Программа по социальному развитию ребенка
Программа социального развития детей дошкольного возраста
Современное состояние науки и практики дошкольного образования свидетельствует о наличии огромного потенциала в области разработки и внедрения программ и технологий социального развития дошкольников. Данное направление отражено в требованиях государственного образовательного стандарта, включено в содержание федеральных и региональных комплексных и парциальных программ («Детство», «Я — человек», «Детский сад — дом радости», «Истоки», «Радуга», «Я, ты, мы», «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», «Непреходящие ценности малой Родины», «Развитие у детей представлений об истории и культуре», «Сообщество» и др.).
Анализ имеющихся программ позволяет судить о возможности реализации отдельных направлений социального развития дошкольников. Попытка концептуального обоснования этого процесса, результаты десятилетних исследований и деятельности экспериментальных площадок города Перми и Пермской области привели к необходимости разработки целостной программы и технологии социального развития дошкольников.
Содержание программы построено в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта и отражает основные направления приобщения детей дошкольного возраста к различным аспектам социальной культуры, включенным в контекст патриотического, нравственного, полового, интернационального, правового воспитания, религиоведческого просвещения.
Программа социального развития является компилятивной (объединяющей различные разделы воспитательно-образовательного процесса), парциальной (по отношению к комплексным программам), открытой (допускающей возможность авторских технологий в ее реализации).
Отбор содержания различных аспектов социальной культуры, приобщение к которым возможно на протяжении дошкольного возраста, осуществлен в соответствии со следующими принципами:
- принципом научности, предполагающим отражение в предъявляемом материале основных закономерностей развития социальных объектов; возможность усвоения знаний на уровне первоначальных, дифференцированных и обобщенных представлений; стимулирование познавательного интереса детей к сфере социальных отношений; формирование основ научного мировоззрения;
- принципом доступности, обеспечивающим адаптацию научного знания к специфике возрастных, половых, национальных, этнических особенностей личностного развития детей дошкольного возраста;
- принципом прогностичности, ориентирующим на осознанное восприятие детьми предлагаемого содержания, на возможное его использование в качестве аргументов в объяснении своих поступков, отношений в сфере социального взаимодействия, на проявление потребностей и мотивов социально значимого и одобряемого поведения;
- принципом последовательности и концентричности, обеспечивающим постепенное обогащение содержания различных сфер социальной культуры по темам, блокам и разделам, возвращение к ранее пройденным темам на более высоком уровне формирования знаний (от элементарных представлений по отдельным признакам — к обобщенным представлениям по системе существенных признаков), познание объектов социального мира в процессе их исторического развития;
- принципом системности, предполагающим формирование у дошкольников обобщенного представления о социальном мире как системе систем, в котором все объекты, процессы, явления, поступки, переживания людей находятся во взаимосвязи и взаимозависимости; становление основ диалектического понимания социальной действительности;
- принципом интегративности, предусматривающим возможность использования содержания социальной культуры в разных разделах воспитания (трудовом, эстетическом, физическом, экономическом и т.д.) и его реализацию в разных видах деятельности (познавательной, речевой, игровой, коммуникативной, двигательной, театрализованной, экспериментальной, конструктивной, изобразительной, трудовой, учебной);
- принципом культуросообразности и регионализма, обеспечивающим становление различных сфер самосознания ребенка на основе культуры своего народа, ближайшего социального окружения, на познании историко-географических, этнических особенностей социальной действительности своего региона;
- принципом «диалога культур», ориентирующим на понимание детьми временной и исторической последовательности развития материальных и духовных ценностей, взаимопроникновения и дополняемости культур разных народов.
Цель программы — своевременное, соответствующее возрастным, половым, этническим особенностям детей дошкольного возраста, и качественное, обеспечивающее достижение оптимального уровня, социальное развитие дошкольников.
Программа построена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», «Национальной доктриной образования Российской Федерации», «Федеральной программой развития образования», Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, Концепцией модернизации российского образования до 2010 года.
Ее содержание ориентировано как на общечеловеческую культуру, так и на российские культурные традиции, включает региональные аспекты культуры Прикамья. Программа нацелена на развитие любознательности как основы познавательной активности дошкольников, на становление коммуникативных способностей. В процессе ее использования обеспечивается охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, эмоциональное благополучие каждого ребенка, его интеллектуальное развитие, осуществляется приобщение к общечеловеческим ценностям.
