Программа развития одаренного ребенка по музыке

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА

№ 4 «РОСИНКА»

г. ШАРЫПОВО

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА

Составила:

 музыкальный руководитель

Котова Татьяна Викторовна

Содержание

1. Пояснительная записка

2. Характеристика особенностей развития ребенка.

3.Описание образовательной деятельности по развитию музыкальных способностей.

3.1. Объем нагрузки

3.2. Содержание образовательной деятельности

4. Планируемые результаты

5. Перспективно-тематическое планирование

1. Пояснительная записка

Проблема работы с одаренными детьми чрезвычайно актуальна для современного общества. Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми. Ученые сегодня единодушны в том, что каждый человек владеет огромным множеством возможностей, хранящихся в нем в виде задатков.

Музыкальная одаренность – это сложное качественное образование, включающее как специальные музыкальные способности, так и творческие и личностные составляющие.

Музыкальная одаренность – это частный случай общей одаренности и одновременно более общий случай применительно к различным музыкальным специализациям.

Музыкальные способности относятся к специальным способностям человека, которые необходимы для успешных занятий именно музыкальной деятельностью и определяются самой природой музыки как таковой.

Особенностью музыкальной одаренности, отличающей ее от одаренности к другим видам искусства, является наличие музыкальности, которая выражается в особой восприимчивости индивида к звучащей музыке и повышенной впечатлительности от нее. И хотя музыкальная одаренность не сводится к одной только музыкальности, однако, именно вокруг этой проблемы до настоящего времени ведутся дискуссии.

Эта программа предусматривает осуществление личностно-ориентированного подхода через индивидуализацию и дифференциацию учебного материала к музыкально-одаренному ребенку Кузьменко Кире.

2. Характеристика особенностей развития ребенка.

Фамилия, имя: Кузьменко Кира

Возраст: 6 лет

В процессе наблюдения у девочки был выявлен высокий уровень музыкальных способностей и склонность к импровизации. Любит музыку, артистична, легко запоминает даже самые большие роли. Свободно воспроизводит мелодию голосом, точно интонирует. При исполнении песен вкладывает все свои чувства. У Киры хорошо развито чувство ритма, ладовое чувство. Речь грамматически правильна, выразительна и эмоциональна: она с легкостью изменяет силу голоса, темп, тембр, высоту, динамику. От своих ровесников отличается высокой любознательностью и наблюдательностью.

Беседуя с родителями, они заметили, что раньше Кира пела перед зеркалом, для себя, а сейчас не стесняется петь на концертах, конкурсах.

С родителями Киры проведены индивидуальные консультации по вопросам развития и музыкального воспитания. От них получено согласие на дополнительную работу с их ребенком и на участие Киры в различных конкурсах и фестивалях.

3.Описание образовательной деятельности по развитию музыкальных способностей.

3.1. Объем нагрузки

Индивидуальные занятия проводятся 1 раз в неделю: не более 20 минут. Раз в месяц предусмотрено выступление с сольным номером на различных мероприятиях ДОУ.

3.2. Содержание образовательной деятельности

  • Артикуляционная гимнастика
  • Распевание
  • Пальчиковые игры с пением
  • Пение

4. Планируемые результаты.

  • Сформированный познавательный интерес к вокальному искусству;
  • Овладение вокальными навыками, такими как певческое дыхание, правильная дикция, певучесть и протяжность в голосе;
  • Развитый музыкальный слух, сформированные навыки владения средствами музыкальной выразительности;
  •  Ребенок становится активными исполнителем, умеющими выражать волнующие его чувства в художественном образе через пение;
  • Проявление музыкального творчества, любовь к импровизации в пении, движениях, игре на музыкальных инструментах.

5. Перспективно-тематическое планирование

Сентябрь

1. Отслеживание эмоционального настроя ребенка.

2. Подбор вокальных упражнений для развития певческого голоса.

 3.Индивидуальная беседа с родителями Киры.

                                                       Октябрь

Содержание

Задачи

Материал

Артикуляционная гимнастика

  • Укреплять мягкое небо, расслаблять дыхательные мышцы.
  • Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей.

«Лошадка», «Веселый язычок»

Распевание

  • Развивать образное воображение детей.
  • Формировать самоконтроль, умение анализировать своё пение.
  • Развивать дикцию, артикуляцию, дыхание в пении.
  • Развивать творческие и артистические способности детей, формировать навыки театральной деятельности, с использованием различной мимики и жестов героев.

