Программа работы с семьей воспитывающей ребенка с нарушениями развития
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №45 «Журавлики»
города Новочебоксарска Чувашской Республики
«Счастливы вместе»
Коррекционная программа психолого-педагогического сопровождения семей воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья, направленная на развитие конструктивных детско-родительских отношений семей
Подготовила: Долгова
Светлана Геннадьевна
педагог-психолог МБДОУ
«Детский сад №45
«Журавлики»
Телефон: 89176780224
Новочебоксарск -2017
Пояснительная записка:
В нашей стране, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста числа детей с ограниченными возможностями здоровья. В России частота появления на свет таких детей за десятилетие увеличилась в два раза. Ежегодно в стране рождается около 30 тысяч детей с врожденными наследственными заболеваниями.
Среди множества социальных проблем, стоящих перед государством в настоящее время, существует проблема социальной реабилитации детей с ОВЗ как наиболее уязвимой части населения, требующей внимания и помощи со стороны общества. Социализация ребенка с особыми образовательными потребностями не может быть достигнута без приобщения к этому процессу его семьи и, в первую очередь, родителей. Семья — микросоциум, в котором ребенок не только живет — здесь формируются его нравственные качества, отношение к миру людей, представления о характере межличностных связей. Семья как общественный институт осуществляет функцию социализации ребенка. Именно в семье у ребенка складываются первые представления о
человеческих ценностях, нормах поведения, характере взаимоотношений между людьми.
В семье дети не только подражают близким, но и ориентируются на их социальные и нравственные установки. Уровень психологической зрелости родителей, их идеалы, опыт
социального общения часто играют в развитии ребенка решающую роль.
Рождение в семье ребенка с особенностями развития – это тяжелое испытание для всех членов семьи. Родители порой затрудняются определить свою роль в сложившейся ситуации, не всегда умеют создать условия, позволяющие ребенку нормально развиваться, обучаться и самореализоваться. Болезнь ребенка зачастую меняет весь привычный уклад жизни в семье. Возникают неровные, конфликтные отношения между супругами и другими членами семьи. Как считают психологи, в большинстве случаев матери сильнее подвержены стрессу и дольше находятся в психотравмирующей ситуации, чем все остальные родственники «особого» ребенка. Они испытывают чувство вины за рождение такого ребенка, им очень трудно свыкнуться с мыслью, что именно их ребенок «не такой, как все». Незнание особенностей воспитания, растерянность, чувство стыда за то, что «родили неполноценного малыша», страх за будущее своего «особенного» ребенка, приводят к тому, что семьи отгораживаются от близких, друзей, знакомых, социума, предпочитая переносить свое горе в одиночку. Семьи, имеющие детей с нарушениями развития, нуждаются в психологической помощи с первых месяцев жизни ребенка. Исследования ученых подтверждают, что чем раньше начато оказание помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), тем больших результатов удается достичь.
В этой связи одним из важных направлений в сопровождении семей воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья является реализация программы, направленной на развитие конструктивных детско-родительских отношений.
Цель: содействие созданию конструктивных детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи программы:
- Способствовать установлению доверительных отношений между родителями и детьми.
- Учить родителей воспринимать ребенка с особенностями развития как естественную реальность, учитывая при этом приоритет его интересов.
- Выработать новые навыки взаимодействия с ребенком, увеличив время совместного пребывания родителей и детей.
- Обучение родителей приёмам безоценочного, принимающего, демократического взаимодействия с детьми.
Целевой группой реализации программы являются одновременно дети с ОВЗ и их родители. Режим проведения занятий – 1 раз в месяц в малых группах во вторую половину дня. Продолжительность занятий 30-40 минут. Программа состоит из 7 занятий.
Основанием для включения в группу для занятий являются диагностические результаты социограммы «Моя семья» и результаты анкетирования родителей воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.
Предполагаемые результаты реализации программы
Результатом реализации программы должно стать:
- построение каждым участником определенной модели оптимальных взаимоотношений с детьми, позволяющей расширить и укрепить позитивные контакты родителей с детьми.
- создание конструктивных детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
- установление доверительных отношений между родителями и детьми с ограниченными возможностями здоровья.
- повышение психологической компетентности родителей воспитывающих детей с ОВЗ.
- формирование чувства уверенности в себе, в своих возможностях, чувства защищенности, самоценности (повышение активности общения детей и их творческой инициативности, значительное снижение конфликтности).
