Программа развития и социализации личности ребенка
ПРОЕКТ ПРОГРАММЫ
СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Составитель
Социальный педагог
Архипович И.Г.
ПРОГРАММА СОЦИАЛИЗАЦИИ
ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА.
ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Новые социальные ориентиры, характерные для нашего общества, обусловили необходимость создание такой системы образования, которая предусматривала бы условия освоения детьми опыта предшествующих поколений, а главное для приобретения умений пользоваться им в различных ситуациях. Ребенку предстоит, исходя из собственных возможностей и интересов, открыть для себя мир природы и культуры. Достичь этого возможно только в результате развивающего обучения. Следовательно, одна из задач нашего времени – создание условий для развития личности ребенка в процессе взаимодействия с различными объектами окружающей его культурной и материальной среды в их многообразных связях.
Учеными доказано, что значительное влияние на развитие личности оказывает микросреда, она также является одним из важнейших факторов самореализации личности. Социум как объективная социальная реальность представляет собой совокупность материальных, политических, идеологических и социально-педагогических факторов, непосредственно взаимодействующих с личностью в процессе её жизни, деятельности и общения. Общение в различных сферах микросоциума личности – это не только межличностное взаимодействие, но и определенная система социальных отношений.
«Социализация – развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, а также саморазвития и самореализации в том обществе, к которому он принадлежит».
В процессе социализации развитие личности происходит по мере решения человеком ряда задач, которые объективно встают перед ним на каждом возрастном этапе.
Цель данной программы – повышение социально-психологической ориентации в обществе, социализация личности ребенка в современных условиях.
В связи с этим выдвигаются следующие задачи:
1. Формирование и развитие общественно значимых знаний, навыков и умений, качеств, потребностей, мотивов и норм поведения.
2. Развитие личности ребенка в деятельности, управляемой системой мотивов, вхождения ребенка в новую самостоятельную среду (адаптация – индивидуализация – интеграция).
3. Формирование благоприятной среды воспитания и обучения с учетом возрастных особенностей личности; укрепление духовных связей воспитывающих и воспитуемых.
4. Стимулирование доброжелательного отношения ребенка к социальной действительности.
5. Тесная связь с жизнью коллектива, страны.
Принципы построения программы:
Доступность предлагаемого материала, соответствие возрастным особенностям детей.
Систематичность и последовательность в приобретении знаний и умений.
Личностно-ориентированный подход к детям.
Изучение интересов и потребностей детей.
Практическое участие и наглядное оформление.
Творческий и индивидуальный подход к решению проблемы.
Отбор познавательных задач осуществлен исходя из современных требований к обучению старших дошкольников и младших школьников. К ним относятся:
– придание обучению развивающего характера;
– обеспечение максимальной активности детей в преобладающем самостоятельном процессе познания;
– интеграционный подход к содержанию и приемам организации педагогического процесса, в соответствии с индивидуальными возможностями развивающейся личности.
Разделы программы содержат актуальные познавательные темы, направленные на повышение уровня социально-психологической ориентации ребенка в современных условиях жизни.
Занятия проводятся один раз в неделю, но материал, предлагаемый детям, можно использовать в различных видах деятельности.
Форма организации познавательного процесса может быть различной, в зависимости от поставленных задач, по выбору педагога:
– совместная деятельность детей;
– игры;
– самостоятельная деятельность;
– упражнения и другие.
Программа включает 3 основных блока:
1 блок: «Я и моя страна». История, география, культурные традиции, природа страны, края, города. Профессиональные особенности деятельности страны, края, города.
2 блок: «Я и моё окружение». Межличностные отношения в обществе (детском коллективе): понимание разных эмоциональных и физических состояний людей, проявляющихся в мимике, жестах, действиях; развитие коммуникативных способностей на основе доброжелательного общения.
Формирование основ полоролевого поведения, понимание того, что дружеские отношения сверстников зависят от поведения каждого ребенка. Формирование основ здорового образа жизни.
3 блок: «Защита ребенка в социальных условиях».
Знакомство с «Конвенцией о правах ребенка», основными положениями «Семейного кодекса РФ», с Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ». Расширение представлений по организации безопасности жизни (техника безопасности в быту, на отдыхе, в процессе труда, правила оказания первой помощи пострадавшему, общение с незнакомыми людьми).
Тематический план.
Месяц
Основные
блоки
программы
Группы
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
январь
февраль
март
апрель
май
ВСЕГО
1. «Я и моя страна».
