Программа по психомоторному развитию ребенка 3 лет

Программа по психомоторному развитию ребенка 3 лет thumbnail

Пояснительная записка.

Актуальность данной темы заключается в том, что с каждым годом детей с
речевыми нарушениями становится больше, роль двигателя развития центральной
нервной системы, всех психических процессов и, в частности речи, играют
формирование и совершенствование тонкой моторики.

Для детей 3–4 года жизни основным видом деятельности является игра. Игра –
один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребёнку
удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством,
стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую
деятельность. По своей сути пальчиковые игры – это массаж и гимнастика для рук.
Кроме того, пальчиковые игры сами по себе дарят детям здоровье, так как при этом
происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество
точек, связанных с тем или иным органом.

Настоящая рабочая программа разработана на основе программ А. Л. Сиротюк
“Психомоторное развитие дошкольников”, а также С. О. Ермакова “Пальчиковые игры
для детей”, И. С. Лопухина “Речь, ритм, движение”.

Программа составлена с учётом приоритетных направлений ДОУ:

– когнитивное развитие;
– эмоциональное развитие;
– речевое развитие;
– здоровьесбережение.

Курс содержит 9 занятий и рассчитан на учебный год, проводятся занятия 2 раза
в неделю, в первую половину дня, длительность занятий 10-12 минут. Проведение
одного занятия рассчитано на месяц.

В дошкольные годы наиболее быстро развивается способность совершать движение
телом большой амплитуды (грубая моторика) развитие же способности совершать
точные движения малой амплитуды (тонкая моторика) происходит медленнее.
Психомоторное развитее ребёнка является базальным уровнем для дальнейшего
психического развития, однако следует учитывать, что у каждого ребёнка
существует свой темп созревания и развития, обусловленный индивидуальными
особенностями и социальными условиями. Поэтому возрастные нормы переходят от
одного этапа развития к другому и имеют несколько развитые границы.

При составлении данной программы нами учитывались требования
нормативно-правовых документов:

– Типовое положение о ДОУ;
– Устав ДОУ;
– Закон “Об образовании” РФ от 10. 07. 1992 № 32661;
– Сан Пин.

ВозрастГрубая моторикаТонкая моторика
12–15 мес.Ходить самостоятельно. Заползать вверх по лестнице.
Неуклюже бросать предметы. Брать и бросать большие игрушки.
Чертить на бумаге цветными мелками. Вставлять предмет в
отверстие. Держать ложку, подносить её ко рту. Самому надевать шапку и
обувь.
15–18 мес.Ходить боком и задом наперёд. Взбираться и спускаться
по лестнице с помощью взрослых. Бросать мяч на 1-1.5 метра.
Переворачивать страницы книги.
18–21 мес.Сам поднимается и спускается по лестнице, держась за
перила, наступая на ступеньки одной и той же ногой, затем приставляя
другую.
Выводит каракули.
21–24 мес.Пинать большой мяч. Легко наклоняться, чтобы поднять
предмет.
Открывать дверь, поворачивать ручку. Нанизывать 3 и
более бусинок. Переворачивать страницы книги по одной.
24–30 мес.Недолго стоять и балансировать на одной ноге без
посторонней помощи. Стоять на цыпочках. Чередовать ноги, поднимаясь и
спускаясь по лестнице. Ездить на трёхколёсном велосипеде, крутя педали.
Держать пальцами мелок или карандаш: большой палец с
одной стороны, остальные с другой.
2–3 года.Быстрое увеличение роста и веса. Ходить, широко
расставляя ноги и раскачиваясь из стороны в сторону. Могут карабкаться
вверх, толкать и тянуть, бегать, крепко держаться двумя руками за опору.
Обладать малой выносливостью.
Брать предметы двумя руками.
3–4 годаПри ходьбе и беге ставить ноги ближе и лучше удерживать
равновесие. Передвигаться более плавно и ровно.
Брать предметы одной рукой. Рисовать на бумаге разводы
и каракули. Складывать кубики.

В занятия включены специальные игры и упражнения на развитие двигательной
активности: для ног, туловища, рук и для развития тонких движений пальцев.

Цель: Проведение мероприятий по психомоторному развитию младших
дошкольников, основанных на двигательных методах, в последующем становящихся
основой для когнитивного, социального и эмоционального развития.

Задачи:

  • Развивать внимание.
  • Развивать память.
  • Улучшать координацию движений.
  • Совершенствовать детскую фантазию, творческую инициативу.

Содержание учебной программы.

При планировании занятий учитывались и использовались развивающие программы
указанных выше авторов.

Задания направлены на развитие:

  1. Равновесия.
  2. Координации движений.
  3. Двигательной автоматизации.
  4. Тонкой моторики.
  5. Ориентировке в пространстве.

