Программа развития для ребенка инвалида в доу
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад c.Кременки
ПРИНЯТА: УТВЕРЖДЕНА:
на заседании приказом заведующей МБДОУ
педагогического совета детский сад с.Кременки
Протокол №
______________Е.В.Макова
« »________ 201 г. №
Индивидуальная программа
адаптации
ребенка-инвалида
на 2016- 2017 учебный год
С.Кременки 2016г
Содержание:
1.Цели и задачи реализации индивидуальной программы реабилитации стр.3
2.Пояснительная записка. стр.4-5
3.Принципы индивидуальной программы адаптации стр.6
4.План мероприятий ДОУ,направленных на работу с детьми-инвалидами. стр.7
5. Индивидуальный план работы воспитателя в условиях ДОУ стр.8
6. Здоровьесберегающие педагогические технологии стр.9-10
7. Предполагаемые конечные результаты. стр.11
9.Материально-техническое обеспечение. стр.12
8.Список литературы стр. 13
Цель:
обеспечить системный подход к обеспечению условий для развития детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы МБДОУ детский сад с.Кременки.
Задачи:
1.Осуществлять индивидуально ориентированную психолого-медико-педагогическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей ;
2.Обеспечить успешную социализацию детей с ограниченными
возможностями здоровья;
3. Организация и проведение комплекса адаптационных мероприятий;
4.Систематизировать работы по социальному и физическому направлению
детей-инвалидов;
5.Консультационная работа с родителями.
Пояснительная записка
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
ИПР на ступени дошкольного образования разработана для контингента детей-инвалидов , посещающих МБДОУ детский сад с.Кременки.
ИПР предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
ИПР— это комплексная программа по оказанию помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы дошкольного образования , коррекцию недостатков в физическом развитии воспитанников и их социальную адаптацию .
Нормативно-правовой и документальной основой индивидуальной программы реабилитации с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами дошкольного образования являются:
– Основная общеобразовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад с.Кременки
– Конституция Российской Федерации
– Конвенция ООН о правах ребенка
– «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН 2.4.1.3049-13 (Постановление от 15 мая 2013 г.№ 26 об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13)
– Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. N 1155 “Об утверждении ФГОС дошкольного образования”
– Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013г. от №1014
-ФЗ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»,
-ФЗ от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О Социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
-Статья 2. Законодательство Российской Федерации о социальной защите инвалидов.
-ФЗ от 23.10.2003 г. № 132-ФЗ. «Реабилитация инвалидов».
-ФЗ от 08.08.2001г. № 123-ФЗ. «Обеспечение жизнедеятельности инвалидов»
-Федеральный закон от 03.05.2012 №46- ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов».
-Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 “О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы”.
-Постановление Правительства РФ от 07.02.2011 № 61 «О федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы».
– «Закон № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» .
– Приказа Минздравсоцразвития РФ от 04.08.2008 № 379н «Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, порядка их разработки и реализации».
Содержание ИПР определяют принципы:
Общими принципами формирования Индивидуальной программы адаптации являются индивидуальность, непрерывность, последовательность, преемственность, комплексность.
Настоящая программа разработана как документ, определяющий настоящие и будущие направления деятельности в решении важнейших задач, направленных на обеспечение устойчивого развития ДОУ и формирование условий для реализации социального, культурного и экономического потенциала детей-инвалидов, семей, имеющих детей- инвалидов.
Основой профилактики и коррекции является общее развитие ослабленного организма. Этому способствует комплекс оздоровительных мероприятий в режиме дня, который предусматривает разнообразные виды общеукрепляющих и специальных мероприятий: различные гимнастики, релаксация и др.
В рамках всех разделов физического воспитания в детском саду, ребенок, получает более низкую физическую нагрузку. Для этого педагоги при проведении физкультурных занятий, утренней гимнастики, подвижных игр, спортивных упражнений уменьшают число повторений каждого упражнения.
