Программа работы с ребенком с задержкой психического развития

Данная коррекционно-развивающая программа необходима в условиях современного образования работы с детьми, имеющими ЗПР.

За последние три года отмечается тревожная тенденция роста количества детей с отклонениями физического и психического здоровья, которые обусловлены биологическими, экологическими, социально-психологическими и другими факторами, а также их сочетанием. Значительную часть среди этих детей занимают дети с задержками психического развития (ЗПР).

Задержка психического развития – это замедление темпа развития психических процессов, которое чаще проявляется при поступлении в школу и выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, малой интеллектуальной целенаправленности, преобладании игровых интересов, быстром перенасыщении в интеллектуальной деятельности. В отличие от детей, страдающих олигофренией, эти дети достаточно сообразительны в пределах имеющихся знаний, значительно продуктивнее в использовании помощи. При этом в одних случаях на первый план будет выступать задержка развития эмоциональной сферы (различные виды инфантилизма), а нарушения в интеллектуальной сфере будут выражены не резко. В других случаях, наоборот, будет преобладать замедление развития интеллектуальной сферы.

Задержка психического развития у детей может быть обусловлена многими факторами. В частности, это: наследственная предрасположенность, нарушение функционирования мозга в период внутриутробного развития, родовые осложнения, хронические и длительные заболевания в раннем детстве, неподходящие условия воспитания и тому подобное.

В зависимости от этих факторов выделяют различные формы ЗПР.

Конституционального и соматогенного происхождения – ребенок миниатюрный и снаружи хрупкая структура его эмоционально-волевой сферы соответствует более раннему возрасту, частые болезни снижают требовательность родителей, общая слабость организма снижает производительность его памяти, внимания, работоспособности, тормозит развитие познавательной деятельности.

Психогенного происхождения – обусловлена неподходящими условиями воспитания (чрезмерная опека или недостаточная забота о ребенке). Развитие задерживается вследствие ограничения комплекса раздражений, поступающих из окружающей среды.

Церебрально-органического происхождения – самая устойчивая и самая сложная, обусловленная поражением головного мозга ребенка вследствие патологических воздействий (преимущественно во второй половине беременности). Учитывая низкий уровень умственного развития, проявляется в трудностях усвоения учебного материала, отсутствием познавательного интереса и мотивации учения.

Значительная часть детей с задержкой психического развития, получив своевременную коррекционную помощь, усваивает программный материал и «выравнивается» по окончании начальной школы. В то же время, многие дети и в последующие годы обучения требуют особых условий организации педагогического процесса через значительные трудности в усвоении учебного материала.

Ребенок, который имеет подобные трудности, требует тщательного психолого-педагогического изучения для определения оптимальных и эффективных методов обучения.

Данная коррекционно-развивающая программа необходима в условиях реального современного образования работы с детьми, имеющими ЗПР.

Поскольку у детей с задержкой психического развития наблюдаются расхождения сенситивных периодов развития психических функций по их отношению к возрасту ребенка, то при создании данной программы и разработке занятий были учтены группы нарушений познавательной сферы у детей с ЗПР и был использован принцип компенсации недостаточного развития качеств, способностей и функций.

Структура коррекционной программы

Цель программы – установление и содействие налаживанию психологического контакта с ребенком, создание и поддержка желания к самоизучению и самовоспитанию, активизация и стимулирование познавательной деятельности, развитие эмоционально-волевой сферы, мелкой моторики руки, обучение коммуникативному и невербальному поведению, навыкам сотрудничества, воспитанию сочувствия, доброжелательности, взаимопомощи и других положительных черт характера ребенка с задержкой психического развития.

1. Задачи:

– снятие эмоционального напряжения и создание эмоционально-комфортной атмосферы.

– развивать познавательную активность;

– развивать познавательные психические процессы: восприятие, наблюдательность, продуктивные способы запоминания, умение равномерного распределения внимания, процессы мышления (анализа, синтеза, обобщения, классификации, умозаключений, понимание причинно-следственных связей), речи.

– развивать общую и мелкую моторику рук;

– развивать навыки эмоциональной саморегуляции.

Методы и формы работы:

Упражнения на развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы.

