Программа по развитию мелкой моторики руки у ребенка раннего возраста
по развитию мелкой моторики рук у детей второй группы раннего возраста.
М-ц
Цель
Совместная деятельность в режимных моментах
Создание условий для совместной и самостоятельной деятельности
Работа с родителями
сентябрь
1.Учить детей подражать движениям взрослого.
2. Развивать хватательные движения рук.
Игра «Прячем ручки».
Игра «Принеси игрушку», «Собери в корзинку».
Игра «Покажи пальчики» .
Кубики разных цветов, мячи разных размеров.
Колпачки от старых фломастеров, пластмассовые бигуди
Знакомство с родителями.
Заполнение анкет родителями.
октябрь
1.Укреплять мышцы пальцев и кистей. Учить детей подражать движениям взрослого.
2.Развивать соотносящие и хватательные движения рук.
3.Развивать силу рук.
4. Развивать хватательные движения рук.
Игры: «Спрячь в ладошке», «Котенок», «Ветерок», «Брызгалки».
Игра «Собери пирамидку».
Игра «Мастер – ломастер».
Игра «Чудесный мешочек».
Маленькие резиновые игрушки пищалки. Маленькие пластиковые бутылочки с небольшими отверстиями в крышках.
Большие и маленькие пирамидки.
Разнообразные конструкторы.
Шишки, желуди, камушки, каштан, ракушки
Консультация
«Значение мелкой моторики в развитии ребенка»
ноябрь
1.Развивать силу рук, хватательные соотносящие движения рук.
2.Формировать навык расстегивания прищепок.
3.Развивать движение кистей и пальцев рук.
Игра «Ямки», «Спрячь шарик», «Пирожки»
Игры с прищепками.
Игра «Веселый шнурок», «Шаловливый котенок».
Игра «Разборные картинки».
Тесто, пластилин ,фасоль, мелкие ракушки.
Прищепки, детали из картона
Толстые шнурки, узкие ленточки
Пазлы крупного размера из дерева, поролона.
Информация в родительский уголок «Какие игрушки нужны ребенку 2-3 лет»
декабрь
1.Развивать хватательные движения, осязание.
2.Развивать силу рук. Формировать навык закручивания крышек.
3.Учить застегивать и расстегивать пуговицы.
Игра «Спрячь руки!», «Найди игрушку».
Игра «Картинки-половинки».
Игра «Цветочная поляна».
Игра «Цветик-семицветик».
Крупная фасоль в миске.
Разрезные картинки
Тренажер с крышечками от бутылок
Игрушка из ткани
Памятка по проведению игр с предметами в домашних условиях.
январь
1.Развивать соотносящие движения рук.
2.Развивать силу рук.
3. Формировать навык застегивания и расстегивания различных видов застежек.
4.Развивать умение хватать двумя пальцами.
Игры: «Гора из песка», «Пересыпь крупу»
Игра «Бумажные снежки».
Игры: «Цветочная поляна», «Волшебный кубик», «Стручок гороха».
Игра «Мозаика».
Тазик с песком, 2 миски, крупа, ложки.
Бумага, салфетки.
Игрушки, изготовленные руками родителей.
Мозаика с крупными выпуклыми деталями.
Выставка работ родителей
«Игрушки для пальчиков». Консультация «Пальцами играем- стихи повторяем»
февраль
1. Развивать силу рук.
2.Формировать навык расстегивания и застегивания прищепок.
3. Формировать навык действия с иглой.
4.Развивать хватательные движения рук.
Игра «Что внутри?».
Игра «Прищепки прячутся».
Игра «Забавные шнурки».
Игра «Погремушка».
Контейнеры киндерсюрпиза, мелкие игрушки, природный материал
Прищепки.
Шнурки, плоские игрушки шнуровки.
Пластиковые бутылочки, мелкие предметы для наполнения
Инд. беседы с родителями об успехах малышей.
Памятка «Рисуем пальчиками»
март
1.Развивать соотносящие движения рук. Формировать навык действия с иглой.
2.Формировать навык застегивания и расстегивания различных видов застежек.
3. Развивать силу рук.
