Программа по развитию речи ребенка с дцп

Программа по развитию речи ребенка с дцп thumbnail

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА.

«Логопедической коррекции дизартрии».

Пояснительная записка.

Проблема выявления и коррекции  дизартрии продолжает оставаться актуальной до настоящего времени. В литературе имеются многочисленные указания на то, что в логопедической практике у детей наблюдаются недостатки произношения,  которые имеют более длительную и сложную динамику устранения. Изучение  дизартрии является  предметом исследования медицинских, педагогических и лингвистических дисциплин.

Для устранения дизартрии необходимо комплексное воздействие, включающее медицинское, психолого-педагогическое и логопедическое направления. Медицинское воздействие, определяемое неврологом, должно включать медикаментозную терапию, ЛФК, рефлексотерапию, массаж, физиотерапию и др.

Психолого-педагогическое воздействие, осуществляемое дефектологами, психологами, воспитателями, родителями, направлено на:

—  развитие сенсорных функций;

—  уточнение пространственных представлений;

—  формирование конструктивного праксиса;

—  развитие высших корковых функций;

— формирование тонких дифференцированных движений рук;

—  формирование познавательной деятельности;

—  психологическую подготовку ребенка к обучению в школе.

Логопедическая работа при  дизартрии предусматривает обязательное включение родителей в коррекционно-логопедическую работу. Логопедическая работа включает в себя несколько этапов. На начальных этапах предусматривается работа по нормализации мышечного тонуса артикуляционного аппарата. С этой целью логопед проводит дифференцированный массаж. Планируются упражнения по нормализации моторики артикуляционного аппарата, упражнения по укреплению голоса, дыхания. Специальные упражнения вводятся для улучшения просодики и голосовых упражнений.

Цель логопедических занятий – создание сенсомоторных предпосылок для развития речи и  помощи детям в практическом использовании языка как средства общения.

 Исходя из цели поставлены основные задачи обучения, которые решаются на следующих этапах:

1-й этап — подготовительный.

Задача этого этапа является подготовка артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов. Он включает в себя шесть направлений:

1)  нормализация мышечного тонуса,

2)  нормализация моторики артикуляционного аппарата,

3)  нормализация речевого выдоха, выработка плавного, длительного выдоха,

4)  нормализация голоса,

5)  нормализация просодики,

6)  нормализация мелкой моторики рук

2-й этап.  

Задача: выработка новых произносительных умений и навыков.

 1)  выработка основных артикуляционных укладов,

2)  определение последовательности   роботы над звуками.

3)  развитие фонематического слуха,

4)  постановка звука,

5)  автоматизация,

6) дифференциация (дифференциация на слух; дифференциация артикуляции изолированных звуков; произносительная дифференциация на уровне слогов, слов).

3-й этап.

Задача: выработка коммуникативных умений и

навыков.

1)  выработка самоконтроля за произношением;

2)  тренировка правильных речевых навыков в различных речевых ситуациях;

4-й этап

Задача: преодоление или предупреждение вторичных нарушений.

5-й этап

Задача: развитие лексико – грамматической стороны речи

1)  формирование графомоторных навыков,

2)  развитие связной речи,

3)  развитие познавательной деятельности и расширение кругозора ребенка.

Эффективность логопедической работы в значительной степени зависит от понимания механизмов речевых расстройств и структуры речевого дефекта у детей с дизартрией.

При тяжелых поражениях артикуляционного аппарата необходимо подготовить базу для постановки звуков. Это требует от логопеда четкого понимания характера поражения артикуляционной моторики при различных формах дизартрии.

 Мозжечковая форма дизартрии.

– Изометрическая гимнастика и массаж

– Мимико-артикуляционная гимнастика (с бинтами, с сопротивлением)

– Выработка синхронности в работе голоса, дыхания, артикуляции (логоритмика, пение)

– Работа над речью:

а) темп речи

б) ритмические и динамические ударения

в) эмоциональная выразительность

г) стимуляция работы мягкого неба

– Отработка статистических поз, удержание артикуляционных укладов

– Работа по фонематическому восприятию звуков

– Коррекция звуков

– Работа над лексико-грамматической стороной речи

– Коррекция познавательной деятельности

Экстрапирамидальная форма   дизартрии

– Рефлексзапрещающая поза

– Расслабление (тепловой массаж, изотоническая гимнастика)

– Отработка пропрецептивных ощущений и пространственно-временной

организации двигательного акта (выполнение упражнений с открытыми и закрытыми глазами при ведущем пропрецептивном контроле)

