Программа развитие познавательной сферы для ребенка 6 лет
МБДОУ «Детский сад № 103» г. Воркуты
Программа по развитию
познавательной сферы у детей
5-6 лет
Составила:
Педагог-психолог
Программа работы педагога-психолога с группой
Программа
По развитию познавательной сферы детей 5-6 лет
Программа составлена на основе: программы познавательного развития детей 5-6 лет «Вижу, Думаю, Воображаю»
Цель программы: сформировать у детей 5-6 лет умственные действия как средства интеллектуальной деятельности.
Основные задачи программы:
- Стимулировать освоение перцептивных действий и деятельности наблюдения, обеспечивающих формирование информативных образов действительности;
- Обеспечить освоение детьми мнемических приемов;
- Сформировать логическое умения, обеспечивающие познание скрытых связей и закономерностей;
- Содействовать установлению единства мышления и речи в процессе решения познавательных задач;
- Развивать приемы создания образов воображения в разных видах деятельности;
- Развивать знаково-символическую функцию сознания;
- Развивать проблемность, гибкость и критичность мышления.
Планируемые результаты психологической работы в группе:
- Уменьшение количества ошибок у детей при выполнении заданий;
- Уменьшение отвлекаемости, увеличение концентрации внимания;
- Повышение произвольности поведения, развитие волевых качеств: терпения, усидчивости, целеустремленности.
- Осознанность и опосредованность познавательных процессов как показатель становления предпосылок их произвольности.
Сроки реализации программы:
Программа адресована детям 5-6 лет. Она рассчитана на 24 занятия. Проводится 2 раза в неделю длительностью 25 минут и рассчитана на один год.
Содержание программы по разделам (с точно сформулированными темами, с указанием количества часов, отводимых на каждую из них)
Программа включает четыре раздела.
- «Я вижу»- представлено содержание работы у детей перцептивных действий.
- «Я думаю»- описывает содержание работы по развитию предпосылок логических форм мышления.
- «Я запоминаю»- направлен на развитие мнемических приемов.
- «Я воображаю»- содержание работы по фантазированию.
Занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительностью каждого —25 минут с подгруппой детей (6—7 человек). Занятия проводятся в кабинете психолога. В содержание каждого занятия входят:
- развивающие игры;
- этюды;
- упражнения.
- рассматривание рисунков и фотографий;
- чтение художественных произведений;
- рассказ психолога и рассказы детей;
- слушание музыкальных произведений;
- рисование.
Каждое занятие состоит из 3 частей. Они разнообразны по содержанию и доступны детям.
«Я вижу» (темы «Начался ураган», «Элли попала в волшебную страну», «Тотошка разговаривает») вошли игры и упражнения для развития: глазомера, формы, величины, отношения между частями и деталями объектов; для развития навыков зрительного рассматривания, анализа и синтеза; для регулирования своего поведения и деятельности с ориентацией на сборные образы, построенные с использованием сенсорных эталонов.
«Я думаю» (темы «История Льва», «История Железного Дровосека», «История Страшилы») вошли игры и упражнения для развития: видов обобщений, для составления сериационных рядов из 5-7 предметов, для развития сравнения объектов одного рода, но разного вида; для развития классифицирования.
«Я запоминаю» (темы «Элли в опасности», «Не все хорошо, что красиво», «Спасаем Страшилу») вошли игры и упражнения: для развития потребности в правильном и точном воспроизведении информации; запоминания; классификации; обобщение; произвольности внимания; снятие эмоционального и физического напряжения; концентрации внимания слухового внимания.
«Я фантазирую» (темы «Вот он Изумрудный город», «Превращения Гудвина», «Заветные желания») вошли игры и упражнения для развития умения: составлять рассказы и сказки с последовательно развивающимся сюжетом; выразительно отражать свои наблюдения, впечатления в разных видах художественно-изобразительной деятельности; подробно описывать замысел до начала деятельности и точно воплощать его в работе; объединять отдельные изображения в одно в коллективном творчестве; устанавливать самостоятельно ассоциации между предметами; дополнять сюжеты литературных произведений собственными сюжетными линиями.
