Программа по развитию речи ребенка с дцп
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА.
«Логопедической коррекции дизартрии».
Пояснительная записка.
Проблема выявления и коррекции дизартрии продолжает оставаться актуальной до настоящего времени. В литературе имеются многочисленные указания на то, что в логопедической практике у детей наблюдаются недостатки произношения, которые имеют более длительную и сложную динамику устранения. Изучение дизартрии является предметом исследования медицинских, педагогических и лингвистических дисциплин.
Для устранения дизартрии необходимо комплексное воздействие, включающее медицинское, психолого-педагогическое и логопедическое направления. Медицинское воздействие, определяемое неврологом, должно включать медикаментозную терапию, ЛФК, рефлексотерапию, массаж, физиотерапию и др.
Психолого-педагогическое воздействие, осуществляемое дефектологами, психологами, воспитателями, родителями, направлено на:
— развитие сенсорных функций;
— уточнение пространственных представлений;
— формирование конструктивного праксиса;
— развитие высших корковых функций;
— формирование тонких дифференцированных движений рук;
— формирование познавательной деятельности;
— психологическую подготовку ребенка к обучению в школе.
Логопедическая работа при дизартрии предусматривает обязательное включение родителей в коррекционно-логопедическую работу. Логопедическая работа включает в себя несколько этапов. На начальных этапах предусматривается работа по нормализации мышечного тонуса артикуляционного аппарата. С этой целью логопед проводит дифференцированный массаж. Планируются упражнения по нормализации моторики артикуляционного аппарата, упражнения по укреплению голоса, дыхания. Специальные упражнения вводятся для улучшения просодики и голосовых упражнений.
Цель логопедических занятий – создание сенсомоторных предпосылок для развития речи и помощи детям в практическом использовании языка как средства общения.
Исходя из цели поставлены основные задачи обучения, которые решаются на следующих этапах:
1-й этап — подготовительный.
Задача этого этапа является подготовка артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов. Он включает в себя шесть направлений:
1) нормализация мышечного тонуса,
2) нормализация моторики артикуляционного аппарата,
3) нормализация речевого выдоха, выработка плавного, длительного выдоха,
4) нормализация голоса,
5) нормализация просодики,
6) нормализация мелкой моторики рук
2-й этап.
Задача: выработка новых произносительных умений и навыков.
1) выработка основных артикуляционных укладов,
2) определение последовательности роботы над звуками.
3) развитие фонематического слуха,
4) постановка звука,
5) автоматизация,
6) дифференциация (дифференциация на слух; дифференциация артикуляции изолированных звуков; произносительная дифференциация на уровне слогов, слов).
3-й этап.
Задача: выработка коммуникативных умений и
навыков.
1) выработка самоконтроля за произношением;
2) тренировка правильных речевых навыков в различных речевых ситуациях;
4-й этап
Задача: преодоление или предупреждение вторичных нарушений.
5-й этап
Задача: развитие лексико – грамматической стороны речи
1) формирование графомоторных навыков,
2) развитие связной речи,
3) развитие познавательной деятельности и расширение кругозора ребенка.
Эффективность логопедической работы в значительной степени зависит от понимания механизмов речевых расстройств и структуры речевого дефекта у детей с дизартрией.
При тяжелых поражениях артикуляционного аппарата необходимо подготовить базу для постановки звуков. Это требует от логопеда четкого понимания характера поражения артикуляционной моторики при различных формах дизартрии.
Мозжечковая форма дизартрии.