Принципы создания программы.

  1. Принцип гарантированной безопасности.
  2. Принцип опоры на установленные возрастные психологические критерии
    благополучия в развитии ребёнка.
  3. Принцип комплексности решаемых задач.
  4. Принцип компетентности.
  5. Принцип учёта возрастно-психологических, индивидуальных особенностей.
  6. Принцип возрастания сложности.

Нормативная документация.

  • Конвенция о правах ребенка.
  • Конституция РФ, ст. 43, 72.
  • Закон Российской Федерации “Об образовании”.
  • Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утверждённое
    постановлением Правительства РФ от 01.07.1995г. №677 (с изм. от 14.02.1997).
  • Письмо Минобразования РФ от 24.04.1995г. № 46/19 – 15 “Рекомендации по
    экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных
    учреждений”.
  • Письмо Минобразования РФ от 14.03.2000г. № 65/23 – 16 “О гигиенических
    требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в
    организованных формах обучения”.
  • Временные (примерные) требования к содержанию и методам воспитания и
    обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении, утвержденные
    приказом Минобразования РФ № 448 от 22.08.1996 г.
  • Письмо Минобразования РФ от 27.06.2003г. № 28 – 51 – 513/16
    “Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению
    обучающихся в условиях модернизации образования”.
  • Локальный акт дошкольного образовательного учреждения.
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
    26.03.2003 г. № 24 “О введении в действие санитарно-эпидемиологическими
    правил и нормативов СанПин 2.4.1. 1249 – 03” (вместе с санитарно –
    эпидемиологическими правилами и нормами) “Гигиенические требования к
    устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных
    образовательных учреждений СанПин 2.4.1. 1249 – 03”, утв. Главного
    государственного санитарного врача РФ 25.03.2003г.

Заключение.

Двигательный акт это внешнее завершение внутреннего психического
процесса. Любая психическая деятельность не имела бы смысла, если бы не
завершалась движением, позволяющим достичь поставленной цели, удовлетворить
возникшую потребность.

Процесс психомоторного развития ребёнка является важным этапом для
дальнейшего психического развития как основы, для полноценного обучения в школе
и формирования учебных навыков. Решение данных задач позволяет в дальнейшем
осуществить становление когнитивного, эмоционального и социального развития, чем
выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается речь.

Ожидаемый результат по окончанию проведения развивающих занятий с детьми 3–4
летнего возраста:

Равновесие.Координация движений.Ориентация..Двигательная автоматизация.Моторика рук.Моторика пальцев.
Дотянуться до предмета встав на цыпочки. Стоять на
одной ноге в течение 5-7 сек. Пятка правой ноги примыкает к носку левой,
стопы расположены на прямой линии, руки вдоль туловища.
Коснуться пальцем руки кончика носа. Мяч ловить и
бросать. С закрытыми глазами касаться указательным пальцем правой руки
кончика носа и мочки левого уха, для левой руки – мочки правого уха.
Пройти в определённую точку пространства.Прыгать на одной ноге.Разворачивать конфету. Указательными пальцами
горизонтально вытянутых рук, описывать в воздухе круги одинакового
размера в противоположных направлениях.
Взять кубик большим и указательным пальцами. По сигналу
ребёнок укладывает монеты (20 шт. диам. 2см.) по одной в коробку 10 см
на 10 см.

Библиография.

  1. Белая А. Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры. – М., 1999.
  2. Гарбузов В. И. Нервные трудные дети. – СПб., 2005.
  3. Дубровенская Н. В., Безруких М. М. Психофизиология ребёнка. – М.
  4. Дубьев В. П. Средства развития тонкой моторики рук у детей с
    нарушением речи // Дефектология. – 1999. – № 4.
  5. Сиротюк А. Л. Развитие интеллекта дошкольника. – М., 2002.

Источник

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 15 «Звездочка» г. Ессентуки

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

«ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

г. Ессентуки

2018

«Представление, что при любом двигательном тренинге… упражняется не руки, а мозг, вначале казалось парадоксальным и лишь с трудом проникло в сознание педагогов»
Н.А. Бернштейн
(советский психофизиолог)

ИГРЫ-УПРАЖНЕНИЯ ПО ПСИХОМОТОРНОМУ РАЗВИТИЮ

Дошкольный период характеризуется значительными преобразованиями в деятельности всех физиологических систем организма, а возраст 5 – 7 лет считается одним из критических этапов развития ребенка, от которого во многом зависит вся его последующая жизнь.

Психомоторное развитие ребенка является базовым уровнем для его дальнейшего психического развития – познавательного, эмоционального, социального – которое, в свою очередь, обуславливает успешное обучение в школе и формировании учебных навыков.

