Программа раннего развития речи ребенка
Ивлева Марина Валерьевна
Рабочая программа по развитию речи для обучающихся дошкольников группы раннего возраста
Рабочая программа по развитию речи
для обучающихся дошкольников в группе раннего возраста
муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 41»
Образовательная область «Развитие речи»
Новокузнецкий округ, 2019
Содержание
Раздел 1. Пояснительная записка….
Раздел 2. Календарно-тематическое планирование….
Раздел 3. Учебно-методический комплекс…
Раздел 1. Пояснительная записка
Рабочая программа по развитию речи (далее – Программа) входит в содержательный раздел основной образовательной программы дошкольного образования МК ДОУ «Детский сад № 41», разработанной с учетом Примерной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой (проект)и охватывает следующие образовательные области:
познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Содержание Программы включает развитие речи, приобщение к художественной
литературе.
Работа с воспитанниками по Программе направлена на овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
В группе раннего возраста Программой предусматривается психолого-педагогическая работа:
Формирование словаря.
• На основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении развивать понимание речи и активизировать словарь.
• Учить понимать речь взрослых без наглядного сопровождения. Развивать умение детей по словесному указанию педагога находить предметы по названию, цвету, размеру («Принеси Машеньке вазочку для варенья»,«Возьми красный карандаш», «Спой песенку маленькому медвежонку»); называть их местоположение («Грибок на верхней полочке, высоко», «Стоят рядом»); имитировать действия людей и движения животных («Покажи, как поливают из леечки», «Походи, как медвежонок»).
Обогащать словарь детей:
• существительными, обозначающими названия игрушек, предметов личной гигиены (полотенце, зубная щетка, расческа, носовой платок, одежды, обуви, посуды, мебели, спальных принадлежностей (одеяло, подушка, простыня, пижама, транспортных средств (автомашина, автобус, овощей, фруктов, домашних животных и их детенышей;
• глаголами, обозначающими трудовые действия (стирать, лечить, поливать, действия, противоположные по значению (открывать — закрывать, снимать — надевать, брать — класть, действия, характеризующие взаимоотношения людей (помочь, пожалеть, подарить, обнять, их эмоциональное состояние (плакать, смеяться, радоваться, обижаться);
• прилагательными, обозначающими цвет, величину, вкус, температуру предметов (красный, синий, сладкий, кислый, большой, маленький, холодный, горячий);
• наречиями (близко, далеко, высоко, быстро, темно, тихо, холодно, жарко, скользко).
• Способствовать употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи детей.
Звуковая культура речи.
• Упражнять детей в отчетливом произнесении изолированных гласных и согласных звуков (кроме свистящих, шипящих и сонорных, в правильном воспроизведении звукоподражаний, слов и несложных фраз (из 2-4 слов).
• Способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового внимания.
• Формировать умение пользоваться (по подражанию) высотой и силой голоса («Киска, брысь!», «Кто пришел?», «Кто стучит?»).
Грамматический строй речи.
• Учить согласовывать существительные и местоимения с глаголами, употреблять глаголы в будущем и прошедшем времени, изменять их по лицам, использовать в речи предлоги (в, на, у, за, под).
• Упражнять в употреблении некоторых вопросительных слов (кто, что, где) и несложных фраз, состоящих из 2-4 слов («Кисонька-мурысенька, куда пошла?»).
Связная речь.
• Помогать детям отвечать на простейшие («Что?», «Кто?», «Что делает?») и более сложные вопросы («Во что одет?», «Что везет?», «Кому?», «Какой?», «Где?», «Когда?», «Куда?»).
• Поощрять попытки детей старше 2 лет 6 месяцев по собственной инициативе или по просьбе воспитателя рассказывать об изображенном на картинке о новой игрушке (обновке, о событии из личного опыта.
• Во время игр-инсценировок учить детей повторять несложные фразы. Учить слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения.
Приобщение к художественной литературе
• Читать детям художественные произведения, предусмотренные программой для второй группы раннего возраста.