Подготовит.
Мл. школ.
4
4
4
4
1
3
2
17
5
2. «Я и моё окружение».
Подготовит.
Мл. школ.
4
4
4
4
4
3
1
4
1
2
4
15
20
3. «Защита ребенка в социальных условиях».
Подготовит.
Мл. школ.
4
4
4
3
4
11
Познавательные задачи распределены поквартально. На основе этих задач построена тематика учебного плана.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
Подготовительная группа.
1 квартал (сентябрь – ноябрь)
Расширение знаний о родной стране, крае, городе: знакомство с географическим положением, разнообразием природного мира.
Дать детям представление о видах производительного труда (шитье, производство продуктов питания, строительство, сельское хозяйство и другие) и обслуживающего труда (медицина, торговля, образование и другие). Связь людей разных профессий в производственной деятельности машиностроение и фермеры; фермеры и работники пищевой промышленности.
2 квартал (декабрь-февраль)
Ознакомление детей с детским домом. Его история, местонахождение, план территории.
Знакомство с трудом людей в детском доме.
3 квартал (март-май)
Формирование полоролевых представлений девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста. Представление об особенностях поведения других людей в группе. Понимание техники безопасности при обращении с огнем, электроприборами, изучение способов общения с незнакомыми людьми. Углубление представлений о детском организме, уходе за ним.
Содержание работы:
СЕНТЯБРЬ 1. Под крышей дома моего.
2. Мой любимый город (географическое положение, история, население, традиции). Визитная карточка города (имя, возраст, герб).
3. Край, в котором я живу. Заповедные места нашего края.
4. Труд людей в городе и крае.
ОКТЯБРЬ. 1. Моя страна – Россия (географическое положение, история развития).
2. Труд людей в России.
3. Работа над альбомом «Все работы хороши».
4. Экскурсия «На почте».
НОЯБРЬ. 1. Экскурсия в сберегательный банк: «Знакомство с профессиями».
2. Работа над альбомом «Все работы хороши».
3. Экскурсия в магазин: «Знакомство с профессиями»
4. Игра-конкурс «Все работы хороши – выбирай на вкус».
ДЕКАБРЬ. 1.Дом в котором я живу. Знакомство с детским домом.
2. Экскурсия по образовательному заведению.
3. Распределение обязанностей в детском доме.
4. Экскурсия по территории детского дома. Знакомство с планом участка.
ЯНВАРЬ. 1. Любимые занятия детей в детском доме.
2. Встречи с работниками детского дома.
3. «Знакомство с профессиями в детском доме».
4. Как мы помогаем педагогам детского дома.
ФЕВРАЛЬ. 1. Школа. Я – ученик. Как подготовиться к обучению в школе?
2. Правила поведения в школе. Распорядок дня.
3. Обязанности школьника. Правовая основа (права и обязанности школьников).
4. Мы встречаем друзей – школьников. Обмен опытом.
МАРТ. 1. Я – мальчик. Я – девочка.
2. Общение мальчиков с девочками. Секреты общения.
3. Как можно управлять своими чувствами?
4. Правила поведения со сверстниками.
АПРЕЛЬ. 1. Скорая помощь (служба 03).
2. Как звонить в милицию?
3. Как звонить в пожарную часть? Разговор по телефону, если случилась беда. Обращение с огнем.
4. Правила по технике безопасности.
МАЙ. 1. Природа и человек – единое целое.
2. Что красивого в природе.
3. «Наше здоровье – в наших руках».
4. Как мы проведем лето?
Младшие школьники.
1 квартал (сентябрь-ноябрь).
Понимание разных эмоциональных и физических состояний людей, проявляющихся в особенностях мимики, жестах, действиях, интонации голоса (радость, печаль, одобрение и др.), развитие коммуникативных способностей.
Дать представление о значении собственного имени. Представление о социальной значимости ребенка в детском доме, его правах и обязанностях.
Формирование основ полоролевого поведения, понимание того, что дружеские отношения сверстников зависят от поведения каждого ребенка. Дать представление о недопустимости равнодушия, насмешек, прозвищ по отношению к другим людям.
Понимать отличия между понятиями «друг» и «товарищ».
Формирование основ поведения в обществе, осознание своих прав и обязанностей перед ним.
2 квартал (декабрь-февраль).
Расширение представлений об истории основания, культурных традициях и природе родного края и города.