Игры: «Бусы для кукол», «Пришей пуговицу».
Игра «Картинки- половинки»
Одевание, раздевание кукол, застегивание молний.
Игра «Мастер – ломастер».
Шнурки, пуговица (d- 8см), бусы из разного материала и цвета.
Разрезные картинки
Куклы, одежда кукол.
Разнообразные конструкторы.
Привлечение родителей к изготовлению игры «Картинки-половинки»
Посещение родителями НОД
апрель
1.Развивать тонкую моторику пальцев рук.
2.Развивать соотносящие движения рук.
Игра «Пальчиковый театр».
Игры: «Длинная дорожка», «Заборчик», «Фигуры».
Игры: «Что внутри?», «Сухой бассейн».
Игра «Мозаика».
Вязаные пальчиковые куклы.
Счетные палочки.
Контейнеры киндерсюрприза.
Мозаика с крупными выпуклыми деталями.
Информация в родительский уголок «Игры на природе»
май
1.Развивать тонкую моторику пальцев рук, хватательные движения, осязание.
2.Укреплять мышцы пальцев и кистей рук.
Игра «Что в мешочке?».
Игры: «Пришей пуговицу», «Бусы», «Волшебные шнурки».
Игра «Спрячь руки!», «Найди игрушку».
Игра «Сдуй игрушку».
Шишки, желуди, камушки, каштан, ракушки, мешочек.
Шнурки, пуговица (d- 8см), бусы разных цветов и из разных материалов.
Миска, крупа
Надувные мячи.
Родительское собрание «Вот чему мы научились»
Источник
Работа по развитию мелкой мотрорики у детей раннего возраста
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
по дополнительной образовательной услуге «Ладушки – ладошки» (развитие мелкой моторики у детей раннего возраста)
Составитель: воспитатель группы раннего возраста Ложкина Марина Витальевна
Тобольск, 2016
Содержание: Стр.
- Пояснительная записка 2
- Цели и задачи 3
- Планируемые результаты 3
- Взаимодействие с родителями 4
- Диагностика знаний и умений 4
- Техническое оснащение 4
- Календарно-тематический план работы кружка «Ладушки-ладошки» 4-11
- Литература 11
- Приложение №1 Диагностика 12
Истоки способностей и дарований детей
– на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря,
идут тончайшие ручейки, которые питают
источник творческой мысли.
В.А. Сухомлинский
Пояснительная записка: Содержание данной программы по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста построено в соответствии с требованиями ФГОС и отражает основные направления всестороннего развития ребенка. В основу программы положены принципы: научной обоснованности и практической применимости; развивающий характер обучения, основанный на детской активности; интеграция образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников; комплексно – тематическое построение образовательного процесса; единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольника; Данная программа предназначена для работы с детьми раннего возраста по правильному развитию мелкой моторики и является своевременной поддержкой в формировании последовательной координации движений пальцев рук у детей.
Кружок «Ладушки-ладошки» направлен на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей 1,5 – 3 лет.
Для развития моторики рук на занятиях данного кружка используются следующие приемы, игры и упражнения:
– самомассаж кистей рук – пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры – выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, крупы, мелкие игрушки, счетные палочки, пуговицы, бусины) – рисование (на песке, пальчиками, ладошками, пластилином, штриховка, закрашивание) – работа с сыпучими материалами (крупа, песок) – работа с бумагой (аппликация) – работа со шнурками, нитками – лепка, изготовление поделок из различных материалов
Суть инициативы: Организовать совместную работу воспитателей и родителей по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста через кружковую работу с использованием разных видов продуктивной деятельности.
Участники: Дети раннего возраста, родители воспитанников, воспитатель.
Актуальность проблемы: Программа, направленная на развитие мелкой моторики у детей раннего возраста актуальна, так как малыши с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, не могут сами застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, играть с пазлами, мозаикой. Очень часто дети раннего возраста не могут держать карандаш и рисовать им. От степени развития моторики руки в дальнейшем зависит уровень подготовки руки дошкольника к письму, а значит и степень успеваемости обучения ребенка в начальной школе. Вот почему важно развивать общую и мелкую моторику рук ребенка.
