Программа развития для ребенка с множественными нарушениями
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАФЕДРА СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ И КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ
СПЕЦИАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА С ТЯЖЁЛЫМИ И
МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ
(ТМНР)
Проект выполнен
слушателем курсов
повышения квалификации
КРО-46
учителем начальных классов
ГБОУ Школы 2124
«Центр развития и коррекции»
Алпатовой В.В.
Москва – 2015
1. Психолого-педагогическая характеристика (фрагмент)
Эмиль А., 7 лет:
Наблюдаются грубые нарушения поведения и общения.
Эмоционально-волевая сфера. Контакт устанавливает, но носит нестабильный, формальный характер. Глазной контакт эпизодический. Не реагирует на эмоции других детей. Преобладающий эмоциональный фон нейтральный.
Волевая регуляция значительно снижена, привлекается к заданиям только индивидуально с педагогом. Все действия выполняются совместно с педагогом.
Речь. Не реагирует на своё имя. Понимание обращённой речи затруднено. Возможно понимание простых инструкций, если взять ребёнка за руку и сопровождать свои слова жестами. При этих условиях выполняет простые инструкции (встань, сядь) после многократного обращения педагога. Указательный жест в стадии формирования. Собственной речи нет. Есть отдельные вокализации и звукокомплексы (а, ми-ми).
2. Примерное тематическое планирование по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» на 1 четверть (18 часов). Предметная область – «Язык и речевая практика».
Цели и задачи: – учить реагировать на своё имя
– развитие понимания обращённой речи
– развитие понимания смысла доступных невербальных графических знаков (фотографий, рисунков)
– формирование указательного жеста
К-во часов | Тема | Виды работ | Оборудование |
3 | Звуки окружающей действительности. | Игра «Звуки вокруг нас», соотнесение звуков с картинкой (поезд, пароход, колокольчик), задания на звукоподражание. | Аудиозаписи, игрушки, предметные картинки. |
2 | Тихие и громкие звуки. | Действия с музыкальными инструментами и звучащими игрушками. Различение звуков по силе. Игра «Громко-тихо». Соотнесение звучащих инструментов с картинкой. Задания на звукоподражание. | Аудиозаписи, барабан, свисток, бубен, погремушка, картинки. |
3 | Голоса животных | Прослушивание записи голосов животных (собака, корова, свинья, волк). Просмотр музыкальной книжки со звучащими кнопками. Соотнесение голосов животных с картинками (совместно с педагогом). Задания на подражание голосам животных. | Аудиозаписи, музыкальная книжка, изображения животных. |
3 | Это я | Упражнения на рассматривание себя в зеркале, повторение своего имени, игры перед зеркалом «Кто это?», «Кто у нас хороший, кто у нас пригожий». Развитие умения откликаться на своё имя. | Зеркало. |
3 | Моё лицо | Рассматривание лица в зеркале, проговаривание частей лица, массаж лица. Упражнения на подражание выражению лица учителя, игры перед зеркалом: «Водичка, водичка, умой мое личико», «Запомни моё лицо»; «Повтори движения». | Зеркало. |
4 | Моя семья | Просмотр фотографий ребёнка и ближайших членов семья. Выделение самого себя на фотографиях (из 2-х фотографий). Упражнения с фотографиями, задания: «Покажи себя», «Где мама?», «Где папа?», «Кто это?». Повторение слов сопряжено с педагогом: мама, папа. | Фотографии с членами семьи. |
Примечание: на каждом уроке проводится артикуляционная гимнастика, упражнения выполняются сначала пассивно (с помощью педагога), далее самостоятельно.
Список литературы:
1. Программа обучения учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью/Л.Б. Баряева, Д.И. Бойков, В.И. Липакова и др.; Под.ред.Л.Б. Баряевой, Н.Н. Яковлевой. – СПб.: ЦПК проф. Л.Б. Баряева, 2011.
2. Альтернативная коммуникация. Методический сборник. – Новосибирск, 2012.
3. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжёлыми и множественными нарушениями развития: Программно-методические материалы/ Под.ред. И.М. Бгажноковой. – М.: Владос, 2010.
4. Рязанова А.В., Ермолаева Д.В. Модель психолого-педагогической помощи детям школьного возраста с тяжёлыми и множественными нарушениями развития. – Теревинф, 2011.
