Программа развития мелкой моторики у ребенка с дцп

Программа развития мелкой моторики у ребенка с дцп thumbnail

КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ПО ФОРМИРОВАНИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ С ДЦП.

Данная программа предназначена для работы с детьми в воз­расте от 6 до 8 лет, имеющими диагноз «Детский церебральный паралич».

Программа рассчитана на 2014 – 2015 учебный год воспитания и обу­чения детей в общеобразовательных учреждениях.

Детский церебральный паралич (ДЦП) – заболевание центральной нервной системы при ведущем поражении двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга. Двигательные нарушения при этом заболевании выступают ведущим дефектом и представляют собой своеобразную аномалию моторного развития, которая без соответствующей коррекции и компенсации оказывает неблагоприятное воздействие на весь ход формирования нервно-психических функций ребенка. Поражение двигательной сферы при ДЦП может быть выражено в разной степени: двигательные нарушения могут быть настолько тяжелыми, что полностью лишают детей возможности свободного передвижения; при достаточном объеме движений; при нерезком нарушении мышечного тонуса отмечаются диспраксии, дети с трудом осваивают навыки самообслуживания. Слабое ощущение своих движений и затруднение в действиях с предметами являются причинами недостаточности активного осязания, узнавания на ощупь (стереогноза). Это, в свою очередь, ещё больше затрудняет развитие целенаправленных практических действий и отражается на психическом развитии детей.

Программа содержит необходимый коррекционный материал для организации воспитательно-образовательного процесса по разным направлениям педагогической работы, обеспе­чивающим в совокупности разностороннее развитие ребенка c це­ребральным параличом. Программа строит­ся на следующих принципах:

  1. Учет общих закономерностей развития детей младшего школьного возраста и сензитивных периодов в развитии психических процес­сов.

  2. Обеспечение общего разностороннего развития младших школьни­ков c церебральным параличом на основе изучения их возрастных психофизических возможностей с максимальной адаптацией к окру­жающей действительности.

  3. Организация специальной коррекционно-воспитательной ра­боты с учетом структуры интеллектуального и двигательного дефек­та, индивидуальных особенностей детей.

  4. Реализация деятельностного подхода к воспитанию, т.е. проведение всех видов воспитательной работы – образовательной и коррекционной в русле основных видов детской деятельности.

  1. Отражение всех сведений и впечатлений об окружающем тре­мя способами: действием, речью, изображением.

Однако решение всех конкретных воспитательно-образователь­ных задач, стоящих в каждом разделе программы, возможно лишь при условии комплексного подхода к воспитанию, который обеспечивает­ся тесной взаимосвязью лечебных мероприятий с педагогическим про­цессом. Осуществление общеразвивающих задач по всем разделам про­граммы неразрывно связано с решением коррекционных задач. Коррекционные задачи индивидуальны, и возникают они в связи с двига­тельными и психическими особенностями каждого ребенка. Поэтому в одних случаях коррекционные задачи осуществляются параллельно о общеразвивающими. В других случаях помимо этого решение коррек­ционных задач предваряет осуществление общеразвивающих, создавая тем самым основу для проведения мероприятий по воспитанию и обу­чению.

Коррекционные задачи вызваны: двигательной недостаточностью, различной по степени тяжести, характеру нарушения, а следовательно, и по динамике развития двигательной функции.

Общим требованием для всех детей с ДЦП на всех возрастных стадиях является: формирование потребности осуществления доступ­ных двигательных актов с активизацией и развитием тем самым двигательных возможностей; закрепление двигательных умений, полу­ченных в результате специально проводимого лечения, в конкретных действиях, связанных с осуществлением различных видов детской деятельности (бытовой, трудовой, игровой, изобразительной) с фор­мированием тем самым двигательных навыков, необходимых для этих видов деятельности.

При этом с целью проведения правильной коррекции нарушенно­го движения, формирования и закрепления двигательного умения все мероприятия, связанные с включением двигательного акта следует осуществлять при индивидуальном подходе с учетом структуры дви­гательного дефекта.

