Программа развития для ребенка с овз

Программа развития для ребенка с овз thumbnail

Коррекционная развивающая программа для детей с ОВЗ

педагога- психолога

Программа  предназначена для       проведения          коррекционно-психологической работы с детьми, имеющими нарушение опорно-двигательного аппарата и детей с ОВЗ.

Программа формирует развитие познавательных процессов: восприятия, памяти, мыслительных операций, коррекция внимания, развитие пространственно-временных представлений, общей и мелкой моторики. Обучение игровым навыкам, навыкам произвольного поведения. Снижение эмоционального и мышечного напряжения, развитие коммуникативных навыков, навыков взаимодействия с целью профилактики дезадаптации к условиям.

Программа направлена

– на   создание   оптимальных   условий   для   коррекционно-   образовательного процесса, способствующего полноценному проживанию ребенком с особыми образовательными потребностями ;

–  на  создание  коррекционно-развивающей  образовательной  среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей с ОВЗ.

В программе учитываются:

– индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия  получения им образования (далее – особые образовательные потребности детей с ОВЗ);

– возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации.

Цели коррекционной программы:

–     построение системы коррекционно-развивающей работы для детей с ОВЗ, предусматривает полную интеграцию действий всех специалистов учреждения и родителей;

–     внедрение эффективных психологический технологий, обеспечивающих широкий выбор оптимальных методов и условий коррекции , обучения и реабилитации детей с ОВЗ;

–      развитие единой комплексной системы психологической и медико-

педагогической помощи и коррекции психического, интеллектуального и речевого развития у детей с особыми образовательными потребностями в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями;

–       подготовка к жизни в современном обществе, к адекватному включению в окружающую социальную среду, к обучению в школе;

–   обеспечение безопасности жизнедеятельности.

Принципы программы :

1Принцип системности опирается на представление о психическом развитии как о сложной функциональной системе, структурной компоненты, которой находятся в тесном взаимодействии. Системность и комплексность коррекционной работы реализуются в учебно-воспитательном процессе благодаря системе повторения усвоенных навыков, опоры на уже имеющиеся знания и умения, что обеспечивает поступательное психическое развитие.

2. Принцип развития предполагает выделение в процессе коррекционной работы тех задач, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.

3. Принцип комплексности предполагает, что устранение психических нарушений должно носить медико-психолого-педагогический характер, т.е. опираться на взаимосвязь всех специалисто учреждения.

4. Принцип доступности предполагает построение обучения детей на уровне их реальных познавательных возможностей. Конкретность и доступность обеспечиваются подбором коррекционно-развивающих пособий в соответствии с санитарно-гигиеническими и возрастными нормами.

5. Принцип последовательности и концентричности усвоения знаний предполагает такой подбор материала, когда между составными частями его существует логическая связь, последующие задания опираются на предыдущие. Такое построение программного содержания позволяет обеспечить высокое качество образования. Концентрированное изучения материала служит также средством установления более тесных связей между специалистами .

Коррекционная программа включает в себя взаимосвязанные направления:

Диагностическое: проведение  комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию психолог-педагогической помощи в условиях учреждения;

Коррекционно- развивающее обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию психофизического развития детей , способствует формированию у них универсальных учебных действий (коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков);

Консультативное обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей и их семей по вопросам реализации, дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников;

Форма проведения коррекционно – развивающей программы:

Индивидуальные занятия – направлены на осуществлении коррекции индивидуальных недостатков развития детей, создающие определённые трудности в овладении программой.

Частота проведения индивидуальных занятий:

6 раз в неделю, продолжительность 1-го индивидуального занятия 30 минут.

Общее количество 12 занятий.

Упражнения и дидактический материал подбирается с учетом возможностей ребенка и его диагноза.

Коррекционно –развивающая программа с детьми ОВЗ

Цели коррекции

Методическое обеспечение

1.

Внимание

  Развивать умение концентрировать внимание. Развивать устойчивости переключаемость внимания, умение распределять и увеличивать объем внимания.  Формировать целенаправленное внимание. Активизировать и развивать зрительное и слуховое внимание.

“Выполни по образцу” «Найдите отличия». «Нелепицы». Игра «Поиск предмета».» «Найди пару».

Лото «геометрические фигуры». «Игрушки». «Животные».«Домино».игра «Повтори за мной». «Пазлы». «Кубики»

2.

Память

Развивать двигательную, вербальную, образную, словесно – логическую память.  Развивать скорость, полноту, точность воспроизведения.  Развивать прочность запоминания. Формировать полноту воспроизведения словесного материала.  Работать над последовательностью запоминания, умение устанавливать причинно – следственные и временные связи между отдельными фактами и явлениями.  Работать над увеличением объема памяти.  Учить запоминать воспринятое.

