Программа раннего развития ребенка дошкольного возраста в дополнительном образовании

МАДОУ « Детский сад №3 общеразвивающего вида» с. Выльгорт

Программа дополнительного образования

« Школа раннего развития»

Возраст : 2-4 года

Составитель:

Воспитатель

 Попова Светлана Сергеевна

I. Информационная часть программы

 Тип программы – модифицированная.

 Вид программы – развивающая

 Период обучения – 1 год.

Состав обучающихся воспитанников – постоянный

Используемые методы:  – практические (игровые); – развития; – исследования; – экспериментирование; – моделирование; – воссоздание; – преобразование; – конструирование.

Форма реализации программы: регламентированная образовательная деятельность в рамках кружка.

 Развивающая среда: Палочки для моделирования. Обучающие настольно-печатные игры. Мелкие конструкторы и строительный материал с набором образцов. Геометрические мозаики и головоломки. Задания из тетради на печатной основе для самостоятельной и коллективной работы. Простые карандаши. Набор цветных карандашей. Шаблон с геометрическими фигурами.

Условия реализации программы – естественная для ребенка среда жизнедеятельности в режиме детского сада.

II. Пояснительная записка

 Программа «Школа раннего развития » рассчитана на 1 год обучения; Возраст детей 2 – 4 лет;

Словесно-логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, т.к. полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Математическая грамотность, развитое логическое мышление – это залог успешного обучения ребенка.  Зачем логика маленькому дошкольнику? По мнению Л.А.Венгера «для детей дошкольного возраста одних внешних свойств вещей явно недостаточно. Они вполне готовы к тому, чтобы постепенно знакомиться не только с внешними, но и с внутренними, скрытыми свойствами и отношениями, лежащими в основе научных знаний о мире. Все это принесет пользу умственному развитию ребенка только в том случае, если обучение будет направлено на развитие умственных способностей, тех способностей в области восприятия, образного мышления, воображения, которые основываются на усвоении образцов внешних свойств вещей и их разновидностей…» Навыки, умения, приобретенные ребенком в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте и  в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребенку, не  овладевшему приемами логического мышления, труднее будет решать задачи, выполнение упражнений потребует больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет или вовсе угаснет интерес к учению. Занятия кружка  создают условия для формирования у детей способности к саморазвитию. Все занятия основаны на упражнениях и заданиях, проводимых в форме игры. Они не только вызывают интерес своим содержанием и занимательной формой, но и побуждают детей рассуждать, мыслить, находить правильный ответ. Особое внимание уделено развитию у детей самостоятельности, наблюдательности, находчивости, сообразительности. Этому способствуют разнообразные логические игры, задачи, упражнения. Например: «Найди недостающую фигуру», «Найди лишнее», «Чем отличается?», «Найди пару»» и др. Для решения этих заданий необходим анализ условий, правил, содержания игры или задачи и, в итоге, требуется применение математического умозаключения. Большое место на занятиях кружка занимают дидактические игры и упражнения. Они являются ценным средством воспитания умственной деятельности детей, активизируют психические процессы (внимание, мышление, память, воображение и др.), вызывают интерес к процессу познания и, что очень важно, облегчают процесс усвоения знаний. В программу включены игровые и занимательные задания на развитие пространственных представлений, развитие умений математического конструирования, на расширение знаний о величине, форме, размере предметов.

Цели и задачи

Цель: овладение детьми дошкольного возраста на элементарном уровне приемами логического мышления через систему занятий познавательной направленности кружка «Школа раннего развития ».

Задачи:

Образовательные:

 – упражнять в умении классифицировать множества по нескольким свойствам (цвет, форма, размер, толщина, сравнивать, обобщать, декодировать информацию со знаком отрицания;

-уметь выявлять и абстрагировать свойства, читать схему;

– закреплять навыки порядкового счета и вычислительной деятельности.

Развивающие:

 – развивать пространственное воображение, умение синтезировать и комбинировать;

– развивать логическое мышление, способность к моделированию и конструированию, внимание, память;

– развивать способность декодировать (расшифровывать) информацию на слух.

Программа кружка построена на основе основных принципов, которые

решают современные образовательные задачи с учетом запросов будущего:

1. Принцип деятельности включает ребенка в познавательный процесс.