Программа реализуется на протяжении всего дошкольного возраста (от трех до семи лет). Содержание программы представлено в разделах «Человек среди людей», «Человек в истории», «Человек в культуре», «Человек в своем крае», каждый из которых дифференцирован по блокам:
1. «Человек среди людей»:
«Я — Человек»;
«Я — мальчик, я — девочка»;
«Мужчины и женщины»;
«Моя семья»;
«Детский сад — мой второй дом».
2. «Человек в истории»:
«Появление и развитие человека на земле»;
«История семьи»;
«История детского сада»;
«Родной город»;
«Родная страна»;
«Моя земля».
3. «Человек в культуре»:
«Русская традиционная культура»;
«Культура других народов».
4. «Человек в своем крае».
Включенность в программу раздела «Человек в своем крае» обусловлена государственными требованиями к оптимальному сочетанию федеральных и региональных стандартов. Содержание данного раздела является вариативной частью программы и должно разрабатываться в соответствии с историческими, краеведческими, национальными и этническими особенностями регионов.
Соотношение блоков по различным возрастным группам определяется доминирующими основаниями социальной идентификации, особенностями психического и личностного развития детей.
Каждый блок содержит ряд тем, отражающих различные направления процесса приобщения детей к социальной культуре. Наличие разделов, блоков и тем способствует более системному, целенаправленному блочно-тематическому планированию процесса реализации программы.
Задачи социального развития представлены по разделам. Конкретизация задач по возрастным группам осуществляется педагогом самостоятельно в зависимости от возраста, пола, показателей развития детей и того содержания, которое представлено по данной возрастной группе.
В связи с тем что одной из целей социального развития является формирование эмоционально-ценностного отношения к социальной культуре, задачи становления этого процесса представлены по трем направлениям: познавательные сведения, развитие чувств и эмоций, становление поведения.
Логика изложения материала построена в соответствии с основными закономерностями психического развития ребенка, со становлением его потребностей и интересов, адекватных полу и возрасту способов поведения, с возможностями отражения и применения имеющихся знаний в различных, актуальных для дошкольного детства видах деятельности.
В конце каждого раздела в зависимости от возрастного периода даны показатели развития, позволяющие определить его общий уровень в процессе соответствующей педагогической диагностики.
Технология реализации программы построена с опорой на основные подходы общенаучного уровня методологии педагогики (аксеологический, личностно-ориентированный, системно-структурный, деятельностный, комплексный, гуманистический, антропологический, синергетический, средовой, полисубъектный, этнографический, культурологический); предусматривает различные формы организации воспитательно-образовательного процесса; предполагает оптимальное сочетание специфических видов детской деятельности (коммуникативной, игровой, познавательной, учебной, речевой, двигательной, трудовой, изобразительной, конструктивной, музыкальной, изобразительной, театрализованной, экспериментальной), включает описание развивающей среды, обеспечивает оптимальную нагрузку на ребенка, содержит показатели и уровни социального развития, диагностический инструментарий.
Методическое, дидактическое и диагностическое обеспечение программы осуществлялось всеми участниками эксперимента: блочно-тематические планы — заместителями заведующих по научно-экспериментальной работе; разработка, модификация, систематизация, подбор методов диагностики — психологами; составление конспектов, сценариев — воспитателями, музыкальными руководителями, инструкторами по физической культуре. В разработке технологического сопровождения программы приняли участие студенты-дипломники факультета дошкольной педагогики и психологии Пермского государственного педагогического университета. В качестве приложения к программе представлены дидактические настольно-печатные игры и пособия, тематические альбомы, подборы картин, иллюстраций, стимульный диагностический материал.
Вариативность и технологичность программы обеспечивается возможностью ее использования в сочетании с комплексными программами и системами, включающими различные направления социального развития («Детство», «Истоки», «Система Марии Монтессори»), что имеет экспериментальное подтверждение.
Ознакомиться с программой и ее методическим обеспечением можно, обратившись к изданиям Пермского государственного педагогического университета:
- Коломийченко Л.В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста. Пермь, 2002.
- Коломийченко Л.В., Югова Л.И. Блочно-тематический план реализации «Программы социального развития детей дошкольного возраста». Пермь, 2003.
Источник
Асель Алибаева
Обзор парциальных программ по социально-коммуникативному развитию дошкольников
Обзор парциальных программ по социально-коммуникативному развитию дошкольников
Парциальные программы-программы по одному или нескольким направлениям, реализующие в рамках основной образовательной деятельности ДОУ
Набор парциальных программ определяется приоритетным направлением образовательной деятельности дошкольного учреждения. В разных дошкольных образовательных учреждениях используется от одной до нескольких специализированных программ в зависимости от вида ДОУ
Программа «Я, ты, мы»
Авторы: О. М. Князева, Р. Б. Стеркина.