– Изометрическая гимнастика и массаж
– Мимико-артикуляционная гимнастика (с бинтами, с сопротивлением)
– Выработка синхронности в работе голоса, дыхания, артикуляции (логоритмика, пение)
– Работа над речью:
а) темп речи
б) ритмические и динамические ударения
в) эмоциональная выразительность
г) стимуляция работы мягкого неба
– Отработка статистических поз, удержание артикуляционных укладов
– Работа по фонематическому восприятию звуков
– Коррекция звуков
– Работа над лексико-грамматической стороной речи
– Коррекция познавательной деятельности
Экстрапирамидальная форма дизартрии
– Рефлексзапрещающая поза
– Расслабление (тепловой массаж, изотоническая гимнастика)
– Отработка пропрецептивных ощущений и пространственно-временной
организации двигательного акта (выполнение упражнений с открытыми и закрытыми глазами при ведущем пропрецептивном контроле)
а) воспроизведение амплитуды
б) направление движения
в) переключение с одного действия на другое в определенной временной последовательности (пассивно-активная гимнастика по Панченко)
г) удержание артикуляционной позы на счёт;
– Работа над просодической стороной речи
а) мелодия
б) темп
в) выработка произвольной возможности говорить медленно или быстро
г) модуляция речи (интонирование), эмоциональность
Псевдобульбарная форма дизартрии
а) нормализация мышечного тонуса;
б) подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков;
в) работа по дыхательным сеткам, по стечению звукового ряда;
г) отработка произвольного ритма дыхания (под счет, под метроном)
д) коррекция звуков:
– постановка
– автоматизация
– введение
е) Развитие фонематического восприятия на материале отрабатываемого звука
ж) Развитие лексико-грамматической стороны речи
з) Развитие временных и пространственных представлений
и) Коррекция познавательной деятельности
Рабочая программа разработана на основе:
– «Коррекция стертой дизартрии». Автор Е.Ф Архипова, Москва просвещение 2008
– «Речевые нарушения у детей с ДЦП». Автор Е.Н Мастюкова. Москва просвещение 1996
– учебного плана ГС(К)ОУ общеобразовательной школы – интернат №1 VI вида.
– инструктивного письма Министерства образования РФ от 14.12. 2000
№ 2 « Об организации логопедического пункта общеобразовательного учреждения»
Программа ориентирована на учащихся начальных классов общеобразовательной школы VI вида
Занятия проводятся 3 раза в неделю.
Форма занятий: индивидуальная.
Устранение дефектов звукопроизношения не имеет расчасовки, планируется параллельно с коррекцией нарушения письменной речи с учётом степени поражения артикуляционного аппарата, тяжести дефекта и специфики коррекции с различными видами дизартрии.
Источник
Образец индивидуальной программы логопедической работы с учеником начальной школы с диагнозом РДА в период реабилитации.
Ф.И.О | |
Возраст ребенка | |
Код заболевания | |
Дата выполнения | |
Результаты выполнения | |
Исполнитель | |
Диагностика | |
Коррекционно – развивающие занятия | |
Консультирование детей | |
Консультирование родителей | |
Комплексные занятия | |
Логопедический массаж | |
Пальчиковая гимнастика | |
Дыхательная гимнастика |
Диагностика: Иншакова О.Б. «Альбом логопеда», Кирьянова Р.А. «Комплексная диагностика», Балабанова В.П. «Диагностика нарушений речи у детей».
Коррекционно-развивающие занятия Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. М., 1997 г.,Манелис Н.Г., Медведовская Т.А. Методика обучения детей глобальному чтению, С.В.Исханова Система диагностико-коррекционной работы с аутичными дошкольниками.
Пальчиковая гимнастика: Цвынтарный В.В.
Диагностические консультации детей и справочно-информационные консультации для родителей проводятся по плану работы.
1. Развитие понимания речи через использование эмоционально-смыслового комментария режимных моментов, а также ситуаций игровых и учебных.
2. Формирование простейших инструкций, часто используемых в ситуации занятий: возьми, дай, положи, сядь, подойди и т.д.
3.Растормаживание речи через:
- Провоцирование на эхолалии и непроизвольные словесные инструкции
- Упражнения в написании и анализе слов.
- Обобщение и закрепление знаний по теме:
- «Звуковой анализ слов».
- «Написание однослоговых слов с йотированными гласными»
4. Развитие речи через устное комментирование деятельности ребенка и действий педагога, через проговаривание предстоящих или прошедших событий.
5. Формирование активного словаря на материале картинок, звуковых символов, глобального чтения написанных на карточках слов.
Образец индивидуальной программы логопедической работы с ребенком младшего дошкольного возраста с диагнозом синдром Дауна в период реабилитации.
Ф.И.О | |
Возраст ребенка | |
Код заболевания | |
Дата выполнения | |
Результаты выполнения | |
Исполнитель | |
Диагностика | |
Коррекционно – развивающие занятия | |
Консультирование детей | |
Консультирование родителей | |
Комплексные занятия | |
Логопедический массаж | |
Пальчиковая гимнастика | |
Дыхательная гимнастика |
Диагностика: Иншакова О.Б. «Альбом логопеда», Кирьянова Р.А. «Комплексная диагностика», Балабанова В.П. «Диагностика нарушений речи у детей».
Коррекционно-развивающие занятия Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. ,Манелис Н.Г., Медведовская Т.А. Система диагностико-коррекционной работы с аутичными дошкольниками.