Коммуникативные, дидактические и подвижные игры.

class=”eliadunit”>

Упражнения на развитие моторики.

Релаксационные упражнения.

Игротерапия.

Психогимнастика.

Материалы и оборудование: песочница, цветные карандаши, простой карандаш, стимульный материал, бумага А4, мячик Су-Джок, кисточка, краски, сумка, магнитофон.

2. Организация занятий

Занятия проводятся индивидуально с ребенком старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Частота занятий – 2 раза в неделю.

Продолжительность 25-30 минут, но необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка с ЗПР.

Количество занятий – 10.

Критерий эффективности программы

Критерием эффективности программы является проведение первичного и вторичного диагностирования с помощью методики Забрамной С.Д. из книги «От диагностики к развитию», по результатам которого составляется коррекционно – развивающая программа. В течение занятий используются психодиагностические упражнения из сборника с помощью которых, можно проследить динамику развития ребенка.

Программа способствует достаточному уровню развития познавательных психических процессов (памяти, мышления, внимания, речи) и сбалансированию эмоционального развития ребенка по результатам диагностики после участия ребенка в коррекционной работе.

Занятие 1

Занятие 2

Занятие 3

Занятие 4

Занятие 5

Занятие 6

Занятие 7

Занятие 8

Занятие 9

Занятие 10

Источник

Коррекционная программа

по развитию мышления, внимания, памяти для

детей с задержкой психического развития (ЗПР)

Педагог-психлог

МАОУ СОШ 13

Потапова Т.Г

г. Южно-Сахалинск

2017 г.

Пояснительная записка.

В настоящее время в России широко распространена система коррекционно-развивающего обучения (КРО) – это форма дифференциации образования, позволяющая решать задачи своевременной активной помощи детям со стойкими трудностями в обучении. Данная форма дифференциации возможна при обычной традиционной организации учебно-воспитательного процесса, школьников с задержкой психического развития.

    Изучение особенностей мыслительной деятельности детей с задержкой психического развития показало, что большие затруднения возникают у них при выполнении заданий, требующих словесно – логического мышления. Наглядно – действенное мышление оказывается нарушенным в значительно меньшей степени.

Читайте также:  Движущие силы психического развития ребенка подчиняются высшим законам

      Недостаточный уровень сформированности мыслительных операций обуславливает трудности понимания учебных заданий младшими школьниками с ЗПР. Успешность понимания, как результата мыслительной деятельности, определяется по определенным параметрам: глубина, отчетливость и полнота с учетом самостоятельности выполнения заданий.

      Мышление у детей с ЗПР более сохранно, чем у умственно отсталых детей, более сохранна способность обобщать, абстрагировать, принимать помощь, переносить умения в другие ситуации. На развитие мышления оказывают влияние все психические процессы: уровень развития внимания; уровень развития восприятия и представлений об окружающем мире (чем богаче опыт, тем более сложные выводы может делать ребенок); уровень развития речи; уровень сформированности механизмов произвольности (регуляторных механизмов).

 У детей с ЗПР все эти предпосылки развития мышления в той или иной степени нарушены. Дети с трудом концентрируются на задании. У этих детей нарушено восприятие, они имеют в своем арсенале довольно скудный опыт – все это определяет особенности мышления ребенка с задержкой психического развития. Та сторона познавательных процессов, которая у ребенка нарушается, связана с нарушением одного из компонентов мышления. У детей с ЗПР страдает связная речь, нарушена способность планировать свою деятельность с помощью речи; нарушена внутренняя речь активное средство логического мышления ребенка.

Общие недостатки мыслительной деятельности детей с ЗПР:

1. Несформированность познавательной, поисковой мотивации (своеобразное отношение к любым интеллектуальным задачам). Дети стремятся избежать любых интеллектуальных усилий. Для них непривлекателен момент преодоления трудностей (отказ выполнять трудную задачу, подмена интеллектуальной задачи более близкой, игровой задачей.). Такой ребенок выполняет задачу не полностью, а ее более простую часть. Дети не заинтересованы в результате выполнения задания. Эта особенность мышления проявляется в школе, когда дети очень быстро теряют интерес к новым предметам.

