Программа раннего вмешательства в развитие ребенка
поведение младенец ранний вмешательство
Принципы организации программ раннего вмешательства. Одними из наиболее важных черт программ раннего вмешательства являются семейно-центрированность и групповой, командный принцип работы ее сотрудников.
Семейно-центрированность. Результаты исследований в области младенчества, взаимодействия младенца и матери, семей младенцев с риском отставания в развитии привели к осознанию необходимости разрабатывать программы, направленные не только на детей, но и на семьи, в которых происходит их развитие, или по крайней мере на диады «мать–младенец». Обобщение множества данных о влиянии качества раннего взаимодействия на формирование привязанности младенца и матери и последующее социально-эмоциональное развитие и формирование личности ребенка привело к созданию семсйно-центрированных программ раннего вмешательства, ориентированных на организацию первичного социального окружения ребенка, на взаимодействие матери и младенца.
В настоящее время общепризнано, что программы обслуживания детей с особыми потребностями должны концентрировать свое внимание не только на ребенке, но и на всей семье, учитывать, что семья является наиболее важным, оказывающим решающее влияние на рост и развитие ребенка окружением. Персонал служб раннего вмешательства работает в партнерстве с людьми, окружающими ребенка не только дома, но и в других местах, а программа направлена на поддержку и поощрение матери или другого ухаживающего за младенцем человека.
Акцентирование внимания на семье привело профессионалов раннего вмешательства к необходимости выработки стратегии и процедур оценки семьи. Цели оценки семьи в пределах программ раннего вмешательства близки тем, которые обычно устанавливаются для оценки ребенка:
* определить потребности и сильные стороны семьи;
* установить адекватные кратковременные и долговременные цели;
* выявить службы вмешательства, определить направления оценки эффективности программы.
Очевидно, что развитие адекватных стратегий оценки семьи потребует от профессионалов раннего вмешательства знакомства с проблемами развития семьи в такой же степени, как они знакомы с проблемами развития ребенка, введения в состав персонала профессионалов по работе с семьей.
Наиболее эффективными считаются программы раннего вмешательства, которые имеют возможность реализации широкого диапазона семейно-центрированного обслуживания. Наиболее часто обслуживание состоит из следующих элементов:
а) обеспечение информацией;
б) поддержка и выработка рекомендаций;
в) включение в программы образования или обучения;
г) помощь в организации взаимодействия родителя и ребенка;
д) помощь в использовании возможностей других организаций.
Одним из наиболее существенных положений семейно-центрированного подхода к обслуживанию младенцев групп риска является то, что родители и другие члены семьи входят в команду раннего вмешательства, считаются важными членами, становятся центральными фигурами в процессе определения слабых и сильных сторон ребенка и семьи, разработки и последующей реализации индивидуального плана обслуживания. Таким о6разом, содействие развитию младенцев групп риска проводится через поддержку функционирования семьи как первичного окружения ребенка путем включения членов семьи в командную работу профессионалов и их участия на каждом из этапов семейно-центрированного раннего вмешательства.
Командная работа сотрудников. Обычно используются три модели организации групповой, командной работы сотрудников программы раннего вмешательства, описанные в литературе как мультидисциплинарная, междисциплинарная и трансдисциплинарная. Мультидисцпплинарная модель подразумевает, что члены команды представляют различные дисциплины и работают непосредственно с ребенком или семьей независимо друг от друга, исполняя свою роль и обязанности практически без взаимодействия и пересечения профессиональных границ. Слабой стороной такого подхода считается отсутствие совместных наблюдений, недостаточное взаимодействие и, как следствие, неполное использование возможностей профессионалов. Особенно очевидным это становится при необходимости более полной оценки и представления профиля развития ребенка, понимания его сильных и слабых сторон.
