Программа развития личностного развития ребенка старшего возраста

Ирина Полякова
Программа занятий по развитию эмоционально-личностной сферы детей старшего дошкольного возраста «Удивительный мир эмоций»

Программа коррекционно-развивающих занятий по развитию эмоционально-личностной сферы детей старшего дошкольного возраста «Удивительный мир эмоций

СОДЕРЖАНИЕ

1. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

1.1.1 Актуальность

1.1.2 Научная обоснованность

1.1.3 Вид программы

1.1.4 Цель

1.1.5 Задачи

1.1.6 Адресат

1.1.7 Методы

1.1.8 Продолжительность курса

1.1.9 Планируемые результаты

2. Содержательный раздел

2.1. Учебно-тематический план программы

2.2. Содержание программы

3. Организационный раздел

3.1. Система условий реализации программы

3.2 Материально-техническое оснащение

3.3. Список литературы

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.

1.1. Пояснительная записка

Дошкольный возраст – особый период в жизни человека. Именно в этом возрасте формируется тот сравнительно устойчивый внутренний мир, который дает основание называть ребенка личностью. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека. Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, воздействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. А ведь именно общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Чаще всего гармоничному развитию ребенка препятствует эмоциональная нестабильность, расстройства эмоциональной сферы, нарушений в общении – уход от контактов со сверстниками, конфликты, драки, нежелание считаться с мнением или желанием другого, жалобы педагогу. Это происходит не потому, что дети не знают правил поведения, а потому, что современные дети стали менее отзывчивы к чувствам другим. Причиной этого стало то, что дошкольники стали все больше времени проводить у телевизора, компьютера и меньше общаться друг с другом, как в саду, так и в семье.

Все педагоги, психологи на сегодняшний день убеждены, что не развивая эмоционально детей, им будет очень тяжело социально адаптироваться в дальнейшем к обучению в школе и к новым взаимоотношениям с окружающими, выйдя из стен детского сада.

Актуальность данной работы обусловлена необходимостью учить детей открыто говорить о своих чувствах, переживаниях, показывая способы, как общения детей друг с другом, так и способы выхода из разных негативных эмоциональных состояний.

Данная коррекционно-развивающая программасоставлена в соответствии с нормативно-правовыми документами:

– Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. №273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

– «Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования». Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. №1155;

– Конвенцией о правах ребенка

Методологические и теоретические аспекты проблемы.

Этой проблемой занимались А. В. Запорожец, Я. З. Неверович. А. М. Щетинина, В. К. Манеров, Л. П. Стрелкова, Г. М. Бреслав, Г. Е. Сухарева, В. В. Ковалев, Ю. М. Милинич, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева.

Данная программаопирается на следующие принципы:

– принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач;

– принципы единства диагностики и коррекции;

– деятельностный принцип коррекции;

– принципы учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей;

Программа развития эмоциональной-личностной сферы детей старшего дошкольного возраста является по своему характеру коррекционно-развивающей и направлена на формирование и развитие эмоционально-личностной сферы ребенка.

Цель программы: формирование эмоционально благополучной личности. Задачи программыможно выделить следующие:

– дать детям понятие об эмоциях (о разделении их на положительные и отрицательные, их характеристика);

– формировать у детей представление о хороших и плохих поступках, правилах и нормах поведения и общения друг с другом;

– обучение управлению своих негативных эмоциональных состояний социально приемлемым образом;

– распознавание эмоциональных проявлений других людей по различным признакам;

развитие творческого потенциала ребенка;

– обогащение словаря детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства;

– учить детей способам снятия психоэмоционального напряжения через игру, движение, рисунок;

– научить детей некоторым приемам и способам релаксации;

– учить построению позитивных взаимоотношений со сверстниками;

– обучение умению дружить.

Контингент участников. Программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста, имеющие трудности в общение со сверстниками, с нарушениями в поведении (агрессивность, гиперактивность, психоэмоциональное напряжение). В подгруппу входят дети из одной возрастной группы.

Методические аспекты программы. Содержание данной программы составлено на основе программ Корниленковой Е. А. «Я учусь дружить»; Крюковой С. В., Слободняк Н. П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь»; Яковлевой Е. Л., Трофимовой И. П. «Программа развития творческого потенциала в старшем дошкольном возрасте»; Щербаковой А. В. «В мире эмоций»; Ю. Е. Веприцкой, Хухлаевой О. В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки.

