Программа развития одаренного ребенка доу

Индивидуальная программа развития одарённого ребёнка

                                                   Выполнила: Кузнецова С.Д.

                                                                 Музыкальный руководитель МАДОУ

Индивидуальный маршрут сопровождения ребенка старшего дошкольного  возраста с признаками одаренности

2017 г.

Ф.И. ребенка: Вика К.

Возраст: 6 лет

Вид одаренности: интеллектуальная, творческая.

Формы работы: индивидуальные и подгрупповые занятия с педагогом – психологом, театрализованная деятельность.

Участники сопровождения: педагоги и специалисты МДОУ, родители ребенка.

Характеристика на ребенка:

В ходе экспертной оценки ребенка воспитателями, у девочки отмечен высокий уровень развития интеллектуальных и творческих способностей (музыкальных, изобразительных), а также хорошо развитые физические качества.

На занятиях девочка, часто отвлекается, может заниматься посторонними делами, но при этом хорошо ориентируется в происходящем и отвечает на заданные вопросы. Ребенок активно участвует в мероприятиях детского сада: конкурсах, фестивалях, играет главные роли в театрализованных постановках, солирует при исполнении музыкальных произведений.

Вне образовательной деятельности девочка очень активная, подвижная, часто создает конфликтные ситуации, общаясь со сверстниками, спорит с воспитателями. При этом быстро устает от шумной обстановки и коллектива и ищет место для уединения.

По итогам углубленной психологической диагностики, можно говорить о высоком уровне интеллектуального развития, особенно о его вербальной составляющей. У девочки хороший словарный запас, высокий уровень осведомленности, понятливости, хорошо выстраивает причинно-следственные связи. У ребенка отмечен высокий уровень познавательной потребности, и творческого мышления. В методике «Дорисовывание фигур» О.М. Дъяченко девочка не только сделала качественные рисунки, но и дала каждому из них оригинальное название. В ходе социометрического эксперимента был выявлен низкий статус ребенка в коллективе сверстников (один положительный выбор и множество отрицательных).

Вывод: полученные в ходе исследования данные свидетельствуют о высоком уровне развития интеллектуальных и творческих способностей, а так же о низком уровне коммуникативной компетентности и навыков саморегуляции. Дальнейшая работа с ребенком будет направлена на гармонизацию ее личностного развития.

Цель: создание условий для гармонизации личностного развития ребенка.

Задачи:

Активизации и актуализация интеллектуальных и творческих способностей ребенка;

Развитие коммуникативных способностей, навыков сотрудничества, конструктивного решения конфликтов;

Развитие навыков саморегуляции.

Планируемый результат:

У ребенка повысился уровень развития интеллектуальных и творческих способностей.

Повысился уровень коммуникативной компетентности, ребенок применяет навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в повседневной жизни, конструктивно разрешает возникающие конфликтные ситуации, повысился социометрический статус в группе сверстников.

Повысился уровень развития навыков саморегуляции и произвольности.

Организация работы: получение образования (программа обучения) – Основная образовательная программа МДОУ спроектирована с учетом ФГОС дошкольного образования, особенностей образовательного учреждения, региона и муниципалитета, образовательных потребностей и запросов воспитанников. Кроме того, учтены концептуальные положения примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования, вариативной комплексной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, парциальной программы развития математических представлений у дошкольников «Математические ступеньки» Колесниковой Е.В., методического пособия «Лего-конструирование в детском саду» Фешиной Е.В., книги для педагогов «Перворобот LEGO WeDo» Марио Хьйорт Фолькманн, парциальной образовательной программы по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки» авторов И. Каплуновой и И. Новоскольцевой.

Программа сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста.

План психолого – педагогического сопровождения

Содержание работы

Форма работы

Сроки

Ответственные

Индивидуальная психолого-педагогическая диагностика

Исследование психических процессов (память, восприятие, внимание, мышление)

Наблюдение

Изучение продуктов деятельности

Психологическое тестирование

Сентябрь

Декабрь

Май

Педагог – психолог

Педагоги

Исследование эмоциональных процессов (страхи, тревожность)

Исследование качеств личности (самооценка, произвольность, уровень притязаний)

Исследование социальных отношений (с взрослыми, со сверстниками)

Диагностика творческих способностей

Взаимодействие с педагогами

Информирование о результатах диагностических исследований

Беседы

Консультации

1 раз в квартал

Педагог- психолог

Педагоги

Старший воспитатель

Консультирование педагогов на тему:

«Создание портфолио успеха ребенка с признаками одаренности».

