Программа по развитию речи с ребенком инвалидом

Индивидуальный план развития ребенка – инвалида П. Данила

Разделы речевого развития

Задачи

2 полугодие

Развитие связной речи

Учить выражать желание с помощью простых просьб, обращений, отвечать на простые вопросы одним словом или двусловной фразой без использования жеста. При этом не предъявляется требования к фонетической правильности высказывания, но обращается внимание на грамматическое оформление.

Уточнение или формирование навыка овладения в речи моделями простого предложения с беспредложными падежными формами.

Обучение навыку точно строить фразу в ответ на вопрос и в соответствии с ним (весь материал используется для автоматизации правильного звукопроизношения).

Формирование произносительных умений и навыков

Продолжение закрепления упражнений и приемов  для формирования правильного ротового выдоха, плавности, направленности, длительности, силы.

Массаж мышц органов артикуляции( щек, губ, языка, твердого неба)

Артикуляционные упражнения  по формированию базовых артикуляционных укладов, позволяющих вызывать гласные звуки: фиксация открытого рта, трубочка «улыбка», активизация мягкого неба, распластывание языка, надувание щек.

Автоматизация  гласных звуков: а,о,у,ы,э,и.

                      согласных звуков: п,м,н, д, т, б, в, ф

 Введение вызванных чистых звуков в слоги.

Совершенствование лексической стороны речи

Расширение словаря в процессе накопления знаний о предметах ближайшего окружения, явлениях природы, о себе и своей семье.

Развитие объема словаря существительных и прилагательных по темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Игрушки», «Животные», «Дикие и домашние животные», «Продукты», «Головные  уборы», «Одежда».

Называть некоторые части тела {голова, ноги, руки, глаза, рот, уши и т. д.) и одежды (карман, рукав и т. д.);

Обозначать  наиболее распространенные действия {сиди, мой, стой, пой, ешь, пей, иди и т. д.), некоторые свои физиологические и эмоционально-аффективные состояния {холодно, тепло, больно и т. д.);

Формирование обобщающих понятий и включение в речь обобщающих слов.

Развитие грамматического строя речи

Уточнение в пассиве формы единственного и множественного числа существительных и глаголов настоящего времени.

Уточнение представлений в пассиве о падежных окончаниях существительных, прилагательных посредством их утрирования, четкого произнесения логопедом.

Развитие фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза

Упражнения на дифференциацию звуков, различающихся по тональности, высоте, длительности.

Узнавание заданного звука (исправленного) среди других фонем, определения наличия или отсутствия его в слоге, слове.

Выделение ударного гласного в начале слова.

Звуковой анализ гласного ряда: АУ, УО, ОА, ОУА…

Совершенствование моторного развития и графических навыков руки

Развитие мелкой моторики кисти и пальцев руки:

-пальчиковая гимнастика

-упражнения для свободных движений руки

-работа с карандашом, кисточкой, с ножницами, пластилином

-работа с конструктором

-шнуровки, мозаики, застежки.

Развитие зрительно-моторных координаций:

-работа по зрительно-двигательным траекториям

-рисование по точкам

Обучение правильному удержанию ручки.

Индивидуальный план развития ребенка – инвалида П. Анны

Разделы речевого развития

Задачи

2 полугодие

Развитие связной речи

Учить выражать желание с помощью простых просьб, обращений, отвечать на простые вопросы одним словом или двусловной фразой без использования жеста. При этом не предъявляется требования к фонетической правильности высказывания, но обращается внимание на грамматическое оформление.

Уточнение или формирование навыка овладения в речи моделями простого предложения с беспредложными падежными формами.

Обучение навыку точно строить фразу в ответ на вопрос и в соответствии с ним (весь материал используется для автоматизации правильного звукопроизношения).

Формирование произносительных умений и навыков

Продолжение закрепления упражнений и приемов  для формирования правильного ротового выдоха, плавности, направленности, длительности, силы.

Массаж мышц органов артикуляции( щек, губ, языка, твердого неба)

Артикуляционные упражнения  по формированию базовых артикуляционных укладов, позволяющих вызывать гласные звуки: фиксация открытого рта, трубочка «улыбка», активизация мягкого неба, распластывание языка, надувание щек. Работа над предоалением повышенного  мышечного тонуса языка.

