Программа развития навыков общения ребенка
Обоснование программы
Общение — основное условие гармоничного развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека. Общение со взрослыми и сверстниками даёт возможность несовершеннолетнему усваивать эталоны социальных норм поведения. В определённых жизненных ситуациях ребенок сталкивается с необходимостью подчинить своё поведение моральным нормам и требованиям. Поэтому важным моментом в нравственном развитии становится знание норм общения и понимания их ценности и необходимости.
Общение осуществляется с помощью различных коммуникативных средств (речь, мимика, интонация, жесты и др.). Важную роль при этом играет умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника.
Программа «Азбука общения» направлена на формирование и развитие коммуникативной компетентности несовершеннолетних, воспитание личности посредством межличностного общения. Содержание программы направлено на воспитание у детей уважительного отношения к себе и окружающим, терпимого отношения к мнению собеседника, умения пойти на компромисс в любой ситуации.
Цель программы: развитие коммуникативной компетентности и личностного роста несовершеннолетних.
Задачи программы:
1) Формирование представлений воспитанников о важнейших социальных нормах и ценностях, определяющих поведение человека в обществе.
2) Развитие навыков общения в различных ситуациях, умения противостоять отрицательным воздействиям среды.
3) Воспитание интереса к окружающим людям, развитие взаимоуважения, взаимодоверия и сочувствия.
Методика и технология реализации:
Программа представляет собой цикл тематических занятий. Каждое занятие может быть реализовано как самостоятельное мероприятие, так и в комплексе с другими занятиями. Для эффективного усваивания материала программа разделена на 2 блока:
Первый блок «Мир добра» (младший школьный возраст 7-12 лет)
Второй блок «Искусство общения» (подростки 13-18 лет)
Целевая группа: несовершеннолетние в возрасте от 7 до 18 лет, проходящие социальную реабилитацию в учреждении.
Форма проведения занятий: групповые занятия (тренинг, ролевая игра, беседа-диалог, самопрезентация).
Режим занятий: занятия по данной программе проводятся по блокам.
Первый блок «Мир добра» (младший школьный возраст – 7-12 лет) – 1 занятие в неделю;
Второй блок «Искусство общения» (подростки – 13 – 18 лет) – 1 занятие в неделю.
Занятия проводятся регулярно, для того чтобы навыки успели сформироваться и закрепиться.
Состав исполнителей: социальный педагог.
Специалист, имеющий высшее профессиональное образование, образовательный ценз которого подтверждается документами государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации.
Кроме того, специалист проходит обучающие семинары, курсы повышения квалификации, посещает краевые мастер-классы, супервизии, занимается самообразованием.
Ожидаемый результат от реализации программы:
1. Овладение коммуникативными навыками и навыками эффективного общения.
2. Проявление положительных качеств характера в общении с окружающими людьми.
3. Осознание и самостоятельное решение проблемных ситуаций, умение корректировать свое поведение.
Материальное обеспечение цикла занятий, технические средства обучения: занятия проходят в игровом зале, имеются интерактивная доска, компьютер, музыкальный центр, канцелярские принадлежности (бумага, ватман, фломастеры, ручки, карандаши, ножницы, клей, скотч, скрепки), видео и аудио материалы, спортивный инвентарь, модульное оборудование.
Мониторинг результативности занятий программы:
Эффективность реализации программы отслеживается с помощью вопросника «Коммуникативные и организаторские склонности» В.В. Синявский, В.А. Федорошин (КОС), рефлексии тренинговых занятий.
Период реализации программы: январь – декабрь 2018 года.
