Программа развития доу центр развития ребенка
Наталья Соловьева
Программа развития ДОУ
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
«ИНТЕРЕС. ИННОВАЦИЯ. ИНТЕГРАЦИЯ»
Автор-составитель:
заведующий МБДОУ № 24
Соловьева Наталья Александровна
Тула 2019 г.
Содержание
1. Нормативно-правовая база 3
2. Цели и задачи программы развития 4
3. Механизмы реализации программы развития 6
4. Финансовое и материальное обеспечение 6
5. Ожидаемые результаты 7
6. Система организации контроля за реализацией Программы развития 8
7. Мероприятия и условия реализации задач программы развития 8
7.1. Целевой проект «Территория новых возможностей качества образования» 9
7.2. Целевой проект «Содействие сохранению и укреплению здоровья воспитанников» 11
7.3. Целевой проект «Новое поколение педагогов» 12
7.4. Целевой проект «Одаренные дети и современные технологии» 14
7.5. Целевой проект «Интерактивное взаимодействие с семьями воспитанников» 16
Нормативно-правовая база
1. Конституция РФ.
2. Конвенция о правах ребенка.
3. Закон Российской Федерации № 273 “Об образовании в Российской Федерации”.
4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года.
5. Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013 -2020 годы.
6. Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования (ФГОС ДОО, утвержденные приказом Минобрнауки России от 17.10.2013г. № 1155;
7. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
8. Постановление главного государственного санитарного врача РФ «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» от 15.05.2013г. № 26;
9. Программа социально – экономического развития города Тулы на 2011- 2015 годы и на перспективу до 2025 года (решение Тульской городской Думы от 20.07.2011г. №28/609).
10. Постановление администрации г. Тулы от 14.11.2013 № 3816 «Об утверждении муниципальной программы муниципального образования города Тула «Развитие образования на 2014-2020 годы».
11. Постановление администрации г. Тулы от 03.10.2014 №3168 «О внесении изменений в постановление от 14.11.2013 № 3816».
Цели и задачи программы развития
Цель: построение инновационной модели образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения, обеспечивающей доступность и новое качество образования.
Задачи:
1. Активное использование интерактивных технологий в образовательном процессе.
2. Организация платных образовательных услуг.
3. Создание условий для интерактивного взаимодействия с родительской общественностью.
4. Участие педагогического коллектива в распространении опыта на муниципальном, региональном, федеральном уровне.
5. Увеличение числа социальных партнеров.
6. Построение развивающей предметно- пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО, которая способствует полноценному физическому и психическому развитию детей.
7. Создание условий для совершенствования здоровьесберегающей деятельности учреждения.
8. Создание инновационной модели управления ДОУ открытой системы социально-творческих инициатив на принципах социального партнерства.
Приоритетные направления программы развития
содействие становлению инновационной модели образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения, обеспечивающей доступность и новое качество образования;
повышение профессиональной компетентности педагогов для реализации ФГОС ДО;
создание условий для поддержания и развития здоровьесберегающей образовательной среды;
введение новых форм работы с семьей;
усовершенствование материально-технического и программного обеспечения;
развитие партнёрского взаимодействия с учреждениями социума.
Период и этапы реализации программы
1 этап: 2019год
проведение аналитической и диагностической работы;
моделирование совокупности социально-педагогических условий, благоприятных для осуществления поставленных целей и задач;
формирование нормативно-правовой базы выбранной стратегии;
разработка целевых проектов, объединенных в Программу развития.
методологическое совершенствование учебного плана дошкольного образовательного учреждения.
2 этап: 2019-2022г. г.
широкое внедрение современных образовательных технологий обучения и воспитания;
апробирование целевых проектов, ориентированных на личностное развитие всех участников образовательных отношений;
реализация Программы развития согласно обозначенным направлениям.
3 этап: 2022 год
Анализ, обобщение итогов деятельности по реализации намеченных целевых проектов.
Механизмы реализации программы развития
Реализация программы развитияосуществляется по следующим направлениям:
реализация целевого проекта «Территория новых возможностей качества образования»;
реализация целевого проекта «Содействие сохранению и укреплению здоровья воспитанников»;
реализация целевого проекта «Новое поколение педагогов»;
реализация целевого проекта «Одаренные дети и современные технологии»;
реализация целевого проекта «Интерактивное взаимодействие с семьями воспитанников».
Финансовое и материальное обеспечение
Финансовое обеспечение программы развитияопирается на четыре источника финансирования:
1) средства бюджета Тульской области;
2) средства бюджета города Тулы;
3) доходы от развития системы платных дополнительных образовательных услуг;
4) программа «Народный бюджет».
Ресурсное обеспечение программыможет быть реализовано при наличии:
высококвалифицированных кадров;
развитой материально-технической базы;
информационного обеспечения образовательного процесса;
стойкой мотивации педагогов к внедрению инноваций в воспитательный процесс.
Система управления:
нормативно-правовое обеспечение – корректировка в соответствии с ФГОС ДО;
кадровое обеспечение – привлечение молодых специалистов, повышение профессионального уровня педагогов;
усиление роли родителей и признание за ними права участия при решении вопросов управления (Управляющий Совет, Родительский комитет, родительские клубы).
