Программа развитие ребенка средствами хореографии
Автор: Воеводина Ольга Михайловна, музыкальный руководитель высшей категории МА ДОУ д/с № 167 города Тюмени.
Программа дополнительного образования по хореографии для детей от 5 до 7 лет «Танцевальный серпантин».
Пояснительная записка.
В настоящее время к организации обучения и воспитания детей в ДОУ предъявляют все более высокие требования. Общество хочет видеть будущего школьника полноценным и всесторонне развитым. Поэтому необходимо развивать ребенка многогранно, не останавливаясь не перед какими трудностями.
Наиболее полное раскрытие творческих потенциалов личности дошкольника в ДОУ, определяется через выбор хореографического направления.
Программа «Танцевальный серпантин» ставит своей целью приобщить детей к танцевальному искусству, раскрыть перед ними его многообразие и красоту, способствовать эстетическому развитию дошкольников, привить им основные навыки умения слушать музыку и передавать в движении ее образное содержание.
Данная программа направлена на приобщение детей к миру танца. Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, память и трудолюбие, прививают любовь к прекрасному и способствуют развитию всесторонне-гармоничной личности дошкольника.
Между тем хореография, как никакое другое искусство, обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития. Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка. Он формирует его художественное «Я» как составную часть орудия «общества», посредством которого оно вовлекает в круг социальной жизни самые личные стороны нашего существа.
Обучаясь по этой программе, дети научатся чувствовать ритм, слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения. Одновременно смогут развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность. Занятия танцем помогут сформировать правильную осанку, научат основам этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дадут представление об актерском мастерстве.
Занятия хореографией дают организму физическую нагрузку, равную сочетанию нескольких видов спорта. Используемые в хореографии движения, прошедшие длительный отбор, безусловно, оказывают положительное воздействие на здоровье детей. На занятиях разучиваются различные движения под музыку. Дети учатся ускорять и замедлять движения, непринужденно двигаться в соответствии с музыкальными образами, разнообразным характером, динамикой музыки. В процессе систематических занятий у ребят развивается музыкально-слуховое восприятие. Детям постепенно приходится вслушиваться в музыку для того, чтобы одновременно точно выполнять движения.
Параллельно с развитием музыкальности, пластичности и другими танцевальными качествами, на занятиях по хореографии дети научатся чувствовать себя более раскрепощенными, смогут развивать индивидуальные качества личности, воспитать в себе трудолюбие и терпение.
Танец имеет огромное значение как средство воспитания национального самосознания. Получение сведений о танцах разных народов и различных эпох также необходимо, как и изучение грамоты и математики. В этом и заключается основа национального характера, любовь к своему краю, своей родине.
Программа «Танцевальный серпантин» рассчитана на два года обучения и рекомендуется для занятий детей с 5 до 7 лет. Занятия проводятся в старшей и подготовительной группе 2 раза в неделю. Длительность занятий: старшая группа – 25 мин., подготовительная группа – 30 мин.
Цель – приобщить детей к танцевальному искусству, способствовать эстетическому и нравственному развитию дошкольников. Привить детям основные навыки умения слушать музыку и передавать в движении ее многообразие и красоту. Выявить и раскрыть творческие способности дошкольника посредством хореографического искусства.
Задачи:
- обучающая – научить детей владеть своим телом, обучить культуре движения, основам народного и современного танца, музыкальной грамоте и основам актерского мастерства, научить детей вслушиваться в музыку, различать выразительные средства, согласовывать свои движения с музыкой;
- развивающая – стимулировать познавательные процессы личности ребёнка (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение). Обогатить его эмоционально- волевую сферу. Расширить возможности коммуникативной стороны общения у ребёнка (невербальными средствами коммуникации);
- воспитывающая – повысить двигательную активность и движенческую культуру ребёнка, разнообразить оздоровительную работу в дошкольном учреждении (развитие фигуры, устранение физических недостатков, укрепление всех групп мышц, совершенствование координации движений), обеспечить интерес и любознательность детей, развивать их художественный вкус. Ознакомить ребёнка с этикетом танца.
