Программа по развитию мотивационной сферы ребенка

Программа по развитию мотивационной сферы ребенка thumbnail

План-программа по формированию у старших дошкольников мотивационной готовности к школьному обучению

        Подготовка детей к школе не должна сводиться только к тому, чтобы научить детей считать, писать и читать. Основной акцент в работе должен быть сделан на мотивационное развитие ребенка, а именно развитие познавательного интереса и учебной мотивации.

        Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. И здесь важную роль играет информация о школе и способ ее подачи со стороны педагогов детского сада. Воспитателям необходимо проводить с детьми старшего дошкольного возраста специально направленную работу по формированию у детей положительного отношения к школе, по повышению мотивационной готовности к школьному обучению. Мотивационная готовность складывается из:

3) сформированной позиции школьника.

        Цель программы – формирование мотивационной и регуляторной готовности к обучению в школе детей старшего дошкольного возраста.

        В ходе реализации программы решаются следующие образовательные, воспитательные и развивающие задачи:

1. Расширение представлений дошкольников о школе.

2.Стимулирование стремления детей как можно больше узнать о школьной жизни, желания учиться в школе.

3.Развитие способностей к исследовательской деятельности, познавательной активности и интереса.

4.Воспитание умения проявлять инициативу и любознательность с целью получения знаний о школе.

5. Воспитание у детей осознанного отношения к школе и позиции ученика.

        План-программа представляет собой систему разнообразных форм и методов работы, направленную на развитие представлений детей о школе и своем месте в ней. Это экскурсия в школу, беседы о школе, чтение рассказов и разучивание стихов школьной тематики, рассматривание иллюстраций, отражающих школьную жизнь, рисование школы, игра в школу и так далее.

        Программа предусматривает работу с родителями по повышению их компетентности в вопросах подготовки детей к школе, формирования мотивационной готовности детей.

Содержание работы с детьми и родителями по формированию мотивационной  готовности старших дошкольников к обучению в школе

период

Совместная деятельность с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Работа с родителями

сентябрь

Праздник «День знаний»

Посещение детьми подготовительной группы праздничной линейки 1 –го сентября в близлежащей школе

Создание в группе «Уголка первоклассника»

Беседа «Школьные принадлежности»

Рассматривание картин о школьной жизни, иллюстраций в Уголке школьника

Рассматривание фотографий «Наши родители – школьники»

Организация фотовыставки «Наши мамы и папы – школьники»

Общее родительское собрание для детей подготовительной и старшей групп «Скоро в школу»

Помещение методических рекомендаций в родительском уголке «Скоро в школу»

октябрь

Целевая прогулка к школе

Ситуативные беседы «Скоро в школу»

«Веселые старты» (совместно с учениками первых классов)

Индивидуальные беседы с детьми «Хочешь ли ты в школу?»

Коллективная беседа «Для чего нужно учиться в школе?»

Сюжетно-ролевые игры «Школа», «В школьной библиотеке»

Рассматривание школьных принадлежностей: тетрадок, дневников, учебников и др. в Уголке первоклассника.

Практикум для родителей «Семья на пороге школьной жизни»

Просмотр видеопрезентации

«Психологическая готовность к школе»

Изготовление буклета для родителей «Скоро в школу»

Выставка литературы в помощь родителям «Что такое школьная готовность?»

ноябрь

Коллективное создание альбома о школе

Чтение стихов, рассказов о школьной жизни

НОД «Профессия – учитель», «Профессия – библиотекарь»

Рисование на тему «Что я знаю о школе»

Игры в Уголке первоклассника

Изготовление игрушек-самоделок для Уголка первоклассника: книг, тетрадей, портфелей

Анкетирование родителей

«Готов ли ваш ребенок к школе?»

Консультация для родителей учителя-логопеда «Развиваем мелкую моторику»

декабрь

Просмотр детских мультимедийных презентаций о школе

Вечер досуга – встреча с первоклассниками (бывшими воспитанниками ДОУ) «Мы теперь ученики»

Дидактические игры в Уголке первоклассника «Собери портфель» и т.д.

