Программа развития графических навыков ребенка

(рабочая программа).

 Пояснительная записка.

      Важным показателем функциональной готовности ребенка к школе, обеспечивающим освоение им основ современного правописания, является развитие координированных движений, в том числе мелкой моторики руки.

Основными двигательными компонентами письма являются исполнительный орган, кинестетические ощущения, координированные движения руки определенного уровня и направленности, специальные двигательные и графические умения. Недостаточный уровень сформированности перечисленных компонентов создает ребенку, поступающему в школу, трудности в освоении навыков письма: небрежный неразборчивый почерк, описки, пропуски и «зеркальное» написание букв, быстрая утомляемость руки, слабая фиксация рабочей строки. У ребенка развивается тревожное состояние в школе. Отмеченные трудности в овладении письмом требуют пристального внимания к организации подготовительной работы с детьми до школы с целью формирования двигательных предпосылок письма.

      Сложные двигательные навыки (в том числе и графические) усваиваются путем целенаправленного обучения в условиях специально организованных упражнений (А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Т. С. Комарова, В. А. Силивон). В результате многократных повторений способ выполнения графического действия совершенствуется, вырабатываются и автоматизируются более рациональные его способы. Стремление написать красиво и четко важно  и актуально.          

      В своей практической работе увидела проблему у  детей в  недостаточном  формировании  графических навыков. Поэтому для более эффективного овладения начальными навыкам письма мною разработана рабочая программа, которая опирается в базе своей на труды известных педагогов: Максимовой Е.А.,       Москаленко В.В.,  Н.И.Ткаченко и др.,  которую разделила на 3 направления: «Развитие руки», «Формирование графических навыков», «Продуктивная  деятельность». Каждое направление имеет свои задачи и содержание. Все направления  взаимодополняют  друг друга, объединяются в единый целостный педагогический процесс.  Интегрированные занятия позволяют избежать перегрузок детей, освободив время для игры, сохранив их физическое, психическое и социальное здоровье, развивая все стороны личности дошкольника.

    Повысить эффективность развивающей работы с детьми по подготовке руки для освоения письма в школе.

1.Создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта и, прежде всего ручной умелости, без которой невозможно быстро и успешно освоить навык письма.

2.Развивать умение производить точные движение кистью и пальцами рук,  стимулировать тактильные ощущения детей.

3.Формировать поэтапно графические навыки у детей.

4.Формировать творческую активность, пространственное мышление, фантазию.

5.Воспитывать волевые качества ребенка и  уважительное отношение к своему и чужому труду.

Принцип системности и последовательности.  

Принцип от простого к сложному.

Принцип интеграции детской деятельности.

Тип, вид и преемственность программы.

Данная рабочая программа позволяет сформировать необходимую базу для полноценного и лёгкого овладения графических  навыков  письма в период дошкольного обучения.

Ориентация содержания –  практическая.

Характер освоения – развивающий, обучающий.

Возраст обучающихся – 5 – 6 лет.

Условия реализации программы – в ходе совместной, непосредственной образовательной и   самостоятельной деятельности детей в индивидуальной, подгрупповой и групповой форме.

Сроки освоения программы – долговременные.

– магнитная доска.

Набор для художественного творчества.

 1 направление «Развитие руки».

1.Упражнять в разных действиях: сжатие, расслабление, стимуляции тактильных ощущений, растяжение мышц рук.

2. Совершенствовать точные  согласованные и дифференцированные движения пальцев и кистей рук.

3.Развитие  зрительно-пространственных представлений, зрительно-моторной координации движений.

4.Воспитывать умение слушать, понимать и выполнять словесные установки воспитателя.

2 направление  «Формирование графических навыков».

1.Познакомить детей с соблюдением элементарных гигиенических правил при письме (правильной посадке при работе с тетрадью, положение листа, кистей руки, пишущегося инструмента).

2.Развивать графические навыки детей в написании прямых, наклонных, округлых линий, овалов, соотнося их со строкой.

3.Развивать пространственную ориентировку.

