Программа развитие способностей и возможностей ребенка
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 8 «Салют» города Смоленска
(МБДОУ «Детский сад № 8 «Салют»)
ПРИНЯТО на Педагогическом совете Протокол № __ от ______________г. | УТВЕРЖДЕНО: Заведующий МБДОУ «Детский сад № 8 «Салют» _________________ А.Н.Горбунова |
Программа
по выявлению и развитию творческих способностей у
детей дошкольного возраста в условиях ДОУ
«Радуга талантов»
Воспитатель:
Войтович М.В.
г. Смоленск
СОДЕРЖАНИЕ
- Пояснительная записка.
- Актуальность темы
- Цель и задачи программы
- Планируемые результаты
- Виды способностей
- Содержание программы
- Метода для определения способностей детей
- Направления и формы работы
- Основные методы и методики для исследования способностей воспитанников детского сада
- Формы работы с родителями
- Список литературы
1. Пояснительная записка.
1.1. Актуальность темы. Самым сенситивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст. Для ребенка этого возраста характерна высокая познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. У него развита интуиция, яркость, конкретность представляемых образов и легкость манипулирования ими. «Родовыми» чертами дошкольного возраста является фантазия, творческое воображение, нестандартность мышления, кроме этого, проявляется особая чувствительность, отзывчивость на окружающее. Исходя из этого, для развития творческих способностей в образовательных учреждениях необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия педагога-психолога, воспитателей, узких специалистов, родителей. Одним из приоритетных направлений работы дошкольного учреждения, является работа с одаренными детьми, которая является неотъемлемой частью более широкой проблемы реализации творческого потенциала личности. Программа рассчитана на детей дошкольного возраста.
1.2.Цель и задачи программы
Цель программы: создание условий для выявления и развития способностей воспитанников.
Задачи:
1. Разработать систему мониторинга для выявления и развития способностей у детей дошкольного возраста.
2. Выявить детей с предпосылками творческих способностей.
3. Составить индивидуальные маршруты психолого-педагогического сопровождения детей.
4. Скоординировать и интегрировать деятельность специалистов и родителей в этом направлении.
5. Разработать план мероприятий для развития творческих способностей воспитанников детского сада.
1.3. Планируемые результаты:
1. Создание банка данных детей с предпосылками различных видов способностей.
2. Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных, творческих и других направлениях деятельности, к которым у них есть способности.
Под термином «одарённый ребёнок» мы рассматриваем ребёнка, уровень способностей которого значительно отличается от среднего. На сегодняшний день существует много подходов к классификации детской одарённости, её видов, критериев.
- Виды способностей:
- Академические способности. Составляющие: мотивационно – личностные характеристики, способности к обучению.
- Творческие способности. Составляющие: художественная одарённость, вокальная одарённость, литературная одарённость, артистическая одарённость, конструкторская одарённость.
- Психомоторные способности. Составляющие: спортивная одарённость, хореографическая одарённость.
- Коммуникативные способности. Составляющие: социально – личностная одарённость, лидерская одарённость.
«Виды одаренности в зависимости от вида предпочитаемой деятельности»
Виды способностей | Составляющие | Как проявляются |
Академические способности | мотивационно – личностные характеристики | Стремление ребенка к получению знаний и умений, познавательная активность, проявление интереса к новому |
способности к обучению | Успешность в освоении программного материала, широкий кругозор, высокие показатели по развитию психических познавательных процессов | |
Творческие способности | Художественные способности | Проявление фантазии в творческих художественных работах, Высокое качество и разнообразие творческих работ в соответствии с возрастом (рисунки, поделки) |
Вокальные способности | Умение понимать и воспроизводить мелодию, чувство ритма, хороший голос, музыкальный слух | |
Литературные способности | Хорошая речевая фантазия, умение составлять рассказы, сказки, чувство рифмы, легкое запоминание стихов | |
Артистические способности | Умение «вжиться» в роль, держаться на публике, желание подражать вымышленным (или реальным) персонажам, двигательная и речевая память | |
Конструкторские способности | Развитое пространственное мышление, любовь к конструированию, генерирование оригинальных идей для различных конструкций, способность к изобретательству, рационализации | |
Психомоторные способности | Спортивные способности | Высокие спортивные показатели в соответствии с возрастом, стремление к движению, воля к спортивным достижениям, физические данные и выносливость |
Хореографические способности | Чувство ритма, музыкальный слух, способность копировать движения, хорошая двигательная память | |
Коммуникативные способности | Социально-личностные способности | Умение понимать партнера по общению, чувствовать его эмоциональное состояние, гасить конфликты |
Лидерские способности | Умение организовать сверстников на какое-либо общее дело, игру, настойчивость в достижении цели, умение добиваться результата, и стремление контролировать ситуацию |
2. Содержание программы
2.1. Метода для определения способностей детей
Существует четыре метода для определения способностей детей:
- Наблюдение – позволяет родителям сделать выводы о склонностях своих детей, сформировать представление о его возможностях, выявить основные интересы ребенка. Также уделяется много внимания познавательной активности детей: о чем больше всего спрашивает дети, что изучают. Является одним из наиболее живых и простых методов.
