Программа раннее развитие ребенка от 3 лет
Лика
Программа блока дополнительного образования в группе раннего развития для детей от 3-х до 5 лет
Актуальность данной программы.
Состоит в интегрированном обучении, что помогает избежать однотипности целей и функций обучения. Такое обучение одновременно является и целью, и средством обучения.
Как цель обучения интеграция помогает детям целостно воспринимать мир, познавать красоту окружающей действительности во всем ее разнообразии.
Как средство обучения, интеграция способствует приобретению новых знаний, представлений на стыке традиционных предметных знаний.
Педагогическая целесообразность.
Современное дошкольное образование предъявляет всё более высокие требования к педагогам, неуклонно растёт объём знаний, которые нужно передать, а освоение этих знаний должно быть не механическим, а осмысленным. Известный психолог Выготский Л. С. считал, что обучение должно идти впереди общего развития ребенка и вести его за собой, опираясь на “зону ближайшего развития”. Наиболее эффективное использование богатых возможностей ребенка осуществляется только тогда, когда период особой чувствительности к усвоению того или иного материала в его развитии еще не миновал. Путь, который проходит ребенок в своем развитии в дошкольные годы, огромен. За это время он приобретает значительно больше, чем за всю последующую жизнь. На протяжении дошкольного детства «складывается» человек. Те изменения, которые происходят в развитии ума ребенка – дошкольника, удивительны и неуловимы. Тем не менее, это «удивительное» и «неуловимое» надо увидеть и понять. Один из выдающихся отечественных психологов – А. В. Запорожец считал дошкольные годы возрастом огромных возможностей, которые могут полностью проявиться в том случае, если целью дошкольного образования станет не ускорение, а обогащение детского развития. Обогащение в первую очередь предполагает развитие способностей детей, становление активной, творческой личности ребенка.
Данная дополнительная образовательная программа решает основную идею комплексного гармоничного развития детей дошкольного возраста. Применяемые на занятиях интегрированные методы обучения и содержательный компонент программы в полной мере отвечают возрастным особенностям детей. Индивидуальный подход позволяет в рамках групповой формы занятий раскрыть и развить творческие способности дошкольников, открыть многогранный мир знаний, ощущений и эмоций.
Цель программы:
Содействовать разностороннему развитию целостной личности ребенка; формировать интеллектуальные и познавательные способности каждого ребенка. Данная цель конкретизирована рядом задач:
Развивающие:
• Развивать у детей умение активно использовать осязание, зрение, слух, совершенствовать все виды восприятия детей.
• Создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.
• Развивать у детей умение обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму.
• Развитие мышления, памяти, внимания.
• Развитие графических навыков, крупной и мелкой моторики.
• Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
• Гармоничное развитие психофизических качеств ребенка.
• Создание условий с использованием здоровье сберегающих технологий в учебном процессе для развития личности ребенка.
Воспитательные:
• Воспитывать интерес к предметному окружению.
• Воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т. д.)
• Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.
• Воспитывать нравственные качества личности.
• Содействие в формировании адекватной самооценки, способности сопереживания;
Обучающие:
• Формирование базисных математических представлений.
• Формирование умения следовать устным инструкциям, читать схемы, овладение навыками моделирование.
• Упражнять в установлении сходства и различия между предметами с одинаковым названием.
• Способствовать умению детей называть свойства предметов.
• Активизировать речь детей. Расширение словарного запаса и общего кругозора детей.
• Развитие зрительно-пространственной ориентации.
• Развивать коммуникативные навыки.
• Формирование приемов умственных действий: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия.
• Развивать такие качества, как наблюдательность, воображение, фантазию, творческое начало.
Отличительные особенности.
В основе рабочей программы «Совята» лежит комплексный подход к разностороннему развитию личности ребенка. Решения этих задач осуществляется с помощью интегрированных образовательных блоков:
• Приветствие, круг Марии Монтессори.
• Нейропсихологическая гимнастика.
• ФЭМП с элементами развития ориентировки в пространстве.
• Двигательно-речевые игры (логоритмика).
• Развитие мелкой моторики. Сенсорное развитие.
• Подвижные игры.
