Программа развития одаренный ребенок россии
Пояснительная записка
Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени начального и основного общего образования МКОУ Вараксинская ОШ разработана в соответствии с учетом требований следующих нормативных документов:
- Федерального Закона “Об образовании РФ” от 29 декабря 2012 №273-ФЗ;
- Примерной основной образовательной программы начального и основного общего образования от 08.04.2015 №115;
- Федерального образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373 (зарегистрирован в Минюст от 22.12.2009 №15785) “Об утверждении и введении в действие федерального образовательного стандарта начального общего образования”);
- Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 г. №1241 и 22.09.2011 г. “2357, 18.12 2012, 29.12.2014 г., 18.05.2015 г. “О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённого приказами Минобрнауки России от 06.10.2009 г. №272”;
- СанПиН, 2.4.2.2821-10 “Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях” (Постановление от 29.12.10 г. “189, зарегистрированного в Минюсте 03.03.2011 г. №19993);
- Приказа Министерства Образования и Науки РФ от 31 декабря 2015 г. «О внесении изменений в ФГОС основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17. декабря 2010 г. Пункт 18.2.2.»
- Основной образовательной программы начальногои основного общего образования (Принята на педагогическом совете. Протокол № 1 от 30.08.16г.)
- Устава МКОУ Вараксинская ОШ;
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- Положения о рабочей программе (Принято на педагогическом совете Протокол №1 от 30.08.2016 г.);
Цели и задачи данной программы
Программа 1-4 классов «Работа с одарёнными детьми» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и подпрограммы «Одаренные дети» программы развития МКОУ Вараксинская ОШ на 2015-2019 учебный год.
Цель программы:
выявление, обучение, развитие, воспитание и поддержка одарённых детей; создание условий для оптимального развития одарённых детей, чья одарённость на данный момент, может быть, ещё не проявилась, а так же способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на развитие способностей.
Задачи:
– выявить уровень творческих и индивидуальных возможностей, личностные качества, а также интересы и способности ученика на этапе его поступления в школу;
– проводить внеурочные конкурсы, интеллектуальные игры, олимпиады, позволяющие учащимся проявить свои способности.
– произвести отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствует развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
– предоставлять возможности совершенствовать способности в совместной урочной и внеурочной деятельности со сверстниками, родителями, учителем, через самостоятельную работу;
– воспитывать целеустремленность, активность учащихся в выдвижении перед собой целей, настойчивость и последовательность в их воплощении;
поддерживать талантливого ребенка в реализации его интересов в школе и семье совместно с родителями (тематические родительские собрания, лектории для родителей, спортивные мероприятия, концерты, праздники).
Сроки реализации программы: 4 года.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Планируемы результаты программы, важнейшие целевые показатели модели
- Повышение мотивации школьников к учению и уровня облученности за счет
- учета индивидуальных образовательных запросов учащихся, а также их
- психологических и социальных характеристик.
- Выпускники начальной школы дети должны легко ориентироваться в
- культурном наследии России.
- Обладать творческим воображением, уметь изображать и создавать образы,
- выражая своѐ отношение к ним.
- Участвовать в различных конкурсах: городских, районных, областных,
- межрегиональных, международных, Российских, способствующих
- позиционированию ОУ.
Обучающиеся научатся:
- воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами
- обработки данной информации;
- определять учебную задачу;
- ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою
- точку зрения;
- владеть своим вниманием;
- сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть
- рациональными приемами запоминания;
- владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности;
- использовать основные приемы мыслительной деятельности;
- самостоятельно мыслить и творчески работать;
- владеть нормами нравственных и межличностных отношений.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- совершенствовать и повышать качество знаний и умений;
- развивать свои способности в соответствии со своими возможностями;
- применять свои способности в нестандартных ситуациях;
- развивать общую эрудицию, расширять свой кругозор.
Результаты по формированию УУД
Личностные УУД
- Проводить рефлексивный анализ собственной учебной деятельности, выявлять проблемы учебной деятельности, переформулировать проблемы в цели;
- Работать в разных учебных позициях: ученик, учитель, критик, оценщик, оратор и др.
- Стремление к самосовершенствованию;
- Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая в себя:
- социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы.
