Программа развития детей сирот в домах ребенка

Программа развития детей сирот в домах ребенка thumbnail

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Подготовка  детей-сирот и  детей, оставшихся  без  попечения  родителей,   к  самостоятельной  жизни всегда  была острой  государственной  проблемой. Система государственного  попечения охватывает  практически  всех детей, нуждающихся  в опеке, и создаёт  материальные  предпосылки  для  их полноценного развития  и подготовки  к взрослой  жизни. Переход  к  самостоятельной  жизни – важный  момент  в жизни  любого  молодого  человека, и  того, кто  покидает  учреждение  интернатного  типа, и, того, кто  уходит из родительской  семьи во взрослую  жизнь. Этот переход к независимой  жизни  связан  с серьёзными  стрессами.

Вчерашнему  выпускнику детского дома необходимо  привыкнуть  к самостоятельному существованию, к ответственности  за свою  жизнь. Как  и подростки  из относительно  благополучных  семей, они  стараются  разобраться  в себе, определить  свой  путь.

Государство  берёт  на  себя обязательство  по  решению основных  проблем ребёнка: обучение, воспитание, обеспечение детей-сирот самым необходимым. Но  самостоятельная, взрослая  жизнь  ставит  перед  ними  проблемы, к которым  в реальности  они  оказываются  неготовыми.

Выпускники  детских  домов чаще  своих  сверстников оказываются   участниками  или  жертвами  преступлений, теряют  работу или  жильё, с трудом  создают  семью, значительно быстрее  становятся  алкоголиками и наркоманами, жертвами суицида. Вхождение их  в самостоятельную  жизнь  сопряжено  с большими  сложностями и  не  всегда  проходит  успешно. Причины  возникновения  трудностей вхождения  ребёнка  в систему  социальных  отношений могут  быть  совершенно  разными. Прежде  всего,  они  связаны  с неадекватным  восприятием сиротами  тех  требований,  которые  предъявляет  социум.

Процесс  социализации (включение  в систему  социальных отношений) даже  при  благоприятном стечении  обстоятельств разворачивается   неравномерно  и  может быть  чреват рядом  сложностей, тупиков, требующих  совместных  усилий  специалистов  и  сирот.  Если  сравнить процесс  социализации  с дорогой, по  которой  должен  пройти  ребёнок – сирота из мира  детства в мир взрослых, то  она  не  везде  выложена  ровными  плитами  и  не всегда сопровождается  чёткими  дорожными  указателями.  На ней есть  участки  с оврагами и сыпучими  песками, шаткими  мостиками  и развилками.

Сама  организация  жизнеспособности   детей  в интернатных  учреждения  устроена  таким  образом, что  у них  формируется  только  одна  позиция – позиция  сироты, не имеющего поддержки  и  одобрения   в социуме. Эта  роль  реализуется  человеком  в течение  всей  его жизни и удерживает детей – сирот  в инфантильной  иждивенческой  позиции,   блокирует  проявление  потенциальных возможностей. В связи  с трудностями  социализации  не  решаются  и задачи адаптации.

Иными  словами, воспитанники детского  дома, выходя за  его порог, умеют «быть сиротой». Они  надеются на покровительство, обладают     «выученной беспомощностью», не  подозревая, что  можно  опереться  на  свои  собственные  ресурсы.

Накопленный специалистом опыт  работы  с детьми – сиротами, активный  поиск  решения  проблемы  привели  к мысли о необходимости  создания  программы «ШАГ ЗА ШАГОМ».

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Цель программы: подготовка выпускников  детских  домов  и лиц, оставшихся  без  попечения  родителей к самостоятельной  жизни.

Задачи  программы:

  • Повышение  уровня  социальной  адаптации (развитие  навыков  коммуникационной культуры, формирование  потребности в общении, интимно – личностных  отношений).
  • Информационное  обеспечение  детей  сирот  и  детей, оставшихся  без  попечения  родителей, начинающих  свою  трудовую  деятельность  по  вопросам  профессионального  самоопределения, трудоустройства, проблемам молодёжного  рынка  труда  с учётом  наклонностей, интересов и способностей.
  • Включение  в адаптационный  процесс  интерактивных  технологий (имитационных  игр: сюжетно–ролевая, дидактическая, аттестационная, рефлексивная), позволяющих выпускникам  детских  домов и детям, оставшимся  без  попечения  родителей, в игровой  форме «проживать» различные  ситуации, проектировать  способы  действия  предложенных  моделей  до  встречи  с ними  в реальной  жизни.

