Программа по развитию мышления ребенка с нарушением слуха

Картотека упражнений,

направленных на развитие     психических процессов

 «Солнечный зайчик»  

«Волшебный круг»

«Лабиринт»

«Назови быстрее»

«Посмотри и сосчитай»

«Не запутайся»

«Асимметричная гимнастика»

«Быстрее нарисуй»

«Продолжи ряд»

       10.«Съешь, вспомни и назови»

        11. «Посмотри и назови»

        12. «Запомни слова»

        13. «Вспомни картинку»

       14. «Узнай букву, вспомни,      повтори»

       15. «Кукловоды»

«Солнечный зайчик»

Цели: развивать устойчивость внимания, усидчивость.

Оборудование:   лист бумаги, краски.

Ход: упражнение проводится индивидуально или с группой детей. Педагог рисует на листе бумаги яркое пятно  и предлагает детям смотреть на него как можно дольше.

Речевой материал: смотри внимательно, сиди спокойно. Не отвлекайся.

«Волшебный круг»

Цели: развивать устойчивость внимания, усидчивость.

Оборудование: лист бумаги с нарисованным кругом.

Ход: упражнение проводится индивидуально или с группой детей. Педагог предлагает ребенку смотреть только на один предмет. Круг можно медленно вращать.

Речевой материал: смотри внимательно, сиди спокойно. Не отвлекайся.     

                                                          «Лабиринт»

Цели: развивать устойчивость внимания, усидчивость.

Оборудование: карточки  с лабиринтом, карандаш.

Ход: упражнение проводится индивидуально. Педагог предлагает ребенку найти дорожку к чему – либо, т.е. пройти извилистую линию лабиринта. Ребенок вначале может прослеживать дорожку с помощью карандаша или пальца, затем только зрительно.

Речевой материал: сиди спокойно, думай; (в зависимости от изображения на картинке)

                                                  «Назови быстрее»

Цели: развивать усидчивость, устойчивость, концентрацию и объем внимания, закреплять знание о числовом ряде, развивать речь.

Оборудование: таблица с нарисованными цифрами.

Ход: упражнение проводится индивидуально. Педагог рисует таблицу с цифрами и предлагает ребенку назвать их по порядку.

Речевой материал: Один, два, три, четыре, пять, шесть, … Сколько?, думай внимательно, верно – неверно.

                                    «Посмотри и сосчитай»

(одновременный счет нескольких объектов: грибочков и ягодок)

Цели: развивать умение распределять, рассосредотачивать внимание, развивать усидчивость, закреплять навык количественного счета, развивать речь.

 Оборудование: картинки с изображением различных предметов.

Ход: упражнение проводится индивидуально или с группой детей. Педагог предъявляет картинки с разным количеством предметов и предлагает детям быстро назвать сколько грибочков, а сколько ягодок?

Речевой материал: один, два, три. ….., сколько грибочков?, сколько ягодок?, считай верно, считай быстро, думай, верно – неверно,

                                                  «Не запутайся»

Цели: развивать умение распределять, рассосредотачивать внимание, развивать усидчивость, закреплять знание детей о числовом ряде, закреплять названия букв.

Оборудование: лист бумаги с нарисованными цифрами и буквами.

Ход: упражнение проводится индивидуально. Педагог предъявляет ребенку таблицу с цифрами и буквами и предлагает вначале назвать буквы, а затем цифры или наоборот. Цифры необходимо называть по порядку.

Речевой материал: один, два, три. ….., (названия букв), назови цифры, назови буквы, называй верно, говори хорошо, думай, верно – неверно.

«Асимметричная гимнастика»

Цели: развивать умение распределять, рассосредотачивать внимание, активизировать двуполярную деятельность мозга.

«Голова – живот»

Ход: упражнение проводится индивидуально или с группой детей. Педагог предлагает ребенку одной рукой гладить себя по голове, другой – гладить (стучать) по животу.

«Стол – стена»

Ход: упражнение проводится индивидуально или с группой детей. Педагог предлагает ребенку одной рукой «мыть» стол, другой – «мыть» стену.

