Программа работы с семьей воспитывающей ребенка с нарушениями развития

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение

«Детский сад №45 «Журавлики»

города Новочебоксарска  Чувашской Республики

«Счастливы вместе»

Коррекционная программа психолого-педагогического сопровождения семей воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья, направленная на развитие конструктивных детско-родительских отношений семей

Подготовила: Долгова

Светлана Геннадьевна

педагог-психолог МБДОУ

«Детский сад №45

«Журавлики»

Телефон: 89176780224

Новочебоксарск -2017

Пояснительная записка:

В нашей стране, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста числа детей с ограниченными возможностями здоровья. В России частота  появления на свет таких детей за десятилетие увеличилась в два раза. Ежегодно в стране рождается около 30 тысяч детей с врожденными наследственными заболеваниями.

Среди множества социальных проблем, стоящих перед государством в настоящее время,  существует проблема  социальной реабилитации детей с ОВЗ как наиболее уязвимой части населения, требующей внимания и помощи со стороны общества. Социализация ребенка с особыми образовательными потребностями не может быть достигнута без приобщения к этому процессу его семьи и, в первую очередь, родителей. Семья — микросоциум, в котором ребенок не только живет — здесь формируются его нравственные качества, отношение к миру людей, представления о характере межличностных связей. Семья как общественный институт осуществляет функцию социализации ребенка. Именно в семье у ребенка складываются первые представления о

человеческих ценностях, нормах поведения, характере взаимоотношений между людьми.

В семье дети не только подражают близким, но и ориентируются на их социальные и нравственные установки. Уровень психологической зрелости родителей, их идеалы, опыт

социального общения часто играют в развитии ребенка решающую роль.

Рождение в семье ребенка с особенностями развития – это тяжелое испытание для всех членов семьи. Родители порой затрудняются определить свою роль в сложившейся ситуации, не всегда умеют создать условия, позволяющие ребенку нормально развиваться, обучаться и самореализоваться. Болезнь ребенка зачастую меняет весь привычный уклад жизни в семье. Возникают неровные, конфликтные отношения между супругами и другими членами семьи. Как считают психологи, в большинстве случаев матери сильнее подвержены стрессу и дольше находятся в психотравмирующей ситуации, чем все остальные родственники «особого» ребенка. Они испытывают чувство вины за рождение такого ребенка, им очень трудно свыкнуться с мыслью, что именно их ребенок «не такой, как все». Незнание особенностей воспитания, растерянность, чувство стыда за то, что «родили неполноценного малыша», страх за будущее своего «особенного» ребенка, приводят к тому, что семьи отгораживаются от близких, друзей, знакомых, социума, предпочитая переносить свое горе в одиночку. Семьи, имеющие детей с нарушениями развития, нуждаются в психологической помощи с первых месяцев жизни ребенка. Исследования ученых подтверждают, что чем раньше начато оказание помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), тем больших результатов удается достичь.

В этой связи одним из важных направлений в сопровождении семей воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья является реализация программы, направленной на развитие конструктивных детско-родительских отношений.

Цель: содействие созданию конструктивных детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи программы:

  1. Способствовать установлению доверительных отношений между родителями и детьми.
  2. Учить родителей воспринимать ребенка с особенностями развития как естественную реальность, учитывая при этом приоритет его интересов.
  3. Выработать новые навыки взаимодействия с ребенком, увеличив время совместного пребывания родителей и детей.
  4. Обучение родителей приёмам безоценочного, принимающего, демократического взаимодействия с детьми.

Целевой группой реализации программы являются одновременно  дети с ОВЗ и их родители.  Режим проведения занятий – 1 раз в месяц в малых группах во вторую половину дня.  Продолжительность занятий 30-40 минут. Программа состоит из 7 занятий.

Основанием для включения в группу для занятий являются диагностические результаты социограммы «Моя семья» и результаты анкетирования  родителей воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.

