Программа развития музыкальных и творческих способностей ребенка дошкольного возраста

                                        Пояснительная записка.

          Данная дополнительная образовательная программа направлена  на развитие музыкальных способностей и общее эстетическое  развитие детей

4 -6 лет

        Развитие музыкальных способностей включает в себя несколько основных видов  деятельности: речевые упражнения и движения под музыку, пение, игра на детских музыкальных инструментах

       Работа по программе предполагает иные подходы к обучению со стороны педагога, преподаватель не учит и направляет учебный процесс, а живет на занятиях вместе с детьми, помогает им.

      Данная дополнительная образовательная программа разработана на основе программы И.Каплуновой «Ладушки», И.Домогацкой «Развитие музыкальных способностей детей», Тютюниковой.Т «Элементарное музицирование с детьми дошкольного возраста»

    Новизна программы: 

  • интегрированные занятия (сочетание нескольких видов деятельности : движения под музыку, игра на детских музыкальных инструментах, пение)
  • использование на занятиях речевой гимнастики и дыхательных упражнений
  • дифференцированный подход (задания разной сложности для детей разного уровня развития и индивидуальных особенностей)

    Актуальность: обусловлена важностью развития музыкальных способностей при эстетическом  развитии и воспитании детей, выявление одаренных детей, обеспечение соответствующих условий для их образования и творческого развития;

Особенность программы:  заключается в том, что она не привязана к какому-либо одному направлению, а включает в себя элементы разных видов деятельности: речевые упражнения и движения под музыку, пение, игра на детских музыкальных инструментах

  • Программа позволяет развивать индивидуальность ребенка, формировать эмоциональную  отзывчивость на музыку, проявление активности, самостоятельности и творчества в разных видах музыкальной деятельности.
  • Общение в группе позволяет развивать коммуникативные навыки.
  • Структура программы учитывает  потребности обучающихся в применение результатов в обычной жизни. Это выступления на концертах, праздниках, утренниках.

Цель программы: развивать музыкальные способности ребенка.

Основные задачи программы:

Образовательные:

  • Обучение игре на детских музыкальных инструментах
  • Учить  слушать музыку, давать ей характеристику

Развивающие:

  • Развитие творческой активности детей его природной музыкальности и музыкального слуха.
  • Развитие навыков общения и речевой моторики, сопереживания, контактности, доброжелательности, взаимоуважения
  • Развитие  самостоятельности и свободы выбора, индивидуальности восприятия и самовыражения.
  • Развитие внимания и воображения.

Воспитательные:

  • Воспитание эстетического восприятия окружающего мира
  • Воспитание трудолюбия, усидчивости, внимательности, умения работать в коллективе

Сроки реализации дополнительной образовательной программы:

данная образовательная программа  рассчитана на трехгодичный срок обучения 1 академический час в неделю в каждой возрастной группе. Исходя из календарного года (с 1 сентября текущего по 31 мая) количество часов, отведенных на музыкальные занятия, будет равняться 34 часам для каждой возрастной группы.

Форма занятий: групповая, группы по 10-15 человек.

Основные  методы:

  • Словесный;
  • Наглядный;
  • Практический;
  • Метод активизации зрительного и слухового восприятия;
  • Метод контрастных сопоставлений музыкальных произведений;
  • Метод игровой мотивации (использование многочисленных игр, творческих заданий);

Дидактические принципы построения и реализации программы:

  • принцип доступности;
  • принцип наглядности;
  • принцип систематичности и последовательности;
  • принцип цикличности

Ожидаемые результаты и виды контроля

К концу трехгодичного обучения  учащиеся должны

Знать:

  • Основные жанры музыки Песня. Танец. Марш. Различные виды маршей. Танцы (народные, старинные, современные)
  • Музыкальные инструменты.
  • Средства музыкальной выразительности. Музыкальный язык.
  • Жанры вокальной,  инструментальной и симфонической музыки.
  • Опера.
  • Балет.

Уметь:

  • определять основные жанры музыки;
  • определять общий характер произведения;
  • выявлять выразительные средства  музыки;
  • узнавать тембры музыкальных инструментов
  • играть на детских музыкальных инструментах
  • -настроение, характер и чувства человека в музыке.

Основными видами контроля являются выступления на концертах, праздниках, утренниках и итоговые занятия  в конце каждой четверти в форме викторин, игр-конкурсов.

                         Учебно- тематический план.

                                            I год обучения

№ п/п

Название темы

Количество часов

Тема 1

Окружающий мир и музыка. Что такое музыка? Сказки, легенды и о музыке и музыкантах.