Источник
КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ, РЕАЛИЗУЮЩЕЕ АДАПТИРОВАННЫЕ ОСНОВНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ
«ШКОЛА – ИНТЕРНАТ № 12»
УТВЕРЖДАЮ
Директор КГБОУ ШИ № 12
_____________ М.В. Лопатин
Коррекционно-развивающая программа
для детей дошкольного возраста с множественными нарушениями развития
Педагог-психолог: Рубанова О.Р.
Вяземский 2019 г
Пояснительная записка.
Дети с множественными нарушениями развития, имеющие сочетанные диагнозы: нарушения опорно-двигательного аппарата, выраженные когнитивные и речевые нарушения, к сожалению, появляются на свет уже не в единичных случаях. Причинами такого факта могут быть различные нарушения в формировании центральной нервной системы плода в пренатальный (внутриутробное развитие), перинатальный (роды) и постнатальный (раннее детство) периоды. Такие дети с самых первых дней жизни нуждаются в специализированной помощи в системах здравоохранения и образования. Ведь известно, что чем раньше возник дефект, тем он сложнее и, чем раньше начнётся оказание специализированной разносторонней помощи малышу с различными нарушениями, тем больше шансов на успех.
Данная программа нацелена на оказание ранней психолого-педагогической помощи ребёнку с множественными нарушениями развития.
Научная обоснованность
Индивидуальная коррекционная программа для детей дошкольного возраста с множественными нарушениями развития составлена на основе использованной литературы:
Венгер Л. А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. – М.: Просвещение, 1988.
Павлова Л.Н., Пилюгина Э.Г., Волосова Е.Б. «Раннее детство: познавательное развитие» – М.: Мозаика-Синтез 2000г.
6. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша: Игры на восприятие цвета, формы и величины у детей раннего возраста. Книга для воспитателей детского сада и родителей. – М.: Просвещение, 1996. – 112с.
Волосова, Е. Б. Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели) [Текст] / Е. Б. Волосова. – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 1999. – 72 с.
Так же были использованны интернет ресурсы:
Социальная сеть работников образования nsportal.ru
Ведущий образовательный портал России «Инфоурок»
Практическая направленность программы:
Коррекционно-развивающая программа составлена педагогом-психологом, который проводит специальную работу по развитию сенсорно-моторных функций, познавательной сферы ; рассчитана на 54 коррекционных занятия.
Цель коррекционно-развивающей программы:
создание условий для обогащения сенсорного опыта и развития двигательной активности посредством специального обучения и воспитания.
Задачи комплексной коррекционно-развивающей программы:
-развивать общую и тонкую моторику моторики;
– развивать умение воспринимать предметы посредством разных анализаторов;
– обучать действиям с материалами;
– обучать действиям с предметами;
– развивать умение понимать обращенную речь
– коррекция психических процессов
Адресат
Данная программа составлена для работы с детьми с множественными нарушениями развития в дошкольном возрасте.
Продолжительность программы:
1 год, количество занятий в неделю 2.
Планируемые результаты
В соответствии с особенностями психофизического развития ребенка , планируемые результаты освоения «Программы» предусмотрены в ряде целевых ориентиров.
Колендарно-тематическое планирование по коррекционно-развивающему занятию предметно-практические действия.
22.10.19
24.10.19
2
Формирование умения выполнять действие сминание бумаги
3-4
5.11.19
7.11.19
2
Формирование умения выполнять действие сминание бумаги
5-6
12.11.19
14.11.19
2
Формирование умения выполнять действия разрывание бумаги
7-8
19.11.19
21.11.19
2
Формирование умения выполнять действия разрывание бумаги
9-10
26.11.19
28.11.19
2
Формирование умения выполнять действия размазывание пластилина
11-12
3.12.19
5.12.19
2
Формирование умения выполнять действия размазывание пластилина
13-14
10.12.19
12.12.19
2
Формирование умения выполнять действия разминание пластилина
15-16
17.12.19
19.12.19
2
Формирование умения выполнять действия разминание пластилина
17-18
24.12.19
26.12.19
2
Формирование умения выполнять действия пересыпание крупы
19-20
14.01.20
16.01.20
2
Формирование умения выполнять действия пересыпание крупы
21-22
21.01.20
23.01.20
2
Формирование умения выполнять действия переливание воды
23-24
28.01.20
30.01.20
2
Формирование умения выполнять действия переливание воды
25-26
4.02.20
6.02.20
2
Формирование умения выполнять действия наматывание ниток
27-28
11.02.20
13.02.20
2
Формирование умения выполнять действия наматывание ниток
29-30
18.02.20
20.02.20
2
Формирование умения выполнять действия: захват, удержание, отпускание.
