Программа развития центра развития ребенка в соответствии с фгос

Надежда Мильгунова
Центры активности в ДОУ по ФГОС

Центры активности в ДОУ по ФГОС

Наполнение центров активности и их возможности для развития самостоятельности и детской инициативы.

Программа ФГОС направлена на:

• создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;

• на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

Содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей

• социально-коммуникативное развитие;

• познавательное развитие;

• речевое развитие;

• художественно-эстетическое развитие;

• физическое развитие.

Более подробно мы будем рассматривать познавательное развитие.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностей нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Таким образом, познавательное развитие является процессом постепенного перехода от одной стадии развития познавательного деятельности к другой.

В нашей группе находятся следующие центры активностипо познавательному развитию:

Центр природы

Центр экспериментирования

Центр сенсорного и математического развития

Центр конструирования

Центр безопасности

Центр познавательного развития

Центр патриотического воспитания

Наполняемость центров активности:

Центрприроды и экспериментирования:

– комнатные растения;

– календарь природы;

– материалы для развития трудовых навыков;

– паспорта растений;

– папка-передвижка на экологическую тематику;

– макеты,

– материал для проведения элементарных опытов;

– обучающие и дидактические игры по экологии;

– природный и бросовый материал;

– литература природоведческого содержания, набор картинок, альбомы;

– материалы для опытнической работы, мини-лаборатории;

– аудио материал на природоведческую тематику.

Центрсенсорного и математического развития:

дидактический материал;

-дидактические игры;

-настольно-печатные игры;

– познавательный материал;

-материал для детского экспериментирования.

Центр конструирования:

– мягкие строительно-игровые модули;

– напольный строительный материал;

-пластмассовый конструктор;

– крупные объемные геометрические формы 4-х цветов;

-схемы для моделей из конструктора и деревянных кубиков.

Центр безопасности:

дидактический материал;

дидактические игры;

– дорожные знаки;

– макет дороги;

– материал по ОБЖ и ПДД;

-атрибуты для сюжетно-ролевой игры;

-настольно-печатные игры.

Познавательное развитие:

– материал по теме недели.

Патриотический центр:

– государственная символика РФ и Томской области;

-предметы народно-прикладного искусства жителей народов, проживающих в Томской области;

– образцы народных костюмов Томской области – наглядный материал;

– подборка детской художественной литературы и книги о Томске;

– подборка коллекции полезных ископаемых, добывающихся Томской области;

– материалы по г. Томску.

Развитие в дошкольном возрасте — это совместное движение педагога и ребёнка. Наша задача заключается в том, чтобы деликатно и ненавязчиво вести ребёнка в том направлении, которое действительно соответствует его собственной траектории развития.

Для этого особое внимание уделяется созданию в группе соответствующей обстановки, которая способствовала бы развитию способностей и отвечала интересам каждого ребенка, признавая в то же время важность взаимного обучения детей и учебной работы в малых группах.

Такая работа возможна в созданных центрах активности, которые способствуют исследовательской и самостоятельной деятельности детей.

Несмотря на то, что центры активности имеют разные названия, предполагают различные виды деятельности, оборудованы разнообразными материалами, каждый из них дает ребенку возможность получать социальное, эмоциональное, интеллектуальное развитие.

Главная цель педагога – способствовать развитию ребенка, что и происходит ежедневно в процессе непринужденного обучения.

Каждый центр активности – маленькая творческая мастерская, наполненная разнообразными, стимулирующими деятельность материалами, развивающими играми, дидактическими материалами. В центрах всё полностью доступно. Все материалы, коробки, центры подписаны, снабжены этикетками. Центры работают практически все каждый день. Иногда некоторые центры могут быть закрыты.

Дети свободно перемещаются между центрами. Время, проводимое в каждом из центров, может быть разным у каждого ребенка. Если дети увлечены игрой, они творчески используют материалы и реже перемещаются из одного центра в другой, больше времени проводя за определенным занятием.

