Программа развития навыков общения ребенка

Обоснование программы

Общение — основное условие гармоничного развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека. Общение со взрослыми и сверстниками даёт возможность несовершеннолетнему усваивать эталоны социальных норм поведения. В определённых жизненных ситуациях ребенок сталкивается с необходимостью подчинить своё поведение моральным нормам и требованиям. Поэтому важным моментом в нравственном развитии становится знание норм общения и понимания их ценности и необходимости.

Общение осуществляется с помощью различных коммуникативных средств (речь, мимика, интонация, жесты и др.). Важную роль при этом играет умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника.

Программа «Азбука общения» направлена на формирование и развитие коммуникативной компетентности несовершеннолетних, воспитание личности посредством межличностного общения. Содержание программы направлено на воспитание у детей уважительного отношения к себе и окружающим, терпимого отношения к мнению собеседника, умения пойти на компромисс в любой ситуации.

Цель программы: развитие коммуникативной компетентности и личностного роста несовершеннолетних.

Задачи программы:

1) Формирование представлений воспитанников о важнейших социальных нормах и ценностях, определяющих поведение человека в обществе.

2) Развитие навыков общения в различных ситуациях, умения противостоять отрицательным воздействиям среды.

3) Воспитание интереса к окружающим людям, развитие взаимоуважения, взаимодоверия и сочувствия.

Методика и технология реализации:

Программа представляет собой цикл тематических занятий. Каждое занятие может быть реализовано как самостоятельное мероприятие, так и в комплексе с другими занятиями. Для эффективного усваивания материала  программа разделена на 2 блока:

Первый блок «Мир добра» (младший школьный возраст 7-12 лет)

Второй блок «Искусство общения» (подростки 13-18 лет)

Целевая группа: несовершеннолетние в возрасте от 7 до 18 лет, проходящие социальную реабилитацию в учреждении.

Форма проведения занятий: групповые занятия (тренинг, ролевая игра, беседа-диалог, самопрезентация).

Режим занятий: занятия по данной программе проводятся по блокам.

Первый блок «Мир добра» (младший школьный возраст – 7-12 лет) – 1 занятие в неделю;

Второй блок «Искусство общения» (подростки – 13 – 18 лет) – 1 занятие в неделю.

Занятия проводятся регулярно, для того чтобы навыки успели сформироваться и закрепиться.

Состав исполнителей: социальный педагог.

Специалист, имеющий высшее профессиональное образование, образовательный ценз которого подтверждается документами государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации.

Кроме того, специалист проходит обучающие семинары, курсы повышения квалификации, посещает краевые мастер-классы, супервизии, занимается самообразованием.

Ожидаемый результат от реализации программы:

1. Овладение коммуникативными навыками и навыками эффективного общения.

2. Проявление положительных качеств характера в общении с окружающими людьми.

3. Осознание и самостоятельное решение проблемных ситуаций, умение корректировать свое поведение.

Материальное обеспечение цикла занятий, технические средства обучения: занятия проходят в игровом зале, имеются интерактивная доска, компьютер, музыкальный центр, канцелярские принадлежности (бумага, ватман, фломастеры, ручки, карандаши, ножницы, клей, скотч, скрепки), видео и аудио материалы, спортивный инвентарь, модульное оборудование.

Мониторинг результативности занятий программы:

Эффективность реализации программы отслеживается с помощью вопросника «Коммуникативные и организаторские склонности»  В.В. Синявский, В.А. Федорошин (КОС), рефлексии тренинговых занятий.

Период реализации программы: январь – декабрь 2018 года.