Список литературы
- Карпова С.И., В.В. Мамаева «Развитие речи и познавательных способностей у дошкольников 6-7 лет», -Речь 2010;
- Короткова Н.А. «Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста»;
- Ушакова О.С. «Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников»- Просвещение 1996;
- Шоакбарова С.И. «Конспекты психолого-педагогических развивающих занятий для дошкольников»- Детство-Пресс 2013
Тематический план занятий
№ | Тема | Кол-во занятий | Цели и задачи | Наименование форм работы, упражнений |
1. | Начался ураган | 2 | Как можно использовать воздушные шарики. Развитие: глазомера, формы, величины, отношения между частями и деталями объектов; для развития навыков зрительного рассматривания, анализа и синтеза; для регулирования своего поведения и деятельности с ориентацией на сборные образы, построенные с использованием сенсорных эталонов. | развивающие игры; этюды; упражнения. рассматривание рисунков и фотографий; чтение художественных произведений; рассказ психолога и рассказы детей; слушание музыкальных произведений; рисование. |
2. | Элли попала в волшебную страну | 2 | ||
3. | Тотошка разговаривает | 2 | ||
4. | История Льва | 2 | Развить: умение обобщать, составлять сериационные ряды из 5-7 предметов, развить умение сравнивать объекты одного рода, но разного вида; Развить умения классифицировать предметы. | развивающие игры; этюды; упражнения. рассматривание рисунков и фотографий; чтение художественных произведений; рассказ психолога и рассказы детей; слушание музыкальных произведений; рисование. |
5. | История Железного Дровосека | 2 | ||
6. | История Страшилы | 2 | ||
7. | Элли в опасности | 2 | Учить: правильно и точно воспроизвести информацию; запоминать; классифицировать; обобщать. Развивать произвольность внимания. Снятие эмоционального и физического напряжения. Концентрировать внимание. Развивать слуховое внимание. | развивающие игры; этюды; упражнения. рассматривание рисунков и фотографий; чтение художественных произведений; рассказ психолога и рассказы детей; слушание музыкальных произведений; рисование. |
8. | Не все хорошо, что красиво | 2 | ||
9. | Спасаем Страшилу | 2 | ||
10 11 | Вот он Изумрудный город Превращения Гудвина | 2 2 | Учить: -составлять рассказы и сказки с последовательно развивающимся сюжетом выразительно отражать свои наблюдения, впечатления в разных видах художественно-изобразительной деятельности; подробно описывать замысел до начала деятельности и точно воплощать его в работе; объединять отдельные изображения в одно в коллективном творчестве; устанавливать самостоятельно ассоциации между предметами; дополнять сюжеты литературных произведений собственными сюжетными линиями. | развивающие игры; этюды; упражнения. рассматривание рисунков и фотографий; чтение художественных произведений; рассказ психолога и рассказы детей; слушание музыкальных произведений; рисование. |
12 | Заветные желания | 2 | ||
Итого занятий | 24 |
Дата составления «31» октября 2016 г.
.
Источник
Программа: «Развитие познавательной сферы у детей 6-7 лет с ЗПР».
Целью данной программы является формирования познавательной сферы у детей 6-7 лет с ЗПР.
Достижение поставленной цели возможно при решении следующих задач:
выявление уровня психического развития ребёнка;
развитие и коррекция мотивации обучения в школе, формирование познавательных и социальных мотивов;
развитие навыков общения друг с другом и окружающими людьми в различных жизненных ситуациях;
развитие и коррекция познавательной сферы: внимания, памяти, мышления, воображения;
формирование и развитие произвольности поведения: умения детей сознательно подчинять свои действия правилу, ориентироваться на заданную систему требований.
