Программа по развитию коммуникативных навыков ребенка в мире общения
Обоснование программы
Общение — основное условие гармоничного развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека. Общение со взрослыми и сверстниками даёт возможность несовершеннолетнему усваивать эталоны социальных норм поведения. В определённых жизненных ситуациях ребенок сталкивается с необходимостью подчинить своё поведение моральным нормам и требованиям. Поэтому важным моментом в нравственном развитии становится знание норм общения и понимания их ценности и необходимости.
Общение осуществляется с помощью различных коммуникативных средств (речь, мимика, интонация, жесты и др.). Важную роль при этом играет умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника.
Программа «Азбука общения» направлена на формирование и развитие коммуникативной компетентности несовершеннолетних, воспитание личности посредством межличностного общения. Содержание программы направлено на воспитание у детей уважительного отношения к себе и окружающим, терпимого отношения к мнению собеседника, умения пойти на компромисс в любой ситуации.
Цель программы: развитие коммуникативной компетентности и личностного роста несовершеннолетних.
Задачи программы:
1) Формирование представлений воспитанников о важнейших социальных нормах и ценностях, определяющих поведение человека в обществе.
2) Развитие навыков общения в различных ситуациях, умения противостоять отрицательным воздействиям среды.
3) Воспитание интереса к окружающим людям, развитие взаимоуважения, взаимодоверия и сочувствия.
Методика и технология реализации:
Программа представляет собой цикл тематических занятий. Каждое занятие может быть реализовано как самостоятельное мероприятие, так и в комплексе с другими занятиями. Для эффективного усваивания материала программа разделена на 2 блока:
Первый блок «Мир добра» (младший школьный возраст 7-12 лет)
Второй блок «Искусство общения» (подростки 13-18 лет)
Целевая группа: несовершеннолетние в возрасте от 7 до 18 лет, проходящие социальную реабилитацию в учреждении.
Форма проведения занятий: групповые занятия (тренинг, ролевая игра, беседа-диалог, самопрезентация).
Режим занятий: занятия по данной программе проводятся по блокам.
Первый блок «Мир добра» (младший школьный возраст – 7-12 лет) – 1 занятие в неделю;
Второй блок «Искусство общения» (подростки – 13 – 18 лет) – 1 занятие в неделю.
Занятия проводятся регулярно, для того чтобы навыки успели сформироваться и закрепиться.
Состав исполнителей: социальный педагог.
Специалист, имеющий высшее профессиональное образование, образовательный ценз которого подтверждается документами государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации.
Кроме того, специалист проходит обучающие семинары, курсы повышения квалификации, посещает краевые мастер-классы, супервизии, занимается самообразованием.
Ожидаемый результат от реализации программы:
1. Овладение коммуникативными навыками и навыками эффективного общения.
2. Проявление положительных качеств характера в общении с окружающими людьми.
3. Осознание и самостоятельное решение проблемных ситуаций, умение корректировать свое поведение.
Материальное обеспечение цикла занятий, технические средства обучения: занятия проходят в игровом зале, имеются интерактивная доска, компьютер, музыкальный центр, канцелярские принадлежности (бумага, ватман, фломастеры, ручки, карандаши, ножницы, клей, скотч, скрепки), видео и аудио материалы, спортивный инвентарь, модульное оборудование.
Мониторинг результативности занятий программы:
Эффективность реализации программы отслеживается с помощью вопросника «Коммуникативные и организаторские склонности» В.В. Синявский, В.А. Федорошин (КОС), рефлексии тренинговых занятий.
Период реализации программы: январь – декабрь 2018 года.
