Программа психолого педагогического сопровождения развития ребенка

Анастасия Игнатьева
Программа психологического сопровождения детей старшего дошкольного возраста

Программа психологического сопровождения

по развитию социально – коммуникативной и познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка.

Дошкольный период имеет исключительное значение для развития психики и личности ребенка.

Психологическое сопровождение освоения детьми старшего дошкольного возраста содержания образовательной деятельности по «социально-коммуникативному и позновательному направлению развития» в ДОО представляет собой комплекс мероприятий, направленных на полноценное развитие коммуникативно-познавательной сферы ребенка, а также на формирование первичных ценностных представлений; совершенствование психолого-педагогической компетентности педагогического коллектива ДОО; оказание консультационной помощи родителям.

Коммуникативно-познавательная сфера включает, с одной стороны, развитие личностных качеств и межличностных отношений, индивидуального стиля поведения и эмоционального реагирования, становление Я-концепции, с другой – развитие таких познавательных процессов как логическое мышление, внимание, воображение, память и речь.

Психологическое сопровождение образовательной программы обеспечивает индивидуальный подход к ребенку в процессе развития его эмоционально-волевой, мотивационных сфер, познавательной активности, способности к коммуникативному взаимодействию и формирование познавательных качеств.

Программа по развитию детей старшего дошкольного возраста разработана в соответствии с основной образовательной программой дошкольного развития «Бархатовский детский сад», ФГОС ДО. Настоящая Программа обеспечивает разностороннее развитие детей от 5-7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития: физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому. Данная программа разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами по дошкольному воспитанию: – Конституция РФ, ст. 43, 72. – Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; – Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155); -«Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательная программа дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014 г. Москва).

1.2. Цели и задачи реализации Программы.

Цель: развитие комуникативной и познавательной сферы детей старшего дошкольникольного возраста.

Задачи:

• Формировать навыки произвольного поведения;

• способствовать развитию коммуникативных навыков;

• обучать детей умению выражать свои мысли, принимать мнение других;

• развивать сплоченность детского коллектива, умение договариваться между собой, активность общения.

• развивать ответственность, инициативность и самостоятельность.

• развивать психические функции как: внимание, мышление, память, речь, творческое воображение и восприятие.

1.3. Принципы и подходы к формированию Программы

Принципы и подходы к формированию программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики. Программа разработана в соответствии с принципами и подходами, определнными Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования:

-принцип развивающего образования предполагает, что образовательное содержание предъявляется ребенку с учтом его актуальных и потенциальных возможностей, с учтом интересов, склонностей и его способностей. Данный принцип предполагает работу психолога в зоне ближайшего развития ребнка;

– принцип позитивной социализации ребенка предполагает освоение ребнком в процессе партнерского сотрудничества со взрослым и сверстниками культурных норм, средств и способов деятельности, культурных образцов поведения и общения с другими людьми;

-принцип возрастной адекватности образования предполагает подбор психологом содержания и методов дошкольного образования на основе законов возраста;

– принцип личностно-ориентированного взаимодействия предполагает отношение к ребенку как к равноценному партнеру;

-принцип индивидуализации образования в дошкольном возрасте предполагает помощь и поддержку ребнка в сложной ситуации, предоставление ребнку возможности выбора в разных видах деятельности, акцент на инициативность, самостоятельность и личностную активность.

1.5. Планируемые результаты

Таким образом, развивающие занятия, как одна из форм организации деятельности детей способствует успешному достижению определенных ориентиров, таких как:

Активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми, умеет подчиняться правилам;

Может выражать свои мысли и принимать чужое мнение, высказываться;

Проявляет инициативу и активность, участвует в совместных играх, упражнениях;

Может контролировать свои движения и управлять ими;

Адекватно оценивает свои возможности;

Хорошо владеет речью, умеет описывать предметы, находить логические связи, аналогии, концентрировать внимание на какой-либо деятельности, выполнять по инструкции, проявлять свое воображение и фантазию.

Читайте также:  Ребенок с гидроцефалией развитие речи

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Описание образовательной деятельности с детьми в соответствии с направлениями.

Предлагаемая мною программа состоит из развивающих занятий, составленных с учетом индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста.

Данна программа психологического сопровождения освоения детьми старшего дошкольного рассчитана на 2 года обучения и рекомендуется для детей старшей и подготовительной группы. Состоит их двух разделов:

1. «Я и мое окружение» – состоит из 30 занятий, которые начинаются с октября по май месяц. Проводятся развивающие занятия со старшей группой 1 раз в неделю с продолжительностью 25 – 30 минут. Содержание этого раздела поможет детям развить коммуникативные навыки, избавиться от чувства одиночества, понять индивидуальные особенности других людей, сформировать внимательное и доброжелательное отношение друг к другу.