Цель: социально-эмоциональное развитие ребенка дошкольного возраста, формирование его эмоциональной сферы и социальной компетентности.
Программа помогает решать комплекс задач, связанных воспитанием нравственных норм поведения, умением строить свои взаимоотношения с детьми и взрослыми, достойно выходить из конфликтных ситуаций, адекватно оценивать собственные возможности.
В программувходят следующие разделы:
• «Уверенность в себе»;
• «Чувства, желания, взгляды»;
• «Социальные навыки».
Содержание программы реализуется на основе нетрадиционных вариативных сценариев занятий с использованием комплекта учебно – наглядных пособий для самостоятельной деятельности детей.
Даны методические рекомендации педагогу и родителям.В комплект входят учебно-наглядные пособия: «Какой ты?», «Что тебе нравится?», «Веселые, грустные», «Мы все разные», «Как вести себя?», «С кем ты дружишь?»
Рекомендована Министерством образования РФ
Программа «Я — человек»
Автор С. А. Козлова.
Цель: помочь педагогу раскрыть ребенку окружающий мир, сформировать у него представление о себе как о представителе человеческого рода, о людях, живущих на Земле, об их чувствах, поступках, правах и обязанностях, разнообразной деятельности; на основе познания развивать творческую, свободную личность, обладающую чувством собственного достоинства и проникнутую уважением к людям.
Программа направлена на формирование у ребёнка мировоззрения – своего видения мира, своей «картины мира», созвучной возможному уровню развития его чувств.
Программавключает четыре больших раздела: «Что я знаю о себе», «Кто такие взрослые люди», «Человек – творец», «Земля — наш общий дом». Каждый раздел имеет несколько подразделов, которые конкретизируют его содержание. Все разделы программы взаимосвязаны, они дополняют друг друга, хотя каждый имеет свою специфику, свою воспитательно-образовательную цель. В программе представлены требования к уровню усвоения всех разделов, также предлагаются рекомендации родителям, воспитателям и учителям начальных классов. Программа имеет методические комплекты, состоящие из рабочих тетрадей, наборов дидактических карточек и методических пособий для взрослых.
Автором написано учебное пособие «Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью», которое может служить технологией реализации программы «Я — человек».
Программа допущена Департаментом общего среднего образования Министерства образования РФ.
Программа «Дружные ребята»
Автор: Р. С. Буре
Цель программы: развитие эмоционально-нравственной сферы ребенка средствами совместной продуктивной деятельности.
Задачи программы:
1. Выявить индивидуальные особенности психоэмоционального развития ребенка.
2. Разработать личностно – ориентированные занятия по развитию и коррекции социально – значимых эмоций.
3. Сформировать позицию партнерских взаимоотношений детей друг с другом через их совместную продуктивную деятельность.
4. Обучить воспитателей, учителей, родителей эффективным способам взаимодействия с детьми.
В программе определены главные условия,обеспечивающие эффективность работы по воспитанию у детей гуманных чувств и отношений:
1. особая роль педагога как организатора жизни детей в группе детского сада;
2. уважительное общение педагога с ребенком;
3. удовлетворение потребности каждого ребенка в общении с воспитателем;
4. организация совместной содержательной деятельности детей, направленной на достижение общего результата;
5. создание в группе обстановки эмоционального комфорта для каждого ребенка, обеспечение благоприятного, равного положения каждого ребенка в группе сверстников.
Программа имеет возрастной принцип построения, содержит целостную систему формирования гуманных чувств у детей дошкольного возраста. Задачи, содержание и методика работы последовательно представлены, начиная со второй младшей группы, с поэтапным их усложнением в соответствии с развитием практического опыта общения детей при учете обязательного индивидуального подхода к каждому ребенку.
В нашей библиотеке вы можете найти методические пособия:
1. Е. А. Алябьева «Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками»
2. Л. Лихачева «Уроки этики»
3. Е. Ю. Кукушкина, Л. В. Самсонова «Играем и учимся дружить»
4. Л. К. Мячина, Л. М. Зотова, О. А. Данилова «Маленьким детям- большие права»
5. Л. Г. Горькова,Л. А. Обухова «Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников» (старшая группа)
6. Л. Г. Горькова,Л. А. Обухова «Сценарии занятий по комплексному развитию дошкольников» (подготовительная группа)
7. Л. В. Кокуева «Духовно-нравственое воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа»
8. В. Г. Нечаева,Т. А. Маркова «Нравственное воспитание в детском саду»
9. В. А. Сухомлинский «Хрестоматия по этике»
10. В. И. Петрова, Т. Д. Стульник «Этические беседы с детьми 4-7 лет»
Источник
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Ростова-на-Дону «Детский сад № 19»
344016 г. Ростов-на-Дону ул. Мыльникова, 9 т. (факс) 277-51-51
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по социуму
для детей 4-5 лет (средняя группа)
часть программы, формируемая участниками образовательных отношений.