«Лиса и воробей», «Кот и мышка», «Стрекоза и рыбка» А.А. Евдотьевой.

Пение

  • Учить петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения.
  • Учить исполнять песни лёгким звуком в подвижном темпе и напевно в умеренном.
  • Петь естественным звуком, выразительно, выполнять логические ударения в музыкальных фразах, отчётливо пропевать гласные и согласные в словах.

Репертуар по усмотрению руководителя.

Пальчиковые игры с пением

(песенки-упражнения)

  • Развивать мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность.
  • Повышать общий уровень организации ребёнка.
  • Развивать чувство ритма, совмещение пения с показом, координации движений.
  • «Маленькая мышка»,«Паучок» из CД «10 Мышек» Е. Железновой

Работа над песней «Дождик» О.Полякова.

Выступление на осеннем развлечении с сольным номером.

Ноябрь

Содержание

Задачи

Материал

Артикуляционная гимнастика

  • Укреплять гортань.
  • Работать над дикцией
    • «Вечер»
    • Разучивание скороговорок «Язычок», «Ехал грека».
    • Игра со звуком: «Волшебная коробочка».

    Упражнения на развитие дыхания

    • Учить правильно распределять дыхание, расслаблять мышцы диафрагмы, развивать динамический слух.

    «Надуваем шарик», «Взлетает самолёт», «Змея», «Кузнечик», «Заводим мотоцикл» (подготовка вокалиста к пению).

    Распевание

    •  Расширять диапазон детского голоса, учить точно, попадать на первый звук.
    • Слышать и передавать поступенное и скачкообразное движение мелодии.
    • Самостоятельно попадать в тонику.

    «Белочки», 

    «Карабас-Барабас и куклы» А.А. Евдотьевой.

    Пение

    Продолжать учить петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения.

    Петь выразительно, передавая динамику не только куплета к куплету, но и по музыкальным фразам.

    Песни о маме.

    Пальчиковые игры с пением

    (песенки-упражнения)

    •  Развивать мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность.
    • Повышать общий уровень организации ребёнка.
    • Развивать чувство ритма, совмещение пения с показом, координации движений.

    «Замок», «Пчёлки» «10 Мышек» Е. Железновой.Работа над песнями «Ладушки», «К нам гости пришли»

    Выступление на День Матери с сольным номером.

    Декабрь

    Содержание

    Задачи

    Материал

    Артикуляционная гимнастика

    Развивать певческий голос, способствовать правильному звукообразованию.

    Укреплять голосовые связки.

    Развивать динамический слух.

    «Тихий голос»

    Упражнения на развитие дыхания

    • Формировать более прочный навык дыхания.
    • Укреплять дыхательные мышцы, способствовать появлению ощущения опоры на дыхании.
    • Тренировать артикуляционный аппарат.

    «Шарик мой воздушный», «Снежки», «Шарик», «Мыльные пузыри» — с действием.

    Распевание

    •  Закреплять умение чисто интонировать при поступенном движении мелодии, удерживать интонацию на одном повторяющемся звуке.
    • Точно интонировать интервалы.
    • Упражнять в точной передаче ритмического рисунка мелодии хлопками во время пения.

    «Храбрый портняжка», 

    «Дюймовочка и жук» А.А. Евдотьевой.

    Пение

    • Отрабатывать перенос согласных, тянуть звук как ниточку.
    • Способствовать развитию выразительного пения, без напряжения, плавно, напевно.
    • Развивать умение петь под фонограмму.
    • Формировать сценическую культуру (культуру речи и движения).

    Репертуар по усмотрению руководителя.

    Пальчиковые игры с пением

    (песенки-упражнения)

    Развивать мышечный аппарат, мелкую моторику, тактильную чувствительность.

    • Повышать общий уровень организации ребёнка.
    • Развивать чувство ритма, совмещение пения с показом, координации движений.

    «Червяки», «Пальчики» «10 Мышек» Е. Железновой.

    Сольное выступление на новогоднем утреннике.

    Январь

    Содержание

    Задачи

    Материал

    Артикуляционная гимнастика

    • Подготовить речевой аппарат к дыхательным и звуковым играм.
    • Развивать дикцию и артикуляцию. Учить овладению и использованию элементов несложного самомассажа.
      • Работа с губами: покусать зубами верхнюю и нижнюю губы.
      • Упражнения «Я обиделся», «Я радуюсь».