Целевая группа:

Основная  целевая  группа –  дети, оставшиеся  без  попечения родителей.           

Формы  работы:

  • Групповые
  • Индивидуальные

Методы  работы:

  • Тренинг
  • Тестирование
  • Профдиагностика
  • Собеседование
  • Наблюдение

НЕОБХОДИМЫЕ  РЕСУРСЫ  ДЛЯ  РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОГРАММЫ

Материальное обеспечение:

  • Помещение  для  занятий;
  • Техническое  оснащение (магнитофон, видеомагнитофон и  телевизор);
  • Доска, мел, канцелярские  товары.

Кадровое  обеспечение программы:

  • Ведущий  специалист  программы – педагог-психолог  ГООУ ЦПМСС.
  • Специалисты  образовательного  учреждения – социальный  педагог, психолог.
  • Наличие  у ведущего специалиста  программы  психологического  образования.
  • Для  эффективного  решения задач  программы, необходимо  взаимодействие  всех  специалистов, задействованных  в  реализации программы.

Реализация  программы:

Программа  рассчитана  на  9 занятий   с интервалом  1 раз в месяц.

Продолжительность  занятия: 1,5 часа.        

Количество  участников: 15–20 человек.

Основные  мероприятия, проводимые  в рамках  программы:

  1. Разработка  основных направлений деятельности (апробирование  индивидуальных  и  групповых  форм  работы).
  2. Формирование  группы  подростков, желающих  участвовать  в программе  из  числа детей, оставшихся  без попечения  родителей.
  3. Работа в группах, направленная  на  поиск  внутренних  ресурсов – психологическая  группа.
  4. Социально-психологическое  сопровождение  выпускников  детских  домов (консультирование  специалистами центра, поддержка, работа по  запросу).

Этапы  программы

Диагностический  этап:

  1. Изучение  научной  и методической  литературы  по  проблеме  исследования.
  2. Изучение  особенностей  социальной  среды и  социальной  ситуации, в которой  находятся   участники  программы.
  3. Диагностика наиболее  типичных трудностей, возникающих  в процессе  адаптации  подростков к самостоятельной  жизни.

Организационно-деятельный  этап:

  • Корректировка  программы   с учётом  полученных  диагностических  данных.
  • Реализация  системы занятий по  программе.

Итоговый  этап:

  1. Совместный  анализ  занятий  со  специалистами   образовательного  учреждения, принимающими  участие  в реализации  программы.
  2. Диагностика  изменений, произошедших с  подростками в ходе реализации программы.
  3. Психолого-педагогический  анализ  результативности  программы  в целом.
  4. Определение  перспектив реализации  данной  программы  в дальнейшем.

Направления в работе с выпускниками

Направление в работе

Краткое содержание работы

Формирование Я-концепции

Моё  «Я» как  внутренний  мир.

В гармонии ли «Я»  с собой. Взаимодействие  моего «Я» с окружающим  миром.  Жизненная  позиция.

Правовая  ориентация

Перечень  документов, которые  необходимы выпускнику.

Валеологическая  ориентация

Факторы, угрожающие здоровью  человека. Алкоголь и его  влияние  на  здоровье. Наркомания. Табакокурение. Влияние состояния  здоровья  на  выбор  профессии  и формирование   семьи.

Социально-бытовая  ориентация

Рациональные  потребности человека.  Потребность  в жилье. Особенности  поведения  человека  в различных  жизненных  ситуациях.

Профессиональная  и  трудовая  ориентация

Льготы для  выпускников  детских  домов  и  детей, оставшихся  без  попечения  родителей. Устройство  на  работу. Безработица.

Семейная  ориентация

Роль  семьи  в жизни  человека. Любовь.

