Программа по развитию речи для подготовки ребенка к школе
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» города Глазова Удмуртской Республики
________________ Н.Б.Иванова
Рассмотрено на педагогическом совете «___»____________20 г. Протокол №___
________________Н.Н.Федорова
«Утверждаю» Директор МБОУ «СОШ №2» __________________________ Н.Г.Лыскова «___»____________20 г. Приказ № ___
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКЛЬНИКОВ 6-7 ЛЕТ
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
ОКТЯБРЬ – ФЕВРАЛЬ 2014-2015 уч.г.
Составитель: Иванова Анна Владимировна,
учитель начальных классов
2014-2015
Пояснительная записка к курсу «Развитие речи»
Важное место в работе с детьми принадлежит развитию речи, что и нацеливает на то, чтобы научить их осмысленно говорить, дать первоначальные знания о языке, литературе, обогатить речь будущих первоклассников, развить их внимание и интерес к речи, привить любовь к чтению книг.
На занятиях данного курса развивается фонематический слух детей, обогащается словарь, развивается речь, расширяются и уточняются представления об окружающем мире. Идет подготовка к обучению чтению.
Дети учатся обозначать звуки буквами. Идет знакомство с гласными звуками и буквами, затем с согласными звуками: звонкими и глухими, твёрдыми и мягкими. Дети учатся различать и выделять их в слове и слоге, в слиянии, отрабатывают отчетливое, громкое, правильное произношение слов, слогов, звуков.
Представляется важным изучение и формирование логического ударения, необходимого для эффективного воспитания звуковой культуры речи, ее интонационной стороны. На занятиях формируются элементарные формы осознания логического ударения, что связано с формированием представлений о словесном составе предложения. Дети учатся членить предложения на последовательный ряд слов.
Большое внимание уделяется развитию дикции, четкости и выразительности речи, умению грамотно выражать свои мысли. Данные умения отрабатываются на скороговорках, пословицах, поговорках. Дети учатся сами составлять чистоговорки.
На занятиях развивается умение слушать, воспринимать речь окружающих, говорить перед классом, отвечать на вопросы, спрашивать, пересказывать прочитанное, рассказывать содержание детских книг, отдельных иллюстраций. Дети учатся составлять сюжетный рассказ по картинке, озаглавить рассказ, картинку.
Расширяются и уточняются представления об окружающем мире, предметах, явлениях, развивая тем самым наблюдательность и воображение ребенка. Дети учатся делать обобщение, классифицировать предметы окружающей действительности, учатся делать простые выводы.
Учебный материал позволяет усвоить зрительный образ каждой печатной буквы, различать похожие буквы и не смешивать их, развивает умение слогового и слого-звукового анализа, чтения; внимание, память, воображение детей.
Занятия строятся в занимательной игровой форме, что позволяет детям успешно овладевать звуковым анализом, дифференцировать понятия «звук» и «буква», с интересом наблюдать за особенностями слов, их использованием в речи. Так формируется и развивается творческое мышление детей, на основе которого постепенно будет складываться система знаний о языке и формироваться потребность совершенствования речи.
При обучении особое место занимает совершенствование фонематического слуха и дальнейшее развитие связной речи. Активно осуществляется работа по подготовке детей к освоению основ грамоты:
Подведение детей к звуковому анализу слов, делению слов на слоги.
Составление слов из слогов, из слов – предложений.
Знакомство с понятиями «слово» и «предложение» (без грамматического определения).
К основным компонентам речи относятся: произношение, звукобуквенный анализ, словарь, грамматический строй и пр. Система занятий по развитию речи и подготовке детей к обучению грамоте подводит ребёнка к осмыслению способа чтения, формированию внимания к словам, их фонетике, морфологии, орфографии, синтаксису, что в итоге предупреждает нарушения письма и чтения.
Развитие речи реализуется в направлениях:
1. Развивающая речевая среда, задачи которой заключаются в содействии совершенствованию речевых навыков ребёнка в школе с взрослыми и сверстниками.