Коррекционные задачи в связи с нарушением психической дея­тельности в виде снижения интереса, побуждения и потребности к любому активному действию, тормозимости и инертности психи­ческих процессов, повышенной утомляемости и низкой работоспособ­ности, нарушении произвольности психических процессов, особенно внимания и памяти, замедленности мыслительных операций в различных видах деятельности. У некоторых детей нарушения психической деятельности проявляются в виде повышенной отвлекаемости, общей психической и двигательной расторможенности. Коррекция наруше­ния психической деятельности пронизывает весь воспитательно-об­разовательный процесс и учитывается в выборе приемов и форм его проведения. При необходимости следует также проводить специаль­ные коррекционные игры и упражнения, направленные предельно на стимуляцию психической и двигательной активности детей, норма­лизацию деятельности.

Материал программы рассчитан на занятия 1 раз в неделю. Продолжительность учебного года с 1 сентября по 25 мая. 6 недель в году отводится на специальное психологическое обследование, которое проводит педагог – психолог совместно с логопедом и другими специалистами: 2 недели в сентябре, 2 недели в начале января, 2 недели в середине июня. Это обследование имеет цель: выявление, уточнение и проверку знаний, умений и навыков по всем видам детской деятельности, вы­явление основных трудностей в овладении ими, определение коррек­ционных мероприятий по преодолению имеющихся затруднений.

В это время педагог – психолог в свое рабочее время проводит коррекционные занятия индивидуальные и фронтальные в зависимо­сти от цели обследования, его методики, вида детской деятельно­сти с использованием специальных методик психологопедагогического обследования детей школьного возраста.

Календарно – тематический план коррекционных занятий

п/п

Содержание мероприятия

Количество

часов

Дата

проведения

Примечание

1

Знакомство! Пальчиковая игра «Здравствуй»

1

2 -3

Психолого педагогическое обследование:

  1. Тест Керна – Йерасека

  2. Оценка развития познания

  3. Оценка языкового развития

  4. Оценка уровня эмоционального развития

  5. Оценка умений общения

  6. Оценка физического развития

  7. Зрительное различие

2

4

Упражнение «Отпечатки наших рук».

1

5

Игра «Разрезные картинки»

1

6

Релаксационное упражнение «Солнечный зайчик».

1

7

Делаем пазлы своими руками.

1

8

Релаксационное упражнение «Муха».

1

9

Пальчиковая игра «Повстречал ежонка еж».

1

10

Игры с крупой (фасоль, гречка, манка).

1

11

Игра «Склеим чайник».

1

12

Релаксационное упражнение «Снеговик».

1

13

Пальчиковая игра «Пальчики здороваются».

1

14

Работа с сюжетными картинками.

1

15

Упражнение «Нарисуй, как падают снежинки»

1

16

Релаксационное упражнение «Волшебный сон».

1

17

Пальчиковая игра «Зайка и барабан».

1

18

Упражнение «Ориентировка в окружающем пространстве»

1

19

Игра «Назови самые высокие и самые низкие предметы»

1

20

Релаксационное упражнение «Черепаха».

1

21

Пальчиковая игра «Наша прогулка».

1

22

Игра «Бусы»

1

23

Игра «Залатай коврик».

1

24

Релаксационное упражнение «Снежинка».

1

25

Пальчиковая игра «Алые цветочки».

1

26

Игра «Сложи геометрическую фигуру из частей».

1

27

Упражнение «Расставь точки»

1

28

Релаксационное упражнение «Ковер-самолет».

1

29

Пальчиковая игра «Ветер».

1

30

Игра «Четвертый лишний»

1

31

Игра «Найди отличия»

1

32

Релаксационное упражнение «Ласковый мелок».

1

33 – 34

Итоговое занятие

1

Источник

Игры и упражнения на развитие мелкой моторики у детей с ДЦП.

1. Игры с сухим песком.
Цель: Стимуляция кинестетических ощущений и развитие их на основе пальцевого осязания.
Оборудование: сухой песок, формочки, мелкие игрушки.
Ход: Насыпать сухой песок  в емкость  слоем 7 – 10 см. Предложить ребенку поиграть с песком. Взять песок в руки, высыпать его сквозь пальцы, помять пальцами.
Ребенок хлопает ладошками по песку, водит пальчиками, втыкает пальчики в песок, «топит» руки в песке.
Берем ситечко из набора, сеем сквозь него песок. Набираем в емкости песок и высыпаем.
Затем педагог закапывает в песке мелкие игрушки и предлагает ребенку найти их.