      Упражнения на развитие дыхания

      • Продолжать формировать более прочный навык дыхания, укреплять дыхательные мышцы, способствовать появлению ощущения опоры на дыхании.
      • Тренировать артикуляционный аппарат.

      Знакомый репертуар, «Мышка принюхивается».

      Распевание

      •  Продолжать работу над развитием голоса.Звуки «а», «я» петь округлённее. Петь плавно, добиваясь чистоты звучания каждого интервала

      «Лисёнок и бабочка», «Лягушка и муравей» А.А. Евдотьевой.

      Пение

      • Продолжать учить петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения.
      • Совершенствовать умение вовремя начинать пение после музыкального вступления, точно попадая на первый звук. Чисто интонировать в заданном диапазоне. Совершенствовать исполнительское мастерство.
      • Учить  работать с микрофоном.

      Песня «Маков цвет»

      Пальчиковые игры с пением

      (песенки-упражнения)

      • Развивать мелкую моторику.
      • Уметь соотносить пальчиковую гимнастику с пением.

      «Рыбки», «Апельсин» из СД «10 Мышек» Е. Железновой.

      Февраль

      Содержание

      Задачи

      Материал

      Артикуляционная гимнастика

      • Развивать певческий голос.
      • Способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей.

      «Прогулка», «Паровоз», «Машина», «Самолёт».

      Упражнения на развитие дыхания

      • Учить правильно распределять дыхание, расслаблять мышцы диафрагмы. Развивать динамический слух.

      «Подуй на пальцы», «Ветер», «Аромат цветов» М.Ю. Картушиной

      Распевание

      Упражнять во взятии глубокого дыхания. Развивать артикуляцию, прикрытый звук.

      «Медвежонок и пчела», «Котёнок и божья коровка»

       А.А. Евдотьевой

      Пение

      Чисто интонировать в заданном диапазоне. Совершенствовать умение петь с динамическими оттенками, не форсируя звук при усилении звучания. Развивать вокальный слух, исполнительское мастерство, навыки эмоциональной выразительности.

      Учить  работать с микрофоном.

      Песни «Мамочка», «Маков цвет»

      Пальчиковые игры с пением

      (песенки-упражнения)

      • Развивать мелкую моторику.

      Уметь соотносить пальчиковую гимнастику с пением

      «Тараканы», «Ветер» из СД «10 Мышек» Е. Железновой

      Выступление с сольным номером «Маков цвет» на музыкально-спортивном празднике, посвященному Дню Защитника Отечества.

      Март

      Содержание

      Задачи

      Материал

      Артикуляционная гимнастика

      Подготовить голосовой аппарат к дыхательным, звуковым играм, пению.

      Способствовать правильному звукообразованию.

      • «Обезьянки», «Весёлый язычок». Игры со звуком: «Волшебная коробочка», «Волшебные предметы».

      Упражнения на развитие дыхания

      Учить детей правильно распределять дыхание, расслаблять мышцы диафрагмы.

      • Развивать динамический слух.
      • Преодолевать дефекты речи.

      «Надуваем шарик», «Взлетает самолёт», «Змея», «Кузнечик», «Заводим мотоцикл» 

      (подготовка вокалиста к пению).

      Распевание

      • Расширять диапазон детского голоса. Учить точно попадать на первый звук, самостоятельно попадать в тонику. Развивать умение интонировать на одном звуке. Учить связывать звуки в «легато».

      «Колобок», «Курочка Ряба» А.А. Евдотьевой

      Пение

      • Побуждать к активной вокальной деятельности. Пропевать звуки, используя движения рук.
      • Отрабатывать перенос согласных, тянуть звук как ниточку.
      • Продолжать развивать умение  петь под фонограмму и с микрофоном.
      • Формировать сценическую культуру (культуру речи и движения).

      Песни «Мамочка», «Чудо-балалайка»

      Пальчиковые игры с пением

      (песенки-упражнения)

      • Развивать мелкую моторику.

      Уметь соотносить пальчиковую гимнастику с пением.

      «Тараканы», «Ветер» из СД «10 Мышек» Е. Железновой.

      Выступление с сольным номером «Мамочка» на утреннике, посвященному 8 Марта.

