Программа развития для ребенка с множественными нарушениями

Программа развития для ребенка с множественными нарушениями thumbnail

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАФЕДРА СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ И КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ

СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА С ТЯЖЁЛЫМИ И

МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ

(ТМНР)

Проект выполнен

слушателем курсов

повышения квалификации

КРО-46

учителем начальных классов

ГБОУ Школы 2124

«Центр развития и коррекции»

Алпатовой В.В.

Москва – 2015

1.     Психолого-педагогическая характеристика (фрагмент)

Эмиль А., 7 лет:

Наблюдаются грубые нарушения поведения и общения.

Эмоционально-волевая сфера. Контакт устанавливает, но носит нестабильный, формальный характер. Глазной контакт эпизодический. Не реагирует на эмоции других детей. Преобладающий эмоциональный фон нейтральный.

Волевая регуляция значительно снижена, привлекается к заданиям только индивидуально с педагогом. Все действия выполняются совместно с педагогом.

Речь. Не реагирует на своё имя. Понимание обращённой речи затруднено. Возможно понимание простых инструкций, если взять ребёнка за руку и сопровождать свои слова жестами. При этих условиях выполняет простые инструкции (встань, сядь) после многократного обращения педагога. Указательный жест в стадии формирования. Собственной речи нет. Есть отдельные вокализации и звукокомплексы (а, ми-ми).

2.     Примерное тематическое планирование по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» на 1 четверть (18 часов). Предметная область  – «Язык и речевая практика».

Цели и задачи: – учить реагировать на своё имя

        – развитие понимания обращённой речи

                             – развитие понимания смысла доступных невербальных графических знаков (фотографий, рисунков)

                            – формирование указательного жеста

К-во

часов

Тема

Виды работ

Оборудование

3

Звуки окружающей действительности.

Игра «Звуки вокруг нас», соотнесение звуков с картинкой (поезд, пароход, колокольчик),  задания на

звукоподражание.

Аудиозаписи, игрушки, предметные картинки.

2

Тихие и громкие звуки. 

 Действия с музыкальными инструментами и звучащими игрушками. Различение звуков по силе. Игра «Громко-тихо». Соотнесение звучащих инструментов с картинкой. Задания на  звукоподражание.

 Аудиозаписи, барабан, свисток, бубен, погремушка,

картинки.

3

Голоса животных

Прослушивание записи голосов животных (собака, корова, свинья, волк). Просмотр музыкальной книжки со звучащими кнопками. Соотнесение голосов животных с картинками (совместно с педагогом). Задания на подражание голосам животных.

Аудиозаписи, музыкальная книжка, изображения животных.

3

Это я

Упражнения на рассматривание себя в зеркале, повторение своего имени, игры перед зеркалом «Кто это?», «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий».  Развитие умения откликаться на своё имя.

Зеркало.

3

Моё лицо

Рассматривание лица в зеркале, проговаривание частей лица, массаж лица. Упражнения на подражание выражению лица учителя, игры перед  зеркалом: «Водичка, водичка, умой мое личико», «Запомни моё лицо»; «Повтори движения».

Зеркало.

4

Моя семья

Просмотр фотографий ребёнка и ближайших членов семья. Выделение самого себя на фотографиях (из 2-х фотографий). Упражнения с фотографиями, задания: «Покажи себя», «Где мама?», «Где папа?», «Кто это?». Повторение слов сопряжено с педагогом: мама, папа.

Фотографии с членами семьи.

Примечание: на каждом уроке проводится артикуляционная гимнастика, упражнения выполняются сначала пассивно (с помощью педагога), далее самостоятельно.

Список литературы:

1. Программа обучения учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью/Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под.ред.Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой. – СПб.: ЦПК проф. Л.Б. Баряева, 2011.

2. Альтернативная коммуникация. Методический сборник. – Новосибирск, 2012.

3. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжёлыми и множественными нарушениями развития: Программно-методические материалы/ Под.ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Владос, 2010.

4. Рязанова А.В., Ермолаева Д.В. Модель психолого-педагогической помощи детям школьного возраста с тяжёлыми и множественными нарушениями развития. – Теревинф, 2011.