• Продолжать приучать детей слушать народные песенки, сказки, авторские произведения. Сопровождать чтение показом игрушек, картинок, персонажей настольного театра и других средств наглядности, а также учить слушать художественное произведение без наглядного сопровождения.
• Сопровождать чтение небольших поэтических произведений игровыми действиями.
• Предоставлять детям возможность договаривать слова, фразы при чтении воспитателем знакомых стихотворений.
• Поощрять попытки прочесть стихотворный текст целиком с помощью взрослого.
• Помогать детям старше 2 лет 6 месяцев играть в хорошо знакомую сказку.
• Продолжать приобщать детей к рассматриванию рисунков в книгах. Побуждать называть знакомые предметы, показывать их по просьбе воспитателя,приучать задавать вопросы: «Кто (что) это?», «Что делает?».
Особенностью предмета является его тесная взаимосвязь с другими
образовательными областями:
1. Познавательное развитие: развитие интересов детей, любознательности и
познавательной мотивации, формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира.
2. Социально-коммуникативное развитие: развитие общения и взаимодействия
ребенка с взрослыми и сверстниками; становления самостоятельности, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками.
3. Художественно-эстетическое развитие: развитие предпосылок ценностно-
смыслового восприятия.
4. Физическое развитие: приобретение опыта в двигательной деятельности;
становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.
Статус Программы: рабочая программа по развитию речи
Форма деятельности: организованная образовательная деятельность (далее ООД)
Режим деятельности:
Категория Срок освоения Объем времени (ч)
Неделя Месяц Год
Дети 2-3 года 1 год 1 4 29ч
Методы педагогической диагностики (мониторинга): наблюдение, беседа, создание специальных ситуация, игра (2 раза в год – октябрь, май)
Характеристика возможных достижений ребенка:
К концу года дети могут:
• сопровождать речью игровые и бытовые действия;
• по просьбе взрослого проговаривать небольшие фразы;
•отвечать на простые вопросы: «Кто?», «Что?», «Что делает?»;
• могут рассказать об изображенном на картинке, об игрушке, о событии;
• проявлять интерес к книгам, к рассматриванию иллюстраций
Раздел 2. Календарно-тематическое планирование в группе раннего возраста
Развитие речи
Месяц Тема недели Цель Количество часов
сентябрь Здравствуй. детский сад
Адаптационные мероприятия: «Путешествие по групповой комнате», «Путешествие по территории участка»
Приучать детей участвовать в коллективных мероприятиях, слышать и понимать предложения воспитателя, охотно выполнять их
октябрь Осень Рассматривание картины «Осень»
Помогать детям отвечать на простейшие вопросы :»Что?», «Кто?», «Какой?», «Что делает» Формировать навыки понимания небольшого рассказа взрослого по сюжетной картине. 1
Фрукты Формирование словаря
Развивать умения детей по словесному указанию педагога находить фрукты по цвету и размеру. Обогащать словарь детей существительными, обозначающими названия фруктов; прилагательными, обозначающими цвет, размер, вкус.Звуковая культура: упражнять в отчетливом произнесении гласных. 1
Овощи
Чтение русской народной сказки «Репка».
Рассматривание картины «Дедка за репку»
Развивать понимание речи взрослых.
Вызвать у детей желание рассказывать сказку вместе с воспитателем.
1
Мое любимое домашнее животное Чтение рассказа Л. Толстого «Спала кошка на крыше»
– Приучать детей слушать рассказ без наглядного сопровождения
– Упражнять в отчетливом произношении гласных звуков и, а и звукосочетания иа
1
Ноябрь Я – человек Рассматривание фотографий детей
Закреплять названия имени,частей тела человека: руки, ноги, туловище.
1
Мои любимые игрушки Чтение стихов А. Л. Барто из цикла «Игрушки»
Активизировать речь детей
– Вызвать желание проявлять заботу о своих друзьях – игрушках.
1
Моя семья Рассматривание сюжетных картин на тему: «Моя семья»
Обогащать словарь детей существительными, обозначающими родственные отношения (мама, папа, бабушка, дедушка, брат).
1
Профессия-младший воспитатель Беседа о работе младшего воспитателя.