Пальчиковая гимнастика: Цвынтарный В.В.
Диагностические консультации детей и справочно-информационные консультации для родителей проводятся по плану работы.
1. Развитие понимания речи через использование эмоционально-смыслового комментария режимных моментов, а также разученных игровых действий с предметами («Накорми куклу», «Покатай в коляске», «Положи спать»).
2. Формирование простейших инструкций, часто используемых в ситуации занятий: возьми, дай, положи, сядь, подойди и т.д.
- Развитие способности узнавать и различать неречевые звуки («Что шумит за окном», «Шумящие коробочки»).
- Повторение и обыгрывание звуковых реакций и вокальной аутостимуляции ребенка с дальнейшим приданием эмоционального смысла.
- Провоцирование самостоятельного звукоподражаний, используя игрушки домашних животных..
4. Развитие речи через устное комментирование деятельности ребенка и действий педагога, через проговаривание предстоящих или прошедших событий.
5. Формирование словаря на материале картинок, звуковых символов.
тема: повторение :«Игрушки», «Посуда», знакомство: «Домашние животные».
Образец индивидуальной программы логопедической работы с учеником начальной школы с диагнозом ДЦП в период реабилитации.
Ф.И.О | |
Возраст ребенка | |
Код заболевания | |
Дата выполнения | |
Результаты выполнения | |
Исполнитель | |
Диагностика | |
Коррекционно – развивающие занятия | |
Консультирование детей | |
Консультирование родителей | |
Комплексные занятия | |
Логопедический массаж | |
Пальчиковая гимнастика | |
Дыхательная гимнастика |
Диагностика: Кирьянова Р.А. «Комплексная диагностика», Балабанова В.П. «Диагностика нарушений речи у детей».
Коррекционно-развивающие занятия Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М.
Лалаева Р.И. «Логопедическая работа в коррекционных классах», Г.Г.Мисаренко «Обучение фонематическому анализу в начальной школе».
Диагностические консультации детей и справочно-информационные консультации для родителей проводятся по плану работы.
1-ая неделя
Тема: Определение количества звуков с опорой на слух и движение артикуляционного аппарата. Развитие речевого дыхания
2-ая неделя
Тема: Артикуляционная гимнастика. закрепление произношения заднеязычных звуков К-Г-Х
артикуляционная гимнастика в произнесении свистящих звуков
- открытых слогах; «Повтори за мной» (ас-ос-ус-ыс)
- закрытых слогах; «Запомни и повтори» (са-со-су-сы; за-зо-зу-зы, ца-цо-цу-цы))
- в словосочетаниях; «Договори слово»
- со стечением в словах: («Выбери картинку», «Придумай слова», «Замени звук»)
3-я неделя
Дифференциация (со звуками – заменителями, по этапам автоматизации звуков).
4-я неделя
Слоговой анализ. Слоговые схемы слова. Дифференциация твердых и мягких звуков.
Пальчиковая гимнастика. Массаж пальцев и кистей рук.
Источник
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА.
«Логопедическая коррекция дизартрии у детей с ДЦП».
Пояснительная записка.
Проблема выявления и коррекции дизартрии продолжает оставаться актуальной до настоящего времени. В литературе имеются многочисленные указания на то, что в логопедической практике у детей наблюдаются недостатки произношения, которыеимеют более длительную и сложную динамику устранения. Изучение дизартрии является предметом исследования медицинских, педагогических и лингвистических дисциплин.
Для устранения дизартрии необходимо комплексное воздействие, включающее медицинское, психолого-педагогическое и логопедическое направления. Медицинское воздействие, определяемое неврологом, должно включать медикаментозную терапию, ЛФК, рефлексотерапию, массаж, физиотерапию и др.
Психолого-педагогическое воздействие, осуществляемое дефектологами, психологами, воспитателями, родителями, направлено на:
— развитие сенсорных функций;
— уточнение пространственных представлений;
— формирование конструктивного праксиса;
— развитие высших корковых функций;
— формирование тонких дифференцированных движений рук;
— формирование познавательной деятельности;
— психологическую подготовку ребенка к обучению в школе.
Логопедическая работа при дизартрии предусматривает обязательное включение родителей в коррекционно-логопедическую работу. Логопедическая работа включает в себя несколько этапов. На начальных этапах предусматривается работа по нормализации мышечного тонуса артикуляционного аппарата. С этой целью логопед проводит дифференцированный массаж. Планируются упражнения по нормализации моторики артикуляционного аппарата, упражнения по укреплению голоса, дыхания. Специальные упражнения вводятся для улучшения просодики и голосовых упражнений.