31-32
25.02.20
27.02.20
2
Формирование умения выполнять действия: захват, удержание, отпускание
33-34
3.03.20
5.03.20
2
Формирование умения выполнять действия вынимание.
35-36
10.03.20
12.03.20
2
Формирование умения выполнять действия вынимание.
37-38
17.03.20
19.03.20
2
Формирование умения выполнять действия складывание.
39-40
7.04.20
9.04.20
2
Формирование умения выполнять действия перекладывание.
41-42
14.04.20
16.04.20
2
Формирование умения выполнять действия перекладывание.
43-44
21.04.20
23.04.20
2
Формирование умения выполнять действия встряхивание.
45-46
28.04.20
30.04.20
2
Формирование умения выполнять действия встряхивание.
47-48
07.05.20
12.05.20
2
Формирование умения выполнять действия вставление.
49-50
14.05.20
19.05.20
2
Формирование умения выполнять действия вставление.
51-52
21.05.20
26.05.20
2
Формирование умения выполнять действия вращение.
53-54
28.05.20
2
Формирование умения выполнять действия вращение.
ИТОГО:
54 часа
Источник
Разработка специальной индивидуальной программы для детей с интеллектуальной недостаточностью, с тяжелыми множественными нарушениями развития
Специальная индивидуальная программа развития направлена на формирование общей культуры, соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, основанной на развитии личности и необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь ребенку максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.
Данная программа позволяет рационально и оптимально организовать целостный процесс обучения ребенка с учетом его актуального и ближайшего развития, соответствующий его состоянию здоровья, а также адаптировать учебную нагрузку к его индивидуальным возможностям.
Программа разрабатывается на один год. В ее разработке принимают участие все специалисты, работающие с ребенком, при участии его родителей.
Содержание программы:
1. Целевой раздел
1.1 Общие сведения о ребёнке
1.2 Характеристика воспитанника
1.3 Пояснительная записка
1.4 Планируемые результаты освоения Программы
1.5 Перечень технических средств и дидактических материалов
2. Содержание программы
2.1 Индивидуальный план образовательной деятельности
2.2 Коррекционно-развивающие задачи по образовательным областям
2.3 Примерное перспективное планирование
2.4 Социальное партнерство с родителями
1. Целевой раздел
Общие сведения о ребёнке
Заключение ПМПК от ____ №___
Коллегиальное заключение:
1.2 Характеристика воспитанника
1.3 Пояснительная записка
Специальная индивидуальная программа развития (далее СИПР) предназначена для проведения коррекционно-педагогической работы с обучающимся с умеренной степенью интеллектуальной недостаточности. СИПР составлена на основе Адаптированной образовательной программы ДОУ и с учетом образовательной программы ДОУ.
Цель: определение содержания коррекционной работы с ребенком, направленной на формирование возрастных психологических новообразований и становления всех видов детской деятельности.
Основные задачи: создание условий для:
– сохранения и укрепления физического и психического здоровья;
– формирования и развития познавательного интереса и познавательной активности;
– развития представлений о себе и об окружающем мире;
-развития социальных представлений и коммуникативного поведения;
– сенсорного развития, развития сенсорно-перцептивных способностей, сенсорно-двигательной координации;
– формирования элементарных математических представлений;
– развития операционно-технической стороны деятельности, навыков конструирования; игровых навыков;
– формирования речевой активности, развития пассивного и активного словаря;
– формирования творческих способностей.
Принципы реализации программы:
1. Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи; обеспечение комфортных, безопасных условий.
2. Гуманно-личностный – всестороннее уважение и любовь к ребенку, к каждому члену семьи, вера в них, формирование позитивной «Я – концепции» каждого ребенка, его представления о себе.
3. Принцип комплексности – тесный контакт педагогов с родителями.
4. Принцип деятельностного подхода – учет ведущего вида деятельности ребенка с опорой на тот вид деятельности, который является личностно значимым для ребенка.