• Продуктивная деятельность (лепка, рисование, аппликация).
• Прощание. Игры с песком, релаксация.
Сетка занятий.
Вторник 16-00 до 16-45ч
1. Приветствие, Круг Марии Монтессори.
2. Нейропсихологическая гимнастика:
• Дыхательные упражнения (улучшают ритмику организма, развивает самоконтроль и произвольность.
• Глазодвигательные упражнения (позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие).
• Упражнения на координацию тела (развивает межполушарное взаимодействие).
3. ФЭМП с элементами развития ориентировки в пространстве.
4. Двигательно-речевые игры. Логоритмика.
5. Развитие мелкой моторики. Сенсорное развитие.
6. Прощание. Волшебный песок.
Четверг 16-00 до 16-45ч
1. Приветствие, Круг Марии Монтессори.
2. Нейропсихологическая гимнастика:
• Дыхательные упражнения (улучшают ритмику организма, развивает самоконтроль и произвольность.
• Глазодвигательные упражнения (позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие).
• Упражнения на координацию тела (развивает межполушарное взаимодействие).
3. Продуктивная деятельность.
4. Двигательно-речевые игры. Логоритмика.
5. Развитие мелкой моторики. Сенсорное развитие.
6. Прощание. Волшебный песок.
Возрастные особенности психического развития детей.
(от трех до пяти лет).
В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга, Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.
Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.
Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.
Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.
Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.
Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу.
В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов — индивидуальных единиц восприятия — переходят к сенсорным эталонам — культурно-выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса – и в помещении всего дошкольного учреждения.
Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3-4 слова и 5-6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.
Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.
В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.
Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.
Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.
В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.
К четырем годам основные трудности в поведении и общении ребенка с окружающими, которые были связаны с кризисом трех лет (упрямство, строптивость, конфликтность) постепенно уходят, ребенок активно осваивает окружающий его мир предметов и вещей. Дети 4-5 лет продолжают проигрывать действия с предметами, последовательность этих действий уже соответствует реальной действительности. В 4-5 лет сверстники становятся для ребенка более привлекательными и предпочитаемыми партнерами по игре, чем взрослый. В возрасте от 4 до 5 лет продолжается усвоение детьми общепринятых сенсорных эталонов, овладение способами их использования усовершенствование обследования предметов. К пяти годам дети, как правило, уже хорошо владеют представлениями об основных цветах, геометрических формах и отношениях величин. Ребенок уже может произвольно наблюдать, рассматривать и искать предметы в окружающем его пространстве. Восприятие в этом возрасте постепенно становится осмысленным, целенаправленным и анализирующим. У детей четырёх-пяти лет активно развивается наглядно-образное мышление. Дети уже способны использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Они могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Также ребёнок учится устанавливать простые логические закономерности, классифицировать предметы и подбирать к ним родовые понятия. В среднем дошкольном возрасте связь мышления и действий сохраняется, но уже не является такой непосредственной, как раньше. Ребенку необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять объект. Внимание становится все более устойчивым, в отличие от возраста трех лет. Ребёнок может одновременно говорить и выполнять движения. Важным показателем развития внимания является то, что к пяти годам появляется действие по правилу. В этом возрасте дети начинают активно играть в игры с правилами: настольные (лото, детское домино). В среднем дошкольном возрасте интенсивно развивается память ребенка. В этот период память уже более произвольна. К двигательной и эмоциональной памяти «подключается» зрительная и слуховая память. Объём памяти постепенно возрастает, и ребёнок пятого года жизни более чётко воспроизводит то, что запомнил. В 5 лет он может запомнить уже 5-6 предметов (из 10-15, изображенных на предъявляемых ему картинках. В возрасте 4-5 лет преобладает репродуктивное воображение, воссоздающее образы, которые описываются в стихах, рассказах взрослого. Элементы продуктивного воображения начинают складываться в игре, конструировании. Дети продолжают сотрудничать с взрослыми в практических делах (совместные игры, активно стремятся к интеллектуальному общению, что проявляется в многочисленных вопросах (Почему? Зачем? Для чего, в стремлении получить от взрослого новую информацию познавательного характера. В среднем дошкольном возрасте улучшаются произношение звуков и дикции. Интерес детей вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Обогащается словарный запас детей, расширяются возможности использования слов. Возможность устанавливать причинно-следственные связи отражается в детских ответах в форме сложноподчиненных предложений. У детей наблюдается потребность в уважении взрослых, их похвале, поэтому на замечания взрослых ребенок пятого года жизни реагирует повышенной обидчивостью. Конструирование начинает носить характер продуктивной деятельности: замысливание будущей конструкции и осуществление поиска способов ее исполнения.
