Программа развития для ребенка инвалида
Индивидуальная программа развития ребенка-инвалида, ученика _ класса _________________________
Пояснительная записка
Дети – инвалиды традиционно одна из наиболее уязвимых категорий детей.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми – инвалидами образования является их неотъемлемым законодательно закреплённым правом и основополагающим условием успешной социализации. Обеспечения полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в доступных видах социальной деятельности, согласно Закону РФ «Об образовании» эти дети обладают дополнительными образовательными правами, на особые педагогические подходы и специальные образовательные условия, закреплёнными в ст.2,5,16, 29,31.
Обеспечение реализации прав детей с ОВЗ и детей – инвалидов на образование является одной из важнейших задач нашей школы.
Роль системы образования для этой категории людей как наиболее продуктивный путь к социализации в обществе существенно возрастает для каждого из детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Образование решает задачи не только развития личности детей с ограниченными этой социальной группы, их реабилитации в условиях организованной общественной поддержки на пути к истинной интеграции.
Получение детьми данной категории полноценного образования способствует их социальной защищенности на всех этапах социализации, повышению социального статуса, становлению гражданственности и способности активного участия в общественной жизни и трудовой деятельности. Полноценное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов) означает, что им создаются условия для вариативного вхождения в те или иные социальные роли, расширения рамок свободы выбора при определении своего жизненного пути.
В современных условиях учащиеся должны обладать не только высоким уровнем подготовки, но и набором определенных личностных качеств:
активностью,
самостоятельностью,
креативностью,
уверенностью в себе,
коммуникабельностью,
способностью быстро и успешно адаптироваться к новым условиям.
В период подросткового возраста происходит физическое и психическое развитие ребенка, формирование его личности, социализация и интеграция в общество. Обучение, воспитание и образование являются основными путями её развития, реабилитации, социализации и интеграции в общество и обуславливают специфику формирования и реализации индивидуальной программы развития (ИПР). Индивидуальная программа развития направлена на развитие индивидуальных возможностей ребенка для получения полноценного образования, достижения максимальной адаптации, социальной реабилитации.
Цель программы: Формирование благоприятных условий для социализации детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья и обеспечение прав детей с ограниченными возможностями здоровья на доступное и качественное образование . Психологическая поддержка ребенка и его семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи программы:
- Обеспечение максимально полного охвата детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья качественным и доступным образованием в соответствии с их психофизическими возможностями в различных вариативных условиях: интегрированное, инклюзивное, дистанционное, надомное.
- Формирование и дальнейшее развитие оказания социально – психолого – педагогической помощи родителям и детям из данной категории семей в реальных условиях их проживания;
- Формирование активной педагогической позиции родителей;
- Активное привлечение включению в учебный процесс, во внеурочную досуговую занятость своих детей;
- Привлечение внимания общественности к проблемам семей с детьми – инвалидами, детьми с ограниченными возможностями здоровья;
- Формирование толерантного отношения в школе к детям – инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья;
- Предупреждать родителей от наиболее распространённых ошибок в воспитании детей;
- Повышение правовой, психолого – педагогической грамотности родителей детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья;
- Расширение возможностей детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в школе, для самореализации и социализации детей – инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
- Оказание помощи педагогам в развитии навыков формирования психологического комфорта при взаимодействии с родителями, воспитывающих ребёнка – инвалида, ребёнка с ограниченными возможностями здоровья и с детьми данной категории;
- Повышение качества социальных услуг, предоставляемых семьям «группы риска»
Данная программа разработана в результате социального заказа родителей и составлена с целью комплексного развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья и комплексной помощи её родителям.
Предполагаемый результат:
– Совершенствование обучение детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья.
– Создание условий для интеграции детей данной категории в общество.
– Повышение авторитета родителей и их роли в воспитании, образовании детей.
-Умение замечать и принимать индивидуальные проявления ребенка, семьи данной категории.
-Накопление педагогического опыта в работе с семьями, имеющими детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья.
-Оказание консультационной помощи.
-По итогам работы Программы провести анкетирование и выяснить какую бы ещё форму работы с семьёй, с детьми данной категории могли бы предложить сами родители, дети и оценить на сколько необходима помощь социально – психолого – педагогической направленности семьям, детям и на сколько она важна для них и полезна.
– Увеличение доли числа детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья вовлечённых в досуговую деятельность в системе дополнительного образования
– Увеличение результативности участия детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в школе, в различных проектах по самореализации и социализации детей.