2. Принцип целостного представления о мире в деятельном подходе тесно связан с дидактическим принципом научности. У детей формируется личностное отношение к полученным знаниям и умение применять их в своей практической деятельности.

3. Принцип психологической комфортности предполагает снятие, по возможности, всех стрессообразующих факторов на занятиях кружка.

4. Принцип вариативности предполагает развитие у детей вариативного мышления, т. е. понимания возможности различных способов решения заданий и умения осуществлять систематический перебор материалов.

5. Принцип творчества (креативности) предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в деятельности детей, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.

 Эффективность занятий кружка достигается через использование современных образовательных технологий.

 В работе используются следующие технологии обучения:

 – здоровьесберегающие технологии (физкультминутки во время занятий

на укрепление мышц глаз, шеи, позвоночника);

 – проблемное обучение (использование упражнений, позволяющих

найти самостоятельный путь решения);

–  технологии личностно – ориентированного подхода (дети получают

задания соответственно своему индивидуальному развитию);

 – ИКТ.

Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы

Тема

Содержание

Форма

Материал

1

« Заяц с шариками»

Развивать у детей внимание,логическое мышление, память, воображение, мелкую моторику рук.

Игровая форма

Блоки Дьеныша

2

« Трактор»

Научиться  различать формы фигур. Использование в речи слов : «Прямоугольник», « Квадрат» , «Круг».

Логическая игра, Игровая форма

Блоки Дьеныша

3

«Весна»

Выкладывание картинки « Весна»  из блоков и палочек.

Игровая форма

Использование двух  дидактических материалов ( блоков  и палочек)

4

« Колеса для автобуса»

Изучение свойств формы круга. Развитие логики.

Игровая форма

Блоки Дьеныша

5

 « Пылесос для кота Василия»

Выкладывание пылесоса  из блоков и палочек.

Чтение стихотворение по ролям. Развитие речевого дыхания и голоса.  Научиться изменять конструкцию

Игровая форма

Использование двух  дидактических материалов ( блоков  и палочек)

6

« Зайчик»

Выкладывание зайки из блоков и палочек. Речевое развитие. Развитие памяти.  

 Игровая форма

Использование двух  дидактических материалов ( блоков  и палочек)

7

 « Белочка»

Развитие мелкой моторики –  лепка орешков. Выкладывание белочки из блоков и палочек.  

Речевое развитие  – придумывание сказки

Игровая форма

Пластилин

 Использование двух  дидактических материалов       ( блоков  и палочек)

8

« Поросенок»

Выкладывание поросенка из палочек и блоков. Составление аппликации. Развитие мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика

Игровая форма

Использование двух  дидактических материалов        ( блоков  и палочек)

9

« Мышка с мышатами»

Выкладывание мышки из блоков и  палочек.

Пальчиковая гимнастика;   Развитие воображение и лоического мышления

 Игровая форма.

Использование двух  дидактических материалов        ( блоков  и палочек)

10

« Цапля»

 Выкладывание  цапли из блоков и палочек.

Развитие речи  и мышления.

 Подвижная игра.

 Игровая форма

Использование двух  дидактических материалов        ( блоков  и палочек)

11

« Бабочка – красавица»

 Выкладывание бабочки из блоков и палочек.  Пальчиковая гимнастика. Подвижная игра. Моделирование узора.  

Игровая форма

Использование двух  дидактических материалов        ( блоков  и палочек)

12

« Маленькие скворчата»

 Выкладывание Скворчат из блоков и палочек.  Пальчиковая гимнастика. Счет.  

Игровая форма

Использование двух  дидактических материалов        ( блоков  и палочек)

13

«Паучок»

Пальчикова гимнастика. Выкладывание паучка.  Подвижная играю. Развитие логического мышления. Счет

Использование двух  дидактических материалов        ( блоков  и палочек)

14

«Зонтик»

 Выкладывание зонтика Блоками  и палочками.  Имитация  движений.  Развитие логического мышления, внимания.

 Игровая Форма

Использование двух  дидактических материалов        ( блоков  и палочек)

15

 Радуга

Цвета радуги. Их очередность.

Прямая линия.

Замкнутые и незамкнутые кривые линии.

 Игровая Форма

 Картинки – наглядный материал.  Карандаши, чистый лист.