Условия реализации программы.
Участники образовательной программы детей второй младшей группы (3-4 года) и средней группы (4-5 лет).
Сроки реализации образовательной программы:
один учебный год.
Программа рассчитана на 48 часов, всего 64 занятий, кратность проведения 2 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия 45 минут.
Численный состав группы не должен превышать 10 человек.
Ожидаемые результаты.
При работе с детьми по программе раннего развития «Совята» не предполагается, что каждый ребенок получит строго определенный объем знаний по общей для всех программе, т. к. при подаче материала учитывается уровень развития и возможности всей группы и каждого отдельного ребенка. Темп обучения разных детей одного возраста и одного ребенка по разным направлениям может быть неравномерным. Педагог постоянно отслеживает динамику развития каждого ребенка, при необходимости своевременно оказывая помощь. Но при этом не происходит постоянного сравнения уровня достижений ребенка с требованиями традиционной программы для этого возраста. Опыт показывает, что этого достаточно, т. к. обычно дети с благополучной психикой во многом перекрывают традиционные нормативы, и даже дети с задержками в развитии получают необходимые для их возраста знания, умения и навыки. Наполненность и верхняя граница получаемых при этом знаний зависят от индивидуальных возможностей и потребностей каждого ребенка. Задача педагога – предоставить возможность оптимального для каждого ребенка объема информации, усвоения и закрепления полученных знаний в систематических самостоятельных упражнениях.
В процессе занятий, у детей, проходящих обучение, по программе раннего развития «Совята» формируются:
• психологическая защищенность;
• уверенность в своих силах;
• навыки самостоятельной деятельности;
• умение использовать полученные навыки на практике;
• коммуникативные умения и навыки;
• гибкость мыслительного процесса, смекалка, сообразительность, пространственные представления;
• представления об окружающем мире и о самом себе;
• сенсорное восприятие;
• мелкая моторика;
• развитая и активная речевая деятельность.
Учебно-методическое обеспечение.
Материалы:
• различные виды бумаги (цветная, неокрашенная, бархатная, гофрированная, самоклеящаяся и т. д);
• различные виды ткани;
• картон;
• соленое тесто (соль, мука);
• пластилин;
• природные материалы;
• вторичное сырье;
• фольга;
• клей ПВА;
• краски (гуашь, акварель, пальчиковые краски).
• Штамповка, формочки.
Оборудование:
• баночки для воды;
• сортиры;
• крупа мелкая и крупная; аква-гель; песок;
• счетные палочки;
• бусы;
• ленты;
• строительный материал;
• шаблоны;
• салфетки;
• образцы готовых изделий;
• массажные мячи
• нитки, пуговицы, шнурки, молнии и т. д
• пипетки, пинцеты, ложечки и т. д.
Наглядные пособия:
• иллюстрации;
• игрушки;
• мозаика (кнопочная, шариковая, геометрическая);
• конструктор (палочки Кюизенера);
• набор геометрических тел (Блоки Дьенеша);
• коллекции бумаги, картона, ткани.
• Фигурки (сказочных героев, животных, птиц, морских обитателей и т. д.
Методическое обеспечение.
Помещение, где проводятся занятия по дополнительному образованию (группа раннего развития «Совята», оборудовано: шестью столами, четырнадцатью стульями, сухим бассейном, коррекционными дорожками, столом ромашка, смарт-доской, столом с подсветкой для игры с песком, мольбертом, тремя стеллажами, в котором хранится материал для работы с детьми (блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, математические наборы, «чудесный мешочек», кубики Никитина, пуговицы, крупы, аква-гель и т. д).