Семинар – практикум “Одаренный ребенок: создание условий для развития его способностей”.

«Игры и упражнения

На развитие творческих способностей»

Беседы

Консультации Семинары – практикумы

В течение года

Создание условий для развития интеллектуальных и творческих способностей:

Разработка схем РППС, обогащение центров играми и пособиями, материалами для творчества.

организация участия в конкурсах и др. мероприятиях

Оформление и пополнение портфолио успеха.

1 раз в месяц

Педагоги

Взаимодействие с семьей

Психолого- педагогическое просвещение родителей:

«Одаренный малыш или как развить в ребенке талант».

«Как научит ребенка общаться без конфликтов».

Беседы

Консультации

По мере необходимости

Старший воспитатель

Педагог – психолог

Поддержание интереса ребёнка, поощрение.

Родители

Создание дома условий для развития интеллектуальных и творческих способностей ребенка.

Родители

Работа с портфолио успеха.

Родители

Организация участия в конкурсах и др. мероприятиях, выполнение совместных работ.

Познавательный досуг

Родители

Педагоги

Посещение музеев, выставок, театров.

Родители

Театрализованная деятельность

Осеннее развлечение. Новогодний утренник. Утренник посвященный Международному Женскому Дню.

Спектакли: “Волки и козлята”, “Мешок яблок”.

Музыкальные занятия Беседы

Просмотр видеофильмов

В течение года

Педагоги

Музыкальный руководитель

Участие в творческих конкурсах

Творческая мастерская

По мере

возможности и желания ребенка

Психолого-педагогическая поддержка

Подгрупповые занятия по программе эмоционального развития детей дошкольного возраста “Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь” Крюкова С.В., Слободяник Н.П.

Игры

Упражнения

Беседы

Согласно расписания занятий

Педагог- психолог

Выполнение заданий и упражнений на развитие творческого мышления и воображения.

Дивергентные задания ТРИЗ

Педагог- психолог Педагоги

Оценка промежуточных результатов

Содержание работы

Критерии оценки

Индивидуальная психолого-педагогическая диагностика

 Результаты диагностики

Взаимодействие с педагогами

Психолого-педагогическая компетентность педагогов

Создание предметно-пространственной среды для развития интеллектуальных и творческих способностей ребёнка

Создание и пополнение портфолио.

Взаимодействие с семьёй

Психолого-педагогическая компетентность родителей

Создание и пополнение портфолио.

Театрализованная деятельность

Участие в театрализованных постановках

Участие в конкурсах

Индивидуальная работа психолого- педагогического сопровождения

Положительное эмоциональное состояние ребенка

Развитие навыков саморегуляции

Развитие коммуникативной компетентности и навыков сотрудничества.

Срок реализации индивидуальной программы развития 2017-2018уч.г.

Подпись

Источник

Пояснительная записка  

Концепция программы

Одарённость детей является одной из важных проблем общества в настоящее время. Значимость данного вопроса заключается не столько в передаче знаний, сколько в создании условий для того, чтобы дети могли углублять эти знания и разрабатывать на их основе новые, необходимые для жизни общества.

Читайте также:  Задачи развития у ребенка памяти

Наибольший успех в обучении и развитии любого ребенка может быть достигнут тогда, когда учебная программа соответствует его потребностям и возможностям. В связи с тем, что потребности и возможности одаренных дошкольников, отличаются от таковых у их сверстников, возникает необходимость дифференцированного обучения одаренных детей по специально разработанным программам. Многогранность и сложность феномена одаренности определяет целесообразность существования разнообразных направлений, форм и методов работы с одаренными детьми.

Отличительные особенности одаренных детей

1. Имеют более высокие по сравнению с большинством остальных сверстников интеллектуальные способности, восприимчивость к умению, творческие возможности и проявления.