Карточки Домена.

«Что исчезло?». «Вспомни и покажи». «Запомни фигуры». «Цепочка действий».рисуем по памяти. «10 слов» Игра «не забудешь, что купить?» «Найди свой домик». «Вспомни фигуру». Игра «Перепуталсь».Движения по памяти.игра «Коробочки», «Чудесный мешочек».

3.

Ощущения и восприятияе

Работать над уточнением зрительных, слуховых, осязательных,  двигательных ощущений.  Развивать целенаправленное восприятие цвета, формы, величины, материала и качества объекта. Обогащать чувственный опыт детей.  Учить соотносить предметы по величине, форме, цвету, зрительно проверяя свой выбор.  Дифференцировать восприятие предметов по цвету, величине и форме.  Развивать слуховое и зрительное восприятие.  Развивать зрительный анализ и синтез.  Развивать восприятие пространственного расположения предметов и их деталей.  Развивать зрительно – моторную координацию.  Работать над темпом восприятия.

Читайте также:  Развитие творческих способностей ребенка в конструктивной деятельности

Игра «Что в мешочке?»«Пирамидка».«Фигуры из палочек» «Правая – левая» Игра «Что было, а что будет?» Упражнение «Чуткий слух».Игра «Угадай голоса» Упражнение «Дорисуй фигуры» «Найди спрятанные предметы».Игра «Развиваем глазомер» Игра «Большой и маленький предмет».

Игра «Найди контур ,найди тень».

4.

Речь

Формировать коммуникативные функции речи.  Расширять пассивный и активный словарь.  Совершенствовать грамматический строй речи. Развивать навыки словоизменения, словообразования.  Формировать диалогическую речь.  Развивать связную речь. Работать над понятийной стороной речи.  Способствовать преодолению речевого негативизма.

Рассказ по картинке.Пересказ текста. «Назови слова».Придумай новое слово. “Игра в слова”.

“Угадайка”. Противоположности.

 “Слова-приятели”. “Один и много” .

“Объясни слово”

“Закончи предложение”.Игра Жили-Были. «Болтушки»

5.

Мышление

  Развивать наглядно – действенное, наглядно – образное и логическое мышление.  Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, систематизировать на наглядной или вербальной основе.  Учить выделять главное, существенное.   Учить сравнивать, находить сходство и отличие признаков предметов и понятий.  Развивать мыслительные операции анализа и синтеза.  Учить группировать предметы, самостоятельно выделять основной признак группировки.  Развивать умение понимать связь событий и строить последовательные умозаключения, устанавливать причинно – следственные связи

«Исключение лишнего».кубики IQ.Карточки Домена.Логические вкладки(фигуры,животные ,игрушки.).Пазлы.игра «Ассоциациии».Логическая пирамидка.Судоку для детей.

 Игра “Черный ящик”.

Игра “Картинки-загадки”.

Игра “Парные картинки” 

Игра “Угадай игрушку”

Игра “Какое что бывает?”

Сравнение предметов.Назови одним словом.Противоположности.

Игра «Предмет-действие»

Упражнение «Смысловые ряды»

6.

Мелкая моторика ильные ощущения

  • Умение соединять,складывать,нанизывает предметы,стороить и нажимать ;перекладывать, хватать предметы большим и указательным пальцами;

  • резать ножницами;

  • держать карандаш большим и указательным пальцами.

  • делает круговые, вертикальные и горизонтальные движения руками;

  • рисовать линии, точки, круги, используя движения кистей рук;

  • раскатывать, разделять на куски и мять пластилин;

  • самостоятельно есть.

Шнуровки. Мозайка. Игры с крупами,пуговицами,бусинами,кольцами,прищепками,камешками.Игры с вкладышами.

Массаж кистей рук и пальцев;

пальчиковая гимнастика;

графические упражнения, штриховки;

лепка из пластилина;

собирание конструкторов и мозаик;

рисование и раскрашивание;

вырезание ножницами;

Источник

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Майнский детский сад № 5 «Теремок»

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

РЕБЁНКА С ОВЗ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Обучающийся – мальчик Еремеев Иван, возраст- 4года.

Адаптация к группе детского сада прошла в тяжёлой степени. Ребенок расторможенный,  гиперактивный. Находится в постоянном движении, натыкаясь на предметы и сметая всё с полок.  Отказывается от приёма пищи. На занятиях с педагогами в контакт  вступает тяжело.

