Программа по развитию эмоциональной сферы ребенка с особенностями в развитии

Российская Федерация

Тюменская область

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Нижневартовский район

Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение

«Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов»

Согласовано                                                       УТВЕРЖДАЮ:

на методическом совете                                    Директор МБОУ  

Протокол  № 1                                                   Излучинская ОСШУИОП №1

от «» августа   2016 г                                      __________ Н.А. Зеленская

ПРОГРАММА

по развитию эмоционально-волевой сферы

обучающихся  с ограниченными возможностями здоровья

в интеллектуальном развитии

 «Мир эмоций»

Составитель:

педагог-психолог: Будник И.Б.

гт. Излучинск

Содержание

Паспорт программы ……………………………………………………….2-3

Пояснительная записка ……………………………………………………3-4

Цель программы, задачи …………………………………………………. 4

Целевая группа …………………………………………………………….. 4

Основные принципы реализации программы ……………………………4-5

Форма и методы работы ……………..………………………………………  5

Ожидаемые результаты ……………………………………………………..  5

Содержание программы …………………………………………………….. 5

Тематическое планирование………………………………………………  5-6

Структура занятий ……………………………………………………………..6

Контроль за реализацией программы ……………………………………  6

Список литературы ………………………………………………………….6

Паспорт программы

Наименование программы

 Развитие эмоционально-волевой сферы

обучающихся  с ограниченными возможностями здоровья в интеллектуальном развитии

 «Мир эмоций».

Разработчик

 Педагог-психолог Будник Инна Борисовна

Цель программы

 Развитие и  коррекция эмоционально-волевой сферы,  обеспечение всестороннего гармоничного развития личности ребенка.

Задачи программы

 Способствовать обогащению эмоциональной сферы ребенка;

помочь ребенку овладеть языком «эмоций» как способом выражения собственного эмоционального состояния;

формировать способности  к эмоциональной саморегуляции;

формировать у детей адекватную самооценку;   вырабатывать у ребенка положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения;

обогащать репертуар социальных навыков.

Целевая группа

 Первоклассники   с ограниченными возможностями здоровья  в интеллектуальном развитии.

Исполнители

 Участники образовательного процесса.

Ожидаемые результаты

 Улучшение общего эмоционального состояния ребенка;

преодоление негативных эмоциональных проявлений;

формирование положительных черт характера.

Сроки реализации

программы

  В программе –17  занятий.

  Периодичность – 1 раза  в неделю в течение года.  

Продолжительность занятия –30 мин.

Количество участников – 5-6  человек.

Контроль за

реализацией программы

Администрация образовательного учреждения.

I.​ Пояснительная записка

        С 1 сентября 2013 года страна учится и живет по новому закону «Об образовании в Российской Федерации», принятому в конце 2012 года. В этом документе впервые в России на столь высоком уровне говорится об инклюзивном образовании.  Оно дает обучающимся с ограниченными возможностями здоровья шанс лучше осваивать накопленные человечеством знания и активнее общаться со сверстниками, максимально развивая данные от природы возможности, а нашему обществу – становиться более гармоничным и терпимым. Создание условий для полноценного воспитания и образования, включения детей с ограниченными возможностями психического и/ или физического здоровья, адекватного их состоянию и здоровью, и, как следствие, внедрение инклюзивного обучения выделено в один из приоритетов социальной политики государства.

        Развитие национальной системы образования обусловливают поиски путей совершенствования организации, содержания и психолого – педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями. Под ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности ребенка понимают некоторый «сбой» в деятельности психофизиологических систем организма, который значительно нарушает адаптацию ребенка к условиям жизни  в обществе. Психолого-педагогическое сопровождение  детей с ограниченными возможностями здоровья  направлено в первую очередь на развитие познавательной деятельности обучающихся, формирование социально-активной личности, обладающей навыками социально-адаптивного поведения.

        За последнее время количество детей с умственной отсталостью возрастает. Многоплановая работа с данной категорией детей необходима для более успешной адаптации в социальную среду. У детей с умственной отсталостью наблюдается нарушение всей психической сферы.

        Младший школьный возраст является периодом фактического складывания психологических механизмов личности. Ребенок приобретает черты большей индивидуальности в поведении, интересах, ценностях, личностных особенностях.