Финансово-экономическая  ориентация

Бюджет. Экономия. Основные  экономические  понятия.

Наличие  у выпускников из  числа  детей-сирот  и  детей, оставшихся  без  попечения  родителей  таких  знаний позволит говорить  о  некотором  уровне  социальной  стабильности, которые  можно  рассматривать в качестве социально-психологического  результата процесса  постинтернатной  адаптации.

Для  определения  уровня  успешности  постинтернатной адаптации будут  использоваться   следующие  показатели:

  1. Уровень  развития  социальных  навыков.
  2. Уровень  развития  социального  поведения  выпускника – фактор, определяющий  успешность его адаптации  в социальной  среде и позволяющий  успешно  реализовывать внутренний  потенциал личности или  не  позволяющий  сделать  это.

Ожидаемые  результаты:

Реализация  программы  позволит  сформировать  навыки, необходимые  для  дальнейшей успешной  самостоятельной  жизни  детей-сирот и  лиц из их числа:

  • Умение  управлять  своим  эмоциональным  состоянием.
  • Овладение  подростками  навыков  самопознания и самопринятия.
  • Выработка навыков  коммуникативной  культуры.

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП

Социально-психологическая  диагностика, комплексная  методика  оценки социальной  компетенции.

Комплексная методика оценки социального поведения (компетенции), используемая  для  обследования  состоит  из 2  основных  методик:

  • «Изучение уровня развития  социальных навыков».
  • «Изучение  социальных сетей».
Читайте также:  Влияние недоразвития речи на общее развитие и деятельность ребенка

Методика  была  разработана  в Центре  социологии  образования РАО Д.Н. Хломовым,  С.А. Баклушинским  и О.Ю. Казьминой. В настоящее  время  она  является  базовой  для  построения  тренинговых  технологий  в  работах  по  социальной  адаптации лиц  с нарушениями  социального  поведения.

Модификация  методики  применительно  к  выпускникам  образовательных  учреждений для  детей, оставшихся  без  попечения  родителей,  проведена Г.В.Семья  и  Ю.С.Смирновой.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН  ЗАНЯТИЙ

Период

Кол-во  часов

Тема  занятия

Структура  занятия

Задачи  занятия

сентябрь

1,5 часа

«Знакомство» (Приложение 1)

  1. Вводная  беседа.
  2. Упражнение – разминка «Карандаши».
  3. Обсуждение  и  принятие правил  работы.
  4. Методика «Кто я» (Кун и  Маркпортленд).
  5. Анкета выпускника  детского  дома.
  6. Обратная  связь.
  1. Знакомство  участников  друг  с другом.
  2. Формирование  интереса  и  мотивации  к  посещению  дальнейших  занятий.
  3. Сплочение  группы.

октябрь

1,5 часа

«Общение и умение  слушать» (Приложение 2)

  1. Разминка «Привет  себе».
  2. Психогеометрический  тест.
  3. Информационный  блок «Психология  общения».
  4. Анкета « Умеете  ли  вы  слушать».
  5. Упражнение «Слушание в  различных  позах».
  6. Обратная  связь.
  1. Продолжение  формирования  интереса  к занятиям.
  2. Введение  понятия «психологическая  информация».
  3. Формирование  представления  об  общении  как  о  психологическом  явлении.

ноябрь

1,5 часа

«Будь готов» (Приложение 3)

  1. Игра по социально-правовой ориентации.
  2. Мозговой штурм «Причины потери жилья».
  3. игра «Риэлторы».
  4. Вручение памятки по вопросам жилищного законодательства.
  5. Обратная связь.
  1. Расширение представления об особенностях реализации жилищного права в Российской Федерации.
  2. Обучение навыкам, способствующим успешному взаимодействию подростков в различных социальных ситуациях, связанных с жилищными правами.