Устную инструкцию к заданиям не  принимает, действует по желанию, постоянно срываясь с места. При контакте с педагогом отводит взгляд и отворачивается.  В выполнении заданий не заинтересован. Манипуляции с предметами  сводятся к тому, чтобы схватить предмет  и бросить его на пол. Действия характеризуются хаотичностью с последующим отказом от выполнения задания. Отрицательно реагирует на музыку: начинает громко кричать и убегать из музыкального зала.

Состояние ручной моторики нарушено. Самостоятельно пользоваться столовыми предметами не умеет.

Пассивный словарь не соответствует возрасту. Активный словарь состоит из звуков: «г», «а», «ы».

Навыки самообслуживания не сформированы.

Сюжетно-игровая деятельность отсутствует.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Специальная индивидуальная программа развития (далее СИПР) предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с ребенком с умеренной и тяжелой степенью интеллектуальной недостаточности, а также с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития. СИПР составлена на основе «Адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ».

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Целью реализации СИПР является достижение ребенком максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, включение его в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных пределах.

Цель коррекционной работы: Создание оптимальных условий развития.

ЗАДАЧИ:

-развитие познавательных процессов: восприятия, памяти, мыслительных операций, коррекция внимания, развитие пространственно-временных представлений, общей и мелкой моторики.

-обучение игровым навыкам, навыкам произвольного поведения.

-снижение эмоционального и мышечного напряжения. Введение ребенка в мир человеческих эмоций.

-развитие общей и ручной моторики.

-стимуляция речевого развития ребенка.

-развитие коммуникативных навыков, необходимых для успешного развития процесса общения.

-развитие пространственных представлений.

-оказание психологической помощи и поддержки родителям.

Организационно-педагогические условия реализации адаптированной программы:

-форма проведения коррекционно-развивающей работы:

-индивидуальные занятия.

-форма контроля и учета достижений ребенка: промежуточная диагностика.

-коррекционно-развивающие технологии и программы:

«Учимся слушать и слышать» Борисенко М.Г., ДатешидзеТ.А., Лукина Н.А.

«Система коррекционного воздействия при моторной алалии» Т.В.Пятница, Т.В. Башинская;

«Методика формирования начального детского лексикона» О.Е.Громова

«Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики: картотека пальчиковых игр» Г.А.Османова

«Коррекционно-развивающая работа с умственно-отсталыми детьми в дошкольном учреждении» Стребелева, Екжанова.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Инвариативная часть

Образовательные области

Виды НОД

Объём нагрузки НОД

4-5 лет

5-6 лет

6-7 лет

Познавательное развитие

Математические представления

15-20 мин.

20-25 мин.

25-30 мин.

Формирование целостной картины мира

15-20 мин.

20-25 мин.

25-30 мин.

Речевое развитие

Развитие речи

15-20 мин.

Развитие речи и начал грамоты

20-25 мин.

25-30 мин.

Художественная литература

15-20 мин.

20-25 мин.

25-30 мин.

Социально-коммуникативное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Музыкальное занятие

15-20 мин.

20-25 мин.

25-30 мин.

Рисование

15-20 мин.

20-25 мин.

25-30 мин.

Лепка/Аппликация/Конструирование

15-20 мин.

20-25 мин.

25-30 мин.

Физическое развитие

Физическая культура

15-20 мин.

20-25 мин.

25-30 мин.

Коррекционное направление

Логопедия

Психолог

15-20 мин.

20-25 мин.

25-30 мин.

Общее время образовательной деятельности

2ч.15 мин.- 3ч.

3ч. – 3ч.45 мин.

3ч. 45 мин.- 4ч. 30 мин.

Читайте также:  Развитие речи и ее роль в эмоциональной регуляции поведения ребенка

Форма организации коррекционной работы:

индивидуальные занятия с педагогом – психологом, учителем – логопедом 2- раза в неделю по 15 – 20 минут с обязательной динамической паузой 10 минут.

Расписание индивидуальных занятий

ребенка – инвалида обучающегося на дому

(длительность 1 занятия 20 мин.)

на 2018 – 2019 учебный  год

Дни недели

Время

Место проведения

Вид оказываемых услуг

Специалист

Понедельник

9.40-  10.00

Майнский д/с № 5

Изостудия.

Рисование

Воспитатель

Вторник

9.40 – 10.00

Майнский д/с № 5

Каб. логопеда

Развитие речи/Познава-тельное развитие

Учитель-логопед

10.10 – 10.30

Майнский д/с № 5

Муз. зал

Музыка.