2. Имеют доминирующую, активную, не насыщаемую познавательную потребность.

3. Испытывают радость от умственного труда.

Категории одаренных детей

1. Дети с необыкновенно высоким общим уровнем умственного развития при прочих равных условиях.

2. Дети с признаками специальной умственной одаренности — одаренности в определенной области науки, искусства.

3. Воспитанники, не достигающие по каким — либо причинам успехов в обучении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами.

Принципы работы с одаренными детьми

1. Принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей.

2. Принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки,  клубы по интересам.

Цели и задачи работы с одаренными детьми.

1. Выявление одарённых детей.

2. Создание условий для оптимального развития одаренных детей.

 Задачи:

–      знакомство воспитателя с приемами целенаправленного педагогического наблюдения, диагностики;

–      проведение различных конкурсов, интеллектуальных игр, олимпиад, позволяющих воспитанникам проявить свои возможности;

–      предоставление возможности совершенствовать способности в совместной деятельности со сверстниками, воспитателем, через самостоятельную работу.

Стратегия работы с одаренными детьми

Успешность работы с одаренными детьми во многом зависит от того, как организована работа с этой категорией воспитанников в детском саду.

При выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой- либо деятельности: образовательной, художественной, физической и др.

Дети охотно осваивают навыковое содержание учения под руководством взрослого и самостоятельно.

Воспитательная и образовательная работа должна организовываться воспитателем таким образом, чтобы воспитанник мог проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Это важно как источник приобретения новых знаний и нового опыта, и должно служить основой для трансформации этих знаний в другие сферы деятельности.

Условия успешной работы с одаренными воспитанниками.

Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.

Создание и постоянное совершенство методической системы работы с одаренными детьми.

Воспитатель должен быть:

– увлечен своим делом;

– способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;

– профессионально грамотным;

– интеллектуальным, нравственным и эрудированным;

– проводником передовых педагогических технологий;

– психологом, воспитателем и умелым организатором образовательно — воспитательного процесса;

– знатоком во всех областях человеческой жизни.

Формы работы с одаренными воспитанниками.

– творческие мастерские;

– групповые занятия ;

– кружки по интересам;

– конкурсы;

– работа по индивидуальным планам;

– исследовательские проекты.

Работа с одарёнными детьми.

План работы с одарённым ребёнком (примерный).

1. Индивидуальная работа

2. Занятия в кружке

3. Участие в конкурсе

4. Проектная деятельность

5. Вовлечение в коллективную деятельность

6. Работа с родителями.

Направления работы с одарёнными детьми и их родителями (примерные)

  1. Планирование и организация работы.
  2. Корректировка банка данных одаренных детей и детей с высокой и достаточной мотивацией к познанию мира
  3. Мониторинг состояния здоровья одаренных детей
  4. Оказание методической помощи родителям об организации работы по развитию интеллектуальных способностей детей
  5. Подбор литературы по выбранным темам проектно-исследовательской деятельности воспитанникам
  6. Создание картотеки материалов периодической печати по научно-исследовательской деятельности

Источник

Цель программы Создание оптимальных условий для выявления, формирования и развития талантливых и одаренных детей, их самореализации в соответствии со способностями.
Задачи.
1. Разработать систему мониторинга и развития предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста.
2. Выявить детей с предпосылками одаренности.
3. Составить индивидуальные маршруты психолого-педагогического сопровождения одаренных детей.
4. Скоординировать и интегрировать деятельность специалистов и родителей в этом направлении.
5. Разработать план мероприятий для развития талантливых и одаренных детей в детском саду.

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский

сад № 10 « Теремок» г.Омутнинска

Программа

“Сопровождение

талантливых и

одаренных детей в ДОУ»

2019г.

Содержание

1. Пояснительная записка.

2. Нормативно-правовая база программы

3. Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными и талантливыми детьми

4. Основные направления реализации программы

5. Методы диагностики в ходе реализации программы:

6. Планируемые результаты:

7.Основные этапы реализации программы

8. Мероприятия, проводимые в рамках реализации программы

9. Список литературы

10. Приложения:

Приложение 1. Виды одаренности.

Приложение 2.Принципы тестирования.