4.Умение действовать по словесным инструкциям, соразмеряя индивидуальный темп выполнения с заданием и умение самостоятельно продолжать выполнение поставленной задачи.

5.Воспитывать пытливость, инициативу, любознательность.

3 направление  «Продуктивная деятельность».

1.Способствовать развитию мускулатуры руки, координации движений.

2.Развивает свойства мышления (анализ, синтез, умение сравнивать).

3.Стимулировать сотворчество детей со сверстниками и взрослыми в продуктивной деятельности.

У детей совершенствуется ручная умелость.  Они умеют производить точные движение кистью и пальцами рук. Умеют ориентироваться на листе бумаги. Точно и правильно проводить вертикальные линии сверху вниз, горизонтальные – слева направо, овалы. Соблюдают гигиенические правила письма (положение корпуса, руки, тетради, карандаша). С помощью продуктивной деятельности у детей формируются творческие способности, рука и глаз ребенка подготавливаются  к процессу письма, учатся видеть форму и воспроизводить ее.

Читайте также:  Коммуникативное развитие ребенка с нарушением интеллекта

Информационно – методические рекомендации.

Учитывая возрастные особенности старших дошкольников,  в том числе особенности зрительного восприятия особое внимание уделяю упражнениям  на развитие зрительного и пространственного восприятия.   Они помогают формированию и совершенствованию ориентировки на листе бумаги и навыка движения по нему руки.

 Занятия в основном провожу в тетрадях с крупной и мелкой клеткой. Клетка дает большие возможности для развития мелкой моторики и элементарных графических навыков письма, так как рисование по клеткам требует мелких и точных движений, а также создает благоприятные условия для развития ориентировки в микро пространстве.

       Существует несколько мнений по поводу того, какую тетрадь брать для занятий, в крупную или мелкую клетку. Я практикую так. На первых занятиях, когда дети учатся ориентироваться в тетради и на рабочей строке, даю детям тетради в крупную клетку. А потом мы работаем карандашом в тетради в мелкую клетку. Сначала вместе с детьми рассматриваем страницу, обращаем внимание, что на ней начерчены прямые линии сверху вниз и слева направо, которые образуют одинаковые квадраты – клетки. Показываем нижнюю часть тетрадного листа, верхнюю, правую, левую сторону. На листе тетради – четыре угла: два верхних, два нижних. Соответственно – верхний правый угол, нижний правый угол, верхний левый угол, нижний левый угол. Рабочая строка состоит из ряда клеток, расположенных слева направо, и имеет верхнюю и нижнюю границы. Длительность графических операций на начальном этапе не должна превышать 5-7минут. Следует отметить, что  не нужно торопить детей. У каждого ребёнка свой темп письма.

      Необходимо формировать графический навык поэтапно для успешной   подготовки руки к письму.  Графические упражнения разнообразны: штриховка, обведение заданных линий и контуров, проведение линий разной конфигурации, выполнение изображений в цвете, воспроизведение графических узоров по клеточкам и без опоры на них, самостоятельное создание разных вариантов декоративных композиций по опорным знакам (точкам, палочкам) и без них. Параллельно на том же самом материале у детей развивается внимание, зрительная память, зрительно-пространственные отношения, формируются функции распределения внимания (способность концентрироваться на нескольких воспринимаемых объектах), функции контроля как неотъемлемые компоненты графомоторной деятельности. Выполняя графические упражнения, ребенок учится точно следовать инструкции и работать самостоятельно, связно и последовательно высказывать свои суждения, что особенно важно при его подготовке к обучению в школе.

Механизм оценивания полученных результатов: по итогам изучения раздела проводится оценочное тестирование, по итогам которого проводится оценка в виде графических изображений (звездочка красного цвета – задание выполнено полностью и правильно,  флажок красного цвета – имеются недочеты в работе). Далее дети вносят исправления в тестовые задания.

Календарно-тематическое планирование.

Формы работы

Направление

Сентябрь

Пальчиковая  гимнастика  «Пальчики знакомятся», «Повстречались два котенка».

«Развитие руки».