Календарно-тематический план

проведения занятий по программе развития коммуникативной компетентности

«Азбука общения»

на 2018 год

п/п

Дата прове-дения

Название разделов и тем

Количество часов

всего

Теоретические занятия

Практические занятия

I

Мир добра

50

25

25

1

«Разрешите представиться» – тренинг

1

0,5

0,5

2

«Я — доброжелательный» – самопрезентация

1

0,5

0,5

3

«Мы такие разные» – ролевая игра

1

0,5

0,5

4

«Я среди людей» – тренинг

1

0,5

0,5

5

«Сказочная шкатулка» – тренинг

1

0,5

0,5

6

«Всегда держи свое слово» – тренинг

1

0,5

0,5

7

«Фантазия и ложь» – тренинг

1

0,5

0,5

8

«Золотые ключики к сердцам людей» – ролевая игра

1

0,5

0,5

9

«Конкурс хвастунов»  – самопрезентация

1

0,5

0,5

10

«Подарок в ладошке» – тренинг

1

0,5

0,5

11

«Остров дружбы» – тренинг

1

0,5

0,5

12

«Школа вежливости» – тренинг

1

0,5

0,5

13

«Я – фантазер» – ролевая игра

1

0,5

0,5

14

«Вежливая азбука» – беседа-диалог, самопрезентация

1

0,5

0,5

15

«Будем общаться» – тренинг

1

0,5

0,5

16

«Как хорошо быть вместе» – тренинг

1

0,5

0,5

17

«Ссоры и споры» – тренинг

1

0,5

0,5

18

«Пойми меня правильно» – тренинг

1

0,5

0,5

19

«Вежливость – основа воспитанности» – беседа-диалог

1

0,5

0,5

20

«Азбука добра» – тренинг

1

0,5

0,5

21

«Я, ты, он, она…» – ролевая игра

1

0,5

0,5

22

«Расскажи мне о себе» – самопрезентация

1

0,5

0,5

23

«Дружба» – тренинг

1

0,5

0,5

24

«Пять слов о тебе» – беседа-диалог, самопрезентация

1

0,5

0,5

25

«Мимика и жесты» – тренинг

1

0,5

0,5

26

«Кто добро творит, тому зло не вредит» – тренинг

1

0,5

0,5

27

«Найти друга» – тренинг

1

0,5

0,5

28

«Ярмарка достижений» – ролевая игра

1

0,5

0,5

29

«Школа вежливости» – тренинг

1

0,5

0,5

30

«Сделай как Я» – ролевая игра

1

0,5

0,5

31

«Приятно ли быть Барбосом?» – тренинг

1

0,5

0,5

32

В человеке все должно быть прекрасно» – беседа-диалог

1

0,5

0,5

33

«Прелести человеческого общения»  – тренинг

1

0,5

0,5

34

«Собираем добрые слова» – тренинг

1

0,5

0,5

35

«Встреча с другом» – ролевая игра

1

0,5

0,5

36

«Я очень хороший» – самопрезентация

1

0,5

0,5

37

«Конструктивная критика» – тренинг

1

0,5

0,5

38

«Пойми меня!» – тренинг

1

0,5

0,5

39

«Красота души» – тренинг

1

0,5

0,5

40

«Правила дружбы» – тренинг

1

0,5

0,5

41

«Волшебные превращения» – ролевая игра

1

0,5

0,5

42

«Расскажи, что чувствовал» – тренинг

1

0,5

0,5

43

«Нас с тобой объединяет …» – ролевая игра

1

0,5

0,5

44

«Сиамский близнец» – тренинг

1

0,5

0,5

45

«Посмотри на хорошего человека» – тренинг

1

0,5

0,5

46

«Этикет» – беседа-диалог

1

0,5

0,5

47

«Достойный ответ» – тренинг

1

0,5

0,5

48

«Слушать и слышать» – беседа-диалог

1

0,5

0,5

49

«Про меня любимого» – самопрезентация

1

0,5

0,5

50

«Кодекс общения» – тренинг

1

0,5

0,5

II

Искусство общения

50

25

25

1

«Здравствуйте, это я» – тренинг