Содержание программы:
№ пп | Тема занятия | Цели и задачи | Содержание |
Занятие №1 «Знакомство» | Установление доверительных отношений между родителями и детьми, сотрудничество родителя и ребенка. | 1. Приветствие «Дай ладошечку, моя крошечка» 2. Упражнение «Знакомство» 3. Упражнение «Самый-самый» 4. Арт-техника «Совместный рисунок» 5. Релаксация «Эмбрион» 6. Рефлексия | |
Занятие № 2 «Вместе с мамой» | Снятие эмоционального напряжения, установление доверительных отношений между родителями и детьми. | 1. Приветствие 2. Упражнение «Найди своего ребенка (маму)» 3. Упражнение «Закончить предложение» 4. Релаксация «Дождь в лесу» 5. Упражнение «Изготовление поделок». 6. Рефлексия | |
Занятие № 3 «Приходи, сказка!» | Выработка новых навыков взаимодействия с ребенком. | 1. Приветствие 2.Детско-родительская игра «Найди свой цветок» 3. Ритуал вхождения в сказку 4. Чтение и демонстрация сказки «Цветок по имени Незабудка» 5. Ритуал выхода из сказки 6. Арт-техника «Рисование незабудки» 7. Рефлексия | |
Занятие № 4 «Моя семья» | Создание конструктивных детско-родительских отношений. | 1. Приветствие 2. Упражнение «Волшебный камень» 3.Психогимнастика 4.Арт-техника «Моя семья» 5. Презентация своей семьи 6. Упражнение «Вылови камушки из воды» 7. Рефлексия | |
Занятие № 5 «Сказка в песочнице» | Снятие эмоционального напряжения, установление позитивного диалога между ребенком и родителем. | 1. Приветствие «Подари улыбку» 2. Упражнение «Мне нравится» 3. Упражнение «Ромашка» 4. Упражнение «Узоры на песке». 5. Песочная страна 6. Рефлексия | |
Занятие № 6 «Противоположности» | Разрешение детско-родительских конфликтов. | 1.Приветствие «Нестандартное приветствие» 2. Упражнение «Похвала» 3.Упражнение «Противоположности: конфликт “нападающего” и “защищающегося”» 4. Упражнение «Поссорились». 5.Упражнение «Совместное творчество» 6. Рефлексия | |
Занятие № 7 «Гармония в семье» | Установление теплых, позитивных эмоциональных отношений. | 1. Приветствие «Дай ладошечку, моя крошечка» 2. Упражнение «Мостик» 3. Упражнение «Солнце любви» 4. Упражнение «Я хороший родитель потому что…». 5. Арт-техника “Ладошки” 6. Упражнение «Дыхание Доброго Животного» 7. Рефлексия |
Каждое занятие включает три части: вводную (или разминку), основную и заключительную. Каждая часть решает несколько самостоятельных задач, определяющих ее содержание.
Вводная часть ставит своей целью подготовить участников группы к непривычной для них форме работы.
Основная часть занятия занимает большую часть времени и по своему содержанию представляет реализацию соответствующих задач данного занятия.
Заключительная часть ставит своей целью снятие эмоционального возбуждения и рефлексию содержания занятия каждым участником в отдельности и всей группы в целом. Обсуждение итогов занятия проводится в кругу в форме беседы по вопросам, позволяющим обмениваться впечатлениями и мнениями.
Оценка эффективности реализации программы
До начала реализации программы проводятся социограмма «Моя семья» (Приложение №1) и анкетирование родителей (Приложение №2), позволяющие выявить характер взаимоотношений в семье и трудности в воспитании ребенка с ОВЗ. По итогам реализации программы проводится повторная диагностика по социограмме «Моя семья» и опросник родительского отношения (Приложение 4). Сравнение результатов констатирующего и контрольного этапов реализации программы позволят сделать вывод о наличии динамики в установлении доверительных взаимоотношений и создании конструктивных детско-родительских отношений.
Диагностический инструментарий:
- Анкетирование родителей.
- Социограмма «Моя семья» (B. B. Ткачева)
- Опросник родительского отношения (А.Я.Варга, В.В.Столин)
Список средств обучения
- Музыкальное сопровождение, ноутбук, проектор.
- Атрибуты для проведения игр и игровых упражнений.
Информационные ресурсы
1. Ткачёва В.В. Гармонизация внутрисемейных отношений: мама, папа, я – дружная семья. Практикум по формированию адекватных внутрисемейных отношений. М.: Изд-во «ГНОМ и Д», 2000.
2. Ткачева В.В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии: практикум по формированию адекватных отношений.- М.: Гном-Пресс, 1999.
3. Ткачева В.В. Технологии психологического изучения семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии. Психология, 2006 г.
4. Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. https://e-koncept.ru/2015/95052.htm
5. https://testoteka.narod.ru/dro/1/03.html
6. https://www.ya-roditel.ru/national-campaign/regions2/programma-po-korrektsii-detsko-roditelskikh-vzaimootnosheniy-smozhem-vmeste/
Источник
КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КАМЧАТСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Реабилитационная программа для родителей
детей с нарушениями в развитии
Срок реализации: 01.03.2018 г. – 31.04.2018 г.