Особенности реализации программы:
Обучение ребенка затруднено в связи с низкой работоспособностью обучающегося, повышенной утомляемостью и истощаемостью, стойким нарушением познавательной деятельности.
Обучение направлено на усвоение социального опыта с учетом недостатков психического и физического развития ребенка.
Особое внимание уделено психологической реабилитации ребенка-инвалида. Акцент в значительной степени смещен на семейную психологическую реабилитацию т. к. семья является ближайшим окружением ребенка, ее заинтересованность, отношение к ребенку, включенность в реабилитационный процесс определяют эффективность реабилитации. Поэтому индивидуальная программа развития направлена не только на ребенка-инвалида, но и на его семью, на ее информирование, обучение реабилитационным мероприятиям, коррекцию семейных взаимоотношений.
Родители – основные участники реабилитации. Задача родителей – помочь ребенку в сложных условиях болезни раскрыть весь заложенный в него природой потенциал развития, сформировать компенсаторные возможности, помочь в приготовлении домашних заданий ,подготовке к экзаменам в процессе школьного обучения и в перспективе к максимальной интеграции в обществе. Решение возложенных на родителей задач невозможно без специальных знаний об особенностях развития детей, специфике их воспитания и обучения, методах коррекционной работы. Консультацию об особенностях развития ребенка и помощь в проведении реабилитационных мероприятий, воспитании и обучении получают у учителя, школьного психолога, ведущих ребенка, в соответствии с рекомендациями ИПР.
Один раз в четверть необходимо проводить школьный психолого-педагогический консилиум с анализом результатов реализации данной программы.
Участники программы: родители, классный руководитель, педагог-психолог, учителя школы, ученики школы, заместитель директора по УВР, заместитель директора по ВР.
План поэтапной реабилитации.
Наименование этапа | Цель этапа | Ответственные | Сроки исполнения | Форма отчетности |
Социальное обследование семьи, установление проблемы | Сбор необходимых сведений о семье и ребенке | Классный руководитель | сентябрь | Карта социального обследования семьи |
Разработка индивидуального плана реабилитации (ИПР) | Координация реабилитационных мероприятий | Специалисты согласно ИПР | сентябрь | Записи в журналах регистрации реабилитационных мероприятий |
Корректировка ИПР | Пересмотр ИПР с учетом изменения возраста, здоровья, семейной ситуации | Команда специалистов и родителей | В течение учебного года | ИПР (новый вариант) |
Индивидуальная программа реабилитации:
Компоненты реабилитационного воздействия | Задачи | Формы | Ответственный |
Социальная реабилитация | Обеспечить социальное, эмоциональное, интеллектуальное и физическое развития ребенка, и попытаться максимально раскрыть его потенциал для обучения. | 1. Интеграция в совместную деятельность детей с ограниченными возможностями, и детей, не имеющих проблем со здоровьем. | Классный руководитель |
Психолого-педагогическая реабилитация | Своевременно оказывать психологическую помощь и поддержку ребенку и родителям информировать, обучать реабилитационным мероприятиям, корригировать семейные взаимоотношения. | а) психологическая поддержка и психологическое консультирование ребенка и взрослых членов семьи. Ознакомление их с основами психологических знаний, спецификой воспитания ребенка-инвалида (индивидуальные беседы, лекционная форма работы в режиме of-line консультации с помощью электронной почты); б) решение семейных психологических проблем с участием, как взрослых членов семьи, так и ребенка-инвалида. Обучение рациональным способам самостоятельного решения внутрисемейных проблем. | педагог-психолог |
Образовательная реабилитация | 1) формировать основы целостной эстетической культуры через развитие его способностей и задатков; 2) развивать наблюдательность у ребенка, способность живо откликаться на события окружающей действительности; 3) вырабатывать осознанное отношения к учебе и к труду, нравственное, интеллектуальное и физическое развитие личности; |
| учитель педагог-психолог. Учителя-предметники учитель русского языка |
Творческая реабилитация, формирование и становление ребенка как творческой личности. | Постигать механизмы творческого процесса. Преодолевать одиночество. Помочь развитию чувства ощущения равенства с окружающим миром. Воспитывать социальный оптимизм в масштабах всей будущей жизни. | Посещение концертов, праздников, внеклассных мероприятий, литературных праздников в школе для оптимизации самочувствия ребёнка, отвлечению от сосредоточенности на заболевании, пробуждению интереса к самостоятельному чтению книг как к одному из способов познания мира. Организация и проведение свободного времени, полноценное участие в общественной и культурной жизни. Включение в процесс реабилитации и адаптации не только ребенка, но и членов его ближайшего окружения. | Классный руководитель Учителя-предметники, родители |
Индивидуальный паспорт ребенка с ограниченными возможностями
ФИО ребенка ___________________________
Дата рождения ___________________________
Место учебы, класс МБОУ «Верх-Обская СОШ им. М. С. Евдокимова», 9 класс
Данные паспорта или свидетельства о рождении______________________________________________________________________________________________
№ пенсионного удостоверения_________________________
№ серии справки МСЭ, дата освидетельствования ______________________________________________________________________________________________________
Диагноз__________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какие кружки посещает_________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Где участвовал, результаты________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какая помощь была оказана_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Директору
МБОУ «Верх-Обская СОШ им. М. С. Евдокимова»
_______________________________
_________________________________
отца ученика 9 класса ____________
инвалида группы,
проживающего по адресу:
_______________________________
ЗАЯВЛЕНИЕ
Прошу разработать для моего сына ____________, ученика 9 класса, индивидуальную программу реабилитации с обязательным отражением в ней следующих рекомендаций, мероприятий:
1.Обеспечить социальное, эмоциональное, интеллектуальное и физическое развития ребенка.
