Программа раннее эстетическое развитие ребенка

Программа раннее эстетическое развитие ребенка thumbnail

Программа

раннего эстетического развития

(для учащихся, поступающих в детскую школу искусств, в возрасте 3-х лет)

Выполнила: преподаватель по классу специального фортепиано Первухина Е. Б.

2014 г.

Пояснительная записка

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.

Исследования известных учёных, педагогов доказывают возможность и необходимость формирования у ребёнка памяти, мышления воображения с очень раннего возраста. Не является исключением и возможность развития у детей музыкальных, художественных способностей.

Развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости, эстетического чувства на раннем этапе жизни ребёнка создаёт фундамент музыкальной, художественной культуры человека как части его общей культуры в будущем.

Эстетическое развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребёнок становится чутким к красоте в искусстве и жизни.

Одна из первостепенных задач раннего эстетического развития в школе искусств – выявление способностей и возможностей ребёнка, обогащение его духовного мира, а также решение задач овладения навыками учебной деятельности. Корме того, раннее музыкально – эстетическое воспитание даёт результаты в развитии способностей ребёнка намного более эффективные и устойчивые, чем обучение с 7-8 лет.

Обучение должно иметь развивающий характер на основе глубокого изучения ребёнка, его возрастных и индивидуальных особенностей и знание

закономерностей музыкально – эстетического развития детей дошкольного возраста.

Понимание данной проблемы явилось ведущим моментом для создания данной Программы раннего эстетического развития детей средствами искусства.

Программа имеет три ступени освоения: дети 3-4 лет, 4-5 лет, 5-6 лет. Приступить к освоению программы ребенок может с любого возраста. Прохождение всех ступеней не обязательно. Тем не менее, программы всех трех ступеней построены по принципу цикличности, позволяющему закреплять ранее пройденный материал, но с постепенным возрастанием сложности заданий.

Срок реализации образовательной программы.

Программа рассчитана для работы с детьми с 3 лет до 6 лет.

Срок реализации программы 3 года.

При реализации программы количество занятий – не более 3-х в день.

Сведения о затратах учебного времени.

Продолжительность занятий зависит от возраста детей.

– 3 года – 20 мин. 0,5 академического часа;

– 4 года – 20 мин. 0,5 академического часа;

– 5 лет – 30 мин. 0,75 академического часа.

Учебный план

1,5

2.25

2.

Хореография (развитие ритмических движений)

1,5

1,5

2.25

3.

Изобразительное искусство

1,5

1,5

2.25

Всего часов в неделю

4,5

4,5

6,75

3-4 года

4-5 лет

5-6 лет

Форма проведения учебных занятий

Учебные занятия проводятся в форме аудиторных занятий. Форма занятий – групповая.

Количественный состав групп – 8-10 человек.

Занятия проводятся в удобное для учащихся время в специально оборудованных кабинетах. Учебная мебель соответствует возрастным особенностям учащихся.

Цель программы

  1. Раскрытие возможностей искусства в духовном, эмоционально- нравственном формировании личности.

  2. Развитие основы музыкальной культуры (эмоциональной отзывчивости в разных видах учебной деятельности детей).

  3. Развитие музыкально – сенсорных способностей в художественно- музыкальном пространстве.

  4. Формирование красивой осанки, обучение выразительным, пластичным движениям, согласованным с наиболее яркими средствами музыки.

В программу раннего эстетического развития включены различные виды занятий.

Групповые занятия могут быть доминантные, тематические и комплексные.

Доминантные занятия помогают развить какую – либо способность, ликвидировать отставание. Для решения определённой задачи подбираются соответствующие музыкально – дидактические игры, упражнения.

Музыкально – тематические занятия наиболее полно раскрывают возможности музыкального языка. Тематические занятия,объединённые общей темой, сказочным или игровым сюжетом придают занятиям занимательность и увлекательную форму.

Комплексные занятия объединяют все виды искусства – музыку, живопись, поэзию, хореографию.

Все виды занятий взаимодополняют друг друга и наиболее полно решают задачи предметов: «Музыка», Изобразительное искусство», «Хореография».