Календарно-тематический план
проведения занятий по программе развития коммуникативной компетентности
«Азбука общения»
на 2018 год
№ п/п | Дата прове-дения | Название разделов и тем | Количество часов | ||
всего | Теоретические занятия | Практические занятия | |||
I | Мир добра | 50 | 25 | 25 | |
1 | «Разрешите представиться» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
2 | «Я — доброжелательный» – самопрезентация | 1 | 0,5 | 0,5 | |
3 | «Мы такие разные» – ролевая игра | 1 | 0,5 | 0,5 | |
4 | «Я среди людей» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
5 | «Сказочная шкатулка» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
6 | «Всегда держи свое слово» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
7 | «Фантазия и ложь» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
8 | «Золотые ключики к сердцам людей» – ролевая игра | 1 | 0,5 | 0,5 | |
9 | «Конкурс хвастунов» – самопрезентация | 1 | 0,5 | 0,5 | |
10 | «Подарок в ладошке» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
11 | «Остров дружбы» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
12 | «Школа вежливости» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
13 | «Я – фантазер» – ролевая игра | 1 | 0,5 | 0,5 | |
14 | «Вежливая азбука» – беседа-диалог, самопрезентация | 1 | 0,5 | 0,5 | |
15 | «Будем общаться» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
16 | «Как хорошо быть вместе» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
17 | «Ссоры и споры» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
18 | «Пойми меня правильно» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
19 | «Вежливость – основа воспитанности» – беседа-диалог | 1 | 0,5 | 0,5 | |
20 | «Азбука добра» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
21 | «Я, ты, он, она…» – ролевая игра | 1 | 0,5 | 0,5 | |
22 | «Расскажи мне о себе» – самопрезентация | 1 | 0,5 | 0,5 | |
23 | «Дружба» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
24 | «Пять слов о тебе» – беседа-диалог, самопрезентация | 1 | 0,5 | 0,5 | |
25 | «Мимика и жесты» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
26 | «Кто добро творит, тому зло не вредит» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
27 | «Найти друга» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
28 | «Ярмарка достижений» – ролевая игра | 1 | 0,5 | 0,5 | |
29 | «Школа вежливости» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
30 | «Сделай как Я» – ролевая игра | 1 | 0,5 | 0,5 | |
31 | «Приятно ли быть Барбосом?» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
32 | В человеке все должно быть прекрасно» – беседа-диалог | 1 | 0,5 | 0,5 | |
33 | «Прелести человеческого общения» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
34 | «Собираем добрые слова» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
35 | «Встреча с другом» – ролевая игра | 1 | 0,5 | 0,5 | |
36 | «Я очень хороший» – самопрезентация | 1 | 0,5 | 0,5 | |
37 | «Конструктивная критика» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
38 | «Пойми меня!» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
39 | «Красота души» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
40 | «Правила дружбы» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
41 | «Волшебные превращения» – ролевая игра | 1 | 0,5 | 0,5 | |
42 | «Расскажи, что чувствовал» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
43 | «Нас с тобой объединяет …» – ролевая игра | 1 | 0,5 | 0,5 | |
44 | «Сиамский близнец» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
45 | «Посмотри на хорошего человека» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
46 | «Этикет» – беседа-диалог | 1 | 0,5 | 0,5 | |
47 | «Достойный ответ» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
48 | «Слушать и слышать» – беседа-диалог | 1 | 0,5 | 0,5 | |
49 | «Про меня любимого» – самопрезентация | 1 | 0,5 | 0,5 | |
50 | «Кодекс общения» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
II | Искусство общения | 50 | 25 | 25 | |
1 | «Здравствуйте, это я» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
2 | «Мальчики и девочки» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
3 | «Каждый человек уникален» – беседа-диалог | 1 | 0,5 | 0,5 | |
4 | «Круг общения» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
5 | «Настоящий друг» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
6 | «Мир эмоций» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
7 | «Стиль моего поведения» – беседа-диалог, самопрезентация | 1 | 0,5 | 0,5 | |
8 | «Держи дистанцию» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
9 | «Культура общения» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
10 | «Комплименты» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
11 | «Азбука перемен» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
12 | «Любимец публики» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
13 | «Ромео и Джульетта» – беседа-диалог | 1 | 0,5 | 0,5 | |
14 | «Доброта – это солнце» – ролевая игра | 1 | 0,5 | 0,5 | |
15 | «Необычное в обычном» – беседа-диалог | 1 | 0,5 | 0,5 | |
16 | «Учимся общаться» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
17 | «Уверенность в отношениях» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
18 | «Креативное решение проблем» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
19 | «Общение без слов» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
20 | «Мои друзья» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
21 | «Решение конфликтов» – беседа-диалог | 1 | 0,5 | 0,5 | |
22 | «Конкуренция или сотрудничество?» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
23 | «Мои чувства» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
24 | «Творчество в быту» – ролевая игра | 1 | 0,5 | 0,5 | |
25 | «Быстро и ловко» – ролевая игра | 1 | 0,5 | 0,5 | |
26 | «Преодоление стрессов» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
27 | «Неопределенность» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
28 | «Вместе мы – сила» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
29 | «Я глазами других» – беседа-диалог, самопрезентация | 1 | 0,5 | 0,5 | |
30 | «Цветок чувств» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
31 | «Общение в жизни человека» – беседа-диалог | 1 | 0,5 | 0,5 | |
32 | «Ищу друга» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
33 | «Барьеры общения» – беседа-диалог | 1 | 0,5 | 0,5 | |
34 | «Мой гнев» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
35 | «Критика» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
36 | «Письмо в будущее» – самопрезентация | 1 | 0,5 | 0,5 | |
37 | «Необитаемый остров» – ролевая игра | 1 | 0,5 | 0,5 | |
38 | «Разожми кулак» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
39 | «Если бы я был…» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
40 | «Это Я» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
41 | «Мы выбираем, нас выбирают» – ролевая игра | 1 | 0,5 | 0,5 | |
42 | «Мое настроение» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
43 | «Поведение и культура» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
44 | «А без друзей на свете трудно жить» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
45 | «Комплимент – дело серьезное» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
46 | «Давайте дружить» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
47 | «Чувства» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
48 | «Повесть о настоящем» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
49 | «Приемы общения» – беседа-диалог | 1 | 0,5 | 0,5 | |
50 | «Точка опоры» – тренинг | 1 | 0,5 | 0,5 | |
ВСЕГО | 100 | 50 | 50 |
Список используемой литературы
Основная литература
1. Н.Е. Богуславская, Н.А Купина. Веселый этикет (учебное пособие по развитию коммуникативных способностей ребенка). – Екатеринбург: “ЛИТУР”, 2011.