Обновление атрибутов для игры «Школа»

Консультация педагога-психолога «Развитие внимания и памяти будущего первоклассника»

Круглый стол с участием педагогов и родителей «Общаться с ребенком: как?»

Январь

Посещение праздника Букваря в 1-м классе

Кукольный театр «Как Незнайка в школу ходил»

Игра-эстафета «Кто быстрее соберет портфель»

Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр о школе

Придумывание рассказов о школьной жизни

Родительская конференция

«В семье первоклассник»

Консультация врача-педиатра «Здоровье будущего первоклассника»

Февраль

Игра-путешествие «Первоклассник»

Разучивание стихотворений о школе.

Беседа «Чем школа отличается от детского сада»

Создание о обыгрывание проблемных ситуаций «На переменке», «В школьной столовой» и т.д.

Дидактические игры в Уголке первоклассника

Самостоятельная работа в тетрадях «Учимся писать», «Учим буквы» и т.д.

Индивидуальное консультирование родителей по проблемам школьной подготовки специалистами ДОУ

Практикум для родителей «Причины школьной неуспеваемости»

Март

Развлечение «Школьные загадки»

Экскурсия в школу

Интеллектуальная игра «Умники и умницы»

Посещение урока в 1-м классе близлежащей школы

Рисование «В какой школе я хочу учиться?»

Выставка детских работ «По следам экскурсии в школу»

Прослушивание песен о школе в музыкальном уголке

День открытых дверей в подготовительной к школе группе

Совместные занятия детей и родителей по ФЭМП и развитию речи

Апрель

Интеллектуальные игры «Лесная школа», «Остров сокровищ»

Анкетирование детей «Скоро в школу

Рассматривание альбома о школе

Сюжетно-ролевые игры на школьную тематику

Встреча родителей с учителями начальных классов

День открытых дверей в школе

Май

Игры, моделирующие школьные ситуации

Беседа «Школьные правила»

Развлечение «Прощай, детский сад! Здравствуй, школа!»

Отгадывание загадок о школе

Рисование на тему школа

Изготовление атрибутов к развлечению «Здравствуй, школа!»

Родительское собрание «Результаты школьной готовности»

Письменные рекомендации

«Отдых летом будущего первоклассника

Источник

Сформированность у ребенка мотивационной
сферы играет важнейшую роль для его успешности в
учебной деятельности. Наличие у ребенка мотива
хорошо выполнять все предъявляемые школой
требования, показывать себя с самой лучшей
стороны заставляет его проявлять активность в
отборе и запоминании необходимой информации.
Гуманизация образования требует формирования
ребенка как субъекта деятельности, а гармонично
развитая система мотивов является основным
фактором, влияющим на этот процесс.

При низком уровне учебной мотивации
наблюдается снижение школьной успеваемости, что
и является основанием для проведения с такими
учащимися коррекционно-развивающих мероприятий
по развитию мотивов учебной деятельности.

Программа коррекционно-развивающей работы по
развитию учебной мотивации и
учебно-познавательных мотивов у детей имеет два
направления:

  • методические рекомендации для учителей
    начальных классов. При составлении методических
    рекомендаций были использованы материалы
    А.К.Марковой, М.В.Матюхиной, Р.В.Овчаровой,
    Н.Ф.Талызиной;
  • программа коррекционно-развивающих занятий.
    При составлении программы
    коррекционно-развивающих занятий были
    использованы материалы и рекомендации
    Е.П.Ильина, Р.С.Немова, Р.В.Овчаровой, Е.И.Рогова.

Методические рекомендации для учителей
начальных классов

Формирование учебно-познавательных мотивов
младших школьников, должно явится одним из
основных направлений работы учителя начальных
классов. Для более эффективной работы в данном
направлении учителю необходимо учитывать
следующие рекомендации:

1) придание личностного смысла действиям
ученика, которые ранее не имели для него
внутренней значимости (посредством
положительного оценивания, похвалы и т. д.);

2) научить школьника видеть, осознавать
отдельные стороны учебного труда, связывать их с
имеющейся у ребенка познавательной
потребностью.