Ведущая коррекционная работа
Диагноз | Используемые технологии (ведущие) | Коррекционная работа |
ДЦП | Здоровьесберегающие Развивающие | Развитие моторно-двигательных навыков, эмоционально- волевой сферы. Развитие мотивации к познавательной деятельности |
Сроки проведения мониторинговых исследований:
Сентябрь – обследование, планирование индивидуальной коррекционной работы. Январь – обследование для корректировки содержания коррекционной работы. Май – обследование по итогам учебного года.
Результаты сравнительного анализа данных, полученных в ходе первичной и промежуточной диагностики, обсуждаются специалистами на заседаниях психолого-педагогического консилиума, где принимается коллегиальное решение о необходимости изменения содержания или продолжения работы в выбранном направлении.
Программа имеет следующие разделы:
1. Педагогическое сопровождение по образовательным областям Программы (учитель-дефектолог, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию)
– Познавательное развитие;
– Социально-коммуникативное развитие;
– Художественно-эстетическое развитие;
– Физическое развитие.
2. Логопедическое сопровождение (учитель-логопед)
– Речевое развитие.
3. Психологическое сопровождение (педагог-психолог)
Продолжительность непосредственно образовательной деятельности (далее НОД) составляет для воспитанника с ОВЗ 8-го года жизни – не более 20 мин. Объем недельной образовательной нагрузки составляет – 4 часа 20 мин. В середине времени, отведенного на НОД, проводятся физкультминутки, перерывы между периодами НОД – не менее 10 мин. Основные формы работы: подгрупповая, индивидуальная.
В содержание СИПР включены коррекционно-развивающие задачи в соответствии с уровнем актуального развития воспитанника и его потенциальных возможностей. Для реализации задач по указанной программе предусмотрено взаимодействие специалистов, воспитателей и родителей (законных представителей).
Срок реализации СИПР с 09.2017 по 05.2018.
1.4 Планируемые результаты освоения Программы
– проявляет потребность в общении с взрослыми и сверстниками;
– способен адекватно использовать вербальные и невербальные средства общения;
– имеет представления о предметах, их функциональных свойствах, и использовании предметов по назначению;
– имеет представления о сенсорных эталонах, элементарные математические представления;
– понимает и выполняет простые инструкции;
– имеет первичные представления о себе, семье, обществе и природе;
– проявляет самостоятельность при выполнении гигиенических процедур и самообслуживания;
– проявляет творчество в игровой и продуктивной деятельности;
– любознательный и активный.
1.5 Перечень технических средств и дидактических материалов
– Наглядный и дидактический (демонстрационный и индивидуальный) материал по лексическим темам
– Набор геометрических фигур, цветные счётные палочки, конструктор «Лего», крупный и мелкий строительный материал
– Материалы для развития зрительного, слухового, тактильного восприятия
– Набор материалов для развития мелкой моторики, су-джок.
– Оборудование и атрибуты для сюжетно-ролевых и театрализованных игр
– Литературный материал (малые фольклорные формы, сказки, стихи, рассказы)
– Музыкальные инструменты (бубен, барабан, треугольник и т. д.)
– Гимнастические мячи большого и среднего размера, резиновые мячи, кегли, маты, гимнастические скамейки, тренажёры
– Оборудование: мультисенсорный чемодан, набор методического материала «Сенсорика», песочница, стол-мозаика «Цветные шарики», сенсорный ящик
– Ноутбук с развивающими играми: «Тимокко», «Развитие и коррекция речи»
2. Содержание программы
2.1 Индивидуальный план образовательной деятельности
ОО | НОД | Совместная деятельность | Индивидуальные занятия | ||
воспитатели | учитель-дефектолог | учитель-логопед | |||
Познавательное развитие | 2 | 2 | 2 | ||
Социально-коммуникативное развитие | 2 | 1 | 1 | ||
Художественно-эстетическое развитие | 3 | 1 | 1 | ||
Физическое развитие | 3 | 1 | |||
Речевое развитие | 3 | 3 | 3 | ||
Количество в неделю | 13 | 1 | 8 | 3 | 3 |
2.2 Коррекционно-развивающие задачи по образовательным областям
ОО «Познавательное развитие»
ОО «Социально-коммуникативное развитие»
ОО «Художественно-эстетическое развитие»
ОО «Физическое развитие»
ОО «Речевое развитие»
2.3 Примерное перспективное планирование на 2017 – 2018 г.