Предполагаемые результаты реализации программы

Результатом реализации программы должно стать:

  • построение каждым участником определенной модели оптимальных взаимоотношений с детьми, позволяющей расширить и укрепить позитивные контакты родителей с детьми.
  • создание конструктивных детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
  • установление доверительных отношений между родителями и детьми с ограниченными возможностями здоровья.
  • повышение психологической компетентности родителей воспитывающих детей с ОВЗ.
  • формирование чувства уверенности в себе, в своих возможностях, чувства защищенности, самоценности (повышение активности общения детей и их творческой инициативности, значительное снижение конфликтности).
Читайте также:  Здоровье и развитие ребенка экспресс

Содержание программы:

№ пп

Тема занятия

Цели и задачи

Содержание

    Занятие №1 «Знакомство»

    Установление доверительных отношений между родителями и детьми, сотрудничество родителя и ребенка.

    1. Приветствие «Дай ладошечку, моя крошечка»

    2. Упражнение «Знакомство»

    3. Упражнение «Самый-самый»

    4. Арт-техника «Совместный рисунок»

    5. Релаксация «Эмбрион»

    6. Рефлексия

      Занятие № 2 «Вместе с мамой»

      Снятие эмоционального напряжения, установление доверительных отношений между родителями и детьми.

      1. Приветствие

      2. Упражнение «Найди своего ребенка (маму)»

      3. Упражнение «Закончить предложение»

      4. Релаксация «Дождь в лесу»

      5. Упражнение «Изготовление поделок».

      6. Рефлексия

        Занятие № 3 «Приходи, сказка!»

        Выработка новых навыков взаимодействия с ребенком.

        1. Приветствие

        2.Детско-родительская игра «Найди свой цветок»

        3. Ритуал вхождения в сказку

        4.  Чтение и демонстрация сказки «Цветок по имени Незабудка»

        5. Ритуал выхода из сказки

        6. Арт-техника «Рисование незабудки»

        7. Рефлексия

          Занятие № 4 «Моя семья»

          Создание конструктивных детско-родительских отношений.

          1. Приветствие

          2. Упражнение «Волшебный камень»

          3.Психогимнастика

          4.Арт-техника «Моя семья»

          5. Презентация своей семьи

          6. Упражнение «Вылови камушки из воды»

          7. Рефлексия

            Занятие № 5 «Сказка в песочнице»

            Снятие эмоционального напряжения, установление позитивного диалога между ребенком и родителем.

            1. Приветствие «Подари улыбку»

            2. Упражнение «Мне нравится»

            3. Упражнение «Ромашка»

            4. Упражнение «Узоры на песке».

            5. Песочная страна

            6. Рефлексия

              Занятие № 6 «Противоположности»

              Разрешение детско-родительских конфликтов.

              1.Приветствие «Нестандартное приветствие»

              2. Упражнение «Похвала»

              3.Упражнение «Противоположности: конфликт “нападающего” и “защищающегося”»

              4. Упражнение «Поссорились».

              5.Упражнение «Совместное творчество»

              6. Рефлексия

                Занятие № 7 «Гармония в семье»

                Установление теплых, позитивных эмоциональных отношений.

                1. Приветствие «Дай ладошечку, моя крошечка»

                2. Упражнение «Мостик»

                3. Упражнение «Солнце любви»

                4. Упражнение «Я хороший родитель потому что…».

                5. Арт-техника “Ладошки”

                6. Упражнение «Дыхание Доброго Животного»

                7. Рефлексия

                Каждое занятие включает три части: вводную (или разминку), основную и заключительную. Каждая часть решает несколько самостоятельных задач, определяющих ее содержание.

                Вводная часть ставит своей целью подготовить участников группы к непривычной для них форме работы.

                Основная часть занятия занимает большую часть времени и по своему содержанию представляет реализацию соответствующих задач данного занятия.

                Заключительная часть ставит своей целью снятие эмоционального возбуждения и рефлексию содержания занятия каждым участником в отдельности и всей группы в целом. Обсуждение итогов занятия проводится в кругу в форме беседы по вопросам, позволяющим обмениваться впечатлениями и мнениями.