2. Формирование словаря, в задачи данного направления входит обогащение, эмоционально-оценочная лексика, развитие интереса к смыслу слова, использование различных частей речи.
3. Целью звуковой культуры речи является совершенствование фонематического слуха (учить использовать слова с заданным звуком, находить слова с этим звуком в предложении и тексте, определять место звука в слове).
4. Связная речь предполагает совершенствование диалогической и монологической форм речи (диалог, пересказ, рассказ по плану, из личного опыта, сочинение сказок, небылиц, чистоговорок и загадок).
5. Подготовка к обучению грамоте предполагает представление о предложении, составление предложений и деление на слова, деление слов на слоги, составление слов из слогов.
Основная цель данного курса – обучение дошкольников элементам грамоты:
1. Сформировать у детей первоначальные лингвистические представления, понимание того, что такое слово, предложение, как они строятся.
2. Дети знакомятся со звучанием и протяжностью слова, овладевают способами интонационного выделения звука, называют слова с заданным звуком, усваивают смыслоразличительную функцию звука, выделяют гласные и согласные звуки, знакомятся со слогом, со слоговой структурой слова, учатся делить слова на слоги.
Это подготавливает к овладению звуковым анализом слов (последовательному вычленению всех звуков по порядку и их дифференцированию по качественным характеристикам). Дети определяют ударение, сравнивают по количественному и качественному звуковому составу. На этой основе впоследствии они обучаются чтению.
Следовательно, осознание звукового состава слова и словесного состава предложения подводит детей к порогу овладения грамотой, закладывает основы нового отношения к языку – сознательного оперирования им, что является важной предпосылкой успешности школьного обучения.
Основными задачами курса являются:
1. Развитие памяти, внимания, творческих способностей, воображения, вариативности мышления.
2. Формирование приёмов умственных действий: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, исключения, моделирования, конструирования.
3. Обучение звуковому анализу слов.
4. Обогащение активного, пассивного, потенциального словаря; развитие грамматического строя речи, умений связной речи с опорой на речевой опыт детей.
5. Развитие фонематического слуха, совершенствование звуковой культуры речи детей.
6. Развитие детской самостоятельности и инициативы, воспитание у каждого ребёнка чувства собственного достоинства, самоуважения, стремления к активной деятельности и творчеству.
Основные содержательные линии курса:
«Речь».
«Слово».
«Слог».
«Звуки и буквы».
«Речевая деятельность».
«Предложение. Текст».
Речь.
Речь – средство общения. Речь устная и письменная. Средства устного общения (интонация, мимика, жесты)
Предложение.
Предложение и речь. Порядок и количество слов в предложении. Интонация. Модель (схема) предложения. Оформление предложений на письме. Предложения с различной интонацией и различным логическим ударением. Использование предлогов (без термина) для связи слов в предложении. Определение количества предложений в тексте. Заглавие.
Слово.
Слово и предложение. Предмет и слово. Модель (схема) слова. Плавное слоговое чтение. Слова с близким и противоположным значением. Многозначность слов (без использования термина). Прямое и переносное значение слова. Пропедевтика грамматических понятий. Большая буква в начале предложения, в именах, отчествах, фамилиях, кличках животных, в географических названиях (без термина). Орфографическое и орфоэпическое чтение слов (без термина). Знакомство со словарями.
Слог.
Последовательность и количество слогов в слове. Обозначение слогов на модели слова. Слогообразующая роль гласного звука.
Звуки и буквы.
Звуковой состав слова. Качественная характеристика звуков: гласные и согласные, твердые и мягкие согласные. Обозначение звуков речи на модели слова. Ударение. Ударный слог. Буквы – знаки звуков. Различие между звуком и буквой. Гласные и согласные звуки и буквы, которые их обозначают. Механизм чтения открытого слога. Обозначение мягкости согласных звуков на письме с помощью букв: е, ё, ю, я, и, ь. Звонкие и глухие согласные звуки. Шипящие согласные звуки. Звукобуквенный анализ слов. Алфавит.
Речевая деятельность.