Автоматизация  гласных звуков: а,о,у,э,и; согласных звуков: в,ф,й,ц, х. Коррекция в произношении согласных, имеющих твердую и мягкую пары, в которых наблюдаются дефекты смягчения (д,т,м,н,б,п,к,с,з)

 Введение вызванных чистых звуков в слоги.

Совершенствование лексической стороны речи

Расширение словаря в процессе накопления знаний о предметах ближайшего окружения, явлениях природы, о себе и своей семье.

Развитие объема словаря существительных и прилагательных по темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Игрушки», «Животные», «Дикие и домашние животные», «Продукты», «Головные  уборы», «Одежда».

Называть некоторые части тела (голова, ноги, руки, глаза, рот, уши и т. д.) и одежды (карман, рукав и т. д.);

Обозначать  наиболее распространенные действия (сиди, мой, стой, пой, ешь, пей, иди и т. д.), некоторые свои физиологические и эмоционально-аффективные состояния {холодно, тепло, больно и т. д.);

Формирование обобщающих понятий и включение в речь обобщающих слов.

Развитие грамматического строя речи

Уточнение в пассиве формы единственного и множественного числа существительных и глаголов настоящего времени.

Уточнение представлений в пассиве о падежных окончаниях существительных, прилагательных посредством их утрирования, четкого произнесения логопедом.

Развитие фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза

Упражнения на дифференциацию звуков, различающихся по тональности, высоте, длительности.

Узнавание заданного звука (исправленного) среди других фонем, определения наличия или отсутствия его в слоге, слове.

Выделение ударного гласного в начале слова.

Читайте также:  Развитие ребенка возрастная психология кратко

Звуковой анализ гласного ряда: АУ, УО, ОА, ОУА…

Совершенствование моторного развития и графических навыков руки

Развитие мелкой моторики кисти и пальцев руки:

-пальчиковая гимнастика

-упражнения для свободных движений руки

-работа с карандашом, кисточкой, с ножницами, пластилином

-работа с конструктором

-шнуровки, мозаики, застежки.

Развитие зрительно-моторных координаций:

-работа по зрительно-двигательным траекториям

-рисование по точкам

Обучение правильному удержанию ручки.

Индивидуальный план развития ребенка – инвалида Г. Андрея

Разделы речевого развития

Задачи

2 полугодие

Развитие связной речи

Учить выражать желание с помощью простых просьб, обращений, отвечать на простые вопросы одним словом или двусловной фразой без использования жеста. При этом не предъявляется требования к фонетической правильности высказывания, но обращается внимание на грамматическое оформление.

Уточнение или формирование навыка овладения в речи моделями простого предложения с беспредложными падежными формами.

Обучение навыку точно строить фразу в ответ на вопрос и в соответствии с ним (весь материал используется для автоматизации правильного звукопроизношения).

Формирование произносительных умений и навыков

Продолжение закрепления упражнений и приемов  для формирования правильного ротового выдоха, плавности, направленности, длительности, силы.

Массаж мышц органов артикуляции( щек, губ, языка, твердого неба)

Артикуляционные упражнения  по формированию базовых артикуляционных укладов, позволяющих вызывать гласные звуки: фиксация открытого рта, трубочка «улыбка», активизация мягкого неба, распластывание языка, надувание щек.

Автоматизация  гласных звуков: а,о,у,э,и.

                      согласных звуков: с, ч, ш, щ, ж, п, м

 Введение вызванных чистых звуков в слоги.

Совершенствование лексической стороны речи

Расширение словаря в процессе накопления знаний о предметах ближайшего окружения, явлениях природы, о себе и своей семье.

Развитие объема словаря существительных и прилагательных по темам: «Осень», «Овощи», «Фрукты», «Игрушки», «Животные», «Дикие и домашние животные», «Продукты», «Головные  уборы», «Одежда».