Мероприятия ДОУ, направленные на работу с детьми – инвалидами
№ п/п | Наименование мероприятий | Дата | Ответственный |
1. | Участие семей, имеющих детей- инвалидов, в работе круглых столов, семинаров. | По плану | Макова Е.В. |
2. | Консультация с родителями на тему: «Совместная деятельность детского сада и семьи по оздоровлению детей» | октябрь | Фельдшер ФАП |
3. | Проведение индивидуальных занятий по формированию коммуникативных навыков с детьми-инвалидами, испытывающими трудности в общении. | По плану | Судакова Е.С. |
4. | Консультация для педагогов«Формиро- вание навыков самоконтроля у детей с нарушениями развития». | октябрь | Макова Е.В |
5. | Участие детей-инвалидов в утренниках, праздниках, театрализованных представлениях, физкультурных праздниках, Днях здоровья, проводимых в детском саду | По плану | Судакова Е.С. |
6. | Консультация для педагогов «Эколого-оздоровительная работа с детьми – инвалидами». | февраль | Макова Е.В. |
7. | Проведение подвижных игр малой и средней подвижности. | В течение года | Судакова Е.С. |
8. | Консультация для родителей «Подвижные игры в коррекционной педагогике». | март | Судакова Е.С. |
9. | Родительское собрание. Тема: «Обучение и воспитание детей – инвалидов». | май | Макова Е.В. |
Индивидуальный план работы воспитателя в условиях ДОУ
№ п/п | содержание | Периодичность выполнения | Ответственные | Время |
1. | Определение оптимальной нагрузки на ребенка- инвалида, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей . | 1 раз в год, внесение дополнений по необходимости | Судакова Е.С. | В течение года |
2. | Использование приемов релаксации: минуты тишины, музыкальные паузы, игры -забавы. | Ежедневно несколько раз в день | Судакова Е.С. | В течение года |
4 3. | Дыхательная гимнастика в игровой форме. | 3 раза в день во время утренней зарядки, на прогулке, после сна | Судакова Е.С. | В течение года |
7. 4. | Ароматизация помещений (чесночные бусы). | В течение дня ежедневно | Судакова Е.С. Рубцова Н.В. | Октябрь-ноябрь |
8 5. | Воздушные ванны (облегченная одежда соответствующая сезону года). | Ежедневно | Судакова Е.С. | В течение года |
6. | Прогулки на воздухе | 2 раза в день | Судакова Е.С. | В течение года |
7. | Хождение босиком по траве | Ежедневно | Судакова Е.С. | Июль – август |
8. | Хождение босиком по массажным коврикам | Ежедневно после дневного сна | Судакова Е.С. | В течение года |
9. | Обширное умывание | Ежедневно после дневного сна | Судакова Е.С. | В течение года |
14. 10. | Игры с водой | Во время прогулки, во время занятий | Судакова Е.С. | Июнь-август |
15. 11. | Полоскание зева кипяченой теплой водой | После каждого приема пищи | Судакова Е.С. Рубцова Н.В. | В течение года |
Здоровьесберегающие педагогические технологии
Формы работы | Время проведения в режиме дня | Особенности методики проведения | Ответственные | |||
Технологии сохранения и стимулирования здоровья | ||||||
Физкультурные минутки | Во время ОД 1,5-2 минуты во время ОД. | Комплексы физических упражнений с выходом из-за стола, могут включать дыхательную гимнастику. | Судакова Е.С. | |||
Динамические паузы (двигательные разрядки) | Во время занятий и между занятиями 2-5 минут по мере утомляемости ребёнка – инвалида | На занятиях в виде игр. Между занятиями в виде п/игр, танцевальных движений, физических упражнений, элементов релаксации. | Судакова Е.С. | |||
