Программа развитие интеллектуальных способностей ребенка
Пояснительная записка
В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие интеллекта детей. Развиваются и превращаются в регулируемые произвольные процессы такие психические функции, как мышление, восприятие, память, которые обеспечивают усвоение знаний. Качество усвоения знаний зависит от развития логического мышления, и дальнейшего формирования понятийного мышления в подростковом возрасте.
В 7 – 8 лет ребенок ещё мыслит конкретными категориями. Затем происходит переход к стадии формальных операций, которая связана с определённым уровнем развития способности к обобщению и абстрагированию.
Уже в начальной школе дети должны овладеть элементами логических операций обобщения, классификации, анализа и синтеза, сравнения. Особое внимание учителя должны уделять переходу детей из начальной школы в среднее звено. В среднем звене школы коренным образом изменяются условия учения, более высокие требования предъявляются к интеллектуальному и личностному развитию. В учебной деятельности от школьника требуется не только осмыслить, усвоить отдельные научные термины, но и понять весь объём научных знаний в совокупности. Понимание – это сложный интеллектуальный процесс, который тесным образом переплетается с речевым развитием школьника. Усваивая речевые формы связей между словами в процессе обучения, ребенок в дальнейшем усваивает и их смысловое содержание.
Программа развития интеллектуальных способностей направлена обучить школьников 3-4-х классов умениям выполнять основные мыслительные операции с понятиями, получать знания, применять их в повседневной практике, повысить уровень познавательной сферы, положительную школьную мотивацию. Задания направлены на формирование у школьников умений проводить семантический анализ и понимать общий и переносный смысл слов, фраз и текстов, выделять главные мысли в тексте.
Теоретико-методологическое обоснование
Программа опирается на теорию «Поэтапного формирования умственных действий» П.Я.Гальперина, и теорию психического развития и ведущей деятельности Л.С.Выготского-Б.Д.Эльконина.В теории П.Я. Гальперина об управляемом формировании умственных действий, наиболее полно разработана проблема интериоризации (переноса во внутренний план). При этом внешнее материальное действие, прежде чем стать умственным, проходит ряд этапов. На каждом из этих этапов происходят существенные изменения и приобретаются новые свойства. Принципиально важно, чтобы исходные формы внешнего, материального действия предполагали участие других людей (учителей), которые дают образцы этого действия, побуждают к совместному его использованию и осуществляют контроль за правильным его протеканием. Позже и функция контроля интериоризуется, превращаясь в особую деятельность внимания. Данная теория на практике показала, что, обучая детей приемам мышления, способам решения разнообразных задач, управляя процессом усвоения научных понятий, можно сделать намного более эффективным усвоение школьных предметов в более быстром темпе и на более высоком уровне. Основоположникомдеятельностной теории учения является Л.С. Выготский. Деятельность учения он рассматривал как специфическую деятельность, в которой происходит формирование психических новообразований через присвоение культурно-исторического опыта. Источники развития, таким образом, заложены не в самом ребенке, а в его учебной деятельности, направленной на освоение способов приобретения знаний. Л.С.Выготский выделил два уровня развития ребенка: один уровень он назвал уровнем актуального развития. Другой уровень – «Зона ближайшего развития». Зона ближайшего развития выдвигает положение о том, что обучение должно опережать развитие, забегать вперед. Только такое обучение может быть признано «хорошим», «правильным», так как оно ориентируется на те функции, и тот уровень их сформированности, которые станут определять будущее развитие. Если уровень актуального развития отражает итоги развития, то зона ближайшего развития «характеризует развитие на завтрашний день». Развитие теоретического мышления, то есть мышления в понятиях, способствует возникновению к концу младшего школьного возраста рефлексии, которая, являясь новообразованием подросткового возраста, преображает познавательную деятельность и характер их отношений к другим людям и самим себе.
Цель программы:
- Научить ребенка мыслить,
- Сформировать у детей позитивный настрой к познавательной деятельности,
- Дать знания, умения и навыки, возможности их применения для решения разнообразных задач,
- Развить мотивацию к обучению, рефлексии у детей младшего школьного возраста.
Задачи программы:
1. Формирование знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения мыслительной деятельности, научить детей:
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, слова;
- обобщать;
- классифицировать предметы, слова, числа;
- устанавливать логические закономерности;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
- давать определения понятиям и явлениям;
- определять отношения между предметами типа «род – вид»;
- определять отношения между предметами типа «часть – целое»;
- определять функциональные отношения между предметами;
- развивать речь;
- объяснять и подбирать значения слов (омонимы);
- использовать операции логического мышления для речения задач.