16

 Сказка

 Придумывание сказки по картинкам, Развитие речи  

 Игровая форма

 Картинки

17

 Раз ромашка два ромашка

 Счет

 Игровая  форма

 Палочки

18

« Камешек»

 Чередование цветов.

Освоение эталонов  цвета и их названий (желтый, красный, синий)

 Игровая форма

 Блоки Дьеныша

Альбом «Чудо Кубики» + игра « Сложи узор»

19

  Флаг

 Построение картинки по памяти.

 Освоение эталонов цвета и их названий  (белый, красный, синий)

 Игровая  

 Блоки Дьеныша  

Альбом «Чудо Кубики» + игра « Сложи узор»

20

 Трамвай

 Счет. Освоение эталонов цвета и их названий  (белый, красный). Развитие речи.

 Игровая

Блоки Дьеныша

Альбом «Чудо Кубики» + игра « Сложи узор»

21

« Гирлянда»

 Построение картинки по памяти.  Развитие речи и логического мышления. Рзвитие счета

 Игровая

 Блоки  

Дьеныша

Альбом «Чудо Кубики» + игра « Сложи узор»

22

 Подражка для змейки

  Построение картинки    самостоятельно.

 Игровая форма

 Блоки Дьеныша

Альбом «Чудо Кубики» + игра « Сложи узор»

23

 «Рыбки, птички»

 Развитие речи, произношение слов  « Больше», «Меньше». Конструирование

 Игровая  форма

 Блоки Дьеныша  

Альбом «Чудо Кубики» + игра « Сложи узор»

24

 « Белочки и ежики»

 Развитие речи,  развитие памяти. Составление картинок по памяти

 Игровая форма

 Блоки Дьеныша

 Альбом «Чудо Кубики» + игра « Сложи узор»

25

« День Ночь»

 Развитие речи, Понятия « День» и понятие « ночь». Конструирование блоками.

 Игровая форма

 Блоки Дьеныша

 Альбом «Чудо Кубики» + игра « Сложи узор»

26

« Яркий ковер»

Научиться преобразовывать изображение. Составление картинки симметричную левой.

Игровая форма

Альбом «Чудо Кубики» + игра « Сложи узор»

27

« Строим по памяти»

Развития  конструктивных способностей, развитие мелкой моторики , воображение.

Научиться воссоздавать из частей целый образ.

Игровая форма

Альбом «Чудо Кубики» + игра « Сложи узор»

28

  «Геометрическое конструирование»

Треугольник. Условия его построения. Простейшее конструирование по образцу.  

Развитие Элементарных математических знаний

 Игровая форма

  Образцы. Блоки Дьеныша

29

«Геометрическое конструирование»

Конструирование по контурному объекту. Конструирование по представлению. Работа с трафаретами. Развитие Элементарных математических знаний

 Игровая форма

 Трафареты

30

 Итоговое занятие

  Инсценированое   представление  сказки с математическими героями

 Игровая форма

 Сказка. Картинки

 Ожидаемые результаты:  

В результате проведения занятий кружка дети будут уметь:

– выделять свойства предметов, находить предметы схожие и различные

по внешним признакам;

– сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать предметы  окружающей действительности (выделять свойства предметов, находить предметы схожие и различные по внешним признакам);

– ориентироваться в пространстве, различать предметы, находящиеся справа, слева, вверху, внизу;

–   сопоставлять части и целое для предметов и действий;

–  называть главную функцию (назначение) предметов;

– расставлять события в правильной последовательности;

– выполнять перечисляемую или изображенную последовательность действий;

–  применять какое- либо действие по отношению к разным предметам;

–  описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;

–  находить ошибки в неправильной последовательности простых действий;

– проводить аналогию между разными предметами;

– запоминать, воспроизводить усвоенный материал, доказывать, рассуждать.

– работать в парах, подгруппах; проявлять доброжелательное отношения к сверстнику, выслушать, помогать по необходимости.

Список использованной литературы:

1. Богуславская, З. М. Окружающий мир в дидактических играх [Текст]/ З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова. – М. : Просвещение, 1991.

2. « Вместе весело играть» Автор:  Б,Б, Финкельштейн. Из-ль : « Корвет».

