Программа развития монтессори для ребенка 9 месяцев скачать
Программа «Игротека Монтессори» предназначена для работы с детьми от 2 лет. Она способствует постижению маленькими детьми обыденной жизни, их самостоятельному развитию в окружении простых вещей. И направлена на раннее развитие детей.
Раннее развитие – интенсивное развитие способностей ребенка до 3-4 лет. Получение информации для ребенка является необходимостью. Методики раннего развития существуют как раз для того, чтобы помочь малышу справиться с этой нелегкой задачей.
Почему в основу программы положены идеи М. Монтессори? Развивающих методик много, но методика Марии Монтессори не только признана – в некоторых странах (Италии, Японии, Германии), она является ведущей. Метод Марии Монтессори пробуждает и развивает естественное желание учиться, узнавать новое – в том объеме, который ребенок в состоянии освоить. Он делает не просто то, что хочет, а то, к чему готов.
В процессе развития личности бывают периоды спада и подъема. Когда наступает благоприятный (сензитивный) период, малыш становится наиболее восприимчивым к формированию определенных умений и навыков, а заложенные в нем способности развиваются без особых усилий с его стороны. Но благоприятные периоды приходят и уходят безвозвратно. К сожалению, повлиять на этот процесс невозможно. Но можно в нужное время создать максимально подходящие условия для развития малыша. Можно также предвидеть наступление следующего благоприятного периода и заранее подготовиться к нему. Так, период от рождения до 6 лет – период активного развития речи, от рождения до 5 лет – период активного чувственного (сенсорного) развития, , от 2 до 4 лет – период формирования представления о порядке и аккуратности, от 2,5 до 6 лет – период усвоения норм поведения в обществе.
От рождения до 3,5 лет – период, когда движение есть способ познания мира. Ребенок обладает естественным стремлением к движению. Он хочет перемещаться в пространстве, чтобы ближе познакомиться с окружающими его вещами и уметь осмысленно обращаться с ними. Он находится в сензитивном периоде развития точности движений.
Сначала движения неловки, часто бесцельные и негармоничны. Поэтому в процесс воспитания включается моторная активность. Первые действия, которыми ребенок овладел, становятся контролируемыми в результате целенаправленных упражнений. Моторное развитие зависит от индивидуального темпа движения ребенка.
Для формирования точности движений важно создать подготовительную среду, учитывая моторные потребности ребенка. Оборудование по величине и удобству должно быть подобрано соответственно силе и росту ребенка. В этой среде ребенку надо предложить всевозможные виды упражнений, чтобы тем самым способствовать координации и совершенствованию движений. Следует так подобрать соответствующие предметы для упражнений по формированию у детей навыков практической жизни, чтобы ребенок ясно понимал цель своей деятельности. Для того чтобы дети получали большую радость и удовлетворение от собственной деятельности, предусмотрены: переливание воды, пересыпание крупы, завязывание бантов. С другой стороны, надо создать возможность для совместной деятельности детей: уход за цветами или чистка ботинок. Жизнь в саду дает многочисленные возможности свободного применения сложных движений в социальной группе, таких, как приготовление завтрака, помощь при одевании и раздевании.
Монтессори подбирает упражнения в практической жизни, часть которых происходит из повседневных домашних дел. За деятельностью ребенка наблюдают взрослые. В дальнейшем у него формируется чувство собственного достоинства и независимости, так как теперь жизненно важная деятельность может выполняться им совершенно самостоятельно. С увлечением независимости растет уверенность в себе.
Материалы для упражнений в повседневной практической жизни должны по цвету, форме, величине, удобству и притягательности отвечать детским потребностям. Ребенок особенно любит упражнения, которые встречаются в его жизни дома. Для малыша такая деятельность является самоцелью: он вытирает из одного только желания тереть, не ожидая прямого результата. Для более старшего будет важен результат действий. Он обращает внимание на порядок вокруг себя.
Для ребенка интересен подробный анализ сложных действий. Путем сознательного выявления деталей действия ребенок приходит к построению собственных моделей поведения. Он достигает более высокой степени самоконтроля и сосредоточенности, чем многие взрослые. Его движения становятся гармоничнее и экономичнее. Поэтому следует проводить занятие или упражнение медленно и тщательно анализировать его так, чтобы сложная структура действия стала для ребенка понятной.