Знакомство с картой мира, с глобусом. Дать детям представления о планете, познакомить с самими крупными горами, лесными массивами, пустынями, реками, океанами и т.д.
Расширять знания о разных видах животных на планете, особенностях их питания и поведения.
Дать понятие «экологическая катастрофа», её причины и последствия.
Познакомить с основными статьями Конвенции о правах детей, Семейным кодексом.
3 квартал (март-май).
Расширять представления детей по организации безопасности жизни (техника безопасности в быту, на отдыхе, в процессе труда, правила оказания первой помощи пострадавшим, общение с незнакомыми людьми).
Введение понятий «здоровье», влияние «образа жизни» на состояние здоровья людей.
Формирование умения анализировать свое поведение, сопоставлять с поведением других детей, добиваться положительной результативности в развитии личностных качеств.
Содержание работы:
СЕНТЯБРЬ 1.Урок радостного общения.
2. Урок улыбки.
3. Урок взаимопомощи.
4. Урок здоровья.
ОКТЯБРЬ 1. Моё имя.
2. Я – человек. Каков я?
3. Как я интересуюсь жизнью сверстников.
4. Выходной день в нашем детском доме.
НОЯБРЬ 1. Я – друг. Я – товарищ. Что значит дружить.
2. Я – девочка. Я – мальчик. Секреты общения.
3. Моё настроение, настроение других людей.
4. Я – член общества. Как себя вести?
ДЕКАБРЬ 1. Моя планета – планета Земля.
2. Моя страна Россия.
3-4. Мой край, мой город, мой дом.
ЯНВАРЬ 1. Природа моего края, города. Заповедные места.
2. Я в мире природы.
3. Мои братья меньшие.
4. Деловая игра: «Как предотвратить экологическую катастрофу».
ФЕВРАЛЬ 1-4. Знакомство с Конвенцией о правах ребенка.
Основные положения о правах и обязанностях детей.
МАРТ 1-4. Знакомство с Семейным Кодексом РФ.
Основные положения о правах и обязанностях детей.
АПРЕЛЬ 1. «Как избежать беды?» (техника безопасности)
2. Общение с окружающими людьми (по телефону, на улице)
3. «Азбука светофора»
4. «Моё здоровье – в моих руках».
МАЙ 1. «Каким я был – каким я стал?»
2. Я – чуткий, воспитанный человек.
3. Я – веселый. Я – фантазер.
4. Как интересней провести каникулы.
По завершению данной программы к концу учебного года дети должны овладеть следующими знаниями и умениями:
– ознакомиться со своими правами и обязанностями;
– ознакомиться с понятием Планета Земля и иметь представление о людях, населяющих нашу планету;
– иметь представления о своей стране, её символике, государственных праздниках;
– иметь представление о родном крае, городе, его обычаях, традициях. О труде людей на территории нашего края;
– изучить основы здорового образа жизни;
– иметь представления о полоролевых отношениях в обществе;
– ознакомиться с различными видами профессий;
– освоить основы по организации безопасности жизнедеятельность;
– иметь представления о различных законодательных документах, обеспечивающих защиту прав и обязанностей детей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Баряева Л., Герасимова Е. «Родник». Программа социокультурного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста// Дошкольное воспитание. – 2002. № 5 – с. 22
Ванюшкина Л. Мир, открываемый заново// Дошкольное воспитание.
– 2003. № 5 – с. 28
Герасимова З., Козачек Н. «Родной свой край люби и знай!»//Дошкольное воспитание. – 2001. № 12 – с.47
Гризик Т. Познаю мир// Дошкольное воспитание. – 2001. № 11 – с.7
Козлова С.А. Мой мир: Приобщение ребенка к социальному миру. – М.: «Линка-Пресс», 2000 г. – 224 с.
О новых актуальных программах по дошкольному образованию// Дошкольное воспитание. – 2003. № 1 – с.4
Программа воспитания, обучения и развития в детском саду// Дошкольное воспитание. – 2003. № 1 – с. 12
Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 208 с.
Юхина Т.В. Программа социализации личности ребенка.
Источник
Программа воспитания и социализации обучающихся
«Дети нового тысячелетия»
- Ценностные установки воспитания и социализации учащихся
Современное общество нуждается сейчас в человеке мобильном, эрудированном, коммуникабельном, способном самостоятельно мыслить, быть готовым как к индивидуальному, так и к коллективному труду, осознавать последствия своих поступков для себя и для окружающего мира. Общество нуждается в человеке-гражданине.