2. Отсутствие выраженного ориентировочного этапа при решении мыслительных задач. Дети с ЗПР начинают действовать сразу, с ходу. Это положение подтвердилось в эксперименте Н.Г. Поддубной. При предъявлении инструкции к заданию многие дети не поняли задания, но стремились побыстрее получить экспериментальный материал и начать действовать. Следует заметить, что дети с ЗПР в большей мере заинтересованы в том, чтобы побыстрее закончить работу, а не качеством выполнения задания. Ребенок не умеет анализировать условия, не понимает значимости ориентировочного этапа, что приводит к появлению множества ошибок. Когда ребенок начинает обучаться, очень важно создать условия для того, чтобы он первоначально думал, анализировал задание.

3. Низкая мыслительная активность, «бездумный» стиль работы (дети, из-за поспешности, неорганизованности действуют наугад, не учитывая в полном объеме заданного условия; отсутствует направленный поиск решения, преодоления трудностей). Дети решают задачу на интуитивном уровне, то есть ребенок вроде бы правильно дает ответ, но объяснить его не может.

4. Стереотипность мышления, его шаблонность. Наглядно-образное мышление. Дети с ЗПР затрудняются действовать по наглядному образцу из-за нарушений операций анализа, нарушение целостности, целенаправленности, активности восприятия все это ведет к тому, что ребенок затрудняется проанализировать образец, выделить главные части, установить взаимосвязь между частями и воспроизвести данную структуру в процессе собственной деятельности. Логическое мышление.

У детей с задержкой психического развития имеются нарушения важнейших мыслительных операций, которые служат составляющими логического мышления:

– анализ (увлекаются мелкими деталями, не может выделить главное, выделяют незначительные признаки);

– сравнение (сравнивают предметы по несопоставимым, несущественным признакам);

– классификация (ребенок осуществляет классификацию часто правильно, но не может осознать ее принцип, не может объяснить то, почему он так поступил).

Дети с ЗПР испытывают очень большие трудности при выстраивании самых простых умозаключений. Этап в развитии логического мышления осуществление вывода из двух посылок еще мало доступен детям с ЗПР. Чтобы дети сумели сделать вывод, им оказывает большую помощь взрослый, указывающий направление мысли, выделяющий те зависимости, между которыми следует установить отношения. По мнению Ульенковой У.В., «дети с ЗПР не умеют рассуждать, делать выводы; стараются избегать таких ситуаций. Эти дети из-за несформированности логического мышления дают случайные, необдуманные ответы, проявляют неспособность к анализу условий задачи. При работе с этими детьми необходимо обращать особое внимание на развитие у них всех форм мышления».

Цель программы: развитие мыслительных операций, внимания и памяти младшего школьника ЗПР.

Задачи:

  1. Развивать наглядно – действенное, наглядно – образное и логическое мышление.
  2. Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, систематизировать на наглядной или вербальной основе.
  3. Развивать произвольное внимание, расширять его объем, концентрацию и устойчивость.
  4. Развивать слуховую и зрительную память.
  5. Развивать целостность восприятия.

Контингент детей: младший школьный возраст 8-11 лет

Основные формы работы:

– развивающие занятия с детьми при использование различных  методов и средств;

– консультативная работа с родителями и педагогами.

Программа рассчитана на 34 часа, длительность занятия  составляет 40 мин.

Занятие № 1.

         Цель: развитие графических навыков, внимания и координации движений, логического мышления.

    Продолжить строчку, выявить закономерность и воспроизвести в тетради периодически повторяющийся узор.

1. Задание: Продолжи строчку.

2. Игра “Какой фигуры не стало?”

3. Дыхательное упражнение.

Глубокий вдох. Во время вдоха медленно поднять прямые руки до уровня груди ладонями вперед. Задержать дыхание. Во время задержки дыхания сконцентрировать внимание на середине ладоней (ощущение “горячей монетки” в центре ладони). Медленный выдох. Выдыхая, рисовать перед собой обеими руками одновременно геометрические фигуры (квадраты, треугольники, круги).

Читайте также:  Компьютерные программы для развития речи ребенка

   Фигуры в игре расположены в определенной последовательности, для вычленения лишней фигуры учащимся необходимо сделать некоторые умозаключения, что способствует развитию их логического мышления.

Занятие  № 2.