1

0,5

0,5

2

«Мальчики и девочки» – тренинг

1

0,5

0,5

3

«Каждый человек уникален» – беседа-диалог

1

0,5

0,5

4

«Круг общения» – тренинг

1

0,5

0,5

5

«Настоящий друг» – тренинг

1

0,5

0,5

6

«Мир эмоций» – тренинг

1

0,5

0,5

7

«Стиль моего поведения» – беседа-диалог,  самопрезентация

1

0,5

0,5

8

«Держи дистанцию» – тренинг

1

0,5

0,5

9

«Культура общения» – тренинг

1

0,5

0,5

10

«Комплименты» –  тренинг

1

0,5

0,5

11

«Азбука перемен» – тренинг

1

0,5

0,5

12

«Любимец публики» – тренинг

1

0,5

0,5

13

«Ромео и Джульетта» – беседа-диалог

1

0,5

0,5

14

«Доброта  – это солнце» – ролевая игра

1

0,5

0,5

15

«Необычное в обычном» – беседа-диалог

1

0,5

0,5

16

«Учимся общаться» – тренинг

1

0,5

0,5

17

«Уверенность в отношениях» – тренинг

1

0,5

0,5

18

«Креативное решение проблем» – тренинг

1

0,5

0,5

19

«Общение без слов» – тренинг

1

0,5

0,5

20

«Мои друзья» – тренинг

1

0,5

0,5

21

«Решение конфликтов» – беседа-диалог

1

0,5

0,5

22

«Конкуренция или сотрудничество?» – тренинг

1

0,5

0,5

23

«Мои чувства» – тренинг

1

0,5

0,5

24

«Творчество в быту» – ролевая игра

1

0,5

0,5

25

«Быстро и ловко» – ролевая игра

1

0,5

0,5

26

«Преодоление стрессов»  – тренинг

1

0,5

0,5

27

«Неопределенность» – тренинг

1

0,5

0,5

28

«Вместе мы – сила» – тренинг

1

0,5

0,5

29

«Я глазами других» – беседа-диалог, самопрезентация

1

0,5

0,5

30

«Цветок чувств» – тренинг

1

0,5

0,5

31

«Общение в жизни человека» – беседа-диалог

1

0,5

0,5

32

«Ищу друга» – тренинг

1

0,5

0,5

33

«Барьеры общения» – беседа-диалог

1

0,5

0,5

34

«Мой гнев» – тренинг

1

0,5

0,5

35

«Критика» – тренинг

1

0,5

0,5

36

«Письмо в будущее» – самопрезентация

1

0,5

0,5

37

«Необитаемый остров» – ролевая игра

1

0,5

0,5

38

«Разожми кулак» – тренинг

1

0,5

0,5

39

«Если бы я был…» – тренинг

1

0,5

0,5

40

«Это Я» – тренинг

1

0,5

0,5

41

«Мы выбираем, нас выбирают» – ролевая игра

1

0,5

0,5

42

«Мое настроение» – тренинг

1

0,5

0,5

43

«Поведение и культура» – тренинг

1

0,5

0,5

44

«А без друзей на свете трудно жить» – тренинг

1

0,5

0,5

45

«Комплимент – дело серьезное» – тренинг

1

0,5

0,5

46

«Давайте дружить» – тренинг

1

0,5

0,5

47

«Чувства» – тренинг

1

0,5

0,5

48

«Повесть о настоящем» – тренинг

1

0,5

0,5

49

«Приемы общения» – беседа-диалог

1

0,5

0,5

50

«Точка опоры» – тренинг

1

0,5

0,5

ВСЕГО

100

50

50

Читайте также:  Роль родителей в развитии ребенка говорить

Список используемой литературы

Основная литература

1. Н.Е. Богуславская, Н.А Купина. Веселый этикет (учебное пособие по развитию коммуникативных способностей ребенка). – Екатеринбург: “ЛИТУР”, 2011.

2. О.Я. Гойхман, Т.М. Надеина  Речевая коммуникация. М., 2003

3. Разогревающие игры и психотехники // Основы технологии группового тренинга. Психотехники – И.В. Вачков, Учебное пособие. Издательство «Ось-89», 2011.

