Программа ранней комплексной диагностики уровня развития ребенка

(Методика Л. И. Аксеновой, А. А. Дисеева, И. Ш. Тюриной, Е. В. Шкадаревич)

Вводные замечания. Методический материал предна­значен для проведения систематизированного комплексно­го диагностического обследования детей первых месяцев и лет жизни из групп медицинского, генетического и социального риска отставания в развитии.

Программа ранней комплексной диагностики уровня развития ребенка от рождения до трех лет разработана коллективом Л. И. Аксеновой в рамках московской город­ской экспериментальной площадки на базе ДОУ№ 1678

г

. Москвы. Программа адресована специалистам психоло­го-медико-социальных центров, психолого-медико-педа­гогических консультаций, реабилитационных центров и центров планирования семьи, служб ранней помощи и групп для детей раннего возраста в дошкольных образо­вательных учреждениях. И конечно, родителям малышей. Всем тем, кто осознает важность своевременной диагнос­тики и стремится (как можно раньше) определить откло­нения в развитии детей, чтобы в полной мере осуществить комплекс необходимых развивающих, оздоровительных и реабилитационных мероприятий.

Программа позволяет решить следующие задачи:

• оценить уровень психофизического развития ребенка, учитывая индивидуальные сроки созревания отде­льных функциональных систем;

• оценить влияние факторов медицинского и социаль­ного риска на развитие ребенка;

• прогнозировать индивидуальный образовательный маршрут ребенка.

Цель исследования. Выявление детей младенческого и раннего детского возраста с отставаниями психического

развития.

Порядок работы и обработка результатов. Структура «Программы ранней комплексной диагностики уровня развития ребенка от рождения до трех лет» состоит из трех блоков.

1. Социальный блок представлен в форме Социального паспорта семьи (Приложение 1). Он предполагает определение социального статуса семьи, в том числе изучение жизнедеятельности и качества жизни семьи и включает социально-бытовой, социально-средовой и социально-экономический аспекты. Сюда относятся анализ бытовых условий проживания, уровень мате­риального благополучия, диагностика внутрисемейных отношений и оценка педагогической компетентности родителей. Результаты диагностики обобщаются и представляются в виде заключения, в котором отраже­ны значимые аспекты диагностики микросоциума.

2. Медицинский блок представлен в форме таблицы с заключениями врачей разных специальностей (Приложение 2) и базируется на общих принци­пах медицинской диагностики с учетом этиологии, структуры ведущего нарушения, а также специфики осложняющих его расстройств. Он предполагает ана­лиз медицинской документации, включающий сбор данных о течении беременности и родов, о раннем психомоторном развитии ребенка, а также заключения врачей: психоневролога, офтальмолога, отоларинголо­га, эндокринолога, терапевта, кардиолога, ортопеда. Содержание заключений вышеперечисленных специа­листов может внести коррективы в процедуру оценки ребенка (например, исключить какие-либо задачи), а также повлиять на выводы об уровне развития ребенка.

Данные медицинского обследования обобщаются и представляются в виде заключения об оценке психо­неврологического, соматического и антропометрического статуса ребенка.

3. Психолого-педагогический блок представлен набором диагностических таблиц для обследования детей (Приложение 3). Этот блок содержит диагностику реального уровня развития ребенка. Психолого-педа­гогическая диагностика составлена на основе анализа литературных источников и практического опыта формирования нормативных показателей развития по основным функциональным областям:

1. Слуховое восприятие (для самых маленьких).

2. Зрительное восприятие (для самых маленьких).

3. Сенсорное развитие.

4. Движения общие.

5. Движения рук.

6. Предметная деятельность.

7. Речевое развитие.

8. Самообслуживание.

9. Социальное развитие.