3) научить ребенка ставить самостоятельные цели
в учебной работе или удерживать те, что поставил
учитель;

4) вовлекать младшего школьника в процесс
анализа, обсуждения условий и путей достижения
целей;

5) обратить внимание на усиление роли поисковой
деятельности учащихся, углубление в сущность
изучаемых явлений, установление
причинно-следственных связей.

Программа коррекционно-развивающих занятий

Цель программы: развитие учебной
мотивации и учебно-познавательных мотивов у
учащихся начальной школы.

Задачи программы:

  • формирование у учащихся определенного уровня
    понятий, правил, знаний;
  • расширение знаний, позволяющее увидеть общее и
    частное в предметах, явлениях, действиях;
  • знакомство учащихся со знаниями о
    прогнозировании, о соответствии причины и
    следствия, о возможных решениях одной и той же
    задачи;
  • формирование знаний о различных знаковых
    системах;
  • формирование умения ставить перед собой цель
    или удерживать предложенную учителем;
  • формирование умения прогнозировать результат
    деятельности.

Адресат коррекции: учащиеся 1-4-х
классов, имеющие низкий уровень учебной
мотивации.

Предмет коррекции: интеллектуальный,
эмоциональный, волевой компоненты учебной
деятельности учащихся.

Средства коррекции:

  • вербально-коммуникативные;
  • орудийно-манипулятивные;
  • изобразительно-графические;
  • экспрессивно-мимические.

Форма коррекции: групповая.

Условия организации занятий: программа состоит
из 10 занятий, занятия проводятся один раз в
неделю, продолжительность одного занятия 30
минут.

Структура занятий:

  • организационная часть. Приветствие;
  • основная часть. Игровой блок;
  • заключительная часть. Рефлексия.

Занятие № 1
Тема. Знаки и символы

1. Организационная часть:

– приветствие;

– игра “Настроение в цвете”. Детям
предлагается выбрать геометрическую фигуру
любого цвета, отражающую его эмоциональное
состояние, на момент начала занятия.

2. Основная часть:

– игра “Игра художников”. На индивидуальном
листе бумаги, расчерченном на 20 клеточек, ребенок
рисует в каждой клеточке (значком или символом)
предмет, названный психологом. Интервал между
словами 3-5 секунд. Далее проводится
индивидуальная проверка нарисованного: ребенок
называет подряд нарисованные предметы, объясняя
свой рисунок.

Цель: научить детей обозначать предметы
символами и значками (основы моделирования),
развивать коммуникативные навыки, память.

– игра “Четыре стихии”. Психолог произносит
слова: “земля” – дети опускают руки вниз; “вода”
– дети вытягивают руки вперед; “воздух” –
поднимают руки вверх; “огонь” – вращают руками в
локтях.

Цель: развитие внимания, связанного с
координацией слухового аппарата и двигательного
анализатора.

3. Рефлексия:

– игра “Настроение в цвете”. Детям
предлагается выбрать геометрическую фигуру
любого цвета, отражающую его эмоциональное
состояние, на момент окончания занятия.

Занятие № 2
Тема. Зашифрованная информация

1. Организационная часть:

– приветствие;

– игра “Настроение в цвете” (на начало занятия);

– игра “Найди отличия”. Детям предлагаются
картинки с 5 – 10 отличиями, которые нужно найти за
определенное количество времени, игра
направлена на концентрацию внимания.

2. Основная часть:

– игра “Опорные сигналы”. Психолог называет
косвенные признаки предметов и явлений, по
которым ребенок должен угадать предмет. Далее
детям предлагается поиграть в эту игру друг с
другом.

Цель: показать учащимся методы шифровки и
дешифровки информации, развитие внимания,
словарного запаса, кругозора.

– игра “Разведчики”. В комнате в произвольном
порядке расставляются стулья. Один ребенок
(разведчик) идет через комнату обходя стулья с
различных сторон, а другой ребенок (командир
отряда) запомнив дорогу, должен провести отряд
тем же путем.