Методические приемы:

Психогимнастика,

Релаксационные методы,

Коммуникативные упражнения,

Мимические и пантомимические этюды,

Психомышечная тренировка,

Элементы тренинга,

Ролевые игры,

Коммуникативные игры,

Игры-драматизации,

Рисунок,

Танцевально-двигательные техники,

Музыкотерапия.

Срок реализации программы – пять с половиной месяцев.

Этапы реализации программы

I. Диагностический этап. Его цель – диагностика эмоциональной сферы ребенка, выявление факторов риска.Для диагностики используются следующие методики:

– Наблюдение.

– Методика «Волшебная страна чувств» (занятие № 2,

– Задание на изучение восприятия детьми графического изображения эмоций. (Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений). Карточки из набора Лебедевой М. «Азбука развития эмоций». Можно так же применять любые пиктограммы из различных дидактических пособий («Наши чувства», «Театр настроений», разработка Ждановой Л. В.) (Приложение №

– Задание на изучение понимания детьми эмоциональных состояний людей (Минаева В. М.).

II. Коррекционный-развивающий. Его цель – гармонизация и оптимизация развития ребенка, переход от отрицательной фазы развития к положительной, овладение определенными способами деятельности, способами взаимодействия с миром и с самим собой. Это коррекционно-развивающие занятия (№1, №3-22)

III. Этап оценки эффективности коррекционных-развивающих воздействий. Его цель – определение динамики развития. Проводится по тем же методикам, которые были использованы на этапе диагностике. Ожидаемые результаты реализации программы:

– расширение круга понимаемых эмоциональных состояний;

– внутренний мир ребенка становится эмоционально богаче;

– появление постоянной дружбы со сверстниками;

развитие умения сдерживать свои бурные, резкие выражения чувств;

эмоциональная реакция ребенка максимально адекватна ситуации;

– изменение характера детских рисунков (преобладание ярких, светлых красок, уверенный контур рисунка, выражение положительных эмоций через рисунок);

– преобладание положительных эмоций

ЗАНЯТИЕ 1 «Знакомство»

Задачи: Создать позитивное отношение к занятиям; ввести в особую психологическую атмосферу занятий.

Упражнения:

1. Беседа.

2. Заучивание стихотворения «Мое имя»

3. Рисование визитки.

4. Упр. «Что мне нравится»

5. Итог занятия.

ЗАНЯТИЕ 2 «Кто я»

Задачи: Научить детей различать и сравнивать эмоциональные ощущения, определения их характера (хорошо, радостно, неприятно); развитие внутренней сосредоточенности; диагностика эмоционального состояния детей.

Упражнения:

1. Релаксация «Рисуем человека»

2. Беседа.

3. Упр. «Нарисуй приятное и расскажи»

4. Итог занятия.

ЗАНЯТИЕ 3 «Какой я»

Задачи: способствовать развитию спонтанности детей; способствовать повышению самооценки детей;

предоставить ребенку возможность «легального» проявления непослушания

Упражнения:

1. «Я очень хороший»

2. «Скажи Мишке добрые слова»

3. «Непослушные подушки»

4. «Обезьянки»

5. Итог занятия.

ЗАНЯТИЕ 4 «Какой я» продолжение

Задачи: способствовать самовыражению детей; способствовать проявлению истинных чувств ребенка; предоставить ребенку возможность получения опыта проживания незнакомой ситуации; способствовать осознанию ребенком своих положительных качеств; способствовать развитию самоуважения детей.

Упражнения:

1. «Цветной снег»

2. «Школа плохих привычек»

3. «Конкурс хвастунов».

4. «Я могу!» Итог занятия. (Полная версия учебно-тематического планирования в табличном виде находится у создателя программы Поляковой И. В.)

Структура программы.

Программа состоит из 22 занятий по 25-30 минут каждое, рассчитана на детей 5-7 летнего возраста. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Форма работы подгрупповая. В подгруппе не должно быть больше 6 детей, так как большее количество будет снижать эффективность усвоения материала и его проработку в процессе игровой деятельности. Программа, представляет комплекс упражнений, направленных на отработку детьми своих эмоционально-личностных проблем через игру, упражнений на релаксацию, рисунок, обучение способам взаимодействия наиболее приемлемыми для общества.