Привлекательная форма упражнений помогает ребенку, например, сначала научиться процедуре одевания и раздевания. Это сложное действие, и выполнение его затруднено. Поэтому ребенку требуется на одевание и раздевание длительное время, достаточное, чтобы он мог его осуществить.
Наведение порядка в среде, где находится ребенок, благоприятствует усвоению им образцов социального поведения и созданию внутреннего духовного строя. Чем более независим ребенок от помощи взрослых, тем больше у него освобожденных творческих сил для развития и построения образцов собственного поведения в обществе.
Занятия проводятся малыми группами (не более 5 человек). Занятия рекомендуется проводить 1-2 раза в неделю, всего 16 занятий. Длительность встречи 20-30 минут. Встреча строится по определенной схеме (см. методические рекомендации).
№
Тема занятия
Цели и задачи
Оборудование
1.
Как пересыпают зерно (из одной плошки в другую, из одного сосуда в другой)
Прямая: ребенок учится перекладывать или пересыпать зерно с помощью ложки из одной миски (сосуда) в другую;
Косвенная: координация мелких движений кисти руки, концентрация внимания, развитие независимости, последовательность движений, подготовка к письму.
Две крупные миски, два одинаковых кувшинчика на подносе. В одну посуду насыпано зерно: гречка, горох или рис. Между мисками на подносе лежит чайная ложка.
2.
Сортируем мелкие предметы.
Прямая: ребенок учится перекладывать, группировать мелкие предметы с помощью пинцета, пальцев рук;
Косвенная: координация мелких движений кисти руки, концентрация внимания, развитие независимости, последовательность движений, подготовка к письму.
Форма для льда, подложка с ячейками из под конфет, фасоль разного цвета, орехи, крупные бусины и т.д.; мозаика.
3.
Подбираем крышки к баночкам, коробкам.
Прямая: ребенок учится подбирать крышку к баночке соответственно размеру и форме и закрывать или открывать (закручивать, защелкивать и др.);
Косвенная: координация мелких движений кисти руки, концентрация внимания, развитие независимости, последовательность движений, подготовка к письму.
Разные по форме и размеру коробки и баночки.
4.
Просеиваем крупу через ситечко.
Прямая: ребенок учится отделять крупное от мелкого с помощью ситечка, отсеяные предметы складывать в миску;
Косвенная: координация мелких движений кисти руки, концентрация внимания, развитие независимости, последовательность движений, подготовка к письму.
В глубокой миске манка и фасоль, ситечко с ручкой, пустая миска, клеенка.
5.
Отрываем приклееные на кубик кусочки скотча.
Прямая: ребенок учится отрывать и приклеивать кусочки скотча, цветной изоленты;
Косвенная: координация мелких движений кисти руки, концентрация внимания, развитие последовательности движений, подготовка к письму.
На кубик с разных сторон приклеен скотч с хвостиком так, чтобы ребенок мог ухватить, картон.
6.
Как переливают воду из одного сосуда в другой (из одного сосуда в три)
Прямая: умение самостоятельно аккуратно переливать воду из одного сосуда в сосуд);
Косвенная: развитие самостоятельности, концентрации внимания, внутренней сосредоточенности, координации и последовательности движений, выработка глазомера, тренировка пальцев и запястьев рук.
На подносе кувшин, стаканы, губка или тряпка для впитывания пролитых капель.
7.
Переливаем воду из чайника в чашку.
На подносе маленький заварочный чайник, маленькая чашка, губка.
8.
Переливание воды через воронку.
Поднос, воронки, кувшин сосуды с узким горлышком, губка. На сосудах отметка уровня воды.
9.
Переливание воды с помощью большой пипетки, губки.
На подносе две миски, одна из них с водой, губка, большая пипетка.
10.
Взбиваем пену.
Прямая: ребенок учится взбивать мыльную воду до образования пены;
Косвенная:развитие мускулатуры кисти рук, координация мелких движений кисти руки, концентрация внимания.
На подносе миска с водой, венчик, баночка с жидким мылом, пипетка, губка, ведро.
11.
Как моют стол.
Прямая: ребенок учится протирать стол тряпкой от крошек, пыли, воды, загрязненные места – жесткой губкой; приобретает навыки складывания тряпочки, выжимания.