2.4 Социальное партнерство с родителями
Задачи | Мероприятия | Дата проведения |
Изучение семьи воспитанника | Анкетирование, беседа с родителями | Сентябрь |
Повышение осведомлённости родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребёнка | Индивидуальные консультации родителей со специалистами | По результатам мониторинга и по запросу родителей |
Ознакомление родителей с методами и приёмами коррекционно-развивающей и воспитательной работы | Индивидуальные практические занятия, консультирование, оформление родительского уголка | Раз в квартал и по запросу родителей |
Организация участия родителей в мероприятиях, проводимых в ДОУ, группе | Привлечение родителей к участию в мероприятиях (собрания, мастер–классы, праздники, ярмарки, проекты) | В течение года |
Ознакомлены _____________________/_____________________________/
(подпись родителей)
Источник
Оксана Шипова
Программа по сенсомоторному развитию детей с тяжелыми множественными нарушениями развития «Развивай-ка!»
“Все, что только можно, предоставлять для восприятия чувствами,а именно: видимое – для восприятия зрения, слышимое – слухом, запахи – обонянием, что можно вкусить – вкусом, доступное осязанию – путем осязания. Если какие-либо предметы сразу можно воспринять несколькими чувствами, пусть они сразу схватываются несколькими чувствами”
Я. А. Коменский.
Пояснительная записка.
Известно, что детям с выраженными нарушениями интеллекта присущи грубые отклонения всех сторон психической деятельности в целом, а особенно затруднено чувственное познание, которое является первой ступенью сенсомоторного развития. В свою очередь сенсомоторное развитие является фундаментом, точкой отправления для дальнейшего развития, поэтому для этих детей оно становится объективно необходимым.
Сенсомоторное развитие является азбукой познания окружающего мира и направленно на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира. Слабая активность, моторная недостаточность, обедненность чувственного опыта приводят к бедности восприятия поступающей информации.
Структура занятий предполагает побуждение ребенка к ощупыванию, рассматриванию, прислушиванию посредством игры и закреплению полученного результата в различных видах деятельности.
Комплексная форма занятий предполагает обучение в игровой форме, частую смену различных видов деятельности, а также индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывающий его особенности развития – все эти факторы легли в основу системы комплексных занятий.
Под комплексным подходом подразумевается включение в занятие разных блоков, объединенных одним сюжетом. Такой подход считается более результативным,так как:
– занятия на основе комплексного подхода способствуют формированию у детей целостной картины мира,так как предмет или явление рассматривается с нескольких сторон: теоретической, практической, прикладной;
– у детей формируется стойкий познавательный интерес, и занятия дают высокую результативность;
– переход от одного вида деятельности к другому позволяет вовлечь каждого ребёнка в активный процесс;
– занятия на основе комплексного подхода способствуют снятию напряжения, перегрузки и утомляемости за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности.
– комплексные занятия объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений и доброжелательности.
Целью занятий является обогащение чувственного опыта детей, развитие сенсомоторных способностей, сенсорного восприятия и формирование обобщенных способов обследования предметов.
На занятиях решаются следующие задачи:
• исправление недостатков моторики, развитие ручной умелости, зрительно-двигательной координации, способов и приемов двигательных действий, включенных в восприятие предметов и явлений действительности;
• формирование мерок — сенсорных эталонов, позволяющих осуществлять сравнительно-оценочную деятельность;
• обучение действиям примеривания, которые являются промежуточными между пробами оценивания и включают соотнесение предмета с формой, цветом и т. д. ;
• развитие поисковых способов ориентировки при выполнении заданий, чтобы ребенок научился осуществлять пробы с целью овладения оцениванием величины (размера, цвета, формы предмета, его вкусовых качеств;
• развитие у ребенка способности видеть и выделять у предметов форму, величину, цвет и другие существенные свойства, необходимые для действия с ними;
• формирование правильной ориентировки ребенка в окружающем предметном мире благодаря тому, что он приобретает умение учитывать свойства предметов в практических ситуациях.
Требования к коррекционно-развивающему занятию:
1. Все занятия имеют гибкую структуру, разработанную с учетом особенностей детей и степени выраженности дефекта.
2. Занятия строятся на основе принципов интегрирования (включение элементов музо-, изо-, песко-, водо-, кукло-, танцевально-двигательной терапии, элементов обучения грамоты, формированию элементарных математических представлений, применение Монтессори-терапии).
3. В занятиях должна прослеживаться системность и преемственность.