Целевая группа – родители, воспитывающие детей с нарушениями в развитии, наполняемость – 5-7 человек в группе.
Форма реализации: очно – заочная с применением дистанционных технологий.
Количество учебных часов: 26 часов,
из них: лекционные – 5 ч. (очно),
практические – 21 ч. (очно).
Педагог-психолог___________________И.В.Османова
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В современных социально-экономических условиях значительно обострились проблемы социальной адаптации и реабилитации лиц с особыми потребностями. Несмотря на множество предложенных форм образования и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, семья, воспитывающая ребенка-инвалида, сталкивается с трудностями в решении педагогических, социально-психологических и правовых задач.
Семья не может воспитывать ребенка изолированно от других воспитательных институтов, так как ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) посещает дошкольное учреждение, школу, различные центры и другие образовательные учреждения.
Семья, имеющая ребенка с особыми нуждами – это семья, где происходит дезинтеграция семейных отношений. Болезнь ребенка зачастую меняет весь привычный уклад жизни в семье. Возникают неровные, конфликтные отношения между супругами и другими членами семьи. Также, появление в семье ребенка-инвалида может вызвать стремление родителей к изоляции от общества.
Родители затрудняются определить свою роль в новых сложных условиях, они не всегда умеют создать условия, позволяющие ребенку нормально развиваться, обучаться и самореализовываться. Самостоятельно изменить сложившуюся ситуацию многие семьи не способны. Родителю, не включенному в коррекционный и абилитационный процесс, сложно изменить сложившиеся стереотипы своего взаимодействия с ребенком, что тормозит сам процесс коррекции и абилитации. При оказании своевременной психолого-педагогической помощи повышаются шансы успешной адаптации детей-инвалидов и их семей к общественной жизни и укрепления морального и психологического климата в таких семьях.
Поэтому в деятельности любого образовательного учреждения, где воспитываются и обучаются дети-инвалиды, необходимо развивать сотрудничество специалистов с родителями, активизировать формы работы по взаимодействию образовательного учреждения с семьей, совершенствовать систему комплексного психолого-педагогического сопровождения.
Для специалистов и педагогов установление отношений сотрудничества с родителями, взаимодействие с семьей предполагает изменение перспективы профессиональной деятельности, дает ощущение востребованности собственной деятельности, пробуждает ресурсы для творчества, поиска новых форм работы, выбора методического подхода, повышает эффективность и результативность деятельности.
Для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, сотрудничество с педагогом расширяет представление о собственной компетентности, придает уверенность в своих силах, способствует пониманию своих возможностей и компенсаторных возможностей ребенка, активному участию в процессе обучения и воспитания, помогает родителю и ребенку адекватно взаимодействовать друг с другом.
В программу включены мероприятия, направленные на поддержку семей, воспитывающих детей-инвалидов, на развитие системы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и их родителей в условиях ГООУ ЦПМСС, на активное использование в деятельности специалистов новых форм работы по взаимодействию с семьей и сотрудничеству с родителями.
Актуальность проблемы
Самая главная проблема – это постоянный стресс родителей, они совершенно не подготовлены к рождению ребёнка с нарушениями в развитии и при этом не знают как себя вести. Очень часто отцы покидают семью, не справляясь с возникающими трудностями, а матери вынуждены брать всю заботу о ребёнке и семье на себя. Из-за этого возникает комплекс проблем и в результате семья оказывается в трудной жизненной ситуации. Существуют и сопутствующие проблемы, которые ещё больше утяжеляют ситуацию:
• Социальная исключённость;
• Дезинтеграция семейной системы и внутрисемейных отношений;
• Депривация в отношениях между родителями и ребенком;
• Повышенная тревожность и мнительность;
• Затруднения родителей в определении своей конкретной роли в новых сложных условиях жизни;
• Незнание родителей психологических особенностей и возможностей своего ребёнка;
• Социально-профессиональные проблемы;
• Гиперопека родителей над детьми.
Самостоятельно изменить сложившуюся ситуацию многие семьи не способны. Родителю, не включенному в коррекционный и абилитационный процесс и в «терапевтическую среду», сложно изменить сложившиеся стереотипы своего взаимодействия с ребенком, что тормозит сам процесс коррекции и абилитации. Особое значение при этом приобретает переориентирующая деятельность специалистов, работающих с этой категорией семей. Деятельность по программе направлена на активизацию ключевых ресурсов самой семьи.
Работа с родителями, воспитывающими детей-инвалидов, строится в соответствии с тремя направлениями:
1) исследование потребностей, ожиданий, возможностей, потенциала семьи;
2) изучение родительских позиций и личных особенностей родителей;
3) активное включение родителей в реабилитационные (абилитационные) мероприятия.