Задача заключается в том, чтобы увидеть, раскрыть и развить природные задатки каждого ребенка. Для этого необходимо создать благоприятные условия, грамотно организовать процесс обучения и воспитания.
В последнее время образование во всем мире рассматривается в качестве важнейшero фактора становления и развития личности.
Школа – тот социальный институт, где каждый ребенок должен раскрыться как уникальная, неповторимая индивидуальность. А для этого нужны особые условия. Сам ребенок еще не осознает своих возможностей, траектория его собственного развития ему еще не :сна. Моя основная и очень ответственная задача – раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям.
Семья и школа – самое ближайшее окружение ребенка. Именно здесь, в первую чередь, происходит процесс становления и самоопределения его личности. Поэтому важно осуществлять взаимодействие и сотрудничество с учителями-предметниками, воспитателем ГПД, социальным педагогом, педагогом-психологом, библиотекарем, Фельдшером, родителями.
Нас объединяет общая цель – вырастить человека, способного взаимодействовать с окружающим миром и усвоить социальный опыт предшествующих поколений. Вне общества, вне человеческих отношений ребенок не может стать человеком. Каждый ученик является членом классного коллектива. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные и человеческие отношения, решаются проблемы досуга, высвечивается личность каждого ребенка.
Принципы построения воспитательной системы:
- Принцип природосообразности.
Недопустимо, бессмысленно, вредно пытаться переделать ребенка. Природа – корни.Воспитание – крона.
- Деятельностный принцип.
Воспитывает не педагог, не нравоучения, а организация жизни детей, ее живые уроки. Чем богаче классная жизнь, тем сильнее она задевает сердца и души детей.
- Принцип целостности в воспитании.
Восприятие ребенка как неразрывное единство биологического, психического, социального, духовного.
- Эгоцентрированный принцип.
Индивидуальный подход, личностно-ориентированная педагогика означает отношение к ребенку как к неповторимой, уникальной личности.
- Принцип творчества и успеха.
Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о сильных и слабых сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствуют формированию позитивной «я-концепции» личности учащегося.
- Ориентация на социально-ценностные отношения.
Создание длагоприятной атмосферы в социальной среде.
- Цель и общие задачи воспитания и социализации учащихся
Целью программы «Дети нового тысячелетия» является создание условий для формирования всесторонне развитой, адаптированной к современной жизни личности.
Задачи:
- Развивать субъектность личности каждого учащегося;
- Создавать условия для интеллектуального, нравственного, коммуникативного, творческого, эстетического и физического самовыражения личности;
- Формировать гражданско-патриатическое сознание, нравственные позиции;
- Содействовать формированию классного коллектива и созданию в нем нравственно и эмоционально благоприятной среды.
- Основные направления и ценностные основы
воспитания и социализации учащихся
Программа «Дети нового тысячелетия» включает в себя основные направления духовно-нравственного воспитания и культуры здорового и безопасного образа жизни, а также органично связана и дополняет образовательный ресурс программы «Школа XXI века».
Программа рассчитанна на 4 года и создана с учетом требований современного общества и этапов развития воспитальной системы класса.
Участниками этой программы являются дети класса, их родители и учитель.
Участники, задействованные в реализации программы, постоянно совершенствуются сами и совершенствуют свою деятельность, находят новые формы и методы работы, побуждающие инициативу.
- Основными направлениями воспитательной деятельности
в течении 4 х лет взяты:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Содержание программы изменяется с учетом возрастных особенностей младших школьников, так как социализация личности проходит несколько этапов
- адаптации (приспособление к природной и социокультурной среде, умение в ней жить, не разрушая себя как личность);
- интеграции (освоение потенциала среды в деятельности, общении с другими);
- саморазвития (предполагает процесс самоактуализации через систему потребностей – жизненных, безопасности, поддержки и признания, любви);
- самореализации (раскрытие творческого потенциала личности – физического, психического и социального – в продуктивной деятельности), складывается идентичность личности – осознание себя как постоянного и различимого относительно других, определенный образ себя (индивида и группы) во всем многообразии отношений к миру, чувство адекватности и владения собственным «Я».
