Программа развития как дома в домах ребенка

Программа развития как дома в домах ребенка thumbnail

logo

Так не должно быть 

Дома ребёнка

Совершенно здоровые малыши, попадая в дом ребёнка, через некоторое время начинают отставать в развитии. Всё потому, что любому ребёнку нужно, чтобы рядом с ним был близкий взрослый. Когда их рядом много и они постоянно меняются, ребёнок не успевает сформировать привязанность. В доме ребёнка воспитатели и нянечки меняются постоянно.

И есть ещё одна большая проблема. Мамы знают, как тяжело бывает даже с одним малышом. А если их в группе 10? 15? Тут выход один – жесткая дисциплина. Сидеть на горшке все, даже если ты не хочешь. Есть одновременно со всеми. Если ты заплачешь, воспитатель может просто не успеть к тебе подойти.

В результате ребёнок не может научиться познавать этот мир, доверять взрослому, учиться новому. Те пробелы в развитии, которые получит малыш до трёх лет, будет почти невозможно заполнить в будущем. И это ужасно.

Детские дома

Обычный детский дом – это большая комната казарменного типа. Десять подростков живут в одной комнате, вся жизнь проходит на виду друг у друга.  У ребенка нет своего пространства, где можно хранить личные вещи, заниматься любимыми делами, почитать книгу в тишине или просто отдохнуть от уроков. Подросток, у которого есть своя жизнь и секреты, вынужден жить в окружении сверстников 24 часа в сутки. Это действительно тяжело.

Кроме того, воспитанники интернатных учреждений беспомощны в быту: они не умеют разделять своё и чужое, соблюдать режим дня и планировать свою жизнь, защищать личные интересы. Некоторые дети не умеют готовить и даже не представляют, что куриное яйцо под скорлупой жидкое. Ведь действительно сложно научиться быть самостоятельным, когда всю домашнюю работу за тебя выполняют.

Что сделано 

Для домов ребёнка

Мы переводим дома ребёнка на семейную модель – делаем так, чтобы условия в доме ребёнка были максимально приближенны к домашним:

  • за каждой группой теперь закреплён постоянный воспитатель, который подготовлен к тому, что на ближайшее время станет значимым взрослым для малышей, а не просто тем, кто работает здесь два через два;
  • каждый сотрудник дома ребёнка работает по принципу «забота с уважением», то есть в каждом своём действии идёт прежде всего от потребности малыша, а не от распорядка или других вещей, придуманных взрослыми;
  •  число детей в группах сокращается: теперь на одного взрослого максимум семь малышей;
  • маленькая «семья» становится разновозрастной, как и обычная, где физиологически невозможна ситуация, когда все малыши одного возраста;
  • дети с ограниченными возможностями здоровья живут вместе с другими малышами и быстро всему у них учатся, в то же время их друзья проявляют удивительную заботу по отношению к особенным одногруппникам.
  • увеличивается время свободного общения воспитателей с детьми и появляется возможность уделять больше времени каждому ребёнку.
  • появляется «семейный час» – время, когда воспитатель сосредотачивает своё внимание на одном или двух малышах, даря именно им заботу и тепло, а не заставляя есть, одеваться или умываться.

Если совсем просто, то теперь каждая группа выглядит как многодетная семья, в которой одногруппники – это братья и сестры, и мама-воспитатель.

В 2019 году мы провели для специалистов Домов ребёнка обучение по программе «Базовые компенции специалиста», обучающие семинары от лучших специалистов страны. Также, мы помогаем Домам ребёнка натурально – по запросам предоставляем средства гигиены и оборудование. 

В июне 2020 года мы собрали средства и полностью оборудовали специальную палату для хранения наркотических и сильнодействующих препаратов в рамках организации паллиативного отделения в одном из Домов ребёнка Новосибирска. Это отделение необходимо для детей с серьезными заболеваниями. Сейчас их периодически отвозят в обычные городские больницы, подвергая риску заражения от других детей и стрессу, от частых перевозок. Паллиативное отделение позволит помещать малышей в безопасном для них пространстве, минимизировать количество передвижений, необходимые медикаменты и уход они смогут получать прямо в Доме ребенка!

На сегодняшний «Солнечный город» перевёл на семейную модель три дома ребёнка:

  • «Специализированный дома ребенка» №2, город Новосибирск
  • Куйбышевский дом ребенка, Новосибирская область
  • Усольский областной специализированный дом ребенка, Иркутская область

Конечно, ни один дом ребёнка, даже самый хороший не заменит семью и маму с папой рядом. Но мы видим, как меняются наши дети, когда начинают жить «как дома». У них нет больше нет отставания в развитии, они реже болеют. И всё это – большая победа и сотни детских судеб, которые пошли совсем по другому пути.