Приложение 3. Методики для выявления компонента одаренности в дошкольном возрасте.

Приложение 4. Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения одарённого ребёнка

Приложение 5. Заинтересованные лица и организации.

Приложение 6. Модель выявления, развития и поддержки одарённых детей.

1. Пояснительная записка

Актуальность темы. Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества

состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. Новые

задачи, стоящие перед системой образования в области выявления и развития одаренных

детей, приобретают особую актуальность в связи с последними достижениями психологопедагогической

науки и практики. Самым сензитивным периодом для развития способностей

является раннее детство и дошкольный возраст. Для ребенка этого возраста характерна

высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в

умственной нагрузке. У него развита интуиция, яркость, конкретность представляемых

образов и легкость манипулирования ими. “Родовыми” чертами дошкольного возраста

является фантазия, творческое воображение, нестандартность мышления, кроме этого,

проявляется особая чувствительность, отзывчивость на окружающее. Выявление, поддержка,

развитие и социализация одаренных детей становятся одной из приоритетных задач

современного образования.

Одаренные дети – это особый мир детства. Эти дети отличаются

от других:

■ Легкостью и скоростью обучения по сравнению со сверстниками;

■ Существенно меньшим объемом помощи со стороны взрослых, повышенной

Читайте также:  Веснушки центр воспитания и развития ребенка

самостоятельностью;

■ Стремлением к творчеству, к достижению высокого уровня мастерства;

■ Высоким уровнем познавательной мотивации, любознательности, страстным увлечением любимым делом.

Работа с одарёнными детьми выступает одним из вариантов конкретной реализации права личности на индивидуальность. Современная система образования, в частности детские сады, испытывают особую потребность в программах, которые учитывали бы индивидуальные запросы и интересы одарённых детей.

Исходя из этого, для развития творческих способностей в образовательных учреждениях необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия воспитателей, узких специалистов (логопеда,музыкального руководителя), родителей.

Программа рассчитана на 2018 – 2020 учебные года.

Цель программы: Создание оптимальных условий для выявления, формирования и развития талантливых и одаренных детей, их самореализации в соответствии со способностями.

Задачи.

1. Разработать систему мониторинга и развития предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста.

2. Выявить детей с предпосылками одаренности.

3. Составить индивидуальные маршруты психолого-педагогического сопровождения одаренных детей.

4. Скоординировать и интегрировать деятельность специалистов и родителей в этом направлении.

5. Разработать план мероприятий для развития талантливых и одаренных детей в детском саду.

2. Нормативно-правовая база программы:

– Закон РФ «Об образовании»;

– Основные положения «Конвенции о правах ребенка», принятой генеральной Ассамблеей

ООН 20 ноября 1989 г.;

– Основные положения «Декларации прав ребенка», принятой генеральной Ассамблеей ООН

10 декабря 1948 г.; – Федеральная целевая программа «Одаренные дети», в рамках президентской программы «Дети России», утвержденной правительством РФ от 03.10.2002г.

3. Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными и

талантливыми детьми:

– принцип учета возрастных возможностей воспитанников;

– принцип развивающего обучения;

– принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

– принцип возрастания роли дополнительного образования.

4. Основные направления реализации программы

Работа с одаренными и талантливыми детьми:

1. Организация работы с одаренными и талантливыми детьми в рамках

образовательного процесса:

– групповые занятия;

– работа по индивидуальным планам.

2. Организация работы с одаренными и талантливыми детьми в свободное время от непосредственно-образовательной деятельности:

– индивидуальные занятия;

– проектная деятельность;

– организация выставок;

– организация праздников и развлечений;

– создание театрализованных, спортивных уголков, уголков изодеятельности, развивающих уголков;

– организация конкурсов, соревнований;

– организация кружков, секций.

Работа с педагогами:

– педагогические советы;

– педагогическое проектирование;

-открытые мероприятия;

– выступления из опыта работы;

– презентации;

– семинары – практикумы;

– консультации, рекомендации.

Работа с родителями:

– анкетирование;

– родительское собрание;

– памятки – рекомендации, папки – передвижки, консультации, рекомендации;

– совместные детско – родительские проекты; -презентации; – совместные праздники, соревнования, конкурсы; – помощь в создании развивающей среды;

5. Методы диагностики в ходе реализации программы:

– наблюдения;

– беседы;

– педагогическая диагностика

– изучение продуктов детского творчества;

– ведение индивидуальных карт развития.