Подвижные и спортивные игры | Как часть физкультурного занятия, на прогулке; в группе- со средней степенью подвижности, ежедневно. | Игры подбираются в соответствии с программой по возрасту ребёнка. Используются только элементы спортивных игр. | Судакова Е.С. | |||
Пальчиковая гимнастика | ежедневно | Проводится в любой отрезок времени. | Судакова Е.С. | |||
Упражнения после сна, массажные дорожки | После сна ежедневно | Комплексы физических упражнений в группе. | Судакова Е.С. | |||
Гимнастика для глаз | Ежедневно по 3-5 минут в любое свободное время, в зависимости от интенсивности нагрузки, | Рекомендуется использование наглядного материала, показ педагога | Судакова Е.С. | |||
Дыхательная гимнастика | В разных формах физкультурно-оздоровительной работы | Проветривание помещения | Судакова Е.С. | |||
Технологии обучения здоровому образу жизни | ||||||
Физкультурные занятия | Три раза в неделю: 2- в спортивном зале, 1- на улице | Занятия проводятся в соответствии с программой, по которой работает детский сад. | Судакова Е.С. | |||
Утренняя гимнастика | Ежедневно, в музыкальном и зале. | Комплексы подбираются в соответствии с возрастными особенностями . | Судакова Е.С. | |||
Индивидуальная подготовка ребёнка – инвалида к физкультурным досугам и праздникам. | Один раз в квартал (праздник), один раз в месяц (досуг). | В соответствии с программой. | Судакова Е.С. | |||
Коррекционные технологии | ||||||
Элементы | Игры – занятия с использованием арттерапевтических техник. | Использование элементов арттерапии в режимных моментах (прогулка, занятия, игры). | Судакова Е.С. | |||
Психогимнастика | ежедневно | Проводится по методике Е.А. Алябьевой, М.И. Чистяковой. | Судакова Е.С. | |||
Элементы | 2 раза в неделю | Коррекция мотивационно-личностной сферы. | Судакова Е.С. | |||
Игровые упражнения в уголке сенсорики. | 1 раз в неделю | Игровые упражнения | Судакова Е.С. |
Предполагаемые конечные результаты:
Обеспечение оптимального двигательного режима и физического развития ребенка-инвалида.
Достижения положительных результатов в коррекционной и оздоровительной работе.
Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ и укрепление материально-технической базы.
Материально –техническое обеспечение.
Особое место при создании условий в ДОУ для детей-инвалидов отводится обогащению и специализации среды развития. С этой целью расширяется материально-техническая база ДОУ.
По программе «Дети-инвалиды», приобретается следующее лечебное, коррекционное и развивающее оборудование и пособия:
- – спортивный инвентарь;
- – коррекционные пособия и игры;
- – картотека методической и специальной литературы
Список использованной литературы:
1 Семья глазами психолога: Сборник методик. – М.,1995год.
2.Берёзин Ф.М., Мирошников Н.П., Рожанец Р.В. Методика многостороннего исследования личности. – М.,1984год
3.Капустин Н.Л. Педагогические технологии адаптивной школы. М. 1999 год.
4. Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях / под. ред. Тонковой-Ямпольской Р.В. М., 1980
5.Педагогический контроль в процессе воспитания. Под ред. Степанова Е.Н. М. «Сфера». 2006 год.
6.Плинер Я.Г. и Бухвалов В.А. Воспитание личности в коллективе.
«Педагогический
поиск». М. 2000 год.
7.Селевко Г.К. Современная, образовательная технологии. М. 1998 год.
8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М. 1968 год.
9. Матвеева С.В., Херодинов Б.И. Здоровый ребёнок. Физическое воспитание и врачебный контроль. – СПб., 1999.
10. «Развивающая педагогика оздоровления» (дошкольный возраст) В.Т.Кудрявцев, Б.Б.Егоров.
11.Оздоровление детей в условиях детского сада/ под ред. Л.В.Кочетковой.