декабрь

1,5 часа

«Сделай выбор» (Приложение 4)

  1. Дискуссия.
  2. Работа  с карточками.
  3. Упражнение  «Высказывания».
  4. Анкета  « Проблемы  наркомании».
  5. Игра  « Слова на  букву  имени».
  6. Обсуждение  ассоциаций.
  1. Выяснение   степени  заражения  ВИЧ – инфекцией  в различных  ситуациях.
  2. Мотивирование  подростков к  получению  информации.
  3. Развитие  способности  аргументировать  и конструктивно  участвовать  в дискуссии.

январь

1,5 часа

«Поиск  работы – это  тоже  работа» (Приложение 5)

  1. Разминка
  2. «Совместный счёт».
  3. Шкала  самоуважения  Розенберга.
  4. Методика «Линия  жизни».
  5. Методика  исследования   самооценки  (В.Г. Щур, С.Г. Якобсон).
  6. Вручение  памятки  по  трудоустройству.
  1. Получение  информации  о  том, правильно  ли  подросток  сделал  профессиональный  выбор.
  2. Знакомство  с основными  правилами  поиска работы.
  3. Информационное  обеспечение  подростков  по  вопросам  трудоустройства.

февраль

1,5 часа

«У нас  будет  своя  семья» (Приложение 6)

  1. Анкета  «Уровень  сформированности  брачно-семейных  представлений».
  2. Работа  со  схемой «Функции  семьи».
  3. Упражнение «Слагаемые  счастливой  семьи»
  1. Диагностика  уровня  сформированности  представлений  о  будущей  семье, выявить  основные  проблемы  группы.
  2. Формирование представления   о  семье  как многофункциональном  явлении.
  3. Осознание  подростками ответственности  брачного  выбора и  построения  семейных  взаимоотношений.

март

1,5 часа

«Имитационная игра» (Приложение 7)

  1. Работа  с карточками.
  2. Теоретическая  часть «Оформление  регистрации».
  3. Практическая  часть «Заполнение документов».
  1. Обучение подростков  умению делать правильный выбор и  обоснованию  его.
  2. Закрепление  полученных  знаний.

апрель

1,5 часа

Бизнес-игра «Деловые  ребята» (Приложение 8)

  1. Анкета « Экономны  ли  вы?»
  2. 1тур: «Экономический  словарь».
  3. 2 тур: «Идея».
  4. 3 тур: «Тур  лицом».
  1. Знакомство  учащихся  с наиболее  распространёнными экономическими терминами, качествами, необходимыми  будущему  бизнесмену.
  2. Моделирование  поведения  подростков в  условиях  рыночной  экономики.
  3. Активизирование  познавательной  деятельности  учащегося.

май

1,5 часа

Итоговое  занятие по  исследованию  социальной  компетенции (Приложение 9)

  1. Анкета «Уровень  социальной  компетенции».
  2. Анкета «Исследование  социальной  сети подростка».
  1. Определение  уровня  сформированности  социальных  навыков  у  подростка, оценка,  какие  именно  социальные  навыки являются   для  него наиболее  простыми, а какие  наиболее   сложными.
  2. Возможность получения информации  о  круге    общения подростка, о значимых  для  него людях, кто  из его  окружения  оказывает ему  материальную  поддержку, кто  является  эталоном  поведения, чьи  взгляды  на жизнь  ему  близки.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Анн Л.Ф. Психологический  тренинг с подростками. – СПб., 2003.
  2. Абрамова И.Г. Рискология – наука о поведении  человека  в ситуации  выбора. – Спб: СПбГУП,1999.
  3. Абрамова И.Г. Игротехнические приёмы (Рекомендации  для  организации  игровых занятий  в школе). – СПб, 1992.
  4. Аникеева Н.Т. Воспитание игрой. – М., 1987.
  5. Былеева Л.В. и др. Подвижные игры. – М., 1974.
  6. Биндюков М., Соломин И., Ткачёв М. Вестник  психосоциальной  и  коррекционно-реабилитационной  работы. – М., 1999.
  7. Грецов А. Тренинг общения  для  подростков. – ЗАО Издательский  дом Питер, 2006.
  8. Детская  психодиагностика и профориентация / Ред.-сост. Л. Д. Столяренко. Серия «Учебники, учебные пособия» – Ростов н / Д: « Феникс», 1999.
  9. Куган Б.А. Социально-трудовая  адаптация  детей группы  социального риска. Курган – Челябинск, 1995.
  10. Консультирование  детей  в психолого-педагогическом Центре – научно-методическое  пособие. – М., 1998.
  11. Минкова Э. А. Особенности  личности  ребёнка, воспитывающегося  вне семьи. // Очерки. о развитии детей, оставшихся  без  родительского  попечения. – М.: ТОО «Симс»,1995.
  12. Преодоление  трудностей  социализации  детей-сирот. / Под редакцией  Л.В. Байгородовой.
  13. Рудестан К. Групповая  психотерапия. – Спб.,1998.
  14. Сапрыкина Т.Н. Решение проблем  социальной адаптации воспитанников (из опыта  работы  детских  домов) //Сиротство  России: право  ребёнка на семью. Материалы  конференции.
  15. Семья Г.В., Левин С.А., Панов А.И., Юдицева Н.Н. Социально-психологические технологии постинтернатной адаптации выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей /Под науч. ред. Г.В. Семья. – М.: СИМС, 1999.
  16. Смид Р. Групповая  работа  с детьми  и подростками. – М., 2000.
  17. Кэррэл С. Как  научить  детей  сотрудничать? Психологические игры и упражнения. – М., 1998.
  18. Прутченков А. С. Социально- психологический  тренинг в школе. – М., 2001.
  19. Психогимнастика  в тренинге. / Под редакцией  Н.Ю. Хрящевой. – СПб., 1998.
  20. Хейзинг. Человек  играющий. В тени завтрашнего дня. – М.,1999.