«Попробуй напиши»

Ход: упражнение проводится индивидуально или с группой детей. Педагог предлагает ребенку одной рукой писать «+++++++++++++», другой – «00000000000».

«Попробуй нарисуй»

Ход: упражнение проводится индивидуально или с группой детей. Педагог предлагает ребенку двумя руками рисовать различные геометрические фигуры.

                               «Быстрее нарисуй»

Цели: развивать умение переключать, рассосредотачивать внимание.

Оборудование: карандаш, таблица с нарисованными знакомыми предметами.

Ход: упражнение проводится индивидуально или с группой детей. Ребенку предлагается таблица с изображением по строчкам знакомых предметов и педагог дает задание зачеркивать одни изображения и обводить другие.

Речевой материал: смотри внимательно, обведи, зачеркни, верно – неверно, думай.

                                                 «Продолжи ряд»

Цели: развивать умение переключать, рассосредотачивать внимание, развивать усидчивость.

Оборудование: карточки с изображением чередующихся предметов.

Ход: упражнение проводится индивидуально или с группой детей. Ребенку предлагается карточка с изображением чередующихся фигур и педагог предлагает ребенку продолжить ряд.

Речевой материал: смотри внимательно, думай, продолжи ряд, начинай, верно – неверно.

                                      «Съешь, вспомни, назови»

Цели: развивать вкусовую, словесную память, развивать внимание, активизировать словарный запас детей.

Оборудование: продукты питания, картинки, таблички.

Ход: упражнение проводится индивидуально. Педагог предлагает съесть ребенку 2, 3 или более продукта, а затем вспомнить, назвать или показать их в нужной последовательности.

Читайте также:  Физическое развитие ребенка по месяцам масса

Речевой материал: съешь, запомни, что ты ел, назови, скажи, верно – неверно, названия продуктов питания (яблоко, груша, огурец, конфета, печенье, ……. ).

                                                «Послушай, назови»

Цели: развивать слуховую, словесную память, развивать умение запоминать ряд слов, воспроизводить словесную последовательность, развивать внимание.

Оборудование:  таблички с названиями предметов.

Ход: упражнение проводится индивидуально. Педагог называет слово, кладет табличку, затем называет второе слово и так же выкладывает табличку, образуется ряд из нескольких слов. Затем педагог накрывает таблички и просит ребенка повторить или выложить из табличек весь ряд.

Речевой материал: слушай внимательно, запомни, повтори, верно – неверно.

                                                       «Запомни слова»

 Цели: развивать слуховую, словесную память, развивать умение запоминать ряд слов на определенную букву, воспроизводить словесную последовательность, развивать внимание.

Оборудование:  таблички с названиями предметов на определенную букву.

Ход: упражнение проводится индивидуально. Педагог называет слово, кладет табличку, затем называет второе слово и так же выкладывает табличку, образуется ряд из нескольких слов. Затем педагог накрывает таблички и просит ребенка повторить или выложить из табличек весь ряд.

Речевой материал: слушай внимательно, запомни, повтори, верно – неверно.

                                               «Вспомни картинку»

Цели: развивать зрительную, словесную долговременную память, развивать внимание, учить детей удерживать информацию долгий период времени.

Оборудование: картинка, таблички.

Ход: упражнение проводится индивидуально или с группой детей. В начале какого – либо занятия педагог показывает детям картинку или какую либо картинку, делая установку на запоминание, а в конце занятия предлагает ее вспомнить.

Речевой материал: посмотри и запомни, смотри внимательно, вспомни, что ты видел, верно – неверно, молодец.

                                   «Узнай букву, вспомни, повтори»

Цели: развивать тактильную память, внимание, закреплять знание детей о буквах русского языка.

Оборудование: тактильные (объемные буквы).

Ход: упражнение проводится индивидуально. Педагог предлагает ребенку узнавать  на ощупь тактильные буквы, а затем повторить   последовательность. С которой он их узнавал. Ребенок может называть буквы самостоятельно или выложить их последовательность.

Речевой материал: назови буквы, думай хорошо, запомни буквы, повтори. Выложи как было, верно – неверно

                                                      «Кукловоды»

Цели: развивать двигательную память, умение ориентироваться в пространстве.