Календарно-тематический план
проведения занятий по программе развития коммуникативной компетентности
«Азбука общения»
на 2018 год
№ п/п | Дата прове-дения | Название разделов и тем | Количество часов | ||
всего | Теоретические занятия | Практические занятия | |||
I | Мир добра | 50 | 25 | 25 | |
1 | «Разрешите представиться» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
2 | «Я — доброжелательный» – самопрезентация | 1 | 0,5 | 0,5 | |
3 | «Мы такие разные» – ролевая игра | 1 | 0,5 | 0,5 | |
4 | «Я среди людей» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
5 | «Сказочная шкатулка» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
6 | «Всегда держи свое слово» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
7 | «Фантазия и ложь» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
8 | «Золотые ключики к сердцам людей» – ролевая игра | 1 | 0,5 | 0,5 | |
9 | «Конкурс хвастунов» – самопрезентация | 1 | 0,5 | 0,5 | |
10 | «Подарок в ладошке» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
11 | «Остров дружбы» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
12 | «Школа вежливости» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
13 | «Я – фантазер» – ролевая игра | 1 | 0,5 | 0,5 | |
14 | «Вежливая азбука» – беседа-диалог, самопрезентация | 1 | 0,5 | 0,5 | |
15 | «Будем общаться» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
16 | «Как хорошо быть вместе» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
17 | «Ссоры и споры» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
18 | «Пойми меня правильно» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
19 | «Вежливость – основа воспитанности» – беседа-диалог | 1 | 0,5 | 0,5 | |
20 | «Азбука добра» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
21 | «Я, ты, он, она…» – ролевая игра | 1 | 0,5 | 0,5 | |
22 | «Расскажи мне о себе» – самопрезентация | 1 | 0,5 | 0,5 | |
23 | «Дружба» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
24 | «Пять слов о тебе» – беседа-диалог, самопрезентация | 1 | 0,5 | 0,5 | |
25 | «Мимика и жесты» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
26 | «Кто добро творит, тому зло не вредит» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
27 | «Найти друга» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
28 | «Ярмарка достижений» – ролевая игра | 1 | 0,5 | 0,5 | |
29 | «Школа вежливости» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
30 | «Сделай как Я» – ролевая игра | 1 | 0,5 | 0,5 | |
31 | «Приятно ли быть Барбосом?» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
32 | В человеке все должно быть прекрасно» – беседа-диалог | 1 | 0,5 | 0,5 | |
33 | «Прелести человеческого общения» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
34 | «Собираем добрые слова» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
35 | «Встреча с другом» – ролевая игра | 1 | 0,5 | 0,5 | |
36 | «Я очень хороший» – самопрезентация | 1 | 0,5 | 0,5 | |
37 | «Конструктивная критика» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
38 | «Пойми меня!» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
39 | «Красота души» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
40 | «Правила дружбы» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
41 | «Волшебные превращения» – ролевая игра | 1 | 0,5 | 0,5 | |
42 | «Расскажи, что чувствовал» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
43 | «Нас с тобой объединяет …» – ролевая игра | 1 | 0,5 | 0,5 | |
44 | «Сиамский близнец» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
45 | «Посмотри на хорошего человека» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
46 | «Этикет» – беседа-диалог | 1 | 0,5 | 0,5 | |
47 | «Достойный ответ» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
48 | «Слушать и слышать» – беседа-диалог | 1 | 0,5 | 0,5 | |
49 | «Про меня любимого» – самопрезентация | 1 | 0,5 | 0,5 | |
50 | «Кодекс общения» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
II | Искусство общения | 50 | 25 | 25 | |
1 | «Здравствуйте, это я» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
2 | «Мальчики и девочки» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
3 | «Каждый человек уникален» – беседа-диалог | 1 | 0,5 | 0,5 | |
4 | «Круг общения» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
5 | «Настоящий друг» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
6 | «Мир эмоций» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
7 | «Стиль моего поведения» – беседа-диалог, самопрезентация | 1 | 0,5 | 0,5 | |
8 | «Держи дистанцию» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
9 | «Культура общения» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
10 | «Комплименты» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
11 | «Азбука перемен» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
12 | «Любимец публики» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
13 | «Ромео и Джульетта» – беседа-диалог | 1 | 0,5 | 0,5 | |
14 | «Доброта – это солнце» – ролевая игра | 1 | 0,5 | 0,5 | |
15 | «Необычное в обычном» – беседа-диалог | 1 | 0,5 | 0,5 | |
16 | «Учимся общаться» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
17 | «Уверенность в отношениях» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
18 | «Креативное решение проблем» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
