Программа развития для ребенка зпр 4 лет

______ И.М. Карачарскова.

«2» сентябрь 2019 г.

Индивидуальная коррекционно – развивающая программа для детей 4-5 лет с задержкой психического развития.

Подготовил педагог – психолог: Лобаева Н.В.

п. Пионерский 2019 г.

Индивидуальная коррекционно – развивающая программа для детей 4-5 лет с задержкой психического развития

Дошкольное детство – первый период психического развития ребенка, и поэтому наиболее ответственный. На данном этапе закладываются основы всех психических процессов и личных качеств ребенка. В связи с этим столь важно развитие психических процессов именно в дошкольном возрасте для дальнейшего успешного школьного обучения детей  и самореализация их во взрослой жизни.

Наиболее ярко развитие детей среднего дошкольного возраста (4-5) характеризует возрастающая произвольность, целенаправленность психических процессов, что свидетельствует об увеличении участия волевой сферы в процессах восприятия, памяти, внимания.

Цель программы: Создание условий и содействие интеллектуальному развитию ребенка.

1.Развитие визуального, аудиального и тактильного восприятия.

3.Развитие наглядно – образного мышления.

4.Развитие координации движений, содействие пониманию принципа балансировки и установление равновесия.

5.Развитие памяти: аудиальной, визуальной, моторной, кратковременной, долговременной и ассоциативной.

6. Развитие зрительно-пространственной ориентации.

7.Развитие мелкой моторики руки.

8.Развитие концентрации и распределения внимания.

Запланировано 55 занятия, два раза в неделю. Занятие проводятся индивидуально в кабинете педагога – психолога.

Тематический план.

Тема

Цель

Формы работы, упражнения.

Кол-во часов

Литература (№ источника, страница)

Октябрь Занятие №1

1.Развитие произвольного внимания.

2.Развитие моторики руки.

3.Развитие координации движений.

Упр. «Заплатки»

Упр. «Дорожки»

Упр. «Мишка косолапый»

15 мин

Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей 4-5 года, Ст 11-12.

Занятие №2

1.Развитие зрительного восприятия.

2.Развитие восприятия.

3.Развитие зрительной памяти.

Упр. «Одинаковые фигуры»

Упр. «Сравни рисунки»

Упр. «Запомни игрушки»

15 мин

Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей 4-5 года, Ст12-13

Занятие №3

1.Развитие моторики руки.

2. Развитие координации движений

3.Развитие восприятия.

4.Развитие внимания.

Упр. «Кто что ест?»

Упр. «Ути-ути»

Упр. «Овощи»

Упр. «Кто летает?»

15 мин

Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей

Занятие №4

1.Развитие зрительного восприятия.

2.Развитие наглядно – образного мышления.

Упр. «Подбери тень»

Упр. «Бабочки»

Упр. «Собери картинку»

15 мин

Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей

Занятие №5

1.Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания.

2. Развитие координации движений

3Развитие внимания.

Упр. «Найди фигуру»

Упр. «Муха»

Упр. «Съедобное – несъедобное.

15 мин

Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей

Занятие №6

1.Развитие произвольного внимания.

2.Развитие зрительного восприятия.

3.Развитие моторики руки.

Упр. «Да или нет».

Упр. «Одинаковые фигуры»

Упр. «Дорожки»

15 мин

Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей

Занятие №7

1.Развитие произвольного внимания.

2. Развитие координации движений

3.Развитие наглядно – образного мышления.

Упр. «Ой, лады».

Упр. «Заплатки»

Упр. «Собери картинку»

15 мин

Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей

Занятие №8

1.Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания.

2.Развитие моторики руки

3.Развитие зрительной памяти.

Упр. «Домики»

Упр. «Дорожки»

Упр. «Запомни игрушку»

15 мин

Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей

Ноябрь Занятие №9

1.Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания.

2. Развитие координации движений

3.Развитие зрительно – пространственной ориентации, обучение детей сравнивать предметы.

Упр. «Найди фигуру»

Упр. «Божья коровка»

Упр. «Зайка и ежик».

15 мин

Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей

Занятие №10

1.Развитие восприятия, обучение детей соотносить геометрические фигуры.

2.Развитие моторики руки.

3.Развитие произвольного внимания.

Упр. «Соедини рисунки.

Упр. «Да или нет?»

Упр. «Дорожки».

15 мин

Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей

Занятие №11

1.Развитие зрительного восприятия.