Развитость тонкой моторики – основной показатель готовности к усвоению письма, чтения, правильной речи и интеллекта в целом: руки, голова и язык связаны одной ниточкой и любые нарушения в этой цепи приводят к отставанию.

Поэтому нормально развивающийся ребенок шести лет должен уметь и любить рисовать, лепить, вырезать ножницами, пользоваться иголкой, разными природными материалами и т. д.

Таким образом, чем подвижнее и координированнее ребенок, тем больше оснований говорить о его нормальном психомоторном развитии. В дошкольном детстве должен настораживать мало двигающийся ребенок, а подвижный ребенок, неудобный и доставляющий много хлопот, более полноценно развивается. Многие родители, стараясь вырастить из своего ребенка вундеркинда, совершенно напрасно заменяют психомоторное развитие преждевременным формированием учебных навыков (чтение, письмо, счет, что, в свою очередь, может привести к дизонтогенезу (нарушению развития). Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д.

Пример игрового сеанса

Структура:

  • Растяжки (5-6 минут)
  • Дыхательные упражнения (2-3 минуты)
  • Телесные упражнения (10 минут)
  • Упражнения для развития мелкой моторики рук (10 минут)
  • Упражнения для релаксации (10-15 минут)

Растяжки

“Струночка” И.п. – лежа на спине. Ребенку предлагается почувствовать под головой, шеей, спиной, плечами, руками, ягодицами и ногами, а затем описать свои ощущения. Например, пол может быть твердым, жестким, мягким, холодным, теплым, гладким, шершавым, ровным, бугристым и т.д. Затем инструктор берет одну руку ребенка и немного растягивает ее (другая рука лежит расслаблено), затем другую руку. После этого ребенок выполняет растяжки рук самостоятельно. Аналогично поочередно растягиваются ноги.

“Кобра” И.п. – лежа на животе. Руки согнуть в локтях, ладонями упереться в пол на уровне плеч; представить себя в виде кобры: медленно поднять голову, постепенно выпрямляя руки и открывая рот; приподнять верхнюю часть туловища, прогнуть спину (ягодицы и ноги при этом должны быть расслаблены); вернуться в и.п. и расслабиться, не задерживая дыхание.

“Звезда” И.п. – лежа на спине, затем – на животе. Это упражнение выполняется в позе “звезды”; изобразить своим телом “звезду”, слегка разведя руки и ноги, а затем выполнить растяжки, аналогично предыдущей. Усложнение упражнения заключается в том, что ребенок выполняет сначала линейные, а затем диагональные растяжки. При этом одновременно растягиваются сначала правая рука и левая нога, а затем левая рука и правая нога.

Дыхательные упражнения

Вдох: расслабить мышцы живота; начать вдох, “надувая” в животе шарик, например, красного цвета (цвета необходимо менять); пауза (задержка дыхания). Выдох: втянуть живот как можно сильнее; пауза. Вдох: губы вытянуть трубочкой и с шумом “пить” воздух.

Вдох – пауза; выдох – пауза. Ребенку предлагается вокализировать на выдохе, пропевая, отдельные звуки (А, О, У и др.) и их сочетания.

Дыхание только через левую, а потом только через правую ноздрю (при этом для закрытия правой ноздри используют большой палец правой руки – остальные пальцы смотрят вверх; для закрытия левой ноздри применяют мизинец правой руки) Дыхание медленное, глубокое.

Глубокий вдох, руки медленно поднять до уровня груди; задержать дыхание, внимание сконцентрировать на середине ладоней. Медленно выдохнуть; руки опустить вдоль тела.

Телесные упражнения

“Велосипед” И.п. – лежа на спине. Имитировать ногами езду на велосипеде, касаясь при этом локтем противоположного колена; то же – до одновременного колена; затем – снова до противоположного колена.

“Лодочка” И.п. – лежа на спине, затем на животе. Изогнувшись, приподнять голову, руки и ноги над полом, изображая лодочку.

“Перекрест” Сидя на полу, ноги вытянуть вперед и скрестить их. Сделать наклон вперед, пытаясь достать руками пальцы ног; наклонить голову. Вдыхать при подъеме тела, выдыхать при наклоне. Повторить упражнение трижды, меняя перекрестное положение ног.

Ползанье на четвереньках

– с одновременным выставлением вперед руки и ноги; голова поднята и неподвижна, лицо направлено вперед (усложнение – ускорение темпа);

– перекрестная ходьба (левая нога – правая рука; правая рука – левая нога) на четвереньках на ладошках (передом и задом);

– перекрестная ходьба на четвереньках на локтях (передом и задом);

– односторонняя ходьба на четвереньках на локтях (передом и задом).

“Перекрестное марширование” И.п. – стоя. На первом этапе шагать медленно, попеременно прикасаясь то правой, то левой рукой к противоположному колену (перекрестные движения). Инструктор на этапе усвоения отсчитывает 12 раз в медленном темпе.