Совершенствовать слуховое внимание
Звуковая культура речи.
1
Декабрь Здравствуй, зимушка-зима Дидактическая игра «Снеговик, что у тебя в мешке»;
– Способствовать развитию речи как средству общения.
– Помогать детям отвечать на вопросы.
1
Дикие животные Чтение сказки «Маша и медведь»
Формирование словаря: учить понимать речь взрослого, имитировать действия медведя «Походи, как медвежонок».
Связная речь: отвечать на простые вопросы по содержанию. Обогащать словарь наречиями: тихо, медленно;прилагательными: большой, маленький.
Звуковая культура речи.
Упражнять в правильном произношении несложных фраз. 1
Новогодний праздник Чтение стихотворения:
Как вокруг белым- бело,
Много снега намело
На крыльцо и на дорожки
Аж в сугробах тонут ножки
1
Новогодние подарки «Скоро – скоро Новый год»
Рассматривание елочки, игрушек 1
Январь Зимние забавы Рассматривание картины «Зимние забавы»
-Учить детей рассматривать картину, радоваться изображенному, отвечать на вопросы по ее содержанию. 1
Птицы Дидактическая игра: «Такие разные птицы».
-Обратить внимание детей на размер птички и зернышек (большой – маленький). на расположение корма (зернышки рассыпаны, находятся рядом с птичкой.)
-учить детей характеризовать птиц с помощью вопросов педагога.
-Обогащать словарь детей глаголами (прыгает, клюет, летает, чирикает пр.) 1
Зимняя одежда Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку».
-С помощью картинок уточнить и активизировать в речи детей названия одежды и обуви (шуба, плащ, пальто, жакет, кофта, жилет, туфли, кроссовки, шлепанцы)
– Совершенствовать навыки диалогической речи 1
Февраль Народная игрушка «Матрешка» – рассматривание народных игрушек
-Обогащать представления о ближайшем окружении, рассмотреть матрешку, разобрать и собрать её.
-Учить детей воспринимать инструкцию взрослого и выполнять её, сопровождая свои действия речью.
-Упражнение на развитие звуковой культуры речи (звуки т, п, к.)
1
Посуда «День рождение куклы»– дидактическая игра
-Рассматривание посуды, вопросы о ее назначении.
-Поощрять попытки самостоятельно осуществлять действия с предметами и называть их.
– Формировать умения накрывать на стол, играть с куклой и посудой. 1
Транспорт Ознакомление с грузовым автомобилем.
– Используя картинки, активизировать речь детей
– Познакомить со значением слов автомобиль, водитель.Учить называть составные части: руль, колеса, кузов.
– Развивать восприятие красного и зеленого цветов. Учить играть с автомобилем.
1
Мебель Дидактическая игра «Комната куклы»
-Активизировать в речи детей названия мебели (стол, стул, диван, шкаф) упражнять в употреблении слов с обобщающим значением.
-Звуковая культура речи.
1
Март Весна «В гостях у весны»
– Учить составлять рассказ, используя картинки- иллюстрации.
-Закрепить умение отвечать на вопросы воспитателя.
-Упражнять в употреблении некоторых вопросительных слов (кто, что,где) 1
8 марта -мамин праздник Чтение «Моя мама», Н. Саконская.
Развивать умение детей по собственной инициативе или по просьбе воспитателя рассказывать об изображенном на картинке, упражнять в употреблении некоторых вопросительных слов (кто, что, где) и несложных фраз, состоящих из 2-4 слов.
Стимулировать ребенка повторять отдельные слова, выражения из стихотворения 1
Неделя здоровья и хорошего настроения Разучивание потешки :«Водичка,водичка…».
-Обогащать словарь детей существительными, обозначающими предметы личной гигиены (мыло, полотенце).
-Создавать ситуации для употребления усвоенных слов в самостоятельной речи.
1
Продукты «Что нравиться?» – игровое упражнение.
Используя картинки, активировать речь детей, предоставить им возможность рассказать о своем любимом продукте питания (блюде).