6. Планируемые результаты:

1. Создание банка данных детей с предпосылками различных видов одаренности.

2. Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных, творческих и других направлениях деятельности, к которым у них есть способности.

3. Положительная динамика процентов участников и призеров конкурсов различного уровня;

4. Повышение профессионального уровня педагогов по выявлению признаков одаренности у детей;

5. Повышение педагогической компетентности родителей по вопросам сопровождения

талантливых и одаренных детей.

7. Основные этапы реализации программы. I этап – организационный.

Цель: подготовить условия для формирования системы работы с талантливыми и одаренными детьми в ДОУ.

Задачи:

– изучение нормативной базы;

– анализ материально – технических, педагогических условий реализации программы;

– разработка программы работы с талантливыми и одаренными детьми.

II этап – практический.

Цель: апробация системы работы с талантливыми и одаренными детьми.

Задачи:

– диагностика способностей воспитанников;

– разработка методических разработок по работе с талантливыми и одаренными детьми, материалов для проведения различных мероприятий, праздников с детьми и родителями;

– формирование методической библиотеки детского сада по работе с талантливыми и одаренными детьми;

– повышение педагогической компетентности педагогов и родителей в области работы с талантливыми и одаренными и детьми.

III этап – аналитический.

Цель: переход системы работы с талантливыми и одаренными и детьми в режим функционирования.

Задачи: – анализ итогов реализации программы;

– осуществление преемственности в воспитании и развитии талантливых и одаренных детей на всех этапах воспитания и обучения в ДОУ;

– обобщение результатов работы детского сада в реализации программы.

8. Мероприятия, проводимые в рамках реализации программы.

Этапы

реализации

программы

Наименование мероприятия

Сроки

проведения

Ответственные

Организационный

1.

Создание творческой группы

воспитателей по составлению

программы «Сопровождение

талантливых и одаренных детей

в ДОУ».

Сентябрь

2018г.

Филатова Ю. С.

2.

Разработка программы

«Сопровождение талантливых и

одаренных детей в ДОУ».

Сентябрь

2018г.

Творческая группа.

3.

Рассмотреть и изучить на заседании педагогического совета программу «Сопровождение талантливых и одарённых детей в ДОУ»

Октябрь 2018г.

Педагоги ДОУ.

4.

Работа по определению

способностей талантливых и

одаренных детей. Изучение

интересов и наклонностей

детей.

Октябрь 2018г.

Педагоги ДОУ.

5.

Уточнение критериев одарённости.

Октябрь 2018г.

Творческая группа.

6.

Подбор комплекса диагностических методик.

Октябрь 2018г.

Творческая группа.

7.

Познакомить родителей с основными направлениями в работе с детьми, имеющими предпосылки к одарённости.

Ноябрь 2018г.

Педагоги ДОУ.

8.

Диагностика детей

Ноябрь 2018г.

Педагоги ДОУ.

9.

Составление банка данных одарённых детей.

Ноябрь 2018г.

Педагоги ДОУ, творческая группа.

10.

Составление плана работы с одарёнными детьми, индивидуальных маршрутов.

Ноябрь (2018,2019 г.)

Педагоги ДОУ.

Практический

1.

Проведение мероприятий с

талантливыми и одаренными

детьми, используя

разнообразные формы и методы.

В течение года.(2018-2020)

Педагоги ДОУ, специалисты.

2.

Использование элементов

дифференцированного

обучения, направленных на

творческий поиск,

самостоятельную деятельность.

В течение года. .(2018-2020)

Педагоги ДОУ, специалисты.

3.

Функционирование кружков.

Организация и проведение

спортивных соревнований,

эстафет, праздников, выставок

среди талантливых и одаренных

детей.

В течение года. .(2018-2020)

Педагоги ДОУ, специалисты.

4.

Участие в районных,

всероссийских и

международных конкурсах.

Поощрение талантливых и

одаренных детей.

В течение года. .(2018-2020)

Педагоги ДОУ, специалисты.