2. Формирование положительного эмоционального фона, учебно-познавательной мотивации обучения.
3. Повысить уровень самосознания учащихся, самооценку;
4. Контроль над развитием интеллектуальных способностей учащихся.
Принципы, на которых осуществляется программа:
1. Принцип развивающего обучения. Данная программа реализуется на основе положения о ведущей роли обучения в развитии ребенка, учитывая «зону его ближайшего развития». Она направлена обучить школьников 3-4 классов умениям выполнять основные операции с понятиями: анализ, сопоставление и объединение по сходным признакам, обобщение и установление разных видов логических связей. Перечисленные операции, являясь способами выполнения мыслительной деятельности, составляют основу для рассуждений и умозаключений, представляющих собой сложные целенаправленные акты мышления. У школьников на занятиях формируются умения проводить семантический анализ и понимать общий и переносный смысл слов, фраз, текстов, выделять главные мысли в тексте – развитие речевого мышления, стимулирование точной речи.
2. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка. Содержание программы построено с учетом развития основных особенностей умственного развития детей, индивидуального подхода к учащимся.
Принцип постепенности. Плавный переход от простых знаний, операций, умений к более сложным (по принципу «спирали»). Каждый тип заданий и упражнений служит подготовкой для выполнения следующего, более сложного задания.
3. Принцип доступности. Максимальное раскрытие перед ребенком механизмов и операций логического и речевого мышления с целью их полного понимания. Использование в заданиях максимально разнообразного материала, относящегося к разным областям знаний и различным школьным предметам.
4. Деятельностный принцип. Занятия проходят на взаимоотношениях сотрудничества, взаимопомощи, соревнований учащихся, которые облегчают усвоение новых мыслительных операций и интеллектуальных действий, способствуют речевому развитию, формированию положительной мотивации к познавательной деятельности. При выполнении заданий, контролируется и оценивается правильность их выполнения, оказывается поддержка и стимулируется активность ребенка.
Формы работы при реализации программы:
При выполнении заданий для повышения учебной мотивации следует использовать различные формы деятельности учеников: фронтальную, групповую и индивидуальную. Задания выполняются в игровой форме, что очень привлекательно для младшего школьника.
Время проведения занятий:
Систематический курс (один раз в неделю) по развитию интеллектуальных способностей учащихся. Количество занятий – 34, продолжительностью по 40 – 45 минут.
Методики и техники для работы:
- создание проблемной ситуации;
- техника поэтапного формирования умственных способностей;
- развивающие игры, упражнения с игровыми формами работы;
- методы групповой работы;
- методы индивидуальной работы.
Структура программы:
Основой обучения является урок. По своей структуре урок делится на вводную, основную и заключительную часть.
I. Вводная часть. Задачей вводной части является создание у учащихся положительного эмоционального фона, интеллектуальной разминки (фронтальная форма работа), которая направлена на тренировку элементарных мыслительных операций, на активизацию мыслительной деятельности. Разминка состоит из вопросов, способных вызвать интерес и рассчитанных на сообразительность, быстроту реакции, которые подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности (загадки, шарады, «хитрые вопросы», логические задачи).
Продолжительность вводной части – 5 минут.
II. Основная часть. Задания составлены с учётом их направленности на осуществление дифференциации познавательных структур для коллективной работы в классе. В системе заданий реализован принцип «спирали», т.е. возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности.
Этапы основной части:
- Развитие вербально-понятийного мышления и речи (работа с понятиями). Учащимся объясняется, какие мыслительные операции будут совершенствоваться в последующих упражнениях. После объяснения основного материала, учащиеся придумывают свои примеры (устно), а затем самостоятельно выполняют задания в тетради.
- Логические поисковые задания (задания на развитие мыслительных операций анализа и синтеза (ребусы, спрятанное слово, кроссворды, змейка, переставь буквы по примеру, найди спрятанные слова в таблице; запиши слово в скобках, которое служит окончанием первого слова и началом второго; решение логических задач; найди девятый рисунок; определи два числа и т.д.)).
- Развитие и тренировка психических процессов памяти, внимания, воображения, пространственных представлений (найди спрятанные слова; запомни слова, фигуры; танграм; найди отражения квадратиков; разверстка фигуры; графический диктант; найди одинаковые кубики, «словесный лабиринт, что больше?» и т.д.). Продолжительность основной части урока – 30 минут.