Для детских домов

В январе 2014 года в Центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей «Созвездие», нами был создан социальный модуль, который повторяет условия городской квартиры – две комнаты, кухня, санузел. Главная цель социальной квартиры –  это предоставить возможность подросткам пожить взрослой, самостоятельной жизнью.

Конкуренция среди воспитанников была серьезная – каждый хотел оказаться, пусть и на время, в отдельной комнате, в тишине и с собственными правилами. За старания в учебе и хорошее поведение дети получали возможность некоторое время пожить «самостоятельно».

Читайте также:  Ребенок в полтора года развитие режим

Затем, Детский благотворительный фонд «Солнечный город» по принципу «семейной квартиры» переоборудовал четыре группы в Детском доме №13. В результате было создано пространство, где дети могут проживать по два человека в комнате, у них появилась общая гостиная и кухня, на которой они будут учиться готовить и могут просто приятно проводить время.

В 2016 году такое преобразование началось в «Центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей» МКУ Тогучинского района: по семейному типу было переоборудовано две группы. Теперь воспитанники будут проживать в комнатах по одному-два человека. Каждая комната – это личное пространство ребенка, и как в настоящей семейной квартире: появился свой шкаф, письменный стол, тумбочки, рамки для фотографий и главное, появилась возможность самостоятельно решать, как всем этим распоряжаться. Но это только часть проекта. Основная работа ведется с воспитателями. Для них мы проводим большую обучающую программу, поскольку обновленные условия проживания детей требуют совершенно иных подходов. Сотрудники с воодушевлением принимают новые механики взаимодействия с детьми по принципу «Заботы с уважением».

В мае 2014 года Правительством РФ было принято 481 Постановление, в котором говориться, что «проживание детей-сирот организовывается по принципам семейного воспитания в воспитательных группах, размещаемых в помещениях для проживания, созданных по квартирному типу». Это был большой прорыв в системе сиротских учреждений в нашей стране. Мы также гордимся тем, что приняли непосредственное участие в создании данного Постановления.

В 2019 году было принято решение проводить в рамках проекта обучения для специалистов детских домов по программе “Наука правильной заботы”.

Постоянный партнер проекта: гипермаркеты товаров для дома и ремонта “Колорлон”

Как дома

Этот обучающий фильм предназначен для руководителей и сотрудников Домов ребёнка. Он рассказывает о том, как реализовывалась программа “Как дома” на примере конкретного Дома ребёнка и каких результатов можно достичь, благодаря такой программе модернизации.

Источник

руфия аджигитова
Воспитатели о работе по программе «Как дома»

Каждый ребенок должен иметь семью, жить дома, а не в учреждении, ходить в детский сад, поликлинику, на занятия, гулять на детской площадке в собственном доме. И это правильно. Но пока система семейного размещения детей не может откликнуться на потребности каждого ребёнка от рождения до 4 лет, надлежащую профессиональную помощь и безопасное семейное окружение обеспечивают сотрудники дома ребёнка. В котором работают жители Приволжского района г. Астрахани, воспитатели Аджигитова Р. Т и Калиева Ф. К. Они рассказали много интересного о своей работе и о программе по которой они работают. Для изменения условий жизни в учреждении ГКУЗ АО СДР «Звездочка» выбрана модель и концепция “Как дома“, разработанная специалистами Санкт-Петербургского государственного университета. С 1 февраля в доме ребёнка «Звездочка» работает группа по “семейной “модели. “Как дома“. Воспитатели рассказали о проблемах, с которыми столкнулись в работе и об этапы обучения.

Включала 3 основные составляющие: обучение, поддержку и направление, если сказать иначе профессиональное консультирование на рабочем месте с позитивной обратной связью.

Во-первых, была создана рабочая группа, в лице старшего воспитателя, дефектолога, врача-педиатра и воспитателей из экспериментальной группы.

На первых занятиях мы продолжали знакомиться с проектом «Как дома», также мы рассматривали и изучали такие темы. «Забота с уважением», «Представлением о психическом здоровье и развитии детей», «Эмоции и сигналы», «Бережное отношение к телу ребенка», «Навыки самообслуживание «и т. д.

Занятия были нацелены на формирование компетентности «профессиональной мамы» и чувствительности, отзывчивости к сигналам детей и, конечно же, умение работать в команде.