*Дидактическая игра: «Что изменилось?»(стол с продуктами)карточки
Цель: развивать наблюдательность, интерес к различным видам продуктов питания, определить какие продукты полезны для здоровья
1
Апрель
Деревья «В гости у солнышку»
Обогащать и активизировать словарный запас существительными
Упражнять детей в правильном воспроизведении звукоподражаний (топ-топ, пых-пых, цок-цок и т. п Способствовать развитию речи как средства общения, давая детям поручения (добеги до елочки, обойди вокруг березы, и т. п.) 1
обувь Чтение стихотворения Е. Благининой
«Научу обуваться и братца»
-Познакомить с содержанием стихотворения
-Рассматривание сюжетных картин
1
Профессия-врач Чтение В. Берестова «Больная кукла»
– Познакомить с содержанием стихотворения В. Берестова,
– Учить слушать стихотворение без наглядного сопровождения, развивать интонационную речь 1
Город весной Чтение сказки «Теремок»
-Познакомить с сказкой «Теремок» (обр. М Булатова)
-И песенкой –присказкой «Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду» 1
Май Насекомые на нашем участке «Насекомые»
-Расширять пассивный и активный словарь;
-Формировать представления о разнообразии мира насекомых;
-Различать виды насекомых, выделять их основные признаки (кто летает, кто ползает, кто кусается и т. д.); 1
Весенние цветы Игровое занятие для детей «Весенние цветы»
-Познакомить детей с весенними цветами
обогатить словарь детей по данной теме.
-Понимать последовательность роста растений.
-Формировать устойчивые представления о цвете растений и цветов.
1
диагностика
Итого:
29ч.
Раздел 3. Учебно-методический комплекс
1. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в младшей группе детского сада. Планы занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.-128 с.
2. Комплексное перспективное планирование. Младшая группа под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.
3. Комплексные занятия в ДОУ по программе под ред. М. А. Васильевой и др. младшая группа /авт. -сост. Т. В. Ковригина и др. –Волгоград: Учитель, 2012.
4. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М., 2014.
Источник
Всем известно, что правильная речь – одно из важнейших условий успешного развития личности. Чем более развита у ребенка речь, тем шире его возможности познания окружающего мира, полноценнее взаимодействие со сверстниками и взрослыми, совершеннее его умственное и психофизическое развитие, так как речь занимает центральное место в процессе психического развития ребенка и внутренне связана с развитием мышления и сознания в целом. Поэтому очень важно заботиться о своевременном формировании речи детей, ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.
В ранний период жизни малыша интенсивно идет речевое развитие. Освоение речи является одним из основных достижений ребенка. Речь приобретает все большее значение для всего психического развития ребенка, так как она становится важнейшим средством передачи ему общественного опыта. Формирование речи на протяжении первых трех лет жизни – не простое количественное накопление словаря. Это сложнейший нервно-психический процесс, который происходит в результате взаимодействия ребенка с окружающей средой и при общении с взрослым. В этот период он учится строить первые предложения, обобщения, начинает активно использовать речевые средства для общения с взрослыми и сверстниками.
В настоящее время существует проблема низкого уровня речевого развития, а так же мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста.
Главная задача педагога в области развития речи детей раннего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком. Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (потешки, колыбельные песни, считалки, сказки, загадки) и пальчиковые игры.
Некоторые родители считают: ребёнок хорошо бегающий, прыгающий, подвижный не будет испытывать затруднений при обучении письму. Но проблема в том, что тонкие мышечные координации рук и пальцев развиваются независимо от общей мышечной координации. И очень ловкий ребёнок может испытывать затруднения при письме – именно потому, что это совершенно другой навык.
Моторные центры речи находятся рядом с моторными центрами пальцев рук, поэтому стимулируя моторику, мы развиваем речь.
В раннем дошкольном возрасте наилучший эффект даёт тренировка пальцев рук. Наиболее интересным и занимательным способом для развития мелкой моторики рук, считается применение пальчиковых игр во всём их разнообразии, так как они интересны детям, соответствуют возрасту, позволяют значительно улучшить моторику рук.