Называть некоторые части тела {голова, ноги, руки, глаза, рот, уши и т. д.) и одежды (карман, рукав и т. д.);

Обозначать  наиболее распространенные действия {сиди, мой, стой, пой, ешь, пей, иди и т. д.), некоторые свои физиологические и эмоционально-аффективные состояния {холодно, тепло, больно и т. д.);

Формирование обобщающих понятий и включение в речь обобщающих слов.

Развитие грамматического строя речи

Уточнение в пассиве формы единственного и множественного числа существительных и глаголов настоящего времени.

Уточнение представлений в пассиве о падежных окончаниях существительных, прилагательных посредством их утрирования, четкого произнесения логопедом.

Развитие фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза

Упражнения на дифференциацию звуков, различающихся по тональности, высоте, длительности.

Узнавание заданного звука (исправленного) среди других фонем, определения наличия или отсутствия его в слоге, слове.

Выделение ударного гласного в начале слова.

Звуковой анализ гласного ряда: АУ, УО, ОА, ОУА…

Совершенствование моторного развития и графических навыков руки

Развитие мелкой моторики кисти и пальцев руки:

-пальчиковая гимнастика

-упражнения для свободных движений руки

-работа с карандашом, кисточкой, с ножницами, пластилином

-работа с конструктором

-шнуровки, мозаики, застежки.

Развитие зрительно-моторных координаций:

-работа по зрительно-двигательным траекториям

-рисование по точкам

Обучение правильному удержанию ручки.

Индивидуальный план развития с ОВЗ К. Ильи

Разделы речевого развития

Задачи

2 полугодие

Развитие связной речи

1.Овладение синтаксическими конструкциями с предлогами.

2.Использование бесед по картинкам, рассказов, стихов.

3.Составление рассказа-описания по лексическим темам (весь материал используется для автоматизации правильного звукопроизношения).

Формирование произносительных умений и навыков

1. Постановка звуков  «Р», «РЬ», «Л».

2.Автоматизация полученных новых речевых навыков в самостоятельной речи, в стихах, рассказах, беседах по картине.

3. Дифференциация смешиваемых звуков.

4. Развитие навыков самоконтроля качества своей речи.

5. Работа по усвоению слов со сложной слоговой структурой и звуконаполняемостью.

Совершенствование лексической стороны речи

1. Расширение словаря существительных, прилагательных, глаголов по лексическим темам.. Усвоение новых обобщающих слов.

2.Образование притяжательных прилагательных. Усвоение в активной речи приставочных глаголов.

3.Расширение словарного запаса в беседах по сюжетным картинкам, в усвоении рассказов, стихов, загадок и т.д.

Развитие грамматического строя речи

1.Уточнение личных форм глаголов, возвратных глаголов.

2.Усвоение согласования числительных с существительным.

3.Формирование правильных окончаний тех грамматических форм, которые не сформированы в речи ребенка.

4.Усвоение в речи предложных конструкций.

Развитие фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза

1.Определение наличия или отсутствия согласных в слове. Выделение их в начале слова.

2.Придумывание слов с заданным звуком.

3.Определение места заданного звука в слове.

4.Звуковой анализ обратного слова (на основе сохранных звуков).

5.Звуковой анализ прямого слога.

Совершенствование моторного развития и графических навыков руки

  1. Развитие мелкой моторики руки
  • штриховка в разных направлениях, раскрашивание
  • обведение по контуру.
  1. Подготовка к письму
  • Формирование навыков пространственной ориентировки в тетради
  • Написание в строчках различных элементов

Разделы речевого развития

Задачи

2 полугодие

Развитие связной речи

1.Овладение синтаксическими конструкциями с предлогами.

2.Использование бесед по картинкам, рассказов, стихов.

3.Составление рассказа-описания по лексическим темам (весь материал используется для автоматизации правильного звукопроизношения).

Формирование произносительных умений и навыков

Читайте также:  Центр раннего развития ребенка иркутск

Продолжение закрепления упражнений и приемов  для формирования правильного ротового выдоха, плавности, направленности, длительности, силы.

Массаж мышц органов артикуляции ( щек, губ, языка, твердого неба)

Артикуляционные упражнения  по формированию базовых артикуляционных укладов. Упражнения на растяжение подъязычной связки.