Регулятивные УУД
- Замечать проблему, самостоятельно определять цель, формулировать
- промежуточные задачи.
- Составлять собственную карту знаний на этапе планирования хода изучения нового материала, анализировать продвижение в материале по карте знаний с целью выявления достижений и трудностей.
- Прогнозировать результат решения теоретической учебной задачи.
- Самостоятельно планировать деятельность, следовать составленному плану.
- Понимать значение работы над устранением ошибок.
- Находить и исправлять ошибки, выделять причины ошибок. Подбирать задания на устранение пробелов в знаниях. Различать способ и результат действия.
- Оценивать собственную работу по критериям, самостоятельно разрабатывать критерии оценки, использовать разные системы оценки (шкалы,линейки, баллы, проценты).
- С помощью вопросов выяснять недостающую информацию.
- Брать на себя инициативу в осуществлении совместного действия.
- Анализировать результаты собственного действия относительно общей схемы деятельности, устанавливать отношения других участников деятельности к собственному действию.
- Выполнять рефлексию своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий.
- Составлять внутренний план действий.
Познавательные УУД
- Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.
- Использовать разные средства информационного поиска (книга, словарь, энциклопедия, взрослый человек).
- Осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации в т.ч. инструментов ИКТ.
- Грамотное построение устной и письменной речи. Выполнять рефлексивный анализ учебной деятельности.
- Извлекать информацию из прослушанных и прочитанных текстов.
- Самостоятельно создавать алгоритм действий.
- Обобщать и выделять общность для целого ряда или класса единичных объектов.
- Устанавливать аналогии.
- Владеть общим рядом приемом решения задач.
- Выдвигать собственные гипотезы, обосновывать и доказывать правильность своего выбора.
- Понимать, читать, преобразовывать знаковую модель, различать символы, замещаемой предметной действительности.
- Использовать разные географические средства.
- Замечать проблему, формулировать ее в самостоятельной деятельности, намечать способы решения проблем поискового и творческого характера.
Коммуникативные УУД
- Эффективно сотрудничать в паре, группе и классе. Адекватно использовать, коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации, используя в т.ч. средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения.
- Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в т.ч., несовпадающих с его собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии.
- Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
- Уметь формулировать свое мнение и позицию.
- Высказываться, убеждать, доказывать, уступать.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Программа работы с одарёнными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. У каждого ребёнка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Всё, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования – это умелое руководство со стороны взрослых.
Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребёнка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она даёт обучающемуся возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления
Принципы построения программы:
– принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
– принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
– принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
– принцип свободы выбора обучающимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
.
Отличительные особенности одаренных детей
1.Имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников
интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие
возможности и проявления.
2.Имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную
потребность.
3.Испытывают радость от умственного труда.
Категории одаренных детей
1.Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при
прочих равных условиях.
2.Дети с признаками специальной умственной одаренности – одаренности в
определенной области науки, искусства.
3.Учащиеся, не достигающие по каким – либо причинам успехов в учении, но
обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами.
Познавательные возможности учащихся:
- Гениальность – индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешнозаниматься определенной деятельностью.
- Талант – выдающиеся способности, высокая степень одаренности в какой-либодеятельности. Чаще всего талант проявляется в какой –то определенной сфере.
- Способности – индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.
Анализ современных психолого-педагогических трактовок понятия
«одаренность» позволил выделить следующие виды одаренности:
-общая интеллектуальная (академическая) одаренность;
-информационно – коммуникативная одаренность;
-творческая одаренность;
-социальная одаренность;
-спортивная одаренность.
Главные принципы реализации программы
Непрерывность и систематичности школьного и внешкольного образования и
воспитания. Овладение знаниями и информацией привычно ассоциируется с обучением.
Гуманизм в межличностных отношениях.
Индивидуализация и дифференциация процесса образования и воспитания.
Применение принципов развивающего обучения.
Интеграция интеллектуального, морального, эстетического и физического
развития.
Принципы педагогической деятельности в работе с ОД:
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
- принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Формы работы с ОД:
- групповые занятия с одаренными учащимися;
- предметные кружки;
- кружки по интересам;
- конкурсы;
- факультативы по выбору;
- участие в олимпиадах;
- работа по индивидуальным планам;
- исследовательская деятельность и участие в НПК.