- Игра. При определении склонностей в данном случае учитываются все факторы: какую, игру выбрал индивид, какую роль в ней играет. Этот метод чаще используют для диагностики способностей воспитанников детских садов.
- Обращение к специалистам: психологам, педагогам, специализирующимся на раннем развитии дошкольников. Для определения способностей, в основном, используются тест Векслера для выявления уровня интеллектуального развития и тест «Несуществующее животное», который определяет эмоциональное и психическое состояние детей, и их творческий потенциал.
- Совместная деятельность – помогает развить талант в разных областях.
Эти способы на сегодняшний день являются основными для выявления способностей воспитанников.
Помимо вопроса как определить способности ребенка, очень важно знать, как их затем развивать и работать с ними.
Для развития определенных склонностей очень важным является предоставление детям постоянной возможности для осуществления нужной деятельности, а также мотивация к ней.
Развитие тех или иных способностей дошкольников предполагает активное участие со стороны родителей.
Родителям следует помнить, что чем раньше они распознают нужные склонности у своего ребенка, тем успешнее он будет как в профессиональной среде, так и в эмоциональной жизни.
- Направления и формы работы
Система работы с одаренными детьми включает в себя четыре основных направлений, которые тесно связаны и интегрируются между собой:
1. создание развивающей предметно-пространственной среды, способствующей выявлению одаренных детей и развитию их творческого и интеллектуального потенциала;
2. совершенствование научно-методического уровня педагогов по работе с одаренными воспитанниками;
3. выявление и дальнейшее отслеживание у детей творческой одаренности;
4. организация работы с одаренными детьми и их родителями.
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, возможность самовыражения.
Направления и формы работы.
Направления деятельности с одаренными детьми:
- познавательное (интеллектуальные конкурсы, исследовательские проекты, виртуальные экскурсии)
- художественно-творческое (изделия из глины, пластилина, тестопластики, рисунки, спектакль, чтение стихотворений, песенное и танцевальное творчество, участие в конкурсах)
- экологическое (наблюдения в природе, работа в саду и огороде, наблюдения за животными дома, экскурсии)
- спортивное (соревнования, турниры, встречи)
Формы работы с одарёнными детьми
- Индивидуальная работа.
- Творческие мастерские.
- Участие в конкурсах.
- Проектная деятельность.
- Групповые занятия
- Работа с родителями.
Данная система состоит из четырех взаимосвязанных компонентов:
- Воспитательно – образовательная работа с обучающимися ДОУ направлена на развитие всех видов способностей у детей.
- Организация НОД – непосредственно образовательной деятельности. Содержание НОД включает совокупность и интеграцию пяти образовательных областей (согласно ФГОС ДО), которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. При организации непосредственно образовательной деятельности используются разнообразные методы, активизирующие развитие творческой инициативы детей:
– использование ИКТ;
– учет гендерных особенностей;
– проблемно – поисковые методы и приемы;
– «Неделя интеллектуальных игр» и др.
- Организацию бесплатного дополнительного образования. В дошкольном образовательном учреждении организована кружковая деятельность в соответствии с индивидуальными способностями и потребностями детей, творческими увлечениями и желаниями педагогов.
- Проектную деятельность. В ДОУ широко используется метод проектов как один из эффективных методов познания детьми окружающего мира.
- Досуговые мероприятия, которые позволяют наиболее полно раскрыть творческие способности дошкольников. Важное значение для развития творческих способностей детей имеют праздники и развлечения для дошкольников, которые проводятся в детском саду. Досуговая деятельность рассматривается как приоритетное направление организации творческой деятельности ребѐнка, основа формирования его общей культуры. В ДОУ отмечаются государственные праздники (День России, Новый год, День защитника Отечества, Международный женский день и многие другие), праздники народного календаря, праздники к знаменитым датам страны, города, детского сада, экологические праздники, семейные праздники.