В регламенте жизни детей должно быть предусмотрено место для разнообразных и свободных проявлений интересов самого ребёнка. Это не только праздники, но и само время, когда он может заниматься своим любимым делом, зная, что ему не будут навязывать какие-то другие занятия. Иметь свободное время и уметь его наполнять не менее важно для ребёнка, чем участвовать в коллективных действиях.

Для того, чтобы ребенок мог свободно выбирать и проявлять свою инициативу, он должен чувствовать себя в группе комфортно.

Для того, чтобы он мог реализовать свое право на выбор, этот выбор должен быть ему предоставлен, т. е. развивающая среда должна обеспечивать ему широкий спектр вариантов (игрушек, материалов, видов деятельности). Развивающая Среда группы должна быть вариативной.

Для того, чтобы детям было интересно и они поступательно развивались, сама развивающая среда должна постоянно обновляться, быть изменчивой вслед за изменением его интересов и образовательных потребностей.

Читайте также:  Показатели развития ребенка 3 лет

В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей.

На этапе завершения этого дошкольного образования целевыми ориентирами, определёнными ФГОС,предусматриваются следующие возрастные характеристики возможности детей:

– проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности;

– самостоятельно придумывают объяснения явлениям природы, поступкам людей;

– проявляют способность к принятию собственных решений.

Развитие детской инициативы и самостоятельности в условиях детского сада осуществляется с помощью:

• создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;

• создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

• не директивную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.)

Развитию самостоятельности способствует освоение детьми умений поставить цель (или принять ее от воспитателя, обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели).

В целях пробуждения у дошкольников инициативности и самостоятельности воспитатели применяют свои методы и приемы.К таким методам можно отнести:

1) Дидактическая игра.

2) Продуктивные виды деятельности.

3) Самоорганизованная деятельность.

Воспитатель должен создать разнообразную игровую среду (речь идёт о предметно – развивающей среде в ДОУ, которая должна обеспечивать ребенку познавательную активность, должна соответствовать его интересам и иметь развивающий характер. Среда должна предоставлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности.

4) Трудовая деятельность.

5) Метод «проектов».

6) Развитие коммуникативных качеств.

7) Развитие инициативности и самостоятельности в процессе занятий.

В ежедневных разработках занятий мы ставим следующие цели: воспитывать самостоятельность и инициативность, формировать самосознание ребёнка, уверенность в собственных силах, учить ребёнка смело высказывать свои суждения. На уроках рисования, лепки, аппликации детям предоставляется выбор сюжета, оформления, цветовой гаммы по желанию. Воспитатели учитывают темперамент, способности, особенности стиля воспитания в семье, которые существенно влияют на темп становления самостоятельности.

Умение формулировать цель, предвидеть результат – основополагающие компоненты самостоятельности. Но их трудно реализовать в полной мере, если у ребенка не сформированы навыки разных типов деятельности.

Самостоятельность воспитывается при выполнении детьми обязанностей по обслуживанию себя и близких людей; уровень самостоятельности связан с освоением социального опыта трудовой деятельности, возможностью проявления ребенком в труде субъектной позиции. Самостоятельность детей разворачивается от самостоятельности репродуктивного характера к самостоятельности с элементами творчества, при неуклонном повышении роли детского сознания, самоконтроля и самооценки в осуществлении деятельности.

“Самостоятельность” – очень многоаспектный и психологически непростой феномен, это скорее смыслообразующая, качественная характеристика какой-либо сферы деятельности и личности, имеющая собственные конкретные критерии.

Последний штрих в портрете самостоятельности – настойчивость в достижении результата, когда неудача не становится поводом для отказа от задуманного. В связи с этим хочется сказать о воспитательных сторонах привития самостоятельности. Выработка силы воли, терпения и ответственности очень важна. Роль воспитателя – стимуляция действий, доводящих до конца начатого дела. Особенно ценно, если ребенок догадывается объединить свои усилия с кем-то из окружающих. В нашем случае – воспитателем.