М.:ТЦ Сфера, 2005
Источник
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 3 «РАДУГА» ГОРОДА ТЫНДЫ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
Принята на Совете педагогов МДОБУ ДС № 3 Г. ТЫНДЫ « 31 » августа 2018 г. | УТВЕРЖДАЮ Заведующий МДОБУ ДС № 3 Г. ТЫНДЫ _________________ Ф.Г. Сафиуллина « 01 » сентября 2018 г. |
Индивидуальная программа
коррекционно – развивающей работы
с ребенком с ограниченными возможностями здоровья
ОНР 1 степени
2018 – 2019 учебный год
Программа разработана:
воспитателем первой
квалификационной категории
Гуменной Ларисой Владимировной
г. Тында
2018 г
Пояснительная записка
Данная программа является адаптированной образовательной программой дошкольного образования для ребенка-инвалида с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанника с ограниченными возможностями здоровья.
Основная задача коррекционно-педагогической работы – создание условий для всестороннего развития ребенка-инвалида в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.
Индивидуальная программа коррекционного сопровождения раскрывает особенности осуществления дифференцированного обучения и воспитания ребёнка-инвалида (нарушение речи).
1.Общие сведения о ребенке
1.1 Фамилия, Имя ребенка: Буравова Анастасия Сергеевна
1.2 Дата рождения: 13.06.2013
1.3 Пол: женский
1.4 Домашний адрес: новая Таежка, ул. Кольцевая 4 кв. 16
1.5 Месяц, год поступления в
образовательное учреждение: 2015г.
1.6 Группа ДОУ : старшая «Аленка»
1.7 Состояние здоровья: Ребенок-инвалид
1.8 Отклонения в состоянии
здоровья: нарушение речи (ОНР 1 уровень)
1.9 родитель: Опекун: Буравова Ольга Леонидовна
2. Цель программы:
Всестороннее развитие ребенка – инвалида, максимальная адаптация к окружающей действительности и подготовка к дальнейшему обучению в школе. Развитие слухового восприятия, обучение звукопроизношению, общению с окружающими
3. Задачи коррекционно-развивающей работы:
• Осуществление дифференциальной диагностики.
• Коррекция и формирование в процессе всех видов деятельности двигательных умений и навыков, мелкой моторики, координированных движений рук, зрительно-моторной координации, ориентировки в пространстве.
• Развитие познавательной деятельности, сенсомоторной сферы, памяти, внимания, мышления.
• Развитие игровой деятельности;
• Развитие речевого общения с окружающими (со сверстниками и взрослыми). Увеличение пассивного и активного словарного запаса, формирование связной речи. Развитие и коррекция нарушений лексического, грамматического и фонетического строя речи; обучение произношению: формирование у ребенка внятной, членораздельной, естественной речи.
• Расширение запаса знаний и представлений об окружающем.
• Развитие сенсорных функций. Формирование пространственных и временных представлений
• Формирование математических представлений.
• Развитие ручной умелости и подготовка руки к овладению письмом;
• Формирование продуктивных видов деятельности.
• Развитие эмоционально-волевой сферы.
4. Формы работы:
• игра (совместная с воспитателем, совместно со сверстниками),
• совместная деятельность взрослого и ребёнка тематического характера,
• игровые ситуации и игровые тренинги,
• развивающая игра
• психогимнастика и релаксация,
• беседа,
• индивидуальная работа, работа с логопедом
• наблюдение,
• поручения,
• рассматривание.
План работы
№ | Педагог | Периодичность | Форма работы |
1 | Воспитатель группы |
| 1–художественно – эстетическое 2 – познавательное |
2 | Учитель – логопед | По средам | Индивидуальные |
3 | Инструктор по ФК | По понедельникам | Индивидуальные, групповые |
4 | Музыкальный руководитель | По вторникам | Индивидуальные, групповые |
Общеобразовательная программа детского сада: составленная на основе программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы в соответствии с ФГОС на 2018 – 2019 гг | Условие пребывания: Полный день с общим и индивидуальным обучением |
5. Средства коррекционного воздействия:
∙ комплексы артикуляционных упражнений,
∙ общеразвивающие ООД
∙ пальчиковая гимнастика.
∙ задания на штриховку.
∙ физкультминутки.
∙ рисование с помощью трафарета, штриховка и тд.