Слушание и говорение в новых условиях классно-урочной системы. Разыгрывание диалогов и различных сюжетных сценок. Озаглавливание текстов с ярко выраженной темой (без термина). Составление небольших рассказов по картинке или по серии картинок. Рифмование простейших слов. Практическое знакомство с основными правилами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой).
Программа курса «Развитие речи» учитывает возрастные и психологические особенности детей 6-6,5 лет, работа проводится фронтально со всей группой с использованием игровых технологий, предусматривает 2 занятия в неделю продолжительностью 30 минут, всего 40 занятий в год.
Календарно-тематическое планирование по курсу « Развитие речи»
п/п
Темы занятий
Формы проведения
Количе
ство
часов
1-2
Речь. Для чего мы говорим. Гласные и согласные звуки.
Дидактическая игра
2
3-4
Слово. Предложение. Текст.
Дидактическая игра
2
5-6.
Обобщение, его формы (словесные и несловесные).
Игра-пантомима
2
7-8.
Гласные буквы и звуки. Нахождение их в тексте.
Беседа рассуждение, описание.
2
9-10.
Гласные звуки и буквы. Условные знаки и обозначения. Противоположные по значению слова.
Дидактические игры
2
11-12
В мире волшебных слов. Согласные звуки и буквы.
Сюжетно-ролевая игра
2
13-14
Дорога к письменности. Древние письмена. В стране говорящих скал.
Дидактическая игра
2
15-16
К тайнам звуков и букв. Особые обязанности звуков.
Дидактическая игра
2
17-18
Согласные звуки: твердые и мягкие.
Дидактические игры
2
19-20
Согласные звуки: звонкие и глухие.
Дидактическая игра
2
21-22
В стране слов и слогов. Слогораздел.
Дидактическая игра
2
23-24
Ударение. Обозначение ударения.
Дидактическая игра
2
25-26
Разучивание скороговорок, чистоговорок.
Дидактические игры
2
27-28
Страна «Алфавития». Игра «Идём в гости».
Дидактические игры
2
29-30
Описание картинки. Игры «Опиши предмет».
Дидактические игры
2
31-32
Временные категории: раньше, позже, потом. Игра «Разложи всё по порядку».
Дидактические игры
2
33-34
Составление рассказов по сюжетной картинке.
Дидактические игры
2
35-36
Составление рассказов по серии сюжетных картинок.
Дидактические игры
2
37-38
Небылицы, нелепицы, путаницы. Игры с картинками, стихами
Дидактические игры
2
39-40
Анализ слов. Слова похожие и разные. Развитие речи.
Дидактические игры
2
Литература
1. Волина В.В. Весёлая грамматика. – М.,1995.
2. Волина В.В. Занимательное азбуковедение. – М.,1991.
3. Волина В.В. Учимся играя. – М.,1994.
4. Голуб И.Б., Ушаков Н.Н. Путешествия по Стране Слов: Кн. для учащихся нач. классов. – М.,1991.
5. Кислова Т.Р. «По дороге к азбуке» ООО «Балакс» 2007 г.
6. Тимофеева Е.Ю., Чернова Е.И. «Пальчиковая гимнастика» Пособие для занятий с детьми дошкольного возраста.
7. Ушакова О.С. «Программа развития детей дошкольного возраста в детском саду».
8. Швайко Г.С. «Игры и игровые упражнения для развития речи».
Источник
Цель программы – всестороннее развитие личности ребенка, формирование его умственных способностей и творческой активности, развитие его кругозора, интеллекта, личностных качеств.
Выполнению поставленной цели способствует решение следующих задач:
- развитие умения говорения и слушания;
- развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи и речи окружающих;
- обогащение активного, пассивного, потенциального словаря; развитие грамматического строя речи, умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка;
- развитие умения оперировать единицами языка: звуком, слогом, словом, словосочетанием, предложением;
- развитие наглядно-образного и формирование словесно-логического мышления, умения делать выводы, обосновывать свои суждения;
- развитие памяти, внимания, творческих способностей, воображения, вариативности мышления;
- развитие общеучебных умений: умения работать в коллективе, взаимодействовать, доводить начатое до конца; работать внимательно, сосредоточенно;
- расширение представлений об окружающем мире, явлениях действительности с опорой на жизненный опыт ребенка.