Цель: развитие графических навыков, зрительной памяти, внимания, координации движений логического мышления.

Выполнение задания по словесной инструкции.

1. Задание. Начерти, начиная от точки, друг за другом, отрезки заданной длины в заданном направлении.

3 клетки – вверх,

2 клетки – вправо,

2 клетки – вниз,

3 клетки – вверх и т.д.

2. Дыхательное упражнение.

3. Пальчиковая гимнастика “Пальчики здороваются”.

Занятие № 3.

Цель: формирование правильных и устойчивых представлений об ориентировке в пространстве. Развитие пространственной ориентации.

1. Задание. Раскрась вертолеты, которые летят налево в синий цвет, а которые летят направо в красный цвет.

2. Нарисуй слева лесенку ниже правой.

3. Упражнение для профилактики нарушения зрения.

         Занятие  № 4.

   Цель: развитие логического мышления, формирование у учащихся пространственных представлений.

Задание. Поставь точку красного цвета – вне окружности. Синего цвета – на окружности. Зеленого цвета – внутри окружности.

Поставь точки там, где круг прикасается к квадрату – синего цвета. Где треугольник к квадрату – красного цвета. Там, где круг прикасается к треугольнику – зеленого цвета.

Дыхательное упражнение.

Занятие  № 5.

Цель: Развитие скорости внимания. Развитие помехоустойчивости

внимания. Задание. Игра на внимание «Хлоп – топ».

Корректурная проба. Игра «Маленький жук»  (Мысленный графический диктант). Упражнение на распределение внимания (рисовать двумя руками).

«Срисовать фигуру».

Занятие № 6.

Цель: формирование умение группировать и упорядочивать предметы на основе определенного качественного признака, сравнивать множества по количеству, путем установления взаимно-однозначного соответствия.

1. Задание. Дорисуй столько палочек, чтобы их стало столько же, сколько квадратов.

2. Сравни множества. Ответь на вопрос: в каком ряду фигур больше, меньше, поровну.

3. Обведи квадраты в группах по четыре.

Занятие № 7.

Цель: формирование у учащихся представления о последовательности натуральных чисел, способе её образования. Умение выполнять счет в прямом и обратном порядке. Это способствует развитию внимания, мышления и памяти.

1. Задание. Считай в обратном порядке от семи до одного.

2. Продолжи ряд чисел.

1,3,5 ______________

3,6,9______________

2,4,6 ______________

3. Покажи пятый по порядку ряд, шестой по порядку столбец.

Занятие  № 8.

Цель: учить устанавливать сходства или различия предметов по существенным или несущественным признакам . Развивать логическое мышление.

1. Задание. Продолжить закономерность. Нарисуй следующую фигуру.

2. Нарисуй недостающую фигуру.

3. Числа: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7…………..30. Распредели на группы двумя способами . Укажи признак по которому ты провел это разделение.

Занятие № 9.

Цель: развитие пространственной ориентировки, умение действовать по правилу, закрепить знания геометрических фигур.

1. Задание. Игра “Геометрические ковры”.

Составить на альбомном листе коврик, украшенный геометрическим орнаментом.

2. Игра “Магазин ковров” Найти ковер по описанию.

3. Ленивые восьмерки.

Рисуем горизонтальные восьмерки в воздухе по три раза каждой рукой, а затем обеими сразу. Нарисовать в тетради обеими руками одновременно по две горизонтальных восьмерки.

Занятие № 10.

Цель: формирование умений делать умозаключения, выводы из нескольких суждений.

1. Задание. Изобрази отрезками рост каждого мальчика, если Саша и Коля одинакового роста, Коля выше Толи, а Дима выше Саши. Напиши, кто выше всех.

2. Игра “Внимание”. Время запоминания 60 сек.

Запомни 10 геометрических фигур и воспроизведи их в тетради.

3. Графический диктант.

Занятие № 11.

Цель: развитие логического мышления и формирование умения составлять всевозможные варианты наборов из элементов данного множества.

1. Задание. Составит всевозможные варианты расписания на один день, если должно быть по одному уроку математики, физкультуры, чтения. Запиши в каждой клетке урок первой буквой.

2.Дыхательноеупражнение.