Авторы-составители:
Рогаль М.Г.
Доломанова М.В.
2018 – 2019 г
Пояснительная записка.
С целью коррекции и компенсации недостаточной сформированности представлений детей о социальных явлениях мы взяли программу «Ребенок в социуме».
Направленность программы социально-коммуникативное развитие.
Целью рабочей программы является: создание условий для развития социально-коммуникативного и эмоционально-психического здоровья ребенка посредством приобретения социальных способов и опыта вхождения в социум, адаптации и активного действования в нем.
Задачи:
- Формировать у ребенка осознания себя личностью с присущими ей чертами и характеристиками: чувством собственного достоинства, доброжелательным интересом уважением к другим людям, с уверенным типом поведения, стремлением к сотрудничеству с другими людьми.
- Развивать его индивидуальность, осознавать свой образ «Я», потребность уважать и сохранять его, радоваться самому себе, своим успехам.
- Формировать у ребенка различные способы позитивного социального поведения, которые обеспечили бы ему эмоционально-психологическую уравновешенность и здоровье, адаптацию, взаимодействие, коммуникацию, самопознание, регуляцию, проектирование, примирение и выхода из конфликта.
- Обеспечить условия для становления опыта социального поведения в различных конфликтных, проблемных ситуациях и событиях, позволяющий сохранить свое здоровье в различных негативных ситуациях и избежать антисоциальных воздействий.
- Приобщить к социокультурным ценностям в различных видах деятельности, общения, ситуациях и создавать возможность к самоактуализации и самоутверждению.
Принципы, лежащие в основе построения программы:
- Ценностно-ориентированный, предполагающий приоритет общечеловеческих ценностей, ставящих на первое место здоровье и жизнь ребенка, свободное и творческое его развитие, необходимость воспитания личного достоинства и гражданственности.
- Гуманистический, признающий самоценность личности, обеспечивающий условия ее гармоничного саморазвития, реализации ее внутренней и внешней свободы.
- Природосообразности, ориентирующий на понимание отношений – человек, как часть природы, все в мире гармонично взаимосвязано и взаимообусловлено – биологическое, психологическое, социальное и культурное.
- Культуросообразности, обеспечивающий понимание образовательного пространства как социокультурной среды развития и саморазвития ребенка, построенного на общечеловеческих эталонах, выступающих регуляторами отношений в социуме.
- Рефлексивности, суть которого состоит в формировании культуры рефлексии ребенка в различных проблемных ситуациях и поиска возникших ее причин в собственных действиях и поведении.
Объем программы: На основе программных задач региональной программы «Ребенок в социуме» педагоги МБДОУ разработали конспекты занятий. 23 занятия в год. Занятия проводятся 2 раза в месяц по 20 минут, согласно учебного плана.
Средства реализации:
1. Специально организованное обучение. Специалистами и воспитателями разработаны конспекты занятий по всем возрастным группам на учебный год.
2. Совместная деятельность педагога с детьми:
– чтение художественной литературы
– рассматривание иллюстрационного материала (репродукции картин, фотографий , иллюстраций с проблемными ситуациями);
– дидактические, ролевые, подвижные игры, игры-драматизации.
– праздники и развлечения, спектакли;
– детское художественное творчество.
– игровые, имитационные и мимические упражнения.
– реальные и проблемные, игровые ситуации.
– мини среды в соответствии с содержанием программы.
3. Работа с родителями. Это направление предполагает системное и планомерное взаимодействие триады родитель-ребенок-педагог для социально-коммуникативного развития детей.
Планируемые результаты:
Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности.