III. Заключительная часть. Подведение итогов работы. Обсуждение результатов работы и тех трудностей, которых возникли у детей при выполнении заданий, рефлексия.
Продолжительность заключительной части – 5 минут.
Программа рассчитана на 2 года обучения:
- Развитие основных мыслительных операций с понятиями: анализ, сопоставление и объединение по сходным признакам, обобщение и установление различных логических связей (3-й год обучения).
- Формирование умений проводить семантический анализ и понимать общий и переносный смысл слов, фраз и текстов, выделять главные мысли в тексте (4 год обучения).
Для проведения программы рекомендуется использовать:
- методическое руководство для учителя, психолога по проведению занятий (3, 4 классы).
- рабочая тетрадь (3, 4 классы).
Календарно-тематический план программы <Приложение 1>
С некоторыми из разработанных занятий можно познакомиться в приложении 2.
Данная программа прошла апробацию на базе нескольких школ города Алматы в течение 5 лет.
Литература, используемая при составлении программы:
- Агеева И.Д. Новые загадки про слова для всех школьных праздников. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
- Акимова М.К., Козлова В.Т. Психологическая коррекция умственного развития школьников. – М., 2000.
- Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. – М., 2000.
- Афонькин С.Ю. Учимся мыслить логически. Увлекательные задачи на развитие логического мышления. – СПб., 2002.
- Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. – М.: Изд-во «Совершенство», 1998.
- Вахновецкий Б.А. Логическая математика для младших школьников. – М., 2002.
- Винокурова Н.К. Лучшие тесты на развитие творческих способностей. – М., 1999.
- Винокурова Н.К. 5000 игр и головоломок для школьников. – М., 2003.
- Винокурова Н.К. Подумаем вместе. Сборник тестов, задач, упражнений. Кн.1, 3, 4. – М.: РОСТ, Скрин, 1998.
- Воронина Т.П. 100 головоломок, игр, занимательных задач, викторин. – М., 2001.
- Выготский Л.С. Собр. соч. – М., 1984. – Т 4.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М., 1991.
- Зак А.З. Как развивать логическое мышление: 800 занимательных задач для детей 6 –15 лет. – М., 2001.
- Зак А.З. Поиск девятого. Игра на поиск закономерностей для детей 6 –10 лет. – М., 1993.
- Савенков А.И., Савенкова Н.И. Тренируем память. – М., 2000.
- Сухин И.Г. 800 новых логических и математических головоломок. – СПб., 2001.
- Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления. – Ярославль, 1996.
- Тихомирова Л.Ф. Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка. – М., 2000.
- Холодова О.А. Юным умникам и умницам: Развитие познавательных способностей/ Методическое пособие, 3 класс. – М.: Росткнига, 2004.
- Шиманский В.И., Шиманская Г.С. Логические игры и задачи. – Д., 2000.
Источник
Принято: на заседании Педагогического совета МКДОУ «Детский сад №4 «Радуга» (корпус «Ракета») _____2018 г. Протокол № ____ | Согласовано: Заместитель заведующего МКДОУ «Детский сад №4 «Радуга» (корпус «Ракета») ____________ Воронина Л.А. «____»________ 2018 г. | Утверждено приказом заведующего МКДОУ «Детский сад №4 «Радуга» ______________ О.В. Сумченко от ________2018 года № ____ |
Рабочая программа
«Развитие интеллектуальных способностей воспитанников старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр »
муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Радуга» (корпус «Ракета»)
Поспелихинского района, Алтайского края
Составила: Шандер Елена Николаевна
воспитатель высшей квалификационной категории
МКДОУ «Детский сад «Радуга» (корпус «Ракета»)
с. Поспелиха
2018-2020год
Содержание
Пояснительная записка
Актуальность
Цель
Задачи
Продолжительность, участники
Формы организации
Предполагаемые результаты.
Этапы (подготовительный, основной, заключительный)
Перспективное планирование
Сотрудничество с родителями
ПРП
Результативность
Список методического обеспечения
«Математика … выполняет порядок,
симметрию и определённость.
А это важнейшие виды прекрасного»
Пояснительная записка.
Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, организованной взрослым или самостоятельной. Они важны и интересны для воспитанников, разнообразны по содержанию, очень динамичны и включают излюбленные воспитанников манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребенка в моторной активности, движении, помогает воспитанникам использовать счет, контролирует правильность выполнения действий. Принципы, заложенные в основу этих игр – интерес – познание становятся максимально действенными. Значимость развивающих игр для развития дошкольников, их многообразие и возрастная адекватность позволяет использовать их для решения указанной проблемы – развитие интеллектуальных способностей воспитанников дошкольного возраста.