а) воспроизведение амплитуды

б) направление движения

в) переключение с одного действия на другое в определенной временной последовательности (пассивно-активная гимнастика по Панченко)

г) удержание артикуляционной позы на счёт;

– Работа над просодической стороной речи

а) мелодия

б) темп

в) выработка произвольной возможности говорить медленно или быстро

г) модуляция речи (интонирование), эмоциональность

Псевдобульбарная форма дизартрии

а) нормализация мышечного тонуса;

б) подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков;

в) работа по дыхательным сеткам, по стечению звукового ряда;

г) отработка произвольного ритма дыхания (под счет, под метроном)

д) коррекция звуков:

    –  постановка

    –  автоматизация

    –  введение

е)  Развитие фонематического восприятия на материале отрабатываемого звука

ж) Развитие лексико-грамматической стороны речи

з)  Развитие временных и пространственных представлений

и) Коррекция познавательной деятельности

Рабочая программа разработана на основе:

– «Коррекция стертой дизартрии». Автор Е.Ф Архипова, Москва просвещение 2008

– «Речевые нарушения у детей с ДЦП».  Автор Е.Н Мастюкова. Москва просвещение 1996

– учебного плана ГС(К)ОУ общеобразовательной школы – интернат №1 VI вида.

– инструктивного письма Министерства образования РФ от 14.12. 2000

№ 2  « Об организации логопедического пункта общеобразовательного учреждения»

Программа ориентирована на учащихся начальных классов общеобразовательной школы VI вида

Занятия проводятся 3 раза в неделю.

Форма занятий: индивидуальная.

Устранение дефектов звукопроизношения не имеет расчасовки, планируется параллельно с коррекцией нарушения письменной речи с учётом степени поражения артикуляционного аппарата,  тяжести дефекта и специфики коррекции с различными видами дизартрии.

Источник

Образец индивидуальной программы логопедической работы с учеником начальной школы с диагнозом РДА в период реабилитации.

Ф.И.О

Возраст ребенка

Код заболевания

Дата выполнения

Результаты выполнения

Исполнитель

Диагностика

Коррекционно – развивающие занятия

Консультирование детей

Консультирование родителей

Комплексные занятия

Логопедический массаж

Пальчиковая гимнастика

Дыхательная гимнастика

Диагностика: Иншакова О.Б. «Альбом логопеда», Кирьянова Р.А.  «Комплексная диагностика», Балабанова В.П. «Диагностика нарушений речи у детей».

Коррекционно-развивающие занятия  Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. М., 1997 г.,Манелис Н.Г., Медведовская Т.А. Методика обучения детей глобальному чтению, С.В.Исханова Система диагностико-коррекционной работы с аутичными дошкольниками.

Пальчиковая гимнастика: Цвынтарный В.В.

Диагностические консультации детей и справочно-информационные консультации для родителей проводятся по плану работы.

1. Развитие понимания речи через использование эмоционально-смыслового комментария режимных моментов, а также ситуаций игровых и учебных.

2. Формирование простейших инструкций, часто используемых в ситуации занятий: возьми, дай, положи, сядь, подойди и т.д.

3.Растормаживание речи через:

  • Провоцирование на эхолалии и непроизвольные словесные инструкции
  • Упражнения в написании и анализе слов.
  • Обобщение и закрепление знаний по теме:
  •  «Звуковой анализ слов».
  • «Написание однослоговых слов с йотированными гласными»

4. Развитие речи через устное комментирование деятельности ребенка и действий педагога, через проговаривание предстоящих или прошедших событий.

5. Формирование активного словаря на материале  картинок, звуковых символов, глобального чтения написанных на карточках слов.

Образец индивидуальной программы логопедической работы с ребенком младшего дошкольного возраста с диагнозом синдром Дауна в период реабилитации.

Ф.И.О

Возраст ребенка

Код заболевания

Дата выполнения

Результаты выполнения

Исполнитель

Диагностика

Коррекционно – развивающие занятия

Консультирование детей

Консультирование родителей

Комплексные занятия

Логопедический массаж

Пальчиковая гимнастика

Дыхательная гимнастика

Диагностика: Иншакова О.Б. «Альбом логопеда», Кирьянова Р.А.  «Комплексная диагностика», Балабанова В.П. «Диагностика нарушений речи у детей».

Коррекционно-развивающие занятия  Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. ,Манелис Н.Г., Медведовская Т.А. Система диагностико-коррекционной работы с аутичными дошкольниками.