Специальные знания, умения и навыки являются необходимым средством воспроизведения образа, а не целью данного курса обучения.
В работе педагог использует различные методические приемы:
• показ образца выполнения движения без музыкального сопровождения, под счет;
• выразительное исполнение движения под музыку;
• словесное пояснение выполнения движения;
• внимательное отслеживание качества выполнения упражнения и его оценка;
• творческие задания.
Методические приемы варьируются в зависимости от используемого хореографического материала (игра, пляска, упражнение, хоровод и т.д.), его содержания; объема программных умений; этапа разучивания материала; индивидуальных особенностей каждого ребенка. Все приемы и методы направлены на то, чтобы хореографическая деятельность детей была исполнительской и творческой.
Структура занятия.
Каждое занятие состоит из трёх частей: вводной, основной и заключительной. Каждое занятие – это единое целое, где все элементы тесно взаимосвязаны друг с другом.
I. Вводная часть занятия занимает 5-15% от общего времени. Задачи этой части сводятся к тому, чтобы подготовить двигательный аппарат ребёнка, его нервную систему и создать психологический и эмоциональный настрой.
II. Основная часть занимает 70-85% от общего времени. В этой части решаются основные задачи, совершенствование ранее полученных навыков, идёт основная работа над развёрнутыми композициями. В этой части даётся большой объём знаний, развивающих творческие способности детей.
III. Заключительная часть занятия длится от 3 до 7 % общего времени. Здесь используются упражнения на расслабление мышц, снятие напряжения и излишней эмоциональности. В конце занятия подводится итог, и дети возвращаются в группу.
На шестом году жизни ребенок физически крепнет, становится более подвижным. Успешно овладевает основными движениями, у него хорошая координация движений в ходьбе, беге, прыжках. Совершенствуются процессы высшей нервной деятельности: развивается способность анализировать, обобщать, делать простейшие умозаключения, улучшается произвольная память. Появляются элементы творчества во всех видах детской деятельности.
Учебный план:
Старшая группа.
Виды занятий | Кол-во занятий | Кол-во занятий в неделю | Кол-во занятий в месяц | Кол-во детей в группе |
Вводно-ознакомительные | 4 | 2 | 8 | 15 – 20 |
Экскурсионные | 4 | |||
Образовательно – игровые | 22 | |||
Практические | 38 | |||
Итого-показательные | 4 |
Всего: 72 занятия
Тематический план.
Старшая группа.
(занятия проводятся 2 раза в неделю)
№ п/п | Тематическое планирование. |
1. | Танцевальные движения: 1. Ходьба: – со сменой темпа; – сменой характера; – со сменой направления движений; – в сочетании с другими движениями; 2. Бег: – лёгкий (на месте с продвижением); – поднимая колено высоко вперёд; – бег с захлёстом голени назад; – выбрасывая прямые ноги вперёд. 3. Галоп: – прямой; – боковой; – сольно; – в паре; – в сочетании с хлопками; – с различным положением рук. 4. Прыжки: – высокие; – с акцентом вверх; – с сильно вытянутыми коленями и стопами; – с выбрасыванием ноги вперёд; – с выбрасыванием ноги в сторону; С выбрасыванием ноги назад. 5. Проскоки: – вперёд; – назад; – в сторону – на двух ногах; – на одной ноге. 6. Упражнения для рук, кистей, пальцев: – являются частью разминки; – включаются в танцевальные элементы; 7. Упражнения на ориентировку в пространстве: – по кругу; – колонкой; – «звездочкой»; – «змейкой»; – «воротца»; – по одному (врассыпную); – в паре. 8. Движение головы: Активно вводится практически во все танцевальные элементы, придают законченность движениям и большую выразительность. |
2. | Танцевальные элементы: – простой танцевальный шаг; – приставной шаг с ударом в пол; – переменный шаг; – «ковырялочка»; – «верёвочка»; |
3. | Разминки: «Марш – парад» «Весёлый тренаж» «Наш сосед» «Добрый жук» «Сара барабу» «Аэробика» «Танец утят» |
4. | Танцы: 1.Парные и круговые пляски, праздничные выходы. «Осенний сон» «Дружба крепкая» Краковяк «Зимние забавы» «Ёлочки и зайчики» Кадриль с ложками 2. Сюжетные и характерные танцы. «Пых, пых самовар» «Мухоморы – пареньки» Танец с зонтиками «Дождя не боимся» «Белочки» с орешками Танец Козы с козлятами «Ёлочки» «Снежинки» с платками «Гномики» с фонариками «Гусары и куколки» «Солнышко» с ленточками |
5. | Подготовка к итоговому контрольному занятию. |
6. | Итоговое контрольное занятие. |
ИТОГО: 72 часа |
Оценка деятельности воспитанников даётся на отчётных мероприятиях в рамках программы работы детского сада, проводимых в течение года.