             Особенности эмоциональной сферы оказывают свое непосредственное влияние на все сферы деятельности ребенка. От того, на сколько он умеет правильно понять эмоциональное состояние окружающих людей и выразить свои эмоции, во многом зависит успешность межличностных отношений. У детей с умственной отсталость эмоциональная сфера нарушена и имеет свои специфические особенности (высокий уровень агрессивности, тревожности и т. д.). Ученики, как правило, не умеют контролировать и адекватно выражать свои эмоции. Нарушение эмоциональной сферы у детей с умственной отсталостью является актуальной проблемой, которая требует коррекционной и развивающей работы.

         При всей кажущейся простоте распознавание передача эмоций – достаточно сложный процесс, требующий от ребенка определенных знаний, определенного уровня развития. В процессе развития и обучения в эмоциональной сфере ребенка происходят изменения. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается. Ее необходимо развивать.

Развитие эмоционально-волевой сферы – процесс постепенный, нужно учить  детей регулировать свое эмоциональное состояние, снимать эмоциональное напряжение. Причем лучше всего делать это с помощью игры, ведь игра – это не только веселое времяпрепровождение, но и мощный воспитательный инструмент.

Читайте также:  Купить борисенко лукина диагностика развития ребенка

        Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников и младших школьников, так как никакое общение, взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. 
        Понимание своих эмоций и чувств является важным моментом в становлении личности растущего человека и приоритетным направлением данной коррекционно-развивающей программы.

Цель программы

        Развитие и  коррекция эмоционально-волевой сферы,  обеспечение всестороннего гармоничного развития личности ребенка.

Задачи программы

  • Способствовать обогащению эмоциональной сферы ребенка.
  • Помочь ребенку овладеть языком «эмоций» как способом выражения собственного эмоционального состояния.
  • Формировать способности к эмоциональной саморегуляции.
  • Формировать у детей адекватную самооценку.
  • Вырабатывать у ребенка положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе общения.
  • Обогащать репертуар социальных навыков.

Целевая группа

        Первоклассники   с ограниченными возможностями здоровья  в интеллектуальном развитии.

Основные принципы реализации программы.

  • Принцип индивидуализации предполагает учёт возраста, уровня общего состояния ребёнка.
  • Принцип доступности от уровня психологических особенностей ребёнка.
  • Принцип наглядности – демонстрация упражнений, этюдов, моделирование ситуаций, игр подтверждает объяснение и помогает ребёнку их правильно выполнять.
  • Принцип систематичности и последовательности заключается в непрерывности, регулярности, планомерности процесса, в котором реализуются задачи коррекционно-развивающей работы.
  • Принцип симпатии и участия. Участие ребёнка только по его желанию.

 Формы и методы работы

        В процессе проведения занятий используются различные методы и приемы: этюды, упражнения, игры с правилами, сказкатерапия, арт-терапия, беседы, направленные на знакомство с различными эмоциями, чувствами, рисование эмоций.

Ожидаемые результаты освоения программы

  • Развитие умения  распознавать и описывать свои чувства и эмоций и чувства  других людей, качества характера.
  • Способствовать снижению уровня страха.
  • Формирование способности к самооценке.
  • Обогащение репертуара социальных навыков.

Содержание программы

         Программа представляет собой комплекс коррекционно-развивающих  занятий по развитию  личностной сферы деятельности. Занятия рассчитаны для  обучающихся 1-го класса с ограниченными возможностями здоровья в интеллектуальном развитии, проводятся  1 раз в неделю, продолжительность каждого занятия 30 минут.

Тематический план занятий

Тема

 Кол-во час

1

Диагностическое занятие «Карта Чувств».

1

2.

Мои чувства. Радость. Что такое мимика.

1

3.

Радость. Как её доставить другому человеку.

1

4.

Жесты.

1

5.

Радость можно передать прикосновением.

1

6.

Радость можно подарить взглядом.

1

7.

Грусть.

1

8.

Страх.

1

9.

Страх и его относительность.

1

10.

Кто живет в темноте.

1

11.

Как справиться со страхом.

1

12.

Страх и как его преодолеть.

1

13.

Гнев. С какими чувствами он дружит?

1

14.

Может ли гнев принести пользу?

1

15.

Обида.

1

16.

Разные чувства.

1

17.

Итоговое занятие. Повторная диагностика «Карта  чувств».

1

Структура  занятия

Начало занятия –  создание  атмосферы  доверия, снижение  эмоционального  напряжения, настройка на продуктивную  деятельность.

Основное содержание занятия – знакомство с эмоциями, формирование социальных навыков, развитие группового взаимодействия.

Окончание  занятия – подведение итогов.

Контроль за реализацией программы осуществляет администрация образовательного учреждения.

