Программа по развитию ребенка aba
Сейчас очень многие люди, столкнувшиеся с отклонениями аутистического спектра у детей, знают, что такое АВА-терапия (applied behavior analysis или метод прикладного анализа поведения). Но у такой известности есть и обратная сторона. Идет много споров о методе АВА-терапии, разные специалисты нередко высказывают прямо противоположные мнения.
В результате число заблуждений, касающихся applied behavior analysis, с каждым годом только растет. Давайте разберемся, с чего начать АВА-терапию для аутистов, в чем заключаются плюсы и минусы этой методики и почему опасения, касающиеся ее, часто преувеличены.
Суть и эффективность методики
Для чего нужна АВА-терапия? Она помогает детям с расстройствами аутистического спектра:
- лучше взаимодействовать с окружающими;
- повысить способность к обучению;
- скорректировать отклонения в поведении;
- достичь нормального для детей конкретного возраста уровня развития интеллекта;
- обучиться необходимым для последующей самостоятельной жизни навыкам.
Основная идея проста: если ребенку нравятся последствия его действий, он их повторяет, а если нет — не повторяет. Поэтому во время занятий каждый успех вознаграждается, а неудача игнорируется.
Все навыки, которые сложно освоить детям с расстройствами аутистического спектра, разбивают на маленькие блоки. Каждый из этих блоков ребенок осваивает отдельно, а затем их объединяют в одно более сложное действие. Так дети учатся слушать и воспринимать речь, доносить свою мысль до собеседника и пр.
Эффективность использования методов АВА-терапии для аутистов доказана многочисленными научными исследования, опубликованными в рецензируемых журналах за последние несколько десятилетий. Однако споры вокруг этой методики не утихают. И на, то есть несколько причин.
Во-первых, в интернете можно найти много устаревших или просто некорректных данных о методике, а также «страшилок», не соответствующих реальности. Во-вторых, из-за роста популярности АВА-терапии с каждым годом появляется все больше неспециалистов, которые предлагают свои услуги, даже не получив необходимого образования. Чтобы не пополнять их ряды, вы можете обучиться этой методике в АНО ДПО «УрИПКиП». Мы предлагаем программы профессиональной переподготовки:
Третья причина заключается в том, что эффективное решение задач АВА-терапии попросту невозможно, если занятия проводятся редко и/или нерегулярно. Согласно результатам исследования Оле Ивара Ловааса, наилучшие результаты методика дает в случае, если ребенок уделяет занятиям 40 часов в неделю. Если же он тратит только 10 часов, польза АВА-терапии будут минимальной, а результаты, скорее всего, разочаруют родителей и учителей.
Утверждения о неэффективности методики зачастую основаны на личном опыте некорректного лечения. Нередко причина проблем в этих случаях — не сам метод, а низкая квалификация специалиста, нерегулярность и малая продолжительность занятий.
Этапы обучения детей в рамках АВА-терапии
С чего начать АВА-терапию? С самого легкого. Ребенка просят выполнить простое действие (например, взять в руки игрушку) и сразу дают подсказку — показывают, как он должен это сделать. Специалист подсказывает несколько раз, после чего повторяет просьбу, но уже без подсказки. Каждый раз, когда ребенок делает то, о чем его просят, он получает награду. Все неудачные попытки игнорируются.
Когда специалист видит, что его ученик освоил одно действие, он обучает его второму, затем третьему и т.д.
После этого упражнение усложняют: простые действия начинают чередовать. Когда ребенок начинает действовать правильно и без подсказок, обучение снова усложняют. Теперь занятия проводят в непривычных местах — например, на улице. Затем меняются люди, которые просят ребенка выполнить упражнение: в обучение включают родителей, сестер, братьев и пр.
Обучение считается пройденным, если в результате занятий ребенок начинает усваивать новую информацию за 1-2 повторения. Например, ему достаточно пару раз показать, как закрывать и открывать дверь ключом, чтобы он смог сделать это сам.
Плюсы и минусы АВА-терапии
Преимущества методики:
- Ребенок учится переносить нужную модель поведения из одной ситуации в другую. Благодаря этому он становится более самостоятельным.
- Хотя обучение занимает много времени, первые положительные результаты появляются сравнительно быстро.
- Согласно исследованиям, около половины детей, прошедших обучение по программе АВА, могут учиться в обычных школах наравне со сверстниками.