4. Выбор тематики занятий должен определяться характером нарушения и подбором наиболее адекватной тактики коррекционной работы.
5. Формы работы должны определяться задачами занятия, для которых характерно сочетание как традиционных приемов и методов (фронтальные и индивидуальные занятия, так и инновационных.
К инновационным приемам относятся следующие виды работ на занятии:
• включение ребенка в процесс взаимодействия с педагогом, группой детей или сверстником с использованием метода «аттракции» (называние по имени, активное включение в процесс рассматривания себя в зеркале, телесный контакт с ребенком с целью расслабления, успокоение, вселение уверенности и т. д.);
• рисование под музыку, используя различные методики рисования – ладошкой, пальчиком, губкой, тампоном и т. д. (изотерапия);
• игры с песком (пескотерапия);
• игры с водой (водотерапия);
• игры с куклами (куклотерапия) и т. д.
К традиционным приемам относятся следующие виды работ на занятии:
• занятие должно включать как познавательный материал, так и различные релаксационные упражнения, которые способствуют развитию у детей коммуникативных умений, обогащают эмоциональный опыт, формируют личностное развитие;
• включение в структуру занятий заданий, способствующих развитию поисковых действий;
• изложение материала на занятии должно быть вариативным по своей структуре. В одних случаях предъявляется готовая информация в форме практического объяснения, сопровождающегося показом, демонстрацией определенных действий с простой речевой инструкцией. В других случаях используется частичная инструкция, регламентирующая частичное выполнение действия, задания с последующими усложнениями. Используются варианты сопряженных и полусопряженных действий.
Также используется чередование на занятии различных видов деятельности: организация практических действий, разрешение проблемных ситуаций, использование дидактических игр, музыкально-ритмических и дыхательных упражнений, графических заданий и др.
Примерная схема занятия по сенсомоторному обучению
1. Развитиечувствительности тела:
прикосновением, массированием, поглаживанием, с помощью сенсорных кон-тактов.
2. Развитиезрительного восприятия:
а) восприятие величины;
б) восприятие цвета;
в) восприятие формы.
3. Развитиеслухового восприятия:
а) на неречевом материале (музыка, звучащие предметы);
б) на речевом материале (речевые звуки, звукоподражательные слова, названия предметов, действий, предложения).
4. Сенсомоторная зарядка (имитационная, сенсомоторная деятельность, показ, что умеют делать руки, ноги, голова, глаза, пальцы).
5. Развитие вкусового и обонятельного восприятия.
Пища соленая, сладкая, кислая, горькая, вкусная, невкусная. Запахи приятные и неприятные.
6. Развитие тактильно-осязательного восприятия (игра «Волшебный мешочек», узнавание предметов на ощупь).
7. Развитие сенсомоторных интеллектуальных реакций (оценка и выражение собственных сенсомоторных реакций; корректировка поведения с учетом сенсомоторного опыта; апробация на объектах новых видов действий; запоминание, запечатление и изменение формы, цвета, расположения предметов; расчленение сложного действия на мелкие сенсомоторные действия).
8. Развитиеосложненного восприятия:
а) в условиях визуальной зашумленности;
б) в условиях передвижения.
9.Релаксационные упражнения:
а) для рук;
б) для ног;
в) для плечевого пояса;
г) для туловища.
10. Продуктивные виды деятельности
Эти занятия носят развивающий характер, так как мы ставим акцент не на результат (конечный продукт деятельности ребёнка, а на сам процесс его создания.
а) рисование,
б) конструирование,
в) аппликацию,
г) лепку.
Знакомя с окружающей действительностью мы учим ребенка быть внимательным к тому, что его окружает, правильно воспринимать и реагировать на него.
Материальное обеспечение.
Оборудование игровой комнаты (сухой бассейн; ширма для кукольного театра; домик детский игровой и т. д.)
Оборудование для развития общих движений (маленькие маты или складной мат; сенсорные мячи разных размеров; мягкий модульный конструктор и т. Д.)
Оборудование для развития мелкой моторики (матрешки; неваляшки; пирамиды разные; напольные пирамиды; шнуровки простые; игрушки с молотком; вкладыши и т. д.)
Игровые средства для развития сенсорики (геометрические формы и тела; лото теней; настольно-печатные игры; цветные таблички; тактильный набор и т. д.)