Дополнительная литература

1. Л.А. Егорова Классные часы: 4 класс – М.: ВАКО, 2010

2. Л.А. Егорова Классные часы: 5 класс – М.: ВАКО, 2010

3. Л.А. Егорова Классные часы: 6 класс – М.: ВАКО, 2010

4. Тренинг жизненных навыков для подростков с трудностями социальной адаптации/ под науч.ред. А.Ф. Шадуры – СПб.: Издательство «Речь»,2005.

Интернет-ресурсы

1.https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnayarabota/2011/08/04/ trening-formirovaniya-kommunikativnoy

2.https://infourok.ru/trening-na-razvitie-kommunikativnih-navikov-u-shkolnikov-1596108

3. https://kopilkaurokov.ru/psihologu/prochee/trieningh_kommunikativnoi_

kompietientnosti_podrostkov

Источник

ПРОГРАММА

по развитию  навыков общения   у  детей старшего    дошкольного возраста со сверстниками

Уфа – 2018

Калиева И.М.

Программа  по развитию  навыков общения   у  детей старшего    дошкольного возраста со сверстниками. – Уфа, ООО «Деловая династия», 2018.  – 18 с.

Содержание

Пояснительная записка……………………4

Учебно-тематический план занятий по  развитию общения   со сверстниками …..8    

Содержание «коммуникативных» игр …13

Беседа о правилах поведения в коллективе сверстников………………………………16

Сюжетные картинки для              обсуждения правил общения…………………………. ……….18

Ожидаемые результаты………………….20

Пояснительная записка

Нами  представлена  примерная   программа по развитию  навыков общения   у  детей старшего    дошкольного возраста со сверстниками.  Сегодня у многих детей обнаруживаются проблемы не только с развитием речи, но и со сформированностью  навыков общения со сверстниками. Родители зачастую не обращают на эту проблему значительного внимания, и педагогам ДОУ приходиться иметь дело с дошкольниками, которые не любят и не стремятся вступать в контакт со сверстниками, не тяготятся одиночеством, не любят находиться в коллективе. Такие проблемы необходимо решать комплексно, задействуя  педагогические  возможности  различных заданий и занятий в ДОУ. Именно для решения обозначенных проблем  с общением у детей мы предлагаем примерную программу, направленную  на  развитие общения  со сверстниками у  детей   дошкольного возраста.

Читайте также:  Москва центр развития ребенка алые паруса

Цель программы: повышение уровня развития общения    у  детей   дошкольного возраста  со сверстниками.

Задачи:

–  создание  условий  для развития   общения   со сверстниками;

–  формирование  у дошкольников      характерных   для общения действий: сотрудничество, коммуникация и т.д.;

–  формирование  умений вести публичные выступления,  в соответствии с заданными параметрами;

–  воспитание  навыков   согласования  своих действий с действиями сверстников и взрослых.

Организация образовательной деятельности

Программа, направленная на  развитие общения  со сверстниками у  детей   дошкольного возраста,  рассчитана на деятельность детей во второй половине дня в рамках проведения игровых и творческих занятий. Проводят   такие занятия в течение одного учебного года. Каждое  занятие с учетом возраста детей и в соответствии с требованиями СанПиНа должно составлять не более  15-25 минут.

Создание предметно-развивающей среды.

Образовательная деятельность по программе, направленной  на  развитие общения  со сверстниками у  детей   дошкольного возраста,  проводится  в группах  ДОУ или иных помещениях, оборудованных   в соответствии с санитарными  нормами.

Интеграция образовательных областей по ФГОС ДОО

1. Познавательное развитие: предполагает развитие у детей психических процессов: внимание, память, мышление, воображение, речь; расширяется  кругозор детей и повышается  сенсорное развитие.