Нами были выделены принципы реализации программы:
Доступности, который проявляется в соответствии с возрастом и особенностями данной группы детей.
Принцип системности предполагает проведение занятий по определённому графику (2 раза в неделю).
Единства коррекционных, профилактических и развивающих задач. Занятия с одной стороны корректируют нарушения в психическом развитии ребёнка, с другой стороны, помогают предотвратить ещё возникшие проблемы в отдельных сферах развития личности ребенка 6-7 лет.
Единства диагностики и коррекции. По результатам диагностики психического развития детей формируется группа, с которой проводятся коррекционно-развивающие занятия. Эти занятия на протяжении реализации программы могут выступать диагностическими данными продвижения развития ребёнка.
Учёта возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка. Коррекционно – развивающие занятия программы учитывают особенности познавательного, социального и личностного развития детей с ЗПР. На всех занятиях педагог, психолог, дефектолог ориентируется на ребёнка: его умственные способности, тип темперамента, особенности в сфере общения и другие индивидуальные особенности.
Комплексности методов психологического воздействия. На каждом занятии предполагается использование в комплексе методов психокоррекционного воздействия на ребёнка. Это позволяет охватить все сферы личности ребёнка (личностную, познавательную, социальную).
Принцип закрепления усвоенного. На каждом последующем занятии повторяется и обобщается пройденный материал через вопросы: Что мы делали на прошлом занятии? В какие игры играли?
При затруднениях детям предлагается используемый на предыдущем занятии стимульный материал (продукты деятельности детей, картинки, дидактические игры) Предполагается также повторение игровых упражнений.
Содержание программы
Программа рассчитана на детей 6-7 с ЗПР и включает в себя 2 блока: мотивационный и психокоррекции познавательной сферы.
Мотивационный блок [1]предполагает
помощь детям 6-7 лет в осознании и принятии правил школьной жизни и себя в роли учеников;
формирование у детей 6-7 лет с ЗПР интереса к учебной деятельности;
организация взаимодействия между детьми как предпосылки формирования навыков учебного сотрудничества;
закрепление знания о поведении ребёнка в школе; формирование социальных и познавательных мотивов учения.
Этот блок рассчитан на 8 занятий.
Блок психокоррекции познавательной сферы. Высокое развитие познавательной сферы является основой интеллектуального развития[2]. Динамика развития познавательной сферы у детей 6-7 лет с ЗПР отстаёт от детей нормально развивающихся. Детям с ЗПР сложно устанавливать причинно-следственные связи, производить классификацию, обобщение, анализ; трудности возникают при долгом удержании внимания на каком-либо объекте или задании, также такие дети испытывают трудности к опосредованному запоминанию предметов, к манипуляциям воображаемыми образами.
Поэтому с помощью специальных (коррекционных) упражнений, в данном блоке, осуществляется тренировка всей познавательной сферы. В задачи данного блока входят:
развитие и коррекция мыслительных операций (классификация, сериация, обобщение);
формирование предпосылок к становлению логического мышления; развитие и коррекция памяти, внимания, воображения, восприятии; развитие мелкой моторики;
развитие и коррекция волевой регуляции, произвольности поведения.
Данный блок рассчитан на 12 занятий и предполагает (если это необходимо) отход от их последовательности, ориентируясь в большей степени на динамику, происходящею в психическом развитии ребёнка.
Данная программа включает в себя 20 занятий: проводилась во второй половине дня. На наш взгляд, такое количество занятий и примерно равное распределение по блокам является оптимальным для развития познавательной сферы у детей 6-7 лет с ЗПР: выработке устойчивой познавательной мотивации обучения в школе, развития и коррекции познавательной сферы детей 6-7 лет.
