи. У ребенка отмечен высокий уровень познавательной потребности, и творческого мышления. В методике «Дорисовывание фигур» О.М. Дъяченко девочка не только сделала качественные рисунки, но и дала каждому из них оригинальное название. В ходе социометрического эксперимента был выявлен низкий статус ребенка в коллективе сверстников (один положительный выбор и множество отрицательных).
Вывод: полученные в ходе исследования данные свидетельствуют о высоком уровне развития интеллектуальных и творческих способностей, а так же о низком уровне коммуникативной компетентности и навыков саморегуляции. Дальнейшая работа с ребенком будет направлена на гармонизацию ее личностного развития.
Цель: создание условий для гармонизации личностного развития ребенка.
Задачи:
Активизации и актуализация интеллектуальных и творческих способностей ребенка;
Развитие коммуникативных способностей, навыков сотрудничества, конструктивного решения конфликтов;
Развитие навыков саморегуляции.
Планируемый результат:
У ребенка повысился уровень развития интеллектуальных и творческих способностей.
Повысился уровень коммуникативной компетентности, ребенок применяет навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в повседневной жизни, конструктивно разрешает возникающие конфликтные ситуации, повысился социометрический статус в группе сверстников.
Повысился уровень развития навыков саморегуляции и произвольности.
Организация работы: получение образования (программа обучения) – Основная образовательная программа МДОУ спроектирована с учетом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, региона и муниципалитета, образовательных потребностей и запросов воспитанников. Кроме того, учтены концептуальные положения примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования, вариативной комплексной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, парциальной программы развития математических представлений у дошкольников «Математические ступеньки» Колесниковой Е.В., методического пособия «Лего-конструирование в детском саду» Фешиной Е.В., книги для педагогов «Перворобот LEGO WeDo» Марио Хьйорт Фолькманн, парциальной образовательной программы по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки» авторов И. Каплуновой и И. Новоскольцевой.
Программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста.
План психолого – педагогического сопровождения
Содержание работы | Форма работы | Сроки | Ответственные |
Индивидуальная психолого-педагогическая диагностика | |||
Исследование психических процессов (память, восприятие, внимание, мышление) | Наблюдение Изучение продуктов деятельности Психологическое тестирование | Сентябрь Декабрь Май | Педагог – психолог Педагоги |
Исследование эмоциональных процессов (страхи, тревожность) | |||
Исследование качеств личности (самооценка, произвольность, уровень притязаний) | |||
Исследование социальных отношений (с взрослыми, со сверстниками) | |||
Диагностика творческих способностей | |||
Взаимодействие с педагогами | |||
Информирование о результатах диагностических исследований | Беседы Консультации | 1 раз в квартал | Педагог- психолог Педагоги Старший воспитатель |
Консультирование педагогов на тему: «Создание портфолио успеха ребенка с признаками одаренности». Семинар – практикум “Одаренный ребенок: создание условий для развития его способностей”. «Игры и упражнения На развитие творческих способностей» | Беседы Консультации Семинары – практикумы | В течение года | |
Создание условий для развития интеллектуальных и творческих способностей: Разработка схем РППС, обогащение центров играми и пособиями, материалами для творчества. организация участия в конкурсах и др. мероприятиях | |||
Оформление и пополнение портфолио успеха. | 1 раз в месяц | Педагоги | |
Взаимодействие с семьей | |||
Психолого- педагогическое просвещение родителей: «Одаренный малыш или как развить в ребенке талант». «Как научит ребенка общаться без конфликтов». | Беседы Консультации | По мере необходимости | Старший воспитатель Педагог – психолог |
Поддержание интереса ребёнка, поощрение. | Родители | ||
Создание дома условий для развития интеллектуальных и творческих способностей ребенка. | Родители | ||
Работа с портфолио успеха. | Родители | ||
Организация участия в конкурсах и др. мероприятиях, выполнение совместных работ. | Познавательный досуг | Родители Педагоги | |
Посещение музеев, выставок, театров. | Родители | ||
Театрализованная деятельность | |||
Осеннее развлечение. Новогодний утренник. Утренник посвященный Международному Женскому Дню. Спектакли: “Волки и козлята”, “Мешок яблок”. | Музыкальные занятия Беседы Просмотр видеофильмов | В течение года | Педагоги Музыкальный руководитель |