2. «Волшебная баночка»
Цель: Формирование умения брать косточки «щепотью» и вкладывать в сосуд. Вырабатывать кинестетические ощущения в кистях рук.
Оборудование: баночка с косточками.
Ход: Показать ребенку яркую пластиковую баночку. Пусть он ее потрогает, подержит в руках, погремит ею.
Предложить открыть баночку, высыпать косточки на стол. Ребенок ощупывает косточки, перебирает их. Сложить косточки в баночку. Воспитатель поддерживает ручку ребенка и направляет его действия. Ребенок берет по одной косточке и складывает в баночку. Когда все косточки будут собраны, закрыть баночку и погреметь ею.

3. Упражнение с водой.
Цель: Стимуляция кинестетических ощущений и развитие их на основе пальцевого осязания. Коррекция зрительно-моторной координации на основе практических действий.
Оборудование: ёмкость с водой, камушки, ракушки, игрушки.
Ход: Перед ребенком ставится емкость с водой. Педагог берет руки ребенка и опускает их в воду всю ладонь. Водит ладонями по воде, то опускает, то поднимает их, разворачивает, прихлопывает. Набирает воду в ладони и выливает в емкость.
– Знаем, знаем, да-да-да,
Где тут прячется вода.
Ай, лады-лады-лады,
Не боимся мы воды!
        После этого педагог вместе с ребенком опускает на дно водоема небольшие камешки, ракушки, игрушки рыбок. Ребенок наблюдает, как опускаются предметы на дно их хорошо видно, педагог поясняет, что вода прозрачная. Затем предлагает ребенку самостоятельно выловить игрушки из емкости.

Читайте также:  Социальные условия нормального развития ребенка

4. Упражнение с соленым тестом.
Цель: Стимуляция кинестетических ощущений и развитие их на основе пальцевого осязания.
Оборудование: два куска теста разного по цвету.
Ход: Педагог ставит на стол тесто большего куска.
— Вот какое тесто замесила кукла Маша. (Дает тесто ребенку в руки, чтобы он его помял.) Вот так тесто кукла месила.

Расплющить тесто на столе ладонями, а затем пальчиками придавить, кончиками пальчиков сделать точки. Смять снова в кусок. Педагог делит тесто на три куска, один берет себе, другой – ребенку. — Будем лепить печенье. Бери кусочек в ладошку и катай шарик. Теперь шарик придави ладошками. Получилось печенье. Теперь мы его украсим. Отщипываем маленькие кусочки теста от другого по цвету куска. Катаем пальчиками маленькие шарики и вдавливаем в «печенье». Из оставшегося куска можно скатать колбаску и сделать колечко. По мере необходимости педагог помогает ребенку.

5. Упражнение с прищепками.
Цель: Формирование ручных умений: прицеплять прищепки. Коррекция зрительно-слухового внимания на основе сосредоточения на речи  и действиях взрослого.
Оборудование: 6-7 прищепок, заготовка солнышка без лучиков.
Ход: — Пришла зима. На улице стоят сильные морозы. Солнышко совсем не греет.
Где ты, солнце, в самом деле?
Мы совсем окоченели.
Без тебя вода замерзла,
Без тебя земля промерзла.
Выйди, солнышко, скорей.
Приласкай и обогрей!  (М. Эльчин.)
Педагог показывает солнышко без лучиков.
— А вот и солнышко, но что случилось? Где же лучики? Вот почему солнышко не греет, лучиков у него нет. Давай поможем солнышку вернуть лучики.
На стол высыпаются прищепки. Педагог показывает, как прицепить «лучик» к солнышку. Ребенок выполняет задание.

Источник

Игры и игровые упражнения для развития мелкой моторики рук у детей, страдающих ДЦП.  

