Программа развития и воспитания детей в доме ребенка
Татьяна Терехова
Оформление плана воспитательно-образовательной работы с детьми раннего возраста, живущих в Доме ребенка
Учитывая особенности состояния здоровья и развития детей в Доме ребенка, вся организация работы учреждения должна быть направлена на формирование и удовлетворение потребностей каждого ребенка в общении с взрослыми, являющимися источником развития, в сенсорных впечатлениях и двигательной активности, положительных эмоциях, играющих огромную роль в развитии детей.
Медицинская и педагогическая грамотность, мастерство, высокая нравственность, культура воспитателя, любовь к детям – важнейшее условие обеспечения всестороннего воспитания и создания хорошего психологического климата в группах.
Основное условие реализации Программы воспитания и обучения детей в Доме ребенка в том, что педагоги реализуют основной педагогический принцип – единство и взаимосвязь всех видов деятельности с учетом последних достижений педагогической науки, педагогики раннего возраста, детской психологии, требований ФГОС. Для этого воспитатели, музыкальный руководитель, учителя – дефектологи, педагог – психолог должны планировать свою работу в тесном контакте.
Итак общие требования к плану воспитательной работы.
1. Оформление:
– титульный лист (План воспитательно – образовательной работы в группе №)
– список воспитателей, работающих на группе.
– график написания плана.
Например: ФИО вос – ля – июль, октябрь, январь, апрель
ФИО вос – ля – февраль, май, август, ноябрь
ФИО вос – ля – март, июнь, сентябрь, декабрь
Или оформить таблицей.
2.Список детей:
ФИ ребенка Ответ. вос – ль Дата рождения Возраст на данный месяц Группа развития
План воспитательной работы в группах раннего возраста состоит из двух частей.
1 часть. Определяется объем и направленность работы (задачи) на 1 месяц в группах первого года жизни и на три месяца в группах второго и третьего года жизни, т. е. на один квартал (перспективный план). Учитываются условия работы, уровень развития детей и индивидуальные особенности их поведения. При этом особое внимание уделяется формированию ведущих линий развития.Например: на втором году жизни – умение ходить, говорить, действовать с предметами; на третьем году жизни – развитие самостоятельности.
2 часть. План занятий и организация бодрствования детей.
Составляется в соответствии с возрастными требованиями Программы воспитания и обучения детей в доме ребенка.
– с детьми со 2 – го месяца жизни проводятся ежедневно во втором и третьем отрезках бодрствования индивидуальные занятия.
Виды занятий:
1. Занятия по развитию зрительного и слухового сосредоточения и слежения.
2. Развитие ответных эмоционально – положительных реакций.
3. Развитие движений рук.
4. Развитие гуления.
5. Развитие умения удерживать голову в горизонтальном и вертикальном положении.
6. Развитие упора ног.
7. Музыкальные занятия.
– от 3 до 6 месяцев занятия проводить во 2-ой, 3-ий, 4-ый отрезки бодрствования.
Виды занятий:
1. Развитие зрительного и слухового восприятия.
2. Развитие эмоционально – положительных ответных реакций.
3. Развитие гуления и лепета.
4. Развитие движений руки.
5. Развитие движений, подготавливающих к ползанию.
6. Укрепление упора ног.
7. Музыкальные занятия.
При планированиипериода бодрствования необходимо указывать:
– смену игрушек
– смену картин, макетов
– какие используются потешки, попевки
– диагностика нервно – психического развития
– индивидуальная работа
– от 6 до 9 месяцев занятия проводить во 2-ой, 3-ий, 4-ый отрезки бодрствования.
Виды занятий:
1.Индивидуальные занятия:
– развитие понимания речи и обогащение ребенка впечатлениями
– развитие лепета и способности подражать новым слогам
– развитие действий с предметами; сенсорное развитие
– развитие движений
2.Подгрупповые занятия:
– развитие понимание речи
– развитие внимания и развлечение детей
– музыкальные занятия.
– от 9 до 1 года.
Занятия планируются индивидуальные и групповые во все отрезки бодрствования. Проводятся в свободное от кормления и гигиенических процедур время, там, где дети бодрствуют, для занятий с дидактическим материалом детей старше 10 месяцев следует иногда сажать за стол.
Виды занятий:
1.Индивидуальные занятия:
– развитие понимания речи и расширение ориентировки в окружающем
– развитие активной речи
– развитие действий с предметами
– развитие движений
– занятия для улучшения эмоционального состояния.