Пальчиковая гимнастика: Цвынтарный В.В.

Диагностические консультации детей и справочно-информационные консультации для родителей проводятся по плану работы.

1. Развитие понимания речи через использование эмоционально-смыслового комментария режимных моментов, а также разученных игровых действий с предметами («Накорми куклу», «Покатай в коляске», «Положи спать»).

2. Формирование простейших инструкций, часто используемых в ситуации занятий: возьми, дай, положи, сядь, подойди и т.д.

  • Развитие способности узнавать и различать неречевые звуки («Что шумит за окном», «Шумящие коробочки»).
  • Повторение и обыгрывание звуковых реакций и вокальной аутостимуляции ребенка с дальнейшим приданием эмоционального смысла.
  • Провоцирование самостоятельного звукоподражаний,  используя  игрушки домашних животных..

4. Развитие речи через устное комментирование деятельности ребенка и действий педагога, через проговаривание предстоящих или прошедших событий.

5. Формирование словаря на материале картинок, звуковых символов.

  тема: повторение :«Игрушки», «Посуда»,    знакомство: «Домашние животные».

Образец индивидуальной программы логопедической работы с учеником начальной школы с диагнозом ДЦП в период реабилитации.

Ф.И.О

Возраст ребенка

Код заболевания

Дата выполнения

Результаты выполнения

Исполнитель

Диагностика

Коррекционно – развивающие занятия

Консультирование детей

Консультирование родителей

Комплексные занятия

Логопедический массаж

Пальчиковая гимнастика

Дыхательная гимнастика

Диагностика:  Кирьянова Р.А.  «Комплексная диагностика», Балабанова В.П. «Диагностика нарушений речи у детей».

Коррекционно-развивающие занятия  Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М.

Лалаева Р.И. «Логопедическая работа в коррекционных классах», Г.Г.Мисаренко «Обучение фонематическому анализу в начальной школе».

Диагностические консультации детей и справочно-информационные консультации для родителей проводятся по плану работы.

1-ая неделя

Тема: Определение количества звуков с опорой на слух и движение артикуляционного аппарата. Развитие речевого дыхания

2-ая неделя

Тема: Артикуляционная гимнастика. закрепление произношения заднеязычных звуков К-Г-Х

артикуляционная гимнастика в произнесении свистящих звуков

  • открытых слогах; «Повтори за мной» (ас-ос-ус-ыс)
  • закрытых слогах; «Запомни и повтори» (са-со-су-сы; за-зо-зу-зы, ца-цо-цу-цы))
  • в словосочетаниях; «Договори слово»
  • со стечением в словах: («Выбери картинку», «Придумай слова», «Замени звук»)

3-я неделя

Дифференциация (со звуками – заменителями, по этапам автоматизации звуков).

4-я неделя

      Слоговой анализ. Слоговые схемы слова. Дифференциация твердых и мягких звуков.

Пальчиковая гимнастика.  Массаж пальцев и кистей рук.

Источник

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА.

«Логопедическая коррекция дизартрии у детей с ДЦП».

Пояснительная записка.

Проблема выявления и коррекции дизарт­рии продолжает оставаться актуальной до настоящего времени. В литературе имеются многочисленные ука­зания на то, что в логопедической практике у детей наблюдаются недостатки произношения, которыеимеют более длительную и сложную динамику устранения. Изучение дизартрии является предметом исследования медицинских, педагогических и лингвистических дис­циплин.

Для устранения дизартрии необходимо комплексное воздействие, включающее медицинское, психолого-педагогическое и логопедическое направ­ления. Медицинское воздействие, определяемое нев­рологом, должно включать медикаментозную тера­пию, ЛФК, рефлексотерапию, массаж, физиотерапию и др.

Психолого-педагогическое воздействие, осу­ществляемое дефектологами, психологами, воспита­телями, родителями, направлено на:

— развитие сенсорных функций;

— уточнение пространственных представлений;

— формирование конструктивного праксиса;

— развитие высших корковых функций;

— формирование тонких дифференцированных движений рук;

— формирование познавательной деятельности;

— психологическую подготовку ребенка к обуче­нию в школе.

Логопедическая работа при дизартрии предусматривает обязательное включение родителей в коррекционно-логопедическую работу. Логопеди­ческая работа включает в себя несколько этапов. На начальных этапах предусматривается работа по нор­мализации мышечного тонуса артикуляционного ап­парата. С этой целью логопед проводит дифференци­рованный массаж. Планируются упражнения по нор­мализации моторики артикуляционного аппарата, упражнения по укреплению голоса, дыхания. Специ­альные упражнения вводятся для улучшения просодики и голосовых упражнений.