Источник

Наталья Соловьева
Программа развития ДОУ

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

«ИНТЕРЕС. ИННОВАЦИЯ. ИНТЕГРАЦИЯ»

Автор-составитель:

заведующий МБДОУ № 24

Соловьева Наталья Александровна

Тула 2019 г.

Содержание

1. Нормативно-правовая база 3

2. Цели и задачи программы развития 4

3. Механизмы реализации программы развития 6

4. Финансовое и материальное обеспечение 6

5. Ожидаемые результаты 7

6. Система организации контроля за реализацией Программы развития 8

7. Мероприятия и условия реализации задач программы развития 8

7.1. Целевой проект «Территория новых возможностей качества образования» 9

7.2. Целевой проект «Содействие сохранению и укреплению здоровья воспитанников» 11

7.3. Целевой проект «Новое поколение педагогов» 12

7.4. Целевой проект «Одаренные дети и современные технологии» 14

7.5. Целевой проект «Интерактивное взаимодействие с семьями воспитанников» 16

Нормативно-правовая база

1. Конституция РФ.

2. Конвенция о правах ребенка.

3. Закон Российской Федерации № 273 “Об образовании в Российской Федерации”.

4. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года.

5. Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013 -2020 годы.

6. Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования (ФГОС ДОО, утвержденные приказом Минобрнауки России от 17.10.2013г. № 1155;

7. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

8. Постановление главного государственного санитарного врача РФ «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» от 15.05.2013г. № 26;

9. Программа социально – экономического развития города Тулы на 2011- 2015 годы и на перспективу до 2025 года (решение Тульской городской Думы от 20.07.2011г. №28/609).

10. Постановление администрации г. Тулы от 14.11.2013 № 3816 «Об утверждении муниципальной программы муниципального образования города Тула «Развитие образования на 2014-2020 годы».

11. Постановление администрации г. Тулы от 03.10.2014 №3168 «О внесении изменений в постановление от 14.11.2013 № 3816».

Цели и задачи программы развития

Цель: построение инновационной модели образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения, обеспечивающей доступность и новое качество образования.

Задачи:

1. Активное использование интерактивных технологий в образовательном процессе.

2. Организация платных образовательных услуг.

3. Создание условий для интерактивного взаимодействия с родительской общественностью.

Читайте также:  Режим дня значение сна в развитии ребенка

4. Участие педагогического коллектива в распространении опыта на муниципальном, региональном, федеральном уровне.

5. Увеличение числа социальных партнеров.

6. Построение развивающей предметно- пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО, которая способствует полноценному физическому и психическому развитию детей.

7. Создание условий для совершенствования здоровьесберегающей деятельности учреждения.

8. Создание инновационной модели управления ДОУ открытой системы социально-творческих инициатив на принципах социального партнерства.

Приоритетные направления программы развития

содействие становлению инновационной модели образовательного пространства дошкольного образовательного учреждения, обеспечивающей доступность и новое качество образования;

повышение профессиональной компетентности педагогов для реализации ФГОС ДО;

создание условий для поддержания и развития здоровьесберегающей образовательной среды;

введение новых форм работы с семьей;

усовершенствование материально-технического и программного обеспечения;

развитие партнёрского взаимодействия с учреждениями социума.

Период и этапы реализации программы

1 этап: 2019год

проведение аналитической и диагностической работы;

моделирование совокупности социально-педагогических условий, благоприятных для осуществления поставленных целей и задач;

формирование нормативно-правовой базы выбранной стратегии;

разработка целевых проектов, объединенных в Программу развития.

методологическое совершенствование учебного плана дошкольного образовательного учреждения.

2 этап: 2019-2022г. г.

широкое внедрение современных образовательных технологий обучения и воспитания;

апробирование целевых проектов, ориентированных на личностное развитие всех участников образовательных отношений;

реализация Программы развития согласно обозначенным направлениям.