Структура занятий. Каждое из тематических занятий строится по схеме,которая включает в себя следующие части: Круг (организационный момент) – приветствие, разговор о теме занятия, информационная часть. Игра, упражнение, танец. Рисунок, обсуждение. Круг – завершение. В зависимости от цели занятий схема занятий может быть изменена.

В начале цикла занятий большое внимание и времени уделяется беседе. На первых занятиях ведущая роль принадлежит взрослому, затем больше времени отводится рассказам детей. Беседа – хороший способ проговаривания проблемы, поиск выхода из сложных ситуаций. Ведь известно, что речь и мышление тесно связаны друг с другом. Таким образом, из структуры занятия видно,что ребенку обеспечена всесторонняя интеграция: в теле, рисунке, речи.

Требования к процессу работы

1. Непринужденные дружеские отношения с ребенком;

2. Принятие ребенка таким, какой он есть;

3. Нельзя ни торопить, ни замедлять игровой процесс;

4. Взрослый вводит лишь те ограничения, которые связывают то, что происходит во время игры с реальной жизнью;

5. В любой игре ребенку предлагается возможность импровизации;

6. Игра не комментируется взрослыми;

7. Добровольное участие детей в занятиях;

8. Каждое занятие необходимо завершать чем-то радостным, веселым, положительным;

9. Между занятиями необходимо обращать внимание детей на поступки, эмоции свои и окружающих, тем самым, закрепляя пройденный материал;

3. Организационный раздел.

3.1 Система условий реализации программы.

Для успешной реализации Программыдолжны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:

1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);

3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;

4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;

6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;

7) защита детей от всех форм физического и психического насилия5;

8) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

3.2. Материально-техническое оснащение.

Для проведения занятий необходимо:

– просторное помещение с ковровым покрытием,

– магнитофон,

– копировальная техника,

– компьютер,

– столы,

– стулья для детей на 6 человек,

– краски,

– цветные карандаши,

– фломастеры,

– бумага,

– ножницы,

– клей,

– журналы и т. д.

Источник

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЯ «ЯСЛИ – САД №150 ГОРОДА ДОНЕЦКА»

СТАТТЬЯ: СОЦИАЛЬНО – ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Рыжикова Марина Викторовна

воспитатель

Донецк

Аннотация: В статье представлено обобщение процесса становления ценностных основ личности детей старшего дошкольного возраста в современной дошкольной образовательной организации. Раскрыто педагогическое содержание работы по формированию социально – личностных основ детской личности, взаимоотношений между субъектами образовательного процесса: детьми, родителями воспитанников и педагогами.

Ключевые слова: дошкольное образование, социально – личностное развитие ребенка, социализация, развитие личности, образовательный процесс, социальная среда, социальная адаптация.

Проблемы социально- личностного развития и воспитания детей дошкольного возраста кроются в тех переменах, которые происходят в нашем обществе и государстве. Это следствие последних изменений в политической, экономической и социальной жизни нашего государства, результат утраты привычных нравственных устоев. Изменения в жизни людей заставляют общество вновь обозначать новую, значимую в этот конкретный момент времени систему жизненных приоритетов, смыслов.

Социально – личностное развитие – является важнейшим направлением развития и образования детей дошкольного возраста, которое обусловлено необходимостью общества в воспитании современного поколения. Во- первых, способных найти «себя» и свое место в жизни; во-вторых, принимающих значение соблюдения норм и ценностей данного общества; в – третьих, успешно социализирующихся; в-четвертых, способных к саморазвитию и постоянному самосовершенствованию, проявлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.

В течение многих лет исследований ученых в области дошкольной педагогики и психологии доказан тот факт, что именно в первые годы жизни ребенка закладываются основные структуры его личности, что возлагает важную миссию и особую ответственность по воспитанию необходимых качеств у нового подрастающего поколения на родителей и педагогов дошкольных образовательных учреждений. Следовательно, проблема социально-личностного развития детей старшего дошкольного возраста становится особо актуальной в теории и практике современного дошкольного образования.

Исключительно важное место в социальном развитии ребенка занимает дошкольное образование. С.А.Козлова говорила, что дошкольник еще не способен целенаправленно воспитывать себя, но внимание к себе, постепенное осознание себя и своих возможностей будут способствовать тому, что он научится относиться внимательно к своему физическому и психическому здоровью. Осознав себя, научится видеть других людей, понимать их чувства, переживания, поступки, мысли. И став школьником, сможет более осознанно воспринимать события, явления, факты социальной действительности.