Занятия проводятся в смежном с группой кратковременного пребывания помещении. Оснащение, площадь, освещение соответствуют СанПиНу 2.4.1.3049-13, «Санитарно – эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»; требованиям пожарной безопасности; требованиям к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей.
Источник
Пояснительная записка
Вы хотите, чтобы ваши дети были способными и талантливыми?
Тогда помогите им сделать первые шаги по ступенькам творчества,
но… не опаздывайте и, помогая… думайте сами.
Б.П.Никитин
Одаренные дети – ценная, но хрупкая часть нашего общества. Они представляют собой его культурный и научный потенциал, от них зависит, как будут развиваться наука, техника и культура. Особо подчеркивается роль творческих возможностей и способностей ребенка, определяемых как креативность. Она проявляется в мышлении, общении, разных видах деятельности и характеризует личность в целом или в рамках отдельных способностей.
Сегодня в обществе проявился новый всплеск заинтересованности в исследовании одаренности. Это связано, прежде всего, с запросом общества на индивидуальных неповторимых личностей. Только человек, наделенный непохожестью, способностями, одаренностью сможет уловить современный жизненный ритм, не потеряться и принести обществу свой вклад, еще раз доказывая, что машина не может заменить человека. Решающая роль в развитии детской одаренности принадлежит сфере образования.
Поэтому приоритетным направлением в педагогической деятельности является работа по раннему выявлению и совершенствованию детской одаренности, т.к. подготовка современного ребенка к жизни предполагает развитие его внутреннего потенциала в полной мере, то есть выявление и совершенствование всех его способностей. Необходимость организации занятий с детьми младшего возраста, имеющими опережающее развитие, обусловлено спросом со стороны родителей, стремящимся к разностороннему развитию своих детей.
Программа «Умничка» рассчитана на двухлетний курс для детей (3-5лет) с опережающим интеллектуальным развитием.
Новизна программы в том, что занятия направлены на выявление в каждом ребенке его индивидуальных особенностей, склонностей задатков в различных сферах деятельности (интеллектуальной, творческой). Основное внимание уделяется развитию выявленных ресурсов и реализации внутреннего потенциала каждого ребенка.
Основная цель программы – способствовать раннему выявлению и развитию творческих и интеллектуальных способностей ребенка-дошкольника.
Задачи:
1. создать условия для раннего выявления одаренных детей;
2. развивать творческие способности;
3. формирование навыков социализации одаренных детей;
4. содействие сохранению и укреплению психофизического здоровья одаренных детей;
5. привлечение родителей к совместной деятельности в данном направлении.
Для успешной реализации программы «Умничка» необходимо создание следующих условий:
1. отбор в группу детей с нормой физического, интеллектуального, речевого и социального развития.
2. малая наполняемость группы (12 человек).
Режим реализации программы:
- С детьми 3-4 лет НОД проводят не чаще 1 раза в неделю продолжительностью не более 15 минут (5лет н чаще 2 раза в неделю продолж.не более 25 минут)
- НОД проводится во вторую половину дня
- Всего 36 часа в год
- Форма работы- групповая, подгрупповая, индивидуальная.
- Педагогический анализ и диагностика: 2 раза в год (вводный- в октябре, итоговый- в мае).
В работе использованы нестандартные методики исследования интеллектуальной сферы дошкольников «Дорисование фигур» (3-5лет) – О.Ю. Дьяченко, методика развития памяти «10 слов (карточек)- А.Р.Лурия, методика «мисочки», «разрезанные картинки (4-6частей). «Конструирование по образцу» Т.В. Лаврентьева для диагностики результатов обучения.
Основное внимание в своей работе я уделяю развитию графо-моторных навыков и развитию творческих способностей.
Развитие графо-моторных навыков и речи.
Представленный материал был взят из книги М. Зейц “Пишем и рисуем на песке”. Предлагаю педагогам и родителям познакомиться удивительными лечебными свойствами песка и с тем, какое воздействие оказывает песок на развитие ребенка.