3 этап: 2022 год

Анализ, обобщение итогов деятельности по реализации намеченных целевых проектов.

Механизмы реализации программы развития

Реализация программы развитияосуществляется по следующим направлениям:

реализация целевого проекта «Территория новых возможностей качества образования»;

реализация целевого проекта «Содействие сохранению и укреплению здоровья воспитанников»;

реализация целевого проекта «Новое поколение педагогов»;

реализация целевого проекта «Одаренные дети и современные технологии»;

реализация целевого проекта «Интерактивное взаимодействие с семьями воспитанников».

Финансовое и материальное обеспечение

Финансовое обеспечение программы развитияопирается на четыре источника финансирования:

1) средства бюджета Тульской области;

2) средства бюджета города Тулы;

3) доходы от развития системы платных дополнительных образовательных услуг;

4) программа «Народный бюджет».

Ресурсное обеспечение программыможет быть реализовано при наличии:

высококвалифицированных кадров;

развитой материально-технической базы;

информационного обеспечения образовательного процесса;

стойкой мотивации педагогов к внедрению инноваций в воспитательный процесс.

Система управления:

нормативно-правовое обеспечение – корректировка в соответствии с ФГОС ДО;

кадровое обеспечение – привлечение молодых специалистов, повышение профессионального уровня педагогов;

усиление роли родителей и признание за ними права участия при решении вопросов управления (Управляющий Совет, Родительский комитет, родительские клубы).

Ожидаемые результаты

рост удовлетворенности участников образовательных отношений качеством образовательных услуг;

повышение эффективности использования современных образовательных технологий;

создание условий, соответствующих требованиям федеральных государственных образовательных стандартов;

увеличение количества воспитанников, охваченных различными формами дополнительного образования;

формирование современной модели образовательного пространства ОУ;

развитие творческих способностей воспитанников выстраиванием индивидуальной траектории развития ребенка;

создание эффективной системы мониторинга и информационного обеспечения образования;

укрепление кадрового потенциала, повышение социального статуса работника ОУ;

рост профессионализма и квалификации педагогического коллектива.

Система организации контроля за реализацией программы развития

Внутренний контроль за реализацией Программы развития осуществляют органы управления на основе организации текущего и итогового контроля; на основе комплексной системы мониторинга качества образовательного процесса, эффективности реализации всех целевых проектов программы развития.Внешний мониторинг: контролирующие органы власти, представители Управляющего совета образовательной организации.

Информация о ходе выполнения Программы развития будет освещаться ежегодно на заседаниях Управляющего совета и педагогического совета ОУ. Публичный отчет и результаты самообследования ежегодно необходимо размещать на сайте образовательной организации.

Мероприятия и условия реализации задач программы развития

В рамках реализации программы развитияразработаны целевые проекты на темы: «Территория новых возможностей качества образования», «Содействие сохранению и укреплению здоровья воспитанников», «Новое поколение педагогов», «Одаренные дети и современные технологии», «Интерактивное взаимодействие с семьями воспитанников».

Целевой проект

«Территория новых возможностей качества образования»

Инициатива направлена на формирование устойчивой многоуровневой системы работы с детьми дошкольного возраста, базирующейся на реализации современных программ образования с целью выявления и развития таланта в каждом ребенке.

Задачи целевого проекта:

1. Сохранение и развитие инфраструктурыобразовательного учреждения.

2. Реализация нового поколения программ дополнительного образования и развития детей.

3. Создание новой системы мотивации педагогов.

Комплекс мероприятий,обеспечивающих реализацию проекта:

1. Участие педагогов и воспитанников в конкурсах различного уровня.

2. Увеличение доли воспитанников, занимающихся по программам дополнительного образования.

3. Использование в работе с детьми современных образовательных технологий.

4. Положительная динамика числа воспитанников ДОУ, успешно осваивающих программы нового поколения.