Источник

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Куйбышевского района «Чумаковская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»

Программа

« Подготовка воспитанников  к устройству в семьи граждан».

                                                                     Автор программы:

                                                                                           социальный педагог Иваненко Т.В.

с. Чумаково

                                       Пояснительная записка

             Программа, направлена на создание  системы взаимодействия семьи и образовательного учреждения, с целью  подготовки  ребенка  к жизни в семейных условиях.

              Программа разработана в соответствии:

–   Семейным кодексом РФ;

–  Федеральным законом об опеке и попечительстве № 48 ФЗ от 24.04.2008г.;

Читайте также:  Развитие ребенка в 1 месяц по комаровскому

– Постановлением Правительства РФ от 19 мая 2009г. № 432  «О временной передаче детей, находящихся в  организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории РФ» ;

– Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009г. № 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан».

         Программа предусматривает  различные формы устройства детей сирот, определённые этапы подготовки ребёнка к переходу в новую семью.

         Каждый ребенок, по тем или иным причинам попадающий в школу-интернат живет одной лишь надеждой обрести любящих родителей и жить дома, в семье. Каждый ребенок мечтает, что однажды откроется дверь и войдут его родители, которые будут ему рады, будут понимать его, будут любить.

      Но  не нужно никогда забывать, что у каждого ребенка, поступающего в школу-интернат, есть своя история жизни, свой опыт, зачастую исключительно негативный, свое видение семьи и семейных отношений, если он вообще успел узнать, что это значит. А это значит, что не только будущих  приемных родителей  нужно готовить для встречи с ребенком, но и самого ребенка нужно готовить  к  встрече с будущими возможными родителями, к смене сложившегося образа жизни.

  1. Цели и задачи  работы учреждения по подготовке воспитанников к жизни в семье.

 Цель: Преодоление сиротства и создание условий для воспитания и полноценного развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в кровной или замещающей семье.

Задача: 

– Пропаганда и развитие  семейных форм устройства детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

– Предупреждение возвратов детей из семьи в школу – интернат.

Реализация этой цели осуществляется через приоритетные направления деятельности всего коллектива:

– Работа по устройству детей в семью.

– Воспитание социальной адаптированной личности, формирование позитивного образа семьи.

– Укрепление психосоматического здоровья воспитанников, реабилитация детей-инвалидов.

Вся система воспитательной работы органично связана с работой по усыновлению и опеке, работой по устройству детей в семьи граждан. Это в свою очередь выдвигает ряд проблем в практической реализации  данного направления:

·        Планомерная подготовка воспитанника к жизни в приёмной семье.