                Оценка эффективности реализации программы

                До начала реализации программы проводятся социограмма «Моя семья» (Приложение №1) и анкетирование родителей (Приложение №2), позволяющие выявить характер взаимоотношений в семье и  трудности в воспитании ребенка с ОВЗ.   По итогам реализации программы проводится повторная диагностика по социограмме «Моя семья» и опросник родительского отношения (Приложение 4). Сравнение результатов констатирующего и контрольного этапов реализации программы позволят сделать вывод о наличии динамики в установлении доверительных взаимоотношений и создании конструктивных детско-родительских отношений.

                Диагностический инструментарий: 

                • Анкетирование родителей.
                • Социограмма «Моя семья» (B. B. Ткачева)
                • Опросник родительского отношения  (А.Я.Варга, В.В.Столин)

                Список средств обучения

                • Музыкальное сопровождение, ноутбук, проектор.
                • Атрибуты для проведения игр и игровых упражнений.

                Информационные ресурсы

                1. Ткачёва В.В. Гармонизация внутрисемейных отношений: мама, папа, я – дружная семья. Практикум по формированию адекватных внутрисемейных отношений. М.: Изд-во «ГНОМ и Д», 2000.

                2. Ткачева В.В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии: практикум по формированию адекватных отношений.- М.: Гном-Пресс, 1999.

                3. Ткачева В.В. Технологии психологического изучения семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии. Психология, 2006 г.

                4. Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. https://e-koncept.ru/2015/95052.htm

                5.  https://testoteka.narod.ru/dro/1/03.html

                6. https://www.ya-roditel.ru/national-campaign/regions2/programma-po-korrektsii-detsko-roditelskikh-vzaimootnosheniy-smozhem-vmeste/

                Источник

                КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

                «КАМЧАТСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

                Реабилитационная программа для родителей

                детей с нарушениями в развитии

                Срок реализации: 01.03.2018 г. – 31.04.2018 г.

                Целевая группа – родители, воспитывающие детей с нарушениями в развитии, наполняемость – 5-7 человек в группе.

                Форма реализации: очно – заочная с применением дистанционных технологий.

                Количество учебных часов: 26 часов,

                из них:  лекционные – 5 ч. (очно),

                            практические – 21 ч. (очно).  

                Педагог-психолог___________________И.В.Османова

                ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

                     В современных социально-экономических условиях значительно обострились проблемы социальной адаптации и реабилитации лиц с особыми потребностями. Несмотря на множество предложенных форм образования и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, семья, воспитывающая ребенка-инвалида, сталкивается с трудностями в решении педагогических, социально-психологических и правовых задач.

                Читайте также:  Гимнастика мозга или легкие способы развития ребенка скачать

                     Семья не может воспитывать ребенка изолированно от других воспитательных институтов, так как ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) посещает дошкольное учреждение, школу, различные центры и другие образовательные учреждения.

                     Семья, имеющая ребенка с особыми нуждами – это семья, где происходит дезинтеграция семейных отношений. Болезнь ребенка зачастую меняет весь привычный уклад жизни в семье. Возникают неровные, конфликтные отношения между супругами и другими членами семьи. Также, появление в семье ребенка-инвалида может вызвать стремление родителей к изоляции от общества.

                     Родители затрудняются определить свою роль в новых сложных условиях, они не всегда умеют создать условия, позволяющие ребенку нормально развиваться, обучаться и самореализовываться. Самостоятельно изменить сложившуюся ситуацию многие семьи не способны. Родителю, не включенному в коррекционный и абилитационный процесс, сложно изменить сложившиеся стереотипы своего взаимодействия с ребенком, что тормозит сам процесс коррекции и абилитации. При оказании своевременной психолого-педагогической помощи повышаются шансы успешной адаптации детей-инвалидов и их семей к общественной жизни и укрепления морального и психологического климата в таких семьях.

                     Поэтому в деятельности любого образовательного учреждения, где воспитываются и обучаются дети-инвалиды, необходимо развивать сотрудничество специалистов с родителями, активизировать формы работы по взаимодействию образовательного учреждения с семьей, совершенствовать систему комплексного психолого-педагогического сопровождения.