На втором этапе шагать так же, но уже прикасаясь к одноименному колену (одностороннее движение) – 12 раз.

На третьем и пятом этапах – перекрестные движения, на четвертом односторонние. Обязательное условие – начинать и заканчивать упражнение перекрестными движениями.

Упражнения для развития межполушарного развития

“Кулак-ребро-ладонь” Ребенку показывают три положения руки на плоскости пола, последовательно сменяющие друг друга: ладонь на плоскости; ладонь, сжатая в кулак; ладонь ребром на плоскости пола; распрямленная ладонь на плоскости пола.

Ребенок выполняет пробу вместе с инструктором, затем по памяти в течение 8-10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой, затем левой рукой, потом двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении предложить ребенку помогать себе командами (“кулак-ребро-ладонь”) вслух или “про себя”.

“Лезгинка” Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук в течение 6-8 смен позиций. Необходимо добиваться высокой скорости смены положений.

“Ухо-нос” Левой рукой взяться за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши; затем поменять положение рук “с точностью до наоборот”.

Пальчиковые упражнения

“Пароход” Пароход плывет по речке, и пыхтит он, словно печка.

Обе ладошки поставить на ребро; мизинцы прижать; большие пальчики поднять вверх.

“Очки” Бабушка очки надела и внучонка разглядела.

Большие пальчики правой и левой руки вместе с остальными образуют колечки, которые ребенок подносит к глазам.

“Цепочка” Пальчики перебираем и цепочку получаем.

Большой и указательный пальчики левой руки сложить в колечко. Через него попеременно пропускать колечки из пальчиков правой руки: большой-указательный, большой-средний и т.д. В упражнении участвуют все пальчики.

“Шарик” Надуваем быстро шарик – он становится большой. Вдруг шар лопнул, воздух вышел – стал он тонкий и худой. Все пальчики обеих рук – в “щепотке ” и соприкасаются кончиками. В этом положении дуть на них – при этом пальчики принимают форму шара. Воздух “выходит”, и пальчики принимают исходное положение.

Релаксация

“Огонь и лед” Попеременное напряжение и расслабление всего тела. И.п. – лежа. По команде “Огонь!” дети начинают интенсивные движения всем телом. По команде “Лед!” дети застывают в позе, в которой их застигла команда, напрягая до предела все тело. Инструктор несколько раз чередует обе команды, произвольно меняя время выполнения той и другой.

“Пляж” И.п. – лежа на спине. Инструктор: Закройте глаза и представьте, что вы лежите на теплом песке. Ласково светит и пригревает солнышко. Веет легкий ветерок. Вы отдыхаете, слушаете шум прибоя, наблюдаете за игрой волн и танцами чаек над водой. Прислушайтесь к своему телу, почувствуйте позу, в которой лежите. Удобно ли вам? Попробуйте изменить свою позу так, чтобы было максимально удобно, чтобы вы максимально расслабились. Представьте себя целиком и запомните возникший образ. Затем потянуться, сделать глубокий вдох и выдох, открыть глаза, медленно сесть и аккуратно встать.

«Паровоз»

Дети разбиваются на команды, выстраиваются «паровозиком» в затылок друг друга. Все закрывают глаза, кроме первых -вагоновожатых, которые медленно начинают движение. Их задача – аккуратно, молча вести «паровоз», огибая препятствия, не сталкиваясь с другими; задача остальных – максимально «прислушиваться» к стоящему впереди, наиболее точно повторять изменения в его движениях, тем самым обеспечивая точную передачу информации стоящим сзади.

«Запретное движение»

Педагог показывает различные движения, дети должны их повторять, если к показу будет добавлено слово «пожалуйста» или, если показанное движение (например, шаг вперед или руки вниз) не является запретным. Вместо запретного движения, например, предлагается не двигаться или делать движение в противоположную сторону – шаг назад или руки вверх.

«Зеваки»

Дети идут по кругу. По сигналу педагога (звонок, хлопок, свисток, колокольчик и т. п.) все останавливаются, делают три хлопка и поворачиваются кругом, затем продолжают движение.

«Слоник»

Голова кладется на вытянутую вперед руку-«хобот». Стоя на слегка согнутых коленях и наклоняя туловище вслед за движением руки (работает все тело), а также смотря на кончики пальцев, ребенок «рисует хоботом» в воздухе большой знак бесконечности, можно «прописывать» буквы и цифры. Сначала ребенок выполняет задание одной рукой, затем другой.

«Движение по кругу»

Дети стоят или сидят в кругу. Ведущий показывает движение. Следующий по кругу, повторяет движение ведущего и добавляет свое. Последующие участники игры по очереди повторяют движение предыдущего и добавляют свои. И так, пока все дети не примут участие.

Источник