    При определении системы работы по развитию мелкой моторики следует учитывать, что личностная незрелость ребенка, страдающего ДЦП, проявляется в слабости волевых установок, эмоциональной лабильности. Стойкие неудачи при попытках воспроизвести нужное движение или действие может привести к отказу от занятий. Поэтому любое задание надо предлагать в игровой форме, которая вызовет у него интерес, но и за счет положительной эмоциональной стимуляции будет способствовать повышению психического тонуса, а следовательно, и улучшению работоспособности.
  Каждое занятие по развитию мелкой моторики рук рекомендуется начинать с элементов самомассажа кисти и пальцев рук. При необходимости – оказание помощи. Дети опускают руки в емкость с водой, самостоятельно или с помощью взрослого выполняют комплекс упражнений. 
  Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Под его влиянием в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие ЦНС, в результате чего повышается её регулирующая роль в отношении работы всех систем и органов.
  Начинается и заканчивается самомассаж с расслабления кистей рук, поглаживания:

На одном занятии выполняется не более 5-6 упражнений.

Примеры упражнений каждого из трех комплексов.

Самомассаж тыльной стороны кистей рук.

1. Дети действуют подушечками четырех пальцев, которые устанавливаются у оснований пальцев тыльной стороны массируемой руки, и пунктирными движениями вперед-назад, смещая кожу примерно на 1 см, постепенно продвигают их к лучезапястному суставу («пунктирное» движение).

Утюг

Утюгом разгладим складки,

Будет все у нас в порядке.

Перегладим все штанишки

Зайцу, ежику и мишке.

2. Ребром ладони дети имитируют «пиление» по всем направлениям тыльной стороны кисти рук («прямолинейное» движение). 

Пила

Пили, пила, пили, пила!

Зима холодная пришла.

Напили нам дров скорее,

Печь истопим, всех согреем!

3. Основанием кисти делаются вращательные движения в сторону мизинца.

Тесто

Тесто месим, тесто мнем,

Пирогов мы напечем

И с капустой, и с грибами.

– Угостить вас пирогами?

4. 

^ Самомассаж кисти руки со стороны ладони.

Мама

По головке мама гладит

Сына-малолеточку.

Так нежна её ладонь,

Словно вербы веточка.

– Подрастай, сыночек милый,

Добрым, смелым, честным будь,

Набирай ума и силы

И меня не позабудь!

5. Костяшками сжатых в кулак пальцев двигать вверх-вниз и справа налево по ладони массируемой руки («прямолинейное» движение).

Терка

Дружно маме помогаем,

Теркой свеклу натираем,

Вместе с мамой варим щи,

– Ты вкуснее поищи!

6. Фалангами сжатых в кулак пальцев производится движение по принципу «буравчика» на ладони массируемой руки.

Дрель

Папа в руки дрель берет,

А она жужжит, поет,

Будто мышка-непоседа

В стенке дырочку грызет!

7. 

^ Самомассаж пальцев рук.

 «Щипцами», образованными согнутыми указательным и средним пальцами, делается хватательное движение на каждое слово стихотворного текста по направлению от ногтевых фаланг к основанию пальцев («прямолинейное» движение).

Клещи

Ухватили клещи гвоздь,

Выдернуть пытаются.

Может, что-нибудь и выйдет,

Если постараются!

8. Движется подушечка большого пальца, положенного на тыльную сторону массируемой фаланги, остальные четыре охватывают и поддерживают палец снизу («спиралевидное» движение).

Барашки

На лугах пасутся «барашки»,

Шубы в кудрях, погляди,

Все кудрявы, до одной,

Раскудрявые барашки.

«Бяшки» спали в бигуди,

Бегут кудрявою толпой.

Целый день всё: «Бе да бе»,

Утром сняли бигуди,

Уж такая у них мода,

Носят шубы на себе.

Попробуй гладкую найди.

У бараньего народа.

9. Движения, как при растирании замерзших рук.

Морозко

Заморозил нас Морозко,

У него свои заботы –

Влез под теплый воротник, 

Знай морозь, да посильней!

Как воришка, осторожно

Не балуй, Мороз, ну что ты

В наши валенки проник.

Так не жалуешь людей?

10. Сжимание и разжимание в ладони маленьких резиновых мячей:

Крепко мячики сжимаем,

Наши мышцы напрягаем,

Чтобы пальцы никогда

Не боялись бы труда!