Методическая работа педагога:
- заниматься самообразованием;
- посещать занятия других педагогов;
- участвовать в педагогических чтениях, семинарах, педсоветах, конференциях,
- заседаниях МО педагогов дополнительного образования;
- проводить открытые занятия;
- подбирать материалы и задания к проведению школьных олимпиад;
- проводить занимательно-познавательные мероприятия с учащимися объединения.
Работа с родителями
Проведение просветительской работы среди родителей через лектории,
родительские собрания, педагогический всеобуч родителей. Привлечение
родителей к организации и проведению внеклассных мероприятий, родительски есобрания, лекции, семейные игры.
Функции руководителей кружков и секций
Выявление одарѐнных детей.
Организация творческих отчётов детей.
Предоставление необходимой информации классным руководителям.
Консультирование родителей.
Подготовка отчетов о работе с одаренными детьми (в произвольной форме)
Функции психолога
Психодиагностическая работа (групповая, индивидуальная);
Индивидуальные и групповые занятия с учащимися;
Индивидуальные и групповые консультации для учащихся;
Работа с родителями (выступления на родительских собраниях, консультации);
Работа с учителями (консультации, тренинги, просветительская работа).
Основные направления реализации программы.
- создание благоприятных условий для работы с одарёнными детьми:
- внедрение передовых образовательных технологий;
- укрепление материально-технической базы;
- нормативно-правовое обеспечение деятельности;
- формирование банков данных по проблеме одарѐнности.
- методическое обеспечение работы с одарёнными детьми:
- повышение профессионального мастерства педагогов;
- организация обмена опытом учителей, работающих с одарѐнными детьми;
- научно-методическое и информационное обеспечение программы.
Примерный план работы с одарѐнными детьми
No | Мероприятия | Дата | Ответственные |
1 | Изучение нормативных документов и методических рекомендаций. | в течение года | Заместитель директора по УВР |
2 | Разработка целостной системы поиска, выявления, отбора, обучения, развития одарѐнных детей с учетом сохранения здоровья и преемственности. | в течение года | Заместитель директора по УВР, учитель начальных классов |
3 | Создание банка данных по одарѐнным детям начальной школа. | Сентябрь, январь | Заместитель директора по УВР, учитель начальных классов |
4 | Проведение работы с родителями одарѐнных детей. | в течение года | Учитель начальных классов, |
5 | Проведение семинаров и заседаний ШМО по изучению опыта работы учителей, работающих с одарѐнными детьми. | в течение года | Заместитель директора по УВР |
6 | Создание условий для работы с одарѐнными детьми и подготовки их к конкурсам. | в течение года | Учитель начальных классов |
7 | Подготовка и проведение предметных школьных олимпиад учащихся 2-4 классов. | В течение года | Зам. директора по УВР |
8 | Активизация работы по участию детей в международных, всероссийских и муниципальных конкурсах. | в течение года | Зам. директора по УВР, учитель начальных классов |
9 | Анализ критических замечаний и предложений по результатам олимпиад с выработкой рекомендаций. | январь- апрель | Зам. директора по УВР |
10 | Контроль и организация сети занятий по интересам (внеурочная деятельность). | в течение года | Заместитель директора по УВР |
11 | Расширение банка методической литературы по работе с одарѐнными детьми. | в течение года | Библиотекарь, учитель начальных классов |
12 | Разработка системы поощрений победителей олимпиад, конкурсов, фестивалей. | в течение года | Заместитель директора по УВР Руководитель ШМО |
13 | Разработка и подбор диагностических методик для выявления одаренных детей. | в течение года | Зам. директора по УВР, учитель начальных классов |
14 | Внедрение в систему работы образовательного учреждения разработанных диагностических методик и методов работы с одаренными детьми. | в течение года | Учитель начальных классов |
15 | Диагностика по выявлению одаренных детей. | 1 четверть | Учитель начальных классов |
16 | Проведение предметных недель. | в течение года | Учитель начальных классов |
17 | Анализ и корректировка результативности и выполнения этапов программы «Одаренные дети». | в течение года | Заместитель директора по УВР Руководитель ШМО |
18 | Педагогическая диагностика по выявлению одаренных детей по учебным предметам. | 1 четверть | Учитель начальной школы. |
19 | Обобщение опыта работы учителей, работающих с одаренными детьми. | ежегодно | ШМО Педагогический совет |
20 | Распространение опыта работы с одаренными детьми. | ежегодно | ШМО РМО |
21 | Анализ и корректировка результативности и выполнения программы «Одаренные дети». | ежегодно | ШМО Педагогический совет |
Литература
Васильева Е. Н., Григорьева Л. М., Сушкова В. Н. «Психолого-педагогические
аспекты развития творческих способностей». – Тюмень, 2002.