Рабочая программа «Развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр» разработана с учётом особенностей современной системы образования, в соответствии с образовательной программой. Каждое занятие представляет собой комплекс, включающий задания на развитие восприятия, внимания, памяти, мышления и тонкой моторики рук.
Программа рассчитана на 2 года обучения (старшая и подготовительная группы) представляет собой цикл, последовательно выстроенных усложняющихся занятий
Занятия с группой проводятся во второй половине дня 2 раза в неделю, в течение учебного года. Продолжительность занятий 25-30 минут.
Актуальность
Дошкольный возраст – период активного развития познавательной деятельности. В это время происходит становление первых форм абстракции, обобщения и простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитие произвольности восприятия, внимания, памяти, воображения. Одной из проблем дошкольной педагогики является эффективное развитие интеллектуальных способностей дошкольников
Дошкольники с развитым интеллектом легче учатся, быстрее запоминают материал, уверены в собственных силах, легче адаптируются в новой обстановке. Воспитанники с высоким уровнем интеллекта и креативности уверены в своих способностях, имеют адекватный уровень самооценки, обладают внутренней свободой и высоким самоконтролем. Проявляя интерес ко всему новому и необычному, они обладают большой инициативой, но вместе с тем успешно приспосабливаются к требованиям социального окружения, сохраняя личную независимость суждений и действий. Поиск новых путей в развитии интеллектуальных способностей воспитанников старшего дошкольного возраста привёл к решению данной проблемы посредством логико-математических игр.
Вид проекта: долгосрочный.
Участники проекта: воспитанники старшей и подготовительной группы, родители воспитанников, педагоги.
Цель: Создать условия для усвоения интеллектуальных способностей воспитанников старшего дошкольного возраста посредством логико-математических игр.
Образовательные
-Расширить и систематизировать знания детей по разделу ФЭМП;
-Научить образовательной технологии «Цветные палочки Кюизенера»;
Развивающие
-Развивать познавательные процессы: восприятие, память, логическое мышление, внимание, воображение, волю;
-Развивать творческие способности воспитанников;
-Решать самостоятельно проблемные ситуации;
-Научить дошкольников сочетать игровую и практическую деятельность;
– Развитие способности к моделированию и конструированию;
Воспитательные
– Формировать у детей интерес к разнообразной интеллектуальной деятельности;
– Воспитания самостоятельности, инициативы, настойчивости в достижении цели;
Форма организации детской деятельности:
– индивидуально
-группой
-учебно-игровая деятельность (познавательные игры, занятия),
– игровой тренинг.
Методы, используемые для реализации программы:
1. Математические развлечения:
– игры на плоскостное моделирование
– игры головоломки,
– задачи-шутки,
– кроссворды,
– ребусы.
2. Дидактические игры:
– сенсорные;
– моделирующего характера;
– специально придуманные педагогами для обучения детей.
3. Развивающие игры – это игры, способствующие решению умственных способностей. Игры основываются на моделировании, процессе поиска решений использованиепалочек Кюизенера
4.Художественое слово.
Чтение математических рассказов и стихотворений.
Практические методы:
Реализация через разные виды деятельности:
НОД
Игровая
Художественно-речевая
Досуг
Срок реализации – 2года (сентябрь 2018год – май 2020год)
Предполагаемые результаты:
– Развивают зрительную и слуховую память, внимание и мышление – пространственное и логическое;
– Формируют первоначальные математические представления;
– Закрепляют основы логического мышления;
– Учатся сравнивать, обобщать, выделять, размышлять;
– Развивают познавательные интересы;
– Проявляют индивидуальные способности;
– Приобретают навыки самостоятельности и общения со сверстниками;
Этапы реализации проекта:
I этап
1. Изучение уровня знаний старших дошкольников.
2. Определение методики педагогической диагностики.
3. Подбор методической литературы.
4. Подбор художественной литературы, мультимедийного материала по данной теме.
5. Подбор материалов, пособий, атрибуты для дидактической, игровой деятельности.
6. Разработка конспектов занятий, развлечений, досуга.
7. Составление перспективного плана мероприятий.