2.Подгрупповые занятия:
– для развития понимания речи и ориентировки в окружающем
– для развития понимания речи, подражания звукам и действиям
– для развития движений
– игры – развлечения
– музыкальные занятия
Примерный план групповых занятий с детьми в Программе на странице 27. Следовательно, появляется потребность в составлении сетки занятий, которую воспитатели пишут на 1 месяц, ориентируясь на примерное распределение занятий по Программе на странице 27.
При планированиипериода бодрствования необходимо указывать:
– создание условий
– внесение игрушек – забав
– внесение новой картины
– обучение игровым действиям
– наблюдение живых объектов
– рассматривание комнатных растений
– рассматривание макета (по теме)
– индивидуальная работа
– диагностика нервно – психического развития детей.
Второй год жизни
– с детьми от 1 года до 1года 6 месяцев индивидуальные занятия проводятся во время самостоятельной деятельности других детей во 2-ом и 3-ем отрезках бодрствования 4 – 5 раз в неделю с каждым ребенком. С детьми этого возраста проводятся в основном занятия по подгруппам (2 – 3 ребенка). В течение дня дети занимаются 4 раза. Одно занятие проводится после завтрака, утром, два – днем, после обеда, одно вечером, в третьем отрезке бодрствования.
План занятий составляется на одну неделю и повторяется в течение месяца. Каждое занятие повторяется 2 – 3 раза в течение недели, т. е. проводится через 1 – 2 дня.
Виды занятий:
– развитие понимания речи
– развитие активной речи
– занятия по развитию действий с предметами и сенсорному развитию
– занятия с дидактическим материалом и дидактическими игрушками (от 1 года до 1 года 3 месяцев)
– занятия с предметами – орудиями
– занятия по развитию движений
– занятия со строительным материалом
– музыкальные занятия
Перечень видов занятий на неделю с детьми от 1 года до 1 года 6 месяцев
1. Развитие речи и ориентировки в окружающем
2.- показы, инсценировки, показ животных и т. д.
– экскурсии по группе
– занятия по картинкам
– рассказывание без показа
– дидактические игры
3. Развитие действий с предметами и сенсорное развитие
4. Занятия со строительным материалом
5. Развитие движений
– подвижные игры – ежедневно
6. Игры – развлечения
7. Музыкальные занятия
Кроме подгрупповых, во вторую половину дня планируются и индивидуальные занятия.
Примерная сетка занятий на неделю с детьми от 1 года до 1 года 6 месяцев и с детьми от 1 года 6 месяцев до 2 лет приведена в Программе воспитания и обучения детей в Доме ребенка на странице 68-69.
При планированиипериода бодрствования необходимо указывать:
– изменение условий
– внесение новых игрушек
– рассматривание картинок
– обучение игровым действиям
– наблюдение за трудом взрослых, живыми объектами, растениями
– экскурсии по Дому ребенка, по улице
– внесение картины
– поручения
– подвижные игры
– чтение и рассматривание книг
– индивидуальная работа
– развлечения
– обучение культурно – гигиеническим навыкам
– самообслуживание.
Третий год жизни.
Планируются 4 занятия в день: по два в первую и вторую половину дня (одно в помещении и одно на прогулке).
Планировать занятия надо, исходя из возраста и уровня развития детей, на одну неделю и повторять в течение двух недель. При необходимости, если дети не усвоили материал, занятия следует повторить столько раз, сколько окажется необходимым. При этом нужно вносить некоторые изменения в методику и содержание.
Сетка занятий (т. е. их распределение по видам в течение дня и недели) должна быть единая для детей 1-го и 2-го полугодия 3-го года жизни и может быть составлена на год.
А календарный план надо составлять для каждой возрастной подгруппы на 1 неделю и повторять в течение 2 недель. В нем указывается программное содержание, цель занятия, материал.
Перечень видов занятий на неделю с детьми в возрасте от 2-х до 3-х лет.
1. Развитие речи, расширение представлений и ориентировка в окружающем.
– организованные наблюдения
– целевые прогулки
– занятия с книжками и картинками с доступным для понимания сюжетом
– рассказы без показа о том, что дети не видели, но могут понять на основании своего опыта, беседы
– чтение коротких стихов, рассказывание сказок
– дидактические игры для развития слухового внимания, подражания звукам, словам, игры типа лото.