2

Тема 2

Музыка и другие виды искусства

2

Тема 3

Мир детства в музыке.

5

Тема 4

Животные, птицы, рыбы в музыке.

6

Тема 5

Музыка и сказка. Фантастические и сказочные персонажи в музыке.

7

Тема 6

Музыка и природа. Времена года в музыке. Состояние природы в разное время суток. Утро, день, вечер, ночь.

6

Тема 7

Настроение, характер и чувства  человека в музыке.

6

ИТОГО:

34 часа

Читайте также:  Нам 20 недель развитие ребенка

                            Ожидаемые результаты:

Знать:

  • Что такое музыка, когда она появилась, истоки возникновения музыки. Роль музыки в повседневной жизни
  • Кого называют музыкантом, ого называют композитором, исполнителем, слушателем
  • Мифы разных народов о возникновении музыки(Орфей, Садко)
  • Знать правила игр

Уметь:

  • определять настроение и чувства человека в музыке
  • усвоить простейшие танцевальные движения, выполнять движения вместе с пением
  • ритмично хлопать в ладоши под музыку
  • выполнять солирующие роли
  • выполнять правила игр

                                       II год обучения

№ п/п

Название темы

Количество часов

Тема 1

Песня. Танец. Марш. Движения под музыку. Различные виды маршей. Танцы (народные, старинные, современные)

12

Тема 2

Праздники Русской Православной церкви: Рождество Христово. Пасха.

4

Тема 3

Времена года в народном календаре. Народные праздники, обряды и песни.

10

Тема 4

Музыка народов мира

4

Тема 5

Героико- патриотическая тема в музыке

4

ИТОГО:

34 часа

                                       Ожидаемые результаты:

Знать:

  • первичные жанры музыки (песня, танец, марш), их характерные особенности.
  • виды маршей, танцев
  • праздники Русской Православной церкви 
  • времена года, народные праздники, песни
  • музыку народов мира

Уметь:

  • выражать в движении образы героев игр и хороводов
  • начинать и заканчивать движение с началом и окончанием музыки
  • изменять движение в соответствии с изменением музыки

                                           III год обучения

№ п/п

Название темы

Количество часов

Тема 1

Музыкальные инструменты

10

Тема 2

Средства музыкальной выразительности. Музыкальный язык.

6

Тема 3

Жанры вокальной, инструментальной и симфонической музыки.

14

Тема 4

Опера

2

Тема 5

Балет

2

ИТОГО:

34 часа

                                      Ожидаемые результаты:

Знать:

  • какие есть музыкальные инструменты
  • жанры вокальной,  инструментальной и симфонической музыки
  • средства музыкальной выразительности. Музыкальный язык.
  • опера, балет

Уметь:

  • определить на слух движение мелодии вверх и вниз
  • пропеть простейший ритмический рисунок, исполнить его на шумовом инструменте
  • самостоятельно определить жанр музыкального произведения- песня, танец, марш.
  • самостоятельно определить жанр вокальной, инструментальной, симфонической музыки.
  • охарактеризовать произведение по динамике, темпу, ритму, тембру.

Источник

В настоящее время в связи с общей гуманизацией воспитания и образования проблема развития музыкальных способностей приобретает все большее значение, поскольку усилия педагогов и психологов направлены на воспитание успешной личности, максимально реализующей свой потенциал.

Для успешного решения данной проблемы большое значение, в том числе, имеет развитие музыкальных способностей, а также детской активности и самостоятельности. При этом большую роль отводят музыкальному искусству. Приобщение дошкольников к музыке вводит ребенка-дошкольника в мир волнующих, радостных переживаний, открывает ему путь эстетического освоения жизни в рамках, доступных его возрасту.

Музыкальное воспитание в детском саду – это организованный педагогический  процесс,  направленный  на  воспитание  музыкальной культуры, развитие музыкальных способностей детей с целью становления творческой личности ребенка.

Все  музыкальные  способности  возникают  и  развиваются  в музыкальной деятельности ребенка.

ФГОС        ДО        реализуются        в        образовательной        области

«Художественно-эстетическое развитие»

Цели: развитие музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач:

*  развитие  музыкально-художественной деятельности;

*  приобщение к музыкальному искусству;

*  развитие музыкальности детей;

*  развитие способности эмоционально воспринимать музыку,

*  развитие творческих способностей детей.

Считается доказанным, что если для музыкального развития ребенка с самого рождения созданы необходимые условия, то это дает значительный эффект формирования его музыкальности и способностей.