Цель: развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование)
Задачи: побуждать детей использовать в игре различные настольные игры с мелкими деталями; развивать навыки работы с сыпучим материалом, бумагой, глиной и тестом; способствовать овладению детьми пальчиковыми играми; развитию тактильных ощущений, мелкой моторике пальцев рук, глазомера, логического мышления, воображения, создать развивающую предметно – пространственную среду в группе, насыщенную материалами и оборудованием для развития мелкой моторики; побуждать применять полученные навыки в повседневной жизни.
Режим работы кружка: Образовательная деятельность проводятся 1 раз в неделю в течение всего учебного года. Продолжительность занятия: 15-20 минут. Форма работы: групповая.
Предполагаемый результат: У детей наблюдается положительная динамика развития мелкой моторики; умеют выполнять движения пальчиковых игр согласно тексту; проявляется интерес к различным настольным играм с мелкими деталями; имеются навыки работы с разнообразным материалом (бумагой, пластилином, тестом); проявляется желание применять полученные умения в повседневной жизни.
Взаимодействие с семьей: коллективные формы: устные журналы: «Влияние пальчиковой гимнастики на развитие мелкой моторики», «Пока мама готовит, или во что можно поиграть на кухне», «Развитие мелкой моторики или несколько идей ,чем занять ребенка»; детско-взрослые игротеки: «Будем пальчиками рисовать, ручки деток развивать», «Игры с прищепками», «Игры с крупами»; родительские творческие мастерские по изготовлению пособий и игр для развития мелкой моторики; индивидуальные формы: консультирование; мастер-класс для одной семьи.
Диагностика знаний и умений детей:
Высокий уровень: Владеет приёмами работы с пластилином, тестом (круговые, прямые движения; отламывать кусочки, сплющивать, соединять концы раскатанной палочки). Знает и умеет рисовать красками, карандашами, фломастерами. Умеет расстёгивать и застёгивать пуговицы, перекладывать мелкие предметы. Умеет выполнять действия пальчиковых игр, согласно тексту. Средний уровень: Умеет пользоваться некоторыми изобразительными инструментами, владеет формообразующими движениями. Может дополнять изображение деталями при напоминании взрослого. Выполняет движения пальчиковых игр совместно с педагогом. Низкий уровень: Пытается рисовать, лепить, конструировать, составлять аппликацию при поддержке и побуждении взрослого, выполнять движения пальчиковых игр.
Структура занятия: самомассаж пальчиков, занятие по теме, пальчиковая игра
Техническое оснащение: картотека пальчиковых игр; перспективный план по развитию мелкой моторики; образцы поделок из сыпучего материала, из пластилина, природного материала. В работе используются различные по фактуре материалы (бумага, картон, ткань, песок, нитки, крупы, прищепки, пуговицы и др.)
Календарно-тематическое планирование кружка
Срок реализации | Тема занятия | Задачи | Оборудование |
Сентябрь | Диагностика знаний и умений | Выявить умения детей по работе с красками, пластилином, бумагой, выполнение движений пальчиковых игр в соответствии с текстом. | Бумага, пластилин, гуашь, кисти, салфетки |
«Следы на песке» | Установить с детьми эмоционально-положительный контакт. Вызвать интерес к совместной со взрослым деятельности. Познакомить с правилами игр с песком. Показать приемы получения точек и коротких линий. | Световые песочные столы | |
«Подсолнух» (2 занятия) | Вызвать интерес к работе с пластилином, учить детей отрывать маленькие кусочки пластилина, скатывать их между ладонями и расплющивать пальцем сверху, сопровождать слова стихотворения соответствующими движениями. Развивать работу мышцы руки путем примазывания пластилина | Вырезанные из желтого картона шаблоны подсолнухов без семечек, пластилин черного или серого цвета, дощечки для моделирования, салфетки | |