Предполагаемый результат:
По итогам освоения программы планируется достижение следующих результатов:
К концу 1-ого года обучения дети должны знать и уметь:
• проявлять устойчивые музыкально – ритмические навыки;
• овладеть начальной танцевальной памятью;
• слушать и слышать музыку, различно двигаться под музыку;
• самостоятельно исполнять программные танцы;
• показать достаточный уровень исполнительской выразительности;
• ориентироваться в пространстве;
• координировать простейшие танцевальные движения;
• правила поведения в хореографическом зале;
Дети седьмого года жизни имеют достаточно развитые двигательные навыки: они умеют ритмично ходить и бегать; легко, энергично, а также высоко поднимать ноги в коленях; скакать с ноги на ногу; самостоятельно строить круг, расширяя и уменьшая его; двигаться парами по кругу, сохраняя расстояние между парами; выполнять различные движения с предметами и без них; исполнять отдельные танцевальные движения (выставлять ноги вперед на прыжке, делать приставной шаг, с приседанием, полуприседанием, кружиться, продвигаясь вперед), способны передавать игровые образы различного характера.
Учебный план:
Подготовительная группа.
Виды занятий | Кол-во занятий | Кол-во занятий в неделю | Кол-во занятий в месяц | Кол-во детей в группе |
Вводно-ознакомительные | 4 | 2 | 8 | 15 – 20 |
Экскурсионные | 4 | |||
Образовательно – игровые | 22 | |||
Практические | 38 | |||
Итого-показательные | 4 |
Всего: 72 занятия
Тематический план.
Подготовительная группа.