– показы – инсценировки
2. Сенсорное развитие
3. Развитие изобразительной деятельности (лепка, рисование красками и карандашами, аппликация)
4. Развитие конструктивной деятельности
5. Развитие движений
– подвижные игры ежедневно во все отрезки бодрствования
6. Музыкальные занятия
7. Занятия для развития элементов трудовой деятельности
8. Занятия по элементарному математическому развитию.
Планированиепериода бодрствования можно условно разделить на временные отрезки:
Утро – наблюдения
– трудовые поручения
– обучение навыкам самообслуживания и культурно – гигие6ническим
– игры – забавы
– подвижная игра
– внесение новой картины, рассматривание картинок, альбомов и т. д.
– внесение новой игрушки
Прогулка – наблюдение
– дидактическая игра
– подвижная игра
– экскурсии, целевые прогулки
– индивидуальная работа по развитию движений, речи, по обучению игровым действиям
-трудовые поручения и т. д.
Вечер: – обучение игровым действиям
– дидактическая игра
– индивидуальная работа
На прогулке – подвижная игра
– наблюдение
-обучение игровым действиям
Источник
Чувалова Наталья Викторовна
Программа воспитания и социализации воспитанников детского дома
Программа воспитания и социализации воспитанников Государственного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на 2018-2019 годы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Социализация – это процесс развития человека во взаимодействии с окружающим миром, в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества.
Социальное воспитание – это планомерная работа по духовно-нравственному развитию ребенка, развитию его гражданственности, профессиональной ориентации, здоровьесберегающей деятельности, привитию экологической культуры.
Сущность социализации состоит в том, что в ее процессе человек формируется как член общества, к которому принадлежит.
«Общество заинтересованно в том, чтобы его члены успешно овладели ролями мужчины или женщины (полоролевая социализация, могли бы и хотели компетентно участвовать в социальной и экономической жизни (профессиональная социализация, создали прочную семью (семейная социализация, были законопослушными гражданами (политическая социализация, а также могли быстро приспособиться к меняющимся условиям жизни. Возможность достичь жизненного успеха зависит и от способности личности приспособиться к новым условиям. В связи с этим особое значение приобретает способность личности принимать решения и противостоять внешнему давлению, что также свойственно социализированному человеку. Мудрик А. В.»
Предполагается, что после окончания общего образования выпускник будет иметь «сформированность черт, задаваемых его статусом и требуемых в данном обществе» т. е. его поведение будет соответствовать с принятыми в данном государстве образцами, нормами, ценностями; он будет обладать способностями самостоятельного принятия решений, противостоять внешнему давлению, отстаивать свое мнение.
Актуальность
Анализ статуса воспитанников школы-интерната показывает, что 97,7% детей поступили из неблагополучных семей, воспитывались в антисоциальной, криминогенной среде, которая и определяла их развитие, наделила негативным багажом жизненного опыта.
Большинство детей при поступлении в школу-интернат уже имеют опыт общения с правоохранительными органами – состоят на учете, имеют проблемы со здоровьем, есть дети, не обучавшиеся в школе в течение нескольких лет по тем или иным причинам. Родители воспитанников практически не занимались развитием своих детей, педагогическая запущенность привела к снижению их интеллектуальных возможностей, памяти, ограниченному представлению об окружающем мире, словарный запас детей беден, отсутствует учебная мотивация, очень низкая познавательная активность. Потеря авторитета родителей привела к отрицанию авторитета всех взрослых, их асоциальное поведение копируют дети, отрицательные, в том числе не
свойственные возрасту, потребности, искаженное представление о дружбе, товариществе, долге, чести – это не полный перечень проблем прошлого воспитания.
Неразвитость волевых качеств (самодисциплина, организованность, самостоятельность, настойчивость, терпение) приводит к тому, что в самостоятельной жизни эти дети испытывают большие трудности во всех сферах жизни. Практически единицы из выпускников заканчивают те учебные учреждения, в которые поступили, в результате чего могут рассчитывать только на низкооплачиваемые рабочие места, не требующие квалификации (грузчик, разнорабочий и т. д.). Тогда и начинается критический период в жизни выпускника сиротского учреждения, часто приводящий его к криминалу или злоупотреблениям. У социальных сирот заложена деформированная модель поведения взрослого человека, поэтому возникают трудности и в создании семьи, воспитании детей, отношениями в рабочем коллективе.