2.Своевременно оказывать психологическую помощь и поддержку ребенку и родителям информировать, обучать реабилитационным мероприятиям, корригировать семейные взаимоотношения.
3. Формировать основы целостной эстетической культуры через развитие его способностей и задатков, развивать наблюдательность у ребенка, способность живо откликаться на события окружающей действительности, вырабатывать осознанное отношения к учебе и к труду, нравственное, интеллектуальное и физическое развитие личности.
6.Постигать механизмы творческого процесса. Преодолевать одиночество. Помочь развитию чувства ощущения равенства с окружающим миром. Воспитывать социальный оптимизм в масштабах всей будущей жизни.
Дата____________ Подпись__________________
Источник
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад c.Кременки
ПРИНЯТА: УТВЕРЖДЕНА:
на заседании приказом заведующей МБДОУ
педагогического совета детский сад с.Кременки
Протокол №
______________Е.В.Макова
« »________ 201 г. №
Индивидуальная программа
адаптации
ребенка-инвалида
на 2016- 2017 учебный год
С.Кременки 2016г
Содержание:
1.Цели и задачи реализации индивидуальной программы реабилитации стр.3
2.Пояснительная записка. стр.4-5
3.Принципы индивидуальной программы адаптации стр.6
4.План мероприятий ДОУ,направленных на работу с детьми-инвалидами. стр.7
5. Индивидуальный план работы воспитателя в условиях ДОУ стр.8
6. Здоровьесберегающие педагогические технологии стр.9-10
7. Предполагаемые конечные результаты. стр.11
9.Материально-техническое обеспечение. стр.12
8.Список литературы стр. 13
Цель:
обеспечить системный подход к обеспечению условий для развития детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы МБДОУ детский сад с.Кременки.
Задачи:
1.Осуществлять индивидуально ориентированную психолого-медико-педагогическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей ;
2.Обеспечить успешную социализацию детей с ограниченными
возможностями здоровья;
3. Организация и проведение комплекса адаптационных мероприятий;
4.Систематизировать работы по социальному и физическому направлению
детей-инвалидов;
5.Консультационная работа с родителями.
Пояснительная записка
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
ИПР на ступени дошкольного образования разработана для контингента детей-инвалидов , посещающих МБДОУ детский сад с.Кременки.
ИПР предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
ИПР— это комплексная программа по оказанию помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы дошкольного образования , коррекцию недостатков в физическом развитии воспитанников и их социальную адаптацию .
Нормативно-правовой и документальной основой индивидуальной программы реабилитации с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами дошкольного образования являются:
– Основная общеобразовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад с.Кременки
– Конституция Российской Федерации
– Конвенция ООН о правах ребенка
– «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН 2.4.1.3049-13 (Постановление от 15 мая 2013 г.№ 26 об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13)
– Приказ Минобрнауки РФ от 17.10.2013 г. N 1155 “Об утверждении ФГОС дошкольного образования”
– Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013г. от №1014
-ФЗ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
-Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»,
-ФЗ от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О Социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
-Статья 2. Законодательство Российской Федерации о социальной защите инвалидов.
-ФЗ от 23.10.2003 г. № 132-ФЗ. «Реабилитация инвалидов».