Игровые средства для развития речи (иллюстрированные книжки со сказками, стихами; тематические наборы картинок и лото; набор кубиков с картинками; сюжетные картинки; компьютерные программы и т. д.)
Игровые средства для социально-эмоционального развития (набор перчаточных кукол-персонажей (би-ба-бо); наборы для изучения собственного тела и себя; азбука настроений; настольный театр игрушек и т. д.)
Игровые средства для творческого развития (музыкальные инструменты; набор строительных кубиков; мозаика с крупными сотами; пластилин; цветная бумага и картон; музыкальные произведения для слушания и т. д.)
Игровые средства для сюжетно-ролевых игр (набор доктора; машина грузовая, коляска для кукол, комплект пластиковой посуды и т. д.)
Предполагаемые результаты работы.
Дети должны научиться:
— Целенаправленно выполнять действия по инструкции педагога.
—Анализировать и сравнивать предметы по одному из указанных признаков: форма, величина, цвет.
— Различать и называть основные цвета и оттенки.
— Классифицировать геометрические фигуры.
— Составлять предмет из 2—3 частей.
— Определять на ощупь величину хорошо знакомых предметов.
— Зрительно определять и называть отличительные и общие признаки двух предметов.
— Классифицировать предметы и их изображения по признаку соответствия знакомым сенсорным эталонам, делать простейшие обобщения.
— Различать речевые и неречевые звуки.
— Ориентироваться на собственном теле и на плоскости листа бумаги.
— Выделять части суток и определять порядок дней недели.
—Различать вкусовые качества.
— Сравнивать музыкальные звуки по громкости и длительности звучания.
— Различать характер мелодии.
— Правильно выполнять действия с материалами и инструментами (кистью, клеем, ножницами, красками, бумагой, тканью и др.)
— Правильно пользоваться письменными принадлежностями, копировать несложные изображения.
Работа кружка «Развивай-ка!» построена на проведении комплексных коррекционно-развивающих занятий, так как такие занятия – наиболее эффективное и продуктивное направление в развитии «особого» ребенка.
Список литературы.
1. Башаева, Т. В. Развитие восприятия у детей : форма, цвет,звук: Популярное пособие для родителей и педагогов / Т. В. Башаева.- Ярославль : Академия развития, 1997. – 237 с. (1296616 – ЧЗ)
2. Белоусова Л. Е. Использование Монтессори-терапии в сенсомоторном развитии дошкольников со сложной структурой нарушения // Дошкольная педагогика. – 2002. – №2. – С. 38-43.
3. Борисенко М. Г., Лукина Н. А. В помощь маленькому мыслителю (Развитие элементарных математических представлений).- СПб.: «Паритет», 2005.-2005.-128с. -(Серия «Рождаюсь. Расту. Развиваюсь»).
4. Борисенко М. Г., Датешидзе Т. А., Лукина Н. А. Ползаем. Бегаем. Прыгаем (Развитие общей моторики).- СПб.: «Паритет»,2005.-160с. – (Серия «Рождаюсь. Расту. Развиваюсь»).
5. Борисенко М. Г., Лукина Н. А. Смотрим. Видим. Запоминаем. (Развитие зрительного восприятия и памяти).-СПб: «Паритет», 2004.-128с. – (Серия «Рождаюсь. Расту. Развиваюсь»).
6. Боровская И. К. Воспитание и обучение детейв условиях домов-интернатов: пособие для педагогов / И. К. Боровская и др. ; под ред. Т. В. Лисовской. — Мн.: НИО, 2007. — 216 с.
7. Вайнерман С. М., Большов А. С., Силкин Ю. Р. и др. Сенсомоторное развитие дошкольников. – М.: Владос. – 2001. – 264 с.
8. Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка. – М.: Просвещение -1998. – 396 с.
9. Войлокова Е. Ф, Андрухович Ю. В., Ковалева Л. Ю. Сенсорноевоспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью: Учебно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2005 – 304 с.
10. Губа Г. И. Комплексные развивающие занятия для детей раннего возраста – от 1,5 до 3 лет. Учебно-методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России,2007.-80с.
11. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, З. Н. Максимова; ред. Л. А. Венгер. – 2-е. изд., перераб.- Москва: Просвещение, 1978. – 96 с.
12. Есафьева Г. П. Учимся рисовать. Старшая и подготовительная группы / Художник Афоничева Е. А. –Ярославль: Академия развития, 20