3. Упражнение разрезные квадраты. Каждому ребенку выдают по 4 разноцветных квадрата, разрезанных на части, их нужно собрать так, чтобы получился оранжевый, желтый, зеленый, синий квадраты.

Занятие № 12.

Цель: развитие произвольного внимания, наглядно – образного мышления.

  1. Задание . Выполнение упражнения мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки»
  2. Задание. «Подсчитай правильно»
  3. Задание.  Найди путь. Лабиринт.

Занятие № 13.

Цель:  развитие умения ориентироваться в пространстве, развитие наглядно  – образного мышления.

  1. Выполняем упражнение мозговой гимнастики « Точки пространства» (улучшает мыслительную деятельность). Положите два пальца над верхней губой, а другую руку  – на копчик. Держите так минуту, «вдыхая» энергию вверх по позвоночнику.
  2. Задание. «Куда ускакал зайчик?»
  3. Задание. Полянки.

Занятие № 14.

Цель: установление закономерностей на абстрактном материале, развитие вербальной памяти.

  1. Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Качание головой» (улучшает мыслительную деятельность, чтение).

Для расслабления мышц шеи и плеч. Дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперед. Позвольте голове  медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи  дыхания уходит напряжение, подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслаблении шеи.

  1. Задание. Найди фигуры.
  2. Задание. Слова, начинающиеся с одной буквы.

Занятие № 15.

Цель: развитие наблюдательности и зрительной памяти.

  1. Задание «Что изменилось». Разбор сюжетных картинок
  2. Задание «Ищи безостоновочно» развитие внимания, работа с текстом. Корректурная проба. Проверка ошибок.
  3. Игра «Запомни порядок».
Читайте также:  Отклонения в соматическом развитии ребенка педагогика

     Занятие № 16.

Цель: развитие концентрации внимания, развитие устойчивости внимания, развитие наблюдательности, развитие памяти.

1. Задание найти ошибки в алфавите.

2. Задание «Запомни пары слов». Корректурная проба.

3. Задание. Закрашивание кружков.

4. Игра «Заметить все».

Занятие № 17.

     Цель: развитие зрительно – вербального анализа и синтеза, зрительной памяти, формирование элементов самоконтроля.

  1. Задание. Выполняем упражнение мозговой гимнастики « Качели икр»
  2. Задание. Отгадай слова.
  3. Задание. « Нарисуй по памяти»
  4. Задание. « Запретная цифра»

Занятие № 18.

Цель: научиться находить общих признаков в несвязном материале, развитие двигательной сферы.

  1. Задание. Графический диктант.
  2. Поиск общего.
  3. Попади в свой кружок.

        Занятие № 19.

        Цель: развитие наглядно – образного мышления, гибкости мыслительной деятельности.

  1. Задание. Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Точки равновесия».
  2. Задание. « Найди пирамиду»
  3. Задание. « Полянки»
  4. Задание. «Заселение дома»

        Занятие № 20.

         Цель: развитие мышления (установление закономерностей и процессы анализа), развитие непосредственной зрительной памяти.

  1. Задание. « Найди фигуры»
  2. Задание. « Точно такие»
  3. Задание. «Раскрась фигуры».

  Занятие № 21.

   Цель: развитие умения выделять существенные признаки, умения соотносить с образцом.

  1. Задание. Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Точки равновесия» (улучшает мыслительную деятельность, внимание, координацию движений).  
  2. Задание. Выбери главное
  3. Задание. Найди подходящий треугольник.
  4. Задание. « Шумящие коробочки»

  Занятие № 22.

Цель: развитие зрительно – вербального анализа и синтеза, пространственных представлений.

  1. Задание. « Отгадай слово»
  2. Задание. « Волшебный лес».

Занятие № 23.

Цель: развитие осязательных ощущений, установление закономерностей, развитие мышечных ощущений (чувство усилия).

  1. Задание. Выполняем упражнение мозговой гимнастики « Шапка для размышлений». Дети должны «мягко завернуть» уши от верхней точки до мочки 3 раза. Это помогает им слышать резонирующий звук своего голоса, когда они говорят или поют.
  2. Задание. « Шершавые дощечки»
  3. Задание. «Подбери картинку»
  4. Задание. « Найди фигуру»

Занятие № 24.