-ФЗ от 08.08.2001г. № 123-ФЗ. «Обеспечение жизнедеятельности инвалидов»
-Федеральный закон от 03.05.2012 №46- ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов».
-Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 “О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы”.
-Постановление Правительства РФ от 07.02.2011 № 61 «О федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы».
– «Закон № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» .
– Приказа Минздравсоцразвития РФ от 04.08.2008 № 379н «Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, порядка их разработки и реализации».
Содержание ИПР определяют принципы:
Общими принципами формирования Индивидуальной программы адаптации являются индивидуальность, непрерывность, последовательность, преемственность, комплексность.
Настоящая программа разработана как документ, определяющий настоящие и будущие направления деятельности в решении важнейших задач, направленных на обеспечение устойчивого развития ДОУ и формирование условий для реализации социального, культурного и экономического потенциала детей-инвалидов, семей, имеющих детей- инвалидов.
Основой профилактики и коррекции является общее развитие ослабленного организма. Этому способствует комплекс оздоровительных мероприятий в режиме дня, который предусматривает разнообразные виды общеукрепляющих и специальных мероприятий: различные гимнастики, релаксация и др.
В рамках всех разделов физического воспитания в детском саду, ребенок, получает более низкую физическую нагрузку. Для этого педагоги при проведении физкультурных занятий, утренней гимнастики, подвижных игр, спортивных упражнений уменьшают число повторений каждого упражнения.
Мероприятия ДОУ, направленные на работу с детьми – инвалидами
№ п/п | Наименование мероприятий | Дата | Ответственный |
1. | Участие семей, имеющих детей- инвалидов, в работе круглых столов, семинаров. | По плану | Макова Е.В. |
2. | Консультация с родителями на тему: «Совместная деятельность детского сада и семьи по оздоровлению детей» | октябрь | Фельдшер ФАП |
3. | Проведение индивидуальных занятий по формированию коммуникативных навыков с детьми-инвалидами, испытывающими трудности в общении. | По плану | Судакова Е.С. |
4. | Консультация для педагогов«Формиро- вание навыков самоконтроля у детей с нарушениями развития». | октябрь | Макова Е.В |
5. | Участие детей-инвалидов в утренниках, праздниках, театрализованных представлениях, физкультурных праздниках, Днях здоровья, проводимых в детском саду | По плану | Судакова Е.С. |
6. | Консультация для педагогов «Эколого-оздоровительная работа с детьми – инвалидами». | февраль | Макова Е.В. |
7. | Проведение подвижных игр малой и средней подвижности. | В течение года | Судакова Е.С. |
8. | Консультация для родителей «Подвижные игры в коррекционной педагогике». | март | Судакова Е.С. |
9. | Родительское собрание. Тема: «Обучение и воспитание детей – инвалидов». | май | Макова Е.В. |
Индивидуальный план работы воспитателя в условиях ДОУ
№ п/п | содержание | Периодичность выполнения | Ответственные | Время |
1. | Определение оптимальной нагрузки на ребенка- инвалида, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей . | 1 раз в год, внесение дополнений по необходимости | Судакова Е.С. | В течение года |
2. | Использование приемов релаксации: минуты тишины, музыкальные паузы, игры -забавы. | Ежедневно несколько раз в день | Судакова Е.С. | В течение года |
4 3. | Дыхательная гимнастика в игровой форме. | 3 раза в день во время утренней зарядки, на прогулке, после сна | Судакова Е.С. | В течение года |
7. 4. | Ароматизация помещений (чесночные бусы). | В течение дня ежедневно | Судакова Е.С. Рубцова Н.В. | Октябрь-ноябрь |
8 5. | Воздушные ванны (облегченная одежда соответствующая сезону года). | Ежедневно | Судакова Е.С. | В течение года |
6. | Прогулки на воздухе | 2 раза в день | Судакова Е.С. | В течение года |
7. | Хождение босиком по траве | Ежедневно | Судакова Е.С. | Июль – август |
8. | Хождение босиком по массажным коврикам | Ежедневно после дневного сна | Судакова Е.С. | В течение года |
9. | Обширное умывание | Ежедневно после дневного сна | Судакова Е.С. | В течение года |
14. 10. | Игры с водой | Во время прогулки, во время занятий | Судакова Е.С. | Июнь-август |
15. 11. | Полоскание зева кипяченой теплой водой | После каждого приема пищи | Судакова Е.С. Рубцова Н.В. | В течение года |