Цель логопедических занятий – создание сенсомоторных предпосылок для развития речи и помощи детям в практическом использовании языка как средства общения.
Исходя из цели поставлены основные задачи обучения, которые решаются на следующих этапах:
1-й этап — подготовительный.
Задача этого этапа является подготовка артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов. Он включает в себя шесть направлений:
1) нормализация мышечного тонуса,
2) нормализация моторики артикуляционного аппарата,
3) нормализация речевого выдоха, выработка плавного, длительного выдоха,
4) нормализация голоса,
5) нормализация просодики,
6) нормализация мелкой моторики рук
2-й этап.
Задача: выработка новых произносительных умений и навыков.
1) выработка основных артикуляционных укладов,
2) определение последовательности роботы над звуками.
3) развитие фонематического слуха,
4) постановка звука,
5) автоматизация,
6) дифференциация (дифференциация на слух; дифференциация артикуляции изолированных звуков; произносительная дифференциация на уровне слогов, слов).
3-й этап.
Задача: выработка коммуникативных умений и
навыков.
1) выработка самоконтроля за произношением;
2) тренировка правильных речевых навыков в различных речевых ситуациях;
4-й этап
Задача: преодоление или предупреждение вторичных нарушений.
5-й этап
Задача: развитие лексико – грамматической стороны речи
1) формирование графомоторных навыков,
2) развитие связной речи,
3) развитие познавательной деятельности и расширение кругозора ребенка.
Эффективность логопедической работы в значительной степени зависит от понимания механизмов речевых расстройств и структуры речевого дефекта у детей с дизартрией.
При тяжелых поражениях артикуляционного аппарата необходимо подготовить базу для постановки звуков. Это требует от логопеда четкого понимания характера поражения артикуляционной моторики при различных формах дизартрии.
Мозжечковая форма дизартрии.
– Изометрическая гимнастика и массаж
– Мимико-артикуляционная гимнастика (с бинтами, с сопротивлением)
– Выработка синхронности в работе голоса, дыхания, артикуляции (логоритмика, пение)
– Работа над речью:
а) темп речи
б) ритмические и динамические ударения
в) эмоциональная выразительность
г) стимуляция работы мягкого неба
– Отработка статистических поз, удержание артикуляционных укладов
– Работа по фонематическому восприятию звуков
– Коррекция звуков
– Работа над лексико-грамматической стороной речи
– Коррекция познавательной деятельности
Экстрапирамидальная форма дизартрии
– Рефлексзапрещающая поза
– Расслабление (тепловой массаж, изотоническая гимнастика)
– Отработка пропрецептивных ощущений и пространственно-временной
организации двигательного акта (выполнение упражнений с открытыми и закрытыми глазами при ведущем пропрецептивном контроле)
а) воспроизведение амплитуды
б) направление движения
в) переключение с одного действия на другое в определенной временной последовательности (пассивно-активная гимнастика по Панченко)
г) удержание артикуляционной позы на счёт;
– Работа над просодической стороной речи
а) мелодия
б) темп
в) выработка произвольной возможности говорить медленно или быстро
г) модуляция речи (интонирование), эмоциональность
Псевдобульбарная форма дизартрии
а) нормализация мышечного тонуса;
б) подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков;
в) работа по дыхательным сеткам, по стечению звукового ряда;
г) отработка произвольного ритма дыхания (под счет, под метроном)
д) коррекция звуков:
– постановка
– автоматизация
– введение
е) Развитие фонематического восприятия на материале отрабатываемого звука
ж) Развитие лексико-грамматической стороны речи
з) Развитие временных и пространственных представлений
и) Коррекция познавательной деятельности
Рабочая программа разработана на основе:
– «Коррекция стертой дизартрии». Автор Е.Ф Архипова, Москва просвещение 2008
– «Речевые нарушения у детей с ДЦП». Автор Е.Н Мастюкова. Москва просвещение 1996
– учебного плана ГС(К)ОУ общеобразовательной школы – интернат №1 VI вида.
– инструктивного письма Министерства образования РФ от 14.12. 2000
№ 2 « Об организации логопедического пункта общеобразовательного учреждения»
Программа ориентирована воспитанников Центра реабилитации.
Занятия проводятся 4 раза в неделю.
Форма занятий: индивидуальная.