5.

Анкетирование родителей с

целью определения их

компетенции по воспитанию

детей с предпосылками к

одаренности.

В течение года. .(2018-2020)

Педагоги ДОУ, специалисты.

6.

Проведение различных форм

работы с педагогами и

родителями по работе с

талантливыми и одаренными

детьми.

В течение года. .(2018-2020)

Педагоги ДОУ, специалисты.

7.

Организация совместного

творчества родителей и детей.

Выставки детских работ.

В течение года. .(2018-2020)

Педагоги ДОУ, специалисты.

8.

Проведение промежуточной

диагностики.

Январь (2019, 2020г.)

Педагоги ДОУ, специалисты.

Аналитический

1.

Итоговая диагностика

Май( 2019, 2020г.)

Педагоги ДОУ, специалисты.

2.

Обсуждение итогов работы, выявление проблем.

Май( 2019, 2020г.)

Педагоги ДОУ, специалисты.

3.

Обобщение материалов по

работе с талантливыми и

одаренными детьми на

педагогическом совете,

размещение материалов на сайте

ДОУ.

Май 2020г.

Педагоги ДОУ, специалисты.

Читайте также:  Особенности развития речи ребенка второго года жизни

9. Список литературы:

1.Босякова, С.Н. Работаем с талантливыми детьми [Текст] / С. Н. Босякова, Л. В. Болотная //

Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2010. №2. – С. 68-74.

2.Галянт, И. О проблемах художественно-творческой одаренности дошкольников [Текст] / И.

Галянт // Дошкольное воспитание. – 2009. – № 7.С. 31-38.

3. Н.В. Алексеева, Развитие одаренных детей, 2011, В.

4.Галянт, И. Проблемы развития детской одаренности [Текст] / И. Галянт // Дошкольное

воспитание. – 2010. № 6.С. 48-55.

5.Гердт, Н. Интеграция искусства: путь становления художественной культуры и творческой

одаренности детей [Текст] / Н. Гердт // Дошкольное воспитание. – 2009. – № 7. С. 42-46.

6.Гильбух, Ю.З. Внимание: одаренные дети [Текст] / Ю.З. Гильбух. – М, 1991. – 112 с.

7.Евтушенко, И. Детская одаренность и родители [Текст] / И. Евтушенко // Дошкольное

воспитание. – 2009. – № 7. С. 46-51.

8.Емельянова, И. Творческий потенциал дошкольника в аспекте актуализации детской

одаренности [Текст] / И. Емельянова // Дошкольное воспитание. – 2009. – № 7. С. 27-31.

9.Крынцылова, И. Развиваем способности ребенка [Текст] / И. Крынцылова // Дошкольное

воспитание. – 2007. – № 5. С. 54-58.

10.Т. С. Комарова Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические

рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2007

11.Пасечник Л. Одаренные дети в детском саду и семье: статья вторая [Текст] / Л. Пасечник

// Дошкольное воспитание. – 2009. – № 4. С. 14-21.

12.Пасечник, Л. Одаренный ребенок – особая ценность для общества [Текст] / Л. Пасечник //

Дошкольное воспитание. – 2009. – № 2. С. 13-20.

13 .Л.И.Пензулаева Физкультурные занятия с детьми 2 – 7 лет. Программа и методические

рекомендации. – М.: Мозаика – Синтез, 2009

14.Путляева, Л. О задатках и способностях [Текст] / Л. Путляева // Дошкольное воспитание. –

2006. – N 4. С. 43-45.

15.Трубайчук, Л. Одаренный ребенок дошкольного возраста как развивающийся феномен

[Текст] / Л. Трубайчук // Дошкольное воспитание. – 2009. – № 9.С. 32-3

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ВИДЫ ОДАРЕННОСТИ

Виды различий

Виды одарённости

По широте проявлений

общая одаренность (интеллектуальная,

творческая).

специальная одаренность.

По типу предпочитаемой деятельности

творческая;

академическая;

психомоторная;

коммуникативная.

По интенсивности проявлений

повышенная способность к обучению

(способные);

одаренные;

высокоодаренные (талантливые).

По темпу психического развития

снормальным темпом психического развития;

со значительным опережением возрастного

темпа развития.