Образование и социальный мир вокруг нас меняется – меняются и дошкольники. Современные дети стали способнее, чувствительнее, активнее, чем раньше. Поэтому цель – помочь каждому ребенку полностью раскрыть свой потенциал, и эта важнейшая миссия возложена на педагогов дошкольного образовательного учреждения.

В педагогике понятие «социализация» связано с такими понятиями как «воспитание», «обучение», «развитие личности». Итак, социализация – это процесс формирования и развития личности происходящее под влиянием воспитательной и учебной деятельности. Степень социализации детей старшего дошкольного возраста является важным критерием его адаптации к школьной, а затем и взрослой жизни в социуме. Главную роль в том, каким вырастает ребенок, как пройдет его становление, играют люди в непосредственном взаимодействии, с которыми протекает его жизнь. Таковыми выступают родители, а в дошкольном образовательном учреждении педагоги.

Старший дошкольный возраст – конечный этап начального звена социализации ребенка на уровне дошкольного образовательного учреждения. Приход ребенка в дошкольное учреждение требует от ребенка социальной адаптации: умения находиться в новых условиях, соблюдение правил коллектива, отстаивать собственные мысли, следовать социальным нормам поведения.

Типовая образовательная программа дошкольного образования «Растим личность» является инновационным образовательным программным документом для дошкольного образовательного учреждения. Содержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей старших дошкольников в различных видах деятельности и охватывает образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

В соответствии с Государственным образовательным стандартом, у детей формируются представления о социальном мире, о самом себе, окружающих людях, природе и рукотворном мире, воспитываются социальные чувства, активная жизненная позиция.

Первым институтом социализации для дошкольника является дошкольное образовательное учреждение. Здесь ребёнок получает первый опыт общения с чужими взрослыми, учиться взаимодействовать с группой сверстников.

Учитывая, что ребенок проводит большую часть времени в дошкольном образовательном учреждении, очень важно, чтобы его окружали доброжелательные, отзывчивые, чуткие, внимательные педагоги. В связи с этим, необходимо придавать важное значение психопрофилактической работе, в рамках которой должны организовываться как индивидуальные, так и групповые беседы.

Участники процесса социально-личностного развития дошкольников в дошкольном учреждении:

– музыкальный руководитель помогает в создании драматизаций, обыгрывании ситуаций с использованием декораций, костюмов, формирование умения выражать собственное эмоциональное отношение как отклик на проявление социальных ценностей;

– педагог – психолог ведет работу с детьми по овладению языком эмоций, коррекции агрессивности, формированию уверенности в себе, социальных навыков, нравственного сознания;

– воспитатель – родитель привлекает внимание взрослых к индивидуальным особенностям, потребностям, интересам и желаниям ребенка, обучение внимательному отношению к его внутренним переживаниям, умению выслушивать и понимать;

– воспитатель – ребенок создание условий эмоционального комфорта для каждого ребенка, а также положительный эмоциональный климат в группе, воспитание культуры общения с окружающими; формирование умения выражать собственное эмоциональное отношение как отклик на проявление социальных ценностей;

– воспитатель – профессионал уточняет представления о собственной системе личных и профессиональных педагогических смыслов, составляет индивидуальный план профессионального роста и совершенствования; расширяет и уточняет знания воспитателей о гуманной педагогике, о возможностях внедрения ценностного подхода в работу современного воспитателя.

Основная работа по данному направлению осуществляется в течение всего времени пребывания детей дошкольном образовательном учреждении. Совместная деятельность педагога с детьми начинается с утреннего кругового сбора, где он устанавливает эмоциональный контакт, обогащает словарный запас, учит детей взаимодействию друг с другом, каждому ребенку предоставляется возможность высказаться о прошедших значимых событиях, о накопленной информации по выбранной теме. Очень важный момент на сборе — это дидактическая часть, здесь дети вместе с педагогом планируют свою деятельность в центрах активности. В центрах активности они взаимодействуют друг с другом: общаются, конфликтуют, учатся договариваться, планируют дальнейшую деятельность, все это ведет к достижению поставленной цели. Таким образом, можно сделать вывод о том, что такая организация образовательного процесса с детьми в виде совместной деятельности с взрослыми способствует социально-личностному развитию каждого ребенка. Дети становятся более раскрепощенными и самостоятельными, целеустремленными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым, способными к взаимопониманию и сотрудничеству. У детей формируется способность совместно принимать решения и следовать их выполнению.