3. «Логика и математика для дошкольников» Методическое издание Е.А. Носова; Р.Л. Непомнящая. “Санкт- Петербург”. “Акцидент” 2000.

4. Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. – М. : Баласс, 2003 г. – 256 с.

5.  «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» – А. А. Смоленцева.

6. Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина «Формирование математических представлений»: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. – М. : ВАКО, 2005 г. – 208 с.

Источник

Лика
Программа блока дополнительного образования в группе раннего развития для детей от 3-х до 5 лет

Актуальность данной программы.

Состоит в интегрированном обучении, что помогает избежать однотипности целей и функций обучения. Такое обучение одновременно является и целью, и средством обучения.

Как цель обучения интеграция помогает детям целостно воспринимать мир, познавать красоту окружающей действительности во всем ее разнообразии.

Как средство обучения, интеграция способствует приобретению новых знаний, представлений на стыке традиционных предметных знаний.

Педагогическая целесообразность.

Современное дошкольное образование предъявляет всё более высокие требования к педагогам, неуклонно растёт объём знаний, которые нужно передать, а освоение этих знаний должно быть не механическим, а осмысленным. Известный психолог Выготский Л. С. считал, что обучение должно идти впереди общего развития ребенка и вести его за собой, опираясь на “зону ближайшего развития”. Наиболее эффективное использование богатых возможностей ребенка осуществляется только тогда, когда период особой чувствительности к усвоению того или иного материала в его развитии еще не миновал. Путь, который проходит ребенок в своем развитии в дошкольные годы, огромен. За это время он приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь. На протяжении дошкольного детства «складывается» человек. Те изменения, которые происходят в развитии ума ребенка – дошкольника, удивительны и неуловимы. Тем не менее, это «удивительное» и «неуловимое» надо увидеть и понять. Один из выдающихся отечественных психологов – А. В. Запорожец считал дошкольные годы возрастом огромных возможностей, которые могут полностью проявиться в том случае, если целью дошкольного образования станет не ускорение, а обогащение детского развития. Обогащение в первую очередь предполагает развитие способностей детей, становление активной, творческой личности ребенка.

Данная дополнительная образовательная программа решает основную идею комплексного гармоничного развития детей дошкольного возраста. Применяемые на занятиях интегрированные методы обучения и содержательный компонент программы в полной мере отвечают возрастным особенностям детей. Индивидуальный подход позволяет в рамках групповой формы занятий раскрыть и развить творческие способности дошкольников, открыть многогранный мир знаний, ощущений и эмоций.

Цель программы:

Содействовать разностороннему развитию целостной личности ребенка; формировать интеллектуальные и познавательные способности каждого ребенка. Данная цель конкретизирована рядом задач:

Развивающие:

• Развивать у детей умение активно использовать осязание, зрение, слух, совершенствовать все виды восприятия детей.

• Создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.

• Развивать у детей умение обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму.

• Развитие мышления, памяти, внимания.

• Развитие графических навыков, крупной и мелкой моторики.

• Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

• Гармоничное развитие психофизических качеств ребенка.

• Создание условий с использованием здоровье сберегающих технологий в учебном процессе для развития личности ребенка.

Воспитательные:

• Воспитывать интерес к предметному окружению.

• Воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т. д.)

• Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.

• Воспитывать нравственные качества личности.

• Содействие в формировании адекватной самооценки, способности сопереживания;

Обучающие:

• Формирование базисных математических представлений.

• Формирование умения следовать устным инструкциям, читать схемы, овладение навыками моделирование.

• Упражнять в установлении сходства и различия между предметами с одинаковым названием.

• Способствовать умению детей называть свойства предметов.

• Активизировать речь детей. Расширение словарного запаса и общего кругозора детей.

• Развитие зрительно-пространственной ориентации.

• Развивать коммуникативные навыки.

• Формирование приемов умственных действий: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия.

• Развивать такие качества, как наблюдательность, воображение, фантазию, творческое начало.

Отличительные особенности.

В основе рабочей программы «Совята» лежит комплексный подход к разностороннему развитию личности ребенка. Решения этих задач осуществляется с помощью интегрированных образовательных блоков:

• Приветствие, круг Марии Монтессори.

• Нейропсихологическая гимнастика.

• ФЭМП с элементами развития ориентировки в пространстве.

• Двигательно-речевые игры (логоритмика).