Самомассаж  ладони и пальцев руки (с предметами).

«Развитие руки».

Су-Джок терапия – массаж ладоней и пальцев рук «Капустка», «Рыбки».

«Развитие руки».

Кинезиологические упражнения. «Колечко», «Кулак-ладонь-ребро».

«Развитие руки».

Беседа с  детьми о  соблюдении элементарных гигиенических правил при письме: правильной посадкой при работе с тетрадью, положением листа, кисти руки, пишущего инструмента.

 «Формирование графических навыков».

Работа на листе бумаги –  рисование прямых горизонтальных и   вертикальных линий.

 «Формирование графических навыков».

Работа по шаблону (обведение и раскрашивание).

 «Формирование графических навыков».

Рисование красками (по представлению) и карандашами «Яблоко спелое, красное, сладкое».

«Продуктивная деятельность».

Лепка из соленого теста фруктов и овощей.

«Продуктивная деятельность».

Аппликации – самостоятельно выбирать нужную картинку и размещать ее на листе.

«Продуктивная деятельность».

Вырезание фруктов по контору.

«Продуктивная деятельность».

Октябрь

Пальчиковая гимнастика: «Солнышко», «Кулачок», «Мышки».

 «Развитие руки».

Самомассаж  ладони и пальцев руки (с колючим резиновым шариком).

«Развитие руки».

Су-Джок терапия: «Сказка про ежика».

 «Развитие руки».

 Кинезиологические упражнения: «Стол», «Заяц-коза-вилка».

«Развитие руки».

Упражнения на умение держать карандаш свободно, легко производить им движения в различных направлениях.

Читайте также:  История развития ребенка купить в омске

Работа на листе бумаги – штриховка волнами.

 «Формирование графических навыков».

Рисование карандашом предмета по точкам на листе бумаги.

«Формирование графических навыков».

Беседа: знакомство с крупной клеткой.

«Формирование графических навыков».

Упражнения на определение: верхний правый угол; верхний левый угол; нижний правый угол; нижний левый угол клетки.

«Формирование графических навыков».

Рисование пластилином «Осеннее дерево», « Пейзаж».

«Продуктивная деятельность».

Аппликация обрывная «Золотые березы».

«Продуктивная деятельность».

Рисование  солью «Осенняя природа».

«Продуктивная деятельность».

Аппликация из ткани « Дары леса- грибок».

«Продуктивная деятельность».

                                                                    Ноябрь

Пальчиковые игры: «Паучки», «Травка», «Обед», «Пирожки».

«Развитие руки».

Самомассаж  ладони и пальцев руки (с колючим резиновым шариком).

«Развитие руки».

Су-Джок терапия «»– массаж ладоней и пальцев рук «Ёжик», «Родные братья».

«Развитие руки».

Кинезиологические упражнения: «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь», «Ухо-нос», «Горизонтальная восьмёрка».

«Развитие руки».

Рисование карандашом горизонтальные линии слева направо в тетради.

«Формирование графических навыков»

Рисование карандашом прямую наклонную линию сверху вниз в тетради.

«Формирование графических навыков»

Штрихование:

– параллельными отрезками, сверху вниз, снизу вверх, слева – направо и справа налево.

«Формирование графических навыков»

Рисование предмета по точкам и раскрашивание.

«Формирование графических навыков»

Рисование с элементами аппликации «Русалочки в подводном царстве»

«Продуктивная деятельность».

Оригами «Щенок».

«Продуктивная деятельность».

Лепка « На лесной поляне» (коллективная работа).

«Продуктивная деятельность».

Конструирование объемной фигуры из бумаги «Зайчик».

«Продуктивная деятельность».

Декабрь

Пальчиковые игры: «Мишки», «Волк и лиса», «Зайки и ушки».

«Развитие руки».

Су-Джок терапия «Игрушки»– массаж ладоней и пальцев рук.

«Развитие руки».

Самомассаж  ладони и пальцев руки (с колючим резиновым шариком).

«Развитие руки».

Кинезиологические упражнения «Угощение гномов», «Ёжик».

«Развитие руки».