Цель логопедических занятий – создание сенсомоторных предпосылок для развития речи и помощи детям в практическом использо­вании языка как средства общения.

Исходя из цели поставлены основные задачи обучения, которые решаются на следующих этапах:

1-й этап — подготовительный.

Задача этого этапа является подготовка артикуляци­онного аппарата к формированию артикуляционных ук­ладов. Он включает в себя шесть направлений:

1) нормализация мышечного тонуса,

2) нормализация моторики артикуляционного аппа­рата,

3) нормализация речевого выдоха, выработка плав­ного, длительного выдоха,

4) нормализация голоса,

5) нормализация просодики,

6) нормализация мелкой моторики рук

2-й этап.

Задача: выработка новых произносительных уме­ний и навыков.

1) выработка основных артикуляционных укладов,

2) определение последовательности роботы над зву­ками.

3) развитие фонематического слуха,

4) постановка звука,

5) автоматизация,

6) дифференциация (дифференциация на слух; диф­ференциация артикуляции изолированных звуков; про­износительная дифференциация на уровне слогов, слов).

3-й этап.

Задача: выработка коммуникативных умений и

навыков.

1) выработка самоконтроля за произношением;

2) тренировка правильных речевых навыков в раз­личных речевых ситуациях;

4-й этап

Задача: преодоление или предупреждение вто­ричных нарушений.

5-й этап

Задача: развитие лексико – грамматической стороны речи

1) формирование графомоторных навыков,

2) развитие связной речи,

3) развитие познавательной деятельности и расши­рение кругозора ребенка.

Эффективность логопедической работы в значитель­ной степени зависит от понимания механизмов речевых расстройств и структуры речевого дефекта у детей с дизартрией.

При тяжелых поражениях артикуляционного аппарата необходимо подготовить базу для постановки звуков. Это требует от логопеда четкого понимания характера поражения артикуляционной моторики при различных формах дизартрии.

Мозжечковая форма дизартрии.

– Изометрическая гимнастика и массаж

– Мимико-артикуляционная гимнастика (с бинтами, с сопротивлением)

– Выработка синхронности в работе голоса, дыхания, артикуляции (логоритмика, пение)

– Работа над речью:

а) темп речи

б) ритмические и динамические ударения

в) эмоциональная выразительность

г) стимуляция работы мягкого неба

– Отработка статистических поз, удержание артикуляционных укладов

– Работа по фонематическому восприятию звуков

– Коррекция звуков

– Работа над лексико-грамматической стороной речи

– Коррекция познавательной деятельности

Экстрапирамидальная форма дизартрии

– Рефлексзапрещающая поза

– Расслабление (тепловой массаж, изотоническая гимнастика)

– Отработка пропрецептивных ощущений и пространственно-временной

организации двигательного акта (выполнение упражнений с открытыми и закрытыми глазами при ведущем пропрецептивном контроле)

а) воспроизведение амплитуды

б) направление движения

в) переключение с одного действия на другое в определенной временной последовательности (пассивно-активная гимнастика по Панченко)

г) удержание артикуляционной позы на счёт;

– Работа над просодической стороной речи

а) мелодия

б) темп

в) выработка произвольной возможности говорить медленно или быстро

г) модуляция речи (интонирование), эмоциональность

Псевдобульбарная форма дизартрии

а) нормализация мышечного тонуса;

б) подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков;

в) работа по дыхательным сеткам, по стечению звукового ряда;

г) отработка произвольного ритма дыхания (под счет, под метроном)

д) коррекция звуков:

– постановка

– автоматизация

– введение

е) Развитие фонематического восприятия на материале отрабатываемого звука

ж) Развитие лексико-грамматической стороны речи

з) Развитие временных и пространственных представлений

и) Коррекция познавательной деятельности

Рабочая программа разработана на основе:

– «Коррекция стертой дизартрии». Автор Е.Ф Архипова, Москва просвещение 2008

– «Речевые нарушения у детей с ДЦП». Автор Е.Н Мастюкова. Москва просвещение 1996

– учебного плана ГС(К)ОУ общеобразовательной школы – интернат №1 VI вида.

– инструктивного письма Министерства образования РФ от 14.12. 2000

№ 2 « Об организации логопедического пункта общеобразовательного учреждения»

Программа ориентирована воспитанников Центра реабилитации.