Винокурова Н. К. «Развитие творческих способностей». – Москва, 1999.
Выготский Л. С. «Воображение и творчество в детском возрасте».
Психологический очерк. Книга для учителей. – Москва, 1991.
Гуревич К. М. «Индивидуально-психологические особенности школьников». –
Москва, 1988.
Развитие познавательных способностей./ Под ред. Дубровиной И. В. – Москва,
2002.
Из материалов программы «Модель работы с одаренными детьми в начальной школе» авторы:Жукова Т.А., Кругова С.А., Игнатьева И.А.
Богд
Источник
Индивидуальная программа развития одарённого ребёнка
Выполнила: Кузнецова С.Д.
Музыкальный руководитель МАДОУ
Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка старшего дошкольного возраста с признаками одаренности
2017 г.
Ф.И. ребенка: Вика К.
Возраст: 6 лет
Вид одаренности: интеллектуальная, творческая.
Формы работы: индивидуальные и подгрупповые занятия с педагогом – психологом, театрализованная деятельность.
Участники сопровождения: педагоги и специалисты МДОУ, родители ребенка.
Характеристика на ребенка:
В ходе экспертной оценки ребенка воспитателями, у девочки отмечен высокий уровень развития интеллектуальных и творческих способностей (музыкальных, изобразительных), а также хорошо развитые физические качества.
На занятиях девочка, часто отвлекается, может заниматься посторонними делами, но при этом хорошо ориентируется в происходящем и отвечает на заданные вопросы. Ребенок активно участвует в мероприятиях детского сада: конкурсах, фестивалях, играет главные роли в театрализованных постановках, солирует при исполнении музыкальных произведений.
Вне образовательной деятельности девочка очень активная, подвижная, часто создает конфликтные ситуации, общаясь со сверстниками, спорит с воспитателями. При этом быстро устает от шумной обстановки и коллектива и ищет место для уединения.
По итогам углубленной психологической диагностики, можно говорить о высоком уровне интеллектуального развития, особенно о его вербальной составляющей. У девочки хороший словарный запас, высокий уровень осведомленности, понятливости, хорошо выстраивает причинно-следственные связи. У ребенка отмечен высокий уровень познавательной потребности, и творческого мышления. В методике «Дорисовывание фигур» О.М. Дъяченко девочка не только сделала качественные рисунки, но и дала каждому из них оригинальное название. В ходе социометрического эксперимента был выявлен низкий статус ребенка в коллективе сверстников (один положительный выбор и множество отрицательных).
Вывод: полученные в ходе исследования данные свидетельствуют о высоком уровне развития интеллектуальных и творческих способностей, а так же о низком уровне коммуникативной компетентности и навыков саморегуляции. Дальнейшая работа с ребенком будет направлена на гармонизацию ее личностного развития.
Цель: создание условий для гармонизации личностного развития ребенка.
Задачи:
Активизации и актуализация интеллектуальных и творческих способностей ребенка;
Развитие коммуникативных способностей, навыков сотрудничества, конструктивного решения конфликтов;
Развитие навыков саморегуляции.
Планируемый результат:
У ребенка повысился уровень развития интеллектуальных и творческих способностей.
Повысился уровень коммуникативной компетентности, ребенок применяет навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в повседневной жизни, конструктивно разрешает возникающие конфликтные ситуации, повысился социометрический статус в группе сверстников.
Повысился уровень развития навыков саморегуляции и произвольности.