Читайте также:  Тесты на умственное развитие ребенка

Природа щедро наградила человека. Она дала ему все, чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир. Она позволила ему слышать все разнообразие существующих вокруг звуковых красок. Прислушиваясь к собственному голосу, голосам птиц, животных, таинственным шорохам леса, листьев, завываниям ветра, люди учились различать интонацию, высоту, длительность. Из необходимости умения слышать и слушать рождалась музыкальность – природой данное человеком свойство. Еще Дмитрий Шостакович говорил: «Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся. Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый  мир  высоких  чувств,  страстей,  мыслей.  Оно  сделает  вас  духовно богаче, вы увидите жизнь в новых тонах и красках»

Музыкально – творческие способности являются одним из компонентов общей структуры личности. Развитие их способствует развитию личности ребенка в целом.

Как утверждают выдающиеся психологи Л.С.Выготский, Л.А.Венгер, Б.М.Теплов, Д.Б. Эльконин и др., основой музыкально – творческих способностей являются общие способности. Исходя из анализа работ отечественных и зарубежных психологов, которые раскрывают свойства и качества творческой личности, были выделены общие критерии творческих способностей: готовность к импровизации, оправданную экспрессивность, новизну, оригинальность, легкость ассоциирования, независимость мнений и оценок, особую чувствительность. Если ребенок умеет анализировать, сравнивать, наблюдать, рассуждать, у него, как правило, обнаруживается высокий уровень интеллекта. Такой ребенок может быть одаренным и в других сферах: сфере социальных отношений, психомоторной, творческой, художественной, музыкальной сфере, где его будет отличать высокая способность к созданию новых идей.

Психологические  составляющие  творческой  деятельности  –  это гибкость ума, систематичность и последовательность мышления, диалектичность, готовность к риску и ответственность за принятое решение (Симановский  А.Э.)  Это  можно  назвать  творческим  мышлением. Своеобразие детского творчества заключается также в том, что оно основано на такой ярко выраженной особенности дошкольников, как подражание. Оно находит широкое отражение в игровой деятельности детей — образной реализации их впечатлений от окружающего мира.

Исследования в области социологии, психологии, педагогики свидетельствуют об особой роли искусства в образовании, о его целительной силе и здоровьесберегающем значении в жизни ребенка. Именно в детстве

ребенок особенно предрасположен к восприятию и освоению разных видов художественной деятельности, к проявлению себя в творчестве ярко, эмоционально, активно.

Л.С.Выготский назвал этот возраст наиболее чувствительным, сензитивным, благоприятным для обогащения памяти и чувств, уточнения представлений, развития творческого воображения.

По словам П.П.Блонского, «каждый ребенок в потенциале творец всяких, в том числе эстетических ценностей: строя домик, он проявляет свое архитектурное творчество, лепя и рисуя, он скульптор и живописец.

По мнению Л.С. Выготского, основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, а в самом процессе такой деятельности .

Именно дошкольный возраст, по утверждению А.В. Бакушинского, являет основу творческого потенциала личности, выделив необыкновенную яркость, силу и «совершенство детского творчества – первого периода», считая, что «всякий воспитательно – образовательный комплекс должен быть комплексом творческого задания сообразно стадии развития ребенка. Так как творчество ребенка – по преимуществу творчество художественное, этот комплекс для возраста детства должен быть основан на разрешении художественно – творческой задачи».

Каждый ребенок, с одной стороны, предрасположен к восприятию и действию в разных видах искусства, потому что у него есть глаза, уши, он может двигаться, разговаривать, общаться. А, с другой стороны, только с помощью разных видов художественной деятельности можно равноценно развивать у него данные природой качества: зрение – с помощью изобразительного искусства, слух – на занятиях музыкой, красоту движений

– в танце, умение общаться и представлять себя – на занятиях театром, грамотно выражать свои мысли через художественное слово.

-понятие «творчество» предполагает акцентирование новизны и оригинальности создаваемых воображением образов;

-побуждение к творческой деятельности предполагает возникновение яркого  эмоционального  переживания  и  стремления  выразить  это переживание доступными ребенку способами, это стремление предполагает наличие у ребенка доверия к миру, к конкретному взрослому;

Читайте также:  Какие лекарства для развития памяти у ребенка

-источником творчества является реальная деятельность ребенка, вся его жизненная практика;

-механизмом творческой деятельности является творческое воображение, которое проявляется в ситуациях неопределенности, когда неясны способы решения возникающих в деятельности задач.