Музыкаль-ный руководитель

Среда

9.40- 10.00

Майнский д/с № 5

Физкультур-ный  зал

Физическая культура  

Руководи-тель по физ.воспи-танию

10.10 – 10.30

Майнский д/с № 5

Изостудия

Лепка

Воспитатель

Четверг

9.40- 10.00

Майнский д/с № 5

Каб. логопеда

Коррекцион-ное занятие

Учитель-логопед

Пятница

 9.40 – 10.00

Майнский д/с № 5

Методич. кабинет

Коррекцион-но-развивающие занятия

Педагог-психолог

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Учить ребенка обращать внимание на предметы и явления окружающей действительности, выделять игрушки, предметы повседневного обихода (посуда, одежда, средства личной гигиены и т.д.), действовать с ними.

Обогащать представления ребенка об окружающей действительности, знакомить с основными социальными и бытовыми объектами, необходимыми ребенку для максимальной адаптации в жизненном пространстве (магазин, больница, аптека, детский сад, школа и т.д.).

Обращать внимание на животных, птиц, растения, природные явления. Формировать элементарные представления о временах года, их признаках.

Формировать представления о себе и ближайшем окружении. Учить показывать и по возможности называть членов семьи на фотографии, в процессе игровой деятельности с родителями. Расширять представления о себе, собственном лице и теле, учить показывать на себе и на кукле основные части тела и лица (голова, руки, ноги, живот, глаза, нос, рот, уши).

ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Формировать эмоциональный контакт с ребенком, направленность на сотрудничество с педагогом. Учить понимать элементарную инструкцию, выполнять действия в соответствии с речевой инструкцией. Учить адекватно использовать простые игрушки в соответствии с их функциональным назначением. Учить выполнить орудийные действия с предметами: набирать крупу в ложку, пересыпать ее в коробочку; ударять молоточком по коробочке, забивать деревянные гвоздики; доставать палочкой далеко закатившиеся игрушки; доставать сачком из воды камешки (шарики); тянуть игрушки (тележку, шарики) за веревочку; играть деревянными ложками; перекладывать предметы (шарики, кубики, мячики) ложкой, сачком из тарелки в коробочку.

Учить выполнять предметно-игровые действия: катать мячики через ворота; катать игрушки в тележке; возить в машине кубики, играть с воздушными шариками; махать ленточкой; кормить куклу, используя совместные действия взрослого с ребенком или подражать действиям взрослого, снимать колечки с пирамидки и нанизывать их на стержень; строить из кубиков лесенку, обыгрывая ее (по лесенке шагает кукла «топ-топ», «прыг-прыг»); учить играть в прятки (накрывать и открывать платочком головку ребенка (взрослого);  учить прятать и искать игрушки (под салфеткой, в коробочке) и т.д.

Развивать мелкую моторику: обучать перекладывать игрушки различной величины, кидать и ловить различные предметы, развивать соотносящие действия и движения пальцев и кистей рук. Учить работать с пластилином, тестом, другим пластическим материалом (разминать, разрывать на крупные куски, раскатывать круговыми движениями, размазывать, придавливать и т.д). Учить рисовать кистью, применяя методы примакивания и касания кончиком кисти, осушать кисть, ритмично наносить штрихи, точки, прямые и округлые линии. Учить выполнять простые аппликации (наклеивание готовых форм), выполнять работу в технике обрывной аппликации. Формировать интерес к конструированию из кубиков, конструктора и т.д.

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ

Развитие ориентировки на цвет, величину, форму. Учить брать маленькие предметы одной рукой, большие – двумя руками. Учить выделять признаки цвета, формы, величины в окружающих предметах по подражанию действиям взрослого, по образцу, по словесной инструкции. Развитие зрительного и слухового восприятия. Побуждать ребенка реагировать на появившиеся в его поле зрения предметы. Стимулировать реагирование на возникшие в помещении (за его пределами) звуки. Формировать целостный образ предмета. Развивать восприятие пространства и ориентировку в нем. Развивать внимание, фиксацию взгляда на предмете, слежение взглядом за перемещающимся предметом. Учить выделять один предмет из множества и собирать множество предметов по подражанию и образцу действия взрослого.

Читайте также:  Роль взрослого в развитии речи ребенка

КОММУНИКАЦИЯ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Формировать интерес детей к предметному миру, миру социальных отношений посредством обогащения социально-бытового опыта ребенка.

Обучать детей сигнализировать о своих потребностях и состоянии с помощью речевых и неречевых средств.

Приобщать детей к использованию невербальных и вербальных средств общения окружающих людей.

Формировать алгоритм восприятия лица и тела.

Обучать способам ориентировки «на себе», «от себя».

Развивать органы артикуляции с целью активизации звукопроизношения;

Развивать и совершенствовать общую и мелкую моторику.