Ожидаемые результаты
рост удовлетворенности участников образовательных отношений качеством образовательных услуг;
повышение эффективности использования современных образовательных технологий;
создание условий, соответствующих требованиям федеральных государственных образовательных стандартов;
увеличение количества воспитанников, охваченных различными формами дополнительного образования;
формирование современной модели образовательного пространства ОУ;
развитие творческих способностей воспитанников выстраиванием индивидуальной траектории развития ребенка;
создание эффективной системы мониторинга и информационного обеспечения образования;
укрепление кадрового потенциала, повышение социального статуса работника ОУ;
рост профессионализма и квалификации педагогического коллектива.
Система организации контроля за реализацией программы развития
Внутренний контроль за реализацией Программы развития осуществляют органы управления на основе организации текущего и итогового контроля; на основе комплексной системы мониторинга качества образовательного процесса, эффективности реализации всех целевых проектов программы развития.Внешний мониторинг: контролирующие органы власти, представители Управляющего совета образовательной организации.
Информация о ходе выполнения Программы развития будет освещаться ежегодно на заседаниях Управляющего совета и педагогического совета ОУ. Публичный отчет и результаты самообследования ежегодно необходимо размещать на сайте образовательной организации.
Мероприятия и условия реализации задач программы развития
В рамках реализации программы развитияразработаны целевые проекты на темы: «Территория новых возможностей качества образования», «Содействие сохранению и укреплению здоровья воспитанников», «Новое поколение педагогов», «Одаренные дети и современные технологии», «Интерактивное взаимодействие с семьями воспитанников».
Целевой проект
«Территория новых возможностей качества образования»
Инициатива направлена на формирование устойчивой многоуровневой системы работы с детьми дошкольного возраста, базирующейся на реализации современных программ образования с целью выявления и развития таланта в каждом ребенке.
Задачи целевого проекта:
1. Сохранение и развитие инфраструктурыобразовательного учреждения.
2. Реализация нового поколения программ дополнительного образования и развития детей.
3. Создание новой системы мотивации педагогов.
Комплекс мероприятий,обеспечивающих реализацию проекта:
1. Участие педагогов и воспитанников в конкурсах различного уровня.
2. Увеличение доли воспитанников, занимающихся по программам дополнительного образования.
3. Использование в работе с детьми современных образовательных технологий.
4. Положительная динамика числа воспитанников ДОУ, успешно осваивающих программы нового поколения.
5. Уменьшение количества часто болеющих детей, снижение количества дней пропущенных одним ребенком по болезни.
6. Удовлетворённость родителей качеством образовательных услуг, предоставляемых ДОУ.
7. Соответствие основной образовательной программы ФГОС дошкольного образования.
8. Соответствие материально-технического обеспечения образовательного учреждения ФГОС дошкольного образования.
9. Повышение профессиональной компетентности педагогов посредством повышения квалификации, образовательного уровня, присвоения квалификационных категорий.
Целевой проект
«Содействие сохранению и укреплению здоровья воспитанников»
Цель проекта: создание системы здоровьесбережения на основе выстраивания алгоритмов деятельности всех субъектов образовательного процесса ДОУ, обеспечивающей сохранение и укрепление физического и психического здоровья ребенка и формирование основ здорового образа жизни.
Задачи проекта:
1. Расширить и закрепить знания детей о здоровом образе жизни.
2. Совершенствовать физические способности в совместной двигательной деятельности детей.
3. Повысить профессиональное мастерство педагогов дошкольного учреждения по теме «здоровый образ жизни».
4. Создать единое воспитательно-образовательное пространство на основе доверительных партнерских отношений сотрудников ДОУ с родителями.
Условия реализации проекта:
Соблюдение рационального режима дня, обеспечивающего смену разнообразной деятельности и отдыха.
Индивидуальный подход к ребенку сообразно его уровню развития, биологическому и психологическому возрасту.
Создание условий для удовлетворения потребности детей в движении.
Реализация различных форм систематической работы с родителями.
Целевой проект
«Новое поколение педагогов»
Цель проекта: создание эффективной модели методического сопровождения инновационной деятельности ДОУ, способствующей повышению профессионального мастерства и компетентности педагогических кадров, личностного роста и творческих возможностей каждого педагога в условиях ФГОС ДО.
Задачи проекта:
1. Повысить качество образовательного процесса, уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ.
2. Создать условия, способствующие проявлению педагогами профессиональной компетентности, творчества, реализации себя как личности.
3. Сформировать положительное отношение и потребность педагогов в инновационной деятельности.
4. Осуществить информационную, научно-методическую и психолого-педагогическую поддержку творческих поисков, активизировать экспериментально-научные исследования педагогов, нацеленные на разработку перспективных технологий развития и воспитания детей.
5. Создать единую систему мониторинга.
6. Создать современную развивающую среду для детей, родителей, педагогов.
7. Выявить и распространить инновационный опыт.