Цель: развитие слуховых ощущений, наглядно – образного мышления.

  1. Задание. Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Точки равновесия» (улучшает мыслительную деятельность, внимание, координацию движений).  
  2. Задание. « Крестики, точки»
  3. Задание. « Раздели квадрат»

Занятие № 25.

Цель: развитие мышления – умение сравнивать, устанавливать закономерности.

  1. Задание. Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Заземлитель» (улучшает внимание, мыслительную деятельность, понимание при чтении).
  2. Задание. «Делаем вместе»
  3. Задание. « Ленточки»
  4. Задание. «Найди девятый»

Занятие  № 26

Цель: формирование представлений об осевой и центральной симметрии на основе жизненного опыта учащихся.Умение ориентироваться на листе тетради, альбома, развитие логического мышления.

1. Задание. Художник начал рисовать предметы, но не успел, а ты дорисуй их. Дорисуй рисунки по образцу.

3. Пальчиковая гимнастика.

4. Упражнение на развитие сенсомоторики.

Нарисовать обеими руками яблоки по образцу.

Занятие  № 27

Цель: формирование умений делать умозаключения, выводы из нескольких суждений.

  1. Задание. Изобрази отрезками рост каждого мальчика, если  Женя  и Толя одинакового роста, Толя выше Миши, а Дима выше  Жени. Напиши, кто выше всех.

2. Игра “Фигуры”. Время запоминания 60 сек.

Запомни 10 геометрических фигур и воспроизведи их в тетради.

3. Графический диктант.

Занятие  № 28

Цель: развитие зрительной памяти, развитие зрительного внимания,

 устойчивости внимания, мелкой моторики.

1. Задание.  «Что изменилось» сюжетные картинки.

     2. «Нарисуй правильно» срисовывание по образцу. Закрашивание кружков.

3. «Найди отличия» и «Срисуй фигуру».

Занятие № 29.

Цель: развитие наглядно-образного мышления, развития произвольного внимания (устойчивость), процессы синтеза.

  1. Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Точки равновесия» (улучшает мыслительную деятельность, внимание, координацию движений).  Дотроньтесь двумя пальцами до впадины у основания черепа, другую руку положите на пупок. Дышите, поднимая энергию вверх. Через минуту поменяйте руку.
  2. Задание. « Полянки».
  3. Задание. « Назови по порядку».
  4. Задание. « Что здесь изображено?»

Занятие № 30

Цель: процессы анализа, развитие точности произвольных движений, установление закономерностей на абстрактном материале.

  1. Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Заземлитель» (улучшает внимание, мыслительную деятельность, понимание при чтении)
  2. Задание. Раздели на части
  3. Задание. «Кто точнее?».

Занятие № 31

Цель: развитие произвольного внимания, наглядно – образного мышления.

1.        Задание . Выполнение упражнения мозговой гимнастики «Ленивые восьмерки»

2.        Задание. «Подсчитай правильно»

3.        Задание. Лабиринт.

Занятие № 32

Цель: развитие концентрации внимания, наглядно– образного мышления.

  1. Задание. Выполняем упражнение мозговой гимнастики «Точки равновесия» (улучшает мыслительную деятельность, внимание, координацию движений).  
  2. Задание. «Найди закономерность»
  3. Задание. «Найди одинаковые фигуры»
  4. Задание. «Заплатки для коврика»

Занятие № 33

Цель: развитие мышления, зрительной и слуховой памяти.

1.Задание. «Запомни и перескажи»

2.Задание. «Найди отличия, что изменилось»

3.Задание. « Четвертый лишний

4.Задание. «Лабиринт»

Занятие № 34

Цель: развитие творческих способностей, внимания, зрительного всоприятия, воображения.

  1. Задание создать коллаж «Моя школа» газетных вырезок, цветной бумаги, с использованием карандашей, красок, крупы, ватных палочек и т.д.

Список использованной литературы:

Стебенёва Н. Отгадай, найди и назови. Программа для детей с ЗПР дошкольного и младшего школьного возраста. //Школьный психолог №1 2001г.

Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для младших школьников. Ярославль, 1988г.

 Зак А.З. Развитие умственных  способностей младших школьников. М., 1994г.

Источник