                     Для специалистов и педагогов установление отношений сотрудничества с родителями, взаимодействие с семьей предполагает изменение перспективы профессиональной деятельности, дает ощущение востребованности собственной деятельности, пробуждает ресурсы для творчества, поиска новых форм работы, выбора методического подхода, повышает эффективность и результативность деятельности.

                     Для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, сотрудничество с педагогом расширяет представление о собственной компетентности, придает уверенность в своих силах, способствует пониманию своих возможностей и компенсаторных возможностей ребенка, активному участию в процессе обучения и воспитания, помогает родителю и ребенку адекватно взаимодействовать друг с другом.

                     В программу включены мероприятия, направленные на поддержку семей, воспитывающих детей-инвалидов, на развитие системы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и их родителей в условиях ГООУ ЦПМСС, на активное использование в деятельности специалистов новых форм работы по взаимодействию с семьей и сотрудничеству с родителями.

                Актуальность проблемы

                     Самая главная проблема – это постоянный стресс родителей, они совершенно не подготовлены к рождению ребёнка с нарушениями в развитии и при этом не знают как себя вести. Очень часто отцы покидают семью, не справляясь с возникающими трудностями, а матери вынуждены брать всю заботу о ребёнке и семье на себя. Из-за этого возникает комплекс проблем и в результате семья оказывается в трудной жизненной ситуации. Существуют и сопутствующие проблемы, которые ещё больше утяжеляют ситуацию:

                •        Социальная исключённость;

                •        Дезинтеграция семейной системы и внутрисемейных отношений;

                •        Депривация в отношениях между родителями и ребенком;

                •        Повышенная тревожность и мнительность;

                •        Затруднения родителей в определении своей конкретной роли в новых сложных условиях жизни;

                •        Незнание родителей  психологических особенностей и возможностей своего ребёнка;

                •        Социально-профессиональные проблемы;

                •        Гиперопека родителей над детьми.

                     Самостоятельно изменить сложившуюся ситуацию многие семьи не способны. Родителю, не включенному в коррекционный и абилитационный процесс и в «терапевтическую среду», сложно изменить сложившиеся стереотипы своего взаимодействия с ребенком, что тормозит сам процесс коррекции и абилитации. Особое значение при этом приобретает переориентирующая деятельность специалистов, работающих с этой категорией семей. Деятельность по программе направлена на активизацию ключевых ресурсов самой семьи.

                     Работа с родителями, воспитывающими детей-инвалидов, строится в соответствии с тремя направлениями:

                     1)         исследование потребностей, ожиданий, возможностей, потенциала семьи;

                     2)          изучение родительских позиций и личных особенностей родителей;

                     3)         активное включение родителей в реабилитационные (абилитационные) мероприятия.

                   На основе анкетирования, наблюдения за поведением родителей, бесед с ними, их отношения к ограниченным возможностям, создаётся программа помощи родителям.

                Читайте также:  Как помогать ребенку до года развитие по месяцам

                     Специалисты центра повышают самооценку родителей, выслушивают и поддерживают родителей с повышенной тревожностью. В ходе работы с семьёй ребёнка-инвалида необходимо научить родителей и других родственников принимать ребёнка таким, какой он есть, сочувствовать ему, создавать условия, стимулирующие его умственное, физическое и эмоциональное развитие, так как именно в семье ребенок-инвалид в состоянии включиться в жизнь – в мир её звуков, ощущений, образов, предметов.

                     Мы являемся социально-психологическими партнёрами, которые развивают у родителей навык самостоятельного преодоления трудной жизненной ситуации и повышают родительскую мотивацию.

                     Цель и задачи программы — оказание психологической помощи родителям, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, коррекция их эмоционально-волевой сферы, обучение приемам саморегуляции психического состояния, способствовать повышению психолого-педагогической компетентности родителей.

                СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

                     В программу включены занятия, направленные на психологическую поддержку родителей, самопознание и самоанализ, психокоррекцию.

