Программа развития одаренного ребенка скачать
МБОУ «Тункинская СОШ»
Индивидуальная программа развития одаренного ребенка в образовательном учреждении
Плотникова Светлана Владимировна,
учитель начальных классов
2017г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В современном обществе возрастает потребность в творческих, креативных людях, способных ставить перспективные цели и решать поставленные задачи. Эти люди нужны, чтобы в будущем определять пути развития страны. Эти талантливые и одаренные люди способны обеспечить преображение нашей страны в лучшую сторону. Одарённые дети – интеллектуальное богатство государства. Одарённые дети – современные люди, умеющие принимать самостоятельные нестандартные решения, способные гибко реагировать на жизненные ситуации. Одной из приоритетных задач модернизации российского образования является выявление и поддержка одаренных детей.
Поэтому выявление таких детей должно начинаться уже в начальной школе.
Нормативно-правовые основания программы:
- Конвенция о правах ребенка,
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- «Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов», утверждена Президентом Российской Федерации 3 апреля 2012 года.
- Постановление Правительства РФ от 23.05.2015 N 497 “О Федеральной целевой программе развития образования на 2016 – 2020 годы”.
- Федеральный Государственный Образовательный Стандарт.
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
Основания для составления индивидуальной программы развития ребёнка.
В каждом классе есть один или двое детей, которые выделяются среди остальных своей сообразительностью, быстротой мысли, высокой трудоспособностью. Часто бывает, что в ходе учебного процесса, чтобы не быть среди остальных «выскочкой» и не казаться самым умным, ребёнок замыкается в себе, больше молчит, становится менее активным на уроках. Первостепенной задачей учителя становиться поддержать такого ребёнка, дать возможность раскрыться в полной мере.
В моём классе есть ученица,…., которая уже в первом классе привлекла моё внимание. Девочка старательна, её отличает интерес к чтению, математике, сочинительству. Её ответы всегда логичны и последовательны.
Работая с ребёнком, я старалась пробудить в ребёнке потребность в саморазвитии и открыть девочке пути реализации этой потребности.
Принципы программы:
1. Индивидуальность.
2. Учет возрастных особенностей детей.
3. Последовательность.
4. Преемственность.
5. Сотрудничество.
6. Успешность.
Программа направлена на развитие интеллектуальных умений обучающегося на основе формирования умений управлять процессами творчества и логики.
Цель программы: создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития интеллектуально-познавательных способностей Валерии, самоутверждения, раскрытия потенциала возможностей.
Задачи:
- Развивать активность и самостоятельность;
- Расширять возможности обучения и самообучения;
- Формировать умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;
- Развивать рефлексивную и оценочную деятельность;
- Воспитывать ребёнка, способного к сопереживанию;
- Формировать культуру межличностных отношений.
Данная программа рассчитана на 2017 – 2019 учебный год, чтобы подготовить Валерию к участию в различных конкурсах и олимпиадах во 2 классе. В следующем году программа будет редактироваться после того, как будет проанализирована работа за предстоящий учебный год.
Формы работы с ребёнком в данный период:
1.Индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков;
2.Групповые занятия с детьми, которые также проявляют высокие способности;
3.Внеурочная деятельность «Умники и умницы»;
4. Конкурсы и викторины;
5.Участие в олимпиадах разного уровня;
6.Работа по индивидуальному плану;
7.Создание портфолио.
Ожидаемые результаты.
– повышение интеллектуального уровня;
– умение использовать и проявлять свои способности;
– проявление самостоятельной творческой активности;
– формирование творческого потенциала личности учащегося и учителя, ориентация на личностно-ориентированное обучение учащегося и рост профессионализма учителя;
– участвовать в различных конкурсах, (Всероссийских, международных, краевых и районных, ) способствующее позиционированию ОУ
Этапы реализации программы
I этап – диагностический.
Цель: углубленное психолого-педагогическое изучение ребёнка, выявление его индивидуальных особенностей.
Задача: провести психологическое обследование ребёнка для определения его психологического развития.
Таблица 1
№ | Использованная методика | Сроки | Ответственный |
1 | Методика «Карта одаренности» (на основе методики Хаана и Кафа). Цель диагностирования: оценит степень выраженности у ребенка различных видов одаренности. | 1-2 неделя сентября | школьный психолог |
2 | Опросник Г.А. Карповой «Учебная мотивация». Цель: определить характер и наличие учебной мотивации. | 1-2 неделя сентября | Плотникова С..В. |
3 | Методика Климова И.И. «Карта интересов» | 3-4 неделя сентября | школьный психолог |
4 | Опросник Айзенка. Личностные особенности. | 3-4 неделя сентября | школьный психолог |
5 | Тест на определение уровня школьной тревожности. Автор – Филлипс. | 3-4 неделя ноября | школьный психолог |
6 | Социометрия. Автор – Дж.Морено. | 3-4 неделя декабря | школьный психолог |
По результатам диагностик составляется «Карта индивидуального психологического развития ребёнка».