Рисование фигур на песке является оптимальной методикой и при обучении письму. Играя в песке, дети проявляют уверенность и любознательность. Лоток с ровным песком привлекает их гораздо сильнее, чем чистый лист бумаги. Нетронутая поверхность песка побуждает ребенка к свободному и нестандартному творчеству.
Насыпьте песок в стеклянную, металлическую или керамическую миску непосредственно перед началом физиотерапевтического сеанса. Поместите ее на короткое время в морозилку, в холодильник, в духовку или на батарею отопления – в зависимости от того, какой результат вам нужен. Температура песка изменится очень быстро. Играя в холодном или в теплом песке, дети ощутят изменение температуры руками. При этом, кроме стимуляции осязания, проявляется и лечебный физиотерапевтический эффект. Игра в песке доставляет удовольствие.
Когда дети знают основные геометрические фигуры, то начинают рисовать их на песке (если, конечно, внешние факторы не слишком их отвлекают). Это также можно увидеть на примере составления сложной формы – мандалы. Рисование на песке связывает знакомые фигуры с ощущением получаемого удовольствия. При этом создаются благоприятные условия для максимальной релаксации. Хотя рисунки на песке очень эстетичны и способны заинтересовать детей, их, конечно, нельзя отнести к числу долго хранящихся изображений. Разровняв песок руками или дощечкой, вы получите поверхность, снова пригодную для рисования на ней. В данном случае результат (то есть рисунок) не является целью – цель заключается в самом процессе творчества. В подтверждение могу сказать, что при помощи песка дети самовыражаются намного эффективнее, чем при использовании карандаша и бумаги.
К концу года дети должны уметь:
– ориентироваться на листе бумаги (на лотке с песком),
– рисовать, раскрашивать в заданном направлении,
– рисовать круги и овалы, горизонтальные и вертикальные линии необходимой длины, изменять направления линии, ломаные, дугообразные и волнистые линии в ограниченном пространстве, спирали и цикличные линии по опорам.
Развитие творческих способностей
Дошкольный возраст – благоприятный период для развития творчества. Именно в это время происходят прогрессивные изменения во многих сферах, совершенствуются психические процессы (внимание, память, восприятие мышление, речь, воображение), активно развиваются личностные качества, а на их основе- способности и склонности. Психологической основой творческой деятельности является воображение- психический процесс, заключающийся в создании образов предметов и ситуаций, основанных на результатах их восприятия и осмысления. В творческом воображении возникают представления, которые различаются по степени оригинальности и реалистичности.
К концу года дети должны уметь:
– создавать целостный образ на основе геометрических фигур,
– создавать в воображении образ на заданную тему,
– видоизменять и преобразовывать,
– составление рассказов по сюжетным картинкам,
– придумывать разные варианты окончания сказок,
– придумывать новые применения знакомым вещам,
– находить решения проблемных ситуаций,
– находить сходства и отличия при сравнение предметов.
Развитие основных познавательных процессов и формирование основных социальных навыков
К концу года дети должны уметь:
– удерживать внимание в течение 7-10 минут при выполнении одного вида задания,
– складывать разрезанную картинку из 4 частей,
– соотносить предметы по размеру, форме и цвету,
– сравнивать разные предметы и выявлять различия в них,
– устанавливать смысловую связь между предметами,
– выделять существенный признак предмета,
– соотносить часть и целое,
– классифицировать и обобщать предметы по одинаковым существенным признакам,
– выполнять 5-6 действий подряд,
– повторить предложение из 8 слов,
– повторять набор из 4-5 цифр,
– конструировать по образцу фигуру из 6-8 частей.