• Развитие мелкой моторики. Сенсорное развитие.

• Подвижные игры.

• Продуктивная деятельность (лепка, рисование, аппликация).

• Прощание. Игры с песком, релаксация.

Сетка занятий.

Вторник 16-00 до 16-45ч

1. Приветствие, Круг Марии Монтессори.

2. Нейропсихологическая гимнастика:

• Дыхательные упражнения (улучшают ритмику организма, развивает самоконтроль и произвольность.

• Глазодвигательные упражнения (позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие).

• Упражнения на координацию тела (развивает межполушарное взаимодействие).

3. ФЭМП с элементами развития ориентировки в пространстве.

4. Двигательно-речевые игры. Логоритмика.

5. Развитие мелкой моторики. Сенсорное развитие.

6. Прощание. Волшебный песок.

Четверг 16-00 до 16-45ч

1. Приветствие, Круг Марии Монтессори.

2. Нейропсихологическая гимнастика:

• Дыхательные упражнения (улучшают ритмику организма, развивает самоконтроль и произвольность.

• Глазодвигательные упражнения (позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие).

• Упражнения на координацию тела (развивает межполушарное взаимодействие).

3. Продуктивная деятельность.

4. Двигательно-речевые игры. Логоритмика.

5. Развитие мелкой моторики. Сенсорное развитие.

6. Прощание. Волшебный песок.

Возрастные особенности психического развития детей.

(от трех до пяти лет).

В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга, Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.

Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.

Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.

Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.

Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу.

В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов — индивидуальных единиц восприятия — переходят к сенсорным эталонам — культурно-выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса – и в помещении всего дошкольного учреждения.

Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.

Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.

В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.

Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.

Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.

В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.

К четырем годам основные трудности в поведении и общении ребенка с окружающими, которые были связаны с кризисом трех лет (упрямство, строптивость, конфликтность) постепенно уходят, ребенок активно осваивает окружающий его мир предметов и вещей. Дети 4-5 лет продолжают проигрывать действия с предметами, последовательность этих действий уже соответствует реальной действительности. В 4-5 лет сверстники становятся для ребенка более привлекательными и предпочитаемыми партнерами по игре, чем взрослый. В возрасте от 4 до 5 лет продолжается усвоение детьми общепринятых сенсорных эталонов, овладение способами их использования усовершенствование обследования предметов. К пяти годам дети, как правило, уже хорошо владеют представлениями об основных цветах, геометрических формах и отношениях величин. Ребенок уже может произвольно наблюдать, рассматривать и искать предметы в окружающем его пространстве. Восприятие в этом возрасте постепенно становится осмысленным, целенаправленным и анализирующим. У детей четырёх-пяти лет активно развивается наглядно-образное мышление. Дети уже способны использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Они могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Также ребёнок учится устанавливать простые логические закономерности, классифицировать предметы и подбирать к ним родовые понятия. В среднем дошкольном возрасте связь мышления и действий сохраняется, но уже не является такой непосредственной, как раньше. Ребенку необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять объект. Внимание становится все более устойчивым, в отличие от возраста трех лет. Ребёнок может одновременно говорить и выполнять движения. Важным показателем развития внимания является то, что к пяти годам появляется действие по правилу. В этом возрасте дети начинают активно играть в игры с правилами: настольные (лото, детское домино). В среднем дошкольном возрасте интенсивно развивается память ребенка. В этот период память уже более произвольна. К двигательной и эмоциональной памяти «подключается» зрительная и слуховая память. Объём памяти постепенно возрастает, и ребёнок пятого года жизни более чётко воспроизводит то, что запомнил. В 5 лет он может запомнить уже 5-6 предметов (из 10-15, изображенных на предъявляемых ему картинках. В возрасте 4-5 лет преобладает репродуктивное воображение, воссоздающее образы, которые описываются в стихах, рассказах взрослого. Элементы продуктивного воображения начинают складываться в игре, конструировании. Дети продолжают сотрудничать с взрослыми в практических делах (совместные игры, активно стремятся к интеллектуальному общению, что проявляется в многочисленных вопросах (Почему? Зачем? Для чего, в стремлении получить от взрослого новую информацию познавательного характера. В среднем дошкольном возрасте улучшаются произношение звуков и дикции. Интерес детей вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Обогащается словарный запас детей, расширяются возможности использования слов. Возможность устанавливать причинно-следственные связи отражается в детских ответах в форме сложноподчиненных предложений. У детей наблюдается потребность в уважении взрослых, их похвале, поэтому на замечания взрослых ребенок пятого года жизни реагирует повышенной обидчивостью. Конструирование начинает носить характер продуктивной деятельности: замысливание будущей конструкции и осуществление поиска способов ее исполнения.