(занятия 2 раза в неделю)
№ п/п | Тематическое планирование. |
1. | Танцевальные движения: 1. Ходьба: – шаги с одновременной работой рук; – шаги с работой корпуса; – шаги с работой головы. 2. Бег: – бег с захлёстом голени назад; – бег с выбросом ног вперёд; – лёгкий бег на полупальцах; – бег с высоко поднятыми коленями; – бег с ускорением; – бег с замедлением; – бег с остановками. 3. Галоп: – по кругу; – по прямой линии; – вокруг себя; – по одному; – парой; – с хлопками; – с притопами. 4. Прыжки: – в различных ритмических комбинациях; – в разных темпах; – на месте; – с продвижением вперёд; – назад; – в сторону; – в двух ног на одну; – с одновременным движениями рук и головы; – в исполнении по одному и в парах. 5. Проскоки: – вперёд; – назад; – в сторону на двух ногах; – на одной ноге; 6. Упражнения для рук: – резкие – мягкие; – короткие – длинные. 7. Упражнения на ориентировку в пространстве: – диагональ; – простейшие перестроения: колонна по одному, по парам, тройкам, по четыре; – «звездочка»; – «корзиночка»; – «ручеек»; – «змейка». 8. Движение головы: Активно вводится практически во все танцевальные элементы, придают закончен-ность движениям и большую выразительность. |
2. | Танцевальные элементы: – простой танцевальный шаг; – приставной шаг с ударом в пол; – переменный шаг; – «ковырялочка»; – «верёвочка»; – припадание. |
3. | Разминки: «Жар – птица» «Горошинки цветные» «Зимние забавы» «Добрый жук» «Маугли» «Рыбка» «Партнёрская гимнастика» |
4. | Танцы: 1.Парные и круговые пляски, праздничные выходы. «Осенние дорожки» «Ярмарка» Берлинская полька «Новогодний экспресс» «Дружба» «Коты и мыши» «Ностальжи» 2. Сюжетные и характерные танцы. «Россиночка – Россия» «Коляда» Танец с балалайками «Увезу тебя я в тундру» «Звёздочки» с фонариками «Снеговики» с метёлками «Пингвины» «Российский Дед Мороз» «Яблочко» «Граница» «Ангел летит» «Мама» «5 февральских роз» «Солнышко» «Не отнимайте солнце у детей» «Аист на крыше» «Зажгите свечи» |
5. | Подготовка к итоговому контрольному занятию. |
6. | Итоговое контрольное занятие. |
ИТОГО: 72 часа. |
Оценка деятельности воспитанников даётся на отчётных мероприятиях в рамках программы работы детского сада, проводимых в течение года.
Предполагаемый результат:
По итогам освоения программы планируется достижение следующих результатов:
К концу 2-ого года обучения дети должны знать и уметь:
• азы партнёрских отношений;
• воспринимать музыкально-танцевальный материал по словесному описанию;
• создавать посредством мимики, пластики, жеста характер и образ героев танца;
• самостоятельно исполнять программные танцы;
• координировать танцевальные движения, ориентируясь в пространстве музыкального зала;
• уметь выполнять танцевальную связку из нескольких элементов под музыку;
• критически оценивать уровень своих исполнительских возможностей;
• правила поведения в хореографическом зале;
• радоваться за успех другого.
Учебно – методическое обеспечение:
– просторное помещение для занятий – зал.
– форма для занятий: Девочки – белые футболки или купальник, юбки, носочки, удобная для занятий обувь – чешки или балетки, волосы хорошо подобраны. Мальчики – белые футболки, чёрные шорты, мягкая обувь – чешки;
– музыкальный инструмент: фортепиано;
– музыкальный центр, аудиоаппаратура;
– СD диски с записями программных танцев;
– реквизиты к танцевальным постановкам;
– костюмы к танцам.
Список используемой литературы:
1. Барышникова Т.К. Азбука хореографии. – СПб., 1996.
2. Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Санкт-Петербург, 2000.
3. Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. Танцевальные движения и комбинации на середине зала. – М.,2004.
4. Гусев Г.П. Этюды. – М., 2004.
5. Звездочкин В.А. Классический танец. – Ростов н/Д., 2003.
6. Каплунова И.М. и Новоскольцева И.А «Праздник каждый день» «Композитор» – Санкт- Петербург, 2007.
7. Каплунова И.М. и Новоскольцева И.А «Этот удивительный ритм» «Композитор» – Санкт- Петербург, 2005.
8. Усова О.В. Развитие личности ребёнка средствам хореографии. Татр Танца для детей 3-6 лет. Авторская программа. – Екатеринбург, 2001.
9. Ткаченко Т. Народный танец. – М., 1975.
10. Белкина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение. – М., 1984.
11. Пуртова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. Учите детей танцевать. – М., 2003.
Источник
Оксана Остапенко
Программа по хореографии для дошкольников
ПРОГРАММА
«Хореография»
ТИП ПРОГРАММЫ: модифицированная
Срок реализации программы: 3 года
Возраст обучающихся: 3-6 лет
Педагог доп.образования: Остапенко Оксана Александровна
г. Славянск-на-Кубани
2016 г.