Учебно-тематический план для детей 3-4 лет
1 год обучения
Месяц | Название деятельности | Программное содержание | Кол-во часов |
Октябрь | Развитие психических процессов (восприятие, внимание, память) | Зрительное восприятия (цвет, форма, величина) дидактические игры («Найди такой же», «Подбери по образцу») | 1 |
Развитие графо-моторных навыков и речи | «Дождик тише дождик громче» (игры с неотточенным карандашом, отстукивание ритмического рисунка)Рисуем рисунок на лотке с песком «Тучка и дождик» | 1 | |
Развитие творческих способностей | Упражнение «Нарисуй на основе кругов как можно больше различных предметов», «Рассказ по картинкам» | 1 | |
Развитие коммуникативных способностей | Этюд «Здравствуй носик»Цель: преодоление застенчивости, замкнутости детей путем стимулирования тактильного контакта; развитие творчества в невербальном общении.2. Беседа «Мои друзья»3. Игра «Кто у нас хороший» | 1 | |
Ноябрь | Развитие психических процессов (восприятие, внимание, память) | Слуховое восприятие (осознанное слушание звуков природы) упражнение «Громче, тише») | 1 |
Развитие графо-моторных навыков и речи | «Чудесное дерево»(игры с массажными мячами, рисование контура дерева пальчиками на влажном песке) | 1 | |
Развитие творческих способностей | «Составление изображений объектов», «Сложи рыбку» с использованием геометрических фигур | 1 | |
Развитие коммуникативных способностей | Этюд «Моя ладонь»Цель: стимуляция самопознания, формирование представлений о своей индивидуальности, неповторимостиИгра «Магазин подарков»Цель: развитие эмпатии | 1 | |
Декабрь | Развитие психических процессов (восприятие, внимание, память) | Восприятие вкуса и запаха (упражнение на осознание ощущений, экспериментирование) | 1 |
Развитие графо-моторных навыков и речи | «магазин одежды»(игры с неотточеным карандашом, массажными мячами, рисование деталей одежды на песке, игры с пуговицами) | 1 | |
Развитие творческих способностей | «Как вытянуть репку» Цель: научить детей искать способы решения проблемных ситуаций | 1 | |
Развитие коммуникативных способностей | Этюд «Здравствуй носик»Игра «Кукла Маша» | 1 | |
Январь | Развитие психических процессов (восприятие, внимание, память) | 1. «Игрушки для зверят»Цель: учим детей находить одинаковые предметы. | 1 |
Развитие графо-моторных навыков и речи | «Морозные узоры»(рисование узоров на песке) | 1 | |
Развитие творческих способностей | Упражнение «Волшебные очки», «Раздели на группы» Цель: нахождение общего между заданными предметами и явлениями | 1 | |
Развитие коммуникативных способностей | Этюд «Капитаны»Цель: развитие позитивного лидерства через выразительные телодвиженияИгра «Кто Я?» | 1 | |
Февраль | Развитие психических процессов (восприятие, внимание, память) | Упражнения: «Подбери правильно», «Посмотри и запомни» | 1 |
Развитие графо-моторных навыков и речи | «Снежинка» (выкладывание снежинки с помощью шерстяных ниток по готовому силуэту) | 1 | |
Развитие творческих способностей | Цель: развитие фантазииУпражнение «Дети на прогулке» | 1 | |
Развитие коммуникативных способностей | Этюд «Капитаны»Игра «Два ослика» | 1 | |
Март | Развитие психических процессов (восприятие, внимание, память) | Упражнение: «Найди нужную фигуру» | 1 |
Развитие графо-моторных навыков и речи | Рисование геометрических фигур на песке [5,С.38,40] | 1 | |
Развитие творческих способностей | Упражнение «Три краски»Цель: побуждать детей видеть образ в рисунке | 1 | |
Развитие коммуникативных способностей | Этюд «Здравствуй носик»Игра «Синьоры»Цель: развития умения различать эмоциональное состояние других людей по невербальным признакам | 1 | |
Апрель | Развитие психических процессов (восприятие, внимание, память) | Настольные игры на развитие внимания и памяти (лото, ассоциации) | 1 |
Развитие графо-моторных навыков и речи | Рисование геометрических фигур на песке [5,С.38,40] | 1 | |
Развитие творческих способностей | Упражнение «Дорисуй так, как ты хочешь» | 1 | |
Развитие коммуникативных способностей | Упражнение «Два друга»Цель: развитие способности к сопереживанию | 1 | |