Основополагающим критерием оценки уровня сфор­мированности функции является представление о том, что процесс созревания биологической структуры организма ребенка как базиса для оцениваемых умений и навыков имеет сугубо индивидуальный темп. Сроки созревания могут быть очень вариативны в силу множества факто­ров, определяющих рост и развитие детского организма. Задержанное или опережающее развитие в раннем возрасте может иметь решающее значение для проектирования определенного объема помощи. Понимание этого дает возможность не «маркировать» ребенка как отстающего или «вундеркинда». Естественно, вариативные рамки должны укладываться в директивные сроки, допустимые для формирования той или иной функции. Кроме того, процесс созревания функции определяется количествен­ными и качественными изменениями от момента ее по­явления в недифференцированном виде и до момента ее полноценного становления. Таким образом, представляется целесообразным привязывать момент появления функции не к определенному возрасту, а к периоду, ограниченному 2—3 месяцами.

Срок появления той или иной функции определяется как фактический возраст, который может коррелировать с возрастом па паспорту, а может иметь тенденцию, как к ретардации, так и к акселерации. Акселерация и ретардация, в свою очередь, могут быть как общими, распространяющи­мися на все функциональные области, так и парциальными, в пределах одной или нескольких областей.

Психолого-педагогический блок является ведущим в структуре «Программы ранней комплексной диагности­ки уровня развития ребенка от рождения до трех лет», так как данные, полученные в результате реализации именно этого блока, служат базисом для составления индивидуальной программы абилитации ребенка, а также для формирования индивидуального образовательного маршрута впоследствии. Он представлен двумя видами диагностических таблиц.

Первый вид таблиц включает основные показатели психомоторного развития ребенка по ведущим линиям развития: для детей в возрасте от рождения до 12 ме­сяцев — зрительное восприятие, слуховое восприятие, развитие общих движений, развитие движений рук, манипулятивная деятельность, развитие речи, формирование навыков самообслуживания, социальное развитие.

Второй вид таблиц включает соответствующие основ­ные показатели развития навыков и умений для детей в возрасте от одного года до трех лет — сенсорное развитие, развитие общих движений, развитие речи, формирование навыков самообслуживания, формирование игровой де­ятельности, предпосылок к продуктивной деятельности, эмоциональное развитие.

Таблицы снабжены комментариями, в которых рас­крывается способ выявления у ребенка обследуемого умения, а также представлен диагностический материал, используемый при обследовании.

Источник

РАННЯЯ ДИАГНОСТИКА ОТКЛОНЕНИЙ В РАЗВИТИИ

относится к периодам новорожденности, младенчества и раннего детства, то есть к возрасту от рождения до 3 лет. В этом возрасте происходит наиболее интенсивное формирование и созревание основных морфологических структур мозга, что обуславливает сензитивность психики в плане развития ряда важнейших психологических функций и особенную ее чувствительность к внешнему воздействию.

В то же время адаптационные механизмы организма ребенка еще слабы и неустойчивы, поэтому многие биологические вредности, например, детские инфекции или черепно-мозговые травмы, могут вызывать серьезные отклонения в общем и психическом развитии. В раннем возрасте необходим особый подход к диагностике развития и наибольшее значение имеет медицинская диагностика с целью выявления повреждений сенсорных органов, опорно-двигательного аппарата, ЦПС. Важно, что проявление отклонений в развитии, не связанные с сенсорными дефектами, нельзя оценивать однозначно: как и неврологические симптомы они мало специфичны, мало дифференцированы и могут входить в различные симптомокомплексы. Именно поэтому в раннем возрасте значительно затруднена дифферентациальная диагностика недоразвития речи, легкой степени умственной отсталости и задержки психологического развития. Психолого-педагогическая симптоматика этих отклонений в раннем возрасте пока разработана недостаточно.