Комплекс мероприятий,обеспечивающих реализацию проекта:
Разработка модели управления инновационной методической деятельности ДОУ;
Повышение профессионального мастерства посредством посещения мероприятий различного уровня (Московского педагогического марафона, Московского международного салона образования);
Разработка педагогами индивидуальных образовательных маршрутов педагогического поиска;
Разработка системы мониторинга промежуточных и итоговых результатов реализации проекта;
Разработка Программы тьюторского сопровождения молодых педагогов «Путь к профессиональному совершенству»;
Внедрение современных образовательных технологий, способствующих повышению профессионального уровня педагогов;
Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ через самообразование;
Разработка сценариев форм методической работы.
Целевой проект
«Одаренные дети и современные технологии»
Цель проекта: создание условий для построения воспитательно-образовательного процесса, направленного на продуктивное психическое, интеллектуальное, и творческое развитие одаренных детей, на реализацию и совершенствование их способностей.
Задачи проекта:
1. Разработать систему мониторинга и развития предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста.
2. Выявить детей с предпосылками одаренности.
3. Составить индивидуальные маршруты психолого-педагогического сопровождения одаренных детей.
4. Скоординировать и интегрировать деятельность специалистов и родителей в этом направлении.
5. Разработать план мероприятий для развития творческих способностей воспитанников дошкольного образовательного учреждения.
Комплекс мероприятий,обеспечивающих реализацию проекта:
Психолого-педагогическое исследование уровня одаренности воспитанников дошкольного учреждения, результатом которого должно являться создание «Банка данных одаренных детей». Данное исследование может занять 1,5 – 2 месяца.
Анализ содержания «Банка данных одаренных детей» воспитателями групп и специалистами, ведущими кружки и секции.
Выбор направленности для дальнейшего развития каждого ребенка, составление индивидуального маршрута.
Первичная диагностика детей специалистами кружков и секций в соответствии с индивидуальным маршрутом (начало учебного года).
Коррекция рабочих программ воспитателей и специалистов, ведущих кружки и секции с учетом индивидуального подхода к одаренным детям.
Развивающая работа с воспитанниками в соответствии с индивидуальным маршрутом развития ребенка.
На втором этапе (в конце первого полугодия, специалисты проводят промежуточную диагностику достижений воспитанников, анализируют результаты, проводят коррекцию рабочих программ.
Результаты диагностики и выводы по дальнейшей работе в данном направлении вносятся в «Банк данных по одаренным детям»
С начала второго полугодия с воспитанниками проводится дальнейшая программа с учетом коррекции рабочих программ специалистов.
В конце учебного года проводится третий этап работы с данной программой: воспитатели и специалисты проводят итоговую диагностику воспитанников в соответствии с их индивидуальными маршрутами.
Обсуждаются итоги развивающей работы с одаренными детьми, выявляются проблемы.
Целевой проект
«Интерактивное взаимодействие с семьями воспитанников»
Цель проекта:внедрение новой системы взаимодействия педагогов с родителями для изменения их роли в процессе обучения и воспитания детей: из пассивных наблюдателей в активные участники образовательного процесса.
Задачи проекта:
1. Оказание информационной, консультативной помощи родителям воспитанников.
2. Вовлечение родителей в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка.
3. Создание условий для диалога, обмена опытом.
4. Способствование сплочению родительского коллектива группы.
5. Выработка единых требований к выстраиванию информативной среды дошкольника как основы дальнейшего обучения в школе.
Комплекс мероприятий,обеспечивающих реализацию проекта:
1. Изменение традиционной системы работы с родителями на интерактивную.
2. Применение в работе с родителями современных электронных устройств (использовать систему Skype для того, чтобы родители увидели жизнь своего ребёнка в дошкольном структурном подразделении, проведение в сети Internet видеотрансляций для просвещения родителей).
3. Вовлечение родителей в образовательный процесс. Педагоги показывают родителям, как современные электронные устройства можно использовать не только для досуга, но и для развития ребёнка. Родители становятся полноценными участниками обучения и воспитания детей. При этом целесообразно использовать документ-камеру и интерактивную доску для подробного показа алгоритма действий.
4. Создание и укрепление социального партнёрства, направленного на решение социальных проблем, обеспечение устойчивого развития социальных отношений и повышение качества жизни детей.
5. Создание группы в социальной сети «В контакте» дистанционного просвещения родителей.
6. Применение на практике принципа информационной открытости (сайт образовательного учреждения, персональные сайты воспитателей, учителей –логопедов, педагога – психолога, социальные сети ВКонтакте и Instagram).
Вывод:
Работа в данном формате ведет к обновлению форм и методов взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями (законными представителями) и социальными институтами, повышению компетентности педагогов и родителей в вопросах использования современных технологий, публичности и открытости воспитательно-образовательного процесса, готовности образовательного учреждения к решению актуальных проблем воспитания дошкольников. В результате реализации программы развития в дошкольном учреждении будет создано единое образовательное пространство, максимально благоприятные условия для развития образовательной системы ДОУ.
Программа развития позволит учреждению идти ровным курсом в заданном направлении в соответствии с принципамигуманизации, демократизации, дифференциации и интеграции, развивающего обучения, вариативности, активности, доступности.
Источник