Программа по развитию мотивационной сферы ребенка

План-программа по формированию у старших дошкольников мотивационной готовности к школьному обучению
Подготовка детей к школе не должна сводиться только к тому, чтобы научить детей считать, писать и читать. Основной акцент в работе должен быть сделан на мотивационное развитие ребенка, а именно развитие познавательного интереса и учебной мотивации.
Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. И здесь важную роль играет информация о школе и способ ее подачи со стороны педагогов детского сада. Воспитателям необходимо проводить с детьми старшего дошкольного возраста специально направленную работу по формированию у детей положительного отношения к школе, по повышению мотивационной готовности к школьному обучению. Мотивационная готовность складывается из:
3) сформированной позиции школьника.
Цель программы – формирование мотивационной и регуляторной готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста.
В ходе реализации программы решаются следующие образовательные, воспитательные и развивающие задачи:
1. Расширение представлений дошкольников о школе.
2.Стимулирование стремления детей как можно больше узнать о школьной жизни, желания учиться в школе.
3.Развитие способностей к исследовательской деятельности, познавательной активности и интереса.
4.Воспитание умения проявлять инициативу и любознательность с целью получения знаний о школе.
5. Воспитание у детей осознанного отношения к школе и позиции ученика.
План-программа представляет собой систему разнообразных форм и методов работы, направленную на развитие представлений детей о школе и своем месте в ней. Это экскурсия в школу, беседы о школе, чтение рассказов и разучивание стихов школьной тематики, рассматривание иллюстраций, отражающих школьную жизнь, рисование школы, игра в школу и так далее.
Программа предусматривает работу с родителями по повышению их компетентности в вопросах подготовки детей к школе, формирования мотивационной готовности детей.
Содержание работы с детьми и родителями по формированию мотивационной готовности старших дошкольников к обучению в школе
период
Совместная деятельность с детьми
Самостоятельная деятельность детей
Работа с родителями
сентябрь
Праздник «День знаний»
Посещение детьми подготовительной группы праздничной линейки 1 –го сентября в близлежащей школе
Создание в группе «Уголка первоклассника»
Беседа «Школьные принадлежности»
Рассматривание картин о школьной жизни, иллюстраций в Уголке школьника
Рассматривание фотографий «Наши родители – школьники»
Организация фотовыставки «Наши мамы и папы – школьники»
Общее родительское собрание для детей подготовительной и старшей групп «Скоро в школу»
Помещение методических рекомендаций в родительском уголке «Скоро в школу»
октябрь
Целевая прогулка к школе
Ситуативные беседы «Скоро в школу»
«Веселые старты» (совместно с учениками первых классов)
Индивидуальные беседы с детьми «Хочешь ли ты в школу?»
Коллективная беседа «Для чего нужно учиться в школе?»
Сюжетно-ролевые игры «Школа», «В школьной библиотеке»
Рассматривание школьных принадлежностей: тетрадок, дневников, учебников и др. в Уголке первоклассника.
Практикум для родителей «Семья на пороге школьной жизни»
Просмотр видеопрезентации
«Психологическая готовность к школе»
Изготовление буклета для родителей «Скоро в школу»
Выставка литературы в помощь родителям «Что такое школьная готовность?»
ноябрь
Коллективное создание альбома о школе
Чтение стихов, рассказов о школьной жизни
НОД «Профессия – учитель», «Профессия – библиотекарь»
Рисование на тему «Что я знаю о школе»
Игры в Уголке первоклассника
Изготовление игрушек-самоделок для Уголка первоклассника: книг, тетрадей, портфелей
Анкетирование родителей
«Готов ли ваш ребенок к школе?»
Консультация для родителей учителя-логопеда «Развиваем мелкую моторику»
декабрь
Просмотр детских мультимедийных презентаций о школе
Вечер досуга – встреча с первоклассниками (бывшими воспитанниками ДОУ) «Мы теперь ученики»
Дидактические игры в Уголке первоклассника «Собери портфель» и т.д.