В связи запроса родителей разработана дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Речевечок» по речевому направлению, которая учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей; объединяет такие виды деятельности, как самомассаж пальчиков рук, пальчиковая и артикуляционная гимнастики, разучивание потешек и песенок русского народа. Данная дополнительная программа дополняет обязательную часть общеобразовательной программы.
Цель: развитие речи и мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста.
– адаптированность материала возрасту.
– частое повторение усвоенного материала.
– учет особенностей мышления.
– интеграция в разные виды деятельности.
– создание благоприятной среды.
– доброжелательность и непринужденность.
3. Интерес к фольклору, пальчиковым играм;
4.Развитие мелкой моторики рук.
Разработанная программа рассчитана для работы с детьми от 1,5 до 3 лет. Предполагается проведение педагогической деятельности в трех направлениях:
Одно занятие в неделю, по 10 – 15 минут, т. е. 32 занятия в учебном году. Занятие проводится во второй половине дня. Темы занятий определены в перспективном планировании, которое дано ниже. Материал, распределен понедельно.
2.Совместная деятельность взрослого с детьми.
Наблюдение, игры – забавы и игры-хороводы на развитие общения;слушание художественной литературы с использованием ярких красочных картинок; инсценирование и элементарная драматизация литературных произведений; игры на развитие мелкой моторики рук; дидактические игры и упражнения; бытовые и игровые ситуации.
3.Самостоятельная деятельность детей.
Рассматривание игрушек, иллюстраций. Действия с предметами-заместителями. Продуктивная деятельность – рисование, лепка, конструирование.
Включение родителей в педагогический процесс является важнейшим условием полноценного речевого развития ребенка.
Современные средства ТСО (компьютер, видео проектор), Музыкальный центр, DVD, телевизор.
№ занятия
Содержание
Примечания
Октябрь
1
Занятие
1. Массаж пальчиков грецким орехом.
2. Артикуляционное упражнение «Улыбка»
3. Пальчиковая гимнастика «Животные»
Это зайчонок, это бельчонок,
Сгибают пальцы в кулак, начиная с мизинца.
Это лисёнок, это волчонок,
А это спешит, ковыляет спросонок
Вращают большим пальцем.
Бурый, мохнатый,
Смешной медвежонок.
4. Упражнение «Помоги зайчику добраться до домика»
Широко развести уголки губ, обнажив сжатые зубы. Повторяем 3-4 раза
Пальчиком провести дорожку к домику зайчика
2
занятие
1.Массаж пальчиков карандашами.
2. Артикуляционное упражнение «Улыбка» (повтор)
3. Пальчиковая гимнастика «Животные» (повтор)
4.Заучивание потешки «Пекла кошка пирожки»
Пекла кошка пирожки,
Из гороховой муки.
Лист из печки вынула
– На пол опрокинула.
Покатился колобок
Прямо мышке под порог.
Мышка Прасковья пищит из подполья:
– Катись, колобок, на мышкин зубок!
Мышка-то рада, а кошке досада.
3.Игры с пробками.
Движение указательным и средним пальцами, имитация катания на лыжах.
3
Занятие
1.Массаж пальчиков «Сильные пальчики»
2. Артикуляционное упражнение «Качели».
3. Пальчиковая гимнастика «Наш дом»
Этот дом – одноэтажный.
Разгибают пальцы из кулака, начиная с мизинца.
Этот дом – он двухэтажный.
А вот этот – трёхэтажный.
Этот дом – четырёхэтажный.
Этот дом – он самый важный:
Он у нас пятиэтажный.
4. Потешка «Пекла кошка пирожки» (повтор).
5.MAXI-пазлы.
С силой сжимаем пальчиками резиновый мяч.
Рот открыт.Тянуть кончик языка то вверх, к носу, то вниз, к подбородку. Язык качается: вверх-вниз, вверх-вниз(10раз)
4
Занятие
1.Массаж пальчиков «Мы погладим наши пальчики».
2.Артикуляционное упражнение «Качели» (повтор)
3.Пальчиковая гимнастика «Наш дом» (повтор)
4. Потешка «Пекла кошка пирожки» (повтор)
5. Упражнение «Выложи по контуру»
Поглаживание пальчиков в разных направлениях.