11. Перекатывание мяча по дну емкости с водой с удержанием его сначала (на первые две строки) между ладошками, затем между большими пальцами, указательными, средними, безымянными, мизинцами.

Футбол

Поиграем мы в футбол

Средний – точно уж герой,

И забьем в ворота гол!

Забивает головой!

Палец большой

Безымянный вдруг споткнулся

За ворота – горой!

И с досады промахнулся!

Указательный – смельчак,

Малыш-мизинец – молодец,

Забивает гол – вот так!

Гол забил – игре конец!

Весь комплекс упражнений по развитию мелкой моторики рук условно можно разделить на 3 составляющие:

1. ^ Пальчиковая гимнастика 

Пальчиковые игры – важная часть работы по развитию мелкой моторики рук. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок, стихов при помощи пальцев. Дети очень любят играть в теневые игры. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Читайте также:  Мир глазами ребенка с проблемами в развитии

Поначалу обучаем детей несложным статическим позам кистей и пальцев рук, постепенно усложняя их, затем добавляем упражнения с последовательно производимыми мелкими движениями пальцев и, наконец, с одновременно производимыми движениями. На первых занятиях все упражнения выполняются в медленном темпе. Педагог следит за правильностью позы кисти руки и точностью переключений с одного движения на другое. При необходимости помочь ребенку принять нужную позу, позволить поддержать и направить свободной рукой положение другой руки.

Упражнения могут проводиться на разных уровнях сложности: по подражанию, по речевой инструкции. Сначала словесная инструкция сопровождается показом, т.е. дети работают по подражанию. Затем степень их самостоятельности увеличивается – показ устраняется и остается только словесная инструкция. 

Эти упражнения рекомендуется проводить регулярно, в зависимости от состояния моторики ребенка. Если ребенок сам не способен делать эти упражнения самостоятельно, то родителям рекомендуется брать руку ребенка и делать упражнения его рукой. Следует помнить, что эти упражнения могут проводиться как в водной среде, и как самостоятельное средство развития моторики детей с ДЦП .

Источник

Работу выполнила:

учитель-дефектолог ГБОУ шк-инт №113 г.о. Самара

Коррекционно-развивающая работа по формированию мелкой моторики рук у детей с ДЦП

В статье представлен обзор основных методов формирования мелкой моторики рук, а также представлены основные принципы организации коррекционно-развивающих занятий по формированию мелкой моторики рук у детей с ДЦП. Предназначена  для  педагогов-психологов, воспитателей, социальных работников, музыкальных работников и родителей.

  1. Содержание
  2. Введение..
  3. Основная часть.
  4. Упражнения на формирование мелкой моторики рук

Особенности развития двигательной сферы у детей с ЦП в первые два года обучения в школе.

Коррекционно-развивающая работа  учителя-дефектолога с детьми, страдающими ЦП по формированию мелкой моторики рук.

Методы и приемы развития мелкой моторики рук в 1-2 классе

Введение

Детский церебральный паралич (ДЦП) – заболевание центральной нервной системы при ведущем поражении двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга. Двигательные нарушения при этом заболевании выступают ведущим дефектом и представляют собой своеобразную аномалию моторного развития, которая без соответствующей коррекции и компенсации оказывает неблагоприятное воздействие на весь ход формирования нервно-психических функций ребенка. Поражение двигательной сферы при ДЦП может быть выражено в разной степени: двигательные нарушения могут быть настолько тяжелыми, что полностью лишают детей возможности свободного передвижения; при достаточном объеме движений. В связи с этим, пребывание ребенка в школе начинается с обследования уровня его психофизического развития на психолого-медико-педагогическом консилиуме. Работая в команде, врач, социальный работник, психолог, логопед и учитель-дефектолог, после изучения анамнестических сведений составляют комплексную программу реабилитации ребенка-инвалида.