Ход: упражнение проводится индивидуально или с группой детей. Педагог ведет ребенка по какому – либо маршруту, а затем предлагает этот маршрут воспроизвести. Глаза у ребенка могут быть завязанными.

Речевой материал: иди вместе со мной, будь внимателен, запомни, повтори, как ты шел, верно – неверно, молодец.

Источник

                              МБДОУ Детский сад комбинированного вида № 15 

                                                             «Журавушка»

                           ИНДИВИДУАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ

                  КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

                       ДЛЯ РЕБЁНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

                                     С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

                                     на 2015-2016 учебный год

                                                                                                          Составитель:

                                                                                       Учитель-дефектолог

                                                                                                         Дектярёва С.А.

                                                            Мариинск      

Читайте также:  Школа развития ребенка в альметьевске

                                                                2015                                                                                                                                                                                                                                            

Пояснительная записка

Педагогическая целесообразность

        Личность формируется в детстве – это определяет последующее психическое развитие человека. Наличие какого-либо дефекта (в особенности нарушение слуха) снижает самооценку ребёнка, возникает неприспособленность к социальной жизни.

        В преодолении комплексов складываются жизненные цели ребёнка, он самоутверждается. Если цели реалистичны, личность развивается нормально и становится целостной, если фиктивны-становится невротичной и неуспешной. Во многом поставленные цели зависят от реалистичности взглядов родителей.

        Дети, имеющие нарушение слуха, нуждаются в помощи специалистов, специальном обучении и поддержке со стороны родителей. Только совместная деятельность педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда и родителей дадут положительные результаты в развитии ребёнка.

        Для успешного обучения в школе и адаптации в социуме ребёнку с нарушением слуха, в том числе и с кохлеарным имплантом (КИ), необходим достаточно высокий уровень психического развития, что требует умения сравнивать, обобщать, анализировать, делать самостоятельные выводы, переносить усвоенные приемы мыслительной деятельности на новый материал, умение общаться, регулировать свои эмоции и поведение.

Актуальность

        За последние время увеличилось количество обращений родителей детей, имеющих нарушение слуха и КИ, для оказания помощи в подготовке к школьному обучению, социализации и личностном развитии.

        Нарушение функций слухового анализатора приводит к недоразвитию речи, т.е. первичный дефект порождает вторичный. Эти нарушения приводят к общему недоразвитию познавательной сферы (внимание, память, мышление), сенсорной сферы (восприятие, мелкая и крупная моторика), сложности в общении.

Цель

        Создание условий для целостного процесса развития личности ребёнка с нарушением слуха, в том числе и с КИ.

Основные задачи

– развитие сенсорной сферы;

– развитие психических функций;

– овладение речью, как орудием мышления;

– формирование коммуникативных навыков;

– расширение кругозора и осведомленности.

        Эти задачи должны рассматриваться как единый комплекс, так как только целостное воздействие может привести к личностному росту и успешному овладению стандартами образования и социализации детей с нарушением слуха и  КИ.

Теоретические и методологические основы программы

        Данная программа составлена на основе работ педагогов Б.Д. Корсунской «Научить детей сознательно различать предметы окружающего мира, помочь им сформировать правильные представления об окружающих предметах – это значит подвести их к первичным обобщениям, к мышлению в понятиях»,  Н.И.Беловой, Л.П.Носковой, Н.Д.Шматко «Потенциальные возможности детей с нарушением слуха велики….. эти дети могут максимально сближаться по уровню общего и речевого развития с обычными сверстниками….. при целенаправленной и адекватной коррекционной работе», психологов Л.С.Выготского «Движущая сила психического развития – обучение. Обучение создает зону ближайшего развития, то есть вызывает у ребёнка к жизни, пробуждает и приводит в движение внутренние процессы развития., Н.Н.Малофеева, И.М.Соловьева, Н.Д.Розановой, Т.Г.Богдановой, И.В.Королевой «Надо научить родителей понимать, что любую ежедневную ситуацию можно использовать для развития у ребёнка речи», а также программ для специальных дошкольных и школьных образовательных учреждений.