Устранение дефектов звукопроизношения не имеет расчасовки, планируется параллельно с коррекцией нарушения письменной речи с учётом степени поражения артикуляционного аппарата, тяжести дефекта и специфики коррекции с различными видами дизартрии.
Источник
Оксана Беляева
Стимуляция речевой активности у детей с ДЦП
Особенности работы учителя-логопеда по стимуляции речевой активности у детей с ДЦП
На современном этапе концепция интегрированного обучения и воспитания является ведущим направлением в развитии специального образования в нашей стране. Это означает равноправное включение личности, развивающейся в условиях недостаточности во все возможные и необходимые сферы жизни социума, достойный социальный статус и самореализацию в обществе.
На базе нашего детского сада открыта и функционирует группа для детей со сложной структурой развития. В эту группу в сентябре прошлого года поступил ребенок с диагнозом ДЦП. Детский церебральный паралич (ДЦП) – заболевание центральной нервной системы при ведущем поражении двигательных зон и двигательных проводящих путей головного мозга.
Речевые расстройства у больных ДЦП возникают очень часто (в 80% случаев). Изучению данной темы посвящены различные исследования Л. А. Даниловой, Е. М. Мастюковой, И. А. Панченко и др.
Часто возникают проблемы с развитием молодых отделов мозга, которые начинают интенсивно развиваться уже после рождения ребенка. Ещё одной причиной отставания развития речи связано с ограниченным объемом знаний и представлений о мире, который окружает ребенка, а также с недостаточностью практической деятельности и социального развития. Все это из-за того, что больные дети обладают маленьким жизненным опытом и общаются с очень ограниченным кругом людей.
Очень распространенной ошибкой родителей в процессе воспитания детей, больных ДЦП, является гиперопека ребенка, желание сделать все действия за него, что приводит к тому, что ребенок уже и не стремится делать что-то сам. Он учится взглядом или жестом показывать родителям на то, что он хочет. При этом у него полностью отсутствует потребность в общении с помощью речи.
Давно замечено, что речевые нарушения проявляются более сильно, если у ребенка развиты сильные двигательные патологии. Это связано с тем, что у него ограничена возможность передвижения и познание окружающего мира, а также повышенный тонус мышц языка, трудность в дыхании и голосообразовании. Все это приводит к тому, что нарушается голосовая активность и ухудшается произношение звуков.
Коррекционную работу нужно начинать, опираясь не на возраст, а на его психоречевое развитие.
Основные направления коррекционной работы на этапе появления первых звукокомплексов (видео показ фрагмента занятия с прищепками)
– использование различных предметов в соответствии с их функциями, обучение способности самостоятельно включаться в деятельность, формирование произвольного и устойчивого внимания, а также наглядно-действенного мышления;
– речевое и предметно-практическоеобщение с окружающими: понимание обращенной к ребенку речи, собственная речевая активность, мимика, жесты и интонации;
– получение и развитие знаний об окружающем;
– формирование и стимулирование зрительного, слухового и тактильного восприятий;
– развитие зрительно-моторной координации
Направления коррекционно-педагогической работы с детьми на этапе активного звукоподражания и появления первых слов,формировании фразы:
– игровая деятельность;
– общение с окружающими и сверстниками с помощью речи, формирование связной речи и пополнение обоих словарей (активного и пассивного).
– развитие пространственных представлений у ребенка;
– развитие мышления, внимания и памяти;
Как один из примеров, совместные действия, требующие концентрации и устойчивости внимания.
Соня хлопать как умеет,
Своих ручек не жалеет:
Хлоп – хлоп, хлоп – хлоп! (хлопает руками)
Соня топать как умеет,
Своих ножек не жалеет:
Топ – топ, топ – топ! (топает ножками)
Ручками захлопали:
Хлоп – хлоп – хлоп! (хлопает руками)
Ножками затопали:
Топ – топ – топ! (топает ножками)
Очень хорошие результаты дает использование песенок авторов Железновых.
Я, как специалист, столкнулась с проблемой того что речевые нарушения сочетаются между собой, например дизартрия и задержка речевого развития.
Слабое ощущение своих движений и затруднение в действиях с предметами являются причинами недостаточности активного осязания, узнавания на ощупь (стереогноза). Это, в свою очередь, ещё больше затрудняет развитие целенаправленных практических действий.