В комплексную диагностику развития в раннем возрасте входят прежде всего показатели нервно-психологического развития. Диагностику развития детей 1-го года жизни проводят ежемесячно, что связано с гетерохропностью и быстрым темпом развития на этом этапе. Внутри каждого возрастного периода выделяются ведущие линии развития, и именно их характеристика диагностируется прежде всего. На каждом этапе имеются три уровня развития: то, что развивается сейчас, то есть ведущие; то, что развивалось раньше и создавало предпосылки для развития, а сегодня закрепляется, например, соответственно хватательные движения и манипулирование; то, что сейчас только появляется, а развитие получит позже, то есть предпосылки будущего, более сложного. Диагностика проводится по показателям, соответствующим возрасту, если они отсутствуют, проверяют показатели предыдущего возрастного периода. В результате выделяется фактический уровень развития по каждой линии. Особенно важно увидеть отставание в первые три месяца жизни, так как они с большой точностью прогнозируют задержку форм правления функций к 12 месяцам и даже в дошкольном возрасте. На протяжении всего детства важно знать, по какой линии наблюдается наибольшая глубина отставания или наибольшее опережение, что является прогнозом на отдаленное будущее.Одним из важных показателей интеллектуального развития на первом году жизни является обучаемость.

Показатели эффективности обучения – в том, что ребенок первого полугодия жизни может сначала воспринимать и воспроизводить, затем воспринимать, запоминать и воспроизводить, а в последней четверти 1-го года – воспринимать, запоминать, понимать и воспринимать.

В психодиагностике умственного развития Стребелева предлагает учитывать параметры поведения и деятельности ребенка в процессе выполнения им диагностических заданий, имеющих в основе предметно-манипулятивные действия вспомогающих определенные виды помощи. Методика разработана для детей второго-третьего года жизни и показывает реальные достижения ребенка, сложившиеся в ходе воспитания и обучения. Основными параметрами оценки познавательной деятельности детей раннего возраста предлагается принятие считать задания, способы его выполнения, обучаемость в процессе обследования, отношение результата к своей деятельности. Принятие задачи – это согласие ребенка выполнить предложенное задание. При этом ребенок может проявлять интерес либо к игрушкам, либо к общению со взрослым. Способы выполнения задания : самостоятельное выполнение, выполнение при помощи взрослого (то есть возможно диагностическое обучение), самостоятельно после обучения. Адекватность действий определяют их соответствие условиям данного задания, диктуемым характером материала и требованиями инструкции. Наиболее примитивные способы – действие силой или хаотичное, выполнение во всех случаях означает значительное нарушение умственное нарушение ребенка. Обучаемость обучается только в пределах заданий, рекомендуемых для детей данного возраста. В процессе обследования ребенку предлагается следующие виды помощи: выполнение действий по подражанию с использованием жестов, с речевой инструкцией. На уровне элементарного подражания ребенок может усвоить от взрослого способ выполнения, действуя одновременно с ним. Количество показа способов не должно превышать больше трех, а речь взрослого должна служить указателем цели данного задания и оценивать результативность действия ребенка. Обучаемость, то есть переход от неадекватных действий к адекватным, свидетельствуют о потенциальных возможностях ребенка. Отсутствие обучаемости в некоторых случаях может быть связано с грубым снижением интеллекта или с нарушениями эмоционально-волевой сферы. Отношение деятельности и ее результату для нормально развивающихся детей характеризуется заинтересованностью и эмоциональными реакциями. При нарушениях интеллектуального развития, как правило, имеется безразличное отношение и к деятельности и к результату.

Программа позволяет решать следующие задачи: Оценить уровень психофизического развития ребенка, учитывая индивидуальные сроки созревания отдельных функциональных систем; Оценить влияние факторов медицинского и социального риска на развитие ребенка; прогнозировать индивидуальный образовательный маршрут ребенка.

Программа состоит из трех блоков:

Социальный блок представлен в виде социального паспорта семьи, в котором определяется ее социальный статус – социально-бытовой, социально-средовой, социально-экономический;

Медицинский блок представлен в виде таблицы с заключениями врачей разных специальностей и базируется на общих принципах медицинской диагностики с учетом этнологии, структуры ведущего нарушения, а также специфика осложняющих его расстройств;

Психолого-педагогический блок содержит набор диагностических таблиц для обследования детей и нацелен на диагностику реального уровня развития ребенка.

Тема: «Ранняя диагностика детей с отклонениями в развитии»

На современном этапе особое значение и актуальность приобретает проблема ранней диагностики из – за наметившейся тенденции роста числа детей с отклонениями в развитии, испытывающих вследствие этого трудности в обучении.