1. Пояснительная записка.
Танцам отводится особое место в процессе физического воспитания детей младшего возраста, поскольку, являясь выразительным средством обучения, они обеспечивают интенсивную физическую нагрузку, развивают навыки совместных согласованных действий и творческую активность ребят, а также доставляют им большое удовольствие и радость.
По природе своей живой, физически активный характер танца имеет особенную практическую ценность в наши дни, когда неподвижная и малоактивная деятельность стала занимать доминирующее положение в образе жизни детей.
Занятия хореографиейспособствует физическому развитию детей: совершенствуется координация движений, улучшается осанка, повышается жизненный тонус, что создает у ребенка бодрое, радостное настроение и благоприятно сказывается на состояние организма в целом.Под влиянием танца развиваются положительные качества личности ребенка: дети ставятся в такие условия, когда они должны проявить активность, инициативу, находчивость, решительность. Ребенок встречается с богатым разнообразием музыки, радуется тому, что может передать движением свое отношение к музыкальному образу, т. е. можно говорить о становлении творческого воображения. Развивается также и познавательный интерес. Умело подобранные упражнения, игры, пляски воспитывают у детей правильное отношение к окружающему миру, углубляют представления о жизни и труде взрослых, различных явлениях природы.
Таким образом, хореография направлена на воспитание у детей эстетических, физических, нравственных и умственных качеств. Все это возможно только при правильной организации этого процесса, умелом планировании и целесообразном подборе художественного, доступного и педагогически оправданного репертуара.
Цель программы:
– приобщить детей к танцевальному искусству;
– раскрыть рост духовных сил, воспитать художественный вкус и любовь к прекрасному;
– давать возможность детям выражать свои чувства посредством ритмических движений;
– предоставить возможность работать индивидуально, с партнером и в группах, исполняя различные роли;
– сделать занятия увлекательным развлечением, что может оказать существенное влияние на выбор детьми активного образа жизни.
Задачи программы:
В обучении:
-обучить знанию и пониманию элементов движений, повышающих уровень артистического мастерства детей;
– научить движением передавать отношение к музыкальному образу;
– сформировать умение использовать полученные знания в соответственных постановках;
– совершенствовать творческую активность;
– воспитать художественный вкус;
– становления творческого воображения;
– смене ритма, изменению скорости, уровня и направления своих движений.
В развитии:
– развить чувство прекрасного;
– способствовать к творчеству, фантазии;
– развить творческое воображение и познавательный интерес;
– способствовать гармоничному физическому развитию;
– коррекция психофизического развития;
– развитие артистических способностей.
В воспитании:
– развить положительные качества личности ребенка: активность, инициативу, находчивость, решительность;
– способствовать становлению творческого воображения;
– выработать устойчивость произвольного внимания;
– способствовать духовно-нравственному развитию.
Выполнение программырассчитано на 3 года:
1 год обучения – 3 часа в неделю / где час равен 30-35 мин. / – 108 часов в год.
2 год обучения – 4 часа в неделю – 144 часа в год.
3 год обучения – 4 часа в неделю – 144 часа в год.
Количество детей в группе 8-12 человек.
Режим работы:
1 год обучения: 3 раза в неделю – по 1 часу / 30-35 мин. /
2 год обучения: 4 раза в неделю – по 1 часу /30-35 мин. /
3 год обучении: 4 раза в неделю – по 1 часу /30-35 мин. /
Условия приема учащихся:
– желание учащегося;
– согласие родителей;
– заявление родителей;
– добросовестное посещение занятий;
– выполнение требований педагога.
2. Учебно-тематический план.