19 | «Общение без слов» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
20 | «Мои друзья» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
21 | «Решение конфликтов» – беседа-диалог | 1 | 0,5 | 0,5 | |
22 | «Конкуренция или сотрудничество?» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
23 | «Мои чувства» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
24 | «Творчество в быту» – ролевая игра | 1 | 0,5 | 0,5 | |
25 | «Быстро и ловко» – ролевая игра | 1 | 0,5 | 0,5 | |
26 | «Преодоление стрессов» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
27 | «Неопределенность» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
28 | «Вместе мы – сила» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
29 | «Я глазами других» – беседа-диалог, самопрезентация | 1 | 0,5 | 0,5 | |
30 | «Цветок чувств» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
31 | «Общение в жизни человека» – беседа-диалог | 1 | 0,5 | 0,5 | |
32 | «Ищу друга» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
33 | «Барьеры общения» – беседа-диалог | 1 | 0,5 | 0,5 | |
34 | «Мой гнев» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
35 | «Критика» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
36 | «Письмо в будущее» – самопрезентация | 1 | 0,5 | 0,5 | |
37 | «Необитаемый остров» – ролевая игра | 1 | 0,5 | 0,5 | |
38 | «Разожми кулак» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
39 | «Если бы я был…» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
40 | «Это Я» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
41 | «Мы выбираем, нас выбирают» – ролевая игра | 1 | 0,5 | 0,5 | |
42 | «Мое настроение» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
43 | «Поведение и культура» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
44 | «А без друзей на свете трудно жить» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
45 | «Комплимент – дело серьезное» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
46 | «Давайте дружить» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
47 | «Чувства» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
48 | «Повесть о настоящем» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
49 | «Приемы общения» – беседа-диалог | 1 | 0,5 | 0,5 | |
50 | «Точка опоры» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
ВСЕГО | 100 | 50 | 50 |
Список используемой литературы
Основная литература
1. Н.Е. Богуславская, Н.А Купина. Веселый этикет (учебное пособие по развитию коммуникативных способностей ребенка). – Екатеринбург: “ЛИТУР”, 2011.
2. О.Я. Гойхман, Т.М. Надеина Речевая коммуникация. М., 2003
3. Разогревающие игры и психотехники // Основы технологии группового тренинга. Психотехники – И.В. Вачков, Учебное пособие. Издательство «Ось-89», 2011.
Дополнительная литература
1. Л.А. Егорова Классные часы: 4 класс – М.: ВАКО, 2010
2. Л.А. Егорова Классные часы: 5 класс – М.: ВАКО, 2010
3. Л.А. Егорова Классные часы: 6 класс – М.: ВАКО, 2010
4. Тренинг жизненных навыков для подростков с трудностями социальной адаптации/ под науч.ред. А.Ф. Шадуры – СПб.: Издательство «Речь»,2005.
Интернет-ресурсы
1.https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnayarabota/2011/08/04/ trening-formirovaniya-kommunikativnoy
2.https://infourok.ru/trening-na-razvitie-kommunikativnih-navikov-u-shkolnikov-1596108
3. https://kopilkaurokov.ru/psihologu/prochee/trieningh_kommunikativnoi_
kompietientnosti_podrostkov
Источник
ПРОГРАММА
по развитию навыков общения у детей старшего дошкольного возраста со сверстниками
Уфа – 2018
Калиева И.М.
Программа по развитию навыков общения у детей старшего дошкольного возраста со сверстниками. – Уфа, ООО «Деловая династия», 2018. – 18 с.
Содержание
Пояснительная записка……………………4
Учебно-тематический план занятий по развитию общения со сверстниками …..8
Содержание «коммуникативных» игр …13
Беседа о правилах поведения в коллективе сверстников………………………………16
Сюжетные картинки для обсуждения правил общения…………………………. ……….18
Ожидаемые результаты………………….20
Пояснительная записка
Нами представлена примерная программа по развитию навыков общения у детей старшего дошкольного возраста со сверстниками. Сегодня у многих детей обнаруживаются проблемы не только с развитием речи, но и со сформированностью навыков общения со сверстниками. Родители зачастую не обращают на эту проблему значительного внимания, и педагогам ДОУ приходиться иметь дело с дошкольниками, которые не любят и не стремятся вступать в контакт со сверстниками, не тяготятся одиночеством, не любят находиться в коллективе. Такие проблемы необходимо решать комплексно, задействуя педагогические возможности различных заданий и занятий в ДОУ. Именно для решения обозначенных проблем с общением у детей мы предлагаем примерную программу, направленную на развитие общения со сверстниками у детей дошкольного возраста.
Цель программы: повышение уровня развития общения у детей дошкольного возраста со сверстниками.
Задачи:
– создание условий для развития общения со сверстниками;
– формирование у дошкольников характерных для общения действий: сотрудничество, коммуникация и т.д.;
– формирование умений вести публичные выступления, в соответствии с заданными параметрами;
– воспитание навыков согласования своих действий с действиями сверстников и взрослых.