2. О.Я. Гойхман, Т.М. Надеина Речевая коммуникация. М., 2003
3. Разогревающие игры и психотехники // Основы технологии группового тренинга. Психотехники – И.В. Вачков, Учебное пособие. Издательство «Ось-89», 2011.
Дополнительная литература
1. Л.А. Егорова Классные часы: 4 класс – М.: ВАКО, 2010
2. Л.А. Егорова Классные часы: 5 класс – М.: ВАКО, 2010
3. Л.А. Егорова Классные часы: 6 класс – М.: ВАКО, 2010
4. Тренинг жизненных навыков для подростков с трудностями социальной адаптации/ под науч.ред. А.Ф. Шадуры – СПб.: Издательство «Речь»,2005.
Интернет-ресурсы
1.https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnayarabota/2011/08/04/ trening-formirovaniya-kommunikativnoy
2.https://infourok.ru/trening-na-razvitie-kommunikativnih-navikov-u-shkolnikov-1596108
3. https://kopilkaurokov.ru/psihologu/prochee/trieningh_kommunikativnoi_
kompietientnosti_podrostkov
Источник
Евгения Мышкина
Комплексная развивающая программа «В мире общения»
Утверждаю
Директор КОГАУСО
Межрайонный комплексный
центр социального обслуживания
населения в Кирово-Чепецком районе
— ЕЕ Швецова
Комплексная развивающая программа
В мире общения
развитие коммуникативных способностей
Подготовила
Воспитатель Мышкина ЕН
г Кирово Чепецк 20192020
Понятие программы
Программадокументально оформленный комплекс задач и мероприятий
имеющих определенное содержание и направленный на достижение
конечной цели
Принципы программы
1принцип научности
2принцип адресности
3принцип интегративности
4принцип востребованности
Требования к программе
1актуальность
2прогностичность
3рациональность
4целостность
Программа
1личностная
2модифицированная
3целевая
4 творческая
5социальноадаптированная
Пояснительная записка
В последние годы происходит реформирование системы образования издаются новые программы оригинальные методические разработки. Но
на фоне этих изменений еще недостаточно уделяется внимания вопросам
развития эмоциональной сферы ребенка и его коммуникативных способностей общения с внешним миром
Но как указывают АВЗапорожец и ЛСВыгодскийтолькосогласование
и единство интеллектуального развития способствует обеспечению полноценного развития ребенкаГармоничное развитие со сверстниками
и взрослыми позволяет развить положительные эмоции у детейа это является основой психофизического здоровья и благополучияДля нормального развития каждый ребенок нуждается в томчтобы он находился
в атмосфере любви и психологического комфортаА этого не хватает воспитанникам нашего центраМногие дети испытывают негативные переживаниякоторые отражаются на развитииНаблюдения и практика работы показываютчто все больше становится детей с нарушениями эмоционального развитияк которым относятся агрессивность и тревожность
А это в свою очередьприводит к трудностям во взаимоотношениях между взрослыми и сверстниками
Способность общатьсяэто дар или то чему можно научитьсяПсихологи определяют коммуникативные способности по параметрам
1Желание вступать в контакт с окружающими
2Умение организовать общение
3Знание норм и правил поведения
Поэтому так важна работа по формированию навыков правильного и доброго
общения у воспитанников нашего центра. Чтобы дети не чувствовали себя
одинокими мною были подобраны различные игры и
занятия
Актуальность программы:
Практическая работа выявила, что в связи с реализацией других направлений образовательных программцеленаправленное формирование
Коммуникативных умений у школьников часто остается за пределами внимания. Дефицит времени в учебной деятельности приводит к тому что вопросы педагогов предполагают односложные ответы детей,недостаточно
часто создаются ситуации для взаимодействия и диалога.