Октябрь | «Во саду ли, в огороде…» | Учить детей пользоваться поролоновым тампоном для рисования способом примакивания, правильно держать тампон за кончик тремя пальчиками, пользоваться трафаретами, развивать координацию движений, соотносить рисунок со словесным образом. | Поролоновые шарики, гуашевые краски разных цветов, картон, салфетки, клеенки, муляжи овощей и фруктов. |
«Дождик, дождик, пуще…» | Учить детей ритмично наносить ритмичные мазки, точки легким движением, прикладывая пальчик к бумаге под словесное сопровождение. Развивать координацию движений, соотносить рисунок со словесным образом. | Листы бумаги, пальчиковые краски синего цвета | |
Коллективная работа «Осенний букет» (аппликация) | Развивать мелкую моторику творческую активность, пространственное мышление, фантазию, усидчивость, аккуратность. | Сухие листья различных деревьев, лист картона, клей ПВА | |
«Песочные фантазии» | Продолжать знакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой рисования на песке, манной крупе пальцами, всей ладонью. Учить наносить различные линии (прямые, извилистые, длинные, короткие) | Песочные световые столы, подносы с песком, с манной крупой | |
Ноябрь | «Сухой бассейн» | Развивать мелкую моторику рук, координацию движений, стимулировать тактильные ощущения | Таз с фасолью, мелкие игрушки из киндер сюрпризов |
«Идем в магазин» | Развивать соотносящие движения рук, тонкую моторику пальцев, формировать навык расстегивания и застегивания различных видов застежек – липучек, пуговиц, кнопок. | Старые сумки, портфели, кошельки с различными видами застежек, мелкие предметы (фантики, шарики, мелкие игрушки и др.) | |
«Осьминог» | Познакомить с необычной техникой рисования – отпечаток ладошкой. Учить опускать в гуашь всю ладошку и делать отпечаток. Развивать фантазию, пространственное воображение. | Картон, пальчиковые краски , салфетки, клеенки, кисти, тряпочки | |
«Мозаика» | Учить детей собирать из мелких частей мозаики различные геометрические фигуры. Развивать мелкую моторику пальцев обеих рук | Мозаика | |
Декабрь | «Снегирь» (2 занятия) | Учить детей создавать на бумаге из пластилина картинку. Развивать творческое воображение, навык ориентировки на плоскости листа бумаги. Воспитывать усидчивость, трудолюбие, аккуратность. | Альбомные листы бумаги, пластилин разных цветов, дощечка для моделирования, салфетки |
«Елочка пушистая» | Познакомить детей с аппликацией из ниток. Учить наносить клей на определенный участок по рисунку, приклеивать нарезанные мелко нитки. Развивать творческую фантазию, пространственное воображение, мелкую моторику рук. | Картон, нитки мулине зеленого цвета, клей ПВА, кисти, салфетки, альбомный лист с изображением елочки | |
«Снеговик» | Познакомить детей с аппликацией из ватных дисков. Развивать творческое воображение, мелкую моторику пальцев, координацию движений рук, глазомер | Картон, ватные диски, клей ПВА, клеенки, салфетки, кисти | |
Январь | «Снег-снежок» | Учить рисовать ватными палочками, выполнять работу на основе собственных наблюдений, ритмично наносить точки по всему листу бумаги. | Листы бумаги синего цвета, кленки, ватные палочки, белая гуашь, салфетки |
Мыльные пузыри (оттиски на пластилине), (2 занятия) | Учить наносить пластилин на картон, делать оттиски на пластилине крышкой от фломастера, развивать мелкую моторику пальцев, глазомер, координацию движений рук. | Картон, цветной пластилин, мыльные пузыри, крышки от фломастеров, пластиковых бутылок | |
Февраль | «Птички клюют ягоды» | Продолжать учить детей рисовать ладонью (ветка), пальчиками (ягоды разной величины) обеих рук. Закрепить навыки рисования. Развивать чувство композиции. | Световые песочные столы, подносы с манной крупой |
«Звездное небо» | Продолжать учить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина, скатывать в шарики и расплющивать пальцем сверху, располагать по всему листу. Развивать творческое воображение, глазомер, мелкую моторику пальцев обеих рук. | Дощечки для моделирования, пластилин желтого цвета, картон синий | |
«Воздушные шары» | Продолжать учить детей рисовать гуашью с помощью поролонового тампона округлые и овальные формы, используя трафарет. Учить соотносить предметы по цвету | Гуашь разных цветов, альбомные листы, поролоновые тампоны, салфетки. | |