Организация образовательной деятельности
Программа, направленная на развитие общения со сверстниками у детей дошкольного возраста, рассчитана на деятельность детей во второй половине дня в рамках проведения игровых и творческих занятий. Проводят такие занятия в течение одного учебного года. Каждое занятие с учетом возраста детей и в соответствии с требованиями СанПиНа должно составлять не более 15-25 минут.
Создание предметно-развивающей среды.
Образовательная деятельность по программе, направленной на развитие общения со сверстниками у детей дошкольного возраста, проводится в группах ДОУ или иных помещениях, оборудованных в соответствии с санитарными нормами.
Интеграция образовательных областей по ФГОС ДОО
1. Познавательное развитие: предполагает развитие у детей психических процессов: внимание, память, мышление, воображение, речь; расширяется кругозор детей и повышается сенсорное развитие.
2. Социально-коммуникативное развитие: развиваются коммуникативные навыки в процессе общения педагогов с детьми и родителями, пополняется словарь детей, умения выражать свои чувства, желания и мнения понятными и социально-приемлемыми способами; дети приобщаются к общепринятым нормам общения со сверстниками и взрослыми, у них развиваются навыки оценивания своих возможностей в общении, способности к преодолению трудностей.
3. Речевое развитие: дети научатся говорить полными распространенными предложениями, научатся строить свою речь грамотно и логично.
4. Художественно-эстетическое развитие: будет развиваться творческая активность младших школьников на основе творческих форм деятельности (театрализация, ролевые игры и т.д.)
5. Физическое развитие: формируется правильная осанка при выполнении учебных действий, формируется желание заботиться о своем здоровье.
Учебно-тематический план занятий по развитию общения со сверстниками
№ п/п | Наименование занятия | Цель занятия | Время |
1 | Игра «Через стекло»: детям предлагается сказать жестами собеседнику определенную фразу, а собеседник должен ее озвучить. | умения общаться со сверстниками, использование жестов как средства общения | 20 минут |
2 | Игра «Волшебные очки»: детям по очереди предлагается надеть волшебные очки, которые позволяют видеть в людях только хорошие качества. Детям по очереди необходимо назвать хорошие качества друг друга. | умения общаться в положительном ключе, умения видеть достоинства в собеседнике. | 20 минут |
3 | Ролевая игра «Поведение на детской площадке»: разыгрываются ситуации, которые случались или могли произойти между детьми на площадке. | умение предвидеть конфликтную ситуацию на детской, усвоение правил успешного общения с детьми. | 30 минут |
4 | Ролевая игра «Попроси игрушку»: дети действуют в парах, один ребенок должен попросить игрушку так, чтобы ее получить, а другому ребенку можно отдать игрушку, только если его убедили аргументы собеседника. | развитие коммуникативных навыков, умений аргументировать свою позицию. | 25 минут |
5 | Литературное занятие по рассказу: дети слушают рассказы о поведении детей со сверстниками (на выбор педагога) и анализируют поведение героев. | умения анализировать со стороны действия героев (детей) в общении со сверстниками. | 30 минут |
6 | Занятие «Кукольный театр»: разыгрывание известных детям сказок. | умения контактировать со сверстниками в игровой форме. | 20 минут |
7 | Тренинг «Коврик мира»: для разрешения конфликтов между детьми предлагается коврик, на который садятся поссорившиеся дети. Каждый из них должен объяснить мотивы своих действий и выслушать другого. | умения принимать позицию собеседника, разрешать конфликт мирным путем. | 20 минут |
8 | Беседа о правилах поведения в коллективе сверстников. | усвоение правил успешного общения среди сверстников. | 20 минут |
9 | Мастер-класс «Основы этикета для детей»: разыгрывание ситуаций этикета (приветствие, прощание и т.д.) | усвоение правил этикета в общении со взрослыми и детьми. | 25 минут |
10 | Игра-театрализация: разыгрывание эпизодов (диалогов) из известных детям сказок. | умения детей не только общаться со сверстниками, но и преодолевать чувство стеснения и смущения перед коллективом при выступлении на сцене. | 30 минут. |
Содержание «коммуникативных» игр
Игра «Через стекло»
Выбирается водящий (с помощью передачи друг другу мячика или игрушки под музыку). Сообщается задание на карточках. Водящий должен передать сообщение с помощью жестов и мимики, а все участники отгадать. Например, «Зовешь одноклассников в столовую», «Сообщаешь, что завтра состоится праздник».