5. Уменьшение количества часто болеющих детей, снижение количества дней пропущенных одним ребенком по болезни.

6. Удовлетворённость родителей качеством образовательных услуг, предоставляемых ДОУ.

7. Соответствие основной образовательной программы ФГОС дошкольного образования.

8. Соответствие материально-технического обеспечения образовательного учреждения ФГОС дошкольного образования.

9. Повышение профессиональной компетентности педагогов посредством повышения квалификации, образовательного уровня, присвоения квалификационных категорий.

Целевой проект

«Содействие сохранению и укреплению здоровья воспитанников»

Цель проекта: создание системы здоровьесбережения на основе выстраивания алгоритмов деятельности всех субъектов образовательного процесса ДОУ, обеспечивающей сохранение и укрепление физического и психического здоровья ребенка и формирование основ здорового образа жизни.

Задачи проекта:

1. Расширить и закрепить знания детей о здоровом образе жизни.

2. Совершенствовать физические способности в совместной двигательной деятельности детей.

3. Повысить профессиональное мастерство педагогов дошкольного учреждения по теме «здоровый образ жизни».

4. Создать единое воспитательно-образовательное пространство на основе доверительных партнерских отношений сотрудников ДОУ с родителями.

Условия реализации проекта:

Соблюдение рационального режима дня, обеспечивающего смену разнообразной деятельности и отдыха.

Читайте также:  Развитие личности ребенка в младшей школе

Индивидуальный подход к ребенку сообразно его уровню развития, биологическому и психологическому возрасту.

Создание условий для удовлетворения потребности детей в движении.

Реализация различных форм систематической работы с родителями.

Целевой проект

«Новое поколение педагогов»

Цель проекта: создание эффективной модели методического сопровождения инновационной деятельности ДОУ, способствующей повышению профессионального мастерства и компетентности педагогических кадров, личностного роста и творческих возможностей каждого педагога в условиях ФГОС ДО.

Задачи проекта:

1. Повысить качество образовательного процесса, уровень профессионального мастерства педагогов ДОУ.

2. Создать условия, способствующие проявлению педагогами профессиональной компетентности, творчества, реализации себя как личности.

3. Сформировать положительное отношение и потребность педагогов в инновационной деятельности.

4. Осуществить информационную, научно-методическую и психолого-педагогическую поддержку творческих поисков, активизировать экспериментально-научные исследования педагогов, нацеленные на разработку перспективных технологий развития и воспитания детей.

5. Создать единую систему мониторинга.

6. Создать современную развивающую среду для детей, родителей, педагогов.

7. Выявить и распространить инновационный опыт.

Комплекс мероприятий,обеспечивающих реализацию проекта:

Разработка модели управления инновационной методической деятельности ДОУ;

Повышение профессионального мастерства посредством посещения мероприятий различного уровня (Московского педагогического марафона, Московского международного салона образования);

Разработка педагогами индивидуальных образовательных маршрутов педагогического поиска;

Разработка системы мониторинга промежуточных и итоговых результатов реализации проекта;

Разработка Программы тьюторского сопровождения молодых педагогов «Путь к профессиональному совершенству»;

Внедрение современных образовательных технологий, способствующих повышению профессионального уровня педагогов;

Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ через самообразование;

Разработка сценариев форм методической работы.

Целевой проект

«Одаренные дети и современные технологии»

Цель проекта: создание условий для построения воспитательно-образовательного процесса, направленного на продуктивное психическое, интеллектуальное, и творческое развитие одаренных детей, на реализацию и совершенствование их способностей.

Задачи проекта:

1. Разработать систему мониторинга и развития предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста.

2. Выявить детей с предпосылками одаренности.

3. Составить индивидуальные маршруты психолого-педагогического сопровождения одаренных детей.

4. Скоординировать и интегрировать деятельность специалистов и родителей в этом направлении.

5. Разработать план мероприятий для развития творческих способностей воспитанников дошкольного образовательного учреждения.