Автоматизация согласных звуков: п,д,т,м,н,г,к,х,б,з,зь,ц,й,в,ф. Введение вызванных чистых звуков в слоги.

Постановка свистящих звуков «С». «Сь». Подготовка артикуляционного аппарата к постановке шипящих звуков «Ш», «Щ», «Ж».

Развитие навыков самоконтроля качества своей речи.

Работа по усвоению слов со стечением согласных.

Совершенствование лексической стороны речи

1. Расширение словаря существительных, прилагательных, глаголов по лексическим темам. Усвоение новых обобщающих слов.

2.Образование притяжательных прилагательных. Усвоение в активной речи приставочных глаголов.

3.Расширение словарного запаса в беседах по сюжетным картинкам, в усвоении рассказов, стихов, загадок и т.д.

Развитие грамматического строя речи

  1. Уточнение образование сущ.с уменьшительно-ласкательным суффиксом, употребление сущ. в ед. и мн.числе, согласование прил. с сущ.
  2. Подбор антонимов, образование прил.от сущ. и притяж.прил.

3. Усвоение в речи предложных конструкций.

Развитие фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза

Упражнения на дифференциацию звуков, различающихся по тональности, высоте, длительности.

Узнавание заданного звука (исправленного) среди других фонем, определения наличия или отсутствия его в слоге, слове.

Выделение ударного гласного в начале слова.

Звуковой анализ гласного ряда: АУ, УО, ОА, ОУА…

Определение наличия или отсутствия согласных в слове. Выделение их в начале слова.

Придумывание слов с заданным звуком.

Определение места заданного звука в слове.

Звуковой анализ обратного слова (на основе сохранных звуков).

Звуковой анализ прямого слога.

Совершенствование моторного развития и графических навыков руки

Развитие мелкой моторики руки

  • штриховка в разных направлениях, раскрашивание
  • обведение по контуру.

Подготовка к письму

  • Формирование навыков пространственной ориентировки в тетради
  • Написание в строчках различных элементов

Индивидуальный план развития ребенка с ОВЗ С. Ивана

Разделы речевого развития

Задачи

2 полугодие

Развитие связной речи

1.Овладение синтаксическими конструкциями с предлогами.

2.Использование бесед по картинкам, рассказов, стихов.

3.Составление рассказа-описания по лексическим темам (весь материал используется для автоматизации правильного звукопроизношения).

Формирование произносительных умений и навыков

Артикуляционные упражнения  по формированию базовых артикуляционных укладов.

Постановка шипящих звуков «Ш», «Щ», «Ж» звуков. Введение вызванных чистых звуков в слоги. Дифференциация смешиваемых звуков.

Подготовка артикуляционного аппарата к постановке «Р», «Рь», «Л», «Ль».

Развитие навыков самоконтроля качества своей речи.

Работа по усвоению слов со сложной слоговой структурой и звуконаполняемостью.

Совершенствование лексической стороны речи

1. Расширение словаря существительных, прилагательных, глаголов по лексическим темам. Усвоение новых обобщающих слов.

2.Образование притяжательных прилагательных. Усвоение в активной речи приставочных глаголов.

3.Расширение словарного запаса в беседах по сюжетным картинкам, в усвоении рассказов, стихов, загадок и т.д.

Развитие грамматического строя речи

Уточнение образование сущ.с уменьшительно-ласкательным суффиксом, употребление сущ. в ед. и мн.числе, согласование прил. с сущ., образование прил.от сущ. и притяж.прил.

Усвоение в речи предложных конструкций.

Развитие фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза

1.Продолжение работы по звуковому анализу  слогов.

2.Звуковой анализ слов: дом, мак, кот, лапа, мама, папа, лампа

Совершенствование моторного развития и графических навыков руки

Развитие мелкой моторики руки

  • штриховка в разных направлениях, раскрашивание
  • обведение по контуру.