По данным статистики, в Российской Федерации число детей с проблемами в развитии среди новорождённых составляет 74%, из них детей с нервно – психическими нарушениями 67%. Отмечается определённая динамика: стремительно увеличивается число детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте до 3-х лет (35,5% от общего числа детей с нарушениями в психофизическом развитии).   Система раннего выявления и ранней специальной помощи призвана оказывать психолого-педагогическую поддержку детям с отклонениями в развитии, их родителям и специалистам. Ее функционирование в масштабах всей страны обеспечит каждой семье возможность своевременной, а именно ранней медико-психолого-педагогической диагностики развития ребенка, определения его специальных психологических и образовательных потребностей, создаст условия для эффективного преодоления или коррекции отклонений в развитии ребенка с первых дней жизни.

Группа американских учёных проводила исследования с годовалыми детьми, которые не откликаются  на своё имя. Учёные предполагают, что пониженная способность детей реагировать на своё имя – это поведенческая реакция детей, которым впоследствии ставят диагноз «аутизм». А официальный диагноз ставится в 3 – 4 года. Существует ряд методических разработок отечественных ученых (Е.М. Мастюкова, Е.А. Стребелева, Н.Н. и др.), представляющих систему ранней диагностики и психолого-педагогической помощи детям раннего возраста.

Работая  учителем – дефектологом, я использую в своей работе методики обследования А.А. Катаевой, Е.А. Стребелевой для детей с нарушением интеллекта старшего и младшего возраста, содержащие задания на исследование уровня развития внимания, восприятия, мышления, речи. Например, при выполнении задания «Разбор и складывание пирамидки» ребёнком 3-4 лет выявляется возможность моделирования с учётом величины, наличие и характер соотносящих действий, ведущая рука, согласованность действий обеих рук. А при выполнении ребёнком старшего возраста задания «Составление рассказа по сюжетной картинке» выявляется уровень развития монологической речи, словарный запас.

       В заключении хочется отметить, что наличие ранней, комплексной помощи ребенку позволяет эффективно компенсировать отклонения в психическом развитии, « сгладить » имеющиеся недостатки и проблемы в развитии, а в ряде случаев даже устранить их, обеспечив тем самым полноценное развитие ребенка.

Литература

1. Проект «Программа создания единой государственной системы раннего выявления и специальной помощи детям с отклонениями в развитии» Министерство образования РФ

2. «Проблема дифференциальной диагностики детей с отклонениями в развитии» Фатихова Л. Ф.  «Психология и педагогика:  методы и проблемы практического применения» Под общей редакцией С.С.Чернова.

3. «Ребёнок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция» Мастюкова Е. М. Москва, просвещение, 1992

4. «Дошкольная олигофренопедагогика» А. А. Катаева, Е. А. Стребелева, Москва, «Владос», 1998.

5. «Основные проблемы ранней диагностики и ранней коррекции нарушений развития», Дефектология, 1995

6. «Психологические проблемы диагностики аномального развития детей», Москва, 1989.

7. «Настольная книга педагога – дефектолога» Ростов – на – Дону», Феникс, 2005.

8. «Изучаем, обучая» С.Д. Забрамная, Т.Н. Исаева, Москва, 2002.

Источник

Ранний период развития ребенка от рождения до трех лет выделяется в онтогенезе человека как наиболее значимый этап процесса становления основных нервно-психических функций. Особенностью центральной нервной системы новорожденного является ее значительная морфологическая и функциональная незрелость по сравнению с организмом взрослого. Дальнейшее ее развитие будет происходить в послеродовом периоде, причем большая длительность периода постнатального созревания имеет определенный смысл: в чрезвычайной неприспособленности новорожденного заложена основа гибкой дифференцированной адаптации к условиям среды, возможность безграничного обучения не только в детстве, но и на протяжении всей жизни. В постнатальном развитии нервной системы имеет равнознач­ное значение как нарастание массы мозгового вещества, так и образование и дифференциация межней­ронных связей. В формировании интермодальных и интромодальных связей огромную роль играет актив­ное взаимодействие ребенка с окружающим миром, которое наиболее полно осуществляется лишь при помощи взрослых.