Занятия проводятся 4 раза в неделю.

Форма занятий: индивидуальная.

Устранение дефектов звукопроизношения не имеет расчасовки, планируется параллельно с коррекцией нарушения письменной речи с учётом степени поражения артикуляционного аппарата, тяжести дефекта и специфики коррекции с различными видами дизартрии.

Источник

Оксана Беляева
Стимуляция речевой активности у детей с ДЦП

Особенности работы учителя-логопеда по стимуляции речевой активности у детей с ДЦП

На современном этапе концепция интегрированного обучения и воспитания является ведущим направлением в развитии специального образования в нашей стране. Это означает равноправное включение личности, развивающейся в условиях недостаточности во все возможные и необходимые сферы жизни социума, достойный социальный статус и самореализацию в обществе.

На базе нашего детского сада открыта и функционирует группа для детей со сложной структурой развития. В эту группу в сентябре прошлого года поступил ребенок с диагнозом ДЦП. Детский церебральный паралич (ДЦП) – заболевание центральной нервной системы при ведущем поражении двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга.

Речевые расстройства у больных ДЦП возникают очень часто (в 80% случаев). Изучению данной темы посвящены различные исследования Л. А. Даниловой, Е. М. Мастюковой, И. А. Панченко и др.

Часто возникают проблемы с развитием молодых отделов мозга, которые начинают интенсивно развиваться уже после рождения ребенка. Ещё одной причиной отставания развития речи связано с ограниченным объемом знаний и представлений о мире, который окружает ребенка, а также с недостаточностью практической деятельности и социального развития. Все это из-за того, что больные дети обладают маленьким жизненным опытом и общаются с очень ограниченным кругом людей.

Очень распространенной ошибкой родителей в процессе воспитания детей, больных ДЦП, является гиперопека ребенка, желание сделать все действия за него, что приводит к тому, что ребенок уже и не стремится делать что-то сам. Он учится взглядом или жестом показывать родителям на то, что он хочет. При этом у него полностью отсутствует потребность в общении с помощью речи.

Давно замечено, что речевые нарушения проявляются более сильно, если у ребенка развиты сильные двигательные патологии. Это связано с тем, что у него ограничена возможность передвижения и познание окружающего мира, а также повышенный тонус мышц языка, трудность в дыхании и голосообразовании. Все это приводит к тому, что нарушается голосовая активность и ухудшается произношение звуков.

Коррекционную работу нужно начинать, опираясь не на возраст, а на его психоречевое развитие.

Основные направления коррекционной работы на этапе появления первых звукокомплексов (видео показ фрагмента занятия с прищепками)

– использование различных предметов в соответствии с их функциями, обучение способности самостоятельно включаться в деятельность, формирование произвольного и устойчивого внимания, а также наглядно-действенного мышления;

речевое и предметно-практическоеобщение с окружающими: понимание обращенной к ребенку речи, собственная речевая активность, мимика, жесты и интонации;

– получение и развитие знаний об окружающем;

– формирование и стимулирование зрительного, слухового и тактильного восприятий;

– развитие зрительно-моторной координации

Направления коррекционно-педагогической работы с детьми на этапе активного звукоподражания и появления первых слов,формировании фразы:

– игровая деятельность;

– общение с окружающими и сверстниками с помощью речи, формирование связной речи и пополнение обоих словарей (активного и пассивного).

– развитие пространственных представлений у ребенка;

– развитие мышления, внимания и памяти;

Как один из примеров, совместные действия, требующие концентрации и устойчивости внимания.

Соня хлопать как умеет,

Своих ручек не жалеет:

Хлоп – хлоп, хлоп – хлоп! (хлопает руками)

Соня топать как умеет,

Своих ножек не жалеет:

Топ – топ, топ – топ! (топает ножками)

Ручками захлопали:

Хлоп – хлоп – хлоп! (хлопает руками)

Ножками затопали:

Топ – топ – топ! (топает ножками)

Очень хорошие результаты дает использование песенок авторов Железновых.

Я, как специалист, столкнулась с проблемой того что речевые нарушения сочетаются между собой, например дизартрия и задержка речевого развития.

Слабое ощущение своих движений и затруднение в действиях с предметами являются причинами недостаточности активного осязания, узнавания на ощупь (стереогноза). Это, в свою очередь, ещё больше затрудняет развитие целенаправленных практических действий.