При подготовке к обучению родному языку дети знакомятся с рассказами, сказками, сюжетными и предметными иллюстрациями. Учатся отвечать на вопросы и задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов, пересказывать прочитанное, выразительно читать выученные наизусть стихотворения. Составляют по иллюстрациям сказки, рассказы.
В процессе знакомства с художественными произведениями и работы с ними осуществляется интеллектуальное и нравственно-эстетическое воспитание дошкольников, развивается их эмоциональная отзывчивость на явления окружающей жизни.
Дети овладевают диалогической и монологической речью. Учатся говорить выразительно, без напряжения, не торопясь, отчетливо произнося каждое слово.
Обучение строится на игровой деятельности и носит практический характер. Особое значение при подготовке детей к обучению родному языку приобретают речевые игры, предваряющие ориентировочные действия.
Речевые игры развивают мышление, речь, внимание, воображение. К таким играм можно отнести: «Подскажи словечко», «Угадай слово», «Продолжи сказку», «Продолжи рассказ», «Расскажи об игрушке» и др.
Предваряющие ориентировочные действия помогают сформировать тонкую моторику, развивают координацию движений, готовят детей к восприятию форм букв. Предваряющие ориентировочные действия – обведение контура предмета, общих элементов в предметах, штриховка предметов, дорисовывание недостающих элементов предметов, пальчиковая гимнастика и др.
Развитие и совершенствование речи связанно с ужесточением и обогащением словаря детей; формированием грамматического строя речи; пересказом по иллюстрациям и составлением рассказа по картинке.
При подготовке к обучению чтению формируется готовность связно высказываться на определенные темы, осознавать на элементарном уровне, что такое речь, каково ее назначение и особенности.
Содержание программы.
Развитие и совершенствование устной речи.
Расширение запаса слов, называющих предметы, действия, признаки.
Совершенствование умения образовывать однокоренные слова, использовать в речи сложные предложения разных видов.
Формирование умения правильно употреблять слова по смыслу в соответствующем контексте.
Формирование правильного понимания переносного значения слов.
Обучение умению замечать и исправлять свои речевые ошибки.
Сравнение предметов, выделение и правильное называние их существенных признаков; обогащение словаря точными названиями качеств (материал, форма, цвет, размер).
Правильность понимания и употребления детьми обобщающих слов, и их активное использование в речи.
Развитие диалогической и монологической речи.
Обучение содержательной, логичной и последовательной передачи текста на основе иллюстраций.
Развитие у детей внимания и интереса к слову, его эмоциональной окраске в процессе чтения сказок, стихотворений.
Разучивание загадок, скороговорок; пересказ сказки с опорой на иллюстрации.
Развитие умения связно рассказывать об эпизодах из собственной жизни на заданную тему; устно описывать окружающий мир (цветы, звери, птицы, овощи, фрукты, небо, солнце и др.) по плану.
Развитие эмоционального восприятия речи взрослых и детей.
Умение отвечать на вопросы, задавать вопросы, строить краткие сообщения.
Рассказ по картине: описание изображенного на картине.
Развитие интереса детей к самостоятельному словесному творчеству, поощрение в создании рассказов, сказок, стихотворений.
Подготовка к обучению чтению.
Обучение правильному литературному произношению, орфоэпическим нормам литературного языка.
Совершенствование звуковой культуры речи: умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка.
Совершенствование фонетического слуха: умение называть слова с этим звуком в предложении; определять место звука в слове.
Укрепление и развитие артикуляционного аппарата ребенка: обучение четкому произношению слов и фраз.
Выделение звуков в начале, конце и середине слова.
Подготовка к обучению письму.
Подготовка пишущей руки к письму в процессе обведения по контуру узоров и штриховки предметов, гимнастики для пальцев; знакомство с правилами письма – с правильной посадкой при письме, с положением листа, карандаша при работе в тетради; обучение работе в ограниченном пространстве (на рабочей строке), перемещение пишущей руки снизу вдоль строки, слева направо; знакомство с контуром предмета и его особенностями.