2. Социально-коммуникативное развитие: развиваются  коммуникативные навыки  в процессе   общения педагогов  с детьми и родителями, пополняется  словарь детей, умения  выражать свои чувства, желания и мнения понятными и социально-приемлемыми способами; дети приобщаются к общепринятым нормам общения  со сверстниками и взрослыми, у них развиваются навыки оценивания своих возможностей в общении, способности  к преодолению  трудностей.

3. Речевое развитие: дети научатся говорить полными распространенными предложениями, научатся строить свою речь грамотно и логично.

4. Художественно-эстетическое развитие: будет развиваться творческая активность младших школьников на основе творческих форм деятельности (театрализация, ролевые игры и т.д.)

5. Физическое развитие: формируется  правильная  осанка при выполнении учебных действий, формируется  желание заботиться о своем здоровье.

Учебно-тематический план занятий по  развитию общения   со сверстниками    

№ п/п

Наименование   занятия

Цель  занятия

Время

1

Игра «Через стекло»:  детям предлагается сказать жестами собеседнику определенную фразу, а собеседник должен ее озвучить.

умения общаться со сверстниками, использование жестов как средства общения

20 минут

2

Игра «Волшебные очки»: детям по очереди предлагается надеть волшебные очки, которые позволяют видеть в людях только хорошие качества. Детям по очереди необходимо назвать хорошие качества друг друга.

умения общаться в положительном ключе, умения видеть достоинства в собеседнике.

20 минут

3

Ролевая игра «Поведение  на детской площадке»: разыгрываются ситуации, которые случались или могли произойти между детьми на площадке.

умение  предвидеть конфликтную ситуацию на детской, усвоение  правил  успешного общения  с детьми.

30 минут

4

Ролевая игра «Попроси игрушку»: дети действуют в парах, один ребенок должен попросить игрушку так, чтобы ее получить, а другому ребенку можно отдать игрушку,  только если его убедили аргументы собеседника.

развитие коммуникативных  навыков, умений аргументировать свою позицию.

25 минут

5

Литературное занятие по рассказу: дети слушают рассказы  о поведении детей со сверстниками (на выбор педагога) и анализируют поведение героев.

умения анализировать со стороны действия героев (детей) в общении со сверстниками.

30 минут

6

Занятие «Кукольный театр»: разыгрывание известных детям сказок.

умения контактировать со сверстниками в игровой форме.

20 минут

7

Тренинг «Коврик мира»: для разрешения конфликтов между детьми предлагается коврик, на который садятся поссорившиеся дети. Каждый из них должен объяснить мотивы своих действий и выслушать другого.

умения принимать позицию собеседника, разрешать конфликт мирным путем.

20 минут

8

Беседа о правилах поведения в коллективе сверстников.

усвоение правил успешного общения среди сверстников.

20 минут

9

Мастер-класс «Основы этикета для детей»: разыгрывание ситуаций этикета (приветствие, прощание и т.д.)

усвоение  правил этикета в общении со взрослыми и детьми.

25 минут

10

Игра-театрализация: разыгрывание эпизодов (диалогов) из известных детям сказок.

умения детей не только общаться со сверстниками, но и преодолевать чувство стеснения и смущения перед коллективом при выступлении на сцене.

30 минут.

Читайте также:  Берк л е развитие ребенка

Содержание «коммуникативных» игр

Игра «Через стекло»

Выбирается водящий (с помощью передачи друг другу мячика или игрушки под музыку). Сообщается задание на карточках. Водящий должен передать сообщение с помощью жестов и мимики, а все участники отгадать. Например, «Зовешь одноклассников в столовую», «Сообщаешь, что завтра состоится праздник».

Игра «Волшебные очки»

Цель: развивать у детей воображение, учить внимательно выслушивать мнение другого, принимать иную, отличную от своей точку зрения, формировать сплоченность группы.

Оборудование: «волшебные» очки

Дети садятся в круг. Воспитатель показывает «волшебные» очки. Тот, кто их наденет, увидит в других только хорошее, даже то, что не всегда сразу заметно. Воспитатель: «А сейчас, ребята, мы посмотрим на мир другими глазами. Сейчас каждый из вас примерит  очки и хорошенько рассмотрит остальных.