№ | Тема занятия | Исследуемая сфера |
Блок мотивационной готовности | ||
Правила школьной жизни | 1. познакомить детей с правилами поведения в школе; 2. формировать отношение друг к другу как к целостной группе – классу; 3. развивать интерес к учебной деятельности; 4. развивать межполушарное взаимодействие мозга. | |
Правила в школе | 1. практическое освоение правил поведения во время урока, с которыми детьми познакомились на 1 занятии; 2. развивать навыки сотрудничества друг с другом; 3. создавать доброжелательную атмосферу в группе. | |
Школьник и дошкольник | 1.формировать представления у детей о правах и обязанностях школьника и дошкольника; 2. закреплять знания о поведении в школе; 3. корректировать и развивать концентрацию и устойчивость внимания. | |
Для чего ходят в школу? | 1. продолжать формировать представления о правах и обязанностях школьника; 2. формировать навыки учебного сотрудничества; 3. корректировать и развивать концентрацию внимания. | |
Оценка | 1. дать представление детям о школьной оценке; 2. учить давать адекватную оценку продуктам чужой и своей деятельности; 3. формировать навыки учебного сотрудничества; 4. развивать и корректировать процесс волевой регуляции. | |
Учимся работать дружно | 1. формировать навыки учебного сотрудничества; 2. развивать и корректировать мелкую моторику, устойчивость внимания; 3. формировать умение договариваться со сверстниками. | |
Работаем вместе | 1. формировать навыки учебного сотрудничества; 2. создавать доброжелательную атмосферу при взаимодействии; 3. развивать произвольность поведения. | |
Ученик – учитель | 1. формировать положительное отношение к школе и учёбе; 2.развивать навыки взаимодействия друг с другом; 3. развивать активное внимание. | |
Блок психокоррекция познавательной сферы | ||
Моё внимание | 1. развивать устойчивость, концентрацию внимания; 2. развивать произвольность и самоконтроль, объём внимания; 3. учить точно и быстро реагировать на звуковые сигналы; 4. развивать мелкую моторику. | |
Будь внимателен | 1. развивать переключение и концентрацию внимания; 2. развивать произвольность поведения и самоконтроль; 3. развивать мелкую моторику. | |
Что может моё внимание? | 1. развивать произвольность поведения и самоконтроль; 2. развивать концентрацию, объём и переключение внимания; 3. развивать мелкую моторику. | |
Развиваем внимание | 1. развивать произвольность поведения и самоконтроль; 2. развивать концентрацию и объём внимания; 3. развивать мелкую моторику. | |
Моё мышление | 1. развивать и корректировать операции мышления; 2. развивать переключение и концентрацию внимания; 3. развивать мелкую моторику. | |
Учимся думать | 1. развивать пространственное мышление; 2. развивать произвольность поведения и самоконтроль; 3. развивать мелкую моторику. | |
Логические задачи | 1. развивать логическое мышление; 2. развивать произвольность поведения и самоконтроль; 3. развивать мелкую моторику. | |
Хорошо подумай | 1. развивать мыслительные операции: сериацию, анализ; 2. развивать произвольность и самоконтроль; 3. развивать мелкую моторику; 4. формировать умение ориентироваться на образец. | |
Моя память | 1. развивать и корректировать зрительную и слуховую память; 2. развивать произвольность поведения и самоконтроль; 3. развивать мелкую моторику; 4. учить анализировать зрительный образ. | |
Учимся запоминать | 1. развивать и корректировать зрительную память; 2. развивать умение представлять зрительный образ; 3. формировать умение адекватно оценивать продукты своей деятельности; 4. развивать произвольность поведения и самоконтроль; 5. развивать мелкую моторику. | |
Мой помощник -память | 1. развивать и корректировать долговременную зрительную память; 2. развивать произвольность и самоконтроль; 3. развивать мелкую моторику; 4. развивать концентрацию внимания. | |
Всё помним | 1. развивать и корректировать зрительную непроизвольную память; 2. развивать произвольность и самоконтроль; 3. развивать мелкую моторику. |
Рекомендации, необходимые для проведения занятий
Добровольное участие детей.
Продолжительность занятия 30-40 минут.
Учебная и развивающая нагрузка сочетается с отдыхом, релаксацией.