      Апрель

      Содержание

      Задачи

      Материал

      Артикуляционная гимнастика

      • Развивать певческий голос.
      • Подготовить речевой аппарат к работе над развитием голоса.
      • «Путешествие язычка» И.В. Перямковой, «Лошадка», «Паровоз», «Машина», «Самолёт».

      Упражнения на развитие дыхания

      • Формировать более прочный навык дыхания, укреплять дыхательные мышцы, способствовать появлению ощущения опоры на дыхании.
      • Тренировать артикуляционный аппарат.

       «Ёжик», «Корова», «Шарик», «Мыльные пузыри» — с действием.

      Распевание

      • Добиваться более лёгкого звучания. Развивать подвижность голоса.Удерживать интонацию на одном повторяющемся звуке; точно интонировать интервалы.
      • Упражнять в точной передаче ритмического рисунка мелодии хлопками во время пения.

        «Я хороший», «Да и нет» В.Н. Петрушиной; «На лесной полянке», «Грибы» А.А. Евдотьевой.

        Пение

        Продолжать учить петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения.

        Чисто интонировать в заданном диапазоне. Закреплять навыки хорового и индивидуального выразительного пения.

        Формировать сценическую культуру. Продолжать обучать работать с микрофоном.

        Песни «Верные подружки», «Чудо-балалайка»

        Пальчиковые игры с пением

        (песенки-упражнения)

        • Развивать мелкую моторику, развивать творчество, фантазию.
        • Развивать дыхание. Усиливать интерес к певческой деятельности.

        «Часы», «Улитка» из СД «10 Мышек» Е. Железновой.

        Выступление с сольным номером «Чудо-балалайка» на городском фестивале детского творчества «Весенняя капель»

        Май

        Содержание

        Задачи

        Материал

        Артикуляционная гимнастика

        • Закреплять работу по развитию певческого голоса, способствовать правильному звукообразованию, охране и укреплению здоровья детей.

        «Путешествие язычка» И.В. Пермяковой, «Прогулка» М. Лазарева.

        Распевание

        • Повысить жизненный тонус, настроение ребенка. Закреплять вокальные навыки.

        Знакомый репертуар.

        Пение

        • Петь естественным звуком без напряжения. Чисто интонировать в удобном диапазоне.Петь  под аккомпанемент, под фонограмму.
        • Слышать и оценивать правильное и неправильное пение.

        Самостоятельно использовать навыки исполнительского мастерства, сценической культуры.

        Песни «Верные подружки», «Лето»

        Пальчиковые игры с пением

        (песенки-упражнения)

        Закреплять певческие навыки.

        Усиливать интерес к певческой деятельности

        Совершенствовать общую и мелкую моторику, развивать творчество, фантазию,

        Знакомый репертуар.

        Выступление с сольным номером «Верные подружки» на Выпускном празднике

        Источник

        Программа музыкального развития одаренного ребенка

        Шорикова Юлия Николаевна

         музыкальный руководитель

        2017 год

        Бог дал нам музыку, чтобы мы прежде всего влеклись ею ввысь…
        Ницше Ф.

        Музыкальное воспитание в дошкольном учреждении целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное. Музыкальное воспитание – важнейшая сторона воспитания ребенка. Она способствует его интеллектуальному развитию, участвует в процессе общения, активизирует все психические качества, составляющие личность, повышает познавательную активность, влияет на физическое развитие.

        В чем же особая роль музыкального воспитания? В том, чтобы  развить музыкальные способности, сформировать у ребенка эстетические потребности. Это все очень важно. Но есть еще важная проблема –  это развитие творческого воображения, возможности влиять на внутренние и психические процессы детей.

        Сегодня современная цивилизация вплотную подошла к главной проблеме  своего эволюционного развития – проблемы расширения сознания, развитие  эмоционального интеллекта, раскрытия потенциальных способностей, которые даны человеку от природы.

        Проблема работы с талантливыми и одаренными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы  с одаренными детьми в системе музыкального воспитания.

        Чудесный и загадочный мир, завораживающий своей величественной красотой, веселыми переливами – такой предстает перед ребенком музыка.

        Детская одаренность, несомненно, занимает одно из ведущих мест среди самых интересных и загадочных явлений природы.

        Каждый ребенок от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность ребенку достигать больших высот в своем развитии.