2. «Я + Я» – состоят из 30 занятий, продолжительность которых состовляет 25-30 минут. Проводится с подготовительной группой 1 раз в неделю. Содержание этого раздела поможет ребёнку осознать свои характерные особенности и предпочтения. Понять, что он, как и другие уникален и неповторим; преодолеть эмоциональные проблемы; развить уверенность в себе; развивать психические функции как: внимание, мышление, память, речь, творческое воображение и восприятие.

Все игры и упражнения можно разделить на: групповые, парные, индивидуальные. Занятия предлагаемой программы имеют между собой смысловую связь. Занятия строятся на понятном детям материале.

2.2. Структура занятий.

1) Организационная часть.

Организационная часть включает в себя ритуал приветствия и разминку.

-Ритуал приветствия – это игры и упражнения направленные на создание хорошего настроения, развитие навыков сотрудничества, эмоциональной зарядки, создание благоприятной атмосферы.

2) Основная часть.

Основная часть занятийстроится в занимательной, игровой форме и с использованием игр, упражнений на развитие мышления, памяти, внимания, воображения, речи, межличностного общения, активности, инициативности и самостоятельности, умения выполнять инструкцию.

3) Заключительная часть.

Содержанием данной части являются игры и упражнения направленные на снятие мышечного напряжения, снижение эмоциональной нагрузки и ритуал прощания.

2.3. Описание основных форм, способов, методов и средств реализации Программы

Для реализации программы на занятиях используются различные формы и мотоды, средства:

Для развития памяти, внимания, мышления, воображения используются игры и упражнения: «Запомни точно», «Корректурная проба», «Выложи по образцу», «Волшебные квадратики», «Продолжи ряд», «Нос – пол – потолок», «Летает – не летает» и др.

В каждое занятие включены упражнения, направленные на развитие мелкой моторики: «письменые задания», например: дорисовать, заштриховать, обвести, продолжить, нарисовать. Как известно речь, рука и мышление связаны «одной ниточкой», и нарушения в этой цепочке неизбежно ведут к отставанию в развитии, либо мышления, либо речи.

Ребенок, поступающий в школу, должен быть готов к смене социальной ситуации, детского и взрослого коллектива, должен уметь адаптироваться в изменяющихся условиях без потерь для своего психологического здоровья. Для развития умения детей конструктивно общаться, налаживать дружеские взаимоотношения, в программе используются следующие групповые игры и упражнения: «Поменяйтесь местами все, кто…», «Сказка по кругу», «Путаница», «Ручеек», «Добрый волшебник», и так далее, которые требуют от детей проявить свою ответственность, инициативность и самостоятельность.

Использования метода беседы групповой и индивидуальной в работе с родителями и педагогами. Проведение групповых родительских собраний по вопросу готовности детей к школе. Индивидуальная консультация педагогов по вопросам индивидуальных особенностей детей.

Разработанная мною программа адресована педагогам-психологам, осуществляющим подготовку детей подготовительных групп к обучению в школе.

2.4. Тематическое планирование разделов программы.

Календарно-тематическое планирование раздела: «Я и мое окружение».

Октябрь

Занятие № 1 «Вводное – диагностическое».

I. Организационная часть:

Ритуал приветствия

1. Игра: «Знакомство».

II. Основная часть

Диагностический блок:

1. Методика «Шифровка».

2. Исключение предмета.

3. Какой фигуры не хватает (логическое мышление).

4. Графический диктант.

2. Подвижная игра «Слоны и бабочки»

III. Заключительная часть

Ритуал прощания

3. Упражнение «Комплимент». 30 мин

Ноябрь Занятие № 5 «Автопортрет».

I. Организационная часть:

Ритуал приветствия:

1. Упражнение «Хвалюшка».

Читайте также:  Веракса карта развития ребенка к программе

Разминка

1. Игра «Липучки».

II. Основная часть

2. Упражнение «Радио»

3. Упражнение «Ветер дует на.».

4. Упражнение «Мой портрет».

III. Заключительная часть

5. «Солнечный лучик»

Ритуал прощания:

6. Упражнение «Подарок другу». 30 мин

Декабрь Занятие № 9 «Общение».

I. Организационная часть:

Ритуал приветствия

1. «Поздоровайся так…».

Разминка:

2. Игра «Цапля – ворона – воробей».

II.Основная часть:

3. Игра «Подбери к слову пару».

4. Игра «Как общаться с королем».

5. Двигательное упражнение «Клубок».

III.Заключительная часть:

6. Упражнение «Кыш – муха».

Ритуал прощания: «Передача тепла».

30 мин

Январь Занятие № 13 «Радость».

I. Организационная часть:

Ритуал приветствия:

1. Упражнение «Конкурс хвастунов».