Источник

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ, РЕАЛИЗУЮЩЕЕ АДАПТИРОВАННЫЕ ОСНОВНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ

«ШКОЛА – ИНТЕРНАТ № 12»

УТВЕРЖДАЮ

Директор КГБОУ ШИ № 12

_____________ М.В. Лопатин

Коррекционно-развивающая программа

для детей дошкольного возраста с множественными нарушениями развития 

Педагог-психолог: Рубанова О.Р.

Вяземский 2019 г


Пояснительная записка.

Дети с множественными нарушениями развития, имеющие сочетанные диагнозы: нарушения опорно-двигательного аппарата, выраженные когнитивные и речевые нарушения, к сожалению, появляются на свет уже не в единичных случаях. Причинами такого факта могут быть различные нарушения в формировании центральной нервной системы плода в пренатальный (внутриутробное развитие), перинатальный (роды) и постнатальный (раннее детство) периоды. Такие дети с самых первых дней жизни нуждаются в специализированной помощи в системах здравоохранения и образования. Ведь известно, что чем раньше возник дефект, тем он сложнее и, чем раньше начнётся оказание специализированной разносторонней помощи малышу с различными нарушениями, тем больше шансов на успех.

Данная программа нацелена на оказание ранней психолого-педагогической помощи ребёнку с множественными нарушениями развития.

Научная обоснованность

Индивидуальная коррекционная программа для детей дошкольного возраста с множественными нарушениями развития составлена на основе использованной литературы:

Венгер Л. А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. – М.: Просвещение, 1988.

Павлова Л.Н., Пилюгина Э.Г., Волосова Е.Б. «Раннее детство: познавательное развитие» – М.: Мозаика-Синтез 2000г.

6. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша: Игры на восприятие цвета, формы и величины у детей раннего возраста. Книга для воспитателей детского сада и родителей. – М.: Просвещение, 1996. – 112с.

Волосова, Е. Б. Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели) [Текст] / Е. Б. Волосова. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 1999. – 72 с.

Так же были использованны интернет ресурсы:

Социальная сеть работников образования nsportal.ru

Ведущий образовательный портал России «Инфоурок»

Практическая направленность программы:

Коррекционно-развивающая программа составлена педагогом-психологом, который проводит специальную работу по развитию сенсорно-моторных функций, познавательной сферы ; рассчитана на 54 коррекционных занятия.

Цель коррекционно-развивающей программы: 

создание условий для обогащения сенсорного опыта и развития двигательной активности посредством специального обучения и воспитания.

Задачи комплексной коррекционно-развивающей программы:

-развивать общую и тонкую моторику моторики;

– развивать умение воспринимать предметы посредством разных анализаторов;

– обучать действиям с материалами;

– обучать действиям с предметами;

– развивать умение понимать обращенную речь

– коррекция психических процессов

Адресат

Данная программа составлена для работы с детьми с множественными нарушениями развития в дошкольном возрасте.

Продолжительность программы:

1 год, количество занятий в неделю 2.

Планируемые результаты

В соответствии с особенностями психофизического развития ребенка , планируемые результаты освоения «Программы» предусмотрены в ряде целевых ориентиров.

Колендарно-тематическое планирование по коррекционно-развивающему занятию предметно-практические действия.

22.10.19

24.10.19

2

Формирование умения выполнять действие сминание бумаги

3-4

5.11.19

7.11.19

2

Формирование умения выполнять действие сминание бумаги

5-6

12.11.19

14.11.19

2

Формирование умения выполнять действия разрывание бумаги

Читайте также:  Карта индивидуального развития ребенка фгос

7-8

19.11.19

21.11.19

2

Формирование умения выполнять действия разрывание бумаги

9-10

26.11.19

28.11.19

2

Формирование умения выполнять действия размазывание пластилина

11-12

3.12.19

5.12.19

2

Формирование умения выполнять действия размазывание пластилина

13-14

10.12.19

12.12.19

2

Формирование умения выполнять действия разминание пластилина

15-16

17.12.19

19.12.19

2

Формирование умения выполнять действия разминание пластилина

17-18

24.12.19

26.12.19

2

Формирование умения выполнять действия пересыпание крупы

19-20

14.01.20

16.01.20

2

Формирование умения выполнять действия пересыпание крупы

21-22

21.01.20

23.01.20

2

Формирование умения выполнять действия переливание воды

23-24

28.01.20

30.01.20

2

Формирование умения выполнять действия переливание воды

25-26

4.02.20

6.02.20

2

Формирование умения выполнять действия наматывание ниток

27-28

11.02.20

13.02.20

2

Формирование умения выполнять действия наматывание ниток

29-30

18.02.20

20.02.20

2

Формирование умения выполнять действия: захват, удержание, отпускание.