На основе анкетирования, наблюдения за поведением родителей, бесед с ними, их отношения к ограниченным возможностям, создаётся программа помощи родителям.
Специалисты центра повышают самооценку родителей, выслушивают и поддерживают родителей с повышенной тревожностью. В ходе работы с семьёй ребёнка-инвалида необходимо научить родителей и других родственников принимать ребёнка таким, какой он есть, сочувствовать ему, создавать условия, стимулирующие его умственное, физическое и эмоциональное развитие, так как именно в семье ребенок-инвалид в состоянии включиться в жизнь – в мир её звуков, ощущений, образов, предметов.
Мы являемся социально-психологическими партнёрами, которые развивают у родителей навык самостоятельного преодоления трудной жизненной ситуации и повышают родительскую мотивацию.
Цель и задачи программы — оказание психологической помощи родителям, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, коррекция их эмоционально-волевой сферы, обучение приемам саморегуляции психического состояния, способствовать повышению психолого-педагогической компетентности родителей.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
В программу включены занятия, направленные на психологическую поддержку родителей, самопознание и самоанализ, психокоррекцию.
Формы и методы работы:
- В ходе реализации программы используются индивидуальные, групповые формы работы (очно/дистанционно) с участниками.
- Методы работы: интерактивные методы (анкетирование, наблюдение, лекция, консультирование, круглый стол, дискуссия, мозговой штурм, групповой тренинг, практические занятия), арт-терапия в группах и индивидуально.
Тематический план.
№ | Тематика занятий | Лекции (ч.) | Практические занятия (ч.) | Всего часов | Форма проведения |
1 | Подготовительный этап Круглый стол Организация психологического сопровождения в условиях центра. | 2 | 2 | очно | |
2 | Основной этап 1) Теоретическая часть (лекции) «Абилитация и реабилитация: что это такое, в чем разница?» «Конфликт как этап становления личности» «Особенности воспитания детей с ограниченными возможностями» «Роль игры в развитии ребенка» «Родительская эффективность» 2) Практическая часть (групповые занятия) «Кто я?» групповой тренинг «Мои чувства» групповой тренинг «Конструктивное разрешение конфликта» «Учимся требовать и контролировать» «Я – родитель» групповой тренинг «Роль семьи» групповой тренинг «Счастливая семья» групповой тренинг | 1 1 1 1 1 | 2 3 2 3 2 2 2 | 1 1 1 1 1 2 3 2 3 2 2 2 | очно очно очно очно очно очно очно очно очно очно очно очно |
3 | 3. Заключительный этап Подведение итогов. Круглый стол. | 3 | 3 | очно | |
ИТОГО | 5 | 21 | 26 |
1. Подготовительный этап
Круглый стол
Организация психологического сопровождения в условиях центра.
- знакомство с участниками группы
- обсуждение организационных моментов
- анкетирование, тестирование
• установление контакта с группой
2. Основной этап
1) Теоретическая часть (лекции)
«Абилитация и реабилитация: что это такое, в чем разница?»
«Конфликт как этап становления личности»
«Особенности воспитания детей с ограниченными возможностями»
«Роль игры в развитии ребенка»
«Родительская эффективность»
• способствовать повышению компетентности родителей
• мотивировать родителей к обучению
2) Практическая часть (групповые занятия)
«Кто я?» групповой тренинг
• познание себя
• коррекция эмоционально-волевой сферы
•
«Мои чувства» групповой тренинг
• развитие умения выражать свои чувства
• развитие саморегуляции и самоконтроля
• коррекция эмоционально-волевой сферы
• снятие эмоционального напряжения
«Конструктивное разрешение конфликта»
• формирование эффективных навыков поведения в конфликте
• сплочение коллектива, развитие умений и навыков командного взаимодействия
«Роль семьи» групповой тренинг
• осознание ролевых функций членов семьи
• мотивация родителей на социально значимые семейные ценности
• роли семьи в формировании личности и особенности воспитания ребенка с ограниченными возможностями
«Я – родитель» групповой тренинг
• формирование доверительных отношений
• осознание родительской позиции и целей воспитания
«Учимся требовать и контролировать»
• формирование умения регулировать контролирующие функции в соответствии с зонами контроля за ребенком
«Счастливая семья» групповой тренинг
- оказание эмоциональной поддержки родителям
• снятие чувства напряжения и тревоги
• способствование улучшению детско-родительских отношений
• формирование навыков эффективного взаимодействия
- оказание психологической и эмоциональной поддержки родителям
3. Заключительный этап
Подведение итогов. Круглый стол.
- подведение итогов программы реабилитации для родителей
• диагностика внутри групповой динамики в конце работы группы
- получение участниками программы обратной связи
Источник