·        Подбор кандидатов в будущие родители  и технологии работы с ними.

·        Выявление мотивации выбора.

·        Изучение их воспитательного потенциала психологической готовности к родительским функциям.

·        Определение степени психологической совместимости ребенка и будущих родителей.

·        Выбор характера и объема помощи будущим родителям, в адаптации их  к ребенку в новой социальной роли.

      Практика МКОУ Чумаковской школы-интерната  накопила опыт и, обобщая его можно выделить определенные этапы  подготовки ребенка к переходу в новую семью.

  1.  Комплексная диагностика развития ребенка.

         Педиатр, психиатр и другие врачи, медицинская сестра школы-интерната изучают состояние здоровья ребенка на данный момент.

Педагог-психолог  обследует уровень развития высших психических функций, состояние развития  эмоционально-волевой,  личностной сфер.

Социальный педагог подготавливает сведения о прошлом ребенка, его семье, причинах разлучения  с ней, правовом статусе.

На основании заключений, сделанных специалистами, определяются потребности и нужды ребенка не только в лечении, обучении, личностном развитии, но и планируются жизненные перспективы, дальнейшее жизнеустройство.

         На основе полученных данных на психолого-медико-педагогическом консилиуме, наряду с основными вопросами,  решается  и дальнейшая судьба  ребенка  – подлежит ли он передаче  в семью, или правовой статус, состояние здоровья  и психологическое состояние ребенка не позволяют этого сейчас сделать.  Есть дети, которые не могут быть усыновлены по правовому статусу: его невозможно разлучить с братьями или сестрами, бабушка или дедушка не могут сами воспитывать ребенка или не хотят передавать на воспитание в чужую семью, либо лишенные  родительских прав биологические родители изъявляют желание восстановиться в правах.

        Есть дети, которые сами не хотят быть усыновленными и по достижении совершеннолетия мечтают вернуться к маме, чтобы помочь ей реабилитироваться или вылечиться. Есть дети, которые из-за  своих личностных качеств или особенностей поведения не приживутся в новой семье  и прекрасно чувствуют  себя в среде  сверстников. Но в то же время есть «домашние»  дети,  которым противопоказано проживание в школе-интернате.

       Все это тщательно анализируется, прежде чем принимается решение  о дальнейшей судьбе ребенка: может ли он быть усыновлен, передан под опеку или в приемную семью, или же он будет находиться  в государственном учреждении для детей – сирот.

Специалисты        

Мероприятия

Медицинская сестра        

Совместная работа со специалистами районной больницы по изучению состояния здоровья ребёнка на данный момент.

Диагностика уровня физического, психического развития ребёнка.

Педагог-психолог        

Обследование уровня развития высших психических функций, состояние эмоционально-волевой,  личностной сфер.

Социальный педагог

Сбор сведений о прошлом ребёнка, его семье, причинах разлучения с ней, правовом статусе.

Психолого-медико-педагогический консилиум        

Определение потребности и нужды ребёнка в лечении, обучении, личностном развитии, Планирование жизненной перспективы, дальнейшее жизнеустройство.

2.   Этап  реабилитации  и компенсации отрицательного опыта и моральных травм у    детей.

          Как показывает отечественный и зарубежный опыт, при подготовке к жизни в семье важно построит представления ребенка о своем прошлом, историю его жизни, причинах перемещения из семьи в школу-интернат и перспективах на будущее.

        Это необходимо сделать, чтобы дети понимали произошедшие с ними изменения, и представляли, какое их ждет будущее. Важно объяснить им, что произошло в их жизни и почему они не могут сейчас жить со своими родителями.

Для этого педагог – психолог использует такие приемы:

– составление карты жизни ребенка,

– использует приемы активного слушания,

– беседы о жизненном пути ребенка.

        Примерно с 7 – летнего возраста можно помочь ребенку понять разницу между биологическим и психологическим родительством  и то, что он не виноват в происшедшем. Нужно довести  до его осознания, что есть объективные причины, по которым он не может жить в биологической семье. Объяснить, что его родителям нужна помощь, они не могут сейчас позаботиться о нем.