31-32

25.02.20

27.02.20

2

Формирование умения выполнять действия: захват, удержание, отпускание

33-34

3.03.20

5.03.20

2

Формирование умения выполнять действия вынимание.

35-36

10.03.20

12.03.20

2

Формирование умения выполнять действия вынимание.

37-38

17.03.20

19.03.20

2

Формирование умения выполнять действия складывание.

39-40

7.04.20

9.04.20

2

Формирование умения выполнять действия перекладывание.

41-42

14.04.20

16.04.20

2

Формирование умения выполнять действия перекладывание.

43-44

21.04.20

23.04.20

2

Формирование умения выполнять действия встряхивание.

45-46

28.04.20

30.04.20

2

Формирование умения выполнять действия встряхивание.

47-48

07.05.20

12.05.20

2

Формирование умения выполнять действия вставление.

49-50

14.05.20

19.05.20

2

Формирование умения выполнять действия вставление.

51-52

21.05.20

26.05.20

2

Формирование умения выполнять действия вращение.

53-54

28.05.20

2

Формирование умения выполнять действия вращение.

ИТОГО:

54 часа

Источник

Разработка специальной индивидуальной программы для детей с интеллектуальной недостаточностью, с тяжелыми множественными нарушениями развития

Специальная индивидуальная программа развития  направлена на формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, основанной на развитии личности и необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь ребенку максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.

Данная программа позволяет рационально и оптимально организовать целостный процесс обучения ребенка с учетом его актуального и ближайшего развития, соответствующий его состоянию здоровья, а также адаптировать учебную нагрузку к его индивидуальным возможностям.

        Программа разрабатывается на один год. В ее разработке принимают участие все специалисты, работающие с ребенком, при участии его родителей.

Содержание программы:

1. Целевой раздел

1.1 Общие сведения о ребёнке

1.2 Характеристика воспитанника

1.3 Пояснительная записка

1.4 Планируемые результаты освоения Программы

1.5 Перечень технических средств и дидактических материалов

2. Содержание программы

2.1 Индивидуальный план образовательной деятельности

2.2 Коррекционно-развивающие задачи по образовательным областям

2.3 Примерное перспективное планирование

2.4 Социальное партнерство с родителями

1. Целевой раздел

Общие сведения о ребёнке

Заключение ПМПК  от ____  №___

Коллегиальное заключение:

1.2 Характеристика воспитанника

1.3 Пояснительная записка

        Специальная индивидуальная программа развития  (далее СИПР) предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимся с умеренной степенью интеллектуальной недостаточности. СИПР составлена на основе Адаптированной образовательной программы ДОУ и с учетом образовательной программы ДОУ.

        Цель: определение содержания коррекционной работы с ребенком, направленной на формирование возрастных психологических новообразований и становления всех видов детской деятельности.

        Основные задачи: создание условий для:

– сохранения и укрепления физического и психического здоровья;

– формирования и развития познавательного интереса и познавательной активности;

– развития представлений о себе и об окружающем мире;

-развития социальных представлений и коммуникативного поведения;

– сенсорного развития, развития сенсорно-перцептивных способностей, сенсорно-двигательной координации;

– формирования элементарных математических представлений;

– развития операционно-технической стороны деятельности, навыков конструирования; игровых навыков;

– формирования речевой активности, развития пассивного и активного словаря;

– формирования творческих способностей.

        Принципы реализации программы:

1. Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи; обеспечение комфортных, безопасных условий.

2. Гуманно-личностный – всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, вера в них, формирование позитивной «Я – концепции» каждого ребенка, его представления о себе.

3. Принцип комплексности – тесный контакт педагогов с родителями.

4. Принцип деятельностного подхода – учет ведущего вида деятельности ребенка с опорой на тот вид деятельности, который является личностно значимым для ребенка.