Двигательные нарушения, ограничивающие предметно-практическую деятельность и затрудняющие развитие самостоятельного передвижения, навыков самообслуживания, часто ставят больного ребенка в полную зависимость от ближайшего окружения. Поэтому с первых моментов общения я, как дефектолог, стремлюсь создать благоприятные условия для формирования познавательной активности и творческой инициативы ребенка, развития его мотивационной и психоэмоциональной, волевой сфер.. Особенности развития детского мозга, его пластичность и способность к компенсированию нарушенных функций обусловливает важность ранней коррекционно-развивающей работы при ДЦП. Формирование двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим предметным миром. Манипулятивные действия с предметами осваиваются ребенком через научение в процессе его общения со взрослыми.  Было высказано предположение, что движение пальцев рук стимулирует созревание ЦНС, и ускоряют развитие речи ребенка. Эти данные говорят о необходимости проведения систематической работы по формированию общей и мелкой моторики рук на занятиях дефектолога, логопеда, психолога, музыкального работника и других специалистов.

Коррекционно-развивающая работа дефектолога с детьми, страдающими ДЦП, по формированию мелкой моторики рук

Целью коррекционно-развивающей работы является последовательное развитие и коррекция движений руки, формирование мелкой моторики руки, что обеспечивает своевременное развитие речи, личности ребенка, адаптацию в социуме. Предусматривающее проведение как педагогических, так и медицинских мероприятий, направленных на восстановление и развитие нарушенных функций. Медицинское воздействие предполагает медикаментозное и физиотерапевтическое лечение, ЛФК, массаж и др. Коррекционно-развивающая работа должна проводиться ежедневно.

Главное требование к педагогам – соблюдение охранительного режима. При проведении занятий важное значение имеет поза ребенка. Он должен находиться в той позе, которая в наибольшей степени способствует мышечному расслаблению, уменьшению насильственных движений. При выборе правильной позы следует прежде всего обращать внимание на положение головы: она не должна быть повернута в сторону, опущена на грудь или поднята вверх и опрокинута назад. Если ребенок не вполне способен контролировать положение головы, применяют специальное приспособление, прикрепленные к спинке стула. Кроме того следует тщательно подобрать стул по высоте и ширине таким образом, чтобы стопы полностью опирались на опору, а также ширину сидения. Если у ребенка слабы мышцы спины и формируется сутулость, то ему под спину подкладывают плотную подушечку, а спереди придвигают стол, в котором имеется специальная выемка для опоры на руки. Во всех случаях нужно следить за тем, чтобы поза была симметричной. Большое значение при педагогической коррекции имеет взаимосвязь дефектолога и родителей ребенка-инвалида.

Методы и приемы развития мелкой моторики рук в  младшем  школьном возрасте

В школьном возрасте необходимо продолжать работу по развитию мелкой моторики и координации движений рук. При определении системы работы по коррекции двигательных нарушений следует учитывать, что личностная незрелость ребенка, страдающего ЦП, проявляется в слабости волевых установок, эмоциональной лабильности. Стойкие неудачи при попытках воспроизвести нужное движение или действие может привести к отказу от занятий. Поэтому любое задание надо предлагать в игровой форме, которая вызовет у него интерес, но и за счет положительной эмоциональной стимуляции будет способствовать повышению психического тонуса, а следовательно, и улучшению работоспособности. Каждое занятие по развитию мелкой моторики рук рекомендую начинать с элементов самомассажа кисти и пальцев рук. При необходимости – оказание помощи. Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Под его влиянием в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие ЦНС, в результате чего повышается её регулирующая роль в отношении работы всех систем и органов. Начинается и заканчивается самомассаж с расслабления кистей рук, поглаживания: Самомассаж тыльной стороны кистей рук.

Самомассаж ладоней. Самомассаж пальцев рук.

 На одном занятии выполняется не более 5-6 упражнений. Весь комплекс упражнений по развитию мелкой моторики рук условно можно разделить на 3 составляющие:

1.Пальчиковая гимнастика. Этот вид упражнений широко распространенный в логопедической практике. Пальчиковые игры – важная часть работы по развитию мелкой моторики рук. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок, стихов при помощи пальцев. Дети очень любят играть в теневые игры. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. На первых занятиях все упражнения выполняются в медленном темпе. Педагог следит за правильностью позы кисти руки и точностью переключений с одного движения на другое. При необходимости помочь ребенку принять нужную позу, позволить поддержать и направить свободной рукой положение другой руки. Упражнения могут проводиться на разных уровнях сложности: по подражанию, по речевой инструкции. Сначала словесная инструкция сопровождается показом, т.е. дети работают по подражанию. Затем степень их самостоятельности увеличивается – показ устраняется и остается только словесная инструкция.