Рисование карандашом вертикальными и горизонтальными линиями в тетради в клетку.

«Формирование графических навыков».

Работа в тетради – наклонные прямые линии и комбинации из них.

«Формирование графических навыков».

Графические упражнения – Обведи по точкам контур елки, не отрывая карандаш от бумаги.

«Формирование графических навыков».

Работа на листе бумаги – дорисуй рисунок « Рыбка».

«Формирование графических навыков».

Выкладывание фигур из палочек: «Дом с забором», «Елочка», «Кораблик», «Рыбка», «Ежик».

«Продуктивная деятельность».

Аппликация «Снеговик».

«Продуктивная деятельность».

Выкладывание снежинки ватными шариками.

«Продуктивная деятельность».

Вырезание ножницами снежинок.

«Продуктивная деятельность».

                                                                   Январь

 Самомассаж фаланг пальцев мячиками-ежиками

«Развитие руки».

Пальчиковая гимнастика: « Елочка», «Праздник», «Подарки».

«Развитие руки».

Су-Джок терапия– массаж пружинным  кольцом пальцев рук.

«Развитие руки».

Кинезиологические упражнения «Зайчик-коза-вилка», «Дом-ежик-замок», «Кулак-ребро-ладонь».

«Развитие руки».

Работа в тетради: рисование верхних  и нижних полуовалов с разными направлениями движений.

«Формирование графических навыков»

Работа в тетради: рисование кругов и овалов.

«Формирование графических навыков»

Обводка трафарета елки, штриховка слева направо и справа налево.

«Формирование графических навыков»

Рисование по клеточкам копию картинки: «Узор на окне».

«Формирование графических навыков»

Картинка – пластилинка: «Новогодняя елочка» (выкладывание по контуру рисунка пластилиновые жгутики).

«Продуктивная деятельность».

Оригами «Заяц».

«Продуктивная деятельность».

Вырезание из бумаги одежды для картонной куклы.

«Продуктивная деятельность».

Лепка из пластилина «Чайная пара».

«Продуктивная деятельность».

                                                               Февраль

Пальчиковая гимнастика: « Кормим птиц», «Воробьи», «Мороз», «Дрова».

«Развитие руки».

Су-Джок терапия «Ежик», «Игрушки»– массаж ладоней и пальцев рук.

«Развитие руки».

Кинезиологические упражнения «Колечко», «Флажок-рыбка-лодочка», «Зайчик-коза-вилка».

«Развитие руки».

Массаж ладоней шестигранным карандашом.

«Развитие руки».

Составление узора из вертикальных и горизонтальных линий.

«Формирование графических навыков».

Упражнение: обвести шторы, заштриховать их наклонными параллельными линиями.

Читайте также:  Книга здоровье и развитие ребенка

«Формирование графических навыков».

Обводка животных в тетради с последующей штриховкой.

«Формирование графических навыков».

Работа в тетради: дорисовка узора на чашке, вазе.

«Формирование графических навыков».

Выкладывание на пластилиновую основу узоры из бисера.

«Продуктивная деятельность».

Аппликация «Укрась вазу»

«Продуктивная деятельность».

Оригами « Стаканчик».

«Продуктивная деятельность».

Рисование пальчиками «Лисичка».

«Продуктивная деятельность».

                                                                      Март

Пальчиковая гимнастика: «Рыбка», «Два маленьких котенка», «Солнце».

«Развитие руки».

Су-Джок терапия: «Черепаха», «Ежик», упражнение «один-много», «назови ласково».

«Развитие руки».

Кинезиологические упражнения «Белочка», «Колечко», «Флажок-рыбка-лодочка», «Угощение гномов».

«Развитие руки».

Выкладывание фигур из счетных палочек: рыбка, цветок, собачка.

«Развитие руки».

Рисование зигзагов в тетради.

«Формирование графических навыков».

Работа в тетради: рисование линий и  полуовалов определенной величины в строке.

«Формирование графических навыков».

Рисование по клеточкам копию картинок: собака, слон, верблюд.

«Формирование графических навыков».