II этап – коррекционно-развивающий.
Цель: разработка и реализация индивидуальной программы.
Таблица 2
1 | Разработка индивидуального маршрута одаренного ребенка. | 1 неделя октября | Плотникова С.В. |
2 | Составление индивидуального учебного плана по предметам: русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру | 1 неделя октября | Плотникова С.В. |
3 | Выбор темы исследовательской работы по окружающему миру и русскому языку | 2 неделя октября | Плотникова С.В. |
4 | Составление плана учеником для учета желаний ребенка. | 2 неделя октября | психолог |
5 | Беседа с родителями. Цель: учет социального заказа родителей. | 2 неделя октября | Плотникова С.В. |
Основные направления развития учащегося и выбор предметов для изучения:
Таблица 3
Предмет | Причина выбора | Форма работы | Ожидаемые результаты |
Русский язык | Олимпиады. Проектная работа | Индивидуальные и дистанционные консультации. | Результативное участие в Олимпиаде «Русский язык с Пушкиным». Высокий балл на конец года. |
Литературное чтение | Олимпиады, литературные конкурсы | Индивидуальные и дистанционные консультации. | Результативное участие в олимпиадах и литературных конкурсах. |
Окружающий мир | Олимпиады, исследовательская деятельность | Индивидуальные и дистанционные консультации. | Результативное участие в олимпиадах. Подготовка исследовательской работы. |
Математика | Олимпиады, конкурсы, итоговые работы | Индивидуальные и дистанционные консультации. | Результативное участие в муниципальной олимпиаде по математике |
Проектирование – образовательная программа «Я составляю программу образовательной деятельности»
Таблица 4
Планирование | Мероприятия | Результат |
Подготовка к участию в школьной олимпиаде по математике | 1. Индивидуальные консультации учителя . 2. Индивидуальная работа. 3. Посещение занятий «Умники и умницы». | Школьный уровень – 1 место |
Подготовка к участию в дистанционных олимпиадах и конкурсах по русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, математике | 1. Индивидуальные консультации учителя. 2. Индивидуальная работа. | Олимпиада «Русский с Пушкиным» – победитель; Олимпиада Плюс по математике – победитель Всероссийская межпредметная олимпиада – победитель |
Исследовательская работа по окружающему миру | Разработка исследовательской работы. Поэтапная работа над ней. (план ученика и план руководителя) | Научно-практическая конференция- муниципального уровня |
Проектная работа по русскому языку | Разработка проекта. Поэтапная работа над ней (план ученика и план руководителя). | |
Подготовка к участию в городских творческих конкурсах. (по мере поступления положений). | 1. Индивидуальные консультации учителей – предметников. 2. Индивидуальная работа. | |
Определение способов оценки и самооценки обучающегося
Таблица 5
Самооценка: «Что я хотел?» | |
«Что я сделал для достижения цели?» | |
«Чему научился?» | |
«Что необходимо сделать ещё?» |
Портфолио за учебный 2016 – 2017 учебный год
Место проведения | Результат |
Всероссийская дистанционная олимпиада «Русский с Пушкиным» | победитель |
Всероссийская дистанционная метапредметная олимпиада | победитель |
Внутриклассная олимпиада по математике | 1 место |
Внутриклассная олимпиада по русскому языку | 1 место |
Источник
Составитель: Воробьева Г.В.
г. Саратов
Индивидуальный образовательный маршрут – это целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая обучающемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении учителями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации.
Цель: сформировать благоприятные условия обучения и создать психологическую комфортную обстановку в школе для успешного развития индивидуальности ребёнка. Индивидуальный план развития учащегося является не только современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи:
Этап 1 – диагностический.
Цель – углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка, выявление его индивидуальных особенностей.
№
Использованная методика
Сроки
Ответственный
1
Методика «Карта одаренности» (на основе методики Хаана и Кафа). Цель диагностирования: оценит степень выраженности у ребенка различных видов одаренности.
1-2 неделя сентября
школьный психолог Краснова С.В.