«У ежа иголки» | Учить детей делать большой шар из пластилина, скатывая его круговыми движениями на дощечке, учить оформлять поделку, втыкать спички в пластилин, развивать мелкую моторику, воспитывать отзывчивость и доброту. | Дощечки для моделирования, пластилин разных цветов, спички, салфетки | |
Март | «Бусы для мамы» | Учить детей нанизывать полые макароны на шнурки. Развивать творческое воображение, согласованные движения обеих рук. | Макароны, разноцветные шнурки |
«Цыпленок» | Продолжать знакомить детей с аппликацией из ниток. Учить наносить клей на определенный участок по рисунку, приклеивать нарезанные мелко нитки. Развивать творческую фантазию, пространственное воображение, мелкую моторику рук. | Картон, нитки мулине желтого цвета, клей ПВА, кисти, салфетки, альбомный лист с изображением цыпленка | |
«Пластилиновая мозаика» (2 занятия) | Вызвать у детей интерес к лепке. Познакомить с приемом лепки – вдавливание. Развивать силу рук, хватательные движения (большим и указательным пальцами), | Небольшие листы картона, на которые нанесен слой пластилина, фасоль, горох, и другие мелкие предметы | |
Апрель | Игра с песком «Солнышко» | Продолжать знакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой рисования на песке, манной крупе пальцами, всей ладонью. Учить наносить различные линии (прямые, длинные, короткие – лучики | Песочные световые столы, подносы с песком, с манной крупой |
«Неваляшка» | Учить детей создавать образ игрушки, прикрепляя друг к другу пластилиновые шарики, большой снизу, маленький сверху. Учить собирать целое из нескольких частей, развивать творческое воображение, фантазию. | Дощечки для моделирования, пластилин разных цветов, игрушка-неваляшка, салфетки | |
«Подари солнышку лучик» (коллективная работа) | Продолжать знакомить детей с техникой рисования – отпечаток ладошкой. Учить опускать в гуашь всю ладошку и делать отпечаток. Развивать фантазию, пространственное воображение, приучать работать коллективно. | Ватман, пальчиковая краска желтого цвета, салфетки | |
«Мы рисуем, что хотим» | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с песком. Развивать творческую фантазию, интерес к работе с песком, согласованные движения обеих рук. | Песочные световые столы, подносы с песком, с манной крупой | |
Май | «Божья коровка» | Продолжать учить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина, скатывать в шарики и расплющивать пальцем сверху, располагать по в определенном месте-на крыльях божьей коровки. Развивать творческое воображение, глазомер, мелкую моторику пальцев обеих рук | Дощечки для моделирования, пластилин черного цвета, альбомный лист с изображением божьей коровки |
«Бабочки на лугу» | Продолжать учить детей рисовать, делая отпечаток ладошкой. Учить опускать в гуашь всю ладошку и делать отпечаток. Развивать фантазию, пространственное воображение, мелкую моторику рук. | Альбомные листы, пальчиковые краски разных цветов, салфетки | |
«Палочки – выручалочки» | Учить детей выкладывать из палочек различные геометрические фигуры, развивать пространственное воображение, мелкую моторику рук. | Счетные палочки, геометрические фигуры | |
Диагностика | Выявить, чему научились дети в течении года, какие навыки и умения получили в работе с пластилином, красками, карандашами | Краски, пластилин, карандаши, бумага, салфетки |
Литература:
1.Демина Е. С. Развитие и обучение детей раннего возраста в ДОУ: Учебно-методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2006 – 192 с.-(Ранний возраст)
2.Колдина Д. Н. Лепка и рисование с детьми 2-3 лет. Конспекты занятий. – М.: Мозаика – синтез, 2007, – 56 с.: цв. вкл.
3.Погудкина И. С. Что делать и чем заняться от 1 года до 3 лет: Сборник игр и упражнений. – М.: . – 72 с. Книголюб, 2006. – (Психологическая служба)
4.Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3 года). Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: Мозаика-синтез, 2007 – 56 с.
Источник