май | Развитие психических процессов (восприятие, внимание, память) | Настольные игры на развитие внимания и памяти (лото, ассоциации) | 1 |
Развитие графо-моторных навыков и речи | Рисование геометрических фигур на песке [5,С.38,40] | 1 | |
Развитие творческих способностей | «Превращения»Цель: научить создавать образы через опредмечивание условных символов | 1 | |
Развитие коммуникативных способностей | Игра «Урок мудрости»Цель: развить способность понимать разных людей | 1 | |
итого | 36часов |
Учебно-тематический план для детей 4-5 лет
2 год обучения
Месяц | Название деятельности | Программное содержание | Кол-во часов |
Октябрь | Развитие психических процессов (восприятие, внимание, память) | 1. «Кто спрятался». Цель: развивать концентрацию внимания, зрительное восприятие.2. «Запомни домики». Цель: развивать наблюдательность и умение запоминать и припоминать. | 1 |
Развитие графо-моторных навыков и речи | «Здравствуй песок»(Приветствие, пропускание песка через сито) | 1 | |
Развитие творческих способностей | Цель: побуждать детей видеть образ в рисунке и учить детей создавать целостный образ на основе геометрических формУпражнение «Двойное изображение», «Забавы с геометрическими фигурами» | 1 | |
Развитие коммуникативных способностей | Этюд «Хвастун»Цель: обогащение представлений о правилах культурного поведенияИгра «Клубочек», «Печем пирог» | 1 | |
Ноябрь | Развитие психических процессов (восприятие, внимание, память) | 1. «Рассмотри картинку». Цель: развивать наблюдательность и умение припоминать.2. «Найди отличия». Цель: развивать концентрацию внимания, зрительное восприятие. | 1 |
Развитие графо-моторных навыков и речи | «Следы на снегу» (выдавлмвание следов домашних животных на снегу, игры с массажными мячами) | 1 | |
Развитие творческих способностей | «Кляксы»Цель: учить создавать образ | 1 | |
Развитие коммуникативных способностей | Этюд «Лгун»Рисование «Мой друг»Цель: развитие эмпатии | 1 | |
Декабрь | Развитие психических процессов (восприятие, внимание, память) | 1. «Запомни слова». Цель: развивать умение запоминать слова на слух и припоминать их при рассматривании картинок.2. «Путаница» Цель: развивать концентрацию внимания, зрительное восприятие. | 1 |
Развитие графо-моторных навыков и речи | «Новый год» (рисование на песке с помощью массажных мячиков елочных игрушек) | 1 | |
Развитие творческих способностей | «Измени сказку», «Про девочку Машу»Цель: учить детей использовать при составлении сказок прием реконструкции | 1 | |
Развитие коммуникативных способностей | Этюд «Забияка»Упражнение «Уговори отдать тебе игрушку» | 1 | |
Январь | Развитие психических процессов (восприятие, внимание, память) | 1. «Рисунки-помощники». Цель: развивать умение запоминать слова, используя вспомогательные картинки-помощники.2. «На кухне». Цель: развивать внимание, упражнять в пространственном поиске. | 1 |
Развитие графо-моторных навыков и речи | Рисование различных геометрических форм, узоров на лотке с песком [5,С.41-66] | 1 | |
Развитие творческих способностей | Игра «Художник в зоопарке»Цель: учить комбинировать различные детали при создании нового образа | 1 | |
Развитие коммуникативных способностей | Этюд «Драчун»Этическая беседа «как себя вести на улице» | 1 | |
Февраль | Развитие психических процессов (восприятие, внимание, память) | 1. «Парные картинки». Цель: развивать зрительную память, умение припоминать недостающий по смыслу предмет.2. «Кто спрятался в цветках?». Цель: развивать внимание, упражнять в пространственном поиске. | 1 |
Развитие графо-моторных навыков и речи | Рисование различных геометрических форм, узоров на лотке с песком [5,С.41-66] | 1 | |
Развитие творческих способностей | Игра «Портрет из пуговиц»Цель: учить придумывать новое применение знакомым предметам. | 1 | |
Развитие коммуникативных способностей | Игровое упражнение «Мимическая гимнастика»Цель: формирование адекватного восприятия невербальных средств общения и навыков их использования | 1 | |
Март | Развитие психических процессов (восприятие, внимание, память) | 1. «Что изменилось?». Цель: развивать зрительную память.2. «Найди отл? |