        Итак, можно отметить, что подготовительный  этап работы в  школе-интернате включает специальную психолого-педагогическую работу, помогающую переосмыслить имеющийся, (чаще негативный) жизненный опыт. Одновременно с этим ведется работа над актуальными проблемами ребенка, особенностями эмоционального реагирования, адекватного поведения, самопринятия, корректируют педагогическую запущенность, пробелы в развитии интеллектуальной сферы, образовании.

       В этот период идет формирование навыков общения, рефлексии, самоконтроля и необходимых навыков для жизни в новой семье.

Читайте также:  Стабильные и критические периоды развития ребенка

      Здесь может возникнуть вопрос, а нужно ли готовить ребенка к переходу в новую семью, не лучше ли  приготовить ему сюрприз? Ответ однозначен – готовить к любому изменению ребенка необходимо, исходя из особенностей психики.

      Любое человеческое существо испытывает естественную тревогу, волнение, дискомфорт,  переходя от одного, уже привычного способа существования, к другому.

     Тревожность усиливается, когда предстоит новое событие, непривычное действие, или новый непривычный образ жизни.

     В том, что даже меленькие дети испытывают тревогу, когда их собираются помещать в семью, убеждается каждый, кто знакомится с  этой процедурой.

    Легко заметить изменения в привычном поведении детей.

Работа  на данном этапе подготовки должна быть направлена  на снятие естественного опасения, уменьшения чувства тревоги.

    Подготовка необходима еще и потому, что в новую семью ребенок идет, имея прошлый, порой негативный опыт жизни в семье. Но, несмотря на это, многие хотят попасть в семью (либо вернуться к своим родителям, либо просят найти других родителей).

   Не раз доводилось наблюдать, как дети относятся к новым людям, появляющимся в группе: в их глазах надежда – а не за мной ли пришли?

  Основной смысл подготовки на этом этапе – управление ожиданиями ребенка.

  Для того,  чтобы подобрать  ребенку семью, важно знать привязанности и ожидания ребенка. Кроме того, на данном этапе для формирования образа семьи педагогами используются книги, рассказы, стихи, фильмы. Хорошими средствами являются обучающие игры, ролевые игры в семью, инсценировки, походы в гости в разные семьи. Все эти методы помогают детям менее болезненно переживать новое состояние, пережить опыт прошлого, успокоиться и адекватно воспринимать информацию о том ,  что есть люди, готовые стать его новой семьей.

Специалисты        

Мероприятия

Медицинская сестра        

Оздоровление детей.

Пропаганда здорового образа жизни, профилактика заболеваемости.

Педагог-психолог

Составление книги или карты жизни ребёнка. Беседы о жизненном пути ребёнка. Индивидуальные консультации. Коррекция педагогической запущенности.

Формирование навыков общения, рефлексии, самоконтроля.

Формирование представлений ребёнка о семье.

Рисуночная методик: Рене Жиля. Отношение к взрослым и сверстникам, Личностные ожидания ребёнка в общении со взрослыми.

Социальный педагог

Работа с православной церковью.

Выпуск информационных листовок, бюллетеней «Найди меня, мама».

Анкетирование. Разработка памяток для будущих родителей.

Гостевой режим (акция «Тёплый дом»).

Психолого-медико-педагогический консилиум        

Формирование мотивации, знаний и умений по поддержанию и совершенствованию позитивных родственных отношений (ролевые игры в семью, обучающие игры, инсценировки).

Просмотр фильмов.

Формирование навыков продуктивного общения, самообслуживания, учебного труда, профессиональной ориентации, профессионального самоопределения.

Привитие навыков гигиены.

Осознание себя  как будущего семьянина, правовое самосознание.

3  этап     Заочное  и личное знакомство ребенка с семьей.

Следующий этап подготовки наступает тогда, когда точно известна семья, пожелавшая заменить ребенку биологических родителей.  Содержание и методы работы здесь определяются возрастом ребенка.

Заочное знакомство.