2.Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания.

3. Развитие координации движений.

Упр «Найди фигурке место».

Упр. «Одинаковые фигуры»

Упр. «Сорока – белобока»

15 мин

Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей

Занятие №12

1.Развитие восприятия, ознакомление детей с категориями «Большой – маленький»

2. Развитие моторики руки.

3.Развитие зрительного восприятия, обучение соотносить форму и образец.

Упр. «Котята».

Упр. «Дорожки».

Упр. «Подбери картинку»

15 мин

Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей

Занятие №13

1.Развитие зрительной памяти.

2.Развитие внимания, координации слухового и двигательного анализаторов.

3.Развитие мышления

Упр. «Запомни игрушки».

Упр. «Зайчик – птица».

Упр.  «Деревья»

15 мин

Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей

Занятие №14

1.Развитие произвольного внимания.

2. Развитие моторики руки

3. Развитие координации движений.

Упр. «Заплатки»

Упр «Дорожки»

Упр «Чижик – пыжик».

15 мин

Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей 3-4 года, Ст35-36

Занятие №15

1.Развитие мышления и моторики руки

2.Развитие внимания.

3.Развитие наглядно- образного мышления.

Упр. «Елочки»

Упр. «Кто летает»

Упр. «Собери картинку»

15 мин

Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей

Занятие №16

1.Развитие внимания и слухового восприятия.

2.Развитие мышления.

3. Развитие координации движений.

Упр. «Кулачок»

Упр. «Кто плавает»

Упр. «Подарки».

15 мин

Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей

Декабрь Занятие №17

1.Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания.

2.Развитие произвольного внимания и аудиального восприятия.

3.Развитие моторики руки.

Упр. «Варежки»

Упр. «Да или нет?»

Упр. «Парашютисты»

15 мин

Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей 3-4 года, Ст41-41

Занятие №18

1. Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания.

2. Развитие координации движений

3. Развитие произвольного внимания.

Упр. «Найди фигуру»

Упр. «Два барана»

Упр. «Заплатки»

15 мин

Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей

Занятие №19

1. Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания.

2.Развитие внимание.

3.Развитие мелкой моторики.

Упр. «Сложи картинку»

Упр. «Листья»

Упр. «Подбери картинку»

15 мин

Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей

Занятие №20

1.Развитие зрительной памяти.

2.Развитие внимания, координации слухового и двигательного анализаторов.

3.Развитие моторики руки.

Упр. «Запомни игрушку»

Упр. «Зайчик- Птица»

Упр. «Дорожки»

15 мин

Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей

Занятие №21

1.Развитие зрительного восприятия

2.Развитие произвольного внимания и аудиального восприятия.

Читайте также:  Развитие речевого дыхания и артикуляционного аппарата ребенка дошкольного возраста

Упр. Кто спрятался»?

Упр. «Клоун и мячи»

Упр. «Да или нет»?

15 мин

Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей

Занятие №22

1.Развитие мышления и моторики руки.

2.Развитие моторики руки.

3.развитие внимания.

Упр. «Лишняя картинка»

Упр. «Дорожки».

Упр. «Кто летает»?

15 мин

Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей

Занятие №23

1.Развитие наглядно-образного мышления.

2.Развитие зрительного восприятия.

3. Развитие координации движений

Упр. «Собери картинку»

Упр. «Яблоки»

Упр. «Ладушки»

15 мин

Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей

Занятие№24

1. Развитие зрительного восприятия

2.Развитие моторики руки.

Упр. «Найди фигурке место»

Упр «Раскрась картинки»

Упр. «Дорожки»

15 мин

Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей

Январь Занятие №25

1.Развитие зрительной памяти.

2.Развитие мышления и моторики руки.

3. Развитие зрительного восприятия

Упр. «Найди фигуру»

Упр.»Лишняя картинка»

Упр. «Запомни игрушки»

15 мин

Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей

Занятие №26

1.Развитие произвольного внимания.

2.Развитие произвольного внимания и аудиального восприятия.

3.Развитие моторики руки

Упр. «Заплатки»

Упр. «Да или нет?»

Упр. « Дорожки»

15 мин

Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей

Занятие №27

1. Развитие зрительного восприятия

2. Развитие координации движений

3.Развитие произвольного внимания.

Упр. «Найди фигурке место»

Упр «Два медведя»

Упр «Варежки».

Упр «Подпрыгни на месте»

15 мин

Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей

Занятие №28

1.Развитие внимания.