Новизна программы        

        Особенностью данной программы является опора при освоении на следующие принципы:

– культурологический подход – связь с жизненным пространством ребёнка (детский сад, дом, город);

– опора на слуховое восприятие у детей с КИ;

– индивидуализация программы;

– увеличение доли деятельных методов обучения в практических занятиях (моделирование ситуаций).

Основные этапы и формы реализации программы

        Диагностический – проведение психологического диагностического обследования с использованием психологических (приоритетно невербальных) методик для определения уровня развития, объёма памяти, личностных особенностей (индивидуальное тестирование).

        Консультативный – индивидуальное консультирование родителей по результатам диагностического обследования, составление индивидуального плана коррекционной помощи.

        Обучающий – проведение коррекционно-развивающих занятий.

        Форма проведения занятий – индивидуальная.

          Продолжительность по времени зависит от возраста, физических возможностей и личностных особенностей ребёнка, его подготовленности.

Длительность занятий варьирует от 10—15 мин до 30 мин. Занятия проводятся таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Каждое упражнение проводится в течение 2—5 мин. На каждом занятии ребёнку предлагается несколько упражнений.

         Обязательными являются санитарно-гигиенические перерывы не менее 10 минут. Во время занятий используются подвижные игры, физкультпаузы.

Ожидаемые результаты

        Предполагается, что после прохождения ребёнком с нарушением слуха данной программы повысится уровень развития познавательной сферы, активизируется учебная деятельность, улучшится межличностное общение,

качественнее станет использование разговорной речи, произойдет начальная социализация, повысится родительская компетенция в вопросах воспитания и обучения детей с нарушением слуха и имеющих  кохлеарную имплантацию.

Тематический план коррекционно-развивающих занятий

            Тема

       Содержание занятий

     Объем часов

1

Сенсорная сфера

Кинестетическое и кинетическое развитие

Сохранение равновесия, выполнение движений по подражанию.

           4

Развитие тактильного восприятия

Узнавание на ощупь формы, материала, величины предметов.

            4

Развитие зрительного восприятия

Сравнение предметов по различным признакам.

            4

Развитие слухового восприятия

Сравнение звучаний различных музыкальных инструментов, звуков животных и зверей, слов в лепетной и полной форме.

            6

Развитие пространственной ориентировки

Определение и нахождение предметов в пространстве, в помещении.

             4

Развитие временного восприятия

Изучение времен года.

             5

2

Познавательная сфера

Развитие внимания

Выделение предметов изображенных на картинках. Установление закономерностей на зрительно воспринимаемом материале. Нахождение замаскированных предметов на картинках. Нахождение сходства и различия в предметах, картинках. Определение лишнего предмета.

             4

Развитие памяти

Запоминание, хранение, воспроизведение учебного материала. Запоминание картинок, слов с последующим воспроизведением, описание по памяти предметов, изображений на картинках. Воспроизведение наглядного и словесного материала.

                4

Развитие мышления

Умение обобщать предметы по существенным признакам. Выделение из целого частей, соединение частей в целое. Нахождение логических связей в сюжетных картинках. Выделение «четвертого лишнего» предмета. Перенос знаний и умений с одного вида деятельности на другой. Установление логических связей на наглядном и словесном материале.

             5

Развитие воображения

Проведение аналогий. Навыки оперирования образами, понятиями, представлениями. Создание новых образов путем переработки предшествующего опыта.

             4

3

Формирование коммуникативных навыков.

Знакомство с основными эмоциональными проявлениями; радость, удивление, страх, печаль, интерес.

Моделирование ситуаций, вызывающих эмоции. Навыки понимания эмоционального настроя других людей

              4

4

Формирование речи

Активизция речи с помощью картинок, лепетных слов и жестов.

                 10

5

Подведение итогов

Обсуждение и анализ проведенных занятий с родителями.

                  2

Читайте также:  Предметная деятельность развития ребенка младенческого возраста

           Итого: 60 часов.

Формы и методы работы

        Выбор методов и формы коррекционно-развивающей работы зависит от возраста, состояния слуха, уровня речевого развития интеллекта ребёнка.