2
Опросник Г.А. Карповой «Учебная мотивация».
Цель: определить характер и наличие учебной мотивации.
1-2 неделя сентября
классный руководитель Воробьева Г.В.
3
Методика Климова И.И. «Карта интересов»
3-4 неделя
сентября
школьный психолог Краснова С.В.
4
Опросник Айзенка. Личностные особенности.
3-4 неделя
сентября
школьный психолог
Краснова С.В.
5
Тест на определение уровня школьной тревожности. Автор – Филлипс.
3-4 неделя
ноября
школьный психолог Краснова С.В.
6
Социометрия. Автор – Дж. Морено.
3-4 неделя
декабря
школьный психолог
Краснова С.В.
Разработка индивидуального учебного плана, программы, маршрута
1
Разработка индивидуального маршрута одаренного ребенка.
1 неделя октября
учитель-предметник Воробьева Г.В.
2
Составление индивидуального учебного плана по предметам: русскому языку, математике
1 неделя октября
учитель – предметник Воробьева Г.В.
3
Выбор темы исследовательской работы по русскому языку
2 неделя октября
руководитель
Воробьева Г.В.
4
Составление плана учеником для учета желаний ребенка.
2 неделя октября
Психолог Краснова С.В.
5
Беседа с родителями. Цель: учет социального заказа родителей.
2 неделя октября
классный руководитель
Воробьева Г.В.
Прогнозирование – индивидуальный учебный план – «Я выбираю предметы для изучения»
Предмет
Причина выбора
Форма работы
Ожидаемые результаты
Русский язык
1.Результативное участие во Всероссийских и международных дистанционных и онлайн-олимпиадах
2.Выраженный интерес к предмету
Индивидуальные и дистанционные консультации.
1.Результативное участие в городском этапе Всероссийской олимпиады
2.Участие в интеллектуальном марафоне «Любопытный бобрёнок»
Математика
1.Результативное участие во Всероссийских и международных дистанционных и онлайн-олимпиадах
2.Выраженный интерес к предмету
Индивидуальные и дистанционные консультации.
Результативное участие в городском этапе Всероссийской олимпиады.
«Интеграция с другими специалистами»
Составление карты познавательной деятельности ребенка психологом, классным руководителем, руководителем МОУ и учителями – предметниками.
сентябрь
Карта познавательной деятельности ребенка
Разработка индивидуального образовательного маршрута педагогом Воробьева Г.В.
октябрь
Индивидуальный образовательный
маршрут
Прохождение тестов, предметных олимпиад (внутришкольные, муниципальные)
октябрь
Расписание посещений занятий
Диагностирование, рефлексия школьным психологом
, Краснова С.В.
руководителем МОУ,
педагогом Воробьева Г.В.
ежемесячно
Карта наблюдений, рекомендации учителями – предметниками
Беседа с родителями о здоровье ребенка, об эмоциональном состоянии.
Классный руководитель Воробьева Г.В.
ежемесячно
Карта наблюдений за состоянием здоровья ребенка,
Проектирование – индивидуальная образовательная программа – «Я составляю программу образовательной деятельности»
Планирование
Мероприятия
Результат
Подготовка к участию на школьном и муниципальном этапе Всероссийской олимпиады по русскому языку и математике
1. Работа с учителем.
2. Индивидуальная работа.
3. Посещение занятий школьного кружка «Умники и умницы»
4. Посещение занятий кружка «Риторика»
1.Школьный этап Всероссийской олимпиады по русскому языку – 3 место.
2.Муниципальный этап Всероссийской олимпиады по русскому языку -участие
Подготовка к участию в дистанционных олимпиадах, онлайн-олимпиадах и конкурсах по русскому языку, математике
1. Индивидуальные консультации.
2. Индивидуальная работа.
3. Посещение занятий школьного кружка «Умники и умницы»
4. Посещение занятий кружка «Риторика»
1.Всероссийская межпредметная олимпиада -2 место
2.Международная дистанционная олимпиада «Языкознание» -1 место
3.Школьный конкурс рисунков «Красота родного края» – 1 место
«Определение способов оценки и самооценки успехов воспитанника»
Самооценка: «Что я хотел?»
«Что я сделал для достижения цели?»
«Чему научился?»
«Что необходимо сделать ещё?»
1.Стать отличником по всем предметам
2.Заявить о себе на различных уровнях
3.Опробовать новый для меня вид обучения
1.Я внимательно слушал педагогов на индивидуальных консультациях.
2.Я усиленно занимался самостоятельно.