Планируемые результаты.
Дети должны уметь:
правильно произносить все звуки;
отчетливо и ясно произносить слова;
находить слова с определенным звуком;
определять место звука в слове;
соблюдать орфоэпические нормы произношения;
составлять предложения по опорным словам, по заданной теме;
составлять рассказы, сказки по картине, по серии картинок;
пересказывать по опорным иллюстрациям небольшие по содержанию сказки, рассказы;
соблюдать элементарные гигиенические правила;
ориентироваться на странице в тетради.
Тематический план занятий.
Занятие 1.
Знакомство со школой и друг с другом. Выявление и систематизация знаний, умений и навыков, которыми обладают дети. Загадки на тему «Школа». Пальчиковая гимнастика.
Занятие 2.
Путешествие в мир игрушек. Отгадывание загадок. Составление рассказа на тему «Моя любимая игрушка». Заучивание наизусть стихов А. Барто. Пальчиковая гимнастика.
Занятие 3.
В детском саду. Отгадывание загадок. Составление рассказа по картинке «В детском саду». Пальчиковая гимнастика. Знакомство с разлиновкой тетради. Знакомство с правилами посадки.
Занятие 4.
Путешествие по сказкам. Викторина по сказкам. Отгадывание загадок. Встреча с героями любимых сказок. Инсценирование сказки «Репка». Пальчиковая гимнастика. Работа в тетради (иллюстр. репки).
Занятие 5.
Моя любимая сказка. Отгадывание загадок. Пересказ любимой сказки. Пальчиковая гимнастика. Работа в тетради (иллюстр. зайки).
Занятие 6.
Путешествие в Мультляндию. Викторина по мультфильмам (отгадывание загадок). Составление рассказа о любимом мультгерое. Игра «Помогите Винни – Пуху». Пальчиковая гимнастика. Работа в тетради (иллюстр. Винни – Пуха).
Занятие 7.
Путешествие в лес. Знакомство с растениями леса. Отгадывание загадок. Игра «Что лишнее». Пальчиковая гимнастика. Работа в тетради (рисуем елочку).
Занятие 8.
В лес за грибами и ягодами. Отгадывание загадок. Заучивание стихотворения «Гриб». Составление рассказа по картине «Заблудился». Пальчиковая гимнастика. Работа в тетради (рисуем гриб).
Занятие 9.
Животные леса. Отгадывание загадок. Игра «Кто лишний?» Составление рассказа – описания по картинке (о белочке). Пальчиковая гимнастика. Работа в тетради (рисуем белку).
Занятие 10.
Животные леса. Отгадывание загадок. Составление рассказа – описания (о дятле). Пальчиковая гимнастика. Работа в тетради (рисуем птичку).
Занятие 11.
Путешествие в деревню. Домашние животные отгадывание загадок. Игра «Кто лишний». Игра «Большие и маленькие». Пальчиковая гимнастика. Работа в тетради (рисуем цыпленка).
Занятие 12.
Домашние животные. Составление рассказа – описания по картинке одного из животных. Пальчиковая гимнастика. Работа в тетради (рисуем собаку).
Занятие 13.
Дикие и домашние животные. Их сходство и различие. Пересказ рассказа «Кот Васька». Заучивание стихотворения «Васенька». Пальчиковая гимнастика. Работа в тетради (рисуем кота).
Занятие 14.
В саду и огороде. Отгадывание загадок. Игра «Что лишнее?» Составление рассказа по картинке «Сбор урожая». Пальчиковая гимнастика. Работа в тетради (рисуем овощи и фрукты).
Занятие 15.
Путешествие на луг. Отгадывание загадок. Упражнения для автоматизации звуков щ, ч. Заучивание стихотворения «Бабочка». Пальчиковая гимнастика. Работа в тетради (рисуем бабочку).
Занятие 16.