Участие в творческих конкурсах | Творческая мастерская | По мере возможности и желания ребенка | |
Психолого-педагогическая поддержка | |||
Подгрупповые занятия по программе эмоционального развития детей дошкольного возраста “Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь” Крюкова С.В., Слободяник Н.П. | Игры Упражнения Беседы | Согласно расписания занятий | Педагог- психолог |
Выполнение заданий и упражнений на развитие творческого мышления и воображения. | Дивергентные задания ТРИЗ | Педагог- психолог Педагоги |
Оценка промежуточных результатов
Содержание работы | Критерии оценки |
Индивидуальная психолого-педагогическая диагностика | Результаты диагностики |
Взаимодействие с педагогами | Психолого-педагогическая компетентность педагогов Создание предметно-пространственной среды для развития интеллектуальных и творческих способностей ребёнка Создание и пополнение портфолио. |
Взаимодействие с семьёй | Психолого-педагогическая компетентность родителей Создание и пополнение портфолио. |
Театрализованная деятельность | Участие в театрализованных постановках Участие в конкурсах |
Индивидуальная работа психолого- педагогического сопровождения | Положительное эмоциональное состояние ребенка Развитие навыков саморегуляции Развитие коммуникативной компетентности и навыков сотрудничества. |
Срок реализации индивидуальной программы развития 2017-2018уч.г.
Подпись
Источник
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение « Жемчужинка»
Рабочая программа
«Одаренный ребенок. Познавательно – исследовательская деятельность»
Возраст детей 5-6 лет
Руководитель:
Никонорова Эльвира Николаевна
Первая квалификационная категория
П.Харп
2019г.
Содержание
1. | Пояснительная записка | 3 | |
1.1. | Цель и задачи программы | 4 | |
1.2. | Планируемые результаты освоения программы | 4 | |
2. | Содержание Программы | 4 | |
2.1. | Методическое обеспечение | 7 | |
3. | Материалы мониторинга освоения программы | 8 | |
4. | Список литературы | 10 | |
Приложения |
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В последнее время отмечается резкое возрастание интереса к проблеме одаренности детей, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей и, соответственно, к проблемам подготовки педагогов для работы с ними.
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
К группе «одаренных детей», относятся дети, которые испытывают: большой интерес к обучению; имеют более высокие, по сравнению со своими сверстниками, интеллектуальные способности; ярко выраженные творческие наклонности. Отличительным признаком «одаренных детей» является познавательная способность, а именно:
- Любознательность и живое воображение.
- Хорошая память и концентрация внимания.
- Большой словарный запас, позволяющий свободно и четко излагать свои мысли.
- Большое упорство в решении той или иной задачи.
В связи с тем, что потребности и возможности одаренных дошкольников, отличаются от их сверстников, возникает необходимость дифференцированного обучения одаренных детей по специально разработанным программам.
Многогранность и сложность феномена одаренности определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одаренными детьми.
Проектная деятельность, как форма работы с одаренными детьми – одна из инновационных технологий, используемых в дошкольной образовательной практике, так как в основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога и детей над определённой практической проблемой (темой).
Нормативно – правовая база организации работы с одарёнными детьми в условиях ФГОС ДО:
- ФЗ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- указ Президента РФ от 01.06.2012г. № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2015 – 2017 гг.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ № 1155 Министерства образования и науки от 17 октября 2013 года) (далее – ФГОС ДО),
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам– образовательным программам дошкольного образования»,
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва “Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
В основу рабочей Программы положены принципы:
1. Системный подход – основанный на понимании ребёнка как целостной системы;
2. Комплексный подход к сопровождению развития ребёнка;
3. Принцип личностно ориентированного взаимодействия взрослого с ребёнком (учёт индивидуальных и возрастных особенностей ребёнка, предполагающий содержание, формы, способы сопровождения, соответствующие индивидуальным возможностям ребёнка, темпам его развития);
4. Принцип принятия всех продуктов творчества детей, независимо от их формы, содержания и качества.