Организация работы: получение образования (программа обучения) – Основная образовательная программа МДОУ спроектирована с учетом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, региона и муниципалитета, образовательных потребностей и запросов воспитанников. Кроме того, учтены концептуальные положения примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования, вариативной комплексной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, парциальной программы развития математических представлений у дошкольников «Математические ступеньки» Колесниковой Е.В., методического пособия «Лего-конструирование в детском саду» Фешиной Е.В., книги для педагогов «Перворобот LEGO WeDo» Марио Хьйорт Фолькманн, парциальной образовательной программы по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки» авторов И. Каплуновой и И. Новоскольцевой.
Программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста.
План психолого – педагогического сопровождения
Содержание работы | Форма работы | Сроки | Ответственные |
Индивидуальная психолого-педагогическая диагностика | |||
Исследование психических процессов (память, восприятие, внимание, мышление) | Наблюдение Изучение продуктов деятельности Психологическое тестирование | Сентябрь Декабрь Май | Педагог – психолог Педагоги |
Исследование эмоциональных процессов (страхи, тревожность) | |||
Исследование качеств личности (самооценка, произвольность, уровень притязаний) | |||
Исследование социальных отношений (с взрослыми, со сверстниками) | |||
Диагностика творческих способностей | |||
Взаимодействие с педагогами | |||
Информирование о результатах диагностических исследований | Беседы Консультации | 1 раз в квартал | Педагог- психолог Педагоги Старший воспитатель |
Консультирование педагогов на тему: «Создание портфолио успеха ребенка с признаками одаренности». Семинар – практикум “Одаренный ребенок: создание условий для развития его способностей”. «Игры и упражнения На развитие творческих способностей» | Беседы Консультации Семинары – практикумы | В течение года | |
Создание условий для развития интеллектуальных и творческих способностей: Разработка схем РППС, обогащение центров играми и пособиями, материалами для творчества. организация участия в конкурсах и др. мероприятиях | |||
Оформление и пополнение портфолио успеха. | 1 раз в месяц | Педагоги | |
Взаимодействие с семьей | |||
Психолого- педагогическое просвещение родителей: «Одаренный малыш или как развить в ребенке талант». «Как научит ребенка общаться без конфликтов». | Беседы Консультации | По мере необходимости | Старший воспитатель Педагог – психолог |
Поддержание интереса ребёнка, поощрение. | Родители | ||
Создание дома условий для развития интеллектуальных и творческих способностей ребенка. | Родители | ||
Работа с портфолио успеха. | Родители | ||
Организация участия в конкурсах и др. мероприятиях, выполнение совместных работ. | Познавательный досуг | Родители Педагоги | |
Посещение музеев, выставок, театров. | Родители | ||
Театрализованная деятельность | |||
Осеннее развлечение. Новогодний утренник. Утренник посвященный Международному Женскому Дню. Спектакли: “Волки и козлята”, “Мешок яблок”. | Музыкальные занятия Беседы Просмотр видеофильмов | В течение года | Педагоги Музыкальный руководитель |
Участие в творческих конкурсах | Творческая мастерская | По мере возможности и желания ребенка | |
Психолого-педагогическая поддержка | |||
Подгрупповые занятия по программе эмоционального развития детей дошкольного возраста “Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь” Крюкова С.В., Слободяник Н.П. | Игры Упражнения Беседы | Согласно расписания занятий | Педагог- психолог |
Выполнение заданий и упражнений на развитие творческого мышления и воображения. | Дивергентные задания ТРИЗ | Педагог- психолог Педагоги |
Оценка промежуточных результатов
Содержание работы | Критерии оценки |
Индивидуальная психолого-педагогическая диагностика | Результаты диагностики |
Взаимодействие с педагогами | Психолого-педагогическая компетентность педагогов Создание предметно-пространственной среды для развития интеллектуальных и творческих способностей ребёнка Создание и пополнение портфолио. |
Взаимодействие с семьёй | Психолого-педагогическая компетентность родителей Создание и пополнение портфолио. |
Театрализованная деятельность | Участие в театрализованных постановках Участие в конкурсах |
Индивидуальная работа психолого- педагогического сопровождения | Положительное эмоциональное состояние ребенка Развитие навыков саморегуляции Развитие коммуникативной компетентности и навыков сотрудничества. |
Срок реализации индивидуальной программы развития 2017-2018уч.г.
Подпись
Источник