В первые годы жизни ребенок проходит путь от су­щества беспомощного к человеку мобильному, социально активному. Именно в раннем детстве происходит усвоение важнейших компонентов общечеловеческого опыта, являющегося фундаментом дальнейшего развития: закладываются основы психической деятельности, эмоций, мотивационно-потребностной сферы, идет подго­товка к самостоятельному хождению, к речевой деятельности. Дефицит контактов с окружающим миром в этот период развития пагубно отражается на дальнейшем развитии психической деятельности.

Раннее детство – наиболее значимый этап с точки зрения психолого-педагогического воздействия. В свя­зи с этим исключительно важное значение приобретает ранняя дифференцированная диагностика отклонений в развитии. В случае поврежденного или дефицитарного развития ребенка ранняя диагностика даст возмож­ность максимально раннего начала коррекционно-педагогической работы, что является залогом успешного фор­мирования компенсаторных механизмов, коррекции первично нарушенных психических и моторных функ­ций при обратимых дефектах, профилактики вторичных отклонений в развитии. Причиной тому является необычайная пластичность мозга в раннем возрасте, его чрезвычайная восприимчивость к внешним воздействи­ям. Благоприятное сочетание компенсаторных возможностей организма в раннем возрасте с компетентно по­добранными программами медицинской коррекции и коррекционно-педагогической работы могут в значитель­ной мере, а иногда и полностью, нейтрализовать действие первичного дефекта на ход психофизического раз­вития ребенка, будут являться мощными факторами профилактики детской инвалидности.

Отправной точкой коррекционно-педагогической работы является комплексное пролонгированное обследование ребенка. В ходе такого обследования выявляется наличие факторов медицинского, генетического и социального риска, происходит функциональная идентификация, определяется фактический уровень психофизи­ческого развития ребенка.

Систематизированное диагностическое обследование с упорядоченной фиксацией результатов служит базисом для организации командной работы специалистов, так как оно позволяет не только выявить латентные отклонения от нормативных показателей, но и проследить взаимосвязь между формированием отдельных функциональных областей развития. Таким образом, координация работы специалистов различного профиля происходит с учетом индивидуальных специфических нарушений у ребенка, позволяет прогнозировать дальнейший план действий, служит основой для определения содер­жания, форм и методов «раннего обучения».

Комплексное обследование индивидуальной струк­туры нарушений развития предполагает определение степени первичного дефекта, характеристик патологических синдромов, сопутствующих заболеваний, сома­тического состояния ребенка, характера влияния социальных факторов на уровень его развития. Причем социальные факторы играют определяющую роль в картине развития. Л.С. Выготский показал в своих исследованиях, что эта закономерность проявляется как при наличии здоровья, так и при отсутствии его. Про­блема патогенных воздействий социальной среды имеет особое значение в раннем возрасте, так как из-за незрелости мозга приводит к выраженным отклонениям психофизического развития. Вредные факторы, на­рушающие взаимодействие ребенка с социумом, осо­бенно в первые дни и месяцы жизни, тормозят, де­формируют процесс созревания мозга, патологически влияют на функционирование сложной системы межа­нализаторных связей. Разделение в структуре дефекта симптомов болезни и проявлений дизонтогенеза имеет большое значение для дифференциации методов меди­каментозной коррекции и психолого-педагогических мероприятий, направленных на профилактику вторич­ного дефекта, возникающего вследствие взаимодействия ребенка с неадекватной средой. Поэтому непреходящее значение в процессе ранней комплексной диагностики имеет социальный блок.