В целях повышения социального статуса дошкольного образовательного учреждения и семьи уделяется большое внимание работе с родителями. Для обеспечения тесного взаимодействия педагогов и родителей по социально – личностному направлению работы с детьми старшего дошкольного возраста составляется план работы с родителями в этом направлении, а работа с родителями проходит через различные формы работы: родительские собрания, консультации, праздники, досуги, родительские уголки. Успешность данного взаимодействия будет зависеть от уровня профессионализма педагогов. Задача педагогов – раскрыть потенциал ребенка, данный ему от рождения, воспитать душу и характер подрастающего человека, но состоит эта работа не в максимальном ускорении развития детей, не в форсировании сроков и темпов перевода его на «дорогу» школьного возраста, а, прежде всего, в том, чтобы создать каждому дошкольнику все условия для наиболее полного раскрытия и реализации его неповторимого, специфического возрастного потенциала, способствовать совершенствованию знаний, умений, навыков, формирование психологической готовности. Это достаточно длительный процесс, требующий немалых усилий и соблюдения взаимосвязанных этапов педагогической технологии социально – личностного развития:

– создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды, включающей систему условий индивидуализации, гендерных особенностей детей и социализации;

– сбор и анализ информации об индивидуальных особенностях воспитанника (личностные качества, умения, потребности, взаимоотношения с сверстниками и т.д.);

– осуществление работы с детьми по социально – личностному развитию (разнообразие форм, методов, приемов);

– коррекция имеющихся социально-эмоциональных проблем.

Организация деятельности по социально – личностному развитию с детьми старшего дошкольного возраста доступна в следующих формах:

– организация образовательной деятельности;

– совместная деятельность педагога с детьми;

– совместная деятельность детей;

– индивидуальная работа воспитателя с ребенком.

Социально-личностное развитие происходит успешно при условии его непрерывного осуществления, т.е. включения во все моменты образовательного процесса. Большое значение для усвоения этических норм в дошкольном возрасте имеет игра. Наблюдая за игрой детей, можно заметить, что не все дети умеют играть. Задача педагогов дошкольного учреждения состоит в том, чтобы научить детей играть, а значит – научить жить. В игре у детей закрепляются навыки социального поведения, формируются морально – нравственные навыки, такие как отзывчивость, терпимость, дружелюбие, взаимовыручка и др. В процессе участия в дидактических играх «Найди свою группу», «Давай думать вместе», «Пословица недаром молвится» дети учатся общению, пробуют себя в различных ролях и ситуациях. Они учатся быть лидерами и подчиняться решению большинства, становятся инженерами, конструкторами, дизайнерами, учителями, шахтерами, проживая и переживая эти роли в ситуациях, которые могут им помочь во взрослой жизни.

Таким образом, для ребенка, который социализируется, соответствующими эталонами изменения социальной среды является семья, дошкольное образовательное учреждение, ближайшее окружение. У детей старшего дошкольного возраста могут быть сформированы ценностные основы личности, которые представляют собой зачатки приоритетных ориентаций взрослого. Передача взрослым и присвоение ребенком ценностей наиболее успешно осуществляется в межличностных отношениях в ходе совместного взаимодействия. Педагогическими усилиями и условиями формирования ценностных основ личности в старшем дошкольном возрасте является комплекс методов и форм совместной деятельности, направленных на активизацию взаимосвязи эмоционального, познавательного компонентов. Реализация игровых приемов в работе с детьми облегчит адаптацию детей к новым социальным условиям, поможет им адекватно воспринимать себя и окружающий мир.

Список литературы:

1.Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью: Учеб. пособие. – М., 2012. – 330 с.

2.Игра как средство социально-эмоционально развития детей 3-5 лет./ Составитель Жукова Р.А.. – Волгоград.:2006.- 112 с.

3.Божович, Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. — М.: изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: «МОДЭК», 1995.

4. Полковникова Н.Б. Педагогическая работа по формированию ценностных основ детской личности в социально-коммуникативном развитии старшего дошкольника \ Дошкольное воспитание,2016 №12

Источник