∙ выкладывание фигур «Танграмм».
∙ продуктивные виды деятельности.
∙ различные виды конструирования (по образцу, по заданной теме, по схеме и т.д.)
∙ дыхательные упражнения.
∙ комплексы коррекционно-развивающих упражнений для совершенствования артикуляции.
∙ артикуляторный массаж.
∙ упражнения на развитие дыхания.
∙ игры и упражнения, направленные на сенсорное развитие ребенка.
∙ сенсорное оборудование и материалы.
∙ различные звучащие игрушки (звуковые баночки с голосами животных, звуковая книга «Кто как кричит?»
∙ музыкальные инструменты, картинки к ним.
∙ звуки природы (море, лес, улица, дождь, ручеек и т.д.)
∙ игры на компьютере «Мир вокруг нас», «Формы и цвета» и т.д.
∙ фонетическая ритмика.
6. Участие семьи воспитанника в образовательном процессе
Все усилия специалистов могут быть сведены на нет, если родители сами не будут включаться в процесс помощи ребёнку. Поэтому в своей работе специалисты ДОУ ориентируются, прежде всего, на семью. Такой подход включает:
- одновременную работу со всей семьёй (и с родителями, и с опекунами, и с ребёнком);
- формирование детско-родительских отношений;
- встраивание развивающих и помогающих технологий в режим жизни семьи и ребёнка;
- привлечение семьи к активному участию в коррекционно-педагогической работе;
- реализацию родителями индивидуальной коррекционной программы развития ребёнка при консультативной поддержке специалистов.
Взаимодействие с семьями воспитанников:
Форма участия родителей в реализации программы:
- Осуществление коррекционно – развивающего взаимодействия с ребёнком в домашних условиях в соответствии с рекомендациями специалистов.
- Создание дома необходимой коррекционно – развивающей среды.
- Обеспечение необходимого режима для ребёнка.
- Активное участие в корреционно – развивающих занятиях специалистов.
- Проведение необходимых диагностических и лечебно – профилактических мероприятий в учреждениях здравоохранения по рекомендациям специалистов.
Содержание помощи семьям воспитанника:
Индивидуальные формы помощи:
- Индивидуальная консультация о возрастных особенностях детей дошкольного возраста
- Индивидуальная консультация о способах коррекционно-развивающего взаимодействия с ребёнком.
- Индивидуальные консультации по созданию дома коррекционно-развивающей среды для ребёнка.
План работы с семьей воспитанника:
Месяц проведения | Форма проведения/тематика | Ответственный специалист |
Сентябрь Октябрь | Диагностика. Изучение изменений за истекший период. Беседы. | Воспитатель, Учитель – логопед |
Ноябрь | Участие в муниципальном конкурсе для детей инвалидов «Мир вокруг нас» | Воспитатель, опекун |
Декабрь | Диалог между специалистами МБДОУ и родителями «Сотрудничество детского сада и семьи в развитии ребенка | Педагог-психолог Воспитатель |
Январь | Консультация «Психологические особенности детей с нарушением речи ОНР» | Воспитатель |
Февраль | Семинар-практикум «Коррекционно-развивающая работа с детьми с задержкой речи ОНР » | Воспитатель |
Март | Мастер-класс «Познавательные игры для детей 5 – 6 лет» | Воспитатель |
Апрель | Мастер-класс «Домашняя изостудия: развитие художественных навыков» | Воспитатель |
Май | Диалог между специалистами МБДОУ и опекуном «Итоги работы, перспективы на будущее…» | Воспитатель, Учитель – логопед |
Программно – методическое обеспечение:
Программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.в соответствии с ФГОС
Программа Козырева Е.А., Шварцман О.А.«Психолого-педагогическое сопровождение развития дошкольников».
Борякова, Н.Ю., Касицына, М. А. Коррекционно-педагогическая работа в детском саду // Методическое пособие- Москва, 2004.- С.89
Программа составлена с использованием интернет ресурса
« ПОРТАЛ ПЕДАГОГА»
Источник