5. Принцип активности и самостоятельности ребенка, а также стимулирование к высказыванию собственных идей по поводу решаемой проблемы.
6. Принцип ведущей деятельности;
Список детей:
График занятий:
Дни недели | Часы работы |
Понедельник (2-4 неделя) | 17.15-17.40 |
Вторник (1-3 неделя) | 17.15-17.40 |
Среда (2-4 неделя) | 17.15-17.40 |
Четверг (1-3 неделя) | 17.15-17.40 |
- Цель и задачи Программы
Цель Программы: поддержка и развитие талантливых детей для реализации их потенциальных возможностей.
Задачи Программы:
1.Содействовать самореализации одаренных детей через проектную деятельность, участие в конкурсах, олимпиадах, викторинах.
2.Развивать интеллектуальную сферу, эмоциональный мир, социальные умения и коммуникативную гибкость детей старшего дошкольного возраста с признаками одарённости;
3. Удовлетворять потребность детей в новой информации;
4. Повышать психологическую компетенцию участников педагогического процесса (педагоги и родители) в вопросе сопровождения и развития детской одаренности.
Данная Программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста (от 5 до 6 лет) имеющими предпосылки одаренности – высокий, превосходящий возрастные нормы, уровень развития способностей, а также для работы с педагогами и родителями.
Занятия проводятся 2 раза в неделю индивидуально и с подгруппой детей. Продолжительность занятий – 25 минут.
Срок реализации Программы: 1 год
- Планируемые результаты:
- Развитие интеллектуальной и коммуникативной сферы, формирование адекватной самооценки и уверенности в себе.
- Развитие эмоционально-волевой сферы, формирование позитивной мотивации к дальнейшему обучению.
- Повышение психологической компетенции участников педагогического процесса (педагоги, родители) в вопросе сопровождения и развития детской одаренности.
- Самореализация детей через проектную деятельность, участие в конкурсах, олимпиадах, викторинах.
- СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Примерное годовое планирование работы
№ | Мероприятие | Форма работы | Срок выполнения |
1 | Составление плана работы с одаренными детьми, воспитателями, родителями | Наблюдение, беседы | Сентябрь |
2 | Представление педагогической информации родителям, общественности | Консультации, беседы | Октябрь- Ноябрь |
3 | Проведение занятий с использованием различных технологий | Групповые, индивидуальные занятия | Ноябрь – апрель |
4 | Проведение профилактических и просветительских работ Работа с родителями | консультации, рекомендации | В течении года |
5 | Итоговая диагностика (мониторинг) | Диагностика, наблюдение | Май |
6 | Систематизация материалов по итогам реализации Программы | Отчеты, документация, диаграммы, анализ, банки данных |
Учебный план
№п/п | Название темы | Срок проведения | Количество часов | Формы контроля | ||
Теория | Практика | Всего: | ||||
1. | Познавательно – исследовательский проект «Мир воды» | Октябрь-Ноябрь | 1ч 40м (2недели) | 1ч. 90 м. (3 недели) | 3ч. 30 м | Презентация проекта Результаты участия в конкурсах. Игра – лото « Кому нужна вода» |
2. | Познавательно – исследовательский проект «Солнце» | Декабрь | 1ч 40м (2недели) | 1ч. 90 м. (3 недели) | 3ч. 30 м | Презентация проекта Результаты участия в конкурсах |
3. | Исследовательский проект «Радуга – дуга» | Январь | 1ч 90м (3недели) | 2ч. 40 м. (4 недели) | 4ч. 30 м | Презентация проекта Результаты участия в конкурсах |
4. | Познавательно – исследовательский проект «Купите мне собаку!» | Февраль | 1ч. 40 м. (2 недели) | 1ч.90 м. (3 недели) | 3ч. 30м. | Презентация Результаты участия в конкурсах |
5. | Познавательно – исследовательский проект «Волшебник- воздух» | Март | 1ч. 90 м. (3 недели) | 1ч.90 м. (3 недели) | 3ч. 30м. | Презентация Результаты участия в конкурсах |
6. | Познавательно исследовательский проект «Мобильный телефон» | Апрель | 1ч. 90 м. (3 недели) | 2ч.40 м. (4 недели) | 4ч. 30м. | Презентация Результаты участия в конкурсах |
Содержание учебного плана.