В отличие от предыдущей модели работа членов междисциплинарной команды проходит в условиях установленных каналов взаимодействия и характеризуется большей степенью координации и интеграции обслуживания. На этапе оценки уровня развития ребенка они могут проводить как отдельное, каждый в своей области, так и совместное обследование. Интерпретация и интеграция информации, определение диагноза проводятся на совместной встрече и основываются на результатах работы каждого члена команды. В результате группового обсуждения определяют цели и направления работы и разрабатывают план вмешательства, включая рекомендации в каждой из областей развития ребенка. Когда команда, а не отдельный профессионал, ответственна за проведение обследования, формулирование диагноза и разработку плана вмешательства, по крайней мере один из членов команды должен иметь опыт интегрирования результатов обследования в различных областях. В зависимости от потребностей ребенка и семьи члены команды могут выполнять обязанности ведущего групповое обсуждение попеременно.
На этапе проведения раннего вмешательства специалисты работают обычно отдельно друг от друга; координация обслуживания и контакт с семьей поручаются социальному работнику. Наряду с высоким уровнем квалификации в своей области одним из основных требований к члену междисциплинарной команды является отход от позиции узкого видения в рамках одной дисциплины в сторону знакомства с работой в других областях. Приоритетами становятся знакомство с навыками и вкладом в групповую работу других сотрудников, развитие навыков межличностной коммуникации, желание высокого уровня сотрудничества и способность к компромиссу для эффективного функционирования всей команды. Очевидно, что для организации междисциплинарной модели требуется не только подбор по областям и объединение под одной крышей представителей различных дисциплин, не только их активное обучение навыкам групповой работы, не только теоретические знания и индивидуальный опыт переживания взаимоотношений в группе, но и обращение особого внимания на мероприятия но сохранению команды, поддержанию ее в рабочем состоянии, на возможности разрешения внутригрупповых конфликтов.
Отличительной чертой трансдисциплинарной модели является пересечение профессиональных границ, заключающееся во взаимозаменяемости профессионалов в исполнении ролей и обязанностей, возможности обучения друг друга, передачи членами команды информации, знаний и навыков работы одному из своих коллег. В этом случае, в силу расширения функциональных возможностей, каждый профессионал может действовать в качестве лидера команды, проводить оценку уровня развития ребенка в нескольких областях, определять слабые и сильные стороны ребенка и семьи и при соответствии специализации основной потребности ребенка выступать в качестве исполнителя индивидуального плана обслуживания. В случае необходимости остальные члены команды могут консультировать обслуживающего семью профессионала.
Трансдисциплинарная модель командной работы позволяет более гибко встроить терапевтическое вмешательство в жизнь семьи и ребенка, она не исключает индивидуального обслуживания со стороны других специалистов, однако в данном подходе это используется менее часто. Считается, что компетентность членов трансдисциплинарной команды во многих областях позволяет обслуживать больше семей, решать задачи раннего вмешательства меньшим числом люден п что данная модель является более оптимальной по сравнению с мульти- и междисциплинарной организацией работы команд профессионалов. В то же время для организации эффективной трансдисциплинарной работы, обучения профессионалами друг друга, консультирования и обсуждения случаев требуется дополнительное рабочее время.
Программы раннего вмешательства США. В 1986 г. на основании результатов значительного числа исследований в различных областях развития детей Конгресс США пришел к заключению, что для уменьшения вероятности отставания в развитии и повышения способности семей удовлетворять особые потребности детей от рождения до трех лет из групп медицинского, генетического и социального рисков необходимо развивать всестороннюю, скоординированную, многодисциплинарную, межведомственную программу служб раннего вмешательства. Службы раннего вмешательства – это службы развития, действующие при общественном наблюдении, бесплатно для семьи (за исключением некоторых специально оговоренных случаев), созданные для удовлетворения потребностей развития детей. Раннее вмешательство включает в себя такие области, как:
* всесторонняя система обнаружения младенца с отставанием или риском отставания в развитии, предполагающая раннюю идентификацию;
* скрининг и направление в места обслуживания;
* определение уровня развития младенца;
* тренинг и консультации семьи, визиты домой;
* специальное образование;
* речевая патология и аудиология;
* адаптация младенца к окружающей среде и организация адекватной потребностям младенца окружающей среды ;
* развитие движения ;
* психологическая служба;
* социальная работа;
* координация всех достижимых источников обслуживания ребенка и семьи;
* медицинское обслуживание, которое входит в программы раннего вмешательства только в целях диагностики и оценки младенца;
* вспомогательный уход за ребенком.