Подготовка к письму

  • Формирование навыков пространственной ориентировки в тетради
  • Написание в строчках различных элементов

Индивидуальный план развития ребенка с ОВЗ М. Артема

Разделы речевого развития

Задачи

2 полугодие

Развитие связной речи

1.Овладение синтаксическими конструкциями с предлогами.

2.Использование бесед по картинкам, рассказов, стихов.

3.Составление рассказа-описания по лексическим темам (весь материал используется для автоматизации правильного звукопроизношения).

Формирование произносительных умений и навыков

Артикуляционные упражнения  по формированию базовых артикуляционных укладов.

Постановка и автоматизация звуков «Р», «Рь», «Л».

Дифференциация смешиваемых звуков.

Развитие навыков самоконтроля качества своей речи.

Работа по усвоению слов со сложной слоговой структурой и звуконаполняемостью.

Совершенствование лексической стороны речи

1. Расширение словаря существительных, прилагательных, глаголов по лексическим темам. Усвоение новых обобщающих слов.

2.Образование притяжательных прилагательных. Усвоение в активной речи приставочных глаголов.

3.Расширение словарного запаса в беседах по сюжетным картинкам, в усвоении рассказов, стихов, загадок и т.д.

Развитие грамматического строя речи

Уточнение образование сущ.с уменьшительно-ласкательным суффиксом, употребление сущ. в ед. и мн.числе, согласование прил. с сущ., образование прил.от сущ. и притяж.прил.

Усвоение в речи предложных конструкций.

Развитие фонематического слуха, навыков звукового анализа и синтеза

Формирование навыка звукового анализа слогов и слов: дом, мак, кот, лапа, мама, папа, лампа

Совершенствование моторного развития и графических навыков руки

Развитие мелкой моторики руки

  • штриховка в разных направлениях, раскрашивание
  • обведение по контуру.

Подготовка к письму

  • Формирование навыков пространственной ориентировки в тетради
  • Написание в строчках различных элементов

Источник

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа для дошкольника – инвалида на 2018-2019 учебный год

Алеши Г., 30.05.2014 г.р.

средняя группа №7 МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 109 для детей с ТНР»

Читайте также:  Влияние биологических факторов на развитие ребенка

Алеша поступил в детский сад в сентябре 2018 года из семьи. В сентябре было проведено логопедическое и педагогическое обследование. Коллегиально был обследован на заседании психолого-медико-педагогического консилиума МБДОУ для уточнения логопедического заключения.

Деятельность ребенка характеризуется следующими показателями: проявляет интерес в начале задания, но теряет из-за повышенной отвлекаемости, низкой работоспособности. Понимает задание и инструкцию, но не может самостоятельно выполнить задания вследствие низкой концентрации внимания, неумения построить программу действий. Характер деятельности носит нестабильный характер: целенаправленность и активность резко падают из-за высокой истощаемости внимания. Динамика деятельности неравномерная, темп крайне медленный. Работоспособность снижена. В результатах своей деятельности не заинтересован. Пользуется своим положением больного для давления на взрослых: отказывается выполнять задание полностью, плачет, просит звонить маме, не хочет сам одеваться, есть и т.п. В зависимости от настроения повторяет много раз навязчивые фразы “Мама будет довольна” или “Буду заниматься плохо”, “Не буду стараться”. При выполнении заданий Алеше требуется помощь взрослого.

Навыки самообслуживания сформированы частично. Самостоятельно не передвигается, только с опорой (может сделать 2-3 шага от опоры до опоры). Интереса и старания к формированию навыков бытового обслуживания не проявляет. Одевается с помощью. В туалет сам сходить не может, не может снять шорты и трусы одной рукой, так как вторая не работает. Не определяет время похода в туалет, поэтому, пока дойдет (по предложению взрослого), часто бывает поздно. Сам моет и вытирает руки. Умеет сам есть твердую пищу.

        Зрительное восприятие развито недостаточно: знает цвета желтый, черный, белый, красный, наблюдаются трудности в различении оттеночных цветов; соотносит и дифференцирует предметы по величине; знает геометрические формы (круг, квадрат).  

        Временные представления не сформированы, путает времена года, не знает дни недели и части суток.