II этап Основной
1.Опробирование перспективного плана мероприятий
IIIэтап Заключительный
1.Мониторинг математического развития воспитанников
2.Презентация проекта «Палочки Кюизенера» для воспитателей ДОУ и родителей
При условии реализации , ожидаем следующие результаты по областям интеграции:
Социально-коммуникативное развитие: приобщение к общепринятым нормам взаимодействия со сверстниками и взрослыми, объективное оценивание своих возможностей, способность преодолевать трудности.
Познавательное развитие: развитие психических процессов у воспитанников: внимания, памяти, мышления, воображения, речи. Расширение кругозора воспитанников, сенсорное развитие.
Речевое развитие: развитие словаря воспитанников, умение понятно и социально-приемлемыми способами выражать свои чувства, желания и мнения. Чтение, разучивание и обсуждение художественных произведений в ходе предварительной работы.
Художественно-эстетическое развитие: развитие продуктивной деятельности воспитанников.
Физическое развитие: формирование правильной осанки при выполнении работы, формирование желания заботиться о своём здоровье, выполнение разминок и физкультминуток
Перспективное планирование образовательной работы 1 год обучения
Месяц | Формы работы | ||
с воспитанниками | с педагогами | взаимодействие с родителями | |
Сентябрь | Знакомствос палочками Кюизенера Д/и «Найдите, такую же фигуру, как эта по цвету» (с показом, без показа). Д/и « Волшебный мешочек». Д/и «Что изменилось». Д/и «Найди и покажи» | Анкетирование родителей. Определение позиции родителей о необходимости внедрения инновационной технологии | |
Октябрь | НОД №1 «Разноцветные заборы» («Спрячь игрушку») НОД № 2 «Мосты через реку» (коллективное). Д/и «Найди не такую». Д/и «4-й лишний». Д/и «Продолжи ряд». Д/и «Строим дорожки» | Презентация и участие в районном конкурсе проектов «Играем и развиваемся» | Консультация для родителей «Как мы работаем с палочками Кюизенера» |
Ноябрь | НОД №3 «Какие лесенки умеет строить Зайка» НОД № 4«Путешествие в Страну Цветных чисел» Д/и «Найди пару». Д/и «Второй ряд». Д/и «Подбираем ленточки к фартучкам» | Наглядная консультация «Развивающие игры-как средство интеллектуального развития» | |
Декабрь | НОД № 5 «Сказка о натуральном ряде» Игра-занятие № 6 «Три котёнка» Д/и «Клад». Д/и « Игра с одним обручем». Д/и «Чего не хватает». Д/и «Игра с двумя обручами» Д/и «Дом и мебель для матрёшки» | Консультация «Сложна ли работа с палочками Кюизенера» | |
Январь | № 7 «Переполох» НОД №8 «Тимошка-озорник» Знакомство с карточками с изображенными свойствами. Д/и «Кто быстрее соберет». Д/и «Заселим в домики».(2 признака) Д/и «Белочка и Ёжик идут на день рождения» | Наглядная консультация «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера». | |
Февраль | НОД№9 «Оле-Лукое» НОД № 10 «Винни-Пух и его друзья» Д/и «Переводчик». Д/и «Художник». Д/и « На свою веточку». Д/и «Путешествие на поезде» | Провести КВН среди педагогов (развивающие игры) | Родительское собрание «Развитие интеллектуальных способностей с помощью палочек Кюизенера» |
Март | НОД №11 «Весёлый счёт» НОД № 12 «Соседи» Д/и «Кто хозяин». Д/и «Игра с двумя обручами». Д/и «Твой любимый цветок | Проведение обучающих семинаров «Разноцветные палочки. Играем в детском саду и дома». | Совместный альбом с зарисовками придуманных из палочек изображений или сюжетов, сказок. «Научи меня, мама!» «Папа может всё!» |
Апрель | НОД № 13 «Лесные мастера» Игра-занятие № 14 «Полёт на необитаемую математическую планету» Д/и «На свою веточку». Д/и «Заселим в домики».(3 признака) Д/и «Как разговаривают числа?» | Открытое занятие «Путешествие в сказку Гуси-лебеди» | |
Май | Повторение НОД Д/и «Волшебный мешочек». Д/и «Художник». Д/и «Игра с Винни-Пухом» КВН среди старших воспитанников «Путешествие в страну математики» | . | Просмотр видео на собрании «Наши достижения в математике» |
Перспективное планирование образовательной работы 2 год обучения
Месяц | Формы работы | ||
с воспитанниками | с педагогами | взаимодействие с родителями | |