Косвенная: тренировка мускулатуры рук, концентрация внимания, развитие независимости, последовательность движений.
Миска с водой, губка, тряпка, мыло в мыльнице, фартук.
12.
Как стирают белье.
Прямая: ребенок приобретает навыки стирки, полоскания, выжимания белья; учится выполнять дело последовательно до конца.
Косвенная: координация мелких движений кисти руки, концентрация внимания, развитие независимости, последовательность движений.
13.
Как моют посуду после еды.
Прямая: научиться мыть и вытирать посуду;
Косвенная: развитие самостоятельности, освоение культурного навыка, аккуратность, координация движений, концентрация внимания, тренировка пальцев рук.
Фартук, два тазика для мытья и споласкивания, губка, полотенце для вытирания посуды, тряпка для уборки стола.
14.
Как подметают пол.
Прямая: научиться самостоятельно подметать пол.
Косвенная: развитие аккуратности, самостоятельности, последовательности действий, координация движений, концентрация внимания, тренировка мускулатуры рук.
Совок, щетка, веник, соответствующие росту детей, мусорная корзина, корзина с «мусором»
15.
Работа с рамкой – застегайкой.
(5 занятий)
Прямая: научиться самостоятельно застегивать пуговицы, кнопки,одежные крючки, шнуровать, застегивать и расстегивать пряжки на ремнях, «молнию» и др.
Косвенная: развитие самостоятельности, координация сложных движений, концентрация внимания, развитие мелкой моторики, последовательность действий.
Рамка-застегайка.
Источник
с рождения до 10 месяцев
с 10 до 18 месяцев
с 1,5 до 3 лет
с 3 до 6 лет
Какие игрушки можно предложить малышу в 7-9 месяцев?
Это время, когда ребенок уверенно сидит, становится активным, начинает ползать и даже вставать. Главное – всячески поощрять его интерес к движению, а не усаживать за занятия. Если малышу что-то интересно, если его что-то по-настоящему увлечет – он может провести несколько минут в полной концентрации!
Монтессори ребенок
Что можно поставить на полочки малыша семи – девяти месяцев?
Монтессори-полки ребенка 7-8-9 месяцев
1. Ребёнок начинает понимать принцип «постоянства предметов». Он осознаёт, что предмет существует, даже если его не видно. С этого времени у ребёнка начинается период развития кратковременной памяти – а без неё невозможно развитие самостоятельности. Дайте ребёнку коробочки с отверстиями, в которые можно просовывать шарики и другие предметы, чтобы помочь ему усвоить этот принцип.
Коробочка с шариком позволяет работать с ней даже малышу, сидящему с поддержкой, так как требует использования только одной руки. Шарик большого диаметра, малыш не сможет взять его в рот. Прячущийся на время и снова появляющийся шарик позволяет малышу повторять упражнение снова и снова!
2. Ребёнка увлекают тактильные ощущения, ему все важно потрогать! Предлагайте ребенку разнофактурные игрушки, делайте корзинки “сокровищ”, наполненные различными предметами. Прекрасно на этот возраст подойдет корзинка с шариками – шарики будут укатываться от малыша, побуждая его ползти!
3. Ребёнок начинает понимать, как вещи взаимодействуют между собой, он всё лучше ориентируется в окружающем пространстве. Покажите ему, как вынимать кубик-вкладыш из коробочки и как вставлять его обратно, дайте ему попробовать сделать это самостоятельно.
Так же в этом возрасте дети начинают проявлять интерес к нанизыванию – предложите пирамидку с безопасным штырьком и неокрашенными деревянными колечками.
4. Ребёнок начинает применять пинцетный захват. Пазлы с крупными ручками прекрасно подходят для тренировки пинцетного захвата, они удовлетворят его тягу к «вкладыванию одних вещей в другие» и обязательно понравятся ребёнку.
Вкладыши треугольник, квадрат и два круга – созданы для малыша семи-девяти месяцев! Тут можно регулировать сложность – сначала предложить пазлы в форме круга. Круг – самая простая форма, с которой можно начинать, потому что у него нет сторон, которые могут не подойти к выемке, и ребёнку необязательно держать его единственно верным способом. Потом можно усложнять и предлагать и другие фигуры.
Всевозможные лабиринты с бусинами безопасны для ребенка, при этом прекрасно развивают маленькие пальчики – не так-то просто катать бусинки по проволочке!