Условия реализации программы.

Участники образовательной программы детей второй младшей группы (3-4 года) и средней группы (4-5 лет).

Сроки реализации образовательной программы:

один учебный год.

Программа рассчитана на 48 часов, всего 64 занятий, кратность проведения 2 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия 45 минут.

Численный состав группы не должен превышать 10 человек.

Ожидаемые результаты.

При работе с детьми по программе раннего развития «Совята» не предполагается, что каждый ребенок получит строго определенный объем знаний по общей для всех программе, т. к. при подаче материала учитывается уровень развития и возможности всей группы и каждого отдельного ребенка. Темп обучения разных детей одного возраста и одного ребенка по разным направлениям может быть неравномерным. Педагог постоянно отслеживает динамику развития каждого ребенка, при необходимости своевременно оказывая помощь. Но при этом не происходит постоянного сравнения уровня достижений ребенка с требованиями традиционной программы для этого возраста. Опыт показывает, что этого достаточно, т. к. обычно дети с благополучной психикой во многом перекрывают традиционные нормативы, и даже дети с задержками в развитии получают необходимые для их возраста знания, умения и навыки. Наполненность и верхняя граница получаемых при этом знаний зависят от индивидуальных возможностей и потребностей каждого ребенка. Задача педагога – предоставить возможность оптимального для каждого ребенка объема информации, усвоения и закрепления полученных знаний в систематических самостоятельных упражнениях.

В процессе занятий, у детей, проходящих обучение, по программе раннего развития «Совята» формируются:

• психологическая защищенность;

• уверенность в своих силах;

• навыки самостоятельной деятельности;

• умение использовать полученные навыки на практике;

• коммуникативные умения и навыки;

• гибкость мыслительного процесса, смекалка, сообразительность, пространственные представления;

• представления об окружающем мире и о самом себе;

• сенсорное восприятие;

• мелкая моторика;

• развитая и активная речевая деятельность.

Учебно-методическое обеспечение.

Материалы:

• различные виды бумаги (цветная, неокрашенная, бархатная, гофрированная, самоклеящаяся и т. д);

• различные виды ткани;

• картон;

• соленое тесто (соль, мука);

• пластилин;

• природные материалы;

• вторичное сырье;

• фольга;

• клей ПВА;

• краски (гуашь, акварель, пальчиковые краски).

• Штамповка, формочки.

Оборудование:

• баночки для воды;

• сортиры;

• крупа мелкая и крупная; аква-гель; песок;

• счетные палочки;

• бусы;

• ленты;

• строительный материал;

• шаблоны;

• салфетки;

• образцы готовых изделий;

• массажные мячи

• нитки, пуговицы, шнурки, молнии и т. д

• пипетки, пинцеты, ложечки и т. д.

Наглядные пособия:

• иллюстрации;

• игрушки;

• мозаика (кнопочная, шариковая, геометрическая);

• конструктор (палочки Кюизенера);

• набор геометрических тел (Блоки Дьенеша);

• коллекции бумаги, картона, ткани.

• Фигурки (сказочных героев, животных, птиц, морских обитателей и т. д.

Методическое обеспечение.

Помещение, где проводятся занятия по дополнительному образованию (группа раннего развития «Совята», оборудовано: шестью столами, четырнадцатью стульями, сухим бассейном, коррекционными дорожками, столом ромашка, смарт-доской, столом с подсветкой для игры с песком, мольбертом, тремя стеллажами, в котором хранится материал для работы с детьми (блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, математические наборы, «чудесный мешочек», кубики Никитина, пуговицы, крупы, аква-гель и т. д).

Занятия проводятся в смежном с группой кратковременного пребывания помещении. Оснащение, площадь, освещение соответствуют СанПиНу 2.4.1.3049-13, «Санитарно – эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и орга