- Программа очень широка. Она дает все необходимые основы: в частности, ребенок усваивает важные понятия и определения, учится самостоятельно познавать мир и оттачивает навыки самообслуживания.
Недостатки методики:
- АВА-терапия неэффективна, если ребенок боится чужих людей.
- Методика работает только в случае, если ее используют правильно.
- Перерывы в занятиях или сокращение их длительности может сказаться на результате.
- Важно, чтобы родители тоже участвовали в работе и при помощи специалиста организовали дома корректную систему развития.
- На детей с расстройствами аутистического спектра зачастую слабо действует поощрение. Важно понять, какая награда нужна ребенку, чтобы занятия приносили нужный результат.
Стоит учитывать, что АВА-терапия — один из самых эффективных методов обучения детей с расстройствами аутистического спектра, но для достижения результата нужен хороший специалист. Если вы предпочитаете эту методику, уделите своему образованию и совершенствованию навыков максимум внимания — и тогда вы сможете предлагать действительно эффективную помощь.
Поделитесь этой новостью в социальной сети!
Другие новости и статьи >>
Источник
Н-ов Миша, дата рождения — 17.10.2008, город ****
Социальная ситуация развития. Мальчик – единственный ребёнок в семье. На настоящий момент Миша посещает детский сад в сопровождении мамы, в саду он проводит небольшое количество времени. Мальчик также посещает коррекционно-развивающие занятия в реабилитационном центре «Светлячок». Нетрадиционные методы лечения не применяются.
История тестирования и обучения по АВА-программе. Тестирование проводилось впервые в июле 2013 года, обучение по АВА-программе планируется начать в июле 2013 года.
Диагностического приема ребенка не проводилось, цели настоящей программы сформулированы на основании данных анкеты, интервью с мамой мальчика, видеозаписей. По косвенным данным, Миша – беспокойный и подвижный мальчик. Миша любит проводить время в одиночестве, но время от времени проявляет интерес к взрослым и некоторым сверстникам. Навыки опрятности и самообслуживания развиты недостаточно хорошо: Миша самостоятельно пользуется туалетом, но не умеет кушать, одевается и раздевается с помощью взрослого.
Основными задачами на сегодняшний день являются установление сотрудничества и руководящего контроля взрослого, развитие навыка функциональной коммуникации, развитие навыка имитации, понимания речи. По наблюдениям мамы, Миша практически не обращается с просьбой к другим людям: все, что ему нужно, мальчик пытается взять сам.
Приоритетные направления работы.
В настоящий момент реализация потенциала развития Миши необходимо создать и укрепить отношения сотрудничества, руководящий контроль взрослого. Крайне важно в программе № 1 работать над развитием навыка функциональной коммуникации (развивать навык просьбы) с использованием системы альтернативной коммуникации ПЕКС.
Работа по программе будет успешной, если все окружающие Мишу взрослые будут действовать согласованно, как одна команда. Необходимо всем членам семьи и близким друзьям потренироваться в навыках:
- правильно давать инструкции. Инструкция дается громко, четко, не содержит дополнительных слов. Строго один раз. Сейчас навык понимания речи у Миши снижен и когда взрослые много раз повторяют инструкцию, добавляя в нее различные уточнения, описания мальчик затрудняется в понимании инструкции. Соответственно, вероятность выполнения такой инструкции невелика;
- правильно хвалить Мишу. Похвала должна быть обоснованной (!), не нужно много хвалить мальчика и восторгаться им, когда к этому нет явных оснований. Вместе с тем, за достижения в навыках, особенно новых, следует хвалить на постоянной основе.
По косвенным данным (анкета, интервью с родителями мальчика) у Миши есть ряд проблематичных поведений, например, рвать книги. В ходе работы по программе № 1 необходимо провести наблюдение за этим (и другими видами) нежелательного поведения, занося данные в таблицу АВС в течение трех дней (таблица приведена в приложении к программе). По готовности данных таблицу передать куратору программы.
Для коррекции нежелательного поведения в быту важно обучать Мишу другим, желательным видам поведения. В программе № 1 будем развивать навыки игры.
Также будет проводиться работа в следующих направлениях:
- развитие навыков самообслуживания;
- интенсивная работа над навыками имитации, в части имитации движений крупной моторики;
- работа над навыками поведения слушателя (пониманием речи);
- развитие навыков игры.
Коррекция целей программы будет производиться на постоянной основе по мере развития навыков. Цели данной программы НЕ являются долгосрочными, программа будет уточняться и дополняться по мере формирования и развития навыков мальчика.