Следует отметить,что,не смотря на достаточно полное и глубокое теоретическое освещение проблемы общения,методические вопросы,связанные с ее коррекцией в настоящее время разработаны недостаточно. В связи с этим возникла необходимость создания комплексной программы оптимизации общения в условиях центра.
Новизна,благодаря специально подобранным играм и занятиям у детей формируется эмоционально- мотивационные установки отношению к себе и окружающим,сверстникам и взрослым. Они приобретут навыки, умения и опыт, необходимые для адекватного поведения в обществе,способствующего
наилучшему развитию личности ребенка и подготовки его к жизни.
Предлагаемые вашему вниманию игры, занятия и игровые упражнения позволяют выявить задатки ребенка и превратить их в способности.
Любая игра многофункциональна, она реализует разные задачи, но в предложенной системе игр есть общая цель- развитие коммуникативных навыков.
Содержание программы:
Программа составлена с учетом принципов и подходов к формированию
образовательных программ, отраженных в Федеральном государственном
стандарте.
1- Полноценное проживание ребенком всех этапов детства, младенчества,
раннего-дошкольного и младшего школьного.
2-Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, субъектом
образования.
3Содействие и сотрудничество детей и взрослых признание ребенка полноценным участником
4-Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
5- Приобщение детей к нормам, традициям семьи, общества и государства
6-Формирование познавательных интересов
7- Возрастная адекватность образования, соответствие условий, требований.
Методов возрасту и особенностям развития.
8- Учет этнокультурной ситуации развития детей.
Цель программы:
Индивидуализация личностного развития школьников,способствовать
развитию коммуникативных навыков общения у детей через систему
специальных игр,занятий.
Задачи программы:
1. Формировать механизм нравственных качеств детей.
2. Развивать потребность в сближении со своими сверстниками и другими
близкими людьми.
3. Создать условия для проявления и развития эмоциональной активности
ребенка.
4. Развивать чувство эмпатии,сочувствия,сопереживания.
5. Разрабатывать систему воздействия,направленную на развитие навыков
общения у детей,квалифицировать различные методы и приемы.
6. Учить преодолевать застенчивость, нерешительность,неуверенность в себе.
7. Формировать язык жестов,мимики,научить детей понимать, что кроме речевых существуют и другие способы общения.
8. Улучшать навыки совместной деятельности в коллективе,воспитывать доброжелательное отношение к друг другу.
Принципы программы:
1. Принцип добровольного участия в групповых играх и занятиях.
2. Принцип принятия.
3. Принцип доступности.
4. Принцип профессионализма.
5. Принцип помогающего общения.
6. Принцип положительной оценки личности ребенка.
7. Принцип совместного обсуждения и исправления ошибок.
Принцип похвалы и подбадривания.
8. Принцип совместного обсуждение способов исправления ошибок
9. Принцип наглядности.
10. Принцип систематичности и последовательности заключается в непрерывности,регулярности,планомерности процесса, в котором реализуются задачи коррекционной работы.
12. Принцип оздоровительной направленности обеспечивает оптимизацию двигательной активности детей,совершенствование физиологических и психических функций организма.
Механизмы реализации программы:
1.Организационный блок:
-Выявление детей,находящихся в трудной жизненной ситуации.
2.Методический блок:
-Подбор методик.
-Изготовление материалов для игр и занятий.
3.Содержательный блок:
-Психологическая поддержка детей,развитие самооценки,формирование
собственного Я.
4.Аналитический блок:
-Подбор диагностических материалов.
Методы техники и формы работы:
1. Групповая работа.
2. Занятия,игры на снятие напряжения : сюжетно-ролевые игры, тренинговые
упражнения,игры на развитие эмоций,подвижные и пальчиковые игры.
Ожидаемые результаты:
1. Уверенность в своих силах.
2. Расширение границ своих возможностей.
3. Открытие своей социальной сущности.
4. Формирование навыков сотрудничества.
5. Умение активно и внимательно слушать.
6. Осознание особенностей себя и других людей и учет их в ходе общения.