Обновление атрибутов для игры «Школа»
Консультация педагога-психолога «Развитие внимания и памяти будущего первоклассника»
Круглый стол с участием педагогов и родителей «Общаться с ребенком: как?»
Январь
Посещение праздника Букваря в 1-м классе
Кукольный театр «Как Незнайка в школу ходил»
Игра-эстафета «Кто быстрее соберет портфель»
Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр о школе
Придумывание рассказов о школьной жизни
Родительская конференция
«В семье первоклассник»
Консультация врача-педиатра «Здоровье будущего первоклассника»
Февраль
Игра-путешествие «Первоклассник»
Разучивание стихотворений о школе.
Беседа «Чем школа отличается от детского сада»
Создание о обыгрывание проблемных ситуаций «На переменке», «В школьной столовой» и т.д.
Дидактические игры в Уголке первоклассника
Самостоятельная работа в тетрадях «Учимся писать», «Учим буквы» и т.д.
Индивидуальное консультирование родителей по проблемам школьной подготовки специалистами ДОУ
Практикум для родителей «Причины школьной неуспеваемости»
Март
Развлечение «Школьные загадки»
Экскурсия в школу
Интеллектуальная игра «Умники и умницы»
Посещение урока в 1-м классе близлежащей школы
Рисование «В какой школе я хочу учиться?»
Выставка детских работ «По следам экскурсии в школу»
Прослушивание песен о школе в музыкальном уголке
День открытых дверей в подготовительной к школе группе
Совместные занятия детей и родителей по ФЭМП и развитию речи
Апрель
Интеллектуальные игры «Лесная школа», «Остров сокровищ»
Анкетирование детей «Скоро в школу
Рассматривание альбома о школе
Сюжетно-ролевые игры на школьную тематику
Встреча родителей с учителями начальных классов
День открытых дверей в школе
Май
Игры, моделирующие школьные ситуации
Беседа «Школьные правила»
Развлечение «Прощай, детский сад! Здравствуй, школа!»
Отгадывание загадок о школе
Рисование на тему школа
Изготовление атрибутов к развлечению «Здравствуй, школа!»
Родительское собрание «Результаты школьной готовности»
Письменные рекомендации
«Отдых летом будущего первоклассника
Источник
Сформированность у ребенка мотивационной
сферы играет важнейшую роль для его успешности в
учебной деятельности. Наличие у ребенка мотива
хорошо выполнять все предъявляемые школой
требования, показывать себя с самой лучшей
стороны заставляет его проявлять активность в
отборе и запоминании необходимой информации.
Гуманизация образования требует формирования
ребенка как субъекта деятельности, а гармонично
развитая система мотивов является основным
фактором, влияющим на этот процесс.
При низком уровне учебной мотивации
наблюдается снижение школьной успеваемости, что
и является основанием для проведения с такими
учащимися коррекционно-развивающих мероприятий
по развитию мотивов учебной деятельности.
Программа коррекционно-развивающей работы по
развитию учебной мотивации и
учебно-познавательных мотивов у детей имеет два
направления:
- методические рекомендации для учителей
начальных классов. При составлении методических
рекомендаций были использованы материалы
А.К.Марковой, М.В.Матюхиной, Р.В.Овчаровой,
Н.Ф.Талызиной; - программа коррекционно-развивающих занятий.
При составлении программы
коррекционно-развивающих занятий были
использованы материалы и рекомендации
Е.П.Ильина, Р.С.Немова, Р.В.Овчаровой, Е.И.Рогова.
Методические рекомендации для учителей
начальных классов
Формирование учебно-познавательных мотивов
младших школьников, должно явится одним из
основных направлений работы учителя начальных
классов. Для более эффективной работы в данном
направлении учителю необходимо учитывать
следующие рекомендации:
1) придание личностного смысла действиям
ученика, которые ранее не имели для него
внутренней значимости (посредством
положительного оценивания, похвалы и т. д.);
2) научить школьника видеть, осознавать
отдельные стороны учебного труда, связывать их с
имеющейся у ребенка познавательной
потребностью.