Читайте также:  Задачи для ребенка 5 лет для развития речи

2. Хорошо зарекомендовали себя упражнения для пальцев и кистей рук с использованием различных предметов: собирание пирамидок, матрешек, мозаики: нанизывание колец на тесьму; работа с пособиями по застёгиванию молний, пуговиц, кнопок, крючков, замков разной величины; сортировка монет; перебор крупы; работа со спичками; работа с бумагой; лепка (глины, пластилин, тесто); шнуровка на специальных рамках, ботинок; завязывание узлов на толстой веревке, на шнурке, нитке; игры с песком, водой; наматывание тонкой проволоки в цветной обмотке на катушку, на собственный палец (получается колечко или спираль); закручивание шурупов, гаек; игры с конструктором, кубиками; рисование в воздухе; рисование различными материалами (карандашом, ручкой, мелом, красками, углем и т.д.); рукоделие..

Важное место в работе учителя-дефектолога по развитию моторики детей занимает ритмическая организация движений, оказывающая положительное влияние на совершенствование слухо-зрительно-двигательной организации движений. Достигается это в упражнениях, суть которых состоит в том, что ребенок должен воспроизвести движениями определенный ритмический рисунок в виде единой плавной кинестетической мелодии. Такими движениями могут быть хлопки, постукивание по столу и т.д.

Упражнения на развитие хватательной функции руки

Рука ребенка захватывается в средней трети предплечья и потряхивается. После значительного расслабления кисти расслабляют мышцы предплечья. Для этого захватывают нижнюю треть плеча и проводят покачивающие движения. Затем поглаживается вся рука. Потряхивание чередуется с поглаживанием, которые укрепляют или расслабляют мышцы рук, а также формируют кинестетическое ощущение положения рук у ребенка. Прием проводится в течение 0,5-1 минуты. На занятиях с игрушками с целью развития моторики рук ребенку предлагается выполнить различные по трудности движения. Ход занятий следующий. Для расслабления кистей рук используют приемы, описанные выше. Затем побуждают ребенка взять правильно игрушку из разных положений – сверху, снизу, сбоку от него, помогают рассмотреть её, ощупать, взять в рот, поманипулировать ею. Вслед за этим развивают простые действия. Вначале они осуществляются пассивно, т.е. логопед выполняет их рукой ребенка.

Отрабатываются следующие действия: произвольно отпустить игрушку из руки (по инструкции: Дай); произвольно отпустить игрушку при помещении её в коробку; вынуть – вложить игрушку самостоятельно или с помощью взрослого; покатать машину, мяч; открыть – закрыть коробку, крышку; снять – надеть колечки пирамидки; положить один на другой 2-3 кубика – снять; покачать куклу; выполнить подражательные действия – ладушки, до свидания и др.; собрать мелкие предметы двумя пальцами, варьируя вес, форму и величину предметов; брать крупные предметы, различные по весу, материалу, форме игрушки всей кистью; брать предметы сразу двумя руками (меняют фактуру, объем, вес этих предметов). Упражнения проводятся ежедневно в течение 5-8 мин. Из раздела 3 выбираются 2-3 задания на каждое занятие.

Шнуровка

 Берется большая карточка, на которой по краям, а также в центре в определенной последовательности сделаны отверстия. Края отверстий окрашены в разные цвета. При помощи длинной толстой нитки ребенок выполняет следующие задания:

 а) провести нитку через все отверстия по краю карточки;

 б) протянуть нитку в каждое второе отверстие;

в) провести нитку только через дырочки, обведенные красным (чередуя красное и синее и т.д.);

 г) выполнить обмётку через край; д) в центре карточки сделать шнуровку, как в ботинках.

Три комплекса упражнений самомассажа

 Самомассаж тыльной стороны кистей рук.

Самомассаж ладоней. Самомассаж пальцев рук.

Приведем примеры упражнений каждого из трех комплексов.