3.Я строил свой день в соответствии с режимом и спланированным графиком
4.Я не останавливался на достигнутом
5.Я корректировал свою работу в соответствии с обстоятельствами
6.Я занимался спортом, укрепляя здоровье и готовя организм к большим нагрузкам
Я научился:
1.не отступать от составленного плана
2.преодолевать трудности
3.добросовестно работать над собой
4.общаться с разными людьми в процессе обучения
5.адекватно оценивать свои достижения и корректировать деятельность в изменяющихся обстоятельствах
6.адекватно воспринимать как поражения, так и победы
6.прислушиваться к своему организму и реагировать на его запросы
Мне необходимо:
1.бороться с ленью
2.стать более собранным
3.активнее участвовать в жизни класса
4.повышать уровень своих знаний
5.активнее участвовать в новых для меня конкурсах, олимпиадах
6.расширить поле деятельности, добавить к углублённому изучению предмет «окружающий мир»
7.продолжить укреплять здоровье
Портфолио за 2016-2018 учебный год
Олимпиады:
1.Школьный этап Всероссийской олимпиады по русскому языку – 3 место.
2.Муниципальный этап Всероссийской олимпиады по русскому языку -лауреат
3.Всероссийская межпредметная олимпиада -2 место
4.Международная дистанционная олимпиада «Языкознание» -1 место
Городские конкурсы, форумы:
1.Всероссийская межпредметная олимпиада -2 место
2.Международная дистанционная олимпиада «Языкознание» -1 место
3.Международный математический конкурс «Ребус» – диплом 2 степени
4.Школьный тур интеллектуального марафона «Любопытный бобрёнок» – 3 место
4.Школьный конкурс рисунков «Красота родного края» – 1 место
5. Школьный конкурс чтецов «Литературная беседка» – 1 место
Подпись Воробьева Г.В.
Источник
Индивидуальная программа развития одарённого ребёнка
Выполнила: Кузнецова С.Д.
Музыкальный руководитель МАДОУ
Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка старшего дошкольного возраста с признаками одаренности
2017 г.
Ф.И. ребенка: Вика К.
Возраст: 6 лет
Вид одаренности: интеллектуальная, творческая.
Формы работы: индивидуальные и подгрупповые занятия с педагогом – психологом, театрализованная деятельность.
Участники сопровождения: педагоги и специалисты МДОУ, родители ребенка.
Характеристика на ребенка:
В ходе экспертной оценки ребенка воспитателями, у девочки отмечен высокий уровень развития интеллектуальных и творческих способностей (музыкальных, изобразительных), а также хорошо развитые физические качества.
На занятиях девочка, часто отвлекается, может заниматься посторонними делами, но при этом хорошо ориентируется в происходящем и отвечает на заданные вопросы. Ребенок активно участвует в мероприятиях детского сада: конкурсах, фестивалях, играет главные роли в театрализованных постановках, солирует при исполнении музыкальных произведений.
Вне образовательной деятельности девочка очень активная, подвижная, часто создает конфликтные ситуации, общаясь со сверстниками, спорит с воспитателями. При этом быстро устает от шумной обстановки и коллектива и ищет место для уединения.
По итогам углубленной психологической диагностики, можно говорить о высоком уровне интеллектуального развития, особенно о его вербальной составляющей. У девочки хороший словарный запас, высокий уровень осведомленности, понятливости, хорошо выстраивает причинно-следственные связи. У ребенка отмечен высокий уровень познавательной потребности, и творческого мышления. В методике «Дорисовывание фигур» О.М. Дъяченко девочка не только сделала качественные рисунки, но и дала каждому из них оригинальное название. В ходе социометрического эксперимента был выявлен низкий статус ребенка в коллективе сверстников (один положительный выбор и множество отрицательных).
Вывод: полученные в ходе исследования данные свидетельствуют о высоком уровне развития интеллектуальных и творческих способностей, а так же о низком уровне коммуникативной компетентности и навыков саморегуляции. Дальнейшая работа с ребенком будет направлена на гармонизацию ее личностного развития.
Цель: создание условий для гармонизации личностного развития ребенка.
Задачи:
Активизации и актуализация интеллектуальных и творческих способностей ребенка;
Развитие коммуникативных способностей, навыков сотрудничества, конструктивного решения конфликтов;
Развитие навыков саморегуляции.
Планируемый результат:
У ребенка повысился уровень развития интеллектуальных и творческих способностей.
Повысился уровень коммуникативной компетентности, ребенок применяет навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в повседневной жизни, конструктивно разрешает возникающие конфликтные ситуации, повысился социометрический статус в группе сверстников.