Учебно-тематический план на 1 год обучения / сентябрь-май/
/ возраст воспитанников – 3 года/
№ Название темы Теоретические Практические Всего часов
1. Вводное занятие – 1 1
2. Разминка и физические упражнения – 18 18
3. Танцевальные игры – 36 36
4. Позиции рук – 6 6
5. Позиции ног – 4 4
6. Танцевальные движения – 8 8
7. Виды шага – 6 6
8. Прыжки, их разновидности – 4 4
9. Тренировка двигательных навыков – 8 8
10. Построение и перестроение – 10 10
11. Понятие о пространстве 1 2 3
12. Постановка танца 4 4
ИТОГО: 1 107 108
Учебно-тематический план на 2 год обучения /сентябрь-май/
/ возраст воспитанников – 4-5 лет/
№ Название темы Теоретических Практических Всего часов
1. Вводное занятие – 1 1
2. Разминка и физические упражнения 1 17 18
3. Партерный экзерсис 1 3 4
4. Позиции рук в народном танце 2 2 4
5. Позиции ног в народном танце 1 3 4
6. Танцевальные игры 3 17 20
7. Парные танцы 1 10 11
8. Построение и перестроение 2 7 9
9. Шаг и его разновидность 1 8 9
10. Виды прыжков 1 1 2
11. Тренировка двигательных навыков – 10 10
12. Танцевальные движения 2 26 28
13. Постановка танца 2 14 16
14. Понятие о пространстве 1 7 8
Итого: 18 126 144
Учебно- тематический план на 3 год обучения /сентябрь-май/
/возраст воспитанников – 5-6 лет/
№ Название темы Теоретические часы Практические
часы Всего
часов
1. Вводное занятие – 1 1
2. Разминка и физические упражнения 1 17 18
3. Партерный экзерсис 1 8 9
4. Классический экзерсис 2 9 11
5. Позиции рук и ног в классическом танце 2 2 4
6. История танцевальных движений 1 1 2
7. Русские народные танцы 2 18 20
8. Современный танец 1 10 11
9. Танцевальные игры 1 17 18
10. Прекрасный мир музыки 2 2 4
11. Постановка танца 20 20
12. Развитие артистизма 1 8 9
13. Танцевальные движения 2 18 20
Итого: 16 128 144
3. Реферативное описание тем.
1 год обучения
№ Название темы и основные тезисы.
1.Вводное занятие:
– игра-знакомство «Давайте познакомимся»
– беседа-диалог «Что такое танец?»
– сказка о «волшебных ручках и ножках»
–«Веселая разминка»
2.Разминка и физические упражнения:
– «Волшебный лес»:
«Ветерок»; «Бурелом»; «Узкая тропинка»; «Широкая тропинка»; «Бабочка»; «Птичка»;
«Большие деревья»;«Маленькие деревья»; «Зайчики»; «Медведи»; «Лиса».
– «Домашние животные»
–«Часики» и т. д.
3.Танцевальные игры:
– «Сундучок»;
– «День-ночь»;
– «Сова»;
– «Барабаны»;
– «Фейерверк»;
– «Маленький мячик»;
– «Воздушный шар»;
– «Делай как я»;
– «Фабрика игрушек»;
– «Быстрый и медленный».
4.Позиции рук:
– понятие о кисти, ладони и пальцах / сказка о пяти братиках, живущих на одной ладошке/;
– кулачок и «поясок»;
– «юбочка»; руки за спиной;
– открытые и закрытые ручки;
– руки вверху, впереди, внизу, в стороны.
5.Позиции ног:
– основная стойка;
– «Узкая дорожка»/ ноги вместе/;
– «Широкая дорожка» /ноги на ширине плеч/;
– на носочках;
– на коленках;
– шестая позиция ног;
– третья позиция ног
6.Танцевальные движения:
– «Козлик»;
– «Веселые ножки»;
– «Поющие ручки»;
– «Пружинка»;
– «Ветерок»;
– «Гусиный шаг»;
– «Моторчики»;
– «Топотушки»;
– «Хлопушки».