        Невероятно важно, чтобы дар ребенка был сразу же замечен, оценен. Ребенок должен почувствовать, что его талант важен для всех. Одаренный ребенок может хорошо себя чувствовать лишь в том случае, если его талант востребован. Практика музыкального воспитания в детском саду показывает, что дети, имеющие задатки музыкальности не просто готовы к дополнительной работе, но скорей нуждаются в этом. Индивидуальные занятия воспринимаются ими как награда, а не как дополнительная нагрузка. Я знаю своих воспитанников и могу различить их по тем или иным качествам, знаю, кто из детей больше любит участвовать в инсценировках, а кто – солировать в песне или танце, и у кого из детей это получается лучше.

        Для выявления музыкально-одаренных детей в своей педагогической практике я использую технологию педагогического наблюдения.

        Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одарённых детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного общества.

        Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни. В связи с этим исследования природы одаренности и таланта, разработка научных методов их диагностики и программ развития должны занимать подобающее им место в системе образования.

        Структура музыкальной одаренности включает в себя систему ярко выраженных музыкальных способностей в сочетании с достаточно высоким интеллектом и рядом индивидуально-личностных качеств. Музыкально одаренные дошкольники часто оказываются художественно одаренными вообще, проявляя способности к изобразительной, литературной и другим видам художественной деятельности.

        Чем раньше будет выявлена природная одаренность детей и начата целенаправленная работа по ее развитию, тем полнее сможет раскрыться одаренная личность и тем больших успехов она сможет достичь в дальнейшей жизнедеятельности.

        Для таких детей обучение должно быть особое, индивидуальное, направленное на развитие их потенциала, оно не должно ограничивать возможности их развития. Отсюда вытекает актуальная проблема общественного характера: создание условий для сохранения и развития одаренности, начиная с детского возраста.

         

        Мною была разработана программа, в которой речь пойдёт о ребёнке, наделённом музыкальными способностями, любящем музыку, и желающем научиться красиво петь. План работы был составлен на основе результатов диагностики музыкальных способностей ребёнка, а именно пения (диаграмма прилагается).

        Задачи проекта:

        • Создание оптимальных условий для развития вокальных данных на основе знания индивидуальных особенностей ребенка, его способностей, склонностей и потребностей;
        • Развить музыкальный слух, чувство ритма, певческий голос, музыкальную память и восприимчивость, способность сопереживать. Творческое воображение.
        • Помочь ребенку овладеть практическими умениями и навыками в вокальной деятельности.

        Для реализации данных задач я подготовила и провела комплекс мероприятий, таких как:

        – приобрела: зеркало, дидактический материал по распевкам, материал для мультимедийной техники;
        – изучила: фонопедические упражнения В. Емельянова, которые позволят расширить диапазон, значительно увеличить силу звучания голоса, усилить насыщенность звука, полётность, свободу и раскрепощённость певческого звучания и певческого процесса в целом; авторскую методику «Осознанного резонансного пения» Демченко А.Д.
        – провела диагностику;
        – подобрала музыкальный репертуар( распевки для подготовки артикуляционного аппарата, распевки по тренировке правильного дыхания и распевки для высоты звука и увеличения диапазона звука);
        – применяла метод дирижёрского жеста для выработки и хорошего запаса дыхания, правильного пения и технического исполнения мелодии, 
        – использовала упражнения – звукоподражания (шум леса – звук «Ш», жужжание пчелы – звук «Ж» и др.)
        – совместно с логопедом проводила работу по развитию и укреплению артикуляционного аппарата и по устранению и коррекции дефектов речи. 
        – совместно с психологом проводили работу по коррекции психоэмоционального состояния (тревожности, страхов и коррекции межличностных внутрисемейных отношений). 
        – совместно с воспитателями наблюдали и выделяли проявление музыкальных способностей, создавали и поддерживали положительный эмоциональный настрой. 
        – совместно с родителями расширяли музыкальный кругозор ребёнка (походы в театр, прослушивание аудиозаписей исполнителей вокального жанра, привлечение к участию в конкурсных программах по вокалу).

        ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕБЁНКА

        Л.  Илья, 
        02.10. 2013 года рождения.

        Илья  посещает старшую группу детского сада, начиная с первой младшей группы. Адаптационный период протекал без осложнений. Мальчик старательный, активный, добросовестный, общительный, обладает артистическими способностями, очень любит  петь и танцевать, декламировать стихи.

        Уважителен, вежлив и приветлив ко взрослым, обладает основами культуры поведения, дружеских взаимоотношений.