Цель: развитие моторно-слуховой памяти, объема
и концентрации внимания, снятие двигательной
расторможенности, негативизма.

3. Рефлексия:

– игра “Настроение в цвете” (на конец занятия);

– упражнение “Шкала роста”. Отработка навыков
адекватного оценивания себя и своих достижений.
Детям предлагаются три степени оценки: высокая –
“звездочка”, средняя – “флажок”, низкая –
“грибок”, ребенок выбирает тот предмет, на
который сам себя оценивает и кладет в свой
“кармашек” занятий, объясняя при этом свой
выбор.

Занятие № 3
Тема. Противоположности

1. Организационная часть:

– приветствие;

– игра “Настроение” с помощью пиктограммы
(образа, выражающего то или иное эмоциональное
состояние).

2. Основная часть:

– игра “Рисование на заданную тему”. Детям
предлагается нарисовать противоположные
понятия (добро и зло, красивое и безобразное,
веселое и грустное и т.д.).

Цель: формирование умения сравнивать
противоположные понятия и передавать свое
эмоциональное состояние.

– беседа – обсуждение детских рисунков.

– упражнение “Четвертый лишний”. Психолог
называет ряд предметов, один из которых по своим
признакам является “лишним”. Затем дети играют
друг с другом.

Цель: развитие умения обобщать предметы по
существенным признакам, развитие умения
дифференцировать признаки на существенные и
несущественные, развитие коммуникативных
навыков.

3. Рефлексия:

– игра “Настроение” с помощью пиктограммы (на
момент окончания занятия).

Занятие № 4
Тема. Ассоциации

1. Организационная часть:

– приветствие;

– игра “Настроение” с помощью пиктограммы.

2. Основная часть:

– игра “Ассоциации”. Дети с помощью мимики и
жестов, показывают различных животных,
персонажей из сказок, книг, мультфильмов.
Остальные пытаются угадать, того, кого
показывает ребенок.

Цель: формирование наблюдательности,
воображения; обогащение словарного запаса;
углубление знаний о предметах, явлениях,
состояниях.

– игра “Дорисуй предмет”. Детям предлагаются
нарисованные геометрические фигуры, которые
нужно дополнить чем – либо, чтобы получился
законченный предмет, явление.

Цель: развитие творческого мышления,
наблюдательности, внимания.

3. Рефлексия:

– игра “Настроение” с помощью пиктограммы;

– упражнение “Шкала роста”.

Занятие № 5
Тема. Читаем. Думаем. Говорим

1. Организационная часть:

– приветствие;

– игра “Настроение в цвете” (на начало занятия).

2. Основная часть:

– упражнение “Рассказ по картинке”. Детям
предлагается за определенное время составить
рассказ по предложенной картинке. Детям
предлагается оценить свой рассказ и рассказы
других детей, выбрать самый лучший.

Цель: развитие навыков кодирования и
перекодирования информации, развитие навыка
выступления на публике, развитие умения
оценивать себя и других.

– игра “Самый – самый”. Детям предлагается
рассказать о самом лучшем поступке в своей жизни.

Цель: развитие уверенности у ребенка своей
уникальности, неповторимости, адекватной
самооценки.

3. Рефлексия:

– игра “Настроение в цвете” (на конец занятия);

– упражнение “Шкала роста”.

Занятие № 6
Тема. “Умное предложение”

1. Организационная часть:

– приветствие;

– игра “Настроение в цвете”.

2. Основная часть:

– упражнение “Составь предложение”. Детям
предлагаются наборы слов, из которых дети
составляют предложения. Совместно выбираются:
самое красивое предложение, самое быстро –
составленное предложение, самое правильное
предложение.

Цель: расширить знания о соответствии причины и
следствия; увидеть общее и частное; развитие
навыка оценивания себя и других.

– игра “Неоконченное предложение”. Детям
предлагается окончить предложения на тему “Моя
школа”.

Цель: развитие мышления у детей, развитие
навыков анализа и синтеза.