Выкладывать по контуру рисунка домика фасоль, горох.
Ноябрь
1
Занятие
1.Массаж пальчиков мячиком-ёжиком.
2. Артикуляционное упражнение«Хоботок»
3. Пальчиковая гимнастика «Маша каши наварила»
Маша каши наварила,
Маша кашей всех кормила.
(Указательным пальцем правой руки
дети мешают в левой ладошке).
Положила Маша кашу (загибают по одному пальчикуна левой руке).
Кошке – в чашку,
Жучке – в плошку,
А коту – в большую ложку.
В миску – курицам, цыплятам
И в корытце поросятам.
Всю посуду заняла,
Все до крошки раздала. (Сдувают «крошку» с ладошки).
4.Игра «Найди, что спряталось в фасоли»
Учить вытягивать губы вперёд и держать в таком положении 3-5 сек.
Ищем мелкие игрушки в ёмкости с фасолью.
2
Занятие
1.Массаж пальчиков массажным колечком.
2.Артикуляционное упражнение «Хоботок» (повтор)
3.Пальчиковая гимнастика «Маша каши наварила» (повтор)
4.Заучивание потешки «Идёт лисичка по мосту»
Идёт лисичка по мосту
Несёт вязанку хворосту.
Зачем ей хворост?
Печь топить. Зачем ей печь?
Обед варить. Зачем обед?
Гостей кормить. А гости кто?
Медведь с женой, да ёж, да кот, да мы с тобой.
5.Упражнение «Собери бусы»
3
Занятие
1.Массаж пальчиков грецким орехом.
2.Артикуляционное упражнение «Котёнок лакает молочко».
3. Пальчиковая гимнастика «Зайка»
Зайка – ушки на макушке –
(Руки у висков, указательные и средние пальцы выпрямлены – «ушки».)
Скачет, скачет по опушке.
(Руки щепотью вниз у груди – «скачет».)
Шёл за ним колючий ёжик,
(Переплели пальцы и пошевелили.)
Шёл по травке без дорожек,
А за ёжиком – краса –
(Плавные движения руками перед собой.)
Рыжехвостая лиса.
4.Потешка ««Идёт лисичка по мосту»
(повтор)
5. Игра «Разбери пуговицы по цвету»
Быстрое выбрасывание и втягивание языка. При втягивании закругляем край языка, как бы захватывая молоко.
4
Занятие
1.Массаж пальчиков карандашами.
2.Артикуляционное упражнение «Котёнок лакает молочко»(повтор)
3.Пальчиковая гимнастика «Зайка» (повтор)
4.Потешка ««Идёт лисичка по мосту»
(повтор)
5.Шнуровка «Паровозик»
Декабрь
1
Занятие
Массаж пальчиков поглаживанием в разных направлениях.
2. Артикуляционное упражнение«Заборчик»
3.Пальчиковая гимнастика «Машины»
По шоссе идут машины,
Крутим воображаемый руль.
По асфальту едут шины.
Локти прижаты к туловищу, ладони двигаются параллельно друг другу.
По дороге не беги,
Погрозили пальцем.
Я скажу тебе: «Би-би».
Рука сжата в кулак, большой палец выпрямлен – «сигналим».
4.Упражнение «Обведи предметы по контуру»
Улыбнуться, показать верхние и нижние зубы. Удерживать до 10
2
занятие
1.Массаж пальчиков массажным колечком.
2. Артикуляционное упражнение «Заборчик» (повтор)
3. Пальчиковая гимнастика «Машины» (повтор)
4.Заучивание потешки « Курочка -рябушечка»
Курочка – рябушечка,
Куда пошла?
– На речку.
– Курочка – рябушечка,
Зачем пошла?
– За водичкой.
– Курочка – рябушечка,
Зачем тебе водичка?
– Цыпляточек поить.
– Курочка – рябушечка,
Как цыплята просят пить?
– Пи-пи-пи-пи-пи-пи-пи-пи!