По всем вопросам, связанным с упражнениями данной программы, обращайтесь, пожалуйста, по электронной почте
e-mail: aba-samara@yandex.ru
или по системе связи «SKYPE»: zhestkova69
С уважением, Екатерина Жесткова г. Самара.
Общие рекомендации тераписту для каждого занятия.
- Помните о важности отношений сотрудничества, важности положительного эмоционального фона в течение всего занятия. Внимательно наблюдайте за поведением мальчика. Определите комфортную для Миши громкость и темп речи, слишком громкие звуки могут вызывать у ребенка дискомфорт. Начинайте и заканчивайте занятие всегда теми видами активности, которые нравятся ребенку. Ищите новые стимулы и виды активности, которые заинтересуют Мишу, привлекут его внимание.
- Для того, чтобы обучение было эффективным и успешным, все окружающие должны действовать как единая терапевтическая команда. Наши согласованные действия очень важны для эффективности работы. Все новшества в программе, все инновационные изменения обязательно обсуждайте с родителями ребёнка. При необходимости объясняйте свои действия, рассказывайте, почему нужно поступать именно так. Особенно важно соблюдать процедуральную целостность в процессе коррекции нежелательного поведения и установлении руководящего контроля.
- Всегда будьте внимательны, поощряйте особенным поощрением спонтанные проявления поведения сотрудничества – спонтанный взгляд в глаза, спонтанное обращение, спонтанный тактильный контакт (мальчик берет вас за руку, что-то вам дает, делится, привлекает ваше внимание, обнимает.)
- Проводите обучающие блоки длиной не более 7-10 минут.
- Ищите, постоянно пополняйте список заданий из разряда «наверняка», то есть такиx, которые Миша выполнит с высокой степенью вероятности. Для вас это возможность похвалить ребенка, дать жетон. Обучающий блок начинайте заданием из серии «наверняка», затем давайте задание средней сложности, затем самое сложное, затем второе задание из серии «наверняка» и отпустите на перемену. Если уже используются жетоны, к этому моменту они должны быть все собраны.
Цель | Реализация | Подготовка |
Систематическое тестирование мотивационных стимулов | На постоянной основе, в составе каждого занятия проводится тестирование мотивационныx стимулов. Ищите активно, постоянно предлагайте новое. Поощрения быстро надоедают детям и их нужно все время менять. Это отдельный вид работы, ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ для проведения АВА программы. | В обязательном порядке ведите записи. Доступ к поощрениям вне занятия должен быть ограничен. |
Введение системы жетонов | Необходимо обучить Мишу закономерности «все жетоны – потом приз». Это правило соблюдается ВСЕГДА, и всегда именно в таком виде. Никогда не дается приз за «почти все жетоны». Также недопустимо оставить ребенка, собравшего все жетоны, без приза. Методически делим задачу на этапы:
Критерий успешности: Миша собирает жетоны с удовольствием, следит за тем, сколько жетонов осталось собрать. Предложение собрать жетоны не вызывает нежелательного поведения, отказов от сотрудничества. | Обязательно отметьте на плашке для сбора жетонов места, на которые крепятся жетоны. Их должно быть 10, как и жетонов. Никогда не предоставляйте поощрение за 9 или 8 жетонов. Также не забывайте незамедлительно предоставить поощрение за 10 жетонов, как только они были собраны. |
Развитие навыка просьбы (манд). PECS 1 этап. | Для развития навыков функциональной коммуникации, тренировке коммуникативного навыка, стимулирования вербального поведения, рекомендуется использование системы альтернативной коммуникации PECS. В программе №1 можно провести работу над подготовительным, первым и вторым этапом работы по системе PECS. Система подробно изложена в книге Энди Бонди и Лори Фрост «Система альтернативной коммуникации PECS».Краткое руководство можно посмотреть по ссылкам:https://autism-aba.blogspot.ru/2010/10/s_12.html https://autism-aba.blogspot.ru/2010/10/s_19.html https://autism-aba.blogspot.ru/2010/10/s_26.htmlИтак, необходимо заранее заготовить карточки и начать с обмена одной карточки на желаемый предмет. Постепенно увеличивайте количество просьб с помощью карточки. Помните о правилах работы по первому этапу введения карточек – нужно ждать инициативы ребенка, фея помогает совершить обмен, фея всегда молчит. Категорически запрещено настаивать на обмене карточки, если ребенок не проявляет инициативы (вынимать руку ребенка из-за спины, подводить ребенка к предметам или карточкам, и так далее). Критерий успешности – Миша просит не менее, чем 5 предметов или видов активности с помощью карточки, не менее, чем в трех местах, не менее, чем с тремя коммуникативными партнерами. | |