        Пространственные представления сформированы частично: называет и показывает основные части тела и лица, не дифференцирует правую и левую стороны. Не может сложить целую картинку из двух частей, разрезанных по прямой линии.

        Внимание рассеянное, истощаемое, волевое усилие минимально, неустойчивое. Взгляд фиксирует на предмете ненадолго, наблюдается механическое скольжение внимания с одного объекта на другой, максимально концентрирует внимание на задании в течение 3-5 минут. Объем зрительного внимания намного ниже средних показателей возрастной группы. При выполнении заданий требуется постоянная обучающая помощь взрослого, внешняя стимуляция.

        Память. Медленное запоминание и быстрое забывание. Преобладает непроизвольное, механическое запоминание. Объем слуховой и зрительной памяти снижен.

        Запас представлений об окружающем ограничен, знания отрывочные, бессистемные. Мышление наглядно-действенное. При выполнении заданий, требующих анализа, синтеза, сравнения, выделения главного, требуется обучающая помощь взрослого.

        Общая моторика. Самостоятельно не ходит, только с поддержкой. Координация движений грубо нарушена.

        Мелкая моторика. Нарушение координации движений. Недостаточная согласованность действий рук. Движения рук ограничены, резкие, угловатые, нет плавности, карандаш удерживает с трудом.

        Состояние речи. Артикуляционный аппарат: вверху один зуб отсутствует (выбил, когда упал дома), язык отклоняется вправо, недостаточно подвижен, с трудом переключается с одной артикуляционной позы на другую, при нагрузке появляется саливация. Голос тихий. Словарь – бедный, звукопроизношение грубо нарушено, фонематический слух нарушен, слоговая структура слова не сформирована, грамматический строй не сформирован. Понимает простые инструкции. Ответы короткие. Фраза из 2-3 слов.  Связная речь не развита.

        Уровень усвоения учебного материала: запас общих представлений низкий, представления о количестве сформированы недостаточно, дифференцирует понятия «один» – «много», «больше» – «меньше». Ребенок обучаем, помощь взрослого использует недостаточно, перенос знаний затруднен.

        Заключение: Общее недоразвитие речи, 2 уровень. Стертая дизартрия. ДЦП, диплегическая форма. Нарушение осанки. Деформация грудной клетки. Снижение когнитивных функций.

Данная индивидуальная программа разработана с целью коррекции имеющихся нарушений в связи cо снижением познавательной активности, недостаточным развитием познавательных процессов: восприятия, памяти, внимания, мышления, общего недоразвития речи 2 уровня у ребенка с ДЦП, ранее не посещавшего ДОУ.

По реализации программы с ребенком будут работать педагоги: логопед, воспитатели, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре, помощник воспитателя, медсестра в тесном взаимодействии с родителями ребенка.

Цель программы: коррекция нарушений речи и развитие сенсорно-перцептивных и интеллектуальных процессов у дошкольника с ДЦП.

Задачи программы: 

  • Развитие познавательных процессов: восприятия, памяти, мыслительных операций, коррекция внимания, развитие пространственно-временных представлений, общей и мелкой моторики.
  • Обучение игровым навыкам, навыкам произвольного поведения.
  • Снижение эмоционального и мышечного напряжения, развитие коммуникативных навыков, навыков взаимодействия с педагогами сверстниками с целью профилактики дезадаптации к условиям ДОУ.
  • Расширение словаря.
  • Формирование фразовой речи.
  • Выработка длительного речевого выдоха.
  • Формирование фонематического восприятия.
  • Формирование слоговой структуры слова.
  • Формирование правильного звукопроизношения.
  • Работа над мелодико-интонационными характеристиками речи.
  • Формирование грамматического строя речи.

        Развитие ребенка будет осуществляться в соответствии с адаптированной образовательной программой для средней группы с учетом индивидуальных физических и психических особенностей.

Предполагаемые результаты:

1. Повышение познавательной активности, повышение работоспособности, развитие произвольности и устойчивости внимания.

2. Возможность использовать полученные знания в групповой коррекционно-развивающей работе.

3. Снижение психо-эмоционального и мышечного напряжения.

4. Формирование коммуникативных способностей.

Источник