Перед началом и после завершения работы по программе проводится отслеживание результативности программы, для этого используется методики:

методика «Карта  чувств».

Список используемой литературы

Т.В. Громова, «Страна эмоций», – М.:УЦ Перспектива, 2002.

О.В. Хухлаева, «Практические материалы для работы с детьми»,- Москва, 2003.

О.В. Хухлаева,  И.М. Первушина «Тропинка к своему Я». – М.: Генезис, 2004.

К. Фопель «Как научить детей сотрудничать», – Москва, 2000.

Л.Б. Фесюкова, Чувства. Эмоции. Комплект наглядных пособий для дошкольных учреждений и начальной школы. – Х.: изд-во «Ранок», 2007.

Источник

                      КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УРЕЖДЕНИЕ

ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ,

«ЕМЕЛЬЯНОВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ»

УТВЕРЖДАЮ:

Директор КГУ                                                                                                                                                                                                                                 «ЕМЕЛЬЯНОВСКИЙ ДЕТСКИЙ ДОМ»                                                                                                                                                                ________________ Н.С.Осадчая                                                                                                                                                             «______»________________2017г.

Читайте также:  Развитие ребенка в кружке подготовка к школе

Коррекционно-развивающая программа

для детей младшего и среднего школьного возраста

на развитие

 эмоционально-волевой сферы

Возраст обучающихся – 7-12 лет

Категория детей – дети с проблемами в эмоционально-волевой сфере

Срок реализации программы –  1 год

Автор-составитель:

Лавриенко Елена Викторовна,

педагог-психолог

Емельяново, 2017

Пояснительная записка

Эмоционально-волевая сфера – это свойства человека, характеризующие содержание, качество и динамику его эмоций и чувств. Содержательные аспекты эмоциональности отражают явления и ситуации, имеющие особую значимость для субъекта. Они неразрывно связаны со стержневыми особенностями личности, ее нравственным потенциалом, направленностью мотивационной сферы, мировоззрением, ценностными ориентациями, сознательным волевым управлением. Содержательные аспекты волевой сферы выражаются в способностях человека, проявляющихся в самодетерминации и регуляции им своей деятельности и различных психических процессов. В качестве основных функций воли выделяют: выбор мотивов и целей, регуляцию побуждения к действиям при недостаточной или избыточной их мотивации, организацию психических процессов в адекватную выполняемой человеком деятельности систему, мобилизацию физических и психических возможностей в ситуации преодоления препятствий при достижении поставленных целей.

К школьному возрасту у ребенка складываются основные личностные характеристики. Потребности, интересы и мотивы обусловливают поведение, целенаправленную деятельность и поступки ребенка. Успех в достижении желаемых для ребёнка целей, удовлетворение или неудовлетворение их наличных потребностей определяют содержание и особенности эмоциональной и волевой жизни детей. Эмоции, особенно положительные, определяют эффективность обучения и воспитания ребенка, а волевое усилие оказывают влияние на становление любой деятельности школьника, в том числе и психического развития. Таким образом, ребенок должен иметь достаточный уровень произвольной регуляции эмоциональных состояний, сопровождающих реальные ситуации, способен адекватно переживать процесс переключения эмоций; овладеть такой структурой деятельности, в которой уясняются мотивы и цель, мобилизуются усилия, направляется и регулируется психическая активность.

Проблема развития эмоций и воли, их роли в возникновении мотивов как регуляторов деятельности и поведения ребенка является одной из наиболее важных и сложных проблем психологии и педагогики. Исследования, посвященные изучению эмоционально-волевого развития личности ребенка, проводились многими отечественными и зарубежными учеными и исследователями (Г. М. Бреслав, В.К. Вилюнас, А.В. Запорожец, К.Э. Изард, Я.З. Неверович, П.В. Симонов и др.).  Отечественные исследователи (И. В. Алехина, Н.М. Амосов, П.К. Анохин, М.В. Антропова, И.А. Аршавский, А. Баллон, А. И. Захаров, М.И. Кольцова, А.Д. Кошелева, Н. Л. Кряжева, Н. М. Матяш, Т. А. Павлова, Н.А. Степанова и др.) связывают возникновение проблем в эмоционально-волевой сфере  с дефицитом положительных эмоций и волевого усилия.

 В связи с этим в рамках воспитательно-образовательного процесса необходимо создавать условия по обеспечению эмоционального комфорта, волевого поведения ребенка,  созданию психологически стабильно-положительного климата, гуманного отношения, личностно-ориентированного общения, показателями чего являются: жизнерадостное, активное, эмоционально-положительное состояние ребенка, его успешная адаптация в детском доме, к школьному учреждению и высокий уровень волевого усилия.