   Самый распространенный способ – обмен письмами и фотографиями. Лучше, если это будут фотографии крупного плана (лицо, фигура), по одному и вместе. Этот прием подходит для детей любого возраста.

    Есть оправданный риск, что другие дети могут завидовать ребенку, передаваемому в семью, здесь нужно искусство педагога, внушающего детям, что жизнь  разная, люди разные, у каждого своя судьба. И мы, окружающие тебя взрослые люди, будем делать все, чтобы и твоя жизнь сложилась. Мы заботимся о тебе здесь и сейчас. И порадуемся, что мы живы, здоровы, сыты, в уюте и тепле!

Личное знакомство.

   В последний, но очень значимый момент подготовки – личное знакомство. Успешность его зависит от времени и места проведения первой встречи.

   В  школе-интернате  первая встреча обычно происходит в кабинете психолога, там уютно и просторно, есть мягкая мебель для общения  и много игрушек для установления первого контакта с ребенком. В этот момент ярко видно был ли подготовлен ребенок.

Не подготовленные дети жмутся к сопровождающему педагогу.

Не хотят отходить от него, капризничают.

Подготовленные дети вначале как бы замирают, присматриваются, но потом идут на   контакт.

  Совместные прогулки, времяпрепровождение с будущими родителями помогают устанавливать первые контакты, налаживать общение.

   Специалисты  школы-интерната пришли к выводу, что после помещения в семью дети меняются в лучшую сторону, т.к. сами по себе защищенность и тепло семейной жизни являются мощными реабилитирующими факторами.

  Однако, для успеха семейного устройства необходимо: специально готовить ребенка к помещению в семью, проводить обучение и подготовку семей к приему детей, профессионально помогать, сопровождая семью после помещения ребенка в нее. Успех социализации также зависит от того, насколько ребенка принимают в новой семье, а также

от качества отношений ребенка с новыми родителями.

Специалисты        

Мероприятия

Медицинская сестра        

Проведение консультаций с будущими родителями о состояния здоровья ребёнка.

Педагог-психолог

Заочное знакомство: рисуночные методики, просмотр фотографий, обмен письмами и фотографиями.

Индивидуальная работа с ребенком и родителями  в период их адаптации друг к другу.

Психолого-педагогическое консультирование будущих родителей.

Личное знакомство: психологическое тестирование граждан, выразивших желание стать  опекунами.

Социальный педагог

Выявление  воспитательного потенциала и мотивации кандидатов в опекуны и усыновители.

Проведение консультаций по изучению основ законодательства по усыновлению и опеке.

Советы, рекомендации социального педагога родителям «Принципы  отношений взрослых и детей».

Оформление гостевого режима.

Воспитатели  школы-интерната

Творческие рисунки, сочинения. Традиционные семейные праздники.

Консультация для родителей «Управление поведением ребёнка».

Временная передача детей –сирот  в семьи граждан осуществляется на основании  Постановления Правительства Российской Федерации № 432 от 19.05.2009 года и предоставления  следующих документов:

1. Разрешение органов опеки  по месту жительства.

2. Копия паспорта.

3. Справка ОВД об отсутствии судимости.

4. Акт обследования жилья.

5. Справка мед. учреждения  об отсутствии инфекционных заболеваний, психических заболеваний, больных наркоманией, алкоголизмом.

6. Приказ директора о временной передаче детей.

7. Заявление о временной передаче ребенка в семью.

8. Письменное согласие воспитанника.

9.Согласие совместно проживающих с гражданином членов семьи, выраженное в письменной форме.

4 этап.

Взаимодействие образовательного учреждения и семьи в интересах развития личности ребенка.

Специалисты        

Мероприятия

Педагог-психолог

Контроль за условиями жизни и воспитания ребенка (детей).

Оказание профилактической и коррекционной работы с семьёй:

·  психопрофилактика,

·  консультации,

·   коррекционные занятия и тренинговые занятия .

Участие в работе «Школы приемных родителей» в Управлении образования  по психолого-педагогическому просвещению родителей.

Социальный педагог

Оказание помощи родителям в формировании нравственного образа жизни семьи, в предупреждении  негативных проявлений у детей и подростков;

Повышение педагоги