Развитие навыка просьбы (манд). PECS 2 этап. | Введение карточек PECS — очень динамичный процесс, поэтому в программе № 1 нужно быть готовыми работать и по второму этапу карточек PECS – расстояние и настойчивость. Основная цель второго этапа — это закрепить и обобщить навык, обученный на первом этапе — подача карточки коммуникативному партнеру, для того, что бы получить желаемый предмет. На втором этапе от ребенка требуется более сложная реакция. Например, взять карточку, встать из-за стола, и подойдя к взрослому, положить ему в руку карточку. Или ребенок идет к столу, берет карточку и вместе с карточкой подходит к взрослому. Задачи «феи» здесь — физически направлять ребенка к карточке, или партнеру, если ребенок теряет сосредоточенность, и не может сделать это самостоятельно.Задача делится на подэтапы: Подэтап 1. Постепенное увеличение расстояния между ребенком и учителем. Когда ребенок снимает карточку с книги и протягивает коммуникативному партнеру, взрослый немного отодвигается назад. И тогда, для того, что бы вложить картинку в руку взрослого, ребенок должен встать со стула и приблизиться к нему.Подэтап 2. Постепенное увеличение расстояния между ребенком и карточками. Ребенка усаживают на стул немного дальше от книги. Для того, что бы получить желаемый предмет, ребенок должен встать со стула, подойти к книге, взять карточку, подойти к «партнеру», протянуть ему — только после этого получить желаемый предмет.Подэтап 3. Постепенное прекращение использования подсказок. Очень важно, как и при обучении любого другого навыка, прекращать использование подсказок (физического направления) как можно быстрее. Коммуникативный партнер должен прекратить протягивать руку, для того что бы напомнить ребенку, что он должен положить в руку карточку. Фея должна остаться без работы. Критерий эффективности: Миша из любой точки квартиры может подойти к книге, взять карточку и отнеси ее коммуникативному партнеру для обмена на желаемое. Миша просит карточками не менее 10 предметов или видов активности. | |
Понимание речи № 1 | В программе №1 будем проводить работу над выполнением простых инструкций: «подойди», «садись», «открой (закрой) дверь», «выброси мусор», «подойди к…» Это упражнение необходимо продолжать выполнять в ходе каждого занятия, уделяя ему достаточно времени. Акцент нужно сделать на работе в пространстве. На данном этапе будем работать без перехода из помещения в помещение. Тренируйте инструкции «Отнеси маме (няне)», «положи на стул/стол», «дай» и так далее. Следите за тем, чтобы не давать неосознанных подсказок жестами, взглядами, положением тела. Не повторяйте инструкцию несколько раз. Критерий успешности выполнения задания: Миша выполняет 10 простых инструкций в пространстве. | |
Понимание речи №2 | Работаем над выполнением простых инструкций с визуальной подсказкой при выборе из 5 предметов. Пример выполнения задания: на столе лежат 5 предметов (чипсы, сок, салфетка, расческа, машинка). Даём инструкцию «попей сок» и сразу показываем карточку, на которой изображен сок в стаканчике. Если такой подсказки окажется недостаточно, давайте более сильную подсказку для выполнения инструкции. Разучите 10-15 инструкций с визуальной подсказкой. Критерий успешности: выполнение 10 инструкций, требующих выбора предмета из множества, только с визуальной подсказкой | Набор карточек (желательно сфотографировать те предметы, которые будут использоваться в занятии). Все карточки крупно подписать. |
Понимание речи №3 | В программе № 1 необходимо активно работать над различием стимулов, используя метод DTT. Подбирайте для обучения бытовые предметы, те, о которых ежедневно говорят с Мишей. Это могут быть: ложка, тарелка, какая-то еда или напитки, носок, сандаль и так далее. Обращайте внимание на звучание слов: на первоначальном этапе слова должны сильно различаться по звучанию, не обучайте одновременно похожим по звучанию словам, например, стол и стул, киса и лиса и так далее. | |