- Сопровождение участия воспитанников в конкурсах разного уровня (дошкольного учреждения, муниципальных, региональный, всероссийских, международных), направленных на выявление детской одаренности.
- Взаимодействие образовательного учреждения с семьями обучающихся. Взаимодействие с семьями детей строится на основе сотрудничества и направлено на обеспечение психолого-педагогической поддержки и повышения педагогической компетентности родителей по вопросам развития индивидуальных способностей детей, а также на создание условий для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности детского сада. Взаимодействие с родителями осуществляется через разнообразные формы:
– родительские собрания,
– дни открытых дверей,
– совместные развлечения,
– индивидуальные консультации и беседы,
– оформление стендового материала,
– совместные проекты,
– анкетирование,
– встречи за круглым столом,
– сайт МБДОУ.
4. Организация социального партнерства. Дошкольное учреждение максимально открыто для сотрудничества и взаимодействия с окружающей средой, с социальными учреждениями города.
Формы работы с учреждениями города:
1. Сотрудничество в рамках организации мероприятий (встречи, выставки, спектакли и пр.);
2. Дополнительные образовательные услуги.
2.3. Основные методы и методики для исследования способностей воспитанников детского сада
В ниже приведенной таблице показаны основные методы и методики для
исследования способностей воспитанников детского сада.
Виды способностей | Составляющие | Методы и методики для исследования способностей |
Академические способности | мотивационно – личностные характеристики | Наблюдение, Экспресс-методика Цветовой тест Люшера- Эткинга |
способности к обучению | ||
Творческие способности | Художественные способности | Изучения продуктов детского творчества, Тест «Назови и дорисуй» Тест «Незаконченный рисунок» (автор Э. П. Торренс) Тест «Дорисовывание» (автор Е. П. Торренс). |
Вокальные способности | Наблюдение Наблюдение Методики В.кудрявцева «Солнце в комнате» и «Как спасти зайчика?» Тест Витцлака «Составь рассказ по картинкам», | |
Литературные способности | ||
Артистические способности | ||
Конструкторские способности | Наблюдение в играх, Изучения продуктов детского творчества | |
Психомоторные способности | Спортивные способности | Наблюдение |
Хореографические способности | Наблюдение | |
Коммуникативные способности | Социально-личностные способности | Наблюдение в свободной деятельности, Анализ результатов анкетирования родителей Методика Н.Е.Вераксы «Оценка коммуникативных способностей дошкольников» |
Лидерские способности |
По результатам диагностики по исследованию способностей воспитанников детского сада определяется банк детей с особыми задатками и способностями. Данные этого банка используются для разработки индивидуального маршрута ребенка по дальнейшему развитию его способностей, в том числе для его направления в соответствующий кружок или секцию, по согласованию с родителями.
2.4.Формы работы с родителями
Влияние семьи на становление личности ребенка и развитие его способностей является решающим на начальном этапе – от рождения до младшего школьного возраста. В дальнейшем развитии ведущую роль будут играть специалисты – педагоги, однако семья незаменима в создании психологического комфорта, в поддержании физического и психического здоровья одаренного человека в любом возрасте.
Направления деятельности семьи в развитии и воспитании одаренного ребенка:
- пристальное внимание к особенностям развития ребенка;
- создание благоприятной психологической атмосферы в семье, проявление искренней и разумной любви к ребенку;
- содействие развитию личности ребенка и его таланта;
- повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей в отношении одаренных детей
Формы работы:
- анкетирование родителей с целью получения первичной информации о характере и направленности интересов, склонностей и способностей детей.
- родительское собрание “О талантливых детях, заботливым родителям”.
- памятки-рекомендации, папки передвижки, публикации.
- совместные проекты исследовательской деятельности детей.
Мероприятия, проводимые в рамках реализации программы
1. Диагностика склонностей воспитанников методика А.И Савенкова
«Интеллектуальный портрет».
Все дети, обследованные на выявление склонностей, интересов и способности получают рекомендации для направления в кружковую сеть ДОУ в соответствии с полученными результатами.
2.Опросник для выявления (экспертной оценки) одарённых детей А.А. Лосевой. Данный опросник может быть использован для оценки одарённости дошкольников педагогами, родителями, психологом. Опросник включает характеристики 10 сфер, где дошкольник может проявить способности: интеллектуальной, академических достижений, творческой, литературной, артистической, музыкальной, технической, двигательной, художественной, социальной. Экспертам предлагается оценить по четырёх балльной системе характеристики указанных сфер проявления одарённости. Если какая-то характеристика присуща дошкольнику в наивысшей степени, выставляется 5 баллов; 2 балла – самая низкая оценка. Далее вычисляется средняя арифметическая для каждого испытуемого.