Задачи программы:

1.Развивать эмоциональную отзывчивость детей на музыку, восприятие музыкальных образов через сопоставление музыкальных произведений с произведениями изобразительного искусства.

  1. Развивать пластику движения детей через восприятие музыкальных образов.

  2. Развивать слуховые представления детей (высота и динамика звука, тембр, темп, ритм и др.) и использовать их в цветовых, графических изображениях, в музыкально – ритмических движениях.

  3. Развивать музыкальные способности детей.

  4. Развивать творческое воображение.

Годовые требования предмета «Музыка»

1-й год обучения (3-4 года)

1. Эмоционально отзываться на музыку разного характера.

2. Уметь дослушать произведение до конца, узнавать и называть его.

3. Петь протяжно, подвижно, отчётливо произносить слова.

4. Уметь точно воспроизводить простой ритмический рисунок, построенный на одном звуке.

5. Различать высоту, громкость звука.

Читайте также:  Примеры влияния наследственности на развитие ребенка

6. Различать тембр музыкальных шумовых инструментов.

2-й год обучения (4-5 лет)

1. Слушать и эмоционально откликаться на музыку разного характера.

2. Узнавать и называть музыкальное произведение после прослушивания, по вступлению.

3. Петь протяжно, лёгким звуком, правильно произносить слова.

4. Точно воспроизводить ритмический рисунок.

5. Различать высоту, громкость звучания.

6. Различать тембр музыкальных инструментов.

3-й год обучения (5-6 лет)

1. Эмоционально отзываться, уметь высказываться о характере, темпе, жанре музыки (песня, танец, марш).

2. Узнавать и называть музыкальное произведение по вступлению.

3. Чисто интонировать, отчётливо произносить слова во время пения, правильно брать дыхание.

4. Точно воспроизводить ритмический рисунок.

5. Знать и различать основные характеристики звука (высота, сила звука, тембр).

Годовые требования предмета «Изобразительное искусство»

1-й год обучения (3-4 года)

1. Знать основные составные цвета и их оттенки.

2. Знать основные характеристики линии, формы, пространства.

3. Эмоционально отзываться на окружающий мир и его явления.

2-й год обучения (4-5 лет)

1. Воспринимать настроение цвета, звука и пространства.

2. Чувствовать гармоничные и дисгармоничные цветовые, графические и звуковые сочетания.

3. Переносить физические свойства материала на звук, цвет, линию, форму, пространство.

4. Распознавать характер движения в изобразительном искусстве и в музыке.

3-й год обучения (5-6 лет)

1. Выделять общие признаки и характерные особенности цвета и звука, линии в музыке и графике.

2. Проводить аналогию между художественным и музыкальным пространством.

3. Уметь выражать своё отношение к различным явлениям окружающего мира.

4. Иметь опыт восприятия музыки и изобразительного искусства.

Годовые требования предмета «Хореография»

1-й год обучения (3-4 года)

1. Различать высокое и низкое звучание и соответственно двигаться. Передавать характер танца.

2. Отмечать в движениях тихое и громкое звучание музыки.

3. Менять движения соответственно куплетной форме, чувствовать окончание музыки, отмечать в движениях двухчастную форму.

4. Осваивать ритм ходьбы и бега, двигаться по кругу.

5. Осваивать танцевальные движения (притопы ногами, хлопки в ладоши, повороты кистей рук, кружение в парах).

2-й год обучения (4-5 лет)

1. Передавать различные по характеру музыкальные образы. Двигаться в соответствии с разным характером музыки.

2. Передавать в движениях тихое и громкое звучание музыки.

3. Менять характер и направление движений с изменением темпа.

4. Менять движения в соответствии с двухчастной формой, музыкальными фразами, точно останавливаться с окончанием музыки.

5. Ритмично ходить, легко бегать, подвижно и ритмично скакать, выполнять плавные приседания и лёгкие поскоки, двигаться парами, легко находить пару.

6. Освоить танцевальные движения (выставление ног на пятку одной ногой и попеременно, хлопки в ладоши, по коленям, вращение кистей рук). Исполнять элементы движений по показу педагога.