Ведущая коррекционная работа

Диагноз

Используемые технологии (ведущие)

Коррекционная работа

ДЦП

Здоровьесберегающие Развивающие

Развитие моторно-двигательных навыков, эмоционально- волевой сферы. Развитие мотивации к познавательной деятельности

        Сроки проведения мониторинговых исследований:

Сентябрь – обследование, планирование индивидуальной коррекционной работы. Январь – обследование для корректировки содержания коррекционной работы. Май – обследование по итогам учебного года.

        Результаты сравнительного анализа данных, полученных в ходе первичной и промежуточной диагностики, обсуждаются специалистами на заседаниях психолого-педагогического консилиума, где принимается коллегиальное решение о необходимости изменения содержания или продолжения работы в выбранном направлении.

Программа имеет следующие разделы:

1. Педагогическое сопровождение по образовательным областям Программы (учитель-дефектолог, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию)

– Познавательное развитие;

– Социально-коммуникативное развитие;

– Художественно-эстетическое развитие;

– Физическое развитие.

2. Логопедическое сопровождение (учитель-логопед)

– Речевое развитие.

3. Психологическое сопровождение (педагог-психолог)

        Продолжительность непосредственно образовательной деятельности (далее НОД) составляет для воспитанника с ОВЗ 8-го года жизни – не более 20 мин. Объем недельной образовательной нагрузки составляет – 4 часа 20 мин. В середине времени, отведенного на НОД, проводятся физкультминутки, перерывы между периодами НОД – не менее 10 мин. Основные формы работы: подгрупповая, индивидуальная.

        В содержание СИПР включены коррекционно-развивающие задачи в соответствии с уровнем актуального развития воспитанника и его потенциальных возможностей. Для реализации задач по указанной программе предусмотрено взаимодействие специалистов, воспитателей и родителей (законных представителей).

        Срок реализации СИПР с 09.2017 по 05.2018.

1.4 Планируемые результаты освоения Программы

– проявляет потребность в общении с взрослыми и сверстниками;

– способен адекватно использовать вербальные и невербальные средства общения;

– имеет представления о предметах, их функциональных свойствах, и использовании предметов по назначению;

– имеет представления о сенсорных эталонах, элементарные математические представления;  

– понимает и выполняет простые инструкции;

– имеет первичные представления о себе, семье, обществе и природе;

– проявляет самостоятельность при выполнении гигиенических процедур и самообслуживания;

– проявляет творчество в игровой и продуктивной деятельности;

– любознательный и активный.

1.5 Перечень технических средств и дидактических материалов

– Наглядный и дидактический (демонстрационный и индивидуальный) материал по лексическим темам

– Набор геометрических фигур, цветные счётные палочки, конструктор «Лего», крупный и мелкий строительный материал

Читайте также:  Анализ уровня развития ребенка раннего возраста

– Материалы для развития зрительного, слухового, тактильного восприятия

– Набор материалов для развития мелкой моторики, су-джок.

– Оборудование и атрибуты для сюжетно-ролевых и театрализованных игр

– Литературный материал (малые фольклорные формы, сказки, стихи, рассказы)

– Музыкальные инструменты (бубен, барабан, треугольник и т. д.)

– Гимнастические мячи большого и среднего размера, резиновые мячи, кегли, маты, гимнастические скамейки, тренажёры

– Оборудование: мультисенсорный чемодан, набор методического материала «Сенсорика»,  песочница, стол-мозаика «Цветные шарики», сенсорный ящик

– Ноутбук с развивающими играми: «Тимокко»,  «Развитие и коррекция речи»

2. Содержание программы

2.1 Индивидуальный план образовательной деятельности

ОО

НОД

Совместная деятельность

Индивидуальные занятия

воспитатели

учитель-дефектолог

учитель-логопед

Познавательное развитие

2

2

2

Социально-коммуникативное развитие

2

1

1

Художественно-эстетическое развитие

3

1

1

Физическое развитие

3

1

Речевое развитие

3

3

3

Количество в неделю

13

1

8

3

3

2.2 Коррекционно-развивающие задачи по образовательным областям

ОО «Познавательное развитие»

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

ОО «Художественно-эстетическое развитие» 

ОО «Физическое развитие»

ОО «Речевое развитие»

2.3 Примерное перспективное планирование на 2017 – 2018 г.