Однако все перечисленные выше проблемы не фатальны, важнейшую роль, каким вырастет человек, как пройдет его становление играют люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. Их принято называть агентами социализации обычно это, прежде всего родители, затем педагоги и в подростковом возрасте сверстники.
В интернатах основными агентами социализации являются воспитатели, учителя и сверстники.
Задача воспитателя в интернате – создать условия, приближенные к семейным и скорректировать огрехи прошлого воспитания, подготовить ребенка к самостоятельной жизни в обществе. Жизни по правилам и законам принятом в этом обществе, осмыслив себя, как гражданина общества, развив свои задатки и способности, взвешенно подойдя к выбору профессии, имеющего стойкие убеждения к здоровому образу жизни.
Цель данной программы социализации воспитанников заключается в воспитании в детях – сиротах «жизнестойкости», позволяющей человеку не потерять себя в жизни. Жизнестойкость обеспечивает ребенка механизмами и способами вхождения в самостоятельную жизнь.
Цель: воспитание социально активного человека, который может жить самостоятельно, является полноценным членом общества, обладает готовностью к самореализации личностной, профессиональной, гражданской, влияющий на самого себя и свои жизненные обстоятельства.
Задачи :
осуществлять эмоциональное развитие воспитанников, развивать потребность в сочувствии сопереживании;
развивать в воспитанниках потребность в здоровом образе жизни;
развитие учебной и трудовой активности воспитанников,
расширять представления воспитанников о мире, людях, обществе, нормах поведения принятых в обществе;
ослаблять зависимость ребенка от взрослого (формирование самостоятельности);
формировать умение заботиться о себе и о других, видеть положительные качества других и свои собственные;
формировать умение самостоятельно организовывать свою работу, осознавать труд как основу собственности;
развивать чувство личной ответственности за свою жизнь.
Содержание программы.
План сетка мероприятий на 2018-19 учебный год. 1. Беседа: «День знаний». Эмоционально настроить детей на учебу. Повышать мотивацию к учебе.
(сентябрь).
2. Инструктаж: «Правила поведения, устав дома – интерната»
Цель: Профилактика травматизма, нарушений устава дома-интерната.
(сентябрь).
3. Диагностическое занятие. Школа самоорганизации: «Ты и твое время».
Цель: Выявить умение воспитанников к саморегуляции и самоорганизации.
(сентябрь).
4. Диагностическое занятие: изучение социализированности личности учащегося
(разработана профессором М. И. Рожковым)
Цель: выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся.
(сентябрь)
5. Беседа о толерантности :«Все мы разные, но общего у нас много!»
Подготовка к празднованию Всемирного дня учителя – участие в школьных мероприятиях.
Цель: Сформулировать у воспитанников отношение к таким понятиям, как россияне, межнациональные отношения, государственное и национальное самосознание.
Цель: Развитие уважительного отношения к труду учителей и педагогов
(октябрь).
6. Составление презентации ко дню защиты животных
Цель: формирование бережного отношения к природе и всему живому на земле, показать взаимосвязь экологических проблем и сохранение исчезающих видов.
(октябрь)
7. Беседа – рассуждение «В какой стране я хотел бы жить»
Цель: проанализировать причины проявления этнических и религиозных противоречий в России. Обсудить возможность добрососедских отношений.
(октябрь).
8. Этическая дискуссия: нравственные проблемы в рассказе В. Тендрякова «Хлеб для собаки»
Цель: расширить представление детей о том, что такое добрый поступок, дать нравственную оценку этому явлению.
(октябрь).
9. Школа самоорганизации; тестирование: «Организованный ли ты человек».
По материалам сайта.
Цель: формирование положительного отношения к таким качествам как обязательность организованность, собранность.
(ноябрь).
10. Диспут «С чего начинается дорога к человечности»
Цель: ознакомить ребят с правами наций, закрепленными в Конституции России и принципами толерантности.
(ноябрь).
11. Игровая ситуация: «Диагноз: неорганизованность».
Цель: расширить представления детей о рациональном использовании времени его планированию, выполнению режима дня.
(ноябрь).
12. Занятие и просмотр презентации: «Права ребенка сложно и просто»
Цель: повторение закрепленных в Конвенции о правах ребенка прав, научить применять их в жизни.
(ноябрь).