3) научить ребенка ставить самостоятельные цели
в учебной работе или удерживать те, что поставил
учитель;
4) вовлекать младшего школьника в процесс
анализа, обсуждения условий и путей достижения
целей;
5) обратить внимание на усиление роли поисковой
деятельности учащихся, углубление в сущность
изучаемых явлений, установление
причинно-следственных связей.
Программа коррекционно-развивающих занятий
Цель программы: развитие учебной
мотивации и учебно-познавательных мотивов у
учащихся начальной школы.
Задачи программы:
- формирование у учащихся определенного уровня
понятий, правил, знаний; - расширение знаний, позволяющее увидеть общее и
частное в предметах, явлениях, действиях; - знакомство учащихся со знаниями о
прогнозировании, о соответствии причины и
следствия, о возможных решениях одной и той же
задачи; - формирование знаний о различных знаковых
системах; - формирование умения ставить перед собой цель
или удерживать предложенную учителем; - формирование умения прогнозировать результат
деятельности.
Адресат коррекции: учащиеся 1-4-х
классов, имеющие низкий уровень учебной
мотивации.
Предмет коррекции: интеллектуальный,
эмоциональный, волевой компоненты учебной
деятельности учащихся.
Средства коррекции:
- вербально-коммуникативные;
- орудийно-манипулятивные;
- изобразительно-графические;
- экспрессивно-мимические.
Форма коррекции: групповая.
Условия организации занятий: программа состоит
из 10 занятий, занятия проводятся один раз в
неделю, продолжительность одного занятия 30
минут.
Структура занятий:
- организационная часть. Приветствие;
- основная часть. Игровой блок;
- заключительная часть. Рефлексия.
Занятие № 1
Тема. Знаки и символы
1. Организационная часть:
– приветствие;
– игра “Настроение в цвете”. Детям
предлагается выбрать геометрическую фигуру
любого цвета, отражающую его эмоциональное
состояние, на момент начала занятия.
2. Основная часть:
– игра “Игра художников”. На индивидуальном
листе бумаги, расчерченном на 20 клеточек, ребенок
рисует в каждой клеточке (значком или символом)
предмет, названный психологом. Интервал между
словами 3-5 секунд. Далее проводится
индивидуальная проверка нарисованного: ребенок
называет подряд нарисованные предметы, объясняя
свой рисунок.
Цель: научить детей обозначать предметы
символами и значками (основы моделирования),
развивать коммуникативные навыки, память.
– игра “Четыре стихии”. Психолог произносит
слова: “земля” – дети опускают руки вниз; “вода”
– дети вытягивают руки вперед; “воздух” –
поднимают руки вверх; “огонь” – вращают руками в
локтях.
Цель: развитие внимания, связанного с
координацией слухового аппарата и двигательного
анализатора.
3. Рефлексия:
– игра “Настроение в цвете”. Детям
предлагается выбрать геометрическую фигуру
любого цвета, отражающую его эмоциональное
состояние, на момент окончания занятия.
Занятие № 2
Тема. Зашифрованная информация
1. Организационная часть:
– приветствие;
– игра “Настроение в цвете” (на начало занятия);
– игра “Найди отличия”. Детям предлагаются
картинки с 5 – 10 отличиями, которые нужно найти за
определенное количество времени, игра
направлена на концентрацию внимания.
2. Основная часть:
– игра “Опорные сигналы”. Психолог называет
косвенные признаки предметов и явлений, по
которым ребенок должен угадать предмет. Далее
детям предлагается поиграть в эту игру друг с
другом.
Цель: показать учащимся методы шифровки и
дешифровки информации, развитие внимания,
словарного запаса, кругозора.
– игра “Разведчики”. В комнате в произвольном
порядке расставляются стулья. Один ребенок
(разведчик) идет через комнату обходя стулья с
различных сторон, а другой ребенок (командир
отряда) запомнив дорогу, должен провести отряд
тем же путем.