5.Упражнение «Разберём счётные палочки по цвету»
3
занятие
1.Массаж «Сжимание и разжимание кулачков»
2. Артикуляционное упражнение «Часики»
3.Пальчиковая гимнастика «Зима»
Снег ложится на дома,
Руки разводим в стороны, ладонями вниз.
Улицы и крыши.
Руки «домиком».
Тихо к нам идёт зима,
Палец к губам. «Идём» указательным и средним пальцами одной руки.
Мы её не слышим…
Рука за ухом.
4. Потешка « Курочка – рябушечка»(повтор)
5.Упражнение «Бусы для мамы»
Рот открыт. Высунуть острый язычок вперед и работать им слева направо, из одного угла рта в другой: «Тик-так, тик-так». (10-12 раз).
4
занятие
1.Массаж пальчиков «Сухой бассейн»
2. Артикуляционное упражнение «Часики» (повтор)
3. Пальчиковая гимнастика «Зима» (повтор)
4. Потешка « Курочка – рябушечка»(повтор)
5.MAXI-Пазлы
Январь
1
занятие
1.Массаж пальчиков «Сильные пальчики»
2. Артикуляционное упражнение «Орешки»
3.Пальчиковая гимнастика «Кошка»
Вот, убрав царапки,
«Моем руки».
Кошка моет лапки.
Мордочку и ушки
Круговые движения ладонью по лицу.
На своей макушке.
Чуть согнутые ладошки движутся за ушами – показываем, как кошка моет ушки.
4.Упражнение «Обведи по контуру овощи»
Рот закрыт, кончик языка с напряжением поочередно упирается в щеки, на щеках образуются твердые шарики – “орешки”.
2
занятие
1.Массаж пальчиков «Сухой бассейн»
2. Артикуляционное упражнение «Орешки» (повтор)
3. Пальчиковая гимнастика «Кошка» (повтор)
4.Заучивание потешки «Ты, мороз, мороз, мороз»
Ты, мороз, мороз, мороз,
Не показывай свой нос!
Уходи скорей домой,
Стужу уводи с собой.
А мы саночки возьмём,
Мы на улицу пойдём,
Сядем в саночки – самокаточки.
5.Упражнение «Рисуем пальчиком по манке»
3
занятие
1.Массаж пальчиков карандашами.
2.Артикуляционное упражнение«Весёлая змейка»
3.Пальчиковая гимнастика «Друзья»
Заяц и ёжик навстречу друг другу (Указательные и средние пальцы обеих рук «идут» навстречу друг другу.)
Шли по дорожке по полю, по лугу.
Встретились – и испугались они.
(Стукнуть кулачками.)
Быстро бежали – поди, догони!
(Снова пальцы «идут», но теперь в разные стороны.)
4. Потешка «Ты, мороз, мороз, мороз»
(повтор)
5.Упражнение «Поможем Золушке разобрать крупу»
Рот открыт.Кончик языка то высунуть вперёд, то спрятать(8-10раз).
Разобрать крупы фасоль и гороха.
Февраль
1
занятие
1.Массаж пальчиков массажным колечком.
2. Артикуляционное упражнение «Весёлая змейка» (повтор)
3. Пальчиковая гимнастика «Друзья» (повтор)
4. . Потешка «Ты, мороз, мороз, мороз»
(повтор)
5.Упражнение «Сматывание нитки в клубок»
2
занятие
1.Массаж пальчиков – сжимание и разжимание кулачков.
2. Артикуляционная гимнастика «Бегемотик зевает».
3.Пальчиковая гимнастика «Дятел»
Дятел дерево долбит:
Одна ладонь прямая – это «дерево», другая – «дятел» – кулачком стучите об неё.
Тук-тук-тук.
Целый день в лесу стоит
Смена рук.
Стук-стук-стук.
4.Составление контуров предметов из счётных палочек.
Учимся широко и спокойно открывать и закрывать рот. Повторяем 3-5 раз.
3
занятие
1.Массаж пальчиков мячиком-ёжиком.
2.Артикуляционное упражнение «Бегемотик зевает» (повтор)
3.Пальчиковая гимнастика «Дятел» (повтор)
4.Заучивание потешки «Солнышко»
Смотрит солнышко в окошко,
Светит в нашу комнату.