2.4 Социальное партнерство с родителями

Задачи

Мероприятия

Дата проведения

Изучение семьи воспитанника

Анкетирование,

беседа с родителями

Сентябрь

Повышение осведомлённости родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребёнка

Индивидуальные консультации родителей со специалистами

По результатам мониторинга и по запросу родителей

Ознакомление родителей с методами и приёмами коррекционно-развивающей и воспитательной работы

Индивидуальные практические занятия,

консультирование,

оформление родительского уголка

Раз в квартал и по запросу родителей

Организация участия родителей в мероприятиях, проводимых в ДОУ, группе

Привлечение родителей к участию в мероприятиях (собрания, мастер–классы, праздники, ярмарки, проекты)

В течение года

Ознакомлены _____________________/_____________________________/    

                         (подпись родителей)                                                

Источник

Оксана Шипова
Программа по сенсомоторному развитию детей с тяжелыми множественными нарушениями развития «Развивай-ка!»

“Все, что только можно, предоставлять для восприятия чувствами,а именно: видимое – для восприятия зрения, слышимое – слухом, запахи – обонянием, что можно вкусить – вкусом, доступное осязанию – путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами”

Я. А. Коменский.

Пояснительная записка.

Известно, что детям с выраженными нарушениями интеллекта присущи грубые отклонения всех сторон психической деятельности в целом, а особенно затруднено чувственное познание, которое является первой ступенью сенсомоторного развития. В свою очередь сенсомоторное развитие является фундаментом, точкой отправления для дальнейшего развития, поэтому для этих детей оно становится объективно необходимым.

Сенсомоторное развитие является азбукой познания окружающего мира и направленно на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира. Слабая активность, моторная недостаточность, обедненность чувственного опыта приводят к бедности восприятия поступающей информации.

Структура занятий предполагает побуждение ребенка к ощупыванию, рассматриванию, прислушиванию посредством игры и закреплению полученного результата в различных видах деятельности.

Комплексная форма занятий предполагает обучение в игровой форме, частую смену различных видов деятельности, а также индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывающий его особенности развития – все эти факторы легли в основу системы комплексных занятий.

Под комплексным подходом подразумевается включение в занятие разных блоков, объединенных одним сюжетом. Такой подход считается более результативным,так как:

– занятия на основе комплексного подхода способствуют формированию у детей целостной картины мира,так как предмет или явление рассматривается с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной;

– у детей формируется стойкий познавательный интерес, и занятия дают высокую результативность;

– переход от одного вида деятельности к другому позволяет вовлечь каждого ребёнка в активный процесс;

– занятия на основе комплексного подхода способствуют снятию напряжения, перегрузки и утомляемости за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности.

– комплексные занятия объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений и доброжелательности.

Целью занятий является обогащение чувственного опыта детей, развитие сенсомоторных способностей, сенсорного восприятия и формирование обобщенных способов обследования предметов.

На занятиях решаются следующие задачи:

• исправление недостатков моторики, развитие ручной умелости, зрительно-двигательной координации, способов и приемов двигательных действий, включенных в восприятие предметов и явлений действительности;

• формирование мерок — сенсорных эталонов, позволяющих осуществлять сравнительно-оценочную деятельность;

• обучение действиям примеривания, которые являются промежуточными между пробами оценивания и включают соотнесение предмета с формой, цветом и т. д. ;

развитие поисковых способов ориентировки при выполнении заданий, чтобы ребенок научился осуществлять пробы с целью овладения оцениванием величины (размера, цвета, формы предмета, его вкусовых качеств;

развитие у ребенка способности видеть и выделять у предметов форму, величину, цвет и другие существенные свойства, необходимые для действия с ними;

• формирование правильной ориентировки ребенка в окружающем предметном мире благодаря тому, что он приобретает умение учитывать свойства предметов в практических ситуациях.

Требования к коррекционно-развивающему занятию:

1. Все занятия имеют гибкую структуру, разработанную с учетом особенностей детей и степени выраженности дефекта.

2. Занятия строятся на основе принципов интегрирования (включение элементов музо-, изо-, песко-, водо-, кукло-, танцевально-двигательной терапии, элементов обучения грамоты, формированию элементарных математических представлений, применение Монтессори-терапии).

3. В занятиях должна прослеживаться системность и преемственность.

4. Выбор тематики занятий должен определяться характером нарушения и подбором наиболее адекватной тактики коррекционной работы.