3-й год обучения (5-6 лет)

1. Двигаться в соответствии с различным характером музыки: шуточным, весёлым, чётким, акцентированным.

2. Менять движения с изменением динамики.

3. Двигаться в разных темпах, замедляя темп.

4. Точно менять движения на сильную долю, точно выполнять ритмический рисунок из четвертных и восьмых нот.

5. Менять движения в соответствии с музыкальными фразами, делать остановку в конце музыкальных фраз.

6. Освоить танцевальные движения (поскоки, прямой галоп, плавные движения рук, дробный шаг, кружение лёгким бегом и дробным шагом, галоп, приставной шаг с приседанием).

7. Перестраиваться в большой и маленький круги, двигаться парами, отходить спиной.

Контроль и учет успеваемости

Основной формой учета успеваемости являются концерты для родителей, праздники, просмотры работ учащихся, проводимые 1 раз в полугодие. Работы всех детей демонстрируются на выставочных стендах учебного кабинета. В конце года проводится тестирование знаний, умений и навыков детей. Достижения ребят оцениваются словесно: похвалой, советом преподавателя, для того, что бы получить лучший результат.

Перечень учебно-методического обеспечения.

Наглядные пособия

  • Технические средства обучения (аудио-, видео-, информация, материалы сети Интернет);

  • Предметы натюрмортного фонда;

  • Образцы предметов народного декоративно – прикладного творчества;

  • Цветовые таблицы;

  • Репродукции картин художников;

  • Библиотека детской художественной литературы;

  • Игрушки;

  • Методические таблицы;

  • Детские шумовые музыкальные инструменты;

  • Музыкально – дидактический материал;

  • Атрибуты для музыкально – ритмических движений, танцев (ленты, мячи, платочки, скакалки, обручи).

Оборудование

1. Столы, стулья (соответствующие возрасту детей)

2. Натюрмортный фонд

3. Демонстрационная доска

Литература

  1. Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду.-1989.

  2. Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь.

  3. Кирнарская Д.К. Музыкальные способности.- М, 2004.

  4. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей.-1997.

  5. Радынова О.П., Катинене А.И. Музыкальное воспитание дошкольников.-1994.

  6. Русскова Л.В. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду».-1997.

  7. Шестакова А.В. Учебное пособие по художественно – творческому развитию детей дошкольного возраста. «Росток».- 1996.

Читайте также:  Социологизаторский подход развития психики ребенка

Источник

Муниципальное казенное образовательное учреждение

дополнительного образования «Поворинская школа искусств» 

Одобрено на заседании                                                 «Утверждаю»

фортепианной секции                                  Директор Козырева О.А.

    29 августа 2014г.                                          29 августа 2014г.

__  (дата утверждения)                                                (дата утверждения )                                                              

Рабочая программа  учебной дисциплины

«Раннее эстетическое развитие»

для детей 5 – 6 лет

Срок реализации 1 год

Составитель: учитель первой  квалификационной категории

МКОУ ДОД “Поворинской ДШИ”

Леонова Светлана Алексеевна 

2014/2015 учебный год

                                              Пояснительная записка

Цель учебной дисциплины:

Раннее эстетическое развитие  в детской школе искусств, входит в комплекс дисциплин музыкально – теоретического цикла. Этот учебный предмет всецело направлен на овладение музыкально – ритмической культуры и подготовку детей к основному обучению в ДМШ.

Данная рабочая программа составлена на основе методических рекомендаций и программных требований для преподавателей подготовительных групп  ДШИ и ДМШ:  «Сольфеджио. Ритмика» (Москва,1988);  примерной программы ДШИ и ДМШ  по дисциплине «Раннего эстетического развития» И.В. Заводиной (Москва,2005); учебно-методического издания «Ритмика в детской музыкальной школе»   Г.С. Франио (Москва, 1997), а также многолетнего личного преподавательского опыта составителя программы Леоновой С.А.

Данная учебная дисциплина должна способствовать воспитанию  у детей основ интонационных навыков, чувства метра и ритма, закреплению теоретических понятий через движения, раскрытию общей музыкальности, формированию устойчивого интереса к музыкальному обучению в целом, нравственно-эстетическому воспитанию, приобщению к мировой музыкальной культуре.