Раннее вмешательство проводят прошедший адекватное обучение и получивший соответствующую квалификацию персонал, представители различных дисциплин, включая специальных преподавателей, психологов, социальных работников, патологов языка и речи, аудиологов, профессионалов в области развития движения, адаптации к окружающей среде, специалистов по питанию, врачей, медицинских сестер. От персонала требуются знание типичного и нетипичного развития детей младенческого и раннего возраста, умение проводить оценку уровня развития, разрабатывать и осуществлять программы терапевтического вмешательства для детей от рождения до трех лет в различных областях развития. В дополнение к этому сотрудники программы должны уметь работать с семьями и для улучшения обслуживания быть способны поделиться результатами работы с родителями и коллегами. Требования к системе служб раннего вмешательства предполагают всестороннее повышение квалификации персонала, супервнзню и мониторинг персонала и программы, выстраивание единой линии ответственности и администрирования программы, идентификацию источников финансирования, создание банка данных.
Основным документом, регулирующим проведение раннего вмешательства, является индивидуальный план обслуживания семьи, разрабатываемый командой профессионалов совместно с родителями. План содержит данные о потребностях ребенка и семьи, включая информацию об уровне развития ребенка в различных областях. В нем приводятся направления обслуживания и для каждого направления конкретные мероприятия, требуемые для удовлетворения отмеченных потребностей. В плане указываются данные о сотрудниках, принимающих участие в реализации программы, выделяется сотрудник, профессиональная направленность которого наиболее соответствует потребностям ребенка и семьи и который координирует выполнение индивидуального плана обслуживания. По согласованию с семьей указываются место (посещение семьей учреждения и/или визиты домой), частота и длительность встреч сотрудников программы и семьи, виды и методы обслуживания, предполагаемая длительность программы. Утверждаются процедуры, критерии и периодичность оценки результата. По мере реализации в план вносятся даты встреч с ребенком и семьей и основные достигнутые результаты.
Центральным этапом реализации программы является проведение мероприятий и процедур раннего вмешательства. В своем большинстве социально-педагогические программы обслуживания ребенка и семьи основаны на использовании специально создаваемых для этих целей руководств (ситси1ит). В каждом руководстве описаны этапы развития и умения, которыми должен овладеть ребенок в младенческом и раннем возрасте. В руководствах приведены цели и задачи, стоящие перед специалистом в области раннего вмешательства, и спланированная последовательность обучающих и способствующих развитию ребенка действий. Большинство из них включают в себя описание развития и программы действия в познавательной, социальной, эмоциональной областях, в области развития языка и речи, крупной и мелкой моторики, самообслуживания. В основном руководства разрабатываются на основании точки зрения, что дети с особыми потребностями проходят те же этапы развития, что и нормально развивающиеся дети. Среди наиболее распространенных можно выделить «Руководство Портейдж» и руководство, созданное в Университете штата Северная Каролина. В то же время созданы руководства для детей определенных групп риска, например с отставанием в двигательном развитии, с синдромом Дауна, сенсорными нарушениями.
По окончании программы раннего вмешательства сотрудники должны предусмотреть организационные, социальные и психологические мероприятия, способствующие более легкому переходу ребенка и семьи в следующую программу. Для большинства детей с особыми потребностями и их родителей смена окружения является стрессовым фактором, успешное преодоление которого возможно при планировании перехода и совместной работе сотрудников раннего вмешательства, членов семьи и персонала следующей программы.
Источник
Юлия Богданова, эксперт программы “Уверенное начало”* — специально для “Социального навигатора”
Два года назад правительством России была принята концепция развития ранней помощи на период до 2020 года. Сегодня на ее основе предпринимаются первые шаги для развития услуг ранней помощи на территории РФ. Пока вся надежда семей с детьми на то, что в отдельных регионах есть подобные сервисы, организованные преимущественно при поддержке благотворительных фондов.