Имитация | Обучаем Мишу имитировать движения крупной моторики без предмета. Методически: даем инструкцию «Сделай так» (или «Как я»), показываем движение, ждем реакцию 5-7 секунд, затем даем подсказку. | Подготовить список движений для имитации: похлопать, постучать по столу, подпрыгнуть, присесть, положить руки на голову и так далее. |
Имитация с предметами | В рамках имитации с предметами обучайте Мишу функциональным действиям. Лучше обучать таким имитациям, как «почистить зубы» или «снять ботинок», чем «постучать молотком по столу» (хотя такие задания и можно использовать, как задания «наверняка»). Прежде, чем добавить новую имитацию, подумайте, как её можно включить в другие занятия или в реальную жизнь. Примеры имитаций: Одеть панамку, снять сандалик (на липучке), кушать с ложки (сам), попить из чашки, вытереть рот салфеткой, вытереть руки полотенцем, покатать машинку, положить игрушку в машинку(в грузовик). Критерий успешности: Миша самостоятельно имитирует действия в 80% случаев при выборе из 5 предметов. | Подготовьте парные предметы для имитации с предметом, соответствующие полу и возрасту мальчика. Миша вряд ли согласиться качать куклу или кормить мишку. Используйте машинки, ручной инструмент (молоточек, отвертку), столовые приборы. |
Развитие навыков игры (навыки сюжетной имитации) | В программе № 1 мы будем тренировать имитацию простых игровых действий. Например:
закончить почти готовую модель («Я поставил крышу на мой гараж и ты поставь»). Здесь важно после того, как вы построили гараж обязательно поиграть в него: пусть машины заедут в гараж, поманеврируют там и так далее. | Конструкторы, машинки, фигурки животных, то, что интересует ребенка |
Навыки подвижных игр | Учите Мишу играть в мяч и кегли, пробуйте разные игры с мячом (футбол, баскетбол, волейбол, крикет). Можно также учить мальчика играть в жмурки с помощью феи. |
Продолжение таблицы
Цель | Реализация | Подготовка |
Продуктивная деятельность | В программе №1 необходимо изучить пристрастия мальчика в области продуктивной деятельности и подобрать виды продуктивной деятельности, которые нравятся мальчику, вызывают у него интерес и удовольствие. Пробуйте разные виды творческой деятельности: лепку из пластилина или глины, рисование карандашами, фломастерами, акварелью, гуашью, витражи, раскрашивание фигурок из гипса, поделки из бумаги и так далее. Поделку каждый раз относите показать папе или бабушке – это элемент социального взаимодействия. | |
Игры с крупой и водой | В рамках программы №1 будем выполнять упражнения, направленные на увеличение подвижности кисти руки. Так как Миша любит играть с водой и неструктурированными материалами, попробуем ввести занятие игры и упражнения с крупой и водой. Выполняйте их несколько раз за занятие:
| |
Навыки самообслуживания №1 | Учите Мишу одеваться самостоятельно. Для этого уберите все словесные подсказки в процессе одевания, молча оказывайте физическую помощь, затем постепенно уменьшайте её. Также определите 3 навыка самопомощи для обучения или улучшения и разбейте каждый из них на цепочку поведения. Цепочки пришлите куратору на почту для утверждения. | |
Навыки самообслуживания №2 | В рамках программы №1 будем учить Мишу кушать самостоятельно. Начните обучение с кушанья вилкой. Разрежьте любимую еду Миши на крупные кусочки. Выберите такую еду, чтобы её можно было легко натыкать на вилку. Учите Мишу кушать вилкой с физической помощью. | |
Элементы коррекции нежелательного поведения | Необходимо научить Мишу, что кушать можно исключительно на кухне; даже печенье, конфеты или другие сласти. Также необходимо придвинуть обеденный стол к окну или кушать на подоконнике (если позволяет ширина). Проведите наблюдение за поведением Миши во время еды, если он кушает у окна. | |
Нежелательное поведение | Если в течение дня возникло нежелательное поведение, тут же поставьте отметку в таблице скаттер плот. По окончании эпизода нежелательного поведения сделайте запись в таблице АВС. Если случаи нежелательного поведения участятся или форма поведения усложнится – немедленно обратитесь к куратору. Также отмечайте все эпизоды поведения лазать по мебели, рвать книги, двигать мебели. Какие ещё виды поведения следует отмечать:
|
Конец программы
Екатерина Жесткова
Педагог-психолог, аналитик поведения уровня BCBA
Источник