Задачи учебной дисциплины:

  1. музыкально-эстетическое воспитание детей;
  2. развитие интонационных навыков, музыкального слуха и музыкального кругозора;
  3. помочь в освоении метроритмической структуры музыки;
  4. развивать у детей восприятие характера музыки, музыкально – выразительные представления и творческую активность; умение передавать музыку через движение и контролировать свои мышечные ощущения;  элементов музыкальной грамоты;
  5. познакомить детей с основными (базовыми) теоретическими понятиями в увлекательной форме;
  6. формировать яркие, определенные ритмические образы, образные ассоциации;
  7. работать над развитием двигательного аппарата у детей, двигательной чувствительности;

Основной способ решения этих задач – создание таких условий на занятиях по «Раннему эстетическому развитию», чтобы дети как можно чаще слышали образцы высокохудожественной музыки, воспринимали её через разнообразные движения.

Условия реализации программы:

  1. Программа рассчитана на 1 год обучения, 1 занятие в неделю, 36 занятий в год, каждое занятие по 45 минут.
  2. Количество учащихся в группах  –  8 – 12 человек.
  3. Одежда детей на занятиях должна быть удобной, не стесняющей движений и не вызывающей перегрева;  обувь – мягкой и устойчивой (чешки или мягкие тапочки).
  4. Занятия проводятся в просторном, хорошо проветриваемом  помещении.
  5. Часть помещения имеет ковровое покрытие.
  6. Стулья  ставятся вдоль стен, чтобы середина зала оставалась свободной для движения детей.
  7. Для занятий необходимы:  мячи средней величины,  простейшие ударные инструменты (бубны и т. п.), ленточки или платочки, крупные карточки с изображением длительностей и ритмических групп, а также другой наглядный материал.

Особенности работы с детьми 5 – 6 летнего возраста:

  1. Продолжительность каждой формы работы – не более 2-3 минут.
  2. Урок вмещает 20-30 музыкальных фрагментов.
  3. Каждый музыкальный фрагмент повторяется только с изменением  заданий 3-7 раз.
  4. Последовательность музыкального материала подбирается контрастно  по темпу, характеру, движениям.

Основные виды движений, используемые на уроках:

  1. ходьба: энергичный шаг, спокойный шаг, марш, ходьба на пятках и носках, топающий шаг, мелкие и широкие шаги, пружинящий шаг, высокий шаг;
  2. бег: легкий,  бег с высоким подъемом ног;
  3. подскоки: легкие и энергичные;
  4. прыжки: на двух ногах, поочередно на правой и левой ноге, на месте, с продвижением,
  5. движения рук;
  6. дирижирование;
  7. бросание и ловля мяча: удары мяча об пол, броски вверх, передача мяча.
  8. приседания или полуприседания;
  9. кружение;
  10. остановки;
  11. повороты;
  12. сгибание и разгибание корпуса;
  13. поднятие и опускание плеч.
Читайте также:  Развитие пола ребенка по неделями фото

Чем разнообразнее движения используются на ритмике, тем больше развивается координация и восприимчивость у детей к музыке.

Прогнозируемые результаты:

1.На занятиях  «Раннего эстетического развития»  у детей развиваются память и внимание, интонационные и творческие навыки.

    2.Учащиеся постепенно осваивают начало и окончание музыкальных фраз и предложений через четкие, конкретные движения, осваивают свободный переход от одного движения к другому.

3.Важным результатом занятий «Раннего эстетического развития»  является детская раскрепощенность, так как  именно она  лежит в основе полноценного развития творческой личности.

4.Постепенно у детей появляется уверенность в своих силах, проявляется находчивость, воспитываются активность, инициатива.

Таким образом, в тесной связи со всей учебно – воспитательной работой ДШИ  занятия «Раннего эстетического развития»  направлены на воспитание организованной, творческой, гармонически развитой личности.

  Средства обучения:

  1. Печатные пособия:

❖ демонстрационный материал: музыкальные инструменты. Комплект пособий для дошкольных учреждений и ДШИ, авторский материал.