        Илья всегда опрятен, родители следят за его внешним видом, бережно относится к вещам и игрушкам, использует их по назначению. Физическое развитие удовлетворительное, имеет хорошие результаты. Илья владеет диалогической и монологической речью, хорошо рассказывает и пересказывает. На занятиях усидчив, инициативу проявляет редко, но внимательно слушает воспитателя, рассуждает и анализирует. Программный материал усваивает хорошо по всем видам деятельности. Достаточно хорошо развито мышление, творческое начало, воображение. Илья трудолюбив, с охотой выполняет трудовые поручения, ему нравится все новое и необычное. Вне занятий предпочитает игры в кругу друзей, особенно любит играть со строительным материалом  и собирать пазлы. По характеру в группе Илья жизнерадостен, эмоционален, любознателен, активный участник всех праздничных выступлений. Воспитывается в доброй, заботливой семейной атмосфере, творческой семье, любящий сын и брат. Родители принимают активное участие в воспитании сына, общественной жизни группы и садика, участвуют в утренниках, исполняют различные роли. Родители прилагают все усилия, чтобы их ребёнок не ограничивал себя посещением детского сада и домашним окружением, часто посещают театры, музыкальные постановки, кукольные театры,  выступления детских коллективов, цирка.

        ХАРАКТЕРИСТИКА МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

        Илья– музыкально одарённый  ребенок. С большим интересом занимается на музыкальных занятиях, всегда принимает активное участие в проводимых детским садом праздниках, утренниках и развлечениях, обладая хорошей памятью способен запоминать большие роли, которые он в дальнейшем очень артистично воспроизводит. Также проявляет живой интерес к игре на музыкальных инструментах, особенно фортепиано. У него отличные вокальные данные. Диапазон его голоса не соответствует его возрастным характеристикам. Его голосу свойственно высокое головное звучание, характерная лёгкость, «серебристость» тембра, тембральная насыщенность.

        Методы  достижения задач проекта:

        1. Фонопедические упражнения Емельянова В.В.

        • Расширение диапазона;
        • Значительное увеличение силы звучания голоса у каждого ребенка;
        • Усиление насыщенности звука;
        • Полетность;
        • Улучшение вибрато;
        • Большая певучесть звука;
        • Свобода;
        • Раскрепощённость певческого звучания и певческого процесса в целом.

        2. Артикуляционная гимнастика по системе Емельянова В.В. Упражнения на артикуляцию интересны, доступны, т.к. предполагается проводить их в игровой форме.

        • работа с языком (покусать кончик языка, пожевать язык попеременно левыми и правыми боковыми зубами, пощелкать язычком в разной позиции, вытянуть язык, свернуть в трубочку и т.д.);
        • с губами (покусать зубами нижнюю и верхнюю губу, оттопырить нижнюю губу, придав лицу обиженное выражение, поднять верхнюю губу, открыв верхние зубы, придав лицу выражение улыбки), массаж лица от корней волос до шеи собственными пальцами.

        3. Фразировка и дыхание

        • Голосоведение;
        • Метроритм,темп;
        • Тембр;
        • Динамика;
        • Фразировка.

        4. Тренировка слуха

        • Распевки;
        • Слушание музыкальных произведений;
        • Творческое сочинение мелодии;
        • Музыкальные викторины.

        5. Техника исполнения мелодии

        • Применение дирижёрского жеста;
        • Гаммовые распевки по руке;
        • Сольфеджио;
        • Вокализ.

        Таким образом, использование системы специальных упражнений различных игр, индивидуальная работа – все это позволит добиться положительных результатов в развитии певческих навыков у ребенка.

        Планируемый результат.

        • наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, участие в импровизациях, участие в музыкально-драматических постановках);
        • владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата;
        • проявление навыков вокальной деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении);
        • уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;
        • стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, нон легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе, усовершенствовать свой голос;
        • умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки (ноты с точкой, пунктирный ритм), а также несложные элементы двухголосия – подголоски.

        ЗАКЛЮЧЕНИЕ

        Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса ребёнка. Однако процесс этот долгий и кропотливый, требующий от нас педагогов терпения и бережного отношения.
        Певческий голос – это природный «музыкальный инструмент», на котором следует «научиться играть». И если основы певческой грамоты ребёнок усваивает в дошкольном возрасте с помощью компетентного педагога, то надёжный фундамент певческой культуры заложен.
        Предложенные методы работы позволят ребёнку раскрыть возможности своего голоса, а значит сказать самому себе: «Я могу!», «Я пою».

        СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

        1. Журавленко Н.И. Уроки пения. – Минск: «Полиграфмаркет», 1998. 
        2. Голубев П.В. Советы молодым педагогам-вокалистам. – М.: Государственное музыкальное издательство, 1963.
        3. Емельянов Е.В. Развитие голоса. Координация и тренинг, 5-изд., стер. – СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «Планета музыки», 2007.
        4. Андрианова Н.З. Особенности методики преподавания эстрадного пения. Научно-методическая разработка. – М.: 1999.
        5. Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства /Н.Б.Гонтаренко. – Изд. 2-е – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
        6. Исаева И.О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей /И.О. Исаева – М.: АСТ; Астрель, 2007.
        7. Риггз С. Пойте как звезды. / Сост и ред. Дж. Д.Карателло . – СПб.: Питер , 2007.
        8. Орлова Т.М., Бекина С.М. ”Учите детей петь. Песни и упражнения для развития голоса у детей 6 – 7 лет” М., 1988 г. 
        9. Уроки фольклора в детском саду. /Сост. Боронина Е.Г, ред. Щуров В.М. – Красноярск, 1994. – 28 с.
        10. Развитие творческих способностей одаренных детей в музыкально-театрализованной деятельности. Автор: Фесенко И.Ю. 

        ПРИЛОЖЕНИЕ

        Диагностика по А.И.Савинкович

        –        проявляет большой интерес к музыкальным занятиям, пению;

        –        чутко реагирует на характер и настроение музыки;

        –         хорошо поет;

        –         вкладывает много энергии, чувств в игру на музыкально-шумовом  инструменте, в песню или танец;

        –        любит музыкальные записи;

        –        стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку;

        –        нравится играть на каком-нибудь инструменте;

        –        в пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение;

        –       сочиняет собственные оригинальные мелодии.

        ИНТОНАЦИОННО-ФОНЕТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

         по Емельянову В. В.:

        Первое упражнение. Состоит в сильном, активном произнесении согласных звуков в определенной последовательности. Необходимо обращать внимание на прекращение звука, чтобы не происходило дополнительного озвученного выброса воздуха («В-в-в-ы», «3-з-з-ы»).

        Второе упражнение. Последовательность гласных, которые произносятся без видимых движение губ и челюстей. Для детей это упражнение называется «Страшная сказка», так как последовательность гласных звуков можно рассматривать как псевдослова, которые складываются в псевдо-фразы.

        Третье упражнение. Основным элементом этого упражнения является скользящая (глиссирующая), восходящая и нисходящая интонация с резким переходом из грудного в фальцетный регистр и, наоборот, с характерным «переломом» голоса, который называется «регистровый порог» (для детей «Вопрос – ответ»).

        Четвертое упражнение. Исходное положение: мышцы лица расслаблены, Это связано с включением расслабляющего регистра голоса, не имеющего фиксированной звуковысотности (в немецкой терминологии – «штро – бас»). Упражнение состоит в переходе от штро-баса к грудному голосу на разных последовательностях гласных и затем, в соединении в одном движении трех регистров: штро-баса, грудного и фальцетного.

        Пятое упражнение. Обратное предыдущему. В грудном регистре гласные переводятся одна в другую в установленной последовательности с переходом в штро-бас.

        Шестое упражнение. Является тренировочным материалом для соединения навыка перехода из грудного в фальцетный регистр и обратно с произношением согласных.

        Седьмое упражнение. Аналогично предыдущему с включением звонких согласных.

        Восьмое упражнение. Кроме появления в контексте упражнения сонорных согласных и уже знакомого штро-баса, упражнение исполняется еще с двумя приемами: издавание звука одновременно с выдуванием воздуха через плотно сомкнутые трубочкою губы и имитацией звука «Р» вибрацией губ. Упражнение исполняется только в грудном регистре.

        Основная цель упражнений – активизация фонационного выдоха, т.е. связь голоса с дыханием, отличающимся по энергетическим затратам от обычного речевого.

        План музыкального развития

        вокальных данных  воспитанника Л. Ильи

        Таблица№1

        Основные направления развития ребёнка

        Формы, приёмы и методы работы

        Предполагаемый ?