Используется:

– наглядность;

– демонстрация;

-пояснение;

– беседа;

-наблюдение;

– сюжетно- ролевые игры;

– моделирование ситуаций;

– развивающие игры (настольные, подвижные);

– конструирование;

– свободное и тематическое рисование, графические задания.

Методическое обеспечение программы

№                

Тема

Методологическое обеспечение программы

1

Сенсорная сфера

Игры: «Сделай так же», «Пройди по линии», «Попрыгай на одной ноге», «Попади в цель», «Волшебный мешочек», «Дорисуй ряд», Графические диктанты, изменение фигур, складывание картинок из разрезанных частей. Выкладывание по методике М.Монтессори.

Составление аппликаций по временам года, слушание и сравнение звуков музыкальных инструментов и животных.

2

Познавательная сфера

Игры: «Запомни и повтори», «Пары слов», «Запомни и нарисуй», «Опиши предмет по памяти», 

«Заколдованный ребенок», «Слушай хлопок», «Что изменилось?», «Путаница», Сравни предметы, найди недостающие детали.

Настольные игры: «Логические ребусы», «Лото» по  тематическим группам. Конструирование. Загадки, занимательные задачи. 

Установление логических связей по картинке, по тексту.

Дорисуй до предмета.

Сюжетно ролевые игры близкие к жизнедеятельности.

3          

Коммуникативные навыки

Настольные игры: Лото «Эмоции», Лото «Правила поведения». Сюжетные игры.

4

Речевая деятельность

Логоритмика, картинки с изображением предметов, речедвигательные, артикуляционные упражнения, дыхательная гимнастика,звукоподражание.

5

Моторная сфера

Пальчиковые игры, выкладывание узоров из природного материала, счётных палочек, пальчиковый бассейн, су-джок, одевание-раздевание кукол, расстёгивание-застёгивание замков, игры с прищепками, мозаикой, кубиками, пазлами, игры по методике М.Монтессори.

 Материальное обеспечение программы

 Дидактические игры, игры, развивающие конструктивный праксис; предметные картинки по лексическим группам; серии сюжетных, последовательных картинок; таблички с надписями; доски Сегена; тематические наборы фигурок людей, животных, предметов; кубики; мозаики; пазлы; сенсо-моторное панно, звуковое панно; музыкальные инструменты; книги для чтения; бумага для рисования, писчая; картон, цветная бумага; детские раскраски; цветные карандаши, фломастеры, краски, прищепки, шишки, камешки, фасоль, горох, пальчиковые бассейны, мелкие игрушки, су-джок мячики, игры по методике М.Монтессори.

Список литературы

  1. Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учебн. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений- М.: Издательский центр “Академия”, 2002.
  2. Белова Н.И. Специальная дошкольная сурдопедагогика.- М., 1985.
  3. Выготский Л.С. Проблема возраста // Собр. соч. т. 4 М., 1984.
  4. Диагностика, профилактика и коррекция нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Сб. РГПУ им. Герцена – СПБ., 1999.
  1. Королева И.В. Кохлеарная имплантация и слухоречевая реалибитация глухих детей и взрослых: Учебное пособие. СПБ: Издательство “ЛЕМА”,2008.
  2. Корсунская Б.Д. Обучение речи глухих дошкольников – М.: издательство АПНРФСР,- 1960.
  3. Коррекция сенсорного и интеллектуального развития младших школьников с нарушением слуха. Учебно- методическое пособие. Под ред. И.А. Михаленковой.- СПБ:”ДЕТСТВО-ПРЕСС”/2003.
  4. Развитие внимания и эмоционально-волевой сферы детей 4-6 лет: разработки занятий, диагностические и дидактические материалы. Сост. Ю.Е. Веприцкая- Волгоград: Учитель. 2010.
  5. Психология. 1-2 классы. Разработки занятий – Изд. 2-е, переработанное. Сост. Р.М. Мухаметова. – Волгоград: ИТД “Корифей”. 2008.
  6. Программа для специальных дошкольных учреждений “Воспитание и обучение слабослышащих дошкольников”- М. “Просвещение”. 1991.
  7. ШматкоН.Д., Пелымская Т.В. “Если малыш не слышит”, 2-е изд. Москва; “Просвещение”, 2003.

Источник