Следующий этап – это отслеживание результатов обучения в

«супервизии» на рабочем месте. Эти супервизии были предсказуемы и конфиденциальны и все проблемы, и недочеты профессионально корректировались за общим столом в спокойной дружеской обстановке.

Вначале мы просматривали видеоролики о работе воспитателя.Каждый раз брались новые темы: «Кормление», «Переодевание», «Купание».

Разбирали конкретные, рабочие случаи, обсуждали динамику развития каждого ребенка, особое внимание уделяли детям с ограниченными возможностями. Самым важным нас в этих занятиях явилось то, что мы научились замечать, признавать и искать методы исправления своих недочетов в работе, анализировать причины затруднений.

В первый месяц работы было состояние растерянности, тревоги, переживания, т. к. на нашу группу легла очень большая ответственность мы стали первой экспериментальной группой.

Супервизия позволила, во-первых поделиться чувствами, выявить трудности, появившиеся в работе, получить профессиональную оценку, расширить теоритическую и методическую базу, обсудить варианты дальнейшей работы. Первые успехи радуют. Дети стали эмоционально раскрепощенными, старшие помогают персоналу группы заботиться о младших, участвуют в организации “семейного “быта. Опыт работы сотрудников в реабилитации малышей, а главное удовлетворение ими потребностей детей в формировании отношений с постоянным чувствительным и отзывчивым взрослым помогут в реализации модели «Как дома»

Читайте также:  Как позаниматься с ребенком для развития речи

Источник

Индивидуальная программа развития и жизнеустройства

пп

Направления деятельности

Мероприятия

Индивидуальная программа

Ответствен-ный

Сроки

Результат

1

Социально-бытовая адаптация в условиях, приближенных к домашним

– беседа «Я и мои родные»;

– воспитательский час «Традиции в семьях и в детском доме»;

– игровая программа «Ты старший, помоги младшим»;

– воспитательский час «Забота о взрослых»

– беседа «Воспитанник сам себе слуга, ему нянька не нужна»;

– уборка группы;

– контроль! Дежурство! Семейные часы:

«В стране Мульти – Пульти»;

«Если выдумку приложить, ты свой дом

украсить сможешь»;

«ЗОЖ – залог счастливой семейной жизни»

Беседа «Как быть самостоятельным, прилежным и старательным»

П /И « Хитрая лиса»,

Д /И «Ходилки» (в виде фишек – маленькие звери) и т.п.

С/Р игры «Магазин игрушек», «Зоопарк».

– занятие «Душа – это мой внутренний мир»;

– тренинг «Как научиться управлять собой»;

– «Какой я? Чем я отличаюсь от других?» – беседа;

– «Что такое скромность?» – беседа; – игра – фантазия «Я хочу, чтобы…»;

– тренинг «Будь уверен в себе!»

Формирование педагогической культуры семьи.

Формировать позитивное отношение к труду, научить понимать общественную ценность труда, побуждая к труду других.

1. Закреплять умение подчиняться правилам в групповых играх

2. развивать умение налаживать и регулировать контакты в совместной игре (договариваться, мириться, уступать и т.п.)

Вызвать желание, стремление воспитанника к самопознанию, саморазвитию, самовоспитанию.

Воспитатели:

О.Е Сарголь

Е.В Асанова

Е.В Киле

.

2

Социально-личностное

Беседа «Что мы делаем перед завтраком?»

Игра «Раздеваемся в определенной последовательности».

Индивидуальная работа снимаем обувь

Упражнение «Помоги кукле, как застегивать пуговицы».

Игра «Что надеть сначала, что- потом?»

Упражнение «Обуваем обувь правильно».

Беседа «Чего нельзя делать за столом?»

Рассматривание картины «За столом»

Развивать у дошкольников интерес к различным видам игр, самостоятельность в выборе игр; побуждать к активной деятельности.

Формировать у детей умение соблюдать в процессе игры правила поведения. Продолжать работу по развитию и обогащению сюжетов игр; используя косвенные методы руководства, подводить детей к самостоятельному созданию игровых замыслов.

В совместных с воспитателем играх, содержащих 2-3 роли, совершенствоватьумение объединяться в игре, распределять роли (мать, отец, дети), выполнять игровые действия, поступать в соответствии с правилами и общим игровым замыслом.

Воспитатели: О.Е Сарголь

Е.В Асанова

Е.В Киле

3

Содействие обучению в образовательном учреждении

Программа «От рождения до школы»

под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой в соответствии с ФГОС

Художественно-эстетическое

Рисунки на тему « Как мы играли в П/И «Хитрая лиса», « Играем в зоопарк» и т.п.

Д/У «Дорисуй домик и раскрась» и т.п.