2.Информационно – коммуникационные средства:

❖ CD и аудио записи;

             3.  Технические средства обучения: компьютер, музыкальный центр.

             4.  Учебно – практическое оборудование:

❖ музыкальные инструменты;

❖ аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления демонстрационного материала.

Содержание программы:

п/п

Содержание уроков ( темы)

1 четверть

1.

Марш. Движение по   кругу . Шаг-бег

2.

Временное понятие звука. Марш, перестройка в две шеренги. Бег. Музыкально-двигательные игры

   3.

Образные упражнения «Мышка и часы», «Птица кар», «Муравьи». Марш-бег

4.

Коллективное музицирование:р.н.п.2Как у наших у ворот», «Ах вы сени».

5.

Контрольный урок

2 четверть

1.

Марш. Перестройка в две, три шеренги.

Музыкально-двигательные игры «Жираф», «День и ночь», «Зайчики».

Упражнения на координацию, свободу шеи и плечевого пояса. Перестройка в два круга

2.

Упражнения на развитие ритмической памяти. Пальчиковые игры. Игры «Репка», «Медвежата», «Тетера», «Обезьянки». Речевые игры. Понятие сильной доли. Упражнения с мячом.

3.

Отстукивание ритмоблоков:груша.виноград,земляничка.

4.

Коллективное музицирование:р.н.п. « Как под горкой»

5.

Контрольный урок

3 четверть

1.

Знакомство с хороводным, приставным шагом, шагом «на каблук». Упражнения на координацию

   2.

Закрепление право-лево. Речевые, пальчиковые игры, ритмическое эхо

3.

Образные упражнения «Зонтик», «Барашек», «Сова». Марш-бег

    4.

Понятие «темп». Игры и упражнения. Танцы- полька, вальс (танцевальные импровизации)

   5.

Коллективное музицирование:р.н.п. « Во саду ли в огороде»

6.

Контрольный урок

4 четверть

1

Тактирование       . Осознанное восприятие длительностей. Танцевальные движения: «пружинка», приставной шаг, шаг польки, «ковырялочка», кружение парами. Упражнения на развитие координации и ритмической памяти. Пальчиковые и речевые игры. Сюжетные импровизации

2.

Речевые, пальчиковые игры, ритмическое эхо

3.

Отстукивание ритмоблоков:груша.виноград,земляничка.яблочко.

4.

Коллективное музицирование – повторение всех песен

Всего 36

Литература:

1. И.Бырченко. С песенкой по лесенке.-М.: «Советский композитор»,1996г.

1. И. Москальнова, М. Рейниш. Уроки сольфеджио в дошкольных группах детских музыкальных школ. – М.:  «Музыка», 1997.

2. Музыкально-двигательные упражнения в детском саду. – М.: «Просвещение», 1991.

3. Г.С. Франио.  Ритмика в детской музыкальной школе. – М.: «Пресс-соло»,1997.

4. Сольфеджио. Ритмика.  Методические рекомендации и программные требования для преподавателей подготовительных групп при детских музыкальных школах, музыкальных отделений школ искусств. – М.: «Музыка», 1988г.

5. М. Домогацкая, JL Чустова.  Программа-проект и методические рекомендации для преподавателей подготовительных групп детских музыкальных школ и школ искусств, вечерних школ общего музыкального образования, – М., 1998г.

6. Сольфеджио.  Программа для детских музыкальных школ, музыкальных отделений школ искусств, вечерних школ общего музыкального образования. – М.,2012.

7. В. Яновская. Ритмика. Практическое пособие для хореографических училищ.  – М. : «Музыка», 1979.

8. З.К. Шушкина. Ритмика.  Учебное пособие для вокальных отделений музыкальных училищ. – М.: «Музыка», 1967.

9. Н.А. Батчаева. Ритмика. Статья в интернете. 2002.

10.  Г. Франио.  Роль ритмики в эстетическом воспитании детей. Учебное пособие для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: «Советский композитор», 1989.

11. Г. Франио. Методическое пособие по ритмике для 2-го класса музыкальной школы. – М.: «Музыка»,  2005.

Источник