Не менее важным в процессе обследования ребенка раннего возраста является медицинский блок, относящийся к компетенции врача-клинициста. В процессе ме­дицинской диагностики выявляется структура ведуще­го нарушения и осложняющих его расстройств, специфика течения данного патологического процесса, уста­навливается клинический диагноз с учетом этиологии, патогенеза, преимущественной локализации поражения или задержки созревания центральной нервной системы. Определяется психоневрологический, соматический и антропометрический статус ребенка, прогнозируются сроки и методы медицинской коррекции (от срочного хирургического вмешательства до пролонгированного восстановительного лечения). На сегодняшний день имеется достаточное количество диагностического материала, разработанного как отечественными, так и за­рубежными авторами. В одних случаях диагностичес­кий материал представляет собой перечень норматив­ных показателей развития по отдельным функциональ­ным областям (Е.М. Мастюкова, Е.А. Стребелева Программа ранней педагогической помощи «Малень­кие ступеньки» и др.). В других — предлагается обоб­щенная схема обследования уровня развития ребенка в определенный возрастной период (Г.В. Пантюхина, К.Л. Печора, Э.Л. Фрухт, В.Н. Ярыгин Мюнхенская функциональная диагностика и др.).

Необходимо отметить, что отдельные отечественные методики ранней диагностики и оценки нервно-психи­ческого развития отражают лишь общий алгоритм раз­вития, последовательность и сроки формирования фун­кций. Однако они не учитывают индивидуальных осо­бенностей созревания любой анатомо-физиологической системы, в рамках которых опережение или отставание в становлении какой-либо функции рассматривается не как отклонение от нормы, а как специфическая особен­ность индивидуума.

Психолого-педагогический блок, относящийся к ком­петенции специалистов из области специальной педаго­гики и психологии, представляет собой диагностику актуального уровня развития ребенка по основным фун­кциональным областям методом тестирования. Анализ результатов комплексного диагностического обследо­вания позволяет сделать необходимые организационные и научно-практические обобщения, отраженные в графической диаграмме.

Подробное изучение результатов диагностического об­следования ребенка является определяющим моментом в формировании педагогической компетентности родителей. В условиях раннего выявления отклонений в развитии ребенка и соответственно раннего начала стимулирующе­го воздействия трудно переоценить роль родителей в пе­дагогическом процессе. Педагогическая деятельность ро­дителей как параспециалистов позволяет с максимальной эффективностью решать задачи индивидуального обуче­ния ребенка при условии активного участия разных специалистов (врачей, педагогов, психологов).

«Программа ранней комплексной диагностики уровня развития ребенка от рождения до трех лет» разрабо­тана коллективом сотрудников под руководством Л.И. Аксеновой.

Программа позволяет решить следующие задачи:

■оценить уровень психофизического развития ребенка, учитывая индивидуальные сроки созревания отдельных функциональных систем;

■оценить влияние факторов медицинского и социального риска на развитие ребенка;

■прогнозировать индивидуальный образовательный маршрут ребенка.

Структура «Программы ранней комплексной диаг­ностики уровня развития ребенка от рождения до трех лет» состоит из трех блоков (рис. 16):

Рис. 16. Структура ранней комплексной диагностики развития ребенка.

1. Социальный блок представлен в форме социально­го паспорта семьи. Он предполагает определение социального статуса семьи, который включает изучение жиз­недеятельности и качества жизни семьи и подразделяет­ся на социально-бытовой, социально-средовой и социаль­но-экономический аспекты. Сюда относятся анализ бы­товых условий проживания, уровень материального бла­гополучия, диагностика внутрисемейных отношений и оценка педагогической компетентности родителей. Ре­зультаты диагностики обобщаются и представляются в виде заключения, в котором отражены значимые аспек­ты диагностики микросоциума.

2. Медицинский блок представлен в форме таблицы с заключениями врачей разных специальностей и бази­руется на общих принципах медицинской диагностики с учетом этиологии, структуры ведущего нарушения, а также специфики осложняющих его расстройств. Он предполагает анализ медицинской документации, вклю­чающий сбор данных о течении беременности и родов, о раннем психомоторном развитии ребенка, а также зак­лючения врачей: психоневролога, офтальмолога, отола­ринголога, эндокринолога, терапевта, кардиолога, ор­топеда. Содержание заключений вышеперечисленных специалистов может внести коррективы в процедуру оценки ребенка (например, исключить какие-либо за­дачи), а также повлиять на выводы об уровне развития ребенка. Данные медицинского обследования обобща­ются и представляются в виде заключения об оценке психоневрологического, соматического и антропометри­ческого статуса ребенка.