2.Развитие зрительного восприятия.

3.Обучение детей соотносить геометрические фигуры и предметы.

Упр. «Кто летает?»

Упр. «Сложи картинку»

Упр. «Соедини рисунки»

15 мин

Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей

Занятие №29

1.Развитие мышления и моторики руки.

2.Развитие внимания и слухового восприятия.

3.Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания.

Упр. «Лишняя картинка».

Упр. «Пары обуви»

Упр. «Кто плавает».

15 мин

Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей

Занятие №30

1.Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей работе по образцу.

2.Развитие произвольного внимания.

3.Развитие моторики руки

Упр. «Выложи фигуры по образцу»

Упр. «Заплатки»

Упр. «Дорожки»

15 мин

Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей 3-4 года, Ст62-63

Занятие №31

1.Развитие восприятия, ознакомление детей с категориями «большой- маленький»,высокий – низкий.

2. Развитие внимания, координации слухового и двигательного анализаторов

3.Развитие зрительной памяти.

Упр «сравни рисунки»

Упр «.Зайчик и птица»

Упр «Запомни  игрушки.

15 мин

Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей

Февраль Занятие№32

1.Развитие произвольного внимания.

2.Развитие наглядно – образного мышления.

3. Развитие координации движений

Упр. « Зайка и ежик».

Упр. «Заплатки».

Упр. «Собери картинку»

15 мин

Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей

Занятие№33

1.Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей работе по образцу.

2.развитие зрительно- пространственной ориентации, обучение детей сравнивать предметы.

Упр. «Покажи фигуру».

Упр. «Кто где»

Упр «Конфеты»

15 мин

Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей

Занятие№34

1.Развитие зрительной памяти.

2.Развитие мышления.

3.Развитие зрительного восприятия, обучение детей соотносить форму и образец.

Упр. «Запомни игрушки»

Упр. «Лишняя картинка»

Игры. «Подбери картинку»

15 мин

Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей 3-4 года, Ст69-71

Занятие№35

1.Развитие моторики руки.

2. Развитие зрительного восприятия произвольного внимания.

3. Развитие координации движений

Упр. «Солнышко»

Упр. «Зайка»

Упр. «Одинаковые фигуры»

15 мин

Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей 3-4 года, Ст71-73

Занятие№36

1.Развитие мышления.

2.Развитие моторики руки

3.Развитие внимание

Упр. «Груши»

Упр. «Дорожки»

Упр. «Съедобное не съедобное»

15 мин

Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей 3-4 года, Ст77-78

Занятие№37

1.Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей работе по образцу.

2.Развитие моторики руки.

3.Развитие мышления.

Упр. «Сложи картинку».

Упр. «Дорожки»

Упр. «Собери картинку».

15 мин

Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей 3-4 года, Ст

Занятие№38

1.Развитие зрительного восприятия, и произвольного внимания, и мелкой моторики.

2. Развитие координации движений

Упр. «Выложи кубики по образцу».

Упр. «Морковки».

Упр. «Указочки»

Упр. «Одинаковые фигуры»

15 мин

Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей 3-4 года, Ст78-79

Занятие№39

1. Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей работе по образцу.

2.Развитие произвольного внимания.

3.Развитие моторики руки.

Упр. «Покажи фигуру».

Упр. «Заплатки».

Упр. «Дорожка»

15 мин

Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей 3-4 года, Ст 80-81

Март

Занятие№40

1. Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей работе по образцу

2.Развитие произвольного внимания, слухового восприятия и памяти.

Упр. «Найди фигуру»

Упр. «Подпрыгни на месте»

Упр. «Кто где?»

15 мин

Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей 3-4 года, Ст82-83

Занятие№41

1.Развитие зрительного восприятия.

2.Развитие внимания, и слухового восприятия.

3. Развитие координации движений

Упр. »Путаница»

Упр. »Кто плавает»

Упр. «Все захлопали в ладоши».

15 мин

Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей 3-4 года, Ст84-85

Занятие№42

1. Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей работе по образцу.

2.Развитие моторики руки»

3.Развитие наглядно- образного мышления.

Упр. «Покажи фигуру»

Упр. «Яблоки»

Упр. «Собери картинку».

15 мин

Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей 3-4 года, Ст86-87

Занятие№43

1.Развитие восприятия, ознакомление детей с категориями  «толстый -тонкий»

2.Развитие зрительной памяти.