В мире программы раннего вмешательства существуют более 30 лет, их эффективность проверена многочисленными исследованиями. Страны на национальных уровнях прикладывают усилия, чтобы такие программы были максимально качественными и доступными для их маленьких граждан. Не может не радовать, что в нашей стране делаются определенные усилия в этом важном направлении.
Ранняя помощь, или, по-другому, раннее вмешательство, — это набор различных услуг для детей младшего возраста, обычно до трех лет, с риском отставания в развитии и их родителей. Отличительная особенность таких программ — это семейноцентрированность. Специалисты — психологи, социальные работники, специалисты по детскому развитию, физические и эрготерапевты и так далее — работают вместе с родителями над преодолением ребенком трудностей.
Цель раннего вмешательства не в излечении, которое чаще всего невозможно, а в создании условий для раскрытия возможностей каждого особого ребенка, гармонизации жизни его семьи.
Чтобы создать условия для достижения максимального потенциала развития таких детей, критически важно с самого рождения начать программу помощи, направленную на необходимую стимуляцию, создание среды развития и уменьшение влияние факторов риска. Важно, чтобы программы раннего вмешательства базировались на методиках с доказанной эффективностью и использовали лучший мировой опыт.
Кому нужно раннее вмешательство?
Ребенок может отставать в развитии по двум причинам — социальным и биологическим. Первая группа — это дети из неблагополучных семей, где о них плохо заботятся и не уделяют должного внимания. Помощь им решает не только гуманистическую проблему, но и экономическую, так как у таких детей высоки риски трудностей в обучении, ненадлежащего поведения, вплоть до проблем с законом. Эти дети, взрослея, нуждаются в программах коррекции. Если вовремя не нормализовать их развитие, они в будущем могут дорого обойтись налогоплательщикам.
Вторая группа — это дети с врожденными нарушениями и инвалидностью. Они не могут развиваться без посторонней помощи, а в ее отсутствие отставание будет прогрессировать, что в будущем также приведет к финансовым затратам на их содержание, которые лягут на плечи государства. Кроме того, исключенными из экономической жизни становятся и родители таких детей, которые не могут выйти на работу, так как должны постоянно быть рядом с ребенком.
Раннее вмешательство, направленное на развитие разных сторон жизни ребенка, дает семьям шанс вернуться к более нормальной жизни.
Раннее вмешательство на практике
В зависимости от целевой группы программы сильно отличаются по наполнению, они направлены на решение задач каждого конкретного ребенка. Например, программа “Уверенное начало” для детей с выраженными двигательными и множественными нарушениями развития, которую финансирует благотворительный фонд “КПМГ”, имеет четыре фокуса: развитие функциональных навыков ребенка, профилактика вторичных осложнений, повышение качества жизни, а также поддержка и информирование родителей.
На практике за этими сложным формулировками стоит работа специально обученного консультанта, который приходит к семье два раза в неделю. Для каждого ребенка у него есть программа помощи. Например, малышке с ДЦП специалист будет помогать с освоением доступных движений, научит пить из чашки, а если ребенок неговорящий, то подберет и поможет освоить неречевую коммуникацию.
Во все процессы вовлечены и родители, они учатся понимать и правильно стимулировать развитие ребенка. Каждые три месяца консультант определяет маленькие цели на следующий период, которые становятся еще одним шагом к нормализации жизни всей семьи. Научившись пользоваться руками сегодня, завтра ребенок сможет сам принимать пищу, играть с игрушками, поэтому программы раннего вмешательства — это не просто адресная благотворительность, а инвестиция в будущее наиболее уязвимых членов общества.
*Для справки: программа раннего вмешательства “Уверенное начало” учреждена благотворительным фондом поддержки гуманитарных и социальных программ “КПМГ”, РБОО “Центр лечебной педагогики”, АНО “Центр “Пространство общения” и развивающим центром для детей с ДЦП “Елизаветинский сад”.
Источник