Тренинг «Коврик мира»

Цель: развитие навыков эффективного общения, обучение навыкам взаимопонимания, вербализации своих чувств и мыслей.

Игра «Поздороваемся»

Правила игры: Дети по кругу держатся за руки. По очереди тихо пожимают руку соседу и говорят приветствие.

Упражнение «Доброе животное»

Описание упражнения: участники – дети и воспитатель в кругу и держатся за руки.

Релаксационное упражнение «ПАРОВОЗИК»

Музыка спокойная «на лугу»

Дети становятся друг за другом, держась за плечи. «Паровозик» везет детей, преодолевая с вагончиками различные препятствия. В этой игре важно, чтобы направляющий не торопился и вез «вагончики» аккуратно. Игру можно повторять несколько раз, чтобы каждый желающий мог побыть в роли паровозика. Игру можно усложнить и предложить всем участникам, кроме направляющего закрыть глаза или завязать полоской ткани.

Упражнение “Настроение”.

Воспитатель:

-Ребятки наша встреча подходит к завершению, я бы хотела узнать от вас, какое настроение, что вы чувствуете сейчас.

И сейчас мы с вами покажем наше настроение. Вот перед нами стоит корзинка с разноцветными лепестками. Давайте из этих лепестков создадим волшебный цветок. Я вам предлагаю взять лепестки того цвета, который соответствует вашему настроению. В серединку я прикреплю желтый кружочек, а вокруг мы посадим на магнит лепестки.

(звучит спокойная музыка).

Дети выполняют задание, потом вместе с педагогом придумывают название цветка.

Беседа о правилах поведения в коллективе сверстников

Правила общения  

• проявляй внимание к своим друзьям, старайся, чтобы твои слова и поступки не обидели их;

• никогда не смейся над физическими недостатками людей;

• всегда и во всём помогай младшим и слабым;

• не забывай поблагодарить за оказанную тебе услугу;

• не придумывай никому обидных прозвищ;

• если ты сам страдаешь от привязавшегося к тебе прозвища, не отзывайся на него; может, тогда твой обидчик вспомнит твоё имя;

• если товарищ одолжил тебе что-либо, отдай ему это в обещанный срок, не дожидаясь, пока он тебе об этом напомнит;

• всегда выполняй данные тобой обещания;

• никогда не обещай того, чего выполнить не сможешь;

• дорожи своим словом: твои друзья должны знать, что на тебя во всём можно положиться, что ты всегда держишь слово;

• всегда будь точным: неточность — это прежде всего невежливость;

• никогда не подслушивай чужие разговоры и не читай чужие письма;

• никогда не проявляй к людям неуважения, бесцеремонности, дерзости, грубости или хамства.

Сюжетные картинки для              обсуждения правил общения

 

Ожидаемые результаты

1. Дети старшего дошкольного возраста с помощью занятий по   развитию  общения со сверстниками, научатся   грамотно говорить полными и сложными предложениями, научатся  выстраивать  логику общения, смогут эффективно взаимодействовать с сверстниками и взрослыми;

2. У детей старшего дошкольного возраста, благодаря   занятиям по развитию общения  со сверстниками,   сформируются  основные аналитические  мыслительные действия: дети  смогут   систематизировать и классифицировать в совей речи определенные  сведения;

3. У детей старшего  дошкольного возраста с помощью занятий по   развитию общения закрепятся  навыки успешного взаимодействия друг с другом, дошкольники  научатся согласовывать свои действия с действиями сверстников и взрослого; научатся быть вежливыми и выдержанными в общении;

4. У детей старшего дошкольного возраста, благодаря  занятиям  по развитию навыков общения   со сверстниками,  сформируются ключевые личностные качества: доброжелательность  к сверстникам; коммуникативная активность,  умения выступать на сцене, умения аргументировать свою позицию в общении и т.д.

Источник