3.Развитие моторики руки.

Упр. «Сравни рисунки»

Упр. «Запомни игрушки»

Упр. «Дорожки»

15 мин

Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей 3-4 года, Ст87-88

Занятие№44

1.Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания.

2.Развитие мышления.

3.Развитие наглядно- образного мышления.

Упр. «Цветы»

Упр. «Грибочки».

Упр. «Собери картинку».

15 мин

Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей 3-4 года, Ст89-90

Занятие№45

1. Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей работе по образцу.

2. Развитие координации движений

3.развитие восприятия, ознакомление детей с категориями « высокий – низкий».

Упр. «Сложи картинку».

Упр. «Жук»

Упр. «Елочки»

15 мин

Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей 3-4 года, Ст91-92

Занятие№46

1.Развитие зрительного восприятия произвольного внимания.

Читайте также:  Школа раннего развития ребенка при библиотеке

2.Развивать зрительную память.

3.Развивать мышление и моторики.

Упр. «Одинаковые фигуры»

Упр. «Запомни игрушки»

Упр. «Лишняя картинка».

15 мин

Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей 3-4 года, Ст93-94

Занятие№47

1. Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания.

2. Развитие моторики руки.

3. Развитие координации движений

Упр. «Одинаковые фигуры»

Упр. «Домики»

Упр. «Лошадки»

15 мин

Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей 3-4 года, Ст.  95-96

Апрель

Занятие№48

1. Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания, обучение детей работе по образцу.

2.Развитие зрительного восприятия.

3. Развитие моторики руки

Упр. «Покажи Фигуру»

Упр. «Запомни игрушки»

Упр. «Яблоки»

15 мин

Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей 3-4 года, Ст98-99

Занятие№49

1.Развитие восприятия и внимания.

2.Развитие зрительного восприятия.

3.Развитие произвольного внимания.

Упр. «Матрешки»

Упр. «Улитки»

Упр «Да или нет?»

15 мин

Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей 3-4 года, Ст100-101

Занятие№50

1.Развитие зрительного восприятия, ознакомление детей с категориями «Длинный – короткий».

2. Развитие координации движений

3.Развитие внимание.

Упр. «Карандаши»

Упр. «Пальчик о пальчик».

Упр. «Кто летает?».

15 мин

Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей 3-4 года, Ст 102-103

Занятие№51

1.Развитие мышления и моторики руки

2.Развитие зрительного восприятия.

3.Развитие моторики руки.

Упр. «Обведи дорожки»

Упр. «Лишняя картинка».

Упр. «Шапочка и шарфик».

15 мин

Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей 3-4 года, Ст104-105

Занятие№52

1.Развитие зрительной памяти.

2.Развитие  мышления, обучение детей классифицировать предметы.

3. Развитие координации движений

Упр. «Запомни игрушки»

Упр. «Раздели на группы»

Упр «Зайка – Птица – Лошадь»

Упр. «Собери картинку».

15 мин

Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей 3-4 года, Ст105-107

Занятие№53

1.Развитие внимания и слухового восприятия.

2.Развитие мышления.

3.Развитие моторики руки.

Упр. «Обведи дорожку»

Упр. «Кто плавает?»

Упр. «Что лишнее».

15 мин

Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей 3-4 года, Ст107-109

Занятие№54

1.Развитие логического мышления, обучение детей классифицировать предметы.

2.Развитие произвольного внимания.

3. Развитие координации движений

Пальчиковая игра «Коза рогатая».

Упр. «Игрушки»

Упр. «Да или нет»?

15 мин

Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей 3-4 года, Ст110-111

Занятие№55

1.Развитие зрительного восприятия и произвольного внимания.

2.Развитие мышления, обучение детей работе «по цепочке»

3.Развитие логического  мышления.

Упр. «Одинаковые фигуры»

Упр. «Родовые понятия».

Упр. «Соедини пары».

15 мин

Л.И. Сорокина Интеллектуальное развитие детей 3-4 года, Ст111-113

Источник

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Центр диагностики и консультирования «РОСТ»

                                                                                                                                                                                    «УТВЕРЖДАЮ»

                              Директор ГБОУ ЦДиК «Рост»

         ______________________ А.Б.Гришанкова

                                    «____»_________________20 ____ г.

                                                                                                                    Принята на научно-методическом совете ЦДиК «Рост»

                                    «____»_________________20 ____ г.