Комплекс мероприятий,обеспечивающих реализацию проекта:

Психолого-педагогическое исследование уровня одаренности воспитанников дошкольного учреждения, результатом которого должно являться создание «Банка данных одаренных детей». Данное исследование может занять 1,5 – 2 месяца.

Анализ содержания «Банка данных одаренных детей» воспитателями групп и специалистами, ведущими кружки и секции.

Выбор направленности для дальнейшего развития каждого ребенка, составление индивидуального маршрута.

Первичная диагностика детей специалистами кружков и секций в соответствии с индивидуальным маршрутом (начало учебного года).

Коррекция рабочих программ воспитателей и специалистов, ведущих кружки и секции с учетом индивидуального подхода к одаренным детям.

Развивающая работа с воспитанниками в соответствии с индивидуальным маршрутом развития ребенка.

На втором этапе (в конце первого полугодия, специалисты проводят промежуточную диагностику достижений воспитанников, анализируют результаты, проводят коррекцию рабочих программ.

Результаты диагностики и выводы по дальнейшей работе в данном направлении вносятся в «Банк данных по одаренным детям»

С начала второго полугодия с воспитанниками проводится дальнейшая программа с учетом коррекции рабочих программ специалистов.

В конце учебного года проводится третий этап работы с данной программой: воспитатели и специалисты проводят итоговую диагностику воспитанников в соответствии с их индивидуальными маршрутами.

Обсуждаются итоги развивающей работы с одаренными детьми, выявляются проблемы.

Целевой проект

«Интерактивное взаимодействие с семьями воспитанников»

Цель проекта:внедрение новой системы взаимодействия педагогов с родителями для изменения их роли в процессе обучения и воспитания детей: из пассивных наблюдателей в активные участники образовательного процесса.

Задачи проекта:

1. Оказание информационной, консультативной помощи родителям воспитанников.

2. Вовлечение родителей в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка.

3. Создание условий для диалога, обмена опытом.

4. Способствование сплочению родительского коллектива группы.

5. Выработка единых требований к выстраиванию информативной среды дошкольника как основы дальнейшего обучения в школе.

Комплекс мероприятий,обеспечивающих реализацию проекта:

1. Изменение традиционной системы работы с родителями на интерактивную.

2. Применение в работе с родителями современных электронных устройств (использовать систему Skype для того, чтобы родители увидели жизнь своего ребёнка в дошкольном структурном подразделении, проведение в сети Internet видеотрансляций для просвещения родителей).

3. Вовлечение родителей в образовательный процесс. Педагоги показывают родителям, как современные электронные устройства можно использовать не только для досуга, но и для развития ребёнка. Родители становятся полноценными участниками обучения и воспитания детей. При этом целесообразно использовать документ-камеру и интерактивную доску для подробного показа алгоритма действий.

4. Создание и укрепление социального партнёрства, направленного на решение социальных проблем, обеспечение устойчивого развития социальных отношений и повышение качества жизни детей.

5. Создание группы в социальной сети «В контакте» дистанционного просвещения родителей.

6. Применение на практике принципа информационной открытости (сайт образовательного учреждения, персональные сайты воспитателей, учителей –логопедов, педагога – психолога, социальные сети ВКонтакте и Instagram).

Вывод:

Работа в данном формате ведет к обновлению форм и методов взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями (законными представителями) и социальными институтами, повышению компетентности педагогов и родителей в вопросах использования современных технологий, публичности и открытости воспитательно-образовательного процесса, готовности образовательного учреждения к решению актуальных проблем воспитания дошкольников. В результате реализации программы развития в дошкольном учреждении будет создано единое образовательное пространство, максимально благоприятные условия для развития образовательной системы ДОУ.

Программа развития позволит учреждению идти ровным курсом в заданном направлении в соответствии с принципамигуманизации, демократизации, дифференциации и интеграции, развивающего обучения, вариативности, активности, доступности.

Источник