В связи с актуальностью заявленной проблемы целью программы является – гармонизация и развитие эмоциональной сферы, профилактика нежелательных личностных особенностей и поведения детей  младшего и среднего школьного возраста.

Задачи  программы:        

  • Познакомить детей с основными эмоциональными состояниями: радостью, удивлением, грустью, гневом, страхом, стыдом.
  • Создать возможности для самовыражения, формировать у детей умения и навыки практического владения выразительными средствами (мимикой, жестом, пантомимикой).
  • Способствовать снижению уровня тревожности.
  • Обучить приемам саморегуляции.
  • Развитие познавательной активности (формирование навыков самообразования).
  • Корректировать нежелательные личностные особенности, поведение, настроение.
  • Повысить уверенность в себе, развивать самостоятельность.
  • Развивать умения слушать и понимать других.

Категория и возраст обучающихся.

Данная программа рассчитана  на детей младшего и среднего школьного возраста с проблемами в эмоционально-волевой сфере и в поведении.

                              Организационные условия проведения занятий.

Программа  реализуется в течение  1 учебного года  в количестве 34 учебных часов. Занятия проводятся с  группой детей,  состоящей из 5-9 человек, 1 раза в неделю во второй половине дня. Продолжительность  одного занятия – 35-40 минут. Занятия проводятся в игровой комнате или в комнате психологической разгрузки. Кабинеты укомплектован всеми  необходимыми методическими материалами.

Направления реализации  программы

Программа состоит из 6 блоков:

  1. Вводный блок
  2. Эмоциональный блок – «Мои чувства»
  3. Поведенческий блок – «Я хозяин своих чувств»
  4. Коммуникативный блок – «Давайте жить дружно»
  5. Мотивационный блок – «Страна знаний»
  6. Заключительный блок.

Основные методические приемы обучения:

В программу включены полифункциональные упражнения, которые с одной стороны, могут решать несколько задач, с другой, могут на разных детей оказывать различное воздействие.

  • Психокоррекционные сказки
  • Этюды на выражение эмоций
  • Упражнения творческого, подражательно-исполнительского характера
  • Игры с правилами, сюжетно-ролевые, словесные, подвижные
  • Дидактические и развивающие игры
  • Беседы
  • Релаксация
  • Тематическое рисование
  • Психогимнастика
Читайте также:  Развитие ребенка с элементами рисования

Структура занятия

Этапы

Время

Задачи

Средства

Роль ведущего

Приветствие

2 минуты

Обозначить начало занятия, создать особую атмосферу, подчеркнуть безопасность.

Определенные ритуалы.

Обеспечить для каждого участника максимально комфортное  вхождение в группу.

1. Вводная часть (разминка)

5 минут

Самоопределение участников

Ритуализиро-ванная форма, которая каждый раз наполняется новым содержанием.

Предоставить каждому участнику возможность поделиться своими переживаниями, помочь осознать и принять свои чувства.

2. Основная часть (рабочая)

25

минут

Задачи соответствуют

теме занятия

Самые разнообразные активные формы (игры, беседа, рисование)

Дать определенную информацию в доступной форме. Предоставить возможность выразить свои чувства. Помочь овладеть навыками, основываясь на полученной информации.

3. Завершение занятия

5 минут

Возможность выплеснуть накопившееся напряжение. Завершение работы в позитивном эмоциональном состоянии.

Подвижные или релаксационные игры

Обеспечение безопасности участников.

Прощание

3 минуты

Обозначить конец занятия

Определенные ритуалы

Эмоциональная поддержка детей

Материально-техническое обеспечение реализации рабочей программы

  • Место проведения занятий должно быть отдельным помещением. Комната должна быть достаточно просторной, чтобы могли свободно поместиться все участники,  и было бы еще пространство для игр и упражнений.
  • Стол и стулья по количеству участников.
  • Музыкальный центр.
  • Изоматериалы.
  • Использование ресурсов комнаты психологической разгрузки.

Ожидаемый результат

По окончанию курса занятий дети должны  уметь:

  • Выражать свои мысли, наблюдения и эмоциональные переживания в речевых высказываниях.
  • Понимать прочитанный текст, устанавливая явные причинно-следственные отношения.
  • Распознавать эмоциональное состояние других людей.

Мониторинг результативности реализуемой программы осуществляется по средствам:

Входящей диагностики (беседа при комплектовании групп; методика «Аутонорма»; тест школьной тревожности Филипса).