Здоровьесберегающие педагогические технологии
Формы работы | Время проведения в режиме дня | Особенности методики проведения | Ответственные | |||
Технологии сохранения и стимулирования здоровья | ||||||
Физкультурные минутки | Во время ОД 1,5-2 минуты во время ОД. | Комплексы физических упражнений с выходом из-за стола, могут включать дыхательную гимнастику. | Судакова Е.С. | |||
Динамические паузы (двигательные разрядки) | Во время занятий и между занятиями 2-5 минут по мере утомляемости ребёнка – инвалида | На занятиях в виде игр. Между занятиями в виде п/игр, танцевальных движений, физических упражнений, элементов релаксации. | Судакова Е.С. | |||
Подвижные и спортивные игры | Как часть физкультурного занятия, на прогулке; в группе- со средней степенью подвижности, ежедневно. | Игры подбираются в соответствии с программой по возрасту ребёнка. Используются только элементы спортивных игр. | Судакова Е.С. | |||
Пальчиковая гимнастика | ежедневно | Проводится в любой отрезок времени. | Судакова Е.С. | |||
Упражнения после сна, массажные дорожки | После сна ежедневно | Комплексы физических упражнений в группе. | Судакова Е.С. | |||
Гимнастика для глаз | Ежедневно по 3-5 минут в любое свободное время, в зависимости от интенсивности нагрузки, | Рекомендуется использование наглядного материала, показ педагога | Судакова Е.С. | |||
Дыхательная гимнастика | В разных формах физкультурно-оздоровительной работы | Проветривание помещения | Судакова Е.С. | |||
Технологии обучения здоровому образу жизни | ||||||
Физкультурные занятия | Три раза в неделю: 2- в спортивном зале, 1- на улице | Занятия проводятся в соответствии с программой, по которой работает детский сад. | Судакова Е.С. | |||
Утренняя гимнастика | Ежедневно, в музыкальном и зале. | Комплексы подбираются в соответствии с возрастными особенностями . | Судакова Е.С. | |||
Индивидуальная подготовка ребёнка – инвалида к физкультурным досугам и праздникам. | Один раз в квартал (праздник), один раз в месяц (досуг). | В соответствии с программой. | Судакова Е.С. | |||
Коррекционные технологии | ||||||
Элементы | Игры – занятия с использованием арттерапевтических техник. | Использование элементов арттерапии в режимных моментах (прогулка, занятия, игры). | Судакова Е.С. | |||
Психогимнастика | ежедневно | Проводится по методике Е.А. Алябьевой, М.И. Чистяковой. | Судакова Е.С. | |||
Элементы | 2 раза в неделю | Коррекция мотивационно-личностной сферы. | Судакова Е.С. | |||
Игровые упражнения в уголке сенсорики. | 1 раз в неделю | Игровые упражнения | Судакова Е.С. |
Предполагаемые конечные результаты:
Обеспечение оптимального двигательного режима и физического развития ребенка-инвалида.
Достижения положительных результатов в коррекционной и оздоровительной работе.
Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ и укрепление материально-технической базы.
Материально –техническое обеспечение.
Особое место при создании условий в ДОУ для детей-инвалидов отводится обогащению и специализации среды развития. С этой целью расширяется материально-техническая база ДОУ.
По программе «Дети-инвалиды», приобретается следующее лечебное, коррекционное и развивающее оборудование и пособия:
- – спортивный инвентарь;
- – коррекционные пособия и игры;
- – картотека методической и специальной литературы
Список использованной литературы:
1 Семья глазами психолога: Сборник методик. – М.,1995год.
2.Берёзин Ф.М., Мирошников Н.П., Рожанец Р.В. Методика многостороннего исследования личности. – М.,1984год
3.Капустин Н.Л. Педагогические технологии адаптивной школы. М. 1999 год.
4. Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях / под. ред. Тонковой-Ямпольской Р.В. М., 1980
5.Педагогический контроль в процессе воспитания. Под ред. Степанова Е.Н. М. «Сфера». 2006 год.
6.Плинер Я.Г. и Бухвалов В.А. Воспитание личности в коллективе.
«Педагогический
поиск». М. 2000 год.
7.Селевко Г.К. Современная, образовательная технологии. М. 1998 год.
8. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М. 1968 год.
9. Матвеева С.В., Херодинов Б.И. Здоровый ребёнок. Физическое воспитание и врачебный контроль. – СПб., 1999.
10. «Развивающая педагогика оздоровления» (дошкольный возраст) В.Т.Кудрявцев, Б.Б.Егоров.
11.Оздоровление детей в условиях детского сада/ под ред. Л.В.Кочетковой.
М.:ТЦ Сфера, 2005
Источник