Разминка:

2. Игра «Бывает – не бывает».

II. Основная часть.

3. Воодная беседа:

4. Упражнение «Эмоции».

5. Подвижная игра: «Скучно так сидеть».

6. Упражнение «Нарисуй свою радость».

III. Заключительная часть

7. Упражнение «Надувная кукла».

Ритуал прощания: «Пожатие»

30 мин

Февраль Занятие № 16 «Удивление».

I. Организационная часть:

Ритуал приветствия:

Ритуал приветствия.

1. «Поздороваемся с удивлением»

II. Основная часть

2. Игра-ассоциация «Удивление».

3. Этюд «Живая шляпа».

4. Рисунок «Удивлённый человек».

III. Заключительная часть

5. «Удивительный цветок»

6. Ритуал прощания с группой: «До встечи!» 30 мин

Март Занятие № 20 «Любимый сказочный герой»

I. Организационная часть

Ритуал приветствия – разминка:

1. «Как в сказке!»

II. Основная часть

2. Игра «Хоровод сказочных героев».

3. Игра «Любимый сказочный герой».

4. Рисунок «Мой любимый сказочный герой».

III. Заключительная часть

«Сказка в гости пришла»

Ритуал прощания: «Поклон»

30 мин

Апрель Занятие № 24 «Я нужен»

I. Организационная часть

Ритуал приветствия

1. «Я сегодня вот такой»

Разминка:

2. Упражнение «Скала».

II. Основная часть

3. Игра «Ладошки».

4. Упражнение «Я знаю».

5. Ролевая гимнастика.

III. Заключительная часть

6. Рисунок «Моя ладонь».

Ритуал прощания: «Улыбка». 30 мин

Май Занятие № 30 «Завершение»

I.Организационная часть

Ритуал приветствия:

1. «Ладошки»

Разминка:

2. Игра «Ты цветок, а я пчела

II.Основная часть

3. Игра «В старом чулане»

4. Игра «Закончи предложение»

5. «Добрый волшебник»

III.Заключительная часть

6. Упражнение «Отдых на море»

Ритуал прощания. Речевка

Календарно-тематическое планирование раздела: «Я+Я».

месяц Темы занятий Содержание Кол-во часов

Октябрь Занятие № 1 «Я и мой внутрений мир».

I. Организационная часть

Ритуал приветствия

1. Упражнение «Приветствие-улыбка».

Раминка

2. Подвижная игра: «Веселая гимнастика».

II. Основная часть

3. Упражнение «Визитная карточка»

4. Упражнение «Скучно так сидеть».

III. Заключительная часть

Расслабление в

5. «Поза морской звезды»

Ритуал прощания

6. Упражнение «Доброе пожелание». 30 мин

Октябрь Занятие № 2 «Какой Я».

I. Организационная часть

Ритуал приветствия

1. Упражнение «В подарок – хорошее настроение».

Разминка

2. «Кто позвал»

II. Основная часть

3. Упражнение «Нос к носу».

4. Упражнение «Волшебный лес»

5. Упражнение «Земля воздух и огонь»

III. Заключительная часть

6. Упражнение «Отдых на берегу моря».

Ритуал прощания

7. «Волна». 30 мин

Ноябрь Занятие № 5 «Мои ресурсы».

. Организационная часть

Ритуал приветствия:

1. Упражнение «Приветствие – по разному»

Разминка

2. Игра «Липучки».

II. Основная часть

3. Упражнение «Визитная карточка»

4. Упражнение «Мои сильные и слабые стороны».

5. Подвижная игра «Циклоп»

III. Заключительная часть

6. «Солнечный лучик»

Ритуал прощания:

7. Упражнение «Подарок другу». 30 мин

Декабрь Занятие № 9 «То, что меня окружает».

I. Организационная часть

Ритуал приветствия

1. Упражнение «Рукопожатие».

Разминка:

2. Упражнение «Эхо».

II. Основная часть.

3. Упражнение «Поход».

4. Упражнение «Что можно сделать с этим предметом?»

5. Подвижная игра «Запомни движения».

III. Заключительная часть

6. Упражнение «Потянулись – сломались».

Ритуал прощания:

7. Упражнение «Клубок». 30 мин

Январь Занятие № 13 «Язык жестов и движений».

I. Организационная часть

Ритуал приветствия:

1. Игра «Я сегодня вот такой».

Разминка:

2. Игра «Морские волны».

II. Основная часть.

3. Игра «Дотронься до».

4. «Собачка»

Читайте также:  Движущие силы и уровни психического развития ребенка

5. Игра «Охота на тигра».