Игра «Волшебные очки»
Цель: развивать у детей воображение, учить внимательно выслушивать мнение другого, принимать иную, отличную от своей точку зрения, формировать сплоченность группы.
Оборудование: «волшебные» очки
Дети садятся в круг. Воспитатель показывает «волшебные» очки. Тот, кто их наденет, увидит в других только хорошее, даже то, что не всегда сразу заметно. Воспитатель: «А сейчас, ребята, мы посмотрим на мир другими глазами. Сейчас каждый из вас примерит очки и хорошенько рассмотрит остальных.
Тренинг «Коврик мира»
Цель: развитие навыков эффективного общения, обучение навыкам взаимопонимания, вербализации своих чувств и мыслей.
Игра «Поздороваемся»
Правила игры: Дети по кругу держатся за руки. По очереди тихо пожимают руку соседу и говорят приветствие.
Упражнение «Доброе животное»
Описание упражнения: участники – дети и воспитатель в кругу и держатся за руки.
Релаксационное упражнение «ПАРОВОЗИК»
Музыка спокойная «на лугу»
Дети становятся друг за другом, держась за плечи. «Паровозик» везет детей, преодолевая с вагончиками различные препятствия. В этой игре важно, чтобы направляющий не торопился и вез «вагончики» аккуратно. Игру можно повторять несколько раз, чтобы каждый желающий мог побыть в роли паровозика. Игру можно усложнить и предложить всем участникам, кроме направляющего закрыть глаза или завязать полоской ткани.
Упражнение “Настроение”.
Воспитатель:
-Ребятки наша встреча подходит к завершению, я бы хотела узнать от вас, какое настроение, что вы чувствуете сейчас.
И сейчас мы с вами покажем наше настроение. Вот перед нами стоит корзинка с разноцветными лепестками. Давайте из этих лепестков создадим волшебный цветок. Я вам предлагаю взять лепестки того цвета, который соответствует вашему настроению. В серединку я прикреплю желтый кружочек, а вокруг мы посадим на магнит лепестки.
(звучит спокойная музыка).
Дети выполняют задание, потом вместе с педагогом придумывают название цветка.
Беседа о правилах поведения в коллективе сверстников
Правила общения
• проявляй внимание к своим друзьям, старайся, чтобы твои слова и поступки не обидели их;
• никогда не смейся над физическими недостатками людей;
• всегда и во всём помогай младшим и слабым;
• не забывай поблагодарить за оказанную тебе услугу;
• не придумывай никому обидных прозвищ;
• если ты сам страдаешь от привязавшегося к тебе прозвища, не отзывайся на него; может, тогда твой обидчик вспомнит твоё имя;
• если товарищ одолжил тебе что-либо, отдай ему это в обещанный срок, не дожидаясь, пока он тебе об этом напомнит;
• всегда выполняй данные тобой обещания;
• никогда не обещай того, чего выполнить не сможешь;
• дорожи своим словом: твои друзья должны знать, что на тебя во всём можно положиться, что ты всегда держишь слово;
• всегда будь точным: неточность — это прежде всего невежливость;
• никогда не подслушивай чужие разговоры и не читай чужие письма;
• никогда не проявляй к людям неуважения, бесцеремонности, дерзости, грубости или хамства.
Сюжетные картинки для обсуждения правил общения
Ожидаемые результаты
1. Дети старшего дошкольного возраста с помощью занятий по развитию общения со сверстниками, научатся грамотно говорить полными и сложными предложениями, научатся выстраивать логику общения, смогут эффективно взаимодействовать с сверстниками и взрослыми;
2. У детей старшего дошкольного возраста, благодаря занятиям по развитию общения со сверстниками, сформируются основные аналитические мыслительные действия: дети смогут систематизировать и классифицировать в совей речи определенные сведения;
3. У детей старшего дошкольного возраста с помощью занятий по развитию общения закрепятся навыки успешного взаимодействия друг с другом, дошкольники научатся согласовывать свои действия с действиями сверстников и взрослого; научатся быть вежливыми и выдержанными в общении;
4. У детей старшего дошкольного возраста, благодаря занятиям по развитию навыков общения со сверстниками, сформируются ключевые личностные качества: доброжелательность к сверстникам; коммуникативная активность, умения выступать на сцене, умения аргументировать свою позицию в общении и т.д.
Источник