Сентябрь | «Улица разноцветных палочек» (дом белой, черной, синей семейки) 1 «Улица разноцветных палочек» (дом красной, желтой семейки) Игра «Какой фигуры не стало?» | Анкетирование родителей. Определение позиции родителей о необходимости внедрения инновационной технологии | |
Октябрь | «Измерь дорожки шагами» «Узнай длину ленты» «Измеряем разными мерками» Д/и «Продолжи ряд». Д/и «Строим дорожки» | Фотовыставка «Как мы работаем с палочками Кюизенера» | |
Ноябрь | «Для вас девочки», «Это Вам мальчики» Д/и «3 ряд». Д/и «Ленточки для кукол» | Наглядная консультация «Развивающие игры-как средство интеллектуального развития» | |
Декабрь | «Портрет, коврик, автобус трактор» «Цветок, бабочка, троллейбус, грузовая машина» Д/и «Какой фигуры не хватает». Д/и «Игра с 3 обручами» | Консультация «Сложна ли работа с палочками Кюизенера» | |
Январь | «Птичка, собачка, корабль, самолет» « Горка, коврик для кошки, кран, экскаватор» Д/и «Заселим в домики».(4-5 признака) Д/и «Медведь и зайчик идут на день рождения» | Наглядная консультация «Развивающие игры дома ». | |
Февраль | «Математические действия с палочками» «Палочки можно складывать» «Палочки можно вычитать» Д/и «Повар». Д/и « На свой стульчик». Д/и «Путешествие на автобусе» | ||
Март | «Деление целого на части»«Цифры» Д/и «Игра с 3 обручами». Д/и «Твоё любимое дерево» | Проведение обучающих семинаров «Разноцветные палочки. Играем в детском саду и дома». | Наглядная консультация «Подготовка к школе» |
Апрель | «Выкладываем с помощью палочек. Буквы» Выложи из палочек (человек, дружок, заяц, медведь) Выложи из палочек (лодка, подводная лодка, лодка с флажком, ракета) Д/и «На свой стульчик». Д/и «Заселим в домики».(4 признака) Д/и «Как разговаривают цифры?» | Открытое занятие | |
Май | Повторение НОД Д/и «Волшебный мешочек». Д/и «Повар». Д/и «Игра с Винни-Пухом» КВН среди старших воспитанников «Путешествие в страну математики» | . | Просмотр видео на собрании «Наши достижения в математике» |
Предметно – развивающая среда
Уголок «Занимательной математики»:
– Настольно-печатные игры по математике;
-Мелкие конструкторы и строительный материал с набором образцов;
-Геометрические мозаики и головоломки;
-Занимательные книги по математике;
– Тетради на печатной основе с математическими заданиями для самостоятельной работы;
-Тетрадь в крупную клетку;
-Простой карандаш, набор фломастеров, ручка шариковая;
-Линейка и шаблон с геометрическими фигурами;
-Счетный материал;
– Набор цифр;
-Наборы палочек Кюизенера;
– Художественная литература.
Результативность:
-Расширились и систематизировались знания воспитанников по разделу ФЭМП;
-Научились использовать игры с помощью цветных палочек Кюизенера и повысило интерес к образовательной деятельности ;
-Развились познавательные процессы: восприятие, память, логическое мышление, внимание, воображение, волю;
-Развились творческие способности воспитанников;
-Решают самостоятельно проблемные ситуации;
-Научились воспитанники сочетать игровую и практическую деятельность;
– Развились способности к моделированию и конструированию;
– Сформировались у воспитанников интерес к разнообразной интеллектуальной деятельности;
– Воспитали самостоятельность, инициатива, настойчивость в достижении цели.
Методическое обеспечение
1. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы в соответствии ФГОС , Мозаика-Синтез, 2014.
2.Попова Г. П., В. И. Усачёва. Занимательная математика: Материалы для занятий и уроков с дошкольника и младшими школьниками. – В.: Изд. «Учитель», 2011.
3.Занимательная математика. Материалы для занятий и уроков с дошкольниками и младшими школьниками. – М.: Учитель, 2011
4.Носова Е.А., Непомнящая Р.Л. Логика и математика для дошкольников. – М.: Детство-Пресс, 2010.
5.Михайлова З.А., Носова Е.А. Логико-математическое развитие дошкольников. – Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013
6..В.П. Новикова, Л.И. Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кюизенера»
7. Л.Д. Комарова «Как правильно работать с палочками Кюизенера?»
8.www.maam.ru
Источник