7. Максимальная самостоятельность.
8. Навыки сотрудничества,умение вести диалог с взрослыми и сверстниками
в разных социальных ситуациях.
9. Выход из конфликтных ситуаций.
10. Понимание своего эмоционального состояния и окружающих.
Сроки реализации программы:
Занятия рассчитаны на один учебный год и проводятся с сентября по май.
Проводить их следует 1- 2 раза в неделю.
В каждом месяце отрабатывается определенная тема для отработки которой ставятся определенные темы и задачи.
Целевая группа:
Дети- находящиеся на реабилитации в нашей группе:
Количество участников; 8-10
Методические рекомендации к проведению занятий:
1. Эмоциональное сопереживание ребенку со стороны воспитателя.
2. Атмосфера взаимопонимания.
3. Избегать прямой оценки личности и характера ребенка.
4. Похвала должна быть не прямой, а описательной, касающейся деятельности ребенка.
5. Не использовать нотации, наставления, поучения
6. Побуждать детей к сотрудничеству.
7. Избегать готовых рецептов и советов.
8. Устранение умственных перегрузки детей.
9. Создание психологически комфортной обстановки, тон, размещение материала,нужное количество демонстрационного и раздаточного материала,проветренное помещение,рациональная и целесообразная расстановка мебели.
10. Четкое соблюдение возрастных, индивидуальных и психологических особенностей детей группы.
11. Осуществление личностно- ориентированного подхода к обучению.
12. Введение различных технологий.
13. Постоянный ритуал начала занятия.
14. Занятия должны проводится в разнообразных формах.
15. Помните каждое отдельное воспитательное занятие- это маленький кирпичик в общей системе занятий,поэтому он должен быть связан с предыдущим материалом и сознавать основу для будущего.
Методические рекомендации к проведению игр:
1. Игры могут быть использованы как для индивидуальной, работы, так и на групповых занятиях.
2. Игра проводится с группой детей не более 10 человек.
3. Используйте для игры время,когда ребенок в хорошем настроении,не перевозбужден, не голоден, но и не сразу после еды, лучше всего после дневного сна,в течении 20-25.
4. Не говорите ребенку,что он сделал что-то неправильно, иначе он будет бояться давать искренние ответы.
5. Помните, что самая искренняя и правдивая и искренняя информация та, которую ребенок выдает первой без долгих размышлений.
6. Игры и упражнения будут полезны только тогда, когда ребенок хочет этим заниматься. Поэтому не надо заставлять его играть с вами, лучше уделите
ему время, когда он этого захочет.
7. Игра должна быть понятной, доступной,добровольной.
8. Правила игры должны быть точными, немногочисленными.
9. Легкие и трудные игры должны чередоваться.
10. Не следует проводить игры требующие большой предварительной работы.
11. После игры обязательно должны быть подведены итоги.
12. Игра должна соответствовать возрасту детей.
13. Воспитатель должен проверить, всем ли понятна игра.
14. Педагог должен сам верить в игру, в ее эффективность.
15. Выполняйте игры вместе с детьми,демонстрируя собственную увлеченность игрой.
16. Подбирайте игры в соответствии с учебно- воспитательным планом.
Библиография:
1. Н-В Клюева. Ю-В Касаткина” Учим детей общению“
2. Е-В Рылеева” Вместе веселее”
3. Л-Г Горшкова. Л-А Обухова ” Сценарии занятий по комплексному развитию
детей”
4. Г-Л Анцупова “Давай поиграем”
5. Н-В Ханкина “Играем круглый год”
6. Л-М Шипицына”Играем круглый год”
7. Л-М Костина -“Игровая терапия с тревожными детьми”
Оборудование для реализации программы:
Фотографии,иллюстрации, дидактические игры,магнитофонные и лазерные записи, флешкарты,интернет,компьютер,интерактивная доска,материалы для изобразительной деятельности, различные виды игрушек, пиктограммы,раздаточный материал,музыкальный центр.
План- график реализации программы.
Сентябрь;Понятие общения:
Цель: формировать у детей понятие “друг” и “дружба” Учить детей видеть,понимать и оценивать поступки других людей.
Блок занятий:
1. Добрые поступки.
2. Доброжелательность.
3. Дружба,враждебность.
4. Обзывания.
5. Наши чувства.
Блок свободной деятельности.
1. Интерактивные игры”Паутина” “Кого не хватает” “Друг к другу” “Объятия” “Путь доверия”
2. Сюжетно-ролевая игра” День рождения”
3