Содержание занятий по социуму
Дата | Название темы | Количество часов | Примечание |
Сентябрь | Занятие 1. «Я и моё имя» | 1 | |
Занятие 2. «Имена моих друзей» | 1 | ||
Занятие 3. «Наши внешние отличия» | 1 | ||
Занятие 4. «Что мы умеем делать» | 1 | ||
Октябрь | Занятие 5. «Отгадайте, кто мы» | 1 | |
Занятие 6. «Моё любимое занятие» | 1 | ||
Ноябрь | Занятие 7. «Мой любимый праздник» | 1 | |
Занятие 8. «Подарки и сюрпризы» | 1 | ||
Декабрь | Занятие 9. «Подарки близким» | 1 | |
Занятие 10. «Цветик – Семицветик» | 1 | ||
Январь | Занятие 11. «Заботливые дети» | 1 | |
Занятие 12. «Друг детства» | 1 | ||
Февраль | Занятие 13. «Что ты чувствуешь?» | 1 | |
Занятие 14. «Разговариваем руками» | 1 | ||
Март | Занятие 15. «Разговариваем телом» | 1 | |
Занятие 16. «Лесной колобок» | 1 | ||
Апрель | Занятие 17. «Лица – маски» | 1 | |
Занятие 18. «Моя семья» | 1 | ||
Май | Занятие 19. «Любящие родители» | 1 | |
Занятие 20. «Кто первый» | 1 | ||
Занятие 23. «Рисуем вдвоем» Диагностика | 1 |
Педагогическая диагностика
Педагогический скрининг на начало учебного года (по образовательной области)
Карты наблюдения.
Электронные ресурсы:
- https://www.maam.ru/
- https://dovosp.ru/
- https://argonika.su/
- https://www.prosv.ru/
- https://www.drofa.ru/
- https://chitariki.ru/index.php/2011-01-19-12-46-15
Методическое обеспечение:
Список литературы:
1. УМК Основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Психолого-педагогическая литература:
- Региональная образовательная программа «Ребенок в социуме» под редакцией Р.М.Чумичевой, Ростов-на-Дону, 1998г.
- Программа социально-эмоционального развития детей дошкольного возраста «Я – Ты – Мы» Сост. О.Л. Князева. «Мозаика-Синтез, 2005.
- Дурова Н.В. Очень важный разговор. М. Мозаика-Синтез, 2001г.
- Гончарова Н.В. План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду. Методическое пособие. Бибиотека программы «Детство», С.-Петербург, Акцидент, 1997г.
- Калинина Р.Р. «В гостях у Золушки», Псков, 1997г.
- Рыбак Е.В. «Вместе». Программа развития коммуникативной сферы старших дошкольников средствами эмоционального воздействия, Архангельск, 1997г.
- Рылеев Е.В. Вместе веселее. Игры и рабочие материалы к оригинальной авторской программе развития самосознания в речевой активности дошкольников «Открой себя». М.Линка-Пресс, 2000г.
- Стрелкова Л. Войди в тридесятое царство. Учебно-методическое пособие для детских дошкольных учреждений и начальной школы. Книга 1, М. Новая школа, 1995г.
- Чистякова М.И. Психогимнастика, Владос, 1995г.
- Фесюкова Л.Б. От трех до семи. Харьков, Фолио, Санкт-Петербург., Кристалл., 1996г.
- Бильгильдеева Т. Здравствуй цветочный город. Занятия для дошкольников, Кострома, Шк. Психолог № 29, 2000г.
- Григори Н. Связующая нить. Программа коррекции детско-родительских отношений. Шк. Психолог № 28, 2000г.
- Медведева И. ,Титова Т. Разноцветные белые вороны., М. Семья и школа., 1996г.
- Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. Психотехнические упражнения и коррекционные программы. М. Новая школа., 1995г.
- Сартан Г.Н. Тренинг самостоятельности у детей. М.Сфера, 1998г.
- Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М.Новая школа, 1997г.
- Кочева Е. Программа работы психолога с детьми по оптимизации общения в детском саду. Шк. психолог № 25, 2000г.
- Психотерапевтические сказки – метафоры. О. Хухлаева
Детская литература:
- Е.Благинина «Бабушка – забота».
- С.Михалков «Щенок».
- М.Садовский «Доброе сердце».
- Д.Хармс «Иван Иванович – самовар».
- В.Бианки «Лесной колобок – колючий бок».
- Г. Остер «Вредные советы».
- А. Барто «Я знаю, что надо придумать».
- А. Седугин «Хитренький Артемка».
- А. Барто «Вовка – добрая душа».
- Сб. «Светлячок».
- Л.Пантелеев «Буква «Ты».
- Ю. Расташанский «Город, где дети не плачут».
- О. Высотская «Мои игрушки».
- Хрестоматия по детской литературе. М. Просвещение.,1984г.
- Наша Книга. Сборник для чтения в семье и в детском саду. М. Детская литература, 1980г.
Источник