№ | Название темы | Теория | Практика | Цель |
1. | Познавательно – исследовательский проект «Мир воды» | Изучение материала по теме проекта | 1) Проведение опытов экспериментов 2) Презентация проекта | Расширить и уточнить представления детей о свойствах воды. Её качестве, о значении в жизни человека. |
2. | Познавательно – исследовательский проект «Солнце» | Изучение материала по теме проекта | 1)Проведение опытов экспериментов 2)Презентация проекта | Выявить влияние солнечного света и тепла на природу. |
3. | Исследовательский проект «Радуга- дуга» | Изучение теоретического материала по теме. | 1)Проведение опытов экспериментов 2)Презентация проекта | Узнать, что такое радуга и как она появляется. |
4. | Познавательно – исследовательский проект «Купите мне собаку!» | Изучение теоретического материала | 1)Проведение опытов и экспериментов. 2.)Презентация проекта | Выяснить для чего собака нужна человеку. |
5. | Познавательно – исследовательский проект «Волшебник-воздух» | Изучение теоретического материала | 1)Проведение опытов и экспериментов. 2.)Презентация проекта | Выявить для чего нужен воздух. Развить желание самостоятельно проводить эксперимент с воздухом. |
6. | Познавательно исследовательский проект «Мобильный телефон» | Изучение теоретического материала | 1)Проведение опытов и экспериментов. 2.)Презентация проекта | Выяснить , для чего мобильные телефоны ( культура пользования). Сформировать представление о пользе и вреде мобильного телефона. |
- Методическое обеспечение
Методы:
-словесный (беседы, рассказывание, объяснение)
– наглядный (показ иллюстраций, презентаций, видео и фото материалы)
– практический (проведение опытов, экспериментов, выполнение практических заданий конкурсов и т.д.)
-игровой
-дискуссионный
Формы работы с одарёнными детьми в рамках программы:
-индивидуальные занятия;
-участие в конкурсах;
-участие в олимпиадах, викторинах;
-исследовательская деятельность.
Формы работы с родителями:
– анкетирование родителей с целью получения информации о характере, направленности интересов, склонностей и способностей детей.
– памятки – рекомендации, консультации, папки передвижки, индивидуальные беседы, публикации.
– совместные проекты исследовательской деятельности детей и родителей.
3. МАТЕРИАЛЫ ДИАГНОСТИКИ СВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Участие в конкурсах, олимпиадах (Приложение 1).
Мониторинг эффективности работы с детьми и построение перспективы дальнейшей работы.
Форма представления результатов внедрения Программы:
-обобщение и диссеминация, опыта работы на различных уровнях;
-печатной продукции (статьи, индивидуальных программ развития детей с признаками интеллектуальной одаренности дошкольного возраста);
-использования информационных технологий (презентация, сайт).
4.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Алексеева Н. В. Развитие одаренных детей: программа, планирование, конспекты занятий, психологическое сопровождение Волгоград: Учитель, 2012.
- Н.А. Виноградова, Е.П. Панкова. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/– М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).
- Гулидова Т.В. Проектная деятельность в детском саду (Организация проектирования .Конспекты проектов) Волгоград :Учитель,2012г.
- Дементьева, Л.А. Диагностика детской одаренности: методические рекомендации для специалистов, работающих с одаренными детьми / Л.А. Дементьева. – Курган: РАГС, 2009. – 82 с.
- Понасенкова С.В. «Одаренные дети: формирование и развитие способностей». – 2003.
- Савенков А. И. Детская одаренность: развитие средствами искусства. Москва: Педагогическое общество России, 1999 г.
- Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004, №4.
- Интернет-ресурсы:
- https://www.koob.ru/savenkov_a_i/savenkov_odarennie_deti
Приложение 1
Участие детей в конкурсах
№ | Ф.И. участника | Мероприятие | Место | Сроки |
Источник