Создание и поддержание в ходе занятия эмоционально-позитивного фона.
Регулярность и эпизодичность занятий – 2 раза в неделю.
Соблюдение санитарно-гигиенических норм (освещенность, проветривание, время проведения).
Каждое занятие включает в себя:
вводную часть: ритуал приветствия; рефлексия своего настроения на начало занятия;
основную часть: 3 игровых упражнения и пальчиковую игру на развитие мелкой моторики;
заключительную часть: рефлексия своего настроения на конец занятия; ритуал прощания. Продолжительность каждого занятия 30-35 минут. Такое построение занятия будет обеспечивать эффективную коррекцию личностных и психических особенностей ребёнка; динамичную смену видов деятельности, что снизит утомляемость; научит рефлексировать своё настроение на занятии и в повседневной жизни.
Выбор данных методов обусловлен особенностями развития детей с ЗПР[3]. Так как у таких детей частично отсутствует речь, то наблюдается и отставание в уровне развития мышления, ограниченность социальных контактов, не способность рассказать о испытываемых ими чувствах, узость кругозора. Пальчиковая гимнастика способствует развитию интеллектуальной сферы, так как речь, мышление и мелкая моторика связаны напрямую. Арт терапевтические методы и ролевые игры позволяют детям выразить свои чувства на бумаге через рисунки, проиграть тревожащие их моменты, жизненные ситуации. Это не травмирует ребенка, способствует повышению самооценки, потому что он берет на себя игровую роль и действует в воображаемом плане, то есть знает, что эту игру в любой момент он может прекратить.
Формы работы: групповая и индивидуальная. В мотивационном блоке предпочтение отдаётся групповым формам работы, что обусловлено задачами данных блоков (формирование навыков сотрудничества с детьми, обучение навыкам построения общения со сверстниками и взрослыми). В блоке психокоррекции познавательной сферы индивидуально – групповым. Если на групповом занятии у ребёнка наблюдаются пробелы в развитии отдельных познавательных процессов, то с ним проводится дополнительно индивидуальная углубленная работа.
К программе разработана рабочая тетрадь. В данной рабочей тетради были представлены различные упражнения разных авторов: Васильевой С.А. , Стребелеой Е.А., Тихомировой Л.Ф., Ольшанской Е.В. (Смотри приложение 2).
При планировании коррекционных занятий учитывались развивающие программы М. Ю. Гаврикова «Коррекционно-развивающие занятия. Развитие познавательной сферы. 1-4 класс», Шевченко С.Г., Бабкина Н.В., Вильшанская А.Д «Дети с ЗПР. Коррекционные занятия в общеобразовательной школе».
С целью повышения эффективности реализации программы в процесс развитие познавательной сферы у детей 6-7 лет с ЗПР включаются все субъекты воспитательно-образовательного процесса: педагоги, родители. Их просвещение осуществляется через проведение консультаций, составление буклетов, информационных листовок, проведение семинаров – практикумов.
К концу реализации программы предполагается, что у ребёнка с ЗПР повысится уровень познавательной сферы: ведущими мотивами станут познавательные и социальные, он получит представления о правилах школьной жизни, возрастёт его интерес к учебной деятельности; повысится его уровень развития познавательных процессов: способность к анализу, обобщению, классификации, сериации, высокой концентрации и переключаемости внимания; сформируется способность к опосредованному запоминанию, становлению предпосылок для словесно-логического мышления. В результате ребёнок сможет в дальнейшем без затруднений обучаться как в специально коррекционном классе, так и в общеобразовательном классе и успешно осуществлять свою учебную деятельность.
[1] Божович, Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. М.:МОДЭК,2007. – 400 с.
[2] Осипова А.А. Общая психокоррекция. Учебное пособие. – М.: Сфера, 2002 – 510 с.
[3] Власова Т.А. Обучение детей с задержкой психического развития. -М.: Просвещение, 1999.-119с.
Источник