7.Виды шага:
– шаг с носочка;
– шаг на носочках;
– шаг на пяточках;
– топающий шаг;
– шаг на всей ступне;
– высокий шаг.
8.Прыжки и их разновидности:
На одной ноге:
– Мячики;
– «Точка»;
– «Часики»;
– «Лесенка»;
– «Заборчик»;
– «Солнышко».
На двух ногах:
– Подскок;
– Прыжки с отбрасыванием ног назад;
– «Качалочка»;
– «Ножницы»;
– «Веселые ножки».
9.Тренировка двигательных навыков:
– понятие: «Держать позу»;
– понятие: «Приготовились»;
– понятие: «Изменить позу»;
– понятие: «Исходное положение».
10.Построение и перестроение:
– «Цепочка»;
– «Хоровод»;
– «Круг»;
– По парам;
– Шеренга;
– Колонна по одному.
11.Понятие о пространстве:
– танцевальный класс;
– «танцпол»;
– четыре точки в классе;
– право и лево;
– зритель;
– танцевальный рисунок.
12.Постановка танца:
– танец «Дружба»;
– танец «Котята»;
– танец «Снежинки»;
– танец «С шарами»;
– парный танец с хлопками.
2 год обучения
1.Вводное занятие:
– игра: «Давайте вспомним» / повторение изуч. материала/
– беседа-диалог «Что такое танец?»
–«Веселая разминка»
2 Разминка и физические упражнения:
– «Волшебный лес»:
«Ветерок»; «Бурелом»; «Узкая тропинка»; «Широкая тропинка»; «Бабочка»; «Птичка»;
«Большие деревья»;«Маленькие деревья»; «Зайчики»; «Медведи»; «Лиса».
– «Домашние животные»
–«Часики» и т. д.
3.Партерный экзерсис:/ разминка на ковриках/
– «Лодочка»;
–«Насос»;
–«Качелька»;
– «Парус»;
– «Лягушка»;
– «Колобок»;
–«Бабочка»;
– «Грибочек»;
– «Часики»;
– «Пловец»;
–«Колечко».
4.Позиции рук в народном танце:
– «Полочка»;
– «Матрешка»;
– «Кушачок»;
– «Фартучек».
5.Позиции ног в народном танце:
– шестая позиция;
– обратная выворотность;
– «Елочка».
6.Танцевальные игры:
– «Сундучок»;
– «День-ночь»;
– «Сова»;
– «Барабаны»;
– «Фейерверк»;
– «Маленький мячик»;
– «Воздушный шар»;
– «Делай как я»;
– «Фабрика игрушек»;
– «Быстрый и медленный».
– «Ручеек»;
– «Хоровод».
7.Парные танцы:
– «Полька»;
– танец с платками;
– «Кадриль».
8.Построение и перестроение:
– колонна по одному;
– колонна по два;
– круг и квадрат;
– с круга на линии.
9.Шаг и его разновидность:
– шаг с носочка;
– шаг на носочках;
– шаг на пяточках;
– топающий шаг;
– шаг на всей ступне;
– высокий шаг;
– «Прогулка»;
-хороводный шаг;
– шаг кадрили.
10.Виды прыжков:
На одной ноге:
– Мячики;
– «Точка»;
– «Часики»;
– «Лесенка»;
– «Заборчик»;
– «Солнышко».
На двух ногах:
– Подскок;
– Прыжки с отбрасыванием ног назад;
– «Качалочка»;
– «Ножницы»;
– «Веселые ножки».
– «Крестик»;
– «Метелочка».
11.Тренировка двигательных навыков:
– понятие: «Держать позу»;
– понятие: «Приготовились»;
– понятие: «Изменить позу»;
– понятие: «Исходное положение».
12.Танцевальные движения:
– «Козлик»;
– «Веселые ножки»;
– «Поющие ручки»;
– «Пружинка»;
– «Ветерок»;
– «Гусиный шаг»;
– «Моторчики»;
– «Топотушки»;
– «Хлопушки».