Предагайте кушать пишу руками – это тоже превосходно развивает пинцетный захват!
5. Сензитивный период развития речи начинается с рождения и не прекращается в течение первого года жизни. Не забывайте о том, что ребёнок настроен на звук вашего голоса и автоматически начинает следить за вашим ртом, пока вы говорите, даже если вы показываете новое занятие или способ что-либо делать. Совершайте движения, не проговаривая свои действия вслух, чтобы ребёнок фокусировался на ваших руках. Только когда он начнёт копировать ваши движения, начинайте называть действия. Пойте малышу песенки, читайте стихи и рассказы, развивайте слух.
Прекрасным помощником станут музыкальные игрушки, например красивая красочная шарманочка! Чтобы получить мелодию, ребенку нужно крутить ручку шарманки. Это еще и развитие координации, рука совершает круговые движения, тем самым подготавливаясь (как бы между делом!) к письму.
Внимание!! Все тексты и фотографии на сайте- интеллектуальная собственность, защищены авторским правом и не подлежат копированию письменного согласия автора!
Источник
Многие родители, которые приходят к нам, никогда не слышали о том, что занятия Монтессори можно проводить даже с детьми до года. И чаще всего они очень переживают, что упустили этот чудесный период для развития малышей.
Педагоги детского Монтессори центра «Созвездие» спешат на помощь свежеиспеченным родителям. Сегодня мы подговорим о том, как же использовать идеи Монтессори педагогики для малышей от нуля до года. Но и родителям малышей постарше тоже будет что почитать, ведь многие занятия подходят и детям после года.
Почему стоит начинать Монтессори занятия ещё с грудничков?
Мы считаем, что встраивать в жизнь принципы Монтессори можно начинать с самого рождения. Ведь вы уже можете сделать так много для новорожденного: правильно взаимодействовать с малышом во время ухода, кормления и перед сном, разговаривать с ним, понимать его просьбы, а также организовать ему удобное пространства для роста и развития.
Первое, что нужно запомнить – дети бессознательно впитывают всё, что видят и чувствуют, так устроен их мозг. У них пока не развито произвольное внимание или память, следовательно, они не контролируют то, что запоминают, будь это хорошим или плохим. А это значит, что именно вашей задачей становится создать достойную среду для развития: окружите малыша красотой, заботой, уважением и любовью.
В первые месяцы жизни закладывается очень много бессознательных убеждений о себе и о мире: безопасен ли мир вокруг меня, любят ли меня окружающие, важен ли я для них. Чтобы базовая картина мира сложилась позитивно, много говорите с малышом, будьте внимательны к его физическим потребностям, уважайте его тело и желания.
Монтессори развитие для грудничков от 0 до 2-3 месяцев
Только кажется, что новорожденный ещё ничего не может и только спит и ест, на самом деле его мозг начинает бурно развиваться, и вы можете помочь.
- Чаще берите малыша на руки и давайте ему рассматривать лица
Новорожденные по своей природе имеют очень плохое зрение и видят только очертания объектов. Но есть один объект, к которому чувствителен даже глаз грудничка, и это человеческое лицо. Старайтесь делать так, чтобы во время процедур по уходу и кормления малыш мог разглядывать ваше лицо на расстоянии где-то 30-40 сантиметров. Не закрывайте малыша пелёнкой и не отвлекайтесь на телефоны и другие гаджеты, когда ухаживаете за младенцем.
- Давайте ребенку возможность следить за движением объектов
Уже к концу первого месяца жизни младенцы учатся следить глазами за движущимися объектами. Вы можете легко использовать первые мобили (сперва черно-белый мунари мобиль, затем цветные варианты мобиля Октаэдры), сделанные самостоятельно или приобретенные в магазине
- Позволяйте малышу получать обратную связь от мира
По возможности не ограничивайте движения крохи и позволяйте ему получать обратную связь от мира: старайтесь быть чуткими к его потребностям, давайте возможность касаться разных поверхностей, испытывать разнообразные ощущения (звуки, прикосновения, запахи и так далее)
Становимся старше. Монтессори активности для малышей от 3 до 6 месяцев
Очень сложно сделать разбивку Монтессори по месяцам для первого года жизни, так как в это время дети развиваются очень по-разному. Тем не менее, вы можете наблюдать за ребенком и предлагать ему сначала активности из списка выше, а затем переходить ко второму списку и следить за его реакцией.