  • Текущей диагностики (по результатам освоения программы с использованием диагностических методик).
  • Итоговой диагностики (по результатам освоения программы с использованием тестовых методик).

Основными показателями эффективности занятий являются:

  • степень помощи, которую оказывает психолог детям  при выполнении заданий: чем помощь меньше, тем выше  самостоятельность, и, следовательно, выше развивающий эффект  занятий;
  • особенности поведения  детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительный  результат занятий;
  •  эмоциональный фон настроения (положительно-стабильный), уровень работоспособности (в соответствии с возрастной нормой), самооценка, коммуникативная компетентность.

Методическое обеспечение программы

В рамках реализации программы по развитию  эмоционально-волевой сферы  используются следующие методические разработки:

  • Игра и игрушка: инновационная среда развития ребенка / Под ред. С.В. Жолована. – СПб., 2011.
  • Крюкова  С.В. Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. М.: Генезис. 1999.
  • Хухлаева О.В., Хухлаев О.Е., Первушина И.М «Тропинка к своему Я». Программа групповых занятий. М. «Генезис». 2007
  • Хухлаева О.В. Лесенка радости М.: Совершенство. 1998.
  • Хухлаева О.В и др. Маленькие игры в большое счастье 2001.

Для реализации поставленных целей используется интегративный подход, включающий в себя методы поведенческой и игровой терапии, музыкотерапии, психокоррекционные игры и психорегулирующую тренировку, дыхательные упражнения, упражнения на мышечное расслабление и упражнения для снятия эмоционального напряжения, психогимнастику.  Все эти занятия проходят в комнате психологической разгрузки или в игровой.

Атмосфера релаксационной комнаты погружает детей в мир игры, музыки, сказочных превращений, наполненный элементами новизны. Такое искусственно созданное пространство дает возможность освобождаться от напряжения и фрустрации повседневной жизни.

Успешной реализации программы, достижению поставленных целей и задач способствует использование специальных средств и оборудования: релаксационные коврики, проектор светоэффектов, стереомагнитофон с набором компакт-дисков, с музыкой для релаксации. В комплексе это позволяет комплексно воздействовать на большую часть анализаторов для снятия психоэмоционального напряжения, помогает в преодолении негативных переживаний, снятии страхов, снижении тревожности.

Список литературы

  1. Алямовская В.Г ”Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей”.
  2. Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Начальная школа (Первый год обучения) М.: Издательство «Ось-89», 2003 г
  3. Вайнер М.Э. «Игровые технологии коррекции поведения школьников». Педагогическое общество России М 2005.
  4. Вайнер М.Э. «Профилактика, диагностика и коррекция недостатков эмоционального развития дошкольников» Педагогич.общество России. М. 2006.
  5. Вайнер М.Э. «Эмоциональное развитие детей: возрастные особенности, диагностика и критерии оценки», журнал «Коррекционно-развивающее образование», 2008, № 4,с 64.
  6. Громова Т.В. «Страна Эмоций» Методика как инструмент диагностической и коррекционной работы с эмоционально-волевой сферой ребёнка. М., УЦ «Перспектива». 2002.
  7. Каменская В.Г., Зверева С.В. «К школьной жизни готов!» Диагностика и критерии готовности дошкольника к школьному обучению. СПб. Детство-Пресс. 2004
  8. Крюкова  С.В. Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. М.: Генезис. 1999
  9. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Яр.: Академия развития. 1997
  10. Марченкова М.В., Теплицкая А.Г. «Сокровища реальной жизни в сказочных копилках», журнал «Вестник практической психологии образования», 2008, № 2 .
  11. Минаева В.М. Развитие эмоций. – М.: Аркти. 1999
  12. Уханова А.В. «Программа развития эмоционально-волевой и коммуникативной сферы школьников», журнал «Вестник практической психологии образования», 2008, № 2.
  13. Фопель К. «Как научить детей сотрудничать». Ч.4. М., 1999.
  14. Хухлаева О.В, Хухлаев О.Е.,.Первушина И.М «Тропинка к своему Я». Программа групповых занятий. М. «Генезис». 2007
  15. Хухлаева О.В. Лесенка радости М.: Совершенство. 1998.
  16. Хухлаева О.В и др. Маленькие игры в большое счастье 2001.
  17. Хухлаева О.В. Хочу быть  успешным Школьный психолог № 2 2000.
  18. Чистякова М.И. Психогимнастика.- М.: просвещение.1990.

Источник