3.Методика «Карта одарённости» разработанная А.И. Савенковым, предназначена для родителей, но может применяться и педагогами. Она позволяет оценить степень развития у ребёнка от 5 до 10 лет следующих видов одарённости: интеллектуальная, творческая, академическая, художественно-изобразительная, музыкальная, литературная, артистическая, техническая, лидерская, спортивная. Методика выполняет две функции:
- Диагностическая. С помощью данной методики можно количественно оценить степень выраженности у ребёнка различных видов одарённости.
- Развивающая. Утверждения, по которым оценивается ребёнок, можно рассматривать как основание для маршрута его дальнейшего развития. Родители могут обратить внимание на то, чего, может быть, раньше не замечали, усилить внимание к тем сторонам, которые им представляются более ценными.
4.Опросник креативности Дж. Рензулли (для детей от 5 лет) в адаптации Е.Е. Туник, состоящий из списков характеристик творческого мышления и поведения, разработан специально для идентификации проявлений креативности, доступных внешнему наблюдению. С работой над опросниками можно быстро (за 10-20 минут) справиться самостоятельно и также самостоятельно произвести подсчёты. Каждый пункт оценивается на основе наблюдений за социальными взаимодействиями ребёнка в окружающей среде (во время игры, во время какой-либо иной деятельности, на занятиях). Данный опросник позволяет провести экспертную оценку креативности дошкольника педагогами, родителями, психологом. По результатам обследования выявляется уровень креативности.
3. Список литературы.
1. Баландина Л.А., Гаврилова В.Г., Горбачева И.А., Захаревич Г.А., Марченко Г.Н., Ничипорюк Е.А., Скрипкина Н.М., Тарасова Н.Е., Чернецкая Л.В., Шабельная Е. А. Диагностика в детском саду. Методическое пособие г. Ростов-на-Дону, 2004.
2. Богоявленская М. “Проблемы одаренного ребенка” ж/л “Обруч” 2005.
3. Бурменская Г.В., Слуцкий В.М.. Одаренные дети 1991. М..
4. Клименко В.В. “Психологические тесты таланта” С-Петербург 1996.
5.Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и в школе 2000. Москва.
6.Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей 1996. Ярославль.
7.Белова, Е. С. «Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать» – М; 1998 г.
8.Доровской, А. И. «100 советов по развитию одаренности детей» – М;1997
9.Программа Л. А. Венгера «Одарённый ребёнок» (основные положения) – 1995 г. Рекомендации по выявлению умственно одаренных детей дошкольного возраста/ под ред. О. М. Дьяченко, Булычевой А. И. – 1996 г.
10.Юркевич, В. С. Одаренный ребенок. – М. 1999.
Интернет-ресурсы:
https://www.childpsy.ru/lib/books/id/8267.php
https://www.koob.ru/savenkov_a_i/savenkov_odarennie_deti
https://www.twirpx.com/file/137257/
Источник
Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся
начальных классов
Пояснительная записка
Одарённые дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; обладают доминирующей активной познавательной потребностью; испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.
Выявление одаренных детей должно начинаться в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие – одно из важнейших аспектов деятельности начальной школы.
Необходимо не только выявлять индивидуальные способности, но и развивать эти уникальные качества и навыки. Организацию учебного процесса необходимо проводить по нескольким направлениям: достижению успехов в обучении, самопознания, индивидуализация и дифференциация обучения. Обучающиеся не должны зацикливаться на оценках, как единственном показателе успеха, потому что при этом снижается самооценка обучающегося и образуется комплекс неполноценности.
Учитель, в свою очередь, должен верить, что каждый его подопечный одарён, но по-своему. И способности, и талант – это понятие индивидуальное. У одних детей есть художественные способности, у других – спортивные, кому-то дан дар слова, а у кого-то хорошо развиты математические способности. Есть дети, способные к анализу, а есть – имеющие склонность к обобщению. Есть прирождённые исследователи, которым часто интересен сам процесс исследования даже больше, чем его объект.
Способности – это совокупность индивидуальных особенностей людей, способствующих достижению успехов в творчестве, учебе, спорте и т.д.