Анализируя занятия по развитию речи, я выявила большие потенциальные возможности воздействия пальчиковой гимнастики, игр на речевое развитие детей дошкольного возраста с ДЦП. Сделала вывод, что тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка способствующим улучшению артикуляционной моторики, подготовки кисти к письму и мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга.
Формирование двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим предметным миром.
Каждое занятие по развитию мелкой моторики рук рекомендую начинать с элементов самомассажа кисти и пальцев рук. При необходимости – оказание помощи.
Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Под его влиянием в рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие ЦНС, в результате чего повышается её регулирующая роль в отношении работы всех систем и органов.
Начинается и заканчивается самомассаж с расслабления кистей рук, поглаживания
1. Самомассаж тыльной стороны кистей рук.
2. Самомассаж ладоней.
3. Самомассаж пальцев рук.
На одном занятии выполняется не более 5-6 упражнений.
Пальчиковая гимнастика
Этот вид упражнений широко распространенный в логопедической практике. В своей работе я использую опыт такого автора, как В. В. Цвынтарный.
Пальчиковые игры – важная часть работы по развитию мелкой моторики рук. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. Пальчиковые игры – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок, стихов при помощи пальцев.
После выбора позы, адекватной для логопедического занятия, проводится дифференцированный массаж лицевых и артикуляционных мышц, который направлен как на нормализацию тонуса мышц, так и на стимуляцию кинестетических ощущений.
Массаж лица осуществляется в следующих направлениях:
– от середины лба к вискам;
– от бровей к волосистой части головы
– от внутреннего угла глаза к наружному по верхнему веку и в обратном направлении по нижнему
– от корня носа к височной области ;
– от угла рта к козелку ушной раковины;
– от середины подбородка к мочке уха;
– по передней поверхности шеи – снизу вверх, по боковым – сверху вниз.
Специальный массаж нижней части лица проводится в следующей последовательности:
– одновременный поглаживающий массаж обеих щек от носа к ушам слегка расставленными 2,3,4,5 пальцами;
– легкое растирание носогубных складок от крыльев носа к углам рта вторыми пальцами обеих рук
– поглаживание подбородка от середины к мочкам ушей вторыми и третьими пальцами обеих рук;
– массаж круговой мышцы рта: от середины верхней губы к углам и дальше к середине нижней губы;
– раздельное поглаживание верхней губы от средней линии к углам рта, от носа к краю нижней губы, от средней линии к углам рта, от подбородка к краю;
– поглаживание шеи от середины к мочкам ушей.
Артикуляционная гимнастика
Артикуляционная гимнастика с детьми, страдающими ДЦП и имеющими сложную структуру дефекта, проводится как в пассивной, так и активной форме.
Пассивные движения органов артикуляции, которые выполняет логопед, способствуют включению в процесс артикулирования мышц, до этого бездействующих. Это создает условия для формирования произвольных движений речевой мускулатуры.
Пассивная гимнастика для губ предполагает выполнение следующих упражнений
1. собирание туб в «трубочку»
2. растягивание губ в улыбку, поставив указательные пальцы обеих рук в углы губ
3. поднимание верхней губы — движения от углов губ по носогубным складкам вверх к крыльям носа, обнажая верхние десны;
Активная гимнастика подразумевает самостоятельное выполнение упражнений из комплекса
Развитие речевого дыхания
В своей работе по развитию речевого дыхания,используется несколько видов дыхательной гимнастики:
– статическая дыхательная гимнастика;
– динамическая дыхательная гимнастика;
Статическая дыхательная гимнастика
Для воспитания внеречевого дыхания: учу быстрому вдоху и плавному, равномерному выдоху
– сдуть с руки снежинку
– сдуть ватку;
Динамическая дыхательная гимнастика
Динамические дыхательные упражнения проводятся с ребенком в сочетании с движениями туловища, рук, ног.Это расслабляющие движения:
– Подражание полету птиц;
– поднять руки вверх и опустить их по бокам, раскачивая расслабление руки вперед-назад;
– наклонить голову вперед, расслабляя мышцы;
Для плавного выдоха использую такой прием, как «выплевывание» пробок на выдохе (видео показ фрагмента).
В процессе работы я использую основной принцип дидактики: от простого – к сложному, продумываю ход занятия, их интенсивность, количество упражнений и степень сложности в разучиваемых пальчиковых играх планирую в зависимости от индивидуальных особенностей детей. В процессе занятий дети овладевают техникой массажа, запоминают движения и слова в пальчиковых играх. Тем самым повышаю уровень речевого развития детей.
Источник