В этом списке мы собрали идеи для детей, которые совершили первую революцию в своём развитии и стали интересоваться миром вокруг себя. В этот период дети открывают для себя контроль над собственными руками, пытаются доставать до интересных им предметов и в какой-то момент осознают, как захватить его в свой маленький кулачок.
- Предложите контрастные картинки для разглядывания
Как мы уже писали, зрение малышей несовершенно, но всё же контрастные картинки даже им вполне по силам. Черно-белые и контрастные цветные изображения можно развесить по дому, а также предъявлять, когда вы выкладываете его на животик. Найти картинки можно в интернете и в специальных Монтессори книжках для малышей до года.
- Переходите на Гобби мобиль
В отличие от своих предшественников Гобби мобиль представляет собой идеальный предмет для первых осознанных движений рукой. Он приходит в движение, когда малыш задевает его и предлагает уже больше вариантов цветов
- Предложите маленький тактильный коврик
Малыш открыл для себя счастье владения маленькими ручками, а значит сейчас ему нужно помочь получить с помощью них как можно больше информации: предложите ребенку изучить на ощупь тактильный коврик с ленточками и разными наполнителями
- Обзаведитесь простым прорезывателем для зубов
Согласно Монтессори рекомендациям отдать предпочтение следует простым моделям из натуральных материалов. Например, деревянное кольцо с привязанными к нему лентами из натурального шелка
- Создайте первую корзинку с «интересными штуками»
Уже в возрасте до года Монтессори педагоги предлагают использовать первую корзинку с предметами: можно собрать набор из 5-6 мячиков разных на ощупь и предложить малышу исследовать 2-3 из них за один раз, пока он лежит на животике. Будьте готовы, что и сама корзинка может привлечь внимание ребенка, отдавайте предпочтение крепким моделям без мелких декоративных элементов.
- Приобретите погремушку из натуральных материалов
Деревянная погремушка с бубенчиком – одна из классических Монтессори активностей для развития детей до года. Такая игрушка может занять малыша надолго, ведь её можно схватить маленькими пальчиками, а на каждое движение она отзовётся звоном бубенца внутри. Чуть позже её удобная форма позволит ей укатываться от своего хозяина, стимулируя того на активные передвижения ползком. Другие погремушки из Монтессори серии также могут привлечь внимание малыша.
- Познакомьте малыша с зеркалом
Малыши любят рассматривать лица, поэтому обычно их очень привлекает рассматривать собственное отражение. Расположите специальное безопасное для ребенка зеркало рядом с местом для сна или в игровой зоне и дайте ему достаточно времени на исследование отражения.
- Закрепите деревянное колечко на резинке над малышом
Простое колечко на резинке здорово поможет развить координацию движений глаз и рук и надолго займёт малыша.
- Не забывайте про прогулки
Гуляйте с коляской, а в тёплое время года смело берите малыша с собой на пикник и выкладывайте его на плед. Детям очень важно быть в контакте с природой: пение птиц, шелест листьев и плавное движение облаков не заменит ни одна игрушка.
Развитие ребенка до года по Монтессори: от 6 до 9 месяцев
Примерно в этом возрасте ребенок начинает сидеть, а, значит, у него появляется гораздо больше возможностей для манипуляции предметами, которые непременно нужно использовать.
- Крутящийся барабан
Игрушка из классического Монтессори набора, которая прекрасно развивает произвольность, координацию ребенка и учит его совершать разные действия над предметами. Для того чтобы сделать игрушку ещё более привлекательной, выбирайте модельку, где в одной из секций находится зеркало.
Начинать предлагать такую игрушку стоит, когда малыш уже может держать себя на руках, лежа на животе и сможет освободить одну руку для игры, а самый разгар её придётся на момент, когда ребенок научился сидеть.
- Деревянные колечки на палочке
Очень простая Монтессори пирамидка даёт ребенку огромное поле для экспериментов: как снять кольца с палочки и как вернуть их на место, что будет, если перевернуть пирамидку или кинуть её.