Дошкольное детство – это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность. Дошкольный возраст – это  возраст,  когда  творческая  деятельность  может  стать  и  чаще  всего является устойчивым увлечением не только особо одаренных, но и почти всех детей, т.е., увлекая ребенка в сказочный мир искусства, мы незаметно для него развиваем у него воображение и способности.

Дошкольникам доступны почти все виды художественно-творческой деятельности — составление рассказов, придумывание стихов, пение, рисование,  лепка,  танцы,  музыка.  Естественно,  они  отличаются значительным своеобразием, которое выражается в наивном, непосредственном отображении действительности, в необыкновенной искренности, в вере в правдивость изображаемого, в отсутствии заботы о зрителях и слушателях. Но в тоже время, уже на этапе дошкольного возраста происходит развитие художественных творческих способностей детей, которые проявляются в возникновении замысла, в претворении его в деятельности,  в  умении  комбинировать  свои  знания  и   впечатления,  в большой искренности при выражении чувств и мыслей.

А в свою очередь, способность к творчеству развитие творческих способностей выступает психологическим ядром одаренности, которая будет развиваться в последующие возрастные периоды.

Творчески развиваться ребенок может только в атмосфере доверия, доброжелательности и взаимного уважения. Важно, чтобы дети не теряли интереса к занятиям музыкальной деятельности. Все упражнения, которые предлагаются детям для овладения определенными знаниями, умениями и навыками должны носить игровую форму. Здесь важно чувство меры, вариативность, чередование воспроизводящих и творческих действий детей, слушание музыки. Используя игровые приемы и единый сюжет, можно выстроить целостное музыкальное занятие.

Таким  образом,  дошкольный  возраст  —  период,  который обуславливает особую легкость обучения таким видам художественной деятельности, как балет, танец, музыка. Организм ребенка в этот период отличается легкой податливостью к внушаемости и подражательности. Ребенок играет для себя, а не для зрителей, поэтому, перевоплощаясь в образ, он искренне переживает изображаемые события. Врожденные артистические задатки   детей,   игру   которых   отличает   «вера   и   правда»,   необходимо

развивать.

“Надо развивать творческое начало у всех, чтобы мир не оставался таким, какой он есть, а преображался. Преображался к лучшему.” Джанни Родари

Список литературы

1.        Закон «Об образовании РФ».

2.        Булатова        Е.А.        Музыкально-эстетическое        образование        в социокультурном развитии личности. – Екатеринбург, 2001г. – 145 с.

3.        Зацепина        М.Б.        Музыкальное        воспитание        в        детском        саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

4.        Иванченко Г.В. Психология восприятия музыки.  – М.: Смысл,

2001.

5.        Картушина        М.Ю.        Проблемы        современного        музыкального

воспитания дошкольников /М.Ю. Картушина //Управление ДОУ. – 2005. –

№5. – С. 42-46.

6.        Коренева  Т.  Ф.  Музыкально-ритмические  движения  для  детей дошкольного и младшего школьного возраста: В 2 ч. – Учеб.-метод. пособие.

– М.: ВЛАДОС, 2001.

7.        Костина        Э.П.        Музыкальная        среда        как        средство        развития креативности ребенка /Э.П. Костина //Дошкольное воспитание. – 2006. – №11.

– с. 37.

8.        Костина        Э.П.        Программа        музыкального        образования        детей раннего и дошкольного возраста “Камертон”. – М., 2004.

9.        Нестеренко Т.В., Тарасова К.В. Гармония: программа развития музыкальности у детей 7-го года жизни. М.: Центр Гармония, 2004.

10.        Буренина  А.И.  Мир  увлекательных  занятий.  Выпуск  1:  Мир звуков, образов и настроений. СПб., 1999

11.        Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста. М., 2000

12.        Кабалевский  Д.Б.        Прекрасное пробуждает доброе. М.:

13.        Линченко Н.М., Кириллова О.А. Серьезная музыка – малышам:

пособие для воспитателей и музыкальных руководителей ДОУ. Мурманск,

2000

14.        Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры:

пособие для практических работников дошкольных учреждений. М., Аркти.

2001

15.        Новикова Г.П. Музыкальное воспитание дошкольников. М., 2000

16.        Радынова О.П., Груздова И.В., Комиссарова Л.Н. Практикум по методике музыкального воспитания дошкольников. М., 1999

17.        Радынова        О.П.,        Катенене        А.И.,        Паландишвили        М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников. М., 2000

Источник