Графический диктант (введение этого понятия).

«Формирование графических навыков».

Аппликация из поролона «Снегопад».

«Продуктивная деятельность».

Оригами «Тюльпан».

«Продуктивная деятельность».

Картинка-пластилинка «Автобус».

«Продуктивная деятельность».

Вырезывание сосулек из бумаги, сложенной гармошкой.

«Продуктивная деятельность».

                                                                     Апрель.

Пальчиковая гимнастика: «Деревья», «Пчелы», «Я рисую».

«Развитие руки».

Су-Джок терапия: «Ежик колет нам ладошки», «Вот мои помощники».

«Развитие руки».

Кинезиологические упражнения: «Дом на горе»,  «Гусь-курица-петух», «Фонарики».

«Развитие руки».

Выкладывание из геометрических фигур: ракета, самолет.

«Развитие руки».

Работа в тетради (дорисуй узор по образцу).

«Формирование графических навыков».

Штрихование:

– параллельными отрезками, сверху вниз, снизу вверх, слева-направо и справа налево.

«Формирование графических навыков».

Графические упражнения: нарисуй внутри фигур меньшие, помоги водителю проехать по дороге с горками, проведи кораблик по ручейку.

«Формирование графических навыков».

Графический диктант «Домик», «Гусь».

«Формирование графических навыков».

Киллинг «Цветок».

«Продуктивная деятельность».

Аппликация с элементами рисования «На далекой неизведанной планете».

«Продуктивная деятельность».

Оригами «Самолет».

«Продуктивная деятельность».

Вырезывание ножницами силуэтов « Груша», «Яблоко», «Морковь».

«Продуктивная деятельность».

Май

Пальчиковая гимнастика: «Здравствуй травка», «Жучок», «Дождик».

«Развитие руки».

Су-Джок терапия: «На лужок», «Делай как я», «Сказка про ежика».

«Развитие руки».

Кинезиологические упражнения: «Ножницы-собака-лошадка», «Танец», «Заяц-колечко-цепочка».

«Развитие руки».

Выкладывание из геометрических фигур: бабочка, жук.

«Развитие руки».

 Работа в тетради: найди закономерность и дорисуй узор до конца строки, рисование по клеткам предметов сложной формы.

«Формирование графических навыков».

Штрихование:

– параллельными отрезками, сверху вниз, снизу вверх, слева-направо и справа налево, волнистыми линиями.

«Формирование графических навыков».

Графические упражнения: раскрути спираль, закрути спираль, обведи и раскрась только садовые цветы, нарисуй маленькую и большую травку.

«Формирование графических навыков».

Графический диктант: «Улитка».

«Формирование графических навыков».

Рисование дождя в техника набрызга.

«Продуктивная деятельность».

Оригами «Воздушный змей».

«Продуктивная деятельность».

Ниткогафия «Золотые рыбки» (выкладывание на бархатной бумаге шерстяными нитками).

«Продуктивная деятельность».

Обрывная аппликация: «Бабочка».

«Продуктивная деятельность».

Список используемой литературы.

     Беззубова Г.Н., Андриевская Т.Н. Развиваем руку ребенка, готовим ее к рисованию и письму. – М.: Гном, 2003. – 96с.

      Максимова Е.А., Рахматуллина О.Н., Травкина О.П., Черных А.Н. Готовим пальчики к письму: развивающая программа по подготовке к школе – М.: Обруч,2011. – 192с.

       Москаленко В.В. Занятия с дошкольниками: формирование графических навыков и временных представлений. – Волгоград: Учитель,2009.- 216с.

      Ульева Е.А. Пальчиковые игры для детей 4 – 7 лет. Пособие для педагогов и родителей. –  М.:МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2012. – 48с.

      Топоркова И.Г.; Гаврина С.Е. Развиваем руки, чтоб учиться и писать и красиво рисовать. – Ярославль: Академия развития,2007. – 123 с.

       Синицина Е.И.  Умные пальчики. Серия «Через игру – к совершенству». М.: «Лист», 1998г.-144с.

Источник