  1. Дети действуют подушечками четырех пальцев, которые устанавливаются у оснований пальцев тыльной стороны массируемой руки, и пунктирными движениями вперед-назад, смещая кожу примерно на 1 см, постепенно продвигают их к лучезапястному суставу (пунктирное движение). Утюг Утюгом разгладим складки, Будет все у нас в порядке. Перегладим все штанишки Зайцу, ежику и мишке

2. Ребром ладони дети имитируют пиление по всем направлениям тыльной стороны кисти рук (прямолинейное движение). Кисть и предплечье располагаются на столе, дети сидят. Пила Пили, пила, пили, пила! Зима холодная пришла. Напили нам дров скорее, Печь истопим, всех согреем!

3. Основанием кисти делаются вращательные движения в сторону мизинца. Тесто Тесто месим, тесто мнем, Пирогов мы напечем И с капустой, и с грибами. – Угостить вас пирогами?

4. Самомассаж кисти руки со стороны ладони. Кисть и предплечье располагаются на столе или на колене, дети сидят. Поглаживание. Мама По головке мама гладит Сына-малолеточку. Так нежна её ладонь, Словно вербы веточка. – Подрастай, сыночек милый, Добрым, смелым, честным будь, Набирай ума и силы И меня не позабудь!

5. Костяшками сжатых в кулак пальцев двигать вверх-вниз и справа налево по ладони массируемой руки (прямолинейное движение). Терка Дружно маме помогаем, Теркой свеклу натираем, Вместе с мамой варим щи, – Ты вкуснее поищи!

 6. Фалангами сжатых в кулак пальцев производится движение по принципу буравчика на ладони массируемой руки. Дрель Папа в руки дрель берет, А она жужжит, поет, Будто мышка-непоседа В стенке дырочку грызет!

 7. Самомассаж пальцев рук. Кисть и предплечье массируемой руки располагаются на столе, дети сидят. Щипцами, образованными согнутыми указательным и средним пальцами, делается хватательное движение на каждое слово стихотворного текста по направлению от ногтевых фаланг к основанию пальцев (прямолинейное движение). Клещи Ухватили клещи гвоздь, Выдернуть пытаются. Может, что-нибудь и выйдет, Если постараются!

 8. Движется подушечка большого пальца, положенного на тыльную сторону массируемой фаланги, остальные четыре охватывают и поддерживают палец снизу (спиралевидное движение). Барашки На лугах пасутся барашки, Раскудрявые барашки. Целый день всё: Бе да бе, Носят шубы на себе Шубы в кудрях, погляди, Бяшки спали в бигуди, Утром сняли бигуди,  Попробуй гладкую найди. Все кудрявы, до одной, Бегут кудрявою толпой. Уж такая у них мода, У бараньего народа.

 9. Движения, как при растирании замерзших рук.

Для обследования мелкой моторики рук предлагаются упражнения:

1. Пальчики здороваются – попеременное касание четырьмя пальцами большого пальца. Выполняется правой, левой и обеими руками.

 2. Играем на пианино – держа кисти рук горизонтально над столом, касаться его поверхности поочередно 1-2, 1-3, 1-4, 1-5 пальцами. Выполняется правой, левой и обеими руками.

 3. Руки положить ладонями на стол, левую руку сжать в кулак. Синхронно, без напряжения, менять положение рук.

 4. Менять положение лежащих на столе рук: 1 – рука сжата в кулак, 2 – рука поставлена на ребро, 3 – ладонь лежит на столе.

 5. Показательной является проба на пространственную координацию движений рук. Руки вытянуть вперед. Левую руку ладонью вверх сжать в кулак, правую руку приставить к ней ладонью. Менять положения рук. Сгибать руки в локтях нельзя. Совершенно исключено принуждение и излишне длительные (свыше 20 минут для шестилетних детей) занятия. Если у ребенка отмечено неправильное положение пальцев при письме, на верхней фаланге безымянного пальца можно поставить точку шариковой ручкой или фломастером, объяснив ребенку, что ручка должна лежать на этой точке. Точно так же, если ребенок держит ручку слишком близко к нижнему кончику (или, наоборот, слишком высоко), можно нарисовать на ручке черту, ниже которой не должен опускаться указательный палец (или не должен подниматься выше – во втором случае).

Источник