Формировать у учащихся потребность к речевой активности в процессе общения ребенка с окружающими взрослыми и сверстниками;     Способствовать развитию потребности в сопереживании.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Раздел программы

№ темы

Тема

Количество занятий

1. Диагностическое обследование

4

2. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи

Тема 1

Представления о частях собственного тела, их назначении, расположении, их движениях.

2

Тема 2

Представления о ближайшем окружении, членах семьи.

2

Тема 3

Предметное окружение

4

Тема 4

Временные представления

2

Тема 5

Мир животных

2

Тема 6

Мир растений

2

Тема 7

Ориентировка в пространстве

2

3. Формирование предметно-практической деятельности

Тема 1

Формирование способности понимать просьбы, команды

4

Тема 2

Предметно-практическая деятельность с игрушками, конкретными предметами и дидактическим пособием.

6

Тема 3

Сюжетная игра

6

4. Сенсорное развитие

Тема 1

Представления о величине, группировка предметов относительно размера.

4

Тема 2

Представления о форме.

3

Тема 3

Представления о количестве (много-мало, один-много, пусто).

3

Тема 4

Основные цвета. Соотнесение предметов по цвету.

3

Тема 5

Сравнение предметов по форме, количеству, величине, используя приемы приложения, наложения.

3

5. Коммуникация и развитие речи

Тема 1

Зрительная стимуляция

4

Тема 2

Обучение пониманию значения слов, простых инструкций

4

Тема 3

Формирование умения обращаться к взрослому.

4

Тема 4

Употребление слов/жестов.

4

ИТОГО ПО ПРОГРАММЕ

68

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Система коррекционно-развивающих мероприятий, направленная на развитие познавательных процессов у ребенка с умеренной и тяжелой степенью нарушения интеллекта, ТМНР будет способствовать улучшению психофизического состояния, формированию определенных умений и навыков, в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребенка. Основным ожидаемым результатом освоения СИПР является развитие жизненной компетенции ребенка с тяжелыми множественными нарушениями развития и умеренной и тяжелой степенью нарушения интеллекта.

Ожидаемые личностные результаты:

1. Осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как «Я.

2.Эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности с педагогом.

3. Уважительное отношение к окружающим, овладение начальными навыками адаптации в социуме; освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына/дочери, пассажира, покупателя, пациента и т.д.).

4. Установка на безопасный здоровый образ жизни, учебная мотивация и т.д.

Предметные результаты:

1. Предполагается сформировать эмоциональный контакт с ребенком, направленность на сотрудничество.

2. Предполагается сформировать положительные эмоциональные реакции на действия с игрушками, предметными изображениями, выполняемыми в контексте содержания предъявляемой деятельности.

3. Предполагается сформировать элементарные сенсорные представления и следующие умения:

– выделять признаки цвета, формы, величины в предметах по подражанию действиям взрослого, по образцу действия взрослого;

– выделять один предмет из множества и собирать множество предметов по подражанию и образцу действия взрослого;

– узнавать на ощупь знакомые предметы, адекватно использовать простые игрушки в соответствии с их функциональным назначением.

4. В контексте представлений о себе и окружающей среде предполагается сформировать у ребенка следующие умения:

– показывать и по возможности называть членов своей семьи на фотографии, в процессе игровой деятельности с родителями;

– показывать на себе части тела и лица;

– выполнять простые упражнения на перемещение в пространстве, на изменение положений частей тела по подражанию действиям взрослого.

5. Предполагается сформировать у ребенка коммуникативные навыки: эпизодически адекватно реагируют на простую инструкцию педагога:

– при общении использовать мимику и жесты;

– определять источник речевых и неречевых звуков, направление звука в пространстве;

– понимать и выполнять действия с игрушкой;

– показывать иллюстрации в соответствии с содержанием;

– вслушиваться в речь взрослых, отвечать на вопросы о себе, об окружающих людях, предметах (использование символов, предметов-заместителей);

– повторять один и тот же слог, подражая взрослому;

– адекватно реагировать на простую инструкцию педагога.

– соблюдать очередность в выполнении предметно-игровых действий;

– использовать звукоподражания, лепетные и простые слова для называния объектов окружающего мира;

– выполнять движения по инструкции, когда она сопровождается жестом («встань, сядь»);

Результаты индивидуальной коррекционно-развивающей работы

Динамика состояния ребёнка:

В конце первого полугодия _________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Результативность обучения (на конец учебного года) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Рекомендации по дальнейшей работе _________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата начала обучения____________________________________

Дата окончания обучения ______________

Подпись родителя ____________________

Подпись специалиста__________________

Источник