                     Формы и методы работы:

                • В ходе реализации программы используются индивидуальные, групповые формы работы (очно/дистанционно) с участниками.
                • Методы работы: интерактивные методы (анкетирование, наблюдение,  лекция, консультирование, круглый стол, дискуссия, мозговой штурм, групповой тренинг, практические занятия),  арт-терапия  в группах и индивидуально.

                Тематический план.

                Тематика занятий

                Лекции (ч.)

                Практические занятия (ч.)

                Всего часов

                Форма проведения

                1

                Подготовительный этап

                Круглый стол

                Организация психологического сопровождения в условиях центра.

                2

                2

                очно

                2

                Основной этап

                1) Теоретическая часть (лекции)

                «Абилитация и реабилитация: что это такое, в чем разница?»

                «Конфликт как этап становления личности»

                «Особенности воспитания детей с ограниченными возможностями»

                «Роль игры в развитии ребенка»

                «Родительская эффективность»

                2) Практическая часть (групповые занятия)

                «Кто я?» групповой тренинг

                «Мои чувства» групповой тренинг

                «Конструктивное разрешение конфликта»

                «Учимся требовать и контролировать»

                «Я – родитель» групповой тренинг

                 «Роль семьи» групповой тренинг  

                «Счастливая семья» групповой тренинг

                1

                1

                1

                1

                1

                2

                3

                2

                3

                2

                2

                2

                1

                1

                1

                1

                1

                2

                3

                2

                3

                2

                2

                2

                очно

                очно

                очно

                очно

                очно

                очно

                очно

                очно

                очно

                очно

                очно

                очно

                3

                3. Заключительный этап

                Подведение итогов.

                Круглый стол.

                3

                3

                очно

                ИТОГО

                5

                21

                26

                1. Подготовительный этап

                Круглый стол

                Организация психологического сопровождения в условиях центра.

                • знакомство с участниками группы
                • обсуждение организационных моментов
                • анкетирование, тестирование

                     •   установление контакта с группой

                2. Основной этап

                1) Теоретическая часть (лекции)

                «Абилитация и реабилитация: что это такое, в чем разница?»

                «Конфликт как этап становления личности»

                «Особенности воспитания детей с ограниченными возможностями»

                «Роль игры в развитии ребенка»

                «Родительская эффективность»

                     •   способствовать повышению компетентности родителей

                     •   мотивировать родителей к обучению

                2) Практическая часть (групповые занятия)

                «Кто я?» групповой тренинг

                     •   познание себя

                     •   коррекция эмоционально-волевой сферы

                     •  

                «Мои чувства» групповой тренинг

                     •   развитие умения выражать свои чувства

                     •   развитие саморегуляции и самоконтроля

                     •   коррекция эмоционально-волевой сферы

                     •   снятие эмоционального напряжения

                «Конструктивное разрешение конфликта»

                     •   формирование эффективных навыков поведения в конфликте

                     •   сплочение коллектива, развитие умений и навыков командного взаимодействия

                 «Роль семьи» групповой тренинг  

                     •   осознание ролевых функций членов семьи

                     •   мотивация родителей на социально значимые семейные ценности

                     •   роли семьи в формировании личности и особенности воспитания ребенка с ограниченными возможностями

                 «Я – родитель» групповой тренинг

                     •   формирование доверительных отношений

                     •   осознание родительской позиции и целей воспитания

                «Учимся требовать и контролировать»

                     •   формирование умения регулировать контролирующие функции в соответствии с зонами контроля за ребенком

                «Счастливая семья» групповой тренинг

                • оказание эмоциональной поддержки родителям

                     •   снятие чувства напряжения и тревоги

                     •   способствование улучшению детско-родительских отношений

                     •   формирование навыков эффективного взаимодействия

                • оказание психологической и эмоциональной поддержки родителям

                3. Заключительный этап

                Подведение итогов. Круглый стол.

                • подведение итогов программы реабилитации для родителей

                     •   диагностика внутри групповой динамики в конце работы группы

                • получение участниками программы обратной связи

                Источник