Повысился уровень развития навыков саморегуляции и произвольности.
Организация работы: получение образования (программа обучения) – Основная образовательная программа МДОУ спроектирована с учетом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, региона и муниципалитета, образовательных потребностей и запросов воспитанников. Кроме того, учтены концептуальные положения примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования, вариативной комплексной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, парциальной программы развития математических представлений у дошкольников «Математические ступеньки» Колесниковой Е.В., методического пособия «Лего-конструирование в детском саду» Фешиной Е.В., книги для педагогов «Перворобот LEGO WeDo» Марио Хьйорт Фолькманн, парциальной образовательной программы по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки» авторов И. Каплуновой и И. Новоскольцевой.
Программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста.
План психолого – педагогического сопровождения
Содержание работы | Форма работы | Сроки | Ответственные |
Индивидуальная психолого-педагогическая диагностика | |||
Исследование психических процессов (память, восприятие, внимание, мышление) | Наблюдение Изучение продуктов деятельности Психологическое тестирование | Сентябрь Декабрь Май | Педагог – психолог Педагоги |
Исследование эмоциональных процессов (страхи, тревожность) | |||
Исследование качеств личности (самооценка, произвольность, уровень притязаний) | |||
Исследование социальных отношений (с взрослыми, со сверстниками) | |||
Диагностика творческих способностей | |||
Взаимодействие с педагогами | |||
Информирование о результатах диагностических исследований | Беседы Консультации | 1 раз в квартал | Педагог- психолог Педагоги Старший воспитатель |
Консультирование педагогов на тему: «Создание портфолио успеха ребенка с признаками одаренности». Семинар – практикум “Одаренный ребенок: создание условий для развития его способностей”. «Игры и упражнения На развитие творческих способностей» | Беседы Консультации Семинары – практикумы | В течение года | |
Создание условий для развития интеллектуальных и творческих способностей: Разработка схем РППС, обогащение центров играми и пособиями, материалами для творчества. организация участия в конкурсах и др. мероприятиях | |||
Оформление и пополнение портфолио успеха. | 1 раз в месяц | Педагоги | |
Взаимодействие с семьей | |||
Психолого- педагогическое просвещение родителей: «Одаренный малыш или как развить в ребенке талант». «Как научит ребенка общаться без конфликтов». | Беседы Консультации | По мере необходимости | Старший воспитатель Педагог – психолог |
Поддержание интереса ребёнка, поощрение. | Родители | ||
Создание дома условий для развития интеллектуальных и творческих способностей ребенка. | Родители | ||
Работа с портфолио успеха. | Родители | ||
Организация участия в конкурсах и др. мероприятиях, выполнение совместных работ. | Познавательный досуг | Родители Педагоги | |
Посещение музеев, выставок, театров. | Родители | ||
Театрализованная деятельность | |||
Осеннее развлечение. Новогодний утренник. Утренник посвященный Международному Женскому Дню. Спектакли: “Волки и козлята”, “Мешок яблок”. | Музыкальные занятия Беседы Просмотр видеофильмов | В течение года | Педагоги Музыкальный руководитель |
Участие в творческих конкурсах | Творческая мастерская | По мере возможности и желания ребенка | |
Психолого-педагогическая поддержка | |||
Подгрупповые занятия по программе эмоционального развития детей дошкольного возраста “Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь” Крюкова С.В., Слободяник Н.П. | Игры Упражнения Беседы | Согласно расписания занятий | Педагог- психолог |
Выполнение заданий и упражнений на развитие творческого мышления и воображения. | Дивергентные задания ТРИЗ | Педагог- психолог Педагоги |
Оценка промежуточных результатов
Содержание работы | Критерии оценки |
Индивидуальная психолого-педагогическая диагностика | Результаты диагностики |
Взаимодействие с педагогами | Психолого-педагогическая компетентность педагогов Создание предметно-пространственной среды для развития интеллектуальных и творческих способностей ребёнка Создание и пополнение портфолио. |
Взаимодействие с семьёй | Психолого-педагогическая компетентность родителей Создание и пополнение портфолио. |
Театрализованная деятельность | Участие в театрализованных постановках Участие в конкурсах |
Индивидуальная работа психолого- педагогического сопровождения | Положительное эмоциональное состояние ребенка Развитие навыков саморегуляции Развитие коммуникативной компетентности и навыков сотрудничества. |
Срок реализации индивидуальной программы развития 2017-2018уч.г.
Подпись
Источник