13. Диспут, круглый стол: «Что имеем, не храним, потерявши плачем»
Цель: Формирование потребности к здоровому образу жизни; расширение представлений о разрушительном действии вредных привычек на организм человека; развитие понимания
взаимосвязи состояния здоровья и будущих жизненных перспектив.
(декабрь).
14. Развлекательное мероприятие: «Новый год к нам мчится»
Цель: Создание позитивного эмоционального заряда, способствовать сплочению коллектива
группы.
(декабрь).
15. Диспут: «Что такое трудовой героизм?; пример трудового героизма в 1920-1940 годов».
Цель: формирование патриотических чувств на примере трудового героизма 20-40 годов.
(декабрь).
16. Информационная беседа: «Рынок труда; востребованные и не востребованные профессии»
Цель: расширять представления ребят о профессиях, помочь с выбором востребованных
на рынке труда профессий.
(декабрь).
17. Беседа:«Необходимость труда для своего обеспечения».
Цель: воспитывать сознательное отношение к труду, как к средству жизненного самоопределения.
(январь).
18. «Россия родина россиян»«Многонациональные Герои России».
Цель: познакомить с судьбами выдающихся людей России других национальностей.
(январь).
19. Интерактивный обзоручебных заведений РК «Какую профессию выбрать».
Цель: знакомство с предлагаемыми специальностями, выявление профессиональных намерений воспитанников
(январь).
21. Беседа «Победы России XIII – XVIII» «Народное ополчение Минина и Пожарского»
Цель: формирование патриотического настроения, веры в величие России, показать историческое значение побед русской армии.
(январь).
20. «Духовные праздники и их значение -Масленичная неделя».
Цель: праздники как объединительный фактор общества, их символическое значение, отражение принципов жизни народа, влияние на развитие национальных особенностей
(февраль).
22. Практическое занятие «Учимся жить в обществе (дружелюбие, общительность, ответственность, взаимовыручка)
Цели: усвоенные социальные и коммуникативных навыки.
(февраль)
23. Ролевая игра «Как и где попросить помощь в случае необходимости»
Цели: Умение контролировать себя в разных ситуациях, усвоенные действия и привычки, помогающие не растеряться в необычной ситуации.
(февраль)
24. Семейное воспитание. Семейный досуг «Вечером у нас дома». Анкета «Что такое семейное счастье?»
Цели: Формировать положительные установки на создание будущей семьи; ответственности за обеспечение полноценной жизни в ней; формировать хозяйственно-бытовые умения и навыки; формировать представления о семье, её функциях и нравственных основах; учить умению строить семейные взаимотношения на основе любви, взаимоуважения, заботы и понимания.
(февраль)
25. Мини лекция: «Что труд дает человеку?»
Цель: формирование социальной установки на труд и первичных профессиональных намерений.
(март).
26. Беседа «Победы России XIII – XVIII» ,«Русские победы в эпоху Петра Великого»
Цель: формирование патриотического настроения, веры в величие России, показать историческое значение побед русской армии.
(март).
27. Беседа: «Труд красит человека, а безделье уродует».
Цель: формирование социальной установки на труд и первичных профессиональных намерений.
(март).
28. Ситуационная игра: «Я плохо схожусь с людьми, почему?»
Развитие коммуникативных способностей
(март)
29. Беседа: «Обычаи и традиции народов России».
Расширение знаний истории народов населяющих Россию, культурных обычаев, традиций.
(апрель)
30.«Я выбираю здоровье!». Устный журнал «Как стать неболейкой»
Цели: профилактика здорового образа жизни, борьба с вредными привычками; формировать жизнестойкость посредством физической культуры и спорта. (апрель)
31. Трудовой десант.
Цели:Научить ребенка самому ставить задачу, планировать пути и возможности ее решения.
(апрель)
32. Презентация: «Россия в освоении космоса».
расширение кругозора и интеллектуального развития воспитанника, воспитание патриотических чувств
(апрель)
33. Час общения: «Человека судят по его делам».
Осознание своих индивидуальных особенностей, развитие способности к самовыражению
(май).
34. Беседа: «Президент- защитник интересов России в мире».
Знакомство с международной ролью президента, формирование патриотического настроения
(май).
35. Беседа: «Куда обратится если тебе трудно?»
Знание права детей сирот, умение обратится в учреждения социальной защиты и
службу опеки и попечительства.
(май).
36. Лингвистический марафон: «Знаю свой родной язык», расширение кругозора и интеллектуального развития воспитанника
(май).
Источник