Цель: развитие моторно-слуховой памяти, объема
и концентрации внимания, снятие двигательной
расторможенности, негативизма.
3. Рефлексия:
– игра “Настроение в цвете” (на конец занятия);
– упражнение “Шкала роста”. Отработка навыков
адекватного оценивания себя и своих достижений.
Детям предлагаются три степени оценки: высокая –
“звездочка”, средняя – “флажок”, низкая –
“грибок”, ребенок выбирает тот предмет, на
который сам себя оценивает и кладет в свой
“кармашек” занятий, объясняя при этом свой
выбор.
Занятие № 3
Тема. Противоположности
1. Организационная часть:
– приветствие;
– игра “Настроение” с помощью пиктограммы
(образа, выражающего то или иное эмоциональное
состояние).
2. Основная часть:
– игра “Рисование на заданную тему”. Детям
предлагается нарисовать противоположные
понятия (добро и зло, красивое и безобразное,
веселое и грустное и т.д.).
Цель: формирование умения сравнивать
противоположные понятия и передавать свое
эмоциональное состояние.
– беседа – обсуждение детских рисунков.
– упражнение “Четвертый лишний”. Психолог
называет ряд предметов, один из которых по своим
признакам является “лишним”. Затем дети играют
друг с другом.
Цель: развитие умения обобщать предметы по
существенным признакам, развитие умения
дифференцировать признаки на существенные и
несущественные, развитие коммуникативных
навыков.
3. Рефлексия:
– игра “Настроение” с помощью пиктограммы (на
момент окончания занятия).
Занятие № 4
Тема. Ассоциации
1. Организационная часть:
– приветствие;
– игра “Настроение” с помощью пиктограммы.
2. Основная часть:
– игра “Ассоциации”. Дети с помощью мимики и
жестов, показывают различных животных,
персонажей из сказок, книг, мультфильмов.
Остальные пытаются угадать, того, кого
показывает ребенок.
Цель: формирование наблюдательности,
воображения; обогащение словарного запаса;
углубление знаний о предметах, явлениях,
состояниях.
– игра “Дорисуй предмет”. Детям предлагаются
нарисованные геометрические фигуры, которые
нужно дополнить чем – либо, чтобы получился
законченный предмет, явление.
Цель: развитие творческого мышления,
наблюдательности, внимания.
3. Рефлексия:
– игра “Настроение” с помощью пиктограммы;
– упражнение “Шкала роста”.
Занятие № 5
Тема. Читаем. Думаем. Говорим
1. Организационная часть:
– приветствие;
– игра “Настроение в цвете” (на начало занятия).
2. Основная часть:
– упражнение “Рассказ по картинке”. Детям
предлагается за определенное время составить
рассказ по предложенной картинке. Детям
предлагается оценить свой рассказ и рассказы
других детей, выбрать самый лучший.
Цель: развитие навыков кодирования и
перекодирования информации, развитие навыка
выступления на публике, развитие умения
оценивать себя и других.
– игра “Самый – самый”. Детям предлагается
рассказать о самом лучшем поступке в своей жизни.
Цель: развитие уверенности у ребенка своей
уникальности, неповторимости, адекватной
самооценки.
3. Рефлексия:
– игра “Настроение в цвете” (на конец занятия);
– упражнение “Шкала роста”.
Занятие № 6
Тема. “Умное предложение”
1. Организационная часть:
– приветствие;
– игра “Настроение в цвете”.
2. Основная часть:
– упражнение “Составь предложение”. Детям
предлагаются наборы слов, из которых дети
составляют предложения. Совместно выбираются:
самое красивое предложение, самое быстро –
составленное предложение, самое правильное
предложение.
Цель: расширить знания о соответствии причины и
следствия; увидеть общее и частное; развитие
навыка оценивания себя и других.
– игра “Неоконченное предложение”. Детям
предлагается окончить предложения на тему “Моя
школа”.
Цель: развитие мышления у детей, развитие
навыков анализа и синтеза.