5. Формы работы должны определяться задачами занятия, для которых характерно сочетание как традиционных приемов и методов (фронтальные и индивидуальные занятия, так и инновационных.

К инновационным приемам относятся следующие виды работ на занятии:

• включение ребенка в процесс взаимодействия с педагогом, группой детей или сверстником с использованием метода «аттракции» (называние по имени, активное включение в процесс рассматривания себя в зеркале, телесный контакт с ребенком с целью расслабления, успокоение, вселение уверенности и т. д.);

• рисование под музыку, используя различные методики рисования – ладошкой, пальчиком, губкой, тампоном и т. д. (изотерапия);

• игры с песком (пескотерапия);

• игры с водой (водотерапия);

• игры с куклами (куклотерапия) и т. д.

К традиционным приемам относятся следующие виды работ на занятии:

• занятие должно включать как познавательный материал, так и различные релаксационные упражнения, которые способствуют развитию у детей коммуникативных умений, обогащают эмоциональный опыт, формируют личностное развитие;

• включение в структуру занятий заданий, способствующих развитию поисковых действий;

• изложение материала на занятии должно быть вариативным по своей структуре. В одних случаях предъявляется готовая информация в форме практического объяснения, сопровождающегося показом, демонстрацией определенных действий с простой речевой инструкцией. В других случаях используется частичная инструкция, регламентирующая частичное выполнение действия, задания с последующими усложнениями. Используются варианты сопряженных и полусопряженных действий.

Читайте также:  Влияние изобразительного искусства на развитие личности ребенка

Также используется чередование на занятии различных видов деятельности: организация практических действий, разрешение проблемных ситуаций, использование дидактических игр, музыкально-ритмических и дыхательных упражнений, графических заданий и др.

Примерная схема занятия по сенсомоторному обучению

1. Развитиечувствительности тела:

прикосновением, массированием, поглаживанием, с помощью сенсорных кон-тактов.

2. Развитиезрительного восприятия:

а) восприятие величины;

б) восприятие цвета;

в) восприятие формы.

3. Развитиеслухового восприятия:

а) на неречевом материале (музыка, звучащие предметы);

б) на речевом материале (речевые звуки, звукоподражательные слова, названия предметов, действий, предложения).

4. Сенсомоторная зарядка (имитационная, сенсомоторная деятельность, показ, что умеют делать руки, ноги, голова, глаза, пальцы).

5. Развитие вкусового и обонятельного восприятия.

Пища соленая, сладкая, кислая, горькая, вкусная, невкусная. Запахи приятные и неприятные.

6. Развитие тактильно-осязательного восприятия (игра «Волшебный мешочек», узнавание предметов на ощупь).

7. Развитие сенсомоторных интеллектуальных реакций (оценка и выражение собственных сенсомоторных реакций; корректировка поведения с учетом сенсомоторного опыта; апробация на объектах новых видов действий; запоминание, запечатление и изменение формы, цвета, расположения предметов; расчленение сложного действия на мелкие сенсомоторные действия).

8. Развитиеосложненного восприятия:

а) в условиях визуальной зашумленности;

б) в условиях передвижения.

9.Релаксационные упражнения:

а) для рук;

б) для ног;

в) для плечевого пояса;

г) для туловища.

10. Продуктивные виды деятельности

Эти занятия носят развивающий характер, так как мы ставим акцент не на результат (конечный продукт деятельности ребёнка, а на сам процесс его создания.

а) рисование,

б) конструирование,

в) аппликацию,

г) лепку.

Знакомя с окружающей действительностью мы учим ребенка быть внимательным к тому, что его окружает, правильно воспринимать и реагировать на него.

Материальное обеспечение.

Оборудование игровой комнаты (сухой бассейн; ширма для кукольного театра; домик детский игровой и т. д.)

Оборудование для развития общих движений (маленькие маты или складной мат; сенсорные мячи разных размеров; мягкий модульный конструктор и т. Д.)

Оборудование для развития мелкой моторики (матрешки; неваляшки; пирамиды разные; напольные пирамиды; шнуровки простые; игрушки с молотком; вкладыши и т. д.)

Игровые средства для развития сенсорики (геометрические формы и тела; лото теней; настольно-печатные игры; цветные таблички; тактильный набор и т. д.)