- Яйцо в чашке
Деревянное яйцо в чашке также даёт ребенку больше знаний о взаимодействии предметов. Яйцо можно доставать из чашки и возвращать на место, и это целое открытие для малыша
- Простые пазлы-вкладыши
Деревянные пазлы-вкладыши одной формы становятся первыми игрушками на логику. Малышу предстоит найти каждому вкладышу своё место, а затем снова вытащить всё из пазов. Прекрасная задача на координацию и контроль движений руки. Не ждите, что малыш уже в этом возрасте сможет подбирать правильно фигуры, сейчас ребенку важно просто освоить захват предметов и научиться вытаскивать их
- Музыкальные игрушки
Погремушки, бубны и бубенцы на палочке отлично подходят детям этого возраста. Позвольте малышу изучать звуки, которые издают эти предметы
- Корзинки с предметами
Наборы фигурок животных (с естественными окрасами и пропорциями), подборка кухонной утвари (венчик, колотушка, ложка). Малышу важно знакомиться с разными формами и текстурами, пусть пока он и не поймёт значения этих предметов, ему наверняка понравится перебирать их руками.
К концу этого периода можно уже начинать и занятия по Монтессори «Вместе с мамой»
Методика развития Монтессори от 9 месяцев до года
К 9 месяцам ребенок учится использовать свои пальчики и отрабатывает точность произвольных движений. К тому же малыши уже во всю передвигаются: ползают, пытаются вставать и даже ходить. В этом же возрасте они начинают по-настоящему понимать речь: узнают слова, понимают обращённую речь, да и сами болтают на своём языке.
- Коробочка постоянства
Вот мы и подобрались к самому известному материалу по методике Монтессори для детей от 0 до 1 года. Идея коробочки постоянства в том, чтобы объяснить ребенку, что если что-то пропало из поля зрения, оно не обязательно пропало насовсем.
После освоения коробочки постоянства можно перейти к деревянной копилке. Её отличие в том, что попадая в коробку, монета не сразу возвращается в поле зрения ребенка, а остаётся внутри, что усложняет задачу для малыша: теперь нужно понять, что монета в коробочке, даже если ты её не видишь. К тому же сами монеты становятся более сложными объектами для захвата маленькими пальчиками.
- Модуль для прогона фигур
Этот Монтессори модуль похож на коробочку постоянства, но здесь шарик не исчезает, а скатывается с уровня на уровень вниз. Эта игрушка может показаться дорогой, но дети не теряют к ним интерес вплоть до трёхлетнего возраста.
- Монтессори вкладыши и сортеры с разными фигурами
Ближе к году дети уже начинают распознавать разные фигуры и им можно предложить самые простейшие вкладыши и сортеры. Игры можно сопровождать словами: «Смотри, это квадрат, а это круг! Большой синий круг!»
- Каталки и тележки
Эти игрушки пригодятся для развития навыков ходьбы крохи. Дети обожают катать за собой деревянные машинки, а тележки и коляски помогут им поймать равновесие при первых неумелых шагах
Выводы
Сегодня мы познакомили вас с методикой развития Монтессори для детей до года. Как вы видите, занятия не требуют много усилий, но оказывают значительное влияние развитие ребенка.
Первым делом убедитесь, что у малыша есть удобная зона для сна и занятий, а мама и папа находятся рядом и разговаривают с малышом так часто, как только могут. Уже после этого подберите крохе подходящие развивающие Монтессори материалы, но помните, дети от 0 до года развиваются по-разному, поэтому занятия следует подбирать исходя из интересов ребенка. Не переживайте, если малыш слегка отстаёт от предложенной нами разбивки по месяцам, уже через несколько недель он скорее всего догонит сверстников.
Заключение
Активное использование материалов из Монтессори класса начинается уже к 8-9 месяцам, когда малыши учатся перемещаться в пространстве и держать предметы в руках.
Именно для этого возраста педагоги детского Монтессори центра «Созвездие» разработали программу «Монтессори вместе с мамой», где маленькие непоседы смогут открыть целый новый мир занимательных игрушек, а их родители смогут получить ценные советы педагогов и поддержку от других семей с детишками того же возраста.
Даже в период эпидемии мы продолжаем работать и соблюдаем все меры безопасности, чтобы никакие проблемы не смогли помешать развитию малышей. Для записи на занятия заполните форму на сайте или просто позвоните нам. Мы будем ждать вас в нашем центре!
Статью подготовила Монтессори-педагог
Соколова Оксана
Источник