3. Рефлексия:
– игра “Настроение в цвете”;
– обсуждение на тему “Что было легко, а что
сложно?”;
– упражнение “Шкала роста”.
Занятие № 7
Тема. Математический урок
1. Организационная часть:
– приветствие;
– игра “Настроение в цвете”.
2. Основная часть:
– упражнения “Задачи на движение”, “Заполни
пропуски в равенствах”, основанные на материале
уроков математики.
Цель: развитие пространственного мышления;
развитие навыков соотнесения общего и частного.
– рисование на тему “Кто чего боится”.
Цель: снятие негативных переживаний,
препятствующих нормальному самочувствию детей.
3. Рефлексия:
– игра “Настроение в цвете”;
– упражнение “Шкала роста”.
Занятие № 8
Тема. Что меня окружает
1. Организационная часть:
– приветствие;
– игра “Настроение” с помощью пиктограммы;
2. Основная часть:
– упражнение “Что меня окружает”, основанное
на материалах уроков окружающего мира. Детям
предлагается составить рассказ о своем домашнем
животном, о каком – либо времени года, о явлениях
живой природы.
Цель: расширение знаний о предметах, явлениях
живой природы.
– игра “Найди общее”. Детям предлагаются
карточки с изображением времен года, явлений
живой и неживой природы, животных, птиц, рыб и т. д.
Цель: развитие умения находить общее в
предметах и явлениях, умения высказывать свое
мнение, расширение словарного запаса.
3. Рефлексия:
– игра “Настроение” с помощью пиктограммы;
– упражнение “Шкала роста”.
Занятие № 9
Тема. Мир профессий
1. Организационная часть:
– приветствие;
– игра “Настроение в цвете”.
2. Основная часть:
– игра “Мир профессий”. Ребятам предлагаются
карточки с изображением рабочих инструментов
(дети выбирают то, что им нравится) , с помощью
которых рассказывают о профессиях.
Цель: расширить знания о профессиях, пополнить
словарный запас учащихся.
– игра “Кем я хочу быть”. Детям предлагается
обыграть самую привлекательную на их взгляд
профессию ( можно использовать аксессуары,
определяющие данную профессию).
Цель: выявить у учащихся имеющиеся
профессиональные знания и определить их
наклонности.
3. Рефлексия:
– игра “Настроение в цвете”;
– упражнение “Шкала роста”.
Занятие № 10
Тема. Обобщение. Подведение итогов
1. Организационная часть:
– приветствие;
– игра “Настроение” с помощью пиктограммы;
2. Основная часть:
– игра “Что я умею, чего не умею, чему хочу
научиться”. Детям предлагается составить три
списка: “Что я умею”, “Чего я не умею”, “Чему
хочу научиться”, совместно обсудить то, что
написали дети.
Цель: проанализировать свои умения и навыки.
– рисование на тему : “Наш дружный класс”.
3. Рефлексия:
– игра “Настроение” с помощью пиктограммы”;
– упражнение “Шкала роста”;
– общее обсуждение вопросов “Что понравилось
на занятиях, а, что нет?”, “Что было полезным ?”,
“Что было самым трудным на занятиях?”.
Литература.
1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в
детском возрасте. – М.: Просвещение, 1968 – 464 с.
2. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2006
– 512с.
3. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование
мотивации учения. – М.: Просвещение, 1990 – 192с.
4. Маркова А.К., МатисТ.А., Фридман Л.М. Мотивация
учения и ее воспитание у школьников. – М.:
Педагогика, 1983 – 63с.
5. Маркова А.К. Формирование мотивации учебной
деятельности в школьном возрасте. Пособие для
учителей – М.: Педагогика, 1983 – 187с.
6. Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Патрина К.П.
Психология младшего школьника – М.: Просвещение,
1976. – 208с.
7. Матюхина М.В. Мотивация учения младших
школьников. – М.: Педагогика, 1984. – 144с.
8. Овчарова Р.В. Практическая психология в
начальной школе. – М.: ТЦ “Сфера”, 1996. – 240с.
Источник