Игровые средства для развития речи (иллюстрированные книжки со сказками, стихами; тематические наборы картинок и лото; набор кубиков с картинками; сюжетные картинки; компьютерные программы и т. д.)

Игровые средства для социально-эмоционального развития (набор перчаточных кукол-персонажей (би-ба-бо); наборы для изучения собственного тела и себя; азбука настроений; настольный театр игрушек и т. д.)

Игровые средства для творческого развития (музыкальные инструменты; набор строительных кубиков; мозаика с крупными сотами; пластилин; цветная бумага и картон; музыкальные произведения для слушания и т. д.)

Игровые средства для сюжетно-ролевых игр (набор доктора; машина грузовая, коляска для кукол, комплект пластиковой посуды и т. д.)

Предполагаемые результаты работы.

Дети должны научиться:

— Целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога.

—Анализировать и сравнивать предметы по одному из указанных признаков: форма, величина, цвет.

— Различать и называть основные цвета и оттенки.

— Классифицировать геометрические фигуры.

— Составлять предмет из 2—3 частей.

— Определять на ощупь величину хорошо знакомых предметов.

— Зрительно определять и называть отличительные и общие признаки двух предметов.

— Классифицировать предметы и их изображения по признаку соответствия знакомым сенсорным эталонам, делать простейшие обобщения.

— Различать речевые и неречевые звуки.

— Ориентироваться на собственном теле и на плоскости листа бумаги.

— Выделять части суток и определять порядок дней недели.

—Различать вкусовые качества.

— Сравнивать музыкальные звуки по громкости и длительности звучания.

— Различать характер мелодии.

— Правильно выполнять действия с материалами и инструментами (кистью, клеем, ножницами, красками, бумагой, тканью и др.)

— Правильно пользоваться письменными принадлежностями, копировать несложные изображения.

Работа кружка «Развивай-ка построена на проведении комплексных коррекционно-развивающих занятий, так как такие занятия – наиболее эффективное и продуктивное направление в развитии «особого» ребенка.

Список литературы.

1. Башаева, Т. В. Развитие восприятия у детей : форма, цвет,звук: Популярное пособие для родителей и педагогов / Т. В. Башаева.- Ярославль : Академия развития, 1997. – 237 с. (1296616 – ЧЗ)

2. Белоусова Л. Е. Использование Монтессори-терапии в сенсомоторном развитии дошкольников со сложной структурой нарушения // Дошкольная педагогика. – 2002. – №2. – С. 38-43.

3. Борисенко М. Г., Лукина Н. А. В помощь маленькому мыслителю (Развитие элементарных математических представлений).- СПб.: «Паритет», 2005.-2005.-128с. -(Серия «Рождаюсь. Расту. Развиваюсь»).

4. Борисенко М. Г., Датешидзе Т. А., Лукина Н. А. Ползаем. Бегаем. Прыгаем (Развитие общей моторики).- СПб.: «Паритет»,2005.-160с. – (Серия «Рождаюсь. Расту. Развиваюсь»).

5. Борисенко М. Г., Лукина Н. А. Смотрим. Видим. Запоминаем. (Развитие зрительного восприятия и памяти).-СПб: «Паритет», 2004.-128с. – (Серия «Рождаюсь. Расту. Развиваюсь»).

6. Боровская И. К. Воспитание и обучение детейв условиях домов-интернатов: пособие для педагогов / И. К. Боровская и др. ; под ред. Т. В. Лисовской. — Мн.: НИО, 2007. — 216 с.

7. Вайнерман С. М., Большов А. С., Силкин Ю. Р. и др. Сенсомоторное развитие дошкольников. – М.: Владос. – 2001. – 264 с.

8. Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка. – М.: Просвещение -1998. – 396 с.

9. Войлокова Е. Ф, Андрухович Ю. В., Ковалева Л. Ю. Сенсорноевоспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью: Учебно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2005 – 304 с.

10. Губа Г. И. Комплексные развивающие занятия для детей раннего возраста – от 1,5 до 3 лет. Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России,2007.-80с.

11. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, З. Н. Максимова; ред. Л. А. Венгер. – 2-е. изд., перераб.- Москва: Просвещение, 1978. – 96 с.

12. Есафьева Г. П. Учимся рисовать. Старшая и подготовительная группы / Художник Афоничева Е. А. –Ярославль: Академия развития, 20