3. Психолого-педагогический блок представлен на­бором диагностических таблиц для обследования детей. Содержанием этого блока является диагностика реаль­ного уровня развития ребенка. Психолого-педагогичес­кая диагностика составлена на основе анализа литера­турных источников и практического опыта формирова­ния нормативных показателей развития по основным функциональным областям:

1. Слуховое восприятие (для самых маленьких).

2. Зрительное восприятие (для самых маленьких).

3. Сенсорное развитие.

4. Движения общие.

5. Движения рук.                              

6. Предметная деятельность.

7. Речевое развитие.

8. Самообслуживание.

9. Социальное развитие.
Основополагающим критерием оценки уровня сфор-

мированности функции является представление о том, что процесс созревания биологической структуры орга­низма ребенка как базиса для оцениваемых умений и навыков имеет сугубо индивидуальный темп. Сроки со­зревания могут быть очень вариативны в силу множе­ства факторов, определяющих рост и развитие детского организма. Задержанное или опережающее развитие в раннем возрасте может иметь решающее значение для проектирования определенного объема помощи. Пони­мание этого дает возможность не «маркировать» ребен­ка как отстающего или «вундеркинда». Естественно, ва­риативные рамки должны укладываться в директивные сроки, допустимые для формирования той или иной функции. Кроме того, процесс созревания функции оп­ределяется количественными и качественными измене­ниями от момента ее появления в недифференцирован­ном виде и до момента ее полноценного становления. Таким образом, представляется целесообразным привя­зывать момент появления функции не к определенному возрасту, а к периоду, ограниченному 2-3 месяцами.

Срок появления той или иной функции определяет­ся как фактический возраст, который может коррелировать с возрастом по паспорту, а может иметь тенден­цию как к ретардации, так и к акселерации. Акселе­рация и ретардация, в свою очередь, могут быть как общими, распространяющимися на все функциональ­ные области, так и парциальными, в пределах одной или нескольких областей. Психолого-педагогический блок является ведущим в структуре «Программы ран­ней комплексной диагностики уровня развития ребен­ка от рождения до трех лет», так как данные, полу­ченные в результате реализации именно этого блока, служат базисом для составления индивидуальной про­граммы абилитации ребенка, а также для формирова­ния индивидуального образовательного маршрута впос­ледствии. Он представлен двумя видами диагностичес­ких таблиц.

Первый вид таблиц включает основные показатели психомоторного развития ребенка по ведущим линиям развития: для детей в возрасте от 0 до 12 мес. — зри­тельное восприятие, слуховое восприятие, развитие об­щих движений, развитие движений руки, манипулятивная деятельность, развитие речи, формирование навы­ков самообслуживания, социальное развитие. Второй вид таблиц включает соответствующие основные показатели развития навыков и умений для детей в возрасте от 1 года до трех лет — сенсорное развитие, развитие общих движений, развитие речи, формирование навыков самообслуживания, формирование игровой деятельности, предпосылок к продуктивной деятельности, эмоциональное развитие.

Организация ранней комплексной диагностики уров­ня развития ребенка от рождения до трех лет включает 2 основных этапа: подготовительный и операционный.

1.  Подготовительный этап содержит:

■диагностику социального статуса семьи;

■диагностику соматического и психоневрологического статуса ребенка.

2.  Операционный этап предусматривает:

■организацию процедуры обследования ребенка специалистом-дефектологом с учетом нижеизложенных
требований к ее проведению;

■заполнение по результатам обследования психолого-педагогического блока;

■составление профиля развития ребенка.

Для получения объективного представления об уров­не развития ребенка важно создать оптимальные усло­вия при организации процедуры обследования.