III Заключительная часть

6. Игра «Черепахи»

Ритуал прощания:

7. Упражнение «Доброе животное». 30 мин

Февраль Занятит № 16 «Жить – дружно». I. Организационная часть

Ритуал приветствия:

1. Игра «Солнышко»

Разминка:

2. Игра «Дружный карусель».

II. Основная часть.

3. Подвижная игра “Волны”

4. «Сказка про дружбу».

5. «Сочини свой танец»

III Заключительная часть

6. “Муха на носу”.

Ритуал прощания:

7. «Дружная семья». 30 мин

Март Занятие № 20 «Учимся думать»

I. Организационная часть

Ритуал приветствия:

1. «Именной круг».

Разминка

2. Игра «Пчелы».

II Основная часть.

3. Словесная игра: «Мячик с путаницей»

4. Упражнения «Задачи-шутки».

5. Упражнения «Сосчитай и дорисуй»

III Заключительная часть

6. Игра «Не шевелись».

Ритуал прощания:

7. «Пожатия». 30 мин

Апрель Занятие № 24 «Учимся говорить»

I. Организационная часть

Ритуал приветствия

1. Игра «Я сегодня вот такая….»

Разминка

2. Игра – разминка «Овощи»

II. Основная часть.

3. Упражнение «Волшебные квадратики»

4. Упражнение «Дорисуй».

5. Игра «Сесть – встать»

III.Заключительная часть

6. Упражнение «Похвалилки».

Ритуал прощания

7. «Комплимент». 30 мин

Май Занятие № 31 «Мой коллаж»

I. Организационная часть

Ритуал приветствия:

1. Упражнение «Давайте поздороваемся»

Разминка

2. Игра:«Загадки»

II. Основная часть.

3. Игра: «Отгадай предмет по описанию».

4. Упражнение «Автопортрет».

5. Игра «Слушай внимательно»

III Заключительная часть.

6. Коллаж на тему: «Какой Я и мои достижения!»

Ритуал прощания:

7.«Похлопаем в ладоши сегодня Я хороший!»

2.5. Работа с родителями.

Обращать внимание родителей на возможности интеллектуального развития ребенка в семье и детском саду. Ориентировать родителей на развитие у ребенка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками. Обращать их внимание на ценность детских вопросов. Побуждать находить на них ответы посредством совместных с ребенком наблюдений, экспериментов, размышлений, чтения художественной и познавательной литературы, просмотра художественных, документальных видеофильмов. Повышать уровень компитентности о психологических особенностях детей 5-7 лет, через совметсные родительские собрания на тему: «Правила эффективного общения с ребенком», «Что такое готовность к школе?», что такое «Кризис 7 лет». Подготовить буклеты в помощь родителям по подготовке детей к школе в домашних условиях.

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Описание материально – технического обеспечения Программы.

Материально-технические условия соответствуют условиям реализации Программы:

Вид помещения, количество Функциональное использование Оснащение

Кабинет педагога – психолога Психолого-педагогическая диагностика.

Консультативно-просветительская работа с родителями и сотрудниками и детьми МБДОУ Стол и стулья для детей, шкаф для методической литературы, игрушек и пособий.

Стимулирующий материал для психолого-педагогического обследования детей.

Игровой материал, развивающие игры.

Компьютер

Доска магнитная

В основной раздел занятия включены задания для индивидуальной работы, где используются дидактические материалы:

Карточки – картинки;

Карточки- предметы;

Разрезные картинки;

Карточки – нелепицы;

Карточки – пары;

3.2. Основные направления деятельности педагога – психолога по реализации программы психологического сопровождения.

Образовательная деятельность с детьми.

Развивающие игры (сюжетно-ролевые, игры с правилами) и упражнения, направленные на преодоление возможных трудностей коммуникативно – эмоционального развития детей.

Беседы, рассказ, создание проблемных ситуаций

Создание игровых ситуаций в детских видах деятельности

Этюды, игровые упражнения, музыкотерапия в течение учебного года в течение учебного года

Развитие сотрудничества и общения;

Снятие психоэмоционального напряжения;

развитие творческого самовыражения.

Формирование толерантности, как гуманистической позиции по отношению к другому

Развитие самопознания у детей.

Развитие эмоциональной сферы, и детских чувств.

Взаимодействие с родителями

Консультации:

«Самооценка дошкольника»,

«Кризисс 7-ми лет»,

«Особенности развития в познавательной сфере»;

Родительское собрание:

«Что такое готовность к школе?»

«Правила эффективного общения с ребенком». В течение учебного года

Психолого-педагогическое просвещение

Формирование представления у родителей об основных параметрах готовности ребенка к школе. Как в домашних условиях ребенка готовить к обучению в школе, формирование мотивационной готовности.

3 Взаимодействие с педагогами

Консультации:

– «Особенности развития познавательной сферы у конкретных детей, их проблемы и возможности решения». В течение учебного года

Источник