Досуговые занятия: «Музыкальная минутка» «Красивые воздушные шары»

«Разноцветные колёса»

«Крендельки»

«Печенье»

«Шарики и кубики»

«Подарок маме»

«Снег идет»

«Елочка»

«Снежные комочки»

Лепка по замыслу

«Снеговик и ёлочка»

«Наклей, какую хочешь игрушку»

«Украсим дымковскую уточку»

Рисование по замыслу

«Погремушка»

«Мандарины и апельсины»

«Украсим рукавичку- домик»

«Пирамидка»

«Самолёты летят»

«Деревья в снегу»

«Мыло»

«Самолёт»

«Узор на круге»

«Цветы в подарок маме, бабушке»

Учить располагать изображения на полосе внизу листа, по всему листу. Развивать художественно – эстетический вкус. Продолжать закреплять и обогащать представления детей о цветах и оттенках окружающих предметов и объектов природы. Продолжать формировать умение создавать декоративные композиции по мотивам дымковских, филимоиовских узоров. Продолжать развивать интерес детей к лепке; совершенствовать умение лепить из глины (из пластилина, пластической массы). Закреплять приемы лепки, освоенные в предыдущих группах.

Воспитатели:

О.Е Сарголь Е.В Асанова Е.В Киле

Ноябрь- февраль

Познавательно-речевое

Беседы на темы «Домашние и дикие животные 2» , «Динозавры», и т.п.

Д/У « Расскажи по схеме о животном», «расскажи по образцу о кошке» и т.п.

Индивидуальные карточки.

П/и «Ходим кругом друг за другом», «Бегаем с ленточками»

Пальчиковая гимнастика : «Капуста» «Здравствуй, зимушка- зима!»          ( экскурсия по территории детского сада и беседа о зимней погоде).

2. «Найди предметы рукотворного мира»

(побуждать детей определять , различать и описывать предметы природного и рукотворного мира)

Наш зайчонок заболел»        (формирование знание о ЗОЖ)

2«Большие и маленькие звёздочки» (воспитывать уважение и гордость к защитникам Отечества)

3«Вот так мама, золотая прямо!» (воспитывать уважение к маме, бабушке, желание рассказывать о них)

4 «У меня живёт котёнок» (формировать умение правильно обращаться с животными) 

1.Формировать умение составлять по образцу простые и сложные предложения

2.Формировать умение связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы.

Обращать внимание детей на различные здания и сооружения вокруг их ломов, детского сада.

Совершенствовать восприятие детей путем активного использования всех органов чувств (осязание, зрение, слух, вкус, обоняние). Обогащать чувственный опыт и умение фиксировать полученные впечатления в речи. Учить считать до 5 (на основе наглядности) Предметное и социальное окружение

Читайте также:  Анализ интеллектуального развития ребенка в доу

Создавать условия для расширения представлений детей об окружающем мире.

Продолжать знакомить с признаками предметов, совершенствовать умение определять их цвет, форму, величину, вес.

Воспитатели:

О.Е Сарголь Е.В Асанова Е.В Киле

Ноябрь- февраль

Физическое

П /И « Хитрая лиса», «Встречные перебежки», эстафеты «Дорожка препятствий», «Эстафета парами» и т. п.

С бегом. «Самолеты», «Цветные автомобили», «У медведя во бору», «Птичка и кошка», «Найди себе пару», «Лошадки», «Позвони в погремуш-«Бездомный заяц», «Ловишки».

С прыжками. «Зайцы и волк», «Лиса в курятнике», «Зайка серый умывается»

С ползанием и лазаньем. «Пастух и стадо», «Перелет птиц», «Котята и щенята»

Упражнять в согласованной координации рук и ног.

Упражнять в ходьбе с высоко поднятыми ногами.

Формировать правильную осанку.

Закреплять и развивать умение ходить и бегать, согласовывая движения рук и ног. Развивать умение бегать легко, ритмично, энергично отталкиваясь носком.

Приучать к выполнению действий по сигналу. Упражнять в построениях, соблюдении дистанции во время передвижения.

Закреплять умение ползать, пролезать, подлезать, перелезать через предметы.

Развивать умение перелезать с одного пролета гимнастической стенки на другой (вправо, влево).

Закреплять умение энергично отталкиваться и правильно приземляться впрыжках на двух ногах на месте и с продвижением вперед, ориентироваться в пространстве.