Анализируя занятия по развитию речи, я выявила большие потенциальные возможности воздействия пальчиковой гимнастики, игр на речевое развитие детей дошкольного возраста с ДЦП. Сделала вывод, что тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка способствующим улучшению артикуляционной моторики, подготовки кисти к письму и мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.

Формирование двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим предметным миром.

Каждое занятие по развитию мелкой моторики рук рекомендую начинать с элементов самомассажа кисти и пальцев рук. При необходимости – оказание помощи.

Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Под его влиянием в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие ЦНС, в результате чего повышается её регулирующая роль в отношении работы всех систем и органов.

Начинается и заканчивается самомассаж с расслабления кистей рук, поглаживания

1. Самомассаж тыльной стороны кистей рук.

2. Самомассаж ладоней.

3. Самомассаж пальцев рук.

На одном занятии выполняется не более 5-6 упражнений.

Пальчиковая гимнастика

Этот вид упражнений широко распространенный в логопедической практике. В своей работе я использую опыт такого автора, как В. В. Цвынтарный.

Пальчиковые игры – важная часть работы по развитию мелкой моторики рук. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок, стихов при помощи пальцев.

После выбора позы, адекватной для логопедического занятия, проводится дифференцированный массаж лицевых и артикуляционных мышц, который направлен как на нормализацию тонуса мышц, так и на стимуляцию кинестетических ощущений.

Массаж лица осуществляется в следующих направлениях:

– от середины лба к вискам;

– от бровей к волосистой части головы

– от внутреннего угла глаза к наружному по верхнему веку и в обратном направлении по нижнему

– от корня носа к височной области ;

– от угла рта к козелку ушной раковины;

– от середины подбородка к мочке уха;

– по передней поверхности шеи – снизу вверх, по боковым – сверху вниз.

Специальный массаж нижней части лица проводится в следующей последовательности:

– одновременный поглаживающий массаж обеих щек от носа к ушам слегка расставленными 2,3,4,5 пальцами;

– легкое растирание носогубных складок от крыльев носа к углам рта вторыми пальцами обеих рук

– поглаживание подбородка от середины к мочкам ушей вторыми и третьими пальцами обеих рук;

– массаж круговой мышцы рта: от середины верхней губы к углам и дальше к середине нижней губы;

– раздельное поглаживание верхней губы от средней линии к углам рта, от носа к краю нижней губы, от средней линии к углам рта, от подбородка к краю;

– поглаживание шеи от середины к мочкам ушей.

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика с детьми, страдающими ДЦП и имеющими сложную структуру дефекта, проводится как в пассивной, так и активной форме.

Пассивные движения органов артикуляции, которые выполняет логопед, способствуют включению в процесс артикулирования мышц, до этого бездействующих. Это создает условия для формирования произвольных движений речевой мускулатуры.

Пассивная гимнастика для губ предполагает выполнение следующих упражнений

1. собирание туб в «трубочку»

2. растягивание губ в улыбку, поставив указательные пальцы обеих рук в углы губ

3. поднимание верхней губы — движения от углов губ по носогубным складкам вверх к крыльям носа, обнажая верхние десны;

Активная гимнастика подразумевает самостоятельное выполнение упражнений из комплекса

Развитие речевого дыхания

В своей работе по развитию речевого дыхания,используется несколько видов дыхательной гимнастики:

– статическая дыхательная гимнастика;

– динамическая дыхательная гимнастика;

Статическая дыхательная гимнастика

Для воспитания внеречевого дыхания: учу быстрому вдоху и плавному, равномерному выдоху

– сдуть с руки снежинку

– сдуть ватку;

Динамическая дыхательная гимнастика

Динамические дыхательные упражнения проводятся с ребенком в сочетании с движениями туловища, рук, ног.Это расслабляющие движения:

– Подражание полету птиц;

– поднять руки вверх и опустить их по бокам, раскачивая расслабление руки вперед-назад;

– наклонить голову вперед, расслабляя мышцы;

Для плавного выдоха использую такой прием, как «выплевывание» пробок на выдохе (видео показ фрагмента).

В процессе работы я использую основной принцип дидактики: от простого – к сложному, продумываю ход занятия, их интенсивность, количество упражнений и степень сложности в разучиваемых пальчиковых играх планирую в зависимости от индивидуальных особенностей детей. В процессе занятий дети овладевают техникой массажа, запоминают движения и слова в пальчиковых играх. Тем самым повышаю уровень речевого развития детей.

Источник