Путешествие к лесному болоту. Отгадывание загадок. Игра «Кто лишний?» Заучивание стихотворения Е.А. Алябьевой «Лягушки – хохотушки». Пальчиковая гимнастика. Работа в тетради (рисуем лягушку).
Занятие 17.
На реке. Отгадывание загадок. Игра «Кто лишний?» Составление рассказа по картинке «На рыбалке». Пальчиковая гимнастика. Работа в тетради (рисуем рыбу).
Занятие 18.
Путешествие по воздуху. Отгадывание загадок. Пальчиковая гимнастика. Работа в тетради (рисуем ракету).
Занятие 19.
Гуляем по зоопарку. Отгадывание загадок. Игра «Кто лишний?» Игра «Кто где живет?» Составление рассказа – описания животного по картинке. Пальчиковая гимнастика. Работа в тетради (рисуем медведя).
Занятие 20.
Кто кем работает. Профессии людей. Отгадывание загадок. Составление рассказа о профессиях родителей. Пальчиковая гимнастика. Работа в тетради (рисуем пароход).
Занятие 21.
Моя семья. Составление рассказа о своей семье. Игра «Говори наоборот». Пальчиковая гимнастика. Работа в тетради (рисуем шарики).
Занятие 22.
В магазине. Отгадывание загадок. Составление рассказа «За покупками». Пальчиковая гимнастика. Работа в тетради (рисуем игрушки).
Занятие 23.
Инструменты. Отгадывание загадок. Игра «Назови одним словом». Составление рассказа по картинке «Строим кормушку». Пальчиковая гимнастика. Рисуем в тетради лопату.
Занятие 24.
Что за чудо – машины? Транспорт. Игра «Закончи предложение». Составление рассказа о различных видах транспорта. Пальчиковая гимнастика. Работа в тетради (рисуем машину).
Занятие 25.
Не играй на мостовой! Знакомство с правилами дорожного движения. Игра «Бывает – не бывает». Пальчиковая гимнастика. Работа в тетради (рисуем светофор).
Занятие 26.
Путешествие в цирк. Отгадывание загадок. Составление рассказа по картинке «В цирке». Игра «Кем был?» Пальчиковая гимнастика. Работа в тетради (рисуем клоуна).
Занятие 27.
Времена года. Различие времен года. Отгадывание загадок. Логоритмическое стихотворение «Осенние листья», «Ветер». Пальчиковая гимнастика. Работа в тетради (рисуем солнышко).
Занятие 28.
Что такое речь. Устная и письменная речь. Составление рассказа по картинке «Повар». Игра «Говори наоборот». Пальчиковая гимнастика. Работа в тетради (рисуем посуду).
Занятие 29.
Речь состоит из предложений. Предложение состоит из слов. Начало предложения (обозначение в виде схемы). Игра «Закончи предложение». Пальчиковая гимнастика (обведение предмета по контуру, штриховка; написание короткой и длинной наклонной палочки).
Занятие 30.
Деление слов на слоги. Игра «Почтальон». Составление рассказа по картинке «Маленькая учительница». Пальчиковая гимнастика (штриховка; написание короткой палочки с закруглением внизу).
Занятие 31.
Составление слов из слогов. Игра «Дополни слог до слова». Составление сказки по сюжетным картинкам «Заяц – хвастун». Пальчиковая гимнастика. Работа в тетради (штриховка предметов; написание короткой палочки с закруглением вверху).
Занятие 32.
Ознакомление со звуковой стороной слова. Игра «К кому пойти в гости». Составление рассказа по картинке «Маленький фотограф». Пальчиковая гимнастика. Работа в тетради (штриховка предметов; написание длинной палочки с закруглением внизу).
Занятие 33.
Учимся слышать и различать звуки. Игра «Том и Тим». Сочиняем сказку (по началу). Пальчиковая гимнастика. Работа в тетради (штриховка предметов; написание длинной палочки с закруглением вверху).
Занятие 34.
Учимся слышать и различать звуки. Игра «Том и Тим». Викторина «Кто больше». Составление рассказа по сюжетным картинкам «Скоро в школу». Пальчиковая гимнастика. Работа в тетради (штриховка предметов).
Источник