Этапы становления и развития воспитательной системы класса (ВСК)
1-й этап: Создание и формирование ВСК
(1 класс)
- Определение стратегии и тактики воспитательной деятельности. Моделирование ВСК. Работа над программой «Дети нового тысячелетия» и ее старт.
- Формирование коллектива класса и традиций, организация сотрудничества с родителями. Старт психолого-педагогического просвещения родителей.
- Психолого-педагогическая диагностика, мониторинг различных аспектов учебно-воспитательного процесса.
- «Включение» первоклассников в системообразующую деятельность.
- Создание банка данных о творческих и интеллектуальных способностях учащихся, их одаренности на основе психолого-педагогического тестирования, индивидуальных собеседований.
- Организация деятельности по целевым школьным программам.
2-й этап: Становление ВСК
(2 – 3 класс)
- Координация и укрепление взаимодействия всех участников воспитательного процесса (учащихся, педагогов, родителей).
- Сохранение традиций класса.
- Расширение зоны педагогического воздействия. Организация деятельности творческих объединений детей .
- Реализация целевых школьным программ и программы «Дети нового тысячелетия» .
- Развитие творческой и познавательной активности через участие в выставках,соревнованиях, конкурсах и экскурсиях.
- Мониторинг деятельности ВСК.
3-й этап: Развитие (функционирование) ВСК
(4 класс)
- Включение учащихся в социальную деятельность (акции), в поисково-исследовательскую работу (проектная деятельность, практическая работа).
- Совершенствование форм и методов воспитательной работы (обучение ведению дискуссий, психологические занятия, КТД).
- Активизация самостоятельной деятельности школьников (обучение детей планированию и организации досуговых мероприятий).
- Ценностные основы воспитания и социализации учащихся
В 1-м классе основной задачей являлась адаптация детей к школьной жизни. На этом этапе были сделаны первые шаги навстречу друг другу, первые шаги по сплочению коллектива, изучению индивидуальности каждого ребенка,его способностей, возможностей, желаний.
Он проходит под девизом «Давайте познакомимся».
Во 2-м классе установливаются более тесные контакты между учителем, учениками и родителями. Дети класса отличаются активностью, высокой мотивацией к учебе, но наблюдается нетерпимость и грубость в межличностных отношениях, душевная черствость. Воспользовавшись врожденным чувством красоты, воспитатель просто обязан развить его. Ведь будучи развитым, это чувство даст стойкое неприятие и отторжение от всего безобразного и на протяжении всей жизни побуждает к человечности. Здесь нельзя обойти область духовных знаний человечества. Начинаем с познания мира, стараемся прочувствовать его сердцем, напитать и отогреть души.
«Красота спасет мир» – под таким девизом строится жизнедеятельность и воспитательная работа на этом этапе.
Между 9-м и 10-м годом жизни ребенок не только осознает себя субъектом, но и испытывает потребность реализовать свою субъективную роль, вступая в широкий круг общественных отношений. Пробуждается интерес к самому себе . Кто я? Какой я? Чего я хочу? Что я могу? Что я для этого умею? Что необходимо сделать, чтобы этого достичь? Отвечая на эти вопросы, ребенок учиться любить себя и мир вокруг, радоваться жизни, быть лучше.
Дети удовлетворяют свои потребности в общении, познании, самовыражении, самоутверждении, используя при этом свой духовно-нравственный потенциал.
«Я среди людей» -так можно охарактеризовать этот этап.
К 4-му классу ребенок уже обогатил свой внутренний мир духовными ценностями и способен раскрыть его для других, проявляя свои способности. Этому способствуют творческие мастерские, персональные выставки, презентации, конкурсные состязания, часы общения, творческие проекты и т.д. Ребенок хочет быть успешным и умеет быть таковым. По сути дела он стал самим собой, но способен познать смысл, предназначение, ценность предметов и явлений мира и себя в этом мире.
Произошло «Рождение творца». Это и есть новый этап развития воспитательной системы.
- Планируемые результаты воспитания и социализации
учащихся начальной школы
Выпускники физически и психически здоровые, способные высказывать собственную точку зрения, планировать свою деятельность, самостоятельно приобретать новые знания, умения и навыки, имеющие желание дальнейшего интеллектуального и творческого роста, способных понять себя и других, воспитать и утвердиться в жизни.
Они не ставят себе задачу быть сегодня первыми, вторыми или третьими. Их задача одна: быть и завтра ЕДИНСТВЕННЫМИ В СВОЕМ РОДЕ!
Источник