Начальная школа – это период изучения нового, накопление и усвоение знаний. Перед учителем стоит задача: развитие каждой личности и выявление одарённых детей. Для того чтобы понять, в чём силён каждый конкретный ребёнок, необходимо тщательно анализировать особые успехи и достижения учащегося.
Эффективность данной программы способствует активному участию детей в олимпиадах, конкурсах, исследовательских работах.
Целью программы является выявление, обучение, воспитание, развитие и поддержка одарённых детей, повышение социального статуса творческой личности.
Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она дает школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления. Программа призвана помочь учащимся стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.
Задачами данной программы являются:
- обеспечение условий всестороннего развития личности одаренного ребенка на основе его интересов через творческую созидательную деятельность, создание благоприятной социокультурной среды, культурно-информационного пространства, организацию индивидуальной деятельности с одаренными детьми в базовых группах, интеллектуальном предоставление возможности для продуктивной самореализации одаренных детей через интеллектуально-творческие мероприятия разного уровня;
- адаптация одаренных детей к изменяющимся социально-экономическим условиям; воспитание уравновешенного интеллигентного представителя общества, который сможет реализовать свой потенциал исходя из своих интересов;
- «конструирование мотивов», формирование устойчивой мотивации на учебную деятельность у большинства учащихся, стимулирование познавательного интереса;
- учет индивидуальности каждого учащегося, выработка его индивидуальной траектории развития, раскрытие творческого потенциала;
- разработка системы диагностики одаренных детей.
Основными направлениями реализации программы являются:
- создание благоприятных условий для работы с одаренными детьми:
- внедрение передовых образовательных технологий,
- формирование банка данных по проблеме одаренности,
- укрепление материально-технической базы.
- методическое обеспечение работы с одаренными детьми:
- повышение уровня профессионального мастерства педагога,
- организация обмена опытом учителей, работающих с одаренными детьми,
- мероприятия по работе с одаренными детьми:
- участие способных и одарённых детей в мероприятиях различного уровня – школьного, окружного, городского, международного (олимпиады, конкурсы, фестивали, соревнования, выставки).
Реализация цели и задач программы основывается на принципах:
- дифференциации и индивидуализации обучения (высшим уровнем реализации которых является разработка индивидуальной программы развития одаренного ребенка);
- максимального разнообразия предоставляемых возможностей для развития личности младшего школьника;
- свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг;
- возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через кружки, секции, факультативы, клубы по интересам;
- усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися;
- создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя.
Предлагаемые формы работы с одаренными детьми:
- индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм уроков;
- дополнительные занятия с одаренными учащимися, подготовка к олимпиадам, интеллектуальным играм, дискуссии, консультации по возникшим проблемам;
- участие в школьных и районных олимпиадах по предметам (математика, русский язык, окружающий мир, литературное чтение и др.);
- психологические консультации, тренинги, тестирование;
- конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали, спортивные соревнования;
- посещение предметных и творческих кружков по способностям, а также спортивных секций по интересам;
- использование современных средств информации (Интернет, медиатека, компьютерные игры по предметам, электронная энциклопедия);
- создание детских портфолио.
Реализация программы по выявлению и развитию способностей обучающихся рассчитана на четыре года поэтапно:
1 этап – диагностико-организационный включает в себя:
- создание системы диагностики развития одаренности детей в процессе реализации программы;
- изучение контингента учащихся класса с целью выявления типов одаренных детей;
- анализ информации об одаренных детях и условиях их обучения и развития;
- отработка отдельных форм и методов работы с одаренными детьми;
- разработка программ по предметам учебного плана, дополнительного образования и индивидуальных образовательных маршрутов.
2 этап – организационно-практический, этап реализации – связан с непосредственной работой с одаренными учащимися на всех уровнях и во всех указанных выше направлениях. На этом этапе планируется:
- отбор и отслеживание динамики интеллектуальных и творческих показателей каждого ребенка;
- отработка педагогических технологий для индивидуальной и групповой работы с одаренными детьми;
- отслеживание результативности, промежуточная диагностика, сравнительный анализ, коррекция;
- психологическая, педагогическая и социальная поддержка одаренных детей.
3 этап – рефлексивно-обобщающий или итогово-аналитический этап. На этом этапе проводится контроль и анализ хода реализации программы, достигнутых результатов. Предполагается провести:
- сравнительный анализ и обобщение результатов развития одаренных детей;
- мониторинг личных достижений учащихся;
- создание системы работы с одаренными детьми в условиях начальной и средней школы;
- определение проблем, возникших в ходе реализации программы, пути их решения и разработка перспективного плана-программы дальнейшей работы в этом направлении.