По возрастным особенностям проявления

стабильная;

приходящая (возрастная).

Виды одаренности в зависимости от вида предпочитаемой

деятельности

Академическая

одарённость

Мотивационно-

личностные

характеристики

Стремление ребенка к получению знаний и умений, познавательная активность, проявление

интереса к новому.

Способности

к

обучению

Успешность в освоении программного материала, широкий кругозор, высокие показатели по развитию психических познавательных процессов.

Творческая

одарённость

Художественная

одарённость

Проявление фантазии в творческих

художественных работах, Высокое качество и разнообразие творческих работ в соответствии с

возрастом (рисунки, поделки).

Вокальная

одарённость

Умение понимать и воспроизводить мелодию, чувство ритма, хороший голос, музыкальный слух.

Литературная

одарённость

Хорошая речевая фантазия, умение составлять рассказы, сказки, чувство рифмы, легкое запоминание стихов.

Артистическая

одарённость

Умение «вжиться» в роль держаться на публике, желание подражать вымышленным (или реальным) персонажам, двигательная и речевая память.

Конструкторская

одарённость

Развитое пространственное мышление, любовь к конструированию, генерирование оригинальных идей для различных конструкций, способность к изобретательству, рационализации.

Психомоторная

одарённость

Спортивная

одарённость

Высокие спортивные показатели в соответствии с

возрастом, стремление к движению, воля к спортивным достижениям, физические данные и выносливость.

Хореографическая

одарённость

Чувство ритма, музыкальный слух, способность копировать движения, хорошая двигательная память.

Коммуникативная

одарённость

Социально-

Личностная

одарённость

Умение понимать партнера по общению, чувствовать его эмоциональное состояние, гасить

конфликты.

Лидерская одарённость

Умение организовать сверстников на какое-либо общее дело, игру, настойчивость в достижении

цели, умение добиваться результата, и стремление

контролировать ситуацию.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Диагностика детей проводится в выбранном направлении (психомоторная, артистическая, вокальная, хореографическая, творческая одаренность) проводится по результатам заполнения экспертных листов воспитателями, специалистами и родителями, а также по результатам собственных наблюдений психолога.

Предварительное индивидуальное тестирование по психологическим

методикам производится психологом детского сада.

Методики для выявления компонентов одаренности в дошкольном возрасте.

Название методики

Предназначение методики

Возрастные

ограничения

Анкета Ф.Татла, Л.Беккера

Определение

способностей

С 4 лет

Анкета А. де Кафа -Г. Хаана

Определение

компонента одаренности

С дошкольного

возраста

Методика экспертных оценок по определению одаренных

детей А.А. Лосева

Определение сфер

проявления талантов

С 5 лет

Методика «Карта одаренности» А.И. Савенкова

Свойство личности

С 4 лет

Фигурный тест Е. Торренса

Творческий компонент

С 5 лет

Методика «Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко

Творческий компонент

С 3 лет

Рекомендуемые вопросы для наблюдений за детьми

среднего и старшего дошкольного возраста на занятиях по

изобразительной деятельности.

(автор Казакова Т. Г.)

Творческий компонент

С 4 лет

Портрет художественно-творческого развития детей

дошкольного возраста

(авторы Казакова Т.Г., Лыкова И. А.)

Творческий компонент

С 5 лет

Творческое задание «Дорисовывание кругов» (автор

Комарова Т. С.)

Творческий компонент

С 5 лет

Глубина интереса (автор Блащук Л.П.);

Творческий компонент

С 5 лет

Анализ процесса деятельности (автор Комарова Т.С)

Творческий компонент

С 5 лет

Методики диагностики универсальных творческих

способностей для детей

(авторы: В. Синельников, В. Кудрявцев)

Творческий компонент

С 5 лет

Метрическая шкала для исследования моторной

одаренности у детей (авторы Л. А. Головей, Е. Ф.

Рыбалко)

Психомоторный

компонент

С 4 лет

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Индивидуальный «маршрут» психолого-педагогического сопровождения

одарённого ребёнка

Ф.И.О. (возраст) ребёнка_____________________________________________

Вид одарённости:_______________________________________________________________

Наименовани?