13.Постановка танца:
– танец с зонтиками;
– «Ромашка»;
– Полька;
– Кадриль;
– танец с платочками.
14.Понятие о пространстве:
– танцевальный класс;
– «танцпол»;
– четыре точки в классе;
– право и лево;
– зритель;
– танцевальный рисунок.
3 год обучения
№ Название темы и основные тезисы
1.Вводное занятие:
– цели и задачи на предстоящий учебный год;
– игра: «Придумай танец» / на основе имеющихся знаний/;
– меры безопасности при занятиях в классе.
2.Разминка и физические упражнения:
– «Волшебный лес»:
«Ветерок»; «Бурелом»; «Узкая тропинка»; «Широкая тропинка»; «Бабочка»; «Птичка»;
«Большие деревья»;«Маленькие деревья»; «Зайчики»; «Медведи»; «Лиса».
– «Домашние животные»
–«Часики» и т. д.
3.Партерный экзерсис:/ разминка на ковриках/
– «Лодочка»;
–«Насос»;
–«Качелька»;
– «Парус»;
– «Лягушка»;
– «Колобок»;
–«Бабочка»;
– «Грибочек»;
– «Часики»;
– «Пловец»;
–«Колечко».
4.Классический экзерсис: / разминка у станка/
– «плие»;
– «пеливе»;
– «батман»;
– «жете»;
– «соте».
5.Позиции рук и ног в классическом танце:
– первая, вторая, третья и подготовительная позиции рук;
– 1,2,3,4,5,6 позиции ног.
6. История танцевальных движений
Русские народные танцы:
– хоровод;
– кадриль;
– перепляс.
7.Современный танец:
– история современного танца;
– основные стили;
– изучение движений;
– постановка танца.
8.Танцевальные игры:
– «Сундучок»;
– «День-ночь»;
– «Сова»;
– «Барабаны»;
– «Фейерверк»;
– «Маленький мячик»;
– «Воздушный шар»;
– «Делай как я»;
– «Фабрика игрушек»;
– «Быстрый и медленный».
9.Прекрасный мир музыки:
– основы нотной грамоты;
– слушание музыки, определение ее характера и темпа.
10.Постановка танца:
– танец «Листопад»;
– «Веселая полька»;
– «Гномики»;
– кадриль;
– хоровод;
– «Веселый перепляс».
11.Танцевальные движения:
– «Козлик»;
– «Веселые ножки»;
– «Поющие ручки»;
– «Пружинка»;
– «Ветерок»;
– «Гусиный шаг»;
– «Моторчики»;
– «Топотушки»;
– «Хлопушки».
4. Формы и виды контроля
Успешное выполнение данной программы возможно при эффективном педагогическом и общественном контроле и осуществляется в различных формах. Усвоение пройденного материала оценивается путем индивидуальных и групповых ответов, типовых поз и движений, выполнения типовых заданий.
Лучшим показателем усвоения материала является участие учащихся в выступлениях. Выступление – самый важный элемент. Наглядная природа физического воспитания позволяет без труда наблюдать и оценивать достижения учеников.
5. Методическое обеспечение программы
1. Танцевальный зал и его оформление.
2. Звукопроизводящая аппаратура, кассеты, диски.
3. Соответствующая форма для занятий и костюмы для выступлений.
4. Участие в мероприятиях.
6.Список литературы:
1. Т. Барышникова «Азбука хореографии». С. Петербург. 1996
2. Т. М. Фисанович «Танцы». Москва. 2000
3. О. В. Иванникова «Классические танцы». Москва 2003
4. Джим Холл «Учимся танцевать» / веселые уроки для дошколят/.
АСТ. Астрель, Москва. 2008
5. З. Я. Роот «Методика преподования танца в детском саду»
/ практическое пособие/ Москва. 2004
Источник