3. Рефлексия:

– игра “Настроение в цвете”;

– обсуждение на тему “Что было легко, а что
сложно?”;

– упражнение “Шкала роста”.

Занятие № 7
Тема. Математический урок

1. Организационная часть:

– приветствие;

– игра “Настроение в цвете”.

2. Основная часть:

– упражнения “Задачи на движение”, “Заполни
пропуски в равенствах”, основанные на материале
уроков математики.

Цель: развитие пространственного мышления;
развитие навыков соотнесения общего и частного.

– рисование на тему “Кто чего боится”.

Цель: снятие негативных переживаний,
препятствующих нормальному самочувствию детей.

3. Рефлексия:

– игра “Настроение в цвете”;

– упражнение “Шкала роста”.

Занятие № 8
Тема. Что меня окружает

1. Организационная часть:

– приветствие;

– игра “Настроение” с помощью пиктограммы;

2. Основная часть:

– упражнение “Что меня окружает”, основанное
на материалах уроков окружающего мира. Детям
предлагается составить рассказ о своем домашнем
животном, о каком – либо времени года, о явлениях
живой природы.

Цель: расширение знаний о предметах, явлениях
живой природы.

– игра “Найди общее”. Детям предлагаются
карточки с изображением времен года, явлений
живой и неживой природы, животных, птиц, рыб и т. д.

Цель: развитие умения находить общее в
предметах и явлениях, умения высказывать свое
мнение, расширение словарного запаса.

3. Рефлексия:

– игра “Настроение” с помощью пиктограммы;

– упражнение “Шкала роста”.

Занятие № 9
Тема. Мир профессий

1. Организационная часть:

– приветствие;

– игра “Настроение в цвете”.

2. Основная часть:

– игра “Мир профессий”. Ребятам предлагаются
карточки с изображением рабочих инструментов
(дети выбирают то, что им нравится) , с помощью
которых рассказывают о профессиях.

Цель: расширить знания о профессиях, пополнить
словарный запас учащихся.

– игра “Кем я хочу быть”. Детям предлагается
обыграть самую привлекательную на их взгляд
профессию ( можно использовать аксессуары,
определяющие данную профессию).

Цель: выявить у учащихся имеющиеся
профессиональные знания и определить их
наклонности.

3. Рефлексия:

– игра “Настроение в цвете”;

– упражнение “Шкала роста”.

Занятие № 10
Тема. Обобщение. Подведение итогов

1. Организационная часть:

– приветствие;

– игра “Настроение” с помощью пиктограммы;

2. Основная часть:

– игра “Что я умею, чего не умею, чему хочу
научиться”. Детям предлагается составить три
списка: “Что я умею”, “Чего я не умею”, “Чему
хочу научиться”, совместно обсудить то, что
написали дети.

Цель: проанализировать свои умения и навыки.

– рисование на тему : “Наш дружный класс”.

3. Рефлексия:

– игра “Настроение” с помощью пиктограммы”;

– упражнение “Шкала роста”;

– общее обсуждение вопросов “Что понравилось
на занятиях, а, что нет?”, “Что было полезным ?”,
“Что было самым трудным на занятиях?”.

Литература.

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в
детском возрасте. – М.: Просвещение, 1968 – 464 с.

2. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2006
– 512с.

3. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование
мотивации учения. – М.: Просвещение, 1990 – 192с.

4. Маркова А.К., МатисТ.А., Фридман Л.М. Мотивация
учения и ее воспитание у школьников. – М.:
Педагогика, 1983 – 63с.

5. Маркова А.К. Формирование мотивации учебной
деятельности в школьном возрасте. Пособие для
учителей – М.: Педагогика, 1983 – 187с.

6. Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Патрина К.П.
Психология младшего школьника – М.: Просвещение,
1976. – 208с.

7. Матюхина М.В. Мотивация учения младших
школьников. – М.: Педагогика, 1984. – 144с.

8. Овчарова Р.В. Практическая психология в
начальной школе. – М.: ТЦ “Сфера”, 1996. – 240с.

Источник