Ожидаемые результаты программы:
- Создание банка данных, включающих в себе сведения о детях с различными типами одаренности.
- Разработка и реализация специализированных, индивидуальных и дифференцированных программ поддержки и развития одаренных детей,
- Создание системы взаимодействия с дошкольными учреждениями, начальной и средней школой, учреждениями дополнительного образования, родителями учащихся.
- Использование системы диагностики для выявления и отслеживания различных типов одаренности.
- Обобщение и систематизация материалов педагогической практики.
Прогнозируемые результаты программы:
- Совершенствование и повышение качества знаний и умений обучающихся, умений применять их в нестандартных ситуациях.
- Призовые места или дипломы в муниципальных, региональных, всероссийских олимпиадах и конкурсах.
- Развитие общей эрудиции детей, расширение их кругозора.
- Развитие творческого и логического мышления учащихся.
Оценка результативности осуществляется по системе критериальных признаков, сущность которых сводится к следующему: эффективность программы определяется продуктивностью и качественным ростом каждого одаренного ребенка. То есть, успешность выполнения цели определяется тем, насколько программа повышает для одаренного ребенка шансы вырасти в одаренного взрослого, для которого характерно, во-первых, сформированное понятийное мышление, во-вторых, устойчиво высокая творческая продуктивность, в-третьих, стабильная лидерская позиция.
Критерии | Показатели | Методика изучения |
Самоактуализированность личности | 1.Умение и стремление учащихся к познанию и проявлению своих возможностей. 2. Креативность личности ребенка, наличие высоких достижений в одном или нескольких видах деятельности. 3. Наличие адекватной положительной самооценки, уверенности в своих силах и возможностях. 4. Способность к рефлексии. 5. Мотивационная сфера: учебная мотивация, мотивация интеллектуально-познавательного плана, мотивация общения и поведения. 6. Уровень коммуникативной культуры. |
одаренного ребенка к деятельности, самому себе и окружающим.
|
Удовлетворенность учащихся, педагогов и родителей жизнедеяельностью одаренных детей в школе | 1.Удовлетворенность педагога содержанием, организацией и условиями деятельности в рамках программы. 2. Комфортность, защищенность личности одаренного школьника, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности в школе. 3. Удовлетворенность родителей результатами обучения, воспитания и развития своего ребенка. |
|
Конкурентоспособность одаренных учащихся | 1. Эффективность и качество подготовки одаренных учащихся. 2. Участие обучающихся в смотрах, конкурсах, олимпиадах, конференциях, фестивалях и т.д. 3. Социальный опыт. Содержание и характер дальнейшей деятельности одаренных выпускников. |
данных, их динамика.
|
Примерный план работы по выявлению и развитию способностей обучающихся
№ п/п | Мероприятия |
Изучение нормативных документов и методических рекомендаций. | |
Разработка целостной системы поиска, выявления, отбора, обучения, развития одарённых детей с учетом сохранения здоровья и преемственности. | |
Разработка и подбор диагностических психолого-педагогических методик для выявления одаренных детей. | |
Психологическая диагностика по выявлению одарённых детей. | |
Создание банка данных по одарённым детям. | |
Проведение работы с родителями одарённых детей. | |
Создание условий для работы с одарёнными детьми и подготовки их к конкурсам. | |
Дополнительные занятия обучающихся на платформах «Учи.ру» и «Яндекс. Учебник». | |
Активизация работы по участию детей в международных конкурсах: «Кенгуру», «Русский медвежонок», «Инфознайка», «ЧИП», «Ступеньки», «Лисёнок». | |
Подготовка и проведение предметных школьных олимпиад учащихся 3-4 классов. | |
Анализ критических замечаний и предложений по результатам олимпиад с выработкой рекомендаций. | |
Разработка системы поощрений победителей олимпиад, конкурсов, фестивалей. | |
Подготовка учащихся к городским интеллектуальным конкурсам. | |
Участие в районном конкурсе Веб-проектов. | |
Участие в районных, региональных, всероссийских конкурсах. | |
Анализ критических замечаний и предложений по результатам конкурсов. | |
Участие в предметных неделях. | |
Контроль и организация сети занятий по интересам. | |
Расширение банка методической литературы по работе с одарёнными детьми. | |
Анализ и корректировка результативности и выполнения этапов программы. | |
Педагогическая диагностика по выявлению одаренных детей по учебным предметам. |