Требования к проведению процедуры обследования следующие: учет целей и задач обследования; учет вне­шних факторов, оказывающих непосредственное влияние на результат обследования; учет временных факторов; учет состояния ребенка в момент обследования; учет поведения родителей во время обследования.

Помещение, где проводится обследование, должно быть достаточно просторным и изолированным от посторонних воздействий. Следует продумать расположе­ние места обследования. Пеленальный стол или высокий детский стул с рабочей поверхностью должен быть расположен таким образом, чтобы к нему был доступ как минимум с трех сторон. Он должен находиться в наиболее теплом месте помещения, чтобы раздетый ре­бенок не испытывал дискомфорта, а также должен быть хорошо освещен. Для обследования ребенка в возрасте от 7 мес. кроме пеленального стола необходим высо­кий стул со столом. Для ребенка 2-3 года жизни ис­пользуются детский столик и два стульчика. Ребенок и экспериментатор располагаются напротив друг дру­га. Родитель при этом может сидеть рядом с малышом, а если ребенок взволнован, держать его на руках. В от­дельных случаях педагог может привлекать родителя к процессу обследования в качестве помощника. Про­цедура оценки уровня развития ребенка может быть организована как в условиях семьи, так и в условиях медико-психолого-социального центра, психолого-ме­дико-педагогической консультации (ПМПК), службы медико-социальной экспертизы, дошкольного учреж­дения. Домашнее обследование зачастую бывает более информативным, так как ребенок.не испытывает стресса от незнакомой обстановки. Если его обследуют в уч­реждении, то ему необходимо дать некоторое время (20-30 мин) для адаптации. В это время, когда к ребенку не предъявляют никаких требований, очень эффектив­но наблюдение его поведенческих реакций, оценка сти­ля общения родителя и малыша.

Большое значение для получения надежных и как можно более объективных данных имеет состояние ре­бенка при обследовании. Сонливость, усталость, плохое самочувствие окажут негативное влияние на результа­ты обследования и будут способствовать получению не­достоверной картины.

Оптимальное время обследования — через 1,5-2 ч пос­ле кормления. Существует большая вероятность, что именно в этот промежуток времени ребенок будет сыт, бодр и работоспособен.

Наблюдение за ребенком проводится в ситуации об­щения с педагогом, с родителями, со сверстниками, в са­мостоятельной игровой деятельности. В процессе наблю­дения целесообразно вести протокол, фиксируя в нем все эмоциональные и поведенческие реакции ребенка, а так­же реплики или поступки окружающих (детей и педаго­гов), вызвавшие эти реакции. Наблюдение за ребенком наиболее информативно, если оно проводится не менее 2-3 раз. Оценку развития ребенка следует начинать с заданий, соответствующих его паспортному возрасту, а в случае недоношенности — биологическому возрасту. Воз­раст ребенка 1—3 лет оценивается «с недостатком», т. е. округляется в сторону уменьшения до величины, при­сутствующей в таблице (ребенка в возрасте 1 г. 4 мес. оцениваем по графе 1 г. 3 мес.). В том случае, если ребе­нок не в состоянии выполнить задания, предлагаются задания, рассчитанные на предыдущий возраст. Полу­ченные результаты сопоставляются с данными развития отдельных функций в норме. Для того чтобы определить, какому возрасту соответствует развитие функциональной области в целом, следует найти среднее значение по об­следованным показателям данной функциональной об­ласти. Для этого суммируются значения верхних границ нормы сформированности функции и полученное значение делится на количество показателей. Полученный ре­зультат может совпадать с паспортным возрастом ребен­ка, превышать его или оказаться меньше.

На основе полученных средних значений по всем фун­кциональным областям составляется профиль развития. Профиль развития является показателем уровня акту­ального развития ребенка, а также фокусирует ведущее нарушение в картине развития. При развитии, соответ­ствующем возрастной норме, профиль представляет со­бой прямую линию. При задержанном или искаженном развитии профиль отражает наиболее проблемные зве­нья в развитии ребенка.

Заключительным этапом обследования является про­гнозирование развития ребенка и выбор стратегии кон­струирования его индивидуальной программы об?