Мы захлопаем в ладошки
– Очень рады солнышку.
5.Штриховка «Домик»
4
занятие
1.Массаж пальчиков грецким орехом.
2. Артикуляционное упражнение «Вкусное варенье».
3.Пальчиковая гимнастика «Ягодки»
С ветки ягодки снимаю,
Пальцы расслаблены, свисают вниз. Пальцами другой руки погладить каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимая с него воображаемую ягодку.
И в лукошко собираю.
Обе ладошки сложить перед собой чашечкой.
Будет полное лукошко,
Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрыть другой также сложенной ладошкой.
Я попробую немножко.
Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой достать воображаемые ягодки и отправить их в рот.
Я поем ещё чуть-чуть,
Лёгким будет к дому путь!
Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках «убегают» как можно дальше.
4.Потешка «Солнышко» (повтор)
5.Игра с прищепками «Свёкла», «Лук», «Осьминожек».
Улыбнуться, открыть рот, широким языком в форме “чашечки” облизать верхнюю губу.
Март
1
занятие
1.Массаж пальчиков мячиком – ёжиком.
2.Артикуляционное упражнение«Вкусное варенье» (повтор)
3.Пальчиковая гимнастика«Ягодки» (повтор)
4.Потешка «Солнышко» (повтор)
5.Шнуровка «Зайка»
2
занятие
1.Массаж пальчиков мячиком – ёжиком.
2. Артикуляционное упражнение «Иголочка».
3. Пальчиковая гимнастика «Мама»
Мамочка хорошая,
Воздушный поцелуй над ладонью.
Мамочка любимая!
Поцелуй над другой ладонью.
Очень я её люблю,
Сдуваем с ладони поцелуй.
Поцелуи ей дарю!
Сдуваем поцелуй с другой ладони.
4.Шнуровка «Ёжик».
Рот закрыт. Внутри рта работаем языком. Уколем языком то одну щечку, то другую.
3
занятие
1.Массаж пальчиков «Сухой бассейн».
2.Артикуляционное упражнение «Иголочка» (повтор)
3.Пальчиковая гимнастика «Мама» (повтор)
4. Разучивание заклички «Весна, весна красна!»
Весна! Весна красна!
Тепло солнышко!
Приди скорей,
Согрей детей!
Приди к нам с радостью!
С великой милостью!
С льном высоким!
С корнем глубоким!
С хлебом богатым!
5.Штриховка «Цветы для мамы».
Перебираем пальчиками фасоль.
4
занятие
1.Массаж пальчиков «Мы погладим наши пальчики».
2. Артикуляционное упражнение «Маляр»
3.Пальчиковая гимнастика «Весна»
Вот уж две недели
Опускаем по очереди руки вниз, пальцы вместе.
Капают капели.
Снег на солнце тает
Руки ладонями вниз разведены в стороны.
И ручьём стекает.
Обе руки ладонями вниз двигаются в одну сторону.
4.Закличка «Весна, весна красна!» (повтор)
5.Игры с прищепками «Солнышко», «Ёлка», «Тучка».
Поглаживание пальчиков в разных направлениях.
Губы в улыбке, приоткрыть рот,
кончиком языка погладить (“покрасить”) нёбо.
5
Занятие
1.Массаж пальчиков массажным колечком.
2.Артикуляционное упражнение «Маляр» (повтор)
3.Пальчиковая гимнастика «Весна» (повтор)
4.Закличка «Весна, весна красна!» (повтор)
5.Игра «Разбери счётные палочки по цвету»
Надеваем и снимаем колечко с пальчика.
Апрель
1
занятие
1.Массаж пальчиков карандашами.
2. Артикуляционное упражнение «Посчитаем нижние зубки»
3. Пальчиковая гимнастика «Насекомые»
Мы пошли гулять на луг,
«Идём» указательными и средними пальцами обеих рук.
А по лугу ползал жук!
Одна рука «ползёт» по бедру или по одной руке.
4. Составление контуров предметов из счётных палочек.
Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка упереться в каждый нижний зуб по очереди. Челюсть не двигается.
2
Занятие