Воспитатели:

О.Е Сарголь Е.В Асанова Е.В Киле

Ноябрь- февраль

4

Медико-социально-психолого-педагогическое сопровождение

1.Диагностика специалистами (психолог, логопед)

Анкетирование воспитанника:

– «Самооценка»

– «Твой характер»

– «Укажи своё место на лесенке»

1. Диагностика особенностей личности.

Ефименко

А.А.

Ноябрь- февраль

2. Диагностика уровня развития ребенка по программе «От рождения до школы» (ФГОС)

– углубленное психолого – педагогическое изучение воспитанника,

– выявление его индивидуальных особенностей.

О.Е Сарголь

2.Обследование. Оздоровительные мероприятия.

Бельды Н.Т.

Ноябрь- февраль

(социальный педагог)

Лукошкова К.А.

Ноябрь- февраль

5

Создание условий для самореализации через социально-значимую, культурно-досуговую, творческую и спортивную деятельность

1.Организация занятости дополнительным образованием

2.Вовлечение в деятельность

1.Выявление способностей, таланта, одарённости.

2.Привлечение в участии в мероприятиях

Бельды Г.В., Гейкер Л.М.

воспитатели

Ноябрь- февраль

Хореография,

оригами

Участие в мероприятиях

в квартире и в детском доме

Индивидуальная программа развития и жизнеустройства

пп

Направления деятельности

Мероприятия

Индивидуальная программа

Ответствен-ный

Сроки

Результат

1

Социально-бытовая адаптация в условиях, приближенных к домашним

1.Формирование навыков самообслуживания.

2.Подготовка к жизни в семье.

3.Социализация.

1. Работа по формированию навыков личной гигиены (чистить зубы утром и вечером; умываться)

2. Работа по формированию навыков самообслуживания (заправлять правильно свою постель, готовить стол к занятиям, убирать на место свои вещи, игрушки, убирать посуду и т.д.)

3. Прививать трудовые навыки: Формировать навык сервировки стола

4. Прививать чувство ответственности за свою семью

Воспитатели:

О.Е Сарголь

Е.В Асанова

Е.В Киле

В течение месяца

Самостоятельно чистит зубы, умывается. Старается сам стирать свои вещи-легкие; протирает обувь.

Качественно заправляет постель. Отлично справляется с дежурством.

Помогает своей младшей сестре во всем. Дома считает себя старшим, учит младших.

2

Социально-личностное

Блок занятий: « Что я могу?».

Семейные часы: «Если выдумку приложить, ты свой дом

украсить сможешь»;

«ЗОЖ – залог счастливой семейной жизни»; Беседа «Моя дружная семья», «Обязанности членов семьи», «Семьи большие и маленькие», «Как дети могут заботиться о взрослых»

Досуговые занятия: «Музыкальная минутка»

1. Тренинги, упражнения, которые помогут ребёнку познать внутренний мир чувств и состояний, научиться анализировать их и управлять ими.

2. Развивать умение налаживать и регулировать контакты в совместной деятельности с младшими и сверстниками (договариваться, мириться, уступать и т.п.)

3. Закреплять умение подчиняться правилам в групповых играх и вне дома.

4.Воспитывать любовь к музыке

Воспитатели:

О.Е Сарголь

Е.В Асанова

Е.В Киле

В течение месяца

3

Содействие обучению в образовательном учреждении

1. Посещение уроков в школе с целью отслеживания активности на уроках

2. Посещение родительских собраний

3. Систематическое повторение таблицы умножения.

4. Посещение библиотеки

5. Чтение книг – в день по 20-30 минут

1. Помощь при выполнении домашнего задания (соблюдать правила оформления при выполнении работы по математике, русскому языку).

2. Контроль – за успеваемостью.

3. Контроль – за внешним видом в школе.

Воспитатели:

О.Е Сарголь

Е.В Асанова

Е.В Киле

В течение 2 четверти

4

Медико-социально-психолого-педагогическое сопровождение

1.Диагностика специалистами (психолог, логопед, учитель).

Диагностика особенностей личности.

Ефименко

А.А.

2. Обследование. Оздоровительные мероприятия.

Бельды Н.Т.

3.Защита прав и законных интересов

Лукошкова К.А.

5

Создание условий для самореализации через социально-значимую, культурно-досуговую, творческую и спортивную деятельность

1.Организация занятости дополнительным образованием.

2.Вовлечение в деятельность.

1.Выявление способностей, таланта, одарённости.

2.Привлечение в участии в мероприятиях

Бельды Г.В., Гейкер Л.М.,

Чугуевская Т.В

воспитатели

В течение 2 четверти

Посещает кружки, оригами, хореография, ДПИ.

Участвует в мероприятиях

в квартире и в детском доме

Источник