Рабочая программа курса коррекционно-развивающих занятий

«Учимся, играя» (развитие познавательной деятельности для детей с ЗПР 4-5 лет)

Срок реализации программы:

Программа рассчитана на один год обучения: 18/36 (часов)

Автор-составитель:

 Иванникова Ольга Анатольевна

учитель – дефектолог

Москва, 2013 г.

Пояснительная записка

   Актуальность. 

     Среди различных категорий детей, нуждающихся в ранней коррекционной помощи,  дети с задержкой психического развития (ЗПР) занимают особое место. Оказание современной психолого-педагогической помощи детям с ЗПР, на всех возрастных этапах их индивидуального развития, является наиболее важным направлением современной специальной психологии и  коррекционной педагогики.

      Основными условиями и факторами, способствующими продвижению как психического, так и интеллектуального развития детей является их собственная деятельность и сотрудничество взрослого с ними, что нацеливает нас на активную психолого – педагогическую помощь.

     Теоретической основой программы являются программы, разработанные С.Г.Шевченко «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи», Г.М. Капустина «Формирование элементарных математических представлений» и т.д. Также программа опирается на формирование сенсорных эталонов, за основу взята программа Екжановой Е.А., Стребелевой Е.А. «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание». М.: Просвещение, 2005. – 272 с.

Характеристика детей дошкольного возраста

с задержкой психического развития.

   В дошкольном возрасте у детей с ЗПР выявляется отставание в развитии общей и тонкой моторики. Слабо сформированы навыки самообслуживания, технические навыки в изодеятельности, лепке, аппликации, конструировании. Многие дети не умеют правильно держать карандаш, кисточку, не регулируют силу нажима, затрудняются при пользовании ножницами. Грубых двигательных расстройств у детей с ЗПР нет, однако уровень физического и моторного развития ниже, чем у нормально развивающихся сверстников, затруднено формирование графо-моторных навыков. Для таких детей характерна рассеянность внимания, они не способны удерживать внимание достаточно длительное время, быстро переключать его при смене деятельности. Для них характерна повышенная отвлекаемость, особенно на словесный раздражитель. Деятельность носит недостаточно целенаправленный характер, дети часто действуют импульсивно, легко отвлекаются, быстро утомляются, истощаются. Могут наблюдаться и проявления инертности – в этом случае ребенок с трудом переключается с одного задания на другое. Сенсорное развитие также отличается качественным своеобразием. У детей с ЗПР зрение и слух физиологически сохранны, однако процесс восприятия несколько затруднен – снижен его темп, сужен объем, недостаточна точность восприятия (зрительного, слухового, тактильно-двигательного). Из-за слабости анализирующего восприятия ребенок затрудняется в выделении основных составных частей предмета, определении их пространственного взаимного расположения. Замедлен процесс формирования межанализаторных связей, которые лежат в основе сложных видов деятельности. Отмечаются недостатки зрительно моторной и слухо-зрительно-моторной координации. Память отличается качественным своеобразием. В первую очередь у детей ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Характерна неточность воспроизведения и быстрая утеря информации. В наибольшей степени страдает вербальная память. Значительное своеобразие отмечается в развитии мыслительной деятельности. Отставание отмечается уже на уровне наглядных форм мышления, возникают трудности в формировании сферы образов-представлений. Отмечается подражательный характер деятельности детей с ЗПР, несформированность способности к творческому созданию новых образов, замедлен процесс формирования мыслительных операций. К старшему дошкольному возрасту у детей с ЗПР еще не сформирован соответствующий возрастным возможностям уровень словесно-логического мышления – дети не выделяют существенных признаков при обобщении, а обобщают либо по ситуативным, либо по функциональным признакам.

Читайте также:  Раннее развитие ребенка с ринолалией

Методическое обеспечение программы

   Цель программы – формирование познавательной сферы (развитие и коррекция высших психических функций, игровой и продуктивной деятельности) и подготовка к овладению умениями и навыками учебной деятельности у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

   Основные задачи:

  • создание ребенку с задержкой психического развития возможности для осуществления содержательной деятельности в условиях, оптимальных для его всестороннего и своевременного психического развития;
  • коррекция (исправление или ослабление) негативных тенденций развития;
  • обеспечение охраны и укрепления здоровья ребенка;
  • стимулирование и обогащение развития всех видов деятельности (познавательной, игровой и продуктивной);
  • профилактика вторичных отклонений в развитии и трудности в обучении.

  Принципы:

  1. Учет возрастных и типологических особенностей детей.
  2. Развивающего обучения – формирование «зоны ближайшего развития».
  3. Единства диагностики и коррекции отклонений в развитии.
  4. Коррекции и компенсации
  5. Всестороннее развитие личности.
  6. Индивидуального подхода.
  7. Сознательности и активности.
  8. Систематичности.
  9. Наглядности.
  10. Научности и доступности.

Основные задачи и направления коррекционно-педагогической работы

Коррекционные задачи:

– развитие мелкой моторики;

– развитие ощущений.

– развитие и коррекция восприятия.

– развитие и коррекция внимания.

– развитие и коррекция памяти.

– развитие и коррекция мышления.

– развитие воображения.

Оздоровительные задачи:

– развитие координации движений и формирование правильной осанки;

– формирование основных видов движений;

– развитие ориентировки в пространстве.

Воспитательные и обучающие задачи:

– повышение уровня мотивации обучения.

– формирование грамматически правильной связной речи;

– формирование математических представлений;

– формирование высокого уровня произвольности в управлении двигательными и интеллектуальными процессами.

Направления коррекционно-развивающей работы:

(работа по направлениям включаются на каждом занятие)

Развитие:

  • общей и мелкой моторики;
  • кратковременной и долговременной памяти;
  • зрительно-моторной памяти (обязателен образец);
  • вербально-моторной памяти (работа по словесной инструкции);
  • зрительной памяти;
  • слуховой памяти;
  • моторной памяти;
  • ассоциативной памяти.
  • слухового внимания;
  • зрительного внимания;
  • произвольного и непроизвольного внимания;
  • устойчивости внимания;
  • переключаемости внимания;
  • объема внимания;
  • концентрации внимания;
  • распределения внимания.
  • зрительного восприятия;
  • слухового восприятия;
  • кинестетического восприятия;
  • наблюдательности.
  • зрительных представлений;
  • слуховых представлений;
  • пространственных представлений;
  • временных представлений;
  • осязательных ощущений.
  • наглядно-действенного мышления;
  • наглядно-образного мышления;
  • элементов логического мышления;
  • функции анализа и синтеза;
  • функции сравнения;
  • функции классифицирования;
  • причинно-следственных связей и отношений;
  • наглядно-образного мышления;
  • игровой деятельности;
  • конструктивной деятельности;
  • продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация и конструирование).

Основные разделы программы:

  1. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи;
  2. Развитие элементарных математических представлений;

     Ознакомление с окружающим обогащает чувственный опыт ребенка, формирует знания и представления о предметах и явлениях окружающей жизни, способствует расширению кругозора,     выработка умения осмысленно запоминать и точно воспроизводить материал.

     Развитие элементарных математических представлений направлено на ориентировку в цвете, форме и величине предметов, способствует формированию умения сравнивать предметные совокупности, осваивать представления о числе и количестве от 0 до 10

*объем материала зависит от возрастных и психофизиологических особенностей ребенка.

**количество занятий может, меняться в зависимости от усвоения ребенком материала.

Срок реализации: программы «Учимся, играя» – 1 год, 18 занятий (1час на тему)/ 36 занятий (2 часа на тему).

Возраст детей: физический возраст детей 4 – 5 лет

Режим занятий: 1 раз в неделю интегрированное занятие

Форма обучения: для детей – индивидуальные коррекционно-развивающие занятия (игровой сеанс).

Учебно-тематический план

1.Ознакомление с окружающим миром и  развития речи

Лексическая тема

№ занятия

Режим занятия

Кол-во часов

18/36

Ожидаемый результат

Форма контроля

Времена года. Лето. Осень. Зима. Весна.

1, 2, 3,4

15  мин 1 (2) в неделю 

4

Анализ результатов, качество выполнения заданий

Фрукты

5

12

Овощи.

6

12

Домашние животные в деревне. Их детеныши.

7

12

Домашние птицы.

8

12

Дикие животные.

9

12

Животные в зоопарке.

10

12

Игрушки.

11

12

Я-ребенок! Части тела. Личная гигиена. Режим дня.

12

12

Одежда. Обувь. Головные уборы.

13

12

Семья.

14

12

Посуда.

15

12

Мебель.

16

12

Насекомые.

17

12

Транспорт.

18

12

2.Развитие элементарных математических